Тема 3. ТЕОРИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ
Тема 1. ПРЕДМЕТ, МЕТОДЫ И НАПРАВЛЕНИЯ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
1.1. Задания для самостоятельной работы
1) Поставьте между словами «теория» и «факты» две противоположно направленные стрелки и соотнесите данные стрелки с методами дедукции и индукции.
2) Выберите ответ, характеризующий альтернативные издержки обучения студента А. в университете, если он не только не платит за обучение, но и получает стипендию за отличную учебу:
а) затраты родителей на содержание студента;
б) затраты государства (частного вуза) на обучение студента;
в) затраты студента на покупку необходимых ему благ;
г) максимальный доход, который мог бы получать студент, если бы он прекратил обучение и занялся бы чем-нибудь другим;
д) размер стипендии.
3) Определите, где нормативные, а где позитивные суждения:
а) низкие цены на бензин приводят к большему потреблению бензина;
б) цены на хлеб необходимо снизить;
в) бедные не должны платить налоги, так как не могут их платить;
г) для роста прибыльности отечественных автозаводов желательно повысить таможенные пошлины на иностранные автомобили;
д) ограничение ввоза иностранных автомобилей позволит повысить зарплату на отечественных автозаводах;
е) следует уменьшить дефицит платежного баланса;
ж) снижение процентных ставок зависит от уменьшения дефицита госбюджета.
4) Разграничьте утверждения относящиеся к микро- и макроэкономике:
а) правительство осуществляет политику либерализации цен;
б) отсутствие дождей в Сибири вызвало падение урожайности зерновых;
в) средством снижения уровня инфляции является уменьшение бюджетного дефицита;
г) снижение налоговых ставок оживляет деловую активность в стране;
д) размер стипендии студента зависит от среднедушевого дохода его семьи или личного дохода студента.
5) Предприятие Б. по ремонту локомотивов имеет в своем составе четыре помещения. На каждом из них может быть размещено оборудование либо по ремонту электровозов, либо по ремонту тепловозов. Количественные сочетания ремонта электровозов и тепловозов, которые могут быть осуществлены за год, представлены в табл. 1.1.1.
Т а б л и ц а 1.1.1.
Варианты распределения помещений и работы по ремонту локомотивов
Количество помещений под ремонт электровозов
| Число отремонтированных электровозов
| Число отремонтированных тепловозов
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
а) Начертите кривую производственных возможностей для предприятия Б.
б) Объясните, что характеризует данная кривая?
в) Каковы альтернативные издержки ремонта тепловозов, выраженные в ремонте электровозов, если для ремонта тепловозов используется только одно помещение?
г) Дайте определение альтернативных издержек.
д) Что означает ситуация, когда при занятых ремонтом электровозов двух помещениях ремонтируется 60 электровозов и 60 тепловозов?
е) Определите альтернативные издержки ремонта электровозов при занятии ремонтом электровозов третьего помещения.
ж) Будет ли отличаться от предыдущего ответ, если вместо «третьего» написать «трех»? Если «да», то какой будет ответ? Если «нет», то почему «нет»?
1.2. Контрольные вопросы
1. Сформулируйте предмет экономической теории, дайте понятия микроэкономики, макроэкономики.
2. Перечислите известные вам методы экономического анализа.
3. Дайте трактовку следующим категориям: собственность, эффективность, альтернативная ценность.
4. Назовите три основные модели экономических систем и расшифруйте термин «смешанная экономика».
5. Какие направления развития экономической теории вы знаете?
6. Объясните разницу между нормативными и позитивными экономическими суждениями.
Темы рефератов
1. Экономический империализм (Чикагская школа) и ее расширительные трактовки предмета экономической теории.
2. Взгляды отечественных и зарубежных ученых на экономическую систему в СССР.
Литература
[1; 2; 4; 14; 15; 18; 21; 23; 24].
Тема 2. РЫНОЧНЫЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
ЭКОНОМИКИ
2.1. Задания для самостоятельной работы
1) Петр и Елена продают всю выращенную клубнику оптом. Петр продает в день по 10 кг по цене не ниже 20 р./кг, а Елена – по 12 кг по цене не ниже 30 р./кг. Петр найдет возможности для продажи 18 кг в день при цене не ниже 40 р./кг, а Елена – те же возможности, что и Петр, при цене не ниже 50 р./кг. Постройте кривую суммарного предложения (принять при построении P и Q одну клетку за 2 единицы).
2) Функция спроса Сергея Q1 = 6–3Р, функция спроса Ольги Q2 = 4–0,5Р. Постройте кривую суммарного спроса.
3) Предположим, есть два рынка товара А. На первом рынке функция спроса D1 = 25–Р, предложения S1 = –11+2Р; на втором, соответственно D2 = 60–2Р, S2 = –20+2Р.
а) определите равновесные объемы продаж и цены на каждом из рынков;
б) как изменятся равновесные цена и объем продаж, если эти рынки объединятся?
в) что произойдет на каждом из рынков при их раздельном существовании и на объединенном рынке, если государство установит единую цену продажи Pг=13?
4) Заполните табл. 2.1.1., поставив «галочки» в тех колонках, которые характеризуют изменения под влиянием указанного фактора с образованием новой равновесной цены.
Т а б л и ц а 2.1.1.
Влияние факторов на кривые спроса и предложения
Фактор влияния (при прочих равных усло-виях)
| Сдвиг кривой спроса
| Движение вдоль по кривой спроса
| Сдвиг кривой предложения
| Движение вдоль по кривой предложения
| Изменение цены товара-заме-нителя
|
|
|
|
| Внедрение новой технологии
|
|
|
|
| Изменение моды на товар
|
|
|
|
| Изменение доходов потребителей
|
|
|
|
| Изменение цен на сырье
|
|
|
|
|
5) Кривая спроса на карандаши сдвинулась вправо. Определите событие, повлиявшее на это движение:
а) изменение цены товара-заменителя;
б) изменение цены дополняющего товара (по отношению к карандашу);
в) изменение цены на сырье;
г) снижение косвенного налога (акциза) на карандаши.
2.2. Контрольные вопросы
1. Перечислите функции рынка. Какие из них и в чем можно относить к микроэкономике или к макроэкономике?
2. Охарактеризуйте структуру рынка по объектам рыночных сделок. До какого уровня можно подразделять структуру рынка объектам?
3. Сформулируйте законы и детерминанты спроса и предложения. Почему среди детерминант как неценовых факторов присутствуют цены?
4. Что понимается под равновесной ценой и как она меняется при сдвигах кривых спроса и предложения?
5. С помощью чего и как предприниматели могут определять прямую эластичность спроса по цене?
6. Какие из видов эластичности спроса и как характеризуют товарную массу?
7. Что такое общественные блага и каковы их свойства?
8. Дайте понятие экстерналий.
9. Перечислите типы и варианты фиаско рынка и функций государства в экономике, определите границы участия государства.
10. Расшифруйте содержание термина «ипдикативное планирование».
Темы рефератов
1. Практическое значение теории эластичности спроса и предложения.
2. Эволюция рынка и формирование рыночной экономики.
Литература
[3; 7; 9; 10; 13; 14; 17; 20; 26; 32].
Тема 3. ТЕОРИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ
3.1. Задания для самостоятельной работы
1) Выберите верный вариант ответа.
Общая полезность растет, когда предельная полезность:
а) уменьшается;
б) увеличивается;
в) является положительной величиной;
г) является отрицательной величиной.
2) Допустим, что товары А и Б имеют цены 50 и 80 р. соответственно. На свой доход потребитель может приобрести 5 единиц товара А и 8 единиц товара Б. Предельные полезности пятой единицы товара А и восьмой единицы товара Б равны. Какое решение примет рациональный потребитель по отношению к указанному возможному набору покупки:
а) купить меньше А и больше Б;
б) купить больше А и меньше Б;
в) купить меньше обоих благ;
г) купить больше обоих благ;
д) купить указанный набор?
3) Врач убежден, что при простуде 6 ложек меда на стакан горячего молока помогают так же, как и 3 ложки меда на 2 стакана молока. Тогда предельная норма замещения меда молоком равна:
а) 3/2; б) 1/3; в) 2/3; г) 3.
4) Одинакова ли предельная полезность купюры в 5 тыс. р. для преподавателя с твердым окладом жалования в государственном вузе и для молодого миллионера из коммерческой структуры? Обоснуйте ответ.
5) Студент читает журналы и слушает музыку, записанную на кассеты. Табл. 3.1.1. показывает полезность, которую он получает от потребления различного количества журналов и кассет. Цена журнала – 1,5 р., а цена кассеты – 7,5 р. Предположим, что обычно студент покупает 2 кассеты и 10 журналов. Тогда:
а) Сколько денег тратит студент на покупку этого количества кассет и журналов?
б) Какую полезность он получает от потребления такой комбинации товаров?
в) Рассчитайте предельную полезность, которую он получает от потребления кассет и журналов.
г) Постройте кривую предельной полезности кассет.
д) Можете ли вы установить на данном этапе, максимизирует ли студент полезность? Если да, то при какой комбинации товаров, а если нет, то почему«нет»?
е) Какую полезность получит студент, если весь свой бюджет будет тратить на покупку кассет?
ж) Рассчитайте отношение предельной полезности к цене для каждого из товаров.
з) Можно ли теперь установить, при какой комбинации товаров полезность окажется максимальной? Если да, то выберите эту комбинацию, а если нет, то почему «нет»?
Т а б л и ц а 3.1.1.
Взаимосвязь получаемой от потребления совокупной полезности
по видам благ в зависимости от количества потребляемого блага
Количество блага (шт.)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Количество совокупной полезности по виду блага (ютил)
| журналы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| кассеты
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6) Функция полезности Ux=12x–x2, где х – количество потребляемых огурцов. Используя определение предельной полезности, определите, начиная с какого огурца общая полезность начнет уменьшаться?
7) Выберите верный вариант ответа.
Бюджетная линия останется на месте, если:
а) цена товара А снизится на столько же процентов, что и цена товара В;
б) цена товара А возрастет на столько же процентов, на сколько упадет цена товара В;
в) как цены, так и доход изменятся в одинаковой пропорции;
г) цены упадут, а доход в той же пропорции возрастет.
8) Какой из следующих вариантов динамики общей полезности иллюстрирует принцип убывания предельной полезности:
а) 300, 400, 500, 600;
б) 300, 550, 850, 1200;
в) 300, 500, 1700, 9700;
г) 300, 350, 370, 380;
д) 300, 450, 550, 700?
3.2. Контрольные вопросы
1. Назовите виды полезности и дайте их определение. Какой из видов полезности стремится максимизировать потребитель?
2. Что общего и чем различаются два основных подхода к полезности в теории маржинализма?
3. Сформулируйте правило потребительского поведения. Почему оно называется ситуацией потребительского равновесия?
4. Дайте развернутые и краткие определения и охарактеризуйте свойства бюджетной линии и кривой безразличия.
5. Раскройте формулу предельной нормы замещения благ через имеющиеся в ней соотношения. Как связана эта норма с правилом потребительского поведения?
6. Растет ли ценность блага для потребителя с уменьшением запаса данного блага? Как это проявляется в динамике предельной нормы замены при движении вдоль по кривой безразличия? Как изменится объяснение ответа на предыдущий вопрос, если поменять местами числитель и знаменатель в исходном определении предельной нормы замены благ?
7. Что понимается под потребительским излишком?
Темы рефератов
1. Различие марксизма и маржинализма в трактовке полезности и ее значения в экономической теории.
2. Теория потребительского поведения сквозь призму попыток проверки ее утверждений на практике.
Литература
[3; 5; 6; 8; 11; 18; 19; 21; 28; 29].
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|