Сделай Сам Свою Работу на 5

Выполнение дидактических принципов в мультимедийных средствах наглядности.





Лабораторная работа

Тема: Изучение возможности мультимедиа в образовательном процессе. Разработка мультимедийных средств наглядности для учебных занятий по ОБЖ.

Цель:студенты знают разные варианты мультимедийных средств, знают образовательные и развивающее значение различных мультимедийных средств, демонстрируют способность создавать адекватные образовательном результату наглядные мультимедийные средства на содержании предметной области ОБЖ.

Ход работы:

Задание 1. Прочитайте текст и дайте письменный ответ (в тетради) на следующие вопросы:

1. В чем заключается преимущество мультимедийных средств обучения относительно традиционно используемых (таблицы, рисунки, плакаты и др.).

2. Каковы основные педагогические цели использования мльтимедиа?

3. Какие из представленных результатов, на ваш взгляд, особенно актуальны для ученика и почему?

4. Каковы основные условия эффективного использования мультимедийных средств в образовательном процессе?

5. Какие основные мльтимедийные средства выделяют?

6. На каких дидктических принципах основано использование мультимедийных средств?



7. Укажите основание для классификации мультимедийных средств и основные классификационные группы.

8. Выделите условия эффективного создания различных мльтимедийных средств.

Современные компьютеры позволяют на новом уровне проводить информационное обеспечение образовательного процесса, чего нельзя было сделать раньше. Так, например, появилась возможность использования в одном средстве обучения на CD- диске звука, видео, графики, анимации, текста и т.п. При этом такие средства отличаются интерактивностью, т.е. позволяют всем участникам обучения корректировать процесс обучения, получать дополнительную информацию, выбирать режим работы, двигаться по своей индивидуальной траектории, которая наиболее удобна каждому обучающемуся. Следует отметить, что такими возможностями ранее не обладало ни одно средство обучения.

В учебном процессе педагогическая целесообразность использования компьютера определяется педагогическими целями, достижение которых возможно только с помощью компьютера, т.е. благодаря его возможностям. Основные педагогические цели использования мультимедиа: развитие мышления, (например, наглядно-действенного, наглядно—образного, интуитивного, творческого, теоретического видов мышления); эстетическое воспитание (например, за счет использования возможностей компьютерной графики); развитие коммуникативных способностей; формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации (например, за счет использования компьютерных игр, ориентированных на оптимизацию деятельности по принятию решения); развитие умений осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность (например, за счет реализации возможностей компьютерного моделирования); формирование информационной культуры и культуры учебной деятельности, умений осуществлять обработку информации (например, за счет использования интегрированных пользовательских пакетов, различных графических и музыкальных редакторов); развитие способности осуществлять самоконтроль и самокоррекцию; осуществление тренировки в процессе усвоения учебного материала и самоподготовки учащихся, высвобождение учебного времени за счет выполнения на компьютерах трудоемких вычислительных работ и деятельности, связанной с числовым анализом; повышение эффективности и качества процесса обучения за счет реализации возможностей информационных ресурсов; обеспечение побудительных мотивов (стимулов), обусловливающих активизацию познавательной деятельности (например, за счет компьютерной визуализации учебной информации, вкрапления игровых ситуаций, возможности управления, выбора режима учебной деятельности); углубление межпредметных связей за счет использования современных средств обработки информации, в том числе и аудиовизуальной, при решении задач различных предметных областей; индивидуализация и дифференциация процесса обучения (например, за счет возможности поэтапного продвижения к цели по линиям различной степени сложности).





При создании мультимедийного средства обучения преподавателю необходимо учитывать своеобразие и особенности конкретного учебного предмета, предусматривать специфику соответствующей науки, ее понятийного аппарата, особенности методов исследования ее закономерностей. Мультимедийное средство обучения должно соответствовать целям и задачам курса обучения и органически вписываться в учебный процесс. Целесообразно использовать иллюстративный ресурс мультимедиа средств в следующих случаях: в местах, трудных для понимания учебного материала, требующих дополнительного наглядного разъяснения; для обобщений и систематизации тематических смысловых блоков (в конце модуля, темы, параграфа); для общего "оживления" учебного материала и повышения мотивации.

В число основных мультимедийных средств обучения входят: таблица (разные виды: сравнительная, обобщающая и др.), схема, блок-схема, анимация, аудиоприложение, видеоприложение, график, диаграмма, графический рисунок, фотоизображение, макет, карта, картосхема и др. Перечисленные мультимедийные средства способствуют получению определенных образовательных результатов. Целесообразность использования различных средств отражена в таблице 1.

Таблица 1. Педагогическая целесообразность использования средств наглядности

Средство наглядности Педагогические цели Направления внедрения средства
Таблица · развитие мышления · формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации · развитие эстетического восприятия  
  • сообщение информации,
  • группировка,
  • подведение итога,
  • систематизация знаний,
  • обобщение материала,
  • облегчение возможности быстрого сравнения материала
График
  • повышение качества усвоения учебного материала,
  • развитие эстетического восприятия, облегчение восприятия
  • обобщение материала,
  • сравнение результатов или свойств,
  • отражение динамики процесса
Образная схема •развитие мышления •повышение эффективности и качества процесса обучения • сообщение знаний, осуществление тренировки • объект изучения
Изображение
  • поддержание интереса к теме,
  • облегчение процесса восприятия
  • объяснение нового материала,
  • повторение ранее изученного,
  • сравнение объектов, явлений
Анимация, фото, рисунки •повышение эффективности и качества процесса обучения   • инструмент познания окружающей действительности • объект изучения
Диаграмма
  • повышение качества усвоения учебного материала,
  • развитие мышления;
  • обеспечение эстетического восприятия,
  • облегчение восприятия
  • сообщение знаний,
  • обобщение материала,
  • сравнение результатов или свойств,
  • отражение динамики процесса
Звук •повышение эффективности и качества процесса обучения   • объект изучения • инструмент познания окружающей действительности
Презентация •формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации •подготовка квалифицированных специалистов в области информатики и вычислительной техники •повышение эффективности и качества процесса обучения •развитие коммуникативных способностей • средство развития личности обучаемого • средство информационно-методического обеспечения и управления учебно-воспитательным процессом

Выполнение дидактических принципов в мультимедийных средствах наглядности.

Под дидактическими принципами понимаются исходные положения, лежащие в основе отбора содержания, организации и осуществления процесса обучения. Это те нормативные основы, которые базируются на известных закономерностях процесса обучения и отражают особенности организации процессов преподавания и учения с учетом психологии обучаемых.

Требование обеспечения научности содержания предполагает предъявление средствами программы научно—достоверных сведений (по возможности методами изучаемой науки). При этом возможность моделирования, имитации изучаемых объектов, явлений, процессов (как реальных, так и "виртуальных") может обеспечить проведение экспериментально — исследовательской деятельности, инициирующей самостоятельное "открытие" закономерностей изучаемых процессов, и вместе с тем приблизить школьный эксперимент к современным научным методам исследования.

Требование обеспечения доступности означает, что предъявляемый программой учебный материал, формы и методы организации учебной деятельности должны соответствовать уровню подготовки обучаемых и их возрастным особенностям. Установление того, доступен ли пониманию обучаемого предъявляемый с помощью мультимедийного средства учебный материал, соответствует ли он ранее приобретенным знаниям, умениям и навыкам, производится с помощью тестирования. От установленных результатов зависит дальнейший ход обучения.

Требование адаптивности (приспосабливаемость средства к индивидуальным возможностям обучаемого) предполагает реализацию индивидуального подхода к обучаемому, учет индивидуальных возможностей воспринять предложенный учебный материал. Реализация адаптивности может обеспечиваться различными средствами наглядности, несколькими уровнями дифференциации при предъявлении учебного материала по сложности, объему, содержанию.

Требование обеспечения систематичности и последовательности обучения с использованием мультимедийных средств предполагает необходимость усвоения обучаемым системы понятий, фактов и способов деятельности в их логической связи с целью обеспечения последовательности и преемственности в овладении знаниями, умениями и навыками.

Требование обеспечения компьютерной визуализации учебной информации, предполагает реализацию возможностей современных средств визуализации (например, средств компьютерной графики, технологии Мультимедиа) объектов, процессов, явлений (как реальных, так и "виртуальных"), а также их моделей, представление их в динамике развития, во временном и пространственном движении, с сохранением возможности диалогового общения с программой.

Требование обеспечения сознательности обучения, самостоятельности и активизации деятельности обучаемого предполагает обеспечение средствами программы самостоятельных действий по извлечению учебной информации при четком понимании конкретных целей и задач учебной деятельности. Активизация деятельности обучаемого может обеспечиваться возможностью самостоятельного управления ситуацией на экране, выбора режима учебной деятельности; вариативности действий в случае принятия самостоятельного решения; создания позитивных стимулов, побуждающих к учебной деятельности, повышающих мотивацию обучения (например, вкрапление игровых ситуаций, юмор, доброжелательность при общении, использование различных средств визуализации).

Требование обеспечения прочности усвоения результатов обучения предполагает обеспечение осознанного усвоения обучаемым содержания, внутренней логики и структуры учебного материала, представляемого с помощью средств мльтимедиа. Это требование достигается осуществлением самоконтроля и самокоррекции; обеспечением контроля на основе обратной связи, с диагностикой ошибок по результатам обучения и оценкой результатов учебной деятельности, объяснением сущности допущенной ошибки; тестированием, констатирующим продвижение в учении.

Требование обеспечения интерактивного диалога предполагает необходимость его организации при условии обеспечения возможности выбора вариантов содержания изучаемого, исследуемого учебного материала, а также режима учебной деятельности, осуществляемой с помощью ПС.

Требование развития интеллектуального потенциала обучаемого предполагает обеспечение: развития мышления (например, алгоритмического, программистского стиля мышления, наглядно-образного, теоретического); формирования умения принимать оптимальное решение или вариативные решения в сложной ситуации; формирования умений по обработке информации (например, на основе использования систем обработки данных, информационно—поисковых систем, баз данных).

Требование обеспечения суггестивной (от английского слова suggest — предлагать, советовать) обратной связи при работе с ПС предполагает как обеспечение реакции программы на действия пользователя, в частности при контроле с диагностикой ошибок по результатам учебной деятельности на каждом логически законченном этапе работы по программе, так и возможность получить предлагаемый программой совет, рекомендацию о дальнейших действиях или комментированное подтверждение (опровержение) выдвинутой гипотезы или предположения. При этом целесообразно обеспечить возможность приема и выдачи вариантов ответа, анализа ошибок и их коррекции.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.