Сделай Сам Свою Работу на 5

Художественная культура 19 века.

Лекция 9 (13.05.11)

20 числа на второй паре – доклад-презентация.

3 июня – зачет презентация (2 человека).

Основные реформы в области образования и культуры.

Петр Первый, приступая к коренным изменениям в жизни России, прекрасно понимал, что никакие реформы не окажутся действенны без перестройки системы обучения: развивающемуся госаппарату были необходимы опытные чиновники, армии и флоту грамотные офицеры, промышленности – знающие инженеры. Именно поэтому процесс обмирщения, начавшийся в 17 веке, становиться доминирующем в первой четверти века 18.

В период с 1701 – 1725 годы в России были открыты Инженерная школа, Артиллерийская школа, Навигатская школа, Медицинское училище, Академическая гимназия Пастера Глюка, а также 42 школы в губернии.

Петр прилагал очень много усилий к популяризации научных знаний. Именно с этой целью, еще в время своего первого заграничного путешествия 1696-97 годов он начал скупать коллекции минералов, флоры и фауны со всего света. Именно эти коллекции и легли в основу будущей Кунсткамеры в Петербурге, посещение которой Петр сделал обязательной для всех дворян.

Окончательное оформление Российской науки и образования происходит в 1724 году. Когда по указу Петра была создана Санкт-петербургская Академия наук, деятельность которой начинается 1725 года. Первыми Российскими академиками были иностранцы, приглашенные из Европы. Такие как Эймлер, Паллас, Бернулли и другие. Но уже к 40-м годам в России появились и свои русские академики, такие как Лепехин, Зуев, Румовский, Ломоносов.

Санкт-петербургская академия наук в свою очередь пыталась популяризовать научные знания, однако этому препятствовало то обстоятельство, что все обучение велось на латыни. Лишь 1746 году первую публичную лекцию на русском языке прочитал Ломоносов.

Развитие отечественной науки продолжалось и после смерти Петра. Важной вехой на этом пути стало открытие в 1755 году первого русского университета в Москве. Окончательное закрепление Российской науки как института произошло 1783 году. Когда по указу Екатерины Второй была создана Российская Академия наук. Первым президентом, которой была Екатерина Романовна Дашкова.



Художественная культура 18 века.

18 век в истории русской культуры это время становления её светского характера, это время прихода в неё западноевропейских стилей, направлений, видов и жанров. Первым большим художественным стилем 18 века в России явилась Барокко, которое прониклось сюда через восточную Европу и Западную Украину и Белоруссию, что наложило на него определенные отпечатки. Следует сразу заметить, что не один из стилей, пришедших на Русь из Европы, не существовал здесь в первозданном виде и получал национальное преломление. Русское Барокко имело целый ряд специфических черт, среди которых следует отметить сочетание Барочной безудержности и вычурности со строгостью русского православия, а также отсутствие того гротеска, который был присущ Западной Европе.

Барокко в России находит выражение в городских и усадебных ансамблях Петербурга, Царского Села, Петергофа, в стихах Ломоносова, Державина, Тредиаковского, в скульптурных работах Карло Растрелли.

Классицизм в России также имел целый ряд специфических черт, прежде всего, он приходит сюда с опозданием минимум н сто лет, во вторых в разные виды искусства он входил не одновременно, а постепенно. Например, в литературу в 40-50- годы, в архитектуру в 60-70, в живопись лишь в конце века. При этом в Европе классицизм был официальным стилем аристократии.

В России же в нем находит отражение чисто русские проблемы: судьба крестьянства, невежество и жестокость дворянства, особенности православия и т.д., при этом для русского классицизма была характерна идеализация действительности и понимания цели творчества, как воссоздание должного, а не отражение реально существующего.

Классицистические идеи находят свое выражение в архитектуре Василия Баженова, скульптура Федота Шубина, это литературное наследие Фонвизина, это творчество А.Н. Радищева, живописная работа

В области живописи 18 век это время отхода на задний план религиозной живописи и время становления русского светского портрета, практически все художники работали в этом жанре: Матвеев, Никитин, Антропов, Аргунов, Вишняков, Ласенко. Вторая половина 18 века – художники: Рокотов, Боровиковский, Левицкий.

Также 18 век это время становления и развития русского театра. 1703 году в Москве на Красной площади был открыт первый общедоступный, публичный театр, в котором играли немецкие актеры на немецком языке. Затем в русском театре наступает период так называемых домашних театров, наиболее заметным из которых был театр графа Шереметьева.

Также в различных городах России создавались небольшие труппы, которые на свой страх и риск сочиняли пьесы и ставили спектакли. На одну из таких трупп, возникших в Ярославле в конце 40-х годов под предводительством актера, режиссера, поэта и художника Федора Волкова обратил внимание губернатор Сумароков. Который в 1755 году вывез эту труппу в Петербург и её спектакли так понравились Елизавете Петровне, что её указом был создан первый русский драматический театр (1756г.)

Фильм «Как я провел этим летом»

Русская культура 19 века.

19 век в истории русской культуры это время наивысшего взлета и окончательной завершенности всех культурных форм, при этом это был век величайших катаклизмов, войн, противоречий и смут, благодаря которым Россия достигла колоссального взлета.

В начале 19 века Россия, эта огромнейшая континентальная страна, с ярко-выраженный аграрным способом производства, с населением около 90 млн. человек, из которых грамотным было менее 12%. К концу 19 века население России возросло до 120 млн. человек, грамотным из которых было около 25 % и страна представляла собой довольно развитую в промышленном отношении державу. Факторами, которые значительно повлияли на развитие страны и её культуры были ОТВ 1812 года и заграничные походы русской армии, восстание декабристов 1825 года, жесточайшая политика Николая Первого 1825-55 годов, Крымская война 1853-56 годов и поражение России в ней, отмена крепостного права 1860 года и зарождение и становление народно-революционного движения последней четверти 19 века.

Основным фактором, оказавшим влияние на культурный взлет, стала война 1812 года. Национально-патриотический подъем обусловил интенсивное развитие системы образования, науки, искусства, литературы, музыки и театра.

Серьезным тормозом на развитии ее культуры было сохранение системы сословного неравенства. Сословий в России было 6:

1. Дворянство

2. Духовенство

3. Купцы и почетные граждане

4. Казачество

5. Мещанство

6. Крестьянство.

Художественная культура 19 века.

В первой половине 19 века в России одновременно сосуществовали 3 художественных направлений:

1. Классицизм – который к началу 19 века стал господствующем стилем господствующего дворянства, которое стремилось к тому, чтобы именно в нем видели оплот существующего строя. Русский классицизм, обращаясь к античному наследию, превозносил темы мужества, личной ответственности за все происходящее, т.е. те идеи, которые в новых условиях были не актуальны. Поэтому уже в первой четверти 19 века классицизм сходит на нет.

2. Сентиментализм – это направление, появившиеся в русской культуре в конце 18 века, и отражавшее призрачную уверенность дворян в изначальной простоте и чистоте русского крестьянства. В 19 веке в новых политических и исторических условиях оставалось актуальным лишь для сторонников сохранения культуры Екатерининских времен, таких как Державин и Карамзин, поэтому в 20 годах 19 века сентиментализм исчезает.

3. Самым влиятельным направлением был романтизм. Проникнув сюда из Европы, прежде всего в творчестве Байрона и Гете, романтизм с его идеями свободы, вольнолюбия, мятежности, бунтарской любви, оказался необычайно популярным и востребованным. Романтическая стилистика оттачивалась в творчестве таких поэтов как Жуковский, Батюшков, Чаадаев. Позднее в произведениях Рылеева, Кюхельбекера, Одоевского, Грибоедов. Расцвет русского романтизма это творчество Пушкина и Лермонтова. А завершение его это произведения Тютчева, Фета, Алексея Толстого.

В середине 19 века русская литература переживает новый подъем, связанный с идеями натурализма и реализма, у истоков которого стоял Гоголь. Русская натуралистическая литература это творчество таких писателей как Тургенев и Гончаров.

Вторая половина 19 века это эпоха господства критического реализма. Представленные по большей части романы. Представители это направления в своих произведениях стремились изображать жизнь со всеми противоречиями и недостатками, поэтому в произведениях Льва Толстого, Достоевского, Салтыкова-Щедрина, Некрасова, Лескова и других предстает широчайшая панорама общественной жизни русского общества конца 19 века.

Русский театр.

В начале 19 века на русской сцене преобладали произведения, написанные в классицистической манере, как правило, это были трагедии, написанные на античные героические сюжеты.

Также с большим успехом ставились комедии, среди которых наиболее заметными можно считать комедию И.А. Крылова, такие как «Модная лавка», «Урок Дочкам».

В 20-30 годы на русской сцене господствовал водевиль, синтетический жанр сочетавший в себе драматическое действие с музыкой, пением и танцами. В основном зрителями были купцы и мещане. Значительным событием театральной жизни 30 годов стала постановка в Питере на сцене Александрийского театра – комедия Гоголя «Ревизор».

Во второй половине 19 века центром театральной жизни России становиться Малый театр в Москве, более 30 лет связанный с именем драматурга А.Н. Островского. За свою жизнь он написал свыше 80 пьес, среди которых наиболее заметны: драмы «Бесприданница», «Гроза», комедии «Волки и овцы», «На всякого мудреца довольно простоты», сказка «Снегурочка» и другие. При этом Островский выступал не только как автор, но и как педагог-наставник для актеров и режиссеров Малого театра. В 80 годах заметным явлением была постановка драм Л.Н. Толстого, таких как Живой труп и Князь толпы.

Конец 19 века ознаменован творчеством А. П. Чехова, драматургия которого для всего 20 века является своеобразной школой. Крупнейшими русскими актерами 19 века были: Михаил Щепкин, Петр Садовский, Асенкова, Ермолова, Стрепетов и другие.

 

 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.