Хозяйственный уклад казаков
Казачий круг
Вершина казачьей демократии – Войсковой Круг, на котором казаки решали и решают сегодня все вопросы, которые ставит перед ними жизнь.
Для решения своих дел казаки собирались на общий сбор — Круг. Традиционная форма сбора в круг сохранялась во всех случаях жизни. В главном городе казаков — Черкасске — собирался Войсковой круг, являвшийся верховным органом власти. В каждом городке для решения местных дел созывался свой Круг. В походах действовал Круг походного войска. В море казаки сплывались на лодках, образуя широкий круг, в походах становились в круг, поворачивая лошадей головами к центру. Смысл сбора в круг заключался в том, чтобы каждый участник видел лица своих товарищей.
На Войсковом кругу решали вопросы войны и мира, принимали послов, читали царские грамоты. Тут же давали ответ царскому посланнику.
Круги в городках решали свои вопросы: выбирали атамана и его помощника — есаула, вершили суд и расправу. За воровство, трусость, непослушание наказывали лишением прав («и на том ослушнике наша войсковая пеня: век бить и грабить, и суда ему в Войске не будет»).
На Кругу совершались браки и разводы. Обряд бракосочетания состоял в следующем: жених выводил невесту в круг и здесь, кланяясь друг другу, они говорили: «Будь мне женой», «Будь мне мужем». Впоследствии даже вступавшие в церковный брак должны были предварительно исполнить древний обряд объявления о своем браке на майдане (место собрания Круга).
Здесь же совершался развод: «Атаманы-молодцы! Она мне была услужливая и верная. Теперь она мне не жена, а я ей не муж. Кому надобна, кому люба — бери», — провозглашал казак, вводя в круг свою бывшую жену. Если другой казак хотел взять ее в жены, он выходил в круг и прикрывал женщину полой зипуна, снимая этим с нее бесчестие развода. Затем произносились обязательные слова обряда: «Будь мне женой», «Будь мне мужем».
Хозяйственный уклад казаков
Земледелие и скотоводство
Основу хозяйственной жизни казаков составляло сельское хозяйство. Земля являлась собственностью юрта станицы. Юртовая земля делилась на три главные части. Одна предназначалась для хлебопашества, другая для выпаса скота, а третья для сенокосов.
Главным предметом земледелия считалось выращивание пшеницы. Пшеница преимущественно сеялась яровая. Далее в севообороте значительное место отводилось ячменю, менее значительное ржи, просу, овсу, гороху, чечевице, гречихе.
Жители станицы занимались также овощеводством. Важную роль в хозяйстве казака отводилось скотоводству. В чистом виде казака-скотовода не было. Но тот, кто занимался земледелием, был в тоже время и скотоводом, т.к. почти каждый имел в своём хозяйстве быков, лошадей, коров, овец. Помимо того, что скот являлся основной тягловой силой. Лошади были одной породы во всей Области войска Донского.
Промыслы и ремёсла
Вспомогательным промыслом считалось у казаков рыболовство. В реке Дон водилось большое разнообразие рыбы. Рыбу вялили, сушили и продавали на городских рынках, что также приносило доход в семейный доход. Казаки занимались также пчеловодством, лозоплетением.
Виноградарство
Принято считать, что промышленное развитие виноградарства на Дону связано с Петром I. По его распоряжению в 1706 и 1722 годах вблизи станиц Раздорской и Цимлянской были заведены виноградные сады. Как следует из многочисленных архивных документов, своего наивысшего расцвета донское виноградарство достигло в XIX веке.
Торговля
Скотоводство было делом выгодным и необходимым в хозяйстве казака. Излишки его обычно продавались на ярмарке. Скотская ярмарка начиналась 15 августа (по старому стилю) на праздник Успения. После ее окончания, с 19 августа в станице начиналась другая ярмарка – донская, где продавались многие промышленные товары. Кроме скота, сюда привозилась материя и лесные материалы.
Кулинария
В старину казачья кухня не была такой изысканной, как сейчас. Умение готовить считалось не главным для казачки. Да и когда женщине было заниматься разносолами, когда на ее плечах лежало все хозяйство. К тому же нужно было досматривать за родителями мужа и воспитывать детей. Хозяин-то постоянно был то на службе (с 18 до 38 лет), то в походах.
Особенности казачьей архитектуры
Особые военно-исторические и природно-климатические условия на Дону выработали у казаков особый тип строительства жилых и хозяйственных построек. Донские казачьи станицы имели архитектурные отличия от других населённых пунктов российской империи.
С. Номикосов на период конца XIX века так описывает внешний вид и планировочные особенности казачьих построек низовых станиц: «Жилища в казачьем населении Области весьма характерны. Казаки называют свои дома куренями. Это домики городской архитектуры снаружи, с оригинальным внутренним расположением. Казачий дом весьма характерен. Он всегда снабжён рундуком - род навеса на столбах или крытого балкона, по большей части с той стороны дома, где находится входная дверь; если нет рундука, то во всяком разе есть открытое крылечко с перильцами…
На конструкцию традиционного казачьего жилища повлияла речная культура Нижнего Дона и Прикавказья, одинаковыми приемами строительства роднящая эти далекие друг от друга места с Дагестаном и Прикаспием.
Первые поселения возникали в плавнях – речных камышовых зарослях, где землянку не выкопаешь – вода близко. Стены плели из двух рядов прутьев или камыша, а пространство между ними для тепла и прочности заполняли землей. Крыша была, безусловно, камышовая, с отверстием для выхода дыма. Но жить в таких сооружениях можно было тоже не везде. Широкие, многокилометровые разливы рек требовали особых построек – свайных. Черты свайной постройки легко читаются в современном казачьем жилище.
Современный курень – двухэтажный, "полукаменный". Первый этаж – кирпичный (прежде – саманный, из кирпича–сырца), второй - деревянный. Чем дальше на север, тем первый этаж ниже. Первый этаж, как правило, не жилой, а хозяйственный. Считалось, что "жить нужно в дереве, а припасы хранить в камне". Слово "курень" означает "круглый", еще шире – "гармоничный", расположение комнат в таком доме шло по кругу.
У каждого новорожденного казака или казачки, помимо кровных отца да матери, были крёстный отец и крёстная мать. О выборе крёстных кровные родители заботились заранее. Это не должны были быть родственники (как принято сейчас). Крёстного подбирал отец – это должен быть человек надёжный (кунак, односум, побратим и т.п.), у которого было чему поучиться. Это он в первую очередь формировал дух казака. И немаловажный фактор и крёстный отец, и крёстная мать должны быть способны участвовать в воспитании ребёнка – жить недалеко от крестника (крестницы). Крёстную подыскивала кровная мать из числа своих подруг (желательно хотя бы немного старше её возраста).
Если в семье родился казак, то основная нагрузка ложилась на крёстного – он делал из казака воина. Главная же задача крёстной матери в этом случае состояла в том, чтобы сформировать в казаке отношение к девушке-казачке, как к жене, матери и хозяйке.
Если же родилась казачка, то основную роль выполняла крёстная. Она формировала из девочки женщину-казачку, как умеющую ждать жену, терпеливую мать и добрую хозяйку. Крёстный в данном случае формировал в казачке отношение к казаку, как к воину-защитнику, как к мужу, отцу и главе семьи.
После рождения ребёнка особо не торопились распеленывать. Побыстрее научить его двигать ручками и ножками – была не самоцель. Ребёнок должен сначала увидеть и осознать неизвестный ему предмет, а уж потом потрогать, «взять на зубок». В дальнейшем процесс «увидел-осознал-сделал» ускорялся. Именно так поступает казак в критической ситуации. И нет паники и ненужных движений, потому что сначала оценил, а потом сделал.
После крестин казачонку клали шашку (кинжал) либо пулю (раньше стрелу), что называется «на зубок». И наблюдали за его реакцией: если начнёт с ней играть – добрый будет казак, если же расплачется – есть над чем задуматься. Далее, мальца всегда старались окружать именно теми вещами, которые являлись непременными атрибутами жизни казаков.
Когда казачонку исполнялся год, его вели к первому причастию. В год у казачонка многое было впервые. Впервые его одного сажали на коня, надевали на него отцовскую шашку, отец брал коня по уздцы и проводил его по двору.
И ещё один обряд совершался в год от рождения. Собирались все мужчины рода и вели мальца на священное место своей станицы (или хутора). У донцов оно называлось «урочищем», у черноморцев «кругляком». Там совершались действия, позволяющие передать на духовном уровне силу и знания рода новому поколению.
Салют из каши в честь первого зуба .
Почти на протяжении восьми веков Танаис был центром торговли между греками Боспора и кочевниками приазовских и донских степей. Обнаруженный археологами в древнем городе храм с престолом, светильниками и печатями для просфор с крестами говорит о том, что христианство в Танаисе, а значит, на Дону исповедовалось уже в I веке. Неудивительно, что до сих пор греческие и русские пасхальные традиции имеют много общего.
К Пасхе греческие хозяйки также красят яйца и пекут сладкие фигурные печенья – кулуракья. Нужно заметить, что греки яйца красят преимущественно в красный цвет, который олицетворяет собой жизнь и символизирует кровь Иисуса. Символом Пасхи также являются куличи, называемые чуреки. Пасхальным утром греки едят кушанье под названием «магирица» из бараньих потрохов и риса. Днем же прямо на улице жарят на вертелах барашка.
Греки на Дону очень трепетно относятся к обрядам. Даже прорезавшийся у ребенка первый зубик для них – это уже важное событие, в честь которого они устраивают целое пиршество. Непременно приглашаются дети, для которых накрывают обильный сладкий стол. Ну, а самого виновника торжества усаживают в центре, повязывают головку косынкой. Затем бабушка, приговаривая, чтобы ребенок был счастливым и сладким, высыпает на его голову кутью, приготовленную из риса или пшеницы с изюмом, медом. Кстати, всех пришедших детей щедро одаривают конфетами, крендельками, поскольку деньги в виде подарка детям давать не принято.
Список предоставленной литературы:
http://ckwrf.ru/publ/8-1-0-17
http://otherreferats.allbest.ru/moscow/00049291_0.html
http://otherreferats.allbest.ru/moscow/00049291_0.html
http://www.dontourism.ru/texts.aspx?gid=19&id=184
http://www.dontourism.ru/texts.aspx?gid=19&id=182
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|