Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 14. ФИНАНСЫ И ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА





План семинарского занятия

Финансовая система, государственный бюджет и налогообложение.

2. Проблема сбалансированности бюджета и государственный долг.

3. Сущность, виды и проблема эффективности фискальной политики.

 

Методические указания

 

Рассматривая первый вопрос, следует дать определение финансов, охарактеризовать структуру финансовой системы, место, роль и структуру государственного бюджета в ней. Затем необходимо рассмотреть структуру и динамику расходов бюджета, выделив четыре категории и два обобщенных блока расходов, а также оценку бюджетной динамики кейнсианцами и неоклассиками. В анализе бюджетных доходов требуется охарактеризовать субъектов их уплаты, формы и методы сбора доходов, виды поступлений в бюджет от частного и государственного секторов. Необходимо рассмотреть сущность и функции налогов, принципы построения налоговой системы, подразделение видов налогов на крупные их категории, деление налоговых систем (ставок) по связи динамики доходов с размерами налоговых ставок, а также действие налогов по кривым Лоренца и Лаффера.



Во втором вопросе следует дать определение профицита и дефицита бюджета, формулу мультипликатора сбалансированности бюджета, критические размеры дефицита, способы краткосрочного его покрытия или сокращения секвестром, а также преодоления в долгосрочном управлении дефицитом, включая и концепции бюджетной политики по времени его сохранения. Осветив связь дефицита бюджета с накоплением долга, необходимо раскрыть виды государственного долга, реструктуризацию долга и способы его покрытия.

Переходя к фискальной политике, следует дать ее определение, графическую интерпретацию и различие видов, охарактеризовать варианты дискретной политики по целям, инструментам и последствиям для бюджета, а также достижение тех же целей через стабилизаторы автоматической политики. Стоит рассмотреть сущность стабилизаторов и смысл их встроенности в систему, виды и графическую интерпретацию их действия. В заключение необходимо осветить варианты критики фискальной политики, параллельно привлекая взгляды кейнсианцев и их оппонентов по различным пунктам оценки эффективности фискальной политики.



 

Литература

 

[1; 3; 5; 17; 25; 28; 30; 31].

 

Тема 15. РЫНОК ДЕНЕГ И ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА

План семинарского занятия

Происхождение, сущность и функции денег.

2. Механизм функционирования денежного рынка.

3. Денежно-кредитная политика: инструменты, методы и направления.

 

Методические указания

 

В первом вопросе важно уяснить, что эволюционная теория рассматривает деньги как объективный результат исторического развития товарного производства и обмена. Рассматривая формы денег, необходимо отметить их отличия и особенности современных денег.

Экономическая теория в качестве денег рассматривает любой товар, который выполняет функции денег. Рассмотрите связь функций денег с присущими им свойствами и качествами.

Переходя ко второму вопросу, необходимо раскрыть механизм функционирования денежного рынка и описать его составляющие, важнейшей из которых является денежная масса. Следует уяснить, что под предложением денег обычно понимают денежную массу в обращении.

Для характеристики денежного предложения применяются различные группировки денег, называемые денежными агрегатами. Охарактеризуйте их. Обратите внимание на график денежного предложения, а также на то, что современные деньги могут создаваться и умножаться с помощью кредитной системы. Раскройте составляющие банковской системы и покажите, как она способна мультиплицировать деньги.

Современная теория спроса на деньги представлена различными концепциями. Широко известно уравнение И. Фишера. Рассмотрите его и выявите характерные для него зависимости, а затем и недостатки. Проанализируйте, как эти недостатки преодолеваются в кембриджском уравнении (в теории кассовых остатков), выясните разницу в акцентах двух взаимосвязанных теорий.



Альтернативой количественной теории денег выступает кейнсианская теория предпочтения ликвидности. Выявите причины, побуждающие людей хранить ликвидные активы, виды спроса на деньги и их зависимость от ставки процента.

Освещая проблему механизма денежного рынка, следует раскрыть различие кейнсианского и неоклассического объяснения его функционирования и установления равновесия на нем.

В третьем вопросе необходимо рассмотреть три основных инструмента, с помощью которых государство может регулировать денежный рынок, а через него и товарный. Выявив соответствующие инструментам методы (способы) денежной политики, следует остановиться на кейнсианских вариантах дискретной массированной политики «дешевых» и «дорогих» денег, а затем на монетаристской альтернативе, связанной с постоянной денежной политикой по «золотому» монетарному правилу. Обратив внимание на дилемму в регулировании денежного рынка, связанную с выбором регулирования между денежной массой и ставкой процента, остановитесь подробнее на характеристике различия взглядов кейнсианцев и монетаристов на деньги и денежную политику.

 

Литература

 

[1; 4; 7; 10; 17; 22; 25; 30].

 

Тема 16. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ И

МИРОВОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

План семинарского занятия

Экономический рост: сущность, типы и факторы.

2. Мировое хозяйство и международные экономические отношения.

 

Методические указания

 

В первом вопросе следует рассмотреть цель экономического роста и его оптимальные темпы, которые должны быть стабильными и достаточными для реализации цели. Следует раскрыть содержание понятий «экономический рост» и «экономическое развитие». В экономической теории различают «экономический рост без развития» и «экономическое развитие без роста», обоснуйте это.

Проанализируйте факторы, за счет которых обеспечивается экономический рост. В зависимости от используемых факторов выделяют экстенсивный и интенсивный типы экономического роста, раскройте преимущества и недостатки каждого из них. Обратите внимание на проблему устойчивого экономического роста.

Второй вопрос начинается с осмысления определения «мировое хозяйство», далее определяются основные этапы его становления. Стоит остановиться на характеристике понятия «международное разделение труда», которое лежит в основе взаимодействия национальных экономик. Целесообразно обсудить формы международного разделения труда и охарактеризовать основные тенденции развития мировой экономики – интеграцию, интернационализацию, глобализацию, транснационализацию.

Важно дать характеристику основных форм международных экономических отношений: международная торговля, вывоз капитала и международный кредит, международные валютные отношения, международная миграция рабочей силы, международный обмен в области науки и техники. Целесообразно рассмотреть причины и значение каждой из указанных форм.

Следует выявить неоднородность и противоречивость мировых экономических процессов, их неодинаковую эффективность по отношению к различным участникам международных экономических связей. Важно остановиться на основных проблемах вхождения России в мировое хозяйство.

 

Литература

 

[1; 7; 10; 17; 25; 27; 28; 31].

 

Тема 17. ПЕРЕХОДНАЯ ЭКОНОМИКА РОССИИ

План семинарского занятия

1. Командно-административная экономика, причины ее кризиса и необходимость рыночных преобразований.

2. Переходная экономика: сущность и закономерности развития.

3. Особенности рыночной трансформации экономики России

 

 

Методические указания

 

В первом вопросе следует раскрыть важнейшие признаки экономического строя России до реформ конца 1980-х гг., так как принципиально важно разобраться в достоинствах и недостатках подвергаемой ныне рыночной трансформации системы. Стоит проследить, как огосударствление в экономике сказывалось на общественной жизни, отношении людей к труду, собственности, а также почему хозяйственный механизм централизованной системы обеспечивает подъем на стадии экстенсивного роста, а при переходе к преимущественно интенсивному развитию экономики утрачивает свой стимулирующий потен-циал, превращаясь в тормоз прогресса. Рассмотрите, как экономика России с 1970-х гг. стала постепенно входить в неразрешимую кризисную ситуацию, и обоснуйте необходимость замены планово-централизованной системы на рыночную, а также длительного переходного периода для данной замены.

Во втором вопросе выясните специфику переходной экономики, ее черты и закономерности развития. Следует показать, что переходная (транзитивная) экономика – это экономика, меняющая форму своего развития, подробно осветить специфические признаки переходной экономики и присущих ей закономерностей.

В третьем вопросе стоит рассмотреть цели системной рыночной трансформации российской экономики и их иерархию, остановиться на проблеме преобразования отношений собственности и показать различие понятий «разгосударствление» и «приватизация», раскрыть содержание основных этапов приватизации в нашей стране. Следует осветить проблему формирования конкурентной среды, обратив внимание на антимонопольное законодательство и проблему поддержки малого предпринимательства.

Важно исследовать и социальные проблемы переходной экономики – политику занятости, регулирование оплаты труда и доходов через социальное обеспечение, определение минимального размера оплаты труда, потребительской корзины. В заключение стоит остановиться на формировании в России экономики открытого типа.

Литература

 

[2; 7; 10; 20; 21; 27; 28].

 

Библиографический список

 

1. А г а п о в а Т. А. Макроэкономика: Учебник. 3-е изд./ Т. А. А г а п о- в а, С. Ф. С е р е г и н а; Под общ. ред. А. В. С и д о р о в и ч а. М.: МГУ, Дело и сервис, 2000.

2. Борисов Е. Ф. Экономическая теория: Учебник / Е. Ф. Борисов. М.: Юрайт-издат, 2004.

3. Видяпин В. И. Экономическая теория (политэкономия): Учебник / В. И. Видяпин, Г. П. Журавлева. М.: ИНФРА-М, 2004.

4. Гребнев Л. С. Экономика. Курс основ: Учебник / Л. С. Гребнев, Р. М. Нуреев. М.: Вита-пресс, 2000.

5. Гукасьян Г. М. Экономическая теория: Учебник / Г. М. Гукасьян, Г. А. Маховикова, В. В. Амосова. СПб: Питер, 2003.

6. Долан Э. Дж. Рынок: микроэкономическая модель / Э. Дж. Долан, Д. Линдсей / Пер. с англ. В. Лукашевича. СПб: Автокомп, 1992.

7. Журавлева Г. П. Экономика: Учебник / Г. П. Журавлева. М.: Юристъ, 2004.

8. Камаев В. Д. Практическое пособие к семинарским занятиям по экономической теории: Учебное пособие / В. Д. Камаев, М. А. Абрамова, Л. С. Александрова. М.: ВЛАДОС, 2001.

9. Курс экономики: Учебник. 2-е изд. / Под ред. Б. А. Райзберга. М.: ИНФРА-М, 2004.

10. Курс экономической теории: Учебник. 4-е изд., перераб. и доп. / Под ред. М. Н. Чепурина, Е. А. Киселевой. Киров: АСА, 1999.

11. Липсиц И. В. Экономика / И. В. Липсиц. М.: Омега-М, 2004.

12. Макконнелл К. Р. Экономикс: Принципы, проблемы и политика / К. Р. Макконнелл, С. Л. Брю. М.: ИНФРА-М, 2004.

13. Максимова В. Ф. Микроэкономика: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. / В. Ф. Максимова. М.: Соминтек, 1996.

14. Мэнкью Н. Г. Принципы экономики. 2-е изд., сокращ. / Н. Г. Мэн-кью. СПб: Питер, 2001.

15. Нуреев Р. М. Курс микроэкономики: Учебник / Р. М. Нуреев. М.: Норма, 2000.

16. Пиндайк Р. Микроэкономика / Р. Пиндайк, Д. Рубинфельд. М.: Дело, 2000.

17. С а к с Д. Макроэкономика: Пер. с англ./ Д. С а к с, Ф. Л а р р е н. М.: Дело, 1996.

18. Самуэльсон П. Экономика. Вводный курс: Пер. с англ. 16-е изд. / П. Самуэльсон. М.: Вильямс, 2000.

19. Селищев А. С. Микроэкономика: Анализ рынка. Теория цены. Рынок и общество: Учебник / А. С. Селищев. СПб: Питер, 2002.

20. Симкина Л. Г. Экономическая теория: Учебное пособие / Л. Г. Симкина. СПб: Питер, 2003.

21. Современная экономика: Лекционный курс / Под ред. О. Ю. Ма-медова. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.

22. Фишер С. Экономика: Пер. с англ. / С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи. М.: Дело, 2001.

23. Шаванс Б. Типы и уровни правил в организациях, институтах и системах / Б. Шаванс // Вопросы экономики. 2003. № 6. С. 3 – 15.

24. Шпалтаков В. П. Макроэкономика: Учебное пособие / В. П. Шпал-таков / Омский гос. ун-т путей сообщения. Омск, 1999. Ч. 1.

25. Шпалтаков В. П. Макроэкономика: Учебное пособие / В. П. Шпал-таков / Омский гос. ун-т путей сообщения. Омск, 1999. Ч. 2.

26. Шпалтаков В. П. Экономическая теория. Микроэкономика / В. П. Шпалтаков / Омский гос. ун-т путей сообщения. Омск, 2000.

27. Экономика: Учебник для вузов. 3-е изд., перераб. и доп. / Под ред. А. С. Булатова. М.: Экономистъ, 2004.

28. Экономика для инженеров: Учебник / Под ред. Ю. А. Комарницкого. М.: Высшая школа, 2001.

29. Экономика для технических вузов / Под ред. А. И. Ковалева. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.

30. Экономическая теория: вопросы и ответы, задачи и решения: Учебное пособие / Под ред. В. Я. Иохина. М.: Экономистъ, 2004.

31. Экономическая теория: Учебник / Под ред. В. Д. Камаева, Е. Н. Лобачевой. М.: Юрайт-издат, 2004.

32. Экономическая теория: Элементарный курс / С. А. Бартенев, Н. Ю. Булыгина и др. М.: Юристъ, 2002.

 

Учебное издание

 

 

морозов Игорь Владимирович,

Суржикова Татьяна Борисовна

 

 

Методические указания

к семинарским занятиям

при изучении курса «экономИка»

 

Часть 1

 

______________________

 

Редактор Н. А. Майорова

 

***

 

Подписано в печать .10.2006. Формат 60 × 84 1/16.

Плоская печать. Бумага офсетная. Усл. печ. л. 2,8. Уч.-изд. л. 3,0.

Тираж 350 экз. Заказ .

 

**

 

Редакционно-издательский отдел ОмГУПСа

Типография ОмГУПСа

 

*

 

644046, г. Омск, пр. Маркса, 35

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.