Сделай Сам Свою Работу на 5

Доминирующее положение хоз.субъекта на товарном рынке.





Ст.5 З «О защите конкуренции» Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Доминирующее положение – это положение субъектов или гр. лиц на рынке определенного вида товара, дающее такому хоз.субъекту или гр. лиц возможность:

1. оказывать решающее влияние на общ. условия обращения товара

2. устранять др. хоз-х субъектов на этом рынке

3. затруднить доспут на этот рынок др. хоз-м суб-м

Сам факт доминирования – устанавливается антимонопольными органами.

Любой хоз-й суб-т вправе в соответствии с п.4 ст 5 З. «О защите конкуренции», обратиться либо в антимонопольный орган с заявлением либо в суд, чтобы признать его не доминирующим.



Порядок определения Дом.положения:

определяется в методических рекомендациях «по определению дом. положения хоз-го субъекта или группы хоз-х суб-в на тов. рынке» утв. госком.

«2.4. Оценка доминирования группы хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке.

2.4.1. Процедура оценки доминирования группы хозяйствующих субъектов, контролирующих имущество друг друга или связанных между собой на чисто управленческом уровне путем совмещения управленческих постов таким образом, что ограничивается самостоятельность (независимость) хозяйствующих субъектов при функционировании на соответствующем товарном рынке, аналогична процедуре оценки влияния одного хозяйствующего субъекта на рынок. Однако при этом существует ряд моментов, которые требуют дополнительной проработки и уточнения.

1. При оценке доминирования хозяйствующего субъекта в обязательном порядке определяются все его имущественные взаимосвязи с юридически самостоятельными предприятиями, работающими на тот же товарный рынок, а также любые совмещения управленческих постов ("переплетение директоратов") в органах управления предприятий - конкурентов.



Группа хозяйствующих субъектов - конкурентов при оценке на доминирование рассматривается как одно предприятие (в значении предпринимательская деятельность на соответствующем товарном рынке) в том случае, когда хозяйствующий субъект не свободен определять свой курс поведения на рынке, поскольку действует под контролем другого хозяйствующего субъекта, или когда несколько хозяйствующих субъектов - конкурентов действуют под общим контролем и / или управлением третьего хозяйствующего субъекта. Оценка доминирования в этом случае осуществляется антимонопольными органами в целях контроля за соблюдением 5 статьи Закона.

2. Общие принципы, устанавливающие порядок признания юридических лиц контролирующими имущество друг друга, изложены в Инструкции "О порядке контроля за приобретением паев, долей участия товариществ и простых именных акций акционерных обществ и порядке признания лиц контролирующими имущество друг друга", утвержденной Приказом ГКАП России от 18.01.94 N 5, зарегистрированным в Минюсте России 21 марта 1994 г. N 524. Решающим условием для квалификации антимонопольными органами группы хозяйствующих субъектов в качестве одного предприятия является условие отсутствия у хозяйствующих субъектов, входящих в группу, достаточной самостоятельности для того, чтобы принимать независимые решения по определению поведения на рынке.

Доля группы взаимосвязанных хозяйствующих субъектов на товарном рынке определяется как сумма долей всех хозяйствующих субъектов, контролирующих имущество друг друга или связанных между собой на чисто управленческом уровне путем совмещения управленческих постов, на рассматриваемом рынке.



2.4.2. При оценке доминирования группы хозяйствующих субъектов - конкурентов в целях соблюдения требований ст. 6 Закона, т.е. при достижении соглашений (согласованных действий) конкурирующих хозяйствующих субъектов, имеющих (либо способных иметь) своим результатом существенное ограничение конкуренции, процедура анализа возможностей влияния группы хозяйствующих субъектов на рынок аналогична процедуре оценки влияния одного хозяйствующего субъекта на рынок. Вместе с тем, существует ряд моментов, также требующих своего уточнения.

1. Ст. 6 Закона запрещает все соглашения, любую согласованную деятельность хозяйствующих субъектов - конкурентов, занимающих в совокупности доминирующее положение, а также все решения объединений предприятий (концернов, ассоциаций, корпораций и т.п.), занимающих в совокупности доминирующее положение, которые могут оказать сдерживающее влияние на конкуренцию.

Антимонопольные органы ведут регистрацию хоз. субъектов, которые имеют долю на рынке более 35 %

Постанавлением правительства от 19.12.07. №896 утверждены правила формирования и ведения реестра или долю на рынке более 35 %

В соотв. с ч1 ст 10 З «О защите конкуренции» предусмотрены следующие формы договорных злоупотреблений доминир.положением :

1. навязывание контраг. условий договора невыгодных для негоили не относящихся к договору (экон. или технолог. эти условия не обоснованы – п.8)

2. создание дискриминирующих условий – п.8

3. установление монополистической высокой или моноп. низкой цены

4. экономическая, технологическая и иным образом не обоснованное установление разл. цены , тарифов на 1 и тот же товар если иное не установлено ФЗ-п.6

5. установление финанс. орг-ии необоснованно высокой или низкой цены –п.7

6. нарушение установленного НПА порядка ценообразования –п.10

7. экономически и технологически необоснованный отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями или заказчиками , в случае возм-ти производства или таставки товаров

 

Критерии доминирования хозяйствующих субъектов:
1. Качественные (общие) критерии - это возможность хозяйствующего субъекта оказывать влияние на состояние конкуренции в целом или на отдельных участников рыночных отношений.
2. Количественные (частные) критерии - это состояние двух экономических величин:

а) доля, которую хозяйствующий субъект фактически занимает на рынке

б) показатель, установленный в законе.

Этапы определения доминирующего положения хозяйствующего субъекта:
1. Идентификация хозяйствующего субъекта, определение товара и объёма товара хозяйствующего субъекта.
2. Определение границ ранка и общего объёма рынка.
3. Оценка положения хозяйствующего субъекта.

Признаки доминирующего положения:

1. Доминирующее положение устанавливается в отношении хозяйствующих субъектов, т.е российских и иностранных коммерческих организаций, их объединений, некоммерческих организаций, занимающихся предпринимательской деятельностью, а также индивидуальных предпринимателей.

2. ДП уст. в отношении хозяйствующих субъектов, осуществляющих производство товаров. Товар - это продукт деятельности, включая работы и услуги, предназначенный для продажи или обмена.

3. ДП субъекта устанавливается на товарном рынке. С учетом различных характеристик для каждого товара определяется свой товарный рынок, именуемый рынком определенного товара, в границах которого и устанавливается доминирующее положение хозяйствующего субъекта.

4. Качественным признаком ДП является исключительность положения субъекта, которая дает ему возможность оказывать влияние на состояние конкурентной среды на рынке определенного товара.

5. Количественный признак ДП определяется той долей, которую хозяйствующий субъект занимает на рынке определенного товара:

· а) если доля хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара составляет 65 процентов и более, то его положение признается доминирующим. При этом субъекту предоставляется право доказать, что несмотря на превышение указанной величины, его положение на рынке не является доминирующим, то есть не соответствует качественному признаку доминирующего положения;

· б) если доля субъекта на рынке более 35 процентов, но менее 65 процентов, то его положение может быть признано доминирующим. Такое положение не презюмируется, а должно быть установлено антимонопольным органом. Антимонопольный орган руководствуется при этом стабильностью доли субъекта на рынке, соотношением его доли с долями конкурентов, возможностью доступа на рынок других конкурентов и иными критериями;

· в) если доля субъекта на рынке не превышает 35 процентов, то его положение не может быть признано доминирующим.

6. ДП хозяйствующего субъекта на рынке должно быть установлено федеральным антимонопольным органом (его территориальным подразделением) с соблюдением процедуры, определенной законодательством.

 

Источники ПП

1. международно-правовые нормы

(конвенция ООН «о договоре международных смешанных перевозках грузов»)

2. НПА РФ:

a. Конституция РФ (ст. 15)

b. ФКЗ

c. ФЗ (кодексы)

3. Подзаконные акты:

a. Указы президента РФ

b. Постановления правительства РФ

c. НА ФОИВ

4. НПА субъектов

5. НПА муниц. образований

6. Корпоративные акты

7. Обычай делового оборота (ст. 311)

· постановления конституционного суда явл. источниками ПП

· Постановления ВАС «о некоторых вопросах применения ФЗ о простом и перевозном векселе»

· постановление ВС «о судебной практике по делам о незаконной предпринимательской деятельности и легализации (отмывании) денежных средств или иного им-ва приобретенного преступным путем»

· решения вышестоящих судов прецеденты для нижестоящих судов только по аналогичных делам.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.