Сделай Сам Свою Работу на 5

Имя существительное. Родительный падеж множественного числа





Род имён существительных

Упражнение 1. Определите род существительных и составьте с ними словосочетания или предложения. Образец: ночное такси; такси подвезло меня к дому.

Авеню, автомобиль-амфибия, автомобиль-цистерна, алиби, альфа-измеритель, антресоль, атташе, аутодафе, балет-фантазия, бандероль, Батуми, бета-излучение, библиотека-хранилище, бикини, бренди, БТР, бунгало, буржуа, ватерполо, ВВС, вечер-встреча, виски, ВПК, вуаль, Гагры, газета «Фигаро», галстук-бабочка, ГКО, Гоби, гороно, гуру, декольте, Дели, денди, джерси, диагональ, диван-кровать, ДНД, ДТП, жалюзи, ЖСК, жюри, закусочная-автомат, зеро, иваси, идальго, импресарио, какаду, канифоль, картофель, кафе-столовая, квартира-музей, клише, колибри, конферансье, кофе, кресло-качалка, кюре, леди, мадам, Маренго, мафиози, миледи, мозоль, моль, монпансье, НЛО, Онтарио, ОРТ, очерк-обозрение, павильон-выставка, падре, пани, пенальти, пенсне, платье-костюм, плащ-палатка, плиссе, пони, портье, пресс-папье-зажигалка, пюре, рандеву, рантье, ранчо, регби, реле, рефери, родео, рояль, сажень, салями, сирокко, сомбреро, табель, табу, Токио, толь, тюль, фасоль, ФБР, фланель, фрау, ФСБ, фуэте, Хоккайдо, Хонсю, цеце, чудо-ребёнок, шампунь, шасси, шимпанзе, шоу.



Упражнение 2. Выберите правильный вариант из существительных. Обоснуйте ответ. При наличии нескольких литературных вариантов укажите, как они соотносятся.

Бакенбард – бакенбарда, банкнот – банкнота, босоножек – босоножка, ботинок – ботинка, браслет – браслета, бутс – бутса, валенок – валенка, ведёрко – ведёрка, вольера – вольер, георгин – георгина, гетр – гетра, гренка – гренок, гипюр – гипюра, жираф – жирафа, заусеница – заусенец, канделябр – канделябра, клавиш – клавиша, комментарий – комментария, корректив – корректива, манжет – манжета, мансарда – мансард, монисто – мониста, мочало – мочала, оладий – оладья, плацкарт – плацкарта, повидло – повидла, погон – погона, помидор – помидора, просека – просек, рельс – рельса, сандалет – сандалета, сандалий – сандалия, тапок – тапка, тапочка – тапочек, туфель – туфля, фильма – фильм, фамилия – фамилие, чинар – чинара, чучело – чучела, щупалец – щупальца – щупальце, эполет – эполета.



Упражнение 3. Найдите в шуточном стихотворении известного лингвиста Б.Ю. Нормана существительные, в которых допущена ошибка в их родовой принадлежности.

Слыхали эту новость?
У нас в шкафу живёт
Тот, кто любую овощь,
Любой продукт сжуёт.
Он яблок, помидору
И всю картофель съест,
Баранок без разбору
Умнёт в один присест.
Прожорлив, как собака,
Тот, кто живёт в шкафу:
Пропали тюль и тапок,
И туфель на меху.
Он съел жилету кунью
И дедовский папах,
Персолем и шампунью
Который весь пропах.
Так кто ж ту путь проделал
Из шкафа в антресоль?
Мыш ненасытный, где он?
Где он, огромный моль?
Вы скажете: не верим!
Чтоб всё пустить в труху?
...Но есть обжора Время –
Вот кто живёт в шкафу.


Имя существительное. Родительный падеж множественного числа

Упражнение 1. Объясните, каким фактором обусловлена форма именительного падежа множественного числа существительных мужского рода второго склонения.

Агрономы, адреса, альты, аптекари, арбузы, архитекторы, аэропоезда, аэропорты, берега, бинты, бойлеры (в профессиональной речи – бойлера), бока, борта, боцманы (у моряков – боцмана), брокеры, бугели (в профессиональной речи – бугеля), буера, буксиры, бульдозеры, бункера и бункеры, буфера, бухгалтеры, бюргеры, векселя (допустимо – вексели), векторы, вензеля, вентили (в профессиональной речи – вентиля), вентиляторы, ветры (допустимо – ветра), взводы, возы, выборы, выговоры, выгоны, вымпелы (допустимо – вымпела), вырезы, гидротормоза, глиссеры (допустимо – глиссера), гончары, горбы, города, гравёры, грифели, гроссбухи, дизели и дизеля, директора (!), диспетчеры (!), договоры (допустимо – договора), докеры, доктора, инженеры, инквизиторы, кабели (!), клапаны (в профессиональной речи – клапана), клинкеры (в профессиональной речи – клинкера), клиросы, клочья и клоки, козыри, кожухи, коллекторы, комбайнёры, конвейеры, конденсаторы, кондитеры, конструкторы (в профессиональной речи – конструктора), контейнеры, короба и коробы, кренделя и крендели, луга, маляры (!), мастера, мичманы (у моряков – мичмана), округа (!), острова, плуги, полки, председатели, пруды, пуделя и пудели, радиаторы, регионы, редактора и редакторы, ремни, рога, рубли, рули, румбы, рукава, свитеры (допустимо – свитера), своды, секретари, секаторы, сектора и секторы, селекторы, серпы, соколы, стартёры, стволы, стебли, стога, столбы, столяры, сторожа, тома, токаря и токари, тонусы, топоры, торты, тостеры, трактора и тракторы, трейлеры, тренеры (!), тылы, факелы, факиры, факторы, фельдфебели, фельдъегеря и фельдъегери, фельдшера (допустимо – фельдшеры), фермеры, фильтры, флаги, флигеля (допустимо – флигели), фломастеры, флоты (!), флюгера (допустимо – флюгеры), хутора, шарфы, шелка, шкафы, шкипера и шкиперы, шпатели (в профессиональной речи – шпателя), шприцы, шрифты (в профессиональной речи – шрифта), штабы, штабеля (допустимо – штабели), штекеры (в профессиональной речи – штекера), штемпеля (допустимо – штемпели), штопоры, штрафы, штурманы (у моряков – штурмана), штуцера и штуцеры, штыри, шулера (допустимо – шулеры), шурины (допустимо – шурья), щиты, экваторы, экспандеры, экспортёры, элеваторы, электропоезда, юпитеры (в профессиональной речи – юпитера), якоря, ярусы, ястреба и ястребы.



Упражнение 2. Выберите одну из форм множественного числа. Объясните свой выбор.

1. (Зубы, зубья) волка острее кинжала. 2. На старом гребне почти не осталось (зубов, зубьев). 3. (Корпусы, корпуса) новой клинической больницы можно было заметить уже при въезде в город. 4. (Корпусы, корпуса) лошадей темнели вдали. 5. (Корни, коренья) деревьев плохо держались в илистой почве. 6. Любимым блюдом деда был грибной суп с (корнями, кореньями). 7. Крупные (лоскуты, лоскутья) кожи лежали у стола. 8. Мальчик в изодранной одежде бежал по улице, (лоскуты, лоскутья) его одежды развевались на ветру. 9. От света луны небо и море окрасились в тёмно-синие (тоны, тона). 10. (Листы, листья) бумаги были разбросаны по всему полу. 11. (Листы, листья) деревьев уже окрасились в жёлто-красные (тоны, тона). 12. Надо устранить все (тормозы, тормоза), которые мешают проведению экономической реформы. 13. (Тормозы, тормоза) на машине оказались неисправными. 14. На мой взгляд, вам не идут яркие (цветы, цвета) в одежде. 15. Ярко-красные (цветы, цвета) стояли в вазе. 16. Как все старые (мужи, мужья), муж Ольги был ревнив. 17. Учёные (мужи, мужья) совещались долго, но так и не пришли к единому решению. 18. (Ордены, ордена) были вручены солдатам сразу после боя. 19. Иезуитский и доминиканский (ордены, ордена) – одни из самых древних в католической церкви. 20. На время производственной практики нам выдали заводские (пропуски, пропуска). 21. Простые бухгалтерские (счёты, счета) сейчас заменили компьютеры. 22. (Образы, образа) Татьяны Лариной и Наталии Ростовой наиболее близки мне. 23. Жених и невеста стали под (образы, образа). 24. По утрам мать доставала из печи душистые (хлебы, хлеба). 25. (Хлебы, хлеба) в поле уже поспели. 26. Школьные (учители, учителя), к сожалению, не всегда духовные (учителя, учители. наших детей. 27. (Сыны, сыновья. Тараса Бульбы учились в бурсе. 28. Защитники Москвы в 1812 и в 1941 годах были истинными (сынами, сыновьями. Отечества. 29. В старой части города до сих пор (боровы, борова) дымоходов чистят трубочисты. 30. За стеной, в хлеву, визжали (боровы, борова).

Упражнение 3. Поставьте существительные, данные в скобках, в форму именительного/винительного падежа множественного числа.

1. (Инженер) нужны повсюду. 2. Рыболовецкие (судно) не выходили в море уже три месяца. 3. (Дно) сосудов были покрыты копотью. 4. По просёлочной дороге спокойно бегали (курица) и (цыплёнок), а в пыли возились (поросёнок) и (телёнок). 5. В Историческом музее я с интересом рассматривал старинные (ружьё). 6. На границе пограничники очень тщательно проверяли наши (паспорт) и багаж. 7. (Ребёнок) часто плачут по ночам. 8. (Гражданин), пройдите немного вперёд! 9. (Хозяин) что-то давно не заходили. 10. Масляные (пятно) особенно чётко выделялись на светлом пиджаке. 11. В огромных залах висели старинные (зеркало). 12. (Крестьянин) всегда с особой нежностью относились к корове-кормилице. 13. Адмирал дал команду поднимать (якорь). 14. (Штурман) кораблей были вызваны в штаб флота. 15. Тихоокеанский и Северный (флот) провели учения. 16. (Фермер) получили в аренду заброшенные (хутор). 17. (Диспетчер) аэропорта решили начать забастовку. 18. (Директор) заводов были вызваны в городскую администрацию, а (председатель) кооперативов – нет. 19. (Тренер) олимпийской сборной – признанные (мастер). 20. Использованные (шприц) укладываются в специальные (контейнер) и затем уничтожаются. 21. На таёжных трассах могут работать только опытные (шофёр). 22. (Вентиль) на газопроводе были немедленно перекрыты. 23. Заводу требуются опытные (бухгалтер, токарь, столяр, маляр, сторож). 24. Почти на всех крышах домов в рыбачьем посёлке были установлены (флюгер). 25. По краям сцены были установлены яркие (юпитер). 26. Все (штопор) куда-то запропастились.

Упражнение 4. Исправьте ошибки, связанные с употреблением существительных в единственном и во множественном числе. Постарайтесь объяснить, в чём суть этих ошибок.

1. Раскольников хотел признаться в содеянном, но ему не хватило сил и мужеств. 2. В романе «Мастер и Маргарита» Булгаков зашифровал свои взгляды и мировоззрения. 3. Наш завод производит телевизор высокого качества. 4. Жена принесла целый поднос чаёв. 5. На свадьбу он пришёл весь в трепьях. 6. У богатого брата было много скотин, а у бедного – только одна корова. 7. Им приказали немедленно сдать все оружия. 8. Недро земли очень богатое. 9. Мы с сестрой вымыли все посуды, убрали их в буфет и стали ждать маму. 10. Профессия милиционера мне нравится тем, что в ней много опасностей и рисков. 11. Мальчик научился играть на гармошке всякие музыки. 12. Ребята в зале закричали и свистами прогнали Бармалея. 13. Это лекарство мне велели принимать до всех ед. 14. Во дворе у нас качель сломалась. 15. Я хочу, чтобы на день рожденья мне подарили маленький тисок. 16. Обрежь ножницей нитку. 17. У меня кончилось чернило, и я не могу больше писать. 18. Окна мы выкрасили белилом. 19. В сочинении хорошо рассказано про окрестность школы. 20. Вода используется также в хозяйственной цели. 21. Небо затянуто сплошным серым облаком. 22. Мы с подругой приехали с дач в один день. 23. Этот врач принимает только по предварительным записям. 24. Шофёры возили хлеб через Ладогу и доставляли солдат на фронты. 25. Один людь ничего здесь не сможет сделать. 26. Каждую зиму он болеет гриппами. 27. В представлениях героев Толстого всё было по-другому. 28. Герои Бородинского сражения, как показал Л.Н. Толстой, принадлежали к различным социальным средам. 29. Неправильные выражения нередко можно услышать в речах детей. 30. В начале войны наши войска несколько раз попадали в окружения. 31. Сейчас трудно воспитать у детей правильные отношения к труду. 32. На предприятии организована работа по обмену опытами. 33. Надо просчитать все риски вложения денег в это производство

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.