Дидактическое упражнение «Варенье из фруктов»
Ход занятия
I.Организационный момент.
Доброе утро! Птицы и звери!
Добрые люди, вставайте с постели,
Вся темнота расползлась по углам,
Солнце встает и идет по домам.
Доброе утро и солнцу, и птицам.
Доброе утро улыбчивым лицам!
-Улыбнитесь мне и друг-другу. Назовите каждый по очереди свое имя ласково.
II. Основная часть
Логопед . Ребята, подойдите к доске и возьмите картинку с любимым вашим фруктом. Присаживайтесь.
Логопед. (Логопед достает апельсин.) А что это такое у меня в руке?
Дети. Апельсин.
Логопед. Это овощ или фрукт?
Дети. Фрукт.
Л.: - Жил-был Язычок. проснулся он рано утром. Открыл ОКОШКО. Посмотрел НАЛЕВО, НАПРАВО, ВНИЗ- нет ли луж, ВВЕРХ- есть ли солнышко. Закрыл ОКОШКО -жарко стало: ААА…Открыл снова -холодно стало: ДДД…Побежал язычок в ванную. Открыл дверь- заскрипела дверь ИИИ… «Надо дверь смазать»,-подумал Язычок. Открыл воду .Полилась сначала горячая вода ШШШ. Язычок отдернул руки «Ой!» Включил холодную воду. Горячая вода соединилась с холодной и водичка стала теплой ССС…Наконец он начал чистить зубы. Сначала верхние, затем нижние (ЧИСТИМ ЗУБЫ).Почистил зубы ,закрыл скрипучую дверь ИИИ…И побежал на кухню печь блины. Начал тесто месить ПЯ-ПЯ-ПЯ(губами), ТЯ-ТЯ-ТЯ (зубами).Посмотрим готово ли тесто?(ватной палочкой проверить «покалывая» язычок).Нет, не готово. Снова месим тесто и проверяем. Готово!
Испек Язычок БЛИНЫ. Съел их с ВКУСНЫМ ВАРЕНЬЕМ., запил молоком из ЧАШЕЧКИ.Посмотрел на ЧАСЫ.И решил пойти погулять.Во дворе стояла КАЧЕЛЯ. Покачался он на ней и отправился дальше.Что случилось дальше вы узнаете на следующем занятии.
Пальчиковая гимнастика «Апельсин».
Мы делили апельсин,
| | Апельсин всего один,
Это долька для ежа,
Эта долька для чижа,
Эта долька для утят,
Эта долька для бобра,
| На каждую строчку, начиная с мизинца, загибать пальцы.
| А для волка кожура.
| Разжать пальцы.
| Игра «Любимый сок»по вопросам:
Как называются деревья, на которых растут фрукты? (Фруктовые.)
Сок и яблок – яблочный, а из апельсинов – …? (Апельсиновый.)
Какой сок ты любишь? Из каких фруктов он приготовлен?
Сад (какой?) если в нем растут фрукты? (Фруктовый.)
Какой сок ты пил, какой он на вкус?
Лексико-грамматические игры и упражнения
• «Назови ласково»: яблоко — яблочко; апельсин — апельсинчик и т.д.
• «Какого фрукта не стало?» Усвоение категории родительного падежа единственного числа. На доске — четыре - пять картинок с изображением фруктов. Логопед незаметно убирает одну картинку и спрашивает: «Какого фрукта не стало?» Дети отвечают: «Не стало лимона» и т.д.
• «Один — много». Образование множественного числа существительных: это —лимон, а это— лимоны; это — груша, а это — груши и т. д.
• « Что приготовим ?» Из яблока — яблочное повидло; из банана — банановое пюре; из лимона—лимонный сок; из груши— грушевый компот.
• «Что ты любишь?» Составление предложений по картинкам. У каждого ребенка на столе картинки с изображениями фруктов. Дети выбирают свои любимые фрукты и говорят: «Я люблю банан (грушу)» и т.д.
Упражнение можно усложнить ответами типа: «Я люблю банан, а Витя любит грушу».
Развитие связной речи
• Рассказ-описание «Лимон»: «Лимон — это фрукт. Он растет на дереве. Лимон круглый, желтый, твердый, кислый. Внутри у него косточки. Лимон покрыт кожурой. Он полезный. Его кладут в чай».
Психоречевая гимнастика • Выполнение многоступенчатых инструкций логопеда: — Яблоко положи в корзину, а сливу —в вазу. — Яблоко положи в корзину, сливу —на стол, а мандарин возьми в руку. — Положи яблоко возле лимона, а сливу спрячь в ладонях. — Расскажи, что ты делал.
• На доске пять картинок: яблоко, груша, слива, банан, лимон. Поочередно каждым пальцем, начиная с большого, дети отстукивают слова по столу. Повторить упражнение с закрытыми глазами.
• Пальчиковая гимнастика «В сад за сливами». Логопед произносит текст, а дети выполняют движения пальцами: Толстый палец и большой в сад за сливами пошел, Указательный с порога указал ему дорогу. Средний палец —самый меткий, он сбивает сливы с ветки. Безымянный — собирает, а мизинчик-господинчик В землю косточки бросает.
Тема: «Фрукты»
«Что растет в саду, на деревьях? (фрукты)
«Осень добрая пришла,
Нам подарки принесла:
Яблоки душистые, персики пушистые, груши золотистые»
1. артикуляционные упражнения:
(средний возраст)
--- «Съели яблочко»
«Ах, как вкусно! Вот яблочко - широко открыть рот, закрыть и щелкнуть зубами
Мы кусочек откусили
Пожевали – та-та-та-та-та - пожевать зубами широкий кончик языка
Проглотили – ам!» - почмокать губами
(старший возраст)
--- «Съели апельсин»
«Мы ходили в магазин и купили апельсин - надуть щеки
Съели апельсин, корочки остались - втянуть щеки
А теперь покушаю сладенькую грушу я - почмокать губами
Надо губки облизать - облизать губы круговым движением,
И «спасибо» всем сказать» - сначала верхнюю, затем нижнюю
2. чистоговорки:
(средний возраст)
--- ко – ко - ко – ели яблоко
--- лю – лю - лю – яблоки люблю
--- ой – оль - ой – апельсин большой
(старший возраст)
--- син – син - син – спелый апельсин
--- ю – ю - лю – апельсины я люблю
--- ки – ки - ки – где яблоки?
3. упражнение на дыхание:
«Понюхаем, как пахнут фрукты, ах, какие ароматные фрукты» - поднести ладони к лицу и сначала глубоко вдохнуть, а затем медленно выдохнуть: «Ах!»
4. развитие фонематического восприятия:
(средний возраст)
--- «Обезьяна утром рано
В зоопарке ест…(бананы)»
--- «Груши – яблоки в корзине
Мы купили в …(магазине)»
--- «На праздничном столе у нас
Лежит большущий…(ананас)
(старший возраст)
--- «Южных яблок настоящих
Нам прислали целый …(ящик)»
--- «Кислым соком напоен
В толстой кожуре …(лимон)»
--- «Очень вкусны и, конечно, красивы
Крепкие, гладкие, сочные…(сливы)»
5. мелкая моторика: «Апельсин»
(средние делают на одной руке, старшие – на двух руках)
«Мы делили апельсин,
Много нас, а он один. -показать кулачки, выпрямить пальцы
Эта долька – для ежа. - загнуть большой палец
Эта долька – для стрижа. - загнуть указательный палец
Эта долька – для утят. - загнуть средний палец
Эта долька – для котят. - загнуть безымянный палец
Эта долька – для бобра. - загнуть мизинчик
А для волка – кожура. - выпрямить все пальцы
Спелые, сочные, разноцветные, На прилавках всем заметные! Мы полезные продукты, А зовутся просто - … (фрукты)
Фруктовые деревья в саду требуют много внимания и заботы. Вокруг дерева вскапывают землю, защищают деревья от паразитов, подрезают ветви, чтобы плоды были более крупными. Как только приходит весна, на деревьях появляются почки. Когда солнышко начинает припекать, почки раскрываются и превращаются в цветы. Насекомые собирают с них пыльцу. Лепестки цветов после этого опадают, а на их месте завязываются плоды.
Дидактическая игра «Что сначала, что потом?»
Дети расставляют картинки с изображением этапов роста дерева (дерево с почками, с цветками, с незрелыми плодами, с созревшими плодами).
Плоды собирают с деревьев руками, используя лестницу, если дерево высокое. Положите перед собой листы бумаги с нарисованным деревом и давайте дорисуем эту картинку.
Дидактическое упражнение «С какого дерева плод?»
С яблони собирают урожай … чего? Яблок. С сливы собирают урожай … чего? Слив. С груши собирают урожай … чего? Груш. С айвы собирают урожай … чего? Айвы. С персика собирают урожай … чего? Персиков. С абрикоса собирают урожай … чего? Абрикосов.
А хорошо ли вы знаете, как выглядят эти фрукты. Сейчас мы узнаем.
Дидактическое упражнение «Найди тень»
Детям предлагается соединить линиями цветные картинки фруктов с их черным силуэтом (тенью).
Загадки про фрукты
Зеленые, желтые, красные, и есть кислые, и есть сладкие. (Яблоки)
Они на дереве растут, сухие курагой зовут. (Абрикосы)
Когда она на ветках спеет, на солнышке она синеет. (Слива)
На деревьях растет тоже, и на лампочку похожа. (Груша)
С красным боком и мохнатый, очень сочный он и сладкий. (Персик)
Самый кислый фрукт на свете, но полезен даже детям. Из теплых стран нам шлет поклон! Наш желтый друг... (Лимон)
Дидактическое упражнение «Варенье из фруктов»
Из яблок варят … какое варенье? Яблочное. Из слив варят … какое варенье? Сливовое. Из груш варят … какое варенье? Грушевое. Из айвы варят … какое варенье? Айвовое. Из персиков варят … какое варенье? Персиковое. Из абрикос варят … какое варенье? Абрикосовое.
Анализ занятия.
Тема занятия подобрана в соответствии с индивидуальным планом развития ребёнка и соответствует возрасту, уровню речевого и общего развития ребёнка.
Структура занятия. Ребенку предлагалось несколько заданий на мышление, развитие моторики рук, развитие слуха и речи. Структура занятия была нарушена, так как динамическая пауза была проведена в конце занятия.
Деятельность детей на занятии не была однообразной : один вид деятельности быстро сменялся другим, не давая возможности им утомиться или заскучать. Занятие проходило с помощью игровых приемов.
Полнота раскрытия темы – материал понимался детьми достаточно хорошо, качество знаний, умений и навыков, полученных в ходе занятия, довольно высокое. Дети были активным и целеустремленным. Задачи занятия решены.
Методы и приемы обучения достаточно разнообразны, вполне обоснованны. Эмоциональный интерес детей не угасал на протяжении всего занятия. Для отдыха, педагог провел пальчиковую гимнастику и динамическую паузу.
Характеристика педагога. Учитель-логопед, вне всяких сомнений, обладал педагогическим тактом, что выражалось в точной, корректной формулировке задания, легко находил общий язык с детьми.
Речь педагога. Речь педагога местами была невнятной, нечеткой. Были допущены речевые ошибки.
Результаты занятия. План занятия логопеда был полностью выполнен, цель достигнута. Используемая система коррекционно – педагогической работы в данной группе даёт положительную динамику.
Педагогические выводы и предложения. Занятие, на мой взгляд, было профессиональным, развивающим, продуктивным и познавательным. Дети прекрасно выполняли данные им задания.
III. Подведение итогов.
-оценка деятельности детей на занятии;
-опрос о проделанной работе.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|