Сделай Сам Свою Работу на 5

Поместите ее на лист Диаграмма1 на оставленное место.





Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Петербургский государственный университет путей сообщения

Факультет экономики и социального управления

Кафедра прикладной психологии и социологии

 

Кедич Светлана Игоревна

Компьютерная обработка эмпирических данных

 

 

Учебно-методическое пособие

 

С-Петербург


к.пс.н., доцент Кедич Светлана Игоревна,

Компьютерная обработка эмпирических данных

 

Учебно-методическое пособие / Под ред. д.пс.н., проф. Ситникова В.Л. - СПб.: Петербургский государственный университет путей сообщения, 2008. - 26 с.

 

 

Лабораторный практикум предназначен для освоения студентами дисциплины «Информатика и ЭВМ в психологии» в процессе подготовки бакалавров психологии. В работы включены задания направленные на освоение навыков необходимых студентам при компьютерной обработке результатов научных исследований. Обработка данных средствами электронных таблиц Microsoft Excel 97-2003 учитывает специфику психологических исследований, в которых имеются как числовые, так и нечисловые (номинативные) измерения. Программа предназначена для студентов факультета экономики и социального управления, обучающихся по направлению 521000 – бакалавр психологии.



 

 

Учебно-методическое пособие «Компьютерная обработка эмпирических данных» обсуждено и рекомендовано к изданию на заседании кафедры прикладной психологии и социологии ПГУПС

Протокол № ____от ______ февраля 2008 г.

 


Лабораторный практикум предназначен для освоения студентами психологических специальностей при изучении дисциплины «Информатика и ЭВМ в психологии». В работы включены задания направленные на освоение навыков необходимых студентам при компьютерной обработке результатов научных исследований. Обработка данных средствами электронных таблиц Microsoft Excel97-2003 учитывает специфику психологических исследований, в которых имеются как числовые, так и нечисловые (номинативные) измерения. Поэтому в практикум включены



· выполнение расчётов с числовыми данными;

· использование статистических функций;

· использование фильтрации и сортировки данных;

· построение диаграмм;

· замена типа данных (числовые на номинальные и наоборот)

· запись макрокоманд;

· использование пакета анализа.

 

Лабораторная работа №2.1

Цель: Освоение средств создания электронных таблиц Microsoft Excel97-2003 и автоматизации вычислений (выполнение расчётов с числовыми данными).

ЗаданиеI. Выполнение простейших вычислений.

1.01Запустите программу Excel

Пуск }программы} Microsoft Excel

1.02Создайте новую рабочую книгу

1.03Назовите рабочий лист.

1) Поставьте курсор на ярлычок Лист1. Дважды щелкните по нему левой кнопкой мыши.

2) Введите имя листа «Данные».Нажмите Enter.

1.02Введите заголовки столбцов таблицы

1) В ячейку А1 введите заголовок Результаты измерений. В ячейкуВ1 заголовок Удвоенное значение,в ячейку С1 заголовок Квадрат значения,в ячейку D1 заголовок Квадрат следующего числа.

(a) Текст, помещённый в ячейки, занимает соседние ячейки до тех пор, пока в соседнюю ячейку не введены значения. Просмотреть текст полностью можно, перейдя в эту ячейку, при этом содержание ячейки полностью показано над таблицей в строке Содержание текущей ячейки.

(b) Чтобы текст в ячейке был виден целиком, измените формат ячейки.Для этого поставьте курсор в нужную ячейку и щелкните правой кнопкой мыши, в открывшемся окне выберите формат ячеек или воспользуйтесь меню

формат } формат ячейки }выравнивание

поставьте перед R строкой Переносить по словам или выберите Ориентацию90о .



1.03Введите в ячейки А2-А11 произвольные числа

1.04В ячейки В2-D2введите формулы. Написание формулы в Excel имеет определенные правила, см Приложение 1:

1) Введите в ячейку В2 формулу = 2*А2

2) В ячейку С2 формулу =А2*А2

3) В ячейку D2 формулу =В2+С2+1

1.04Скопируйте формулы на ячейки

1) Выделите ячейки В2-D2

2) Наведите указатель мыши на правый нижний угол рамки, когда указатель мыши превратится в Ë, нажмите левую кнопку, и протащите рамку на 10 строк вниз.

3) Убедитесь, что формулы автоматически посчитали значения во всех клетках

4) Измените одно из значений, нажмите Enter. Убедитесь, что автоматически пересчитаны все значения.

1.05Сохраните файл под именем Работа 4

ЗаданиеII. Выполнение вычислений по формулам

2.01Откройте новый лист. Назовите его «расчеты». Введите данные из таблицы (Приложение 2).

  A B C D E F G H
      Методика «Ком-пасы»       Методика «Перепу-танные линии»
№ п/п Число просмотренных компасов (S) Общее время (мин) (T) Общее число отмеченных компасов (C) Число правильно отмеченных компасов (O) Число неправильно отмеченных компасов (W) Общее время (сек) (Y) Число правильно прослеженных линий (X)

Внимание: при работе в Excel нежелательно объединять ячейки, т.к. это осложняет последующую работу. Поэтому в рабочей таблице

- либо в верхней строке выбирают 1 ячейку, в которую вписывают название методики,

- либо название методик не заполняют, а начинают прямо с перечисления показателей (т.е. со второй строки таблицы).

2.02Найдите значения выражений

1) Столбец J назовите «Тб» , столбец K– «Скорость работы», столбец L – «Коэффициент успешности».

2) По результатам методики «Перепутанные линии» вычислить коэффициент Тб для перевода в баллы

25Х

У ;

3) По результатам методики «Компасы» вычислить скорость работы

S – W

T ;

4) По результатам методики «Компасы» вычислить коэффициент успешности

C – W

( C+O) S .

 

ЗаданиеIII. Выполнить вычисления по действиям (см. Приложение 1, п.7)

3.01Откройте Лист3.

3.02В столбцы А и Ввнести значения х и у.

3.03Вычислить значение выражения

Ö 3x + 6
у2 – 4

 

.

Для этого разобьём выражение на части:

1) 3х+6

2) у2 – 4

3) деление 1) на 2)

4) извлечение корня из 3).

Необходимо для каждого промежуточного результата выделить отдельную ячейку. В ячейки C2 – F2 ввести формулы 1) – 4) .

  A B C D E F G H
Х Y 3X+6 Y2 – 4 Деление Корень    
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
               

Осталось все формулы скопировать вниз.

3.04Сохраните файл.

ЗаданиеIV. Выполнение вычислений с помощью Мастера функций

4.01Откройте новую книгу. Введите результаты из таблицы Приложения 3.

· Обратите внимание, что при введении одинаковых текстовых данных достаточно первой (или нескольких первых) буквы.

4.02Подсчитайте среднюю самооценку, оценку родителей, оценку учителя.

1) Для этого скопируйте таблицу на новый лист (во избежание потери или изменения исходных данных, прежде чем производить действия надо скопировать данные в новый файл или на новый лист). Удалите столбцы, содержащие нечисловые данные (кроме списка). Назовите лист «Оценки».

2) В ячейке В32 введите название «Среднее»

3) В ячейку С32 введите функцию, высчитывающую среднее арифметическое:

(a) Поставьте курсор в ячейку С32 и откройте Мастер функций. Для этого нужновыбрать в командной строке кнопку fx или S 6 } другие функции…или в строке меню

Вставка } Функции }

(b) В открывшемся окне Мастер функций выберите

Категория } Статистические. }

Выберите функцию } Срзнач } OK

(c) В следующем окне надо указать аргумент функции (Число 1) с помощью мыши выделяем ячейки С2 – С30 } OK.

4) Скопируйте полученную формулу на 4 ячейки вправо.

4.03Посчитайте для каждого ученика отклонение, т.е. разность между его самооценкой и средней самооценкой.

1) Столбец J озаглавьте «Отклонение самооценки»,

2) Самооценка учеников внесена в столбец C, начиная с ячейки С2, средняя самооценка – в ячейке C32.Чтобы при копировании вниз номер ячейки не менялся нужно вставить знак $ перед номером строки, т.е. формула в ячейке J2 будет иметь вид =C2 – C$32.

3) Скопировав формулу вниз, получим отклонение для каждого ученика

4.04Посчитайте отклонение от среднего для оценки родителей и учителя

1) Озаглавьте столбцы K, L, M– «Отклонение оценки (мама)»,«Отклонение оценки (папа)», «Отклонение оценки (учитель)».

2) Скопировав формулу вправо, получим отклонение от среднего для каждого из родителей и учителя.

4.05Сохраните файл под именем «Социометрия».

Лабораторная работа №2.2

Цель: Освоение средств обработки нечисловых данных.

ЗаданиеI. По результатам таблицы («Социометрия») определить количество человек с высокой, средней и низкой самооценкой.

1.01Откройте файл «Социометрия».Скопируйте таблицу на новый лист. Назовите лист «Подсчёт».Удалите столбцы, содержащие числовые данные.

1.02Подпишите строки, в которых будут результаты подсчета:

1) В ячейки В32 «Самооценка:».

2) В ячейки В33 – В35 введите названия «Высокая», «Средняя», «Низкая».

1.03В ячейки С33 – С35введите функциюподсчёта ячеек, удовлетворяющих данному условиюСчётесли.

1) Эта функция из категории «Статистические».

2) В графе Диапазон наберите номера ячеек или определите его протягиванием мыши (С2 – С30)

(a) Не забывайте, что номера ячеек пишутся на английском алфавите.

3) В графе Критерий наберите «в» для подсчета количества человек с высокой самооценкой, «ср» - для средней, «н» - для низкой самооценки.

4) Скопируйте полученные формулы в ячейки F33 – F35

ЗаданиеII. Подсчитайте в каждом столбце количество принятых, отверженных и изгоев.

ЗаданиеIII. Подсчитайте количество принятых, отверженных и изгоев среди учеников, имеющих высокую самооценку.

3.01В ячейки В33 – В35 введите названия «В-прин»,«В-отв», «В-изг».

3.02В ячейку С33введите функциюподсчёта ячеек, удовлетворяющих нескольким условиямСчётеслимн

1) Диапазон условия 1ячейкиС2 – С30, Условие 1 – «в» (ученики, имеющие высокую самооценку)

2) Диапазон условия 2ячейкиD2 – D30, Условие 2 – «прин»(принятые по результатам социометрии ученики)

3.03Аналогично высчитывается количество отверженных и изгоев среди учеников, имеющих высокуюсамооценку.

ЗаданиеIV. Просмотр данных показателей учащихся, имеющих разную самооценку

4.01Выделите столбец «самооц1» (столбец С)

4.02Включите режим фильтрации данных

Данные } Фильтр } Автофильтр

Под именем столбца (С) появляется указатель 6 .

4.03 Просмотрите показатели учеников с высокой самооценкой. Щелкните левой кнопкой мыши по указателю 6 . Выделите «В». (При необходимости уберите Pпротив остальных наименований).

4.04Сосчитайте, сколько среди них принятых, изгоев, отверженных. Посмотрите, изменилась ли их самооценка и показатели социометрии после эксперимента

4.05Аналогично просмотрите показатели учеников со средней, и низкой самооценкой

4.06Вернитесь к исходной таблице

Данные } Фильтр } Отобразить все.

ЗаданиеV. Сортировка данных.

5.01Выделите всю таблицу

5.02Отсортируйте данные,

1) для этого в меню выберите

Данные } Сортировка

2) В открывшемся окне выберите по подписям

3) Выбираете показатель, по которому будет проводиться сортировка

Сортировать по6 самооц (1)

нужно выбрать порядок сортировки по возрастанию

(a) При выборе порядка сортировки по возрастанию сперва будут идти числовые данные, затем ячейки, начинающиеся с пробела, затем знаки препинания, например, кавычки, затем латинский и русский алфавит.

(b) В операциях с нечисловыми данными необходимо иметь ввиду, что Excel при чтении содержимого ячейки учитывает пробелы, стоящие перед, после и между словами. Поэтому, если при наборе данных Вы случайно ввели пробел до или после вводимого текста, то программа будет воспринимать, один и тот же текст с разным количеством пробелов, как разный.

(c) Например, в приведенной ниже таблице повторяется одна и та же буква В, однако в первой строке есть пробел перед ней, в четвертой и шестой строке есть пробел после буквы В, в третьей два пробела, второй и в пятой нет пробелов ни до ни после буквы. Программа будет воспринимать их как 4 разных варианта, так, как в средней

В    
В   В   В
В   В--   В
В   В-   В-
В   В   В-
В   В-   В--

таблице. При сортировке данные будут распределены так, как в правой таблице.

Поэтому при наборе данных ненужные пробелы нежелательны.

4) Выберите показатель, по которому будут отсортированы данные внутри групп, получающихся при первой сортировке.

Затем по6 форм (1)

порядок сортировки по возрастанию

5) Разделите пустой строкой части таблицы с показателями детей с разной самооценкой.

6) Сохраните файл

ЗаданиеVI. Построение диаграммы

6.01Откройте новую книгу. Введите результаты из таблицы Приложения 4.

6.02Отсортируйте данные по полу ребенка

1) Вставьте столбец между столбцами В и Симя» и «ситуация 1»). Введите название «Пол». Заполните новый столбец, ориентируясь по именам детей (Женя М. – девочка, Женя К., Саша М. и Саша Т. – мальчики).

2) Выполните сортировку по полу

6.03Высчитайте количество правдивых лживых и неопределенных ответов у мальчиков и девочек в каждой ситуации.

1) Добавьте 5 строк между мальчиками и девочками для таблицы

  Девочки Ситуация 1 Ситуация 2 Ситуация 3 Ситуация 4 Ситуация 5 Ситуация 6 Ситуация 7 Ситуация 8 Ситуация 9
  а
  б
  в

2) Заполните 1 столбец в таблице формулами, рассчитывающими количество ответов «а», «б», «в» для девочек в ситуации 1 (смотри Задание III)

3) Скопируйте формулы в остальные столбцы.

4) Сделайте такую же таблицу для мальчиков.

6.04Постройте диаграмму, показывающую соотношение выбора правдивых и лживых ответов в разных ситуациях у девочек.

1) Выделите таблицу

  ситуация 1 ситуация 2 ситуация 3 ситуация 4 ситуация 5 ситуация 6 ситуация 7 ситуация 8 ситуация 9
А
Б
В

2) Вставка } Диаграмма}

3) На вкладке Стандартныевыберите тип диаграммы: График

Виддиаграммы: График с маркерами, помечающими точки данных

НажмитеДалее >.

4) Следующий шаг Исходные данныепозволяет изменить диапазон данных, если первоначально таблица выделена неправильно. Выбор рядовстроки или столбцы, позволяет менять зависимую и независимую переменную (ось Х и ось У). Закладка ряд дает возможность убрать из диаграммы ненужный ряд в таблице.

5) Параметры диаграммы

(a) Откройте закладку «Заголовки».

Введите название диаграммы: «Соотношение правдивых и лживых ответов у девочек в разных ситуациях»

(b) Ось У – «Абсолютная частота»

(c) Откройте закладку Легенда } Размещение } внизу

Нажмите Далее >.

6) Поместите диаграмму на отдельный лист

Поместить диаграмму на листе: } отдельном

7) Диаграмму и заголовок сдвиньте в левую половину страницы, чтобы оставить место для второй диаграммы

8) Чтобы изменить формат подписей щелкните правой кнопкой по нужной надписи

Формат оси… } Шрифт } Размер

}Выравнивание

Формат названия оси… } Шрифт } Размер

}Выравнивание

ЗаданиеVII. Постройте диаграмму ответов для мальчиков.

Поместите ее на лист Диаграмма1 на оставленное место.

Лабораторная работа №2.3

Цель: Замена одного типа данных другим по формуле

ЗаданиеI. По результатам таблицы «Социометрия» показать, у кого из учеников самооценка совпадает с оценкой взрослых.

1.01Откройте файл «Социометрия»лист «Оценки».Удалите столбцы G-M.

1.02Найдите разность между собственной оценкой ученика и оценкой данной ему каждым из взрослых (мама, папа, учитель)

1) Вставьте строку над таблицей. Для этого щелкните по номеру строки 1 сперва правой, а затем левой кнопкой мыши. Выберите в открывшемся меню Добавить ячейки.

 

2) Введите заголовки: в ячейку J1 – «разность», ячейку I2 – «ученик-мама»,ячейку J2 – «ученик-папа», ячейку K2– «ученик-учитель».

3) В ячейки I3 – K3введите формулы расчёта соответствующих разностей.

4) Скопируйте формулы вниз до конца таблицы.

1.03Отметьте в следующих колонках, у каких учеников самооценка совпала оценкой взрослого (т.е. разность их = 0).

1) Озаглавьте 3 следующих столбца в ячейку N1 – «совпадение», ячейку M2 – «ученик-мама»,ячейку N2 – «ученик-папа», ячейку – «ученик-учитель».

2) Введите в ячейки М3-О46формулу, которая впишет слово «совпадение»в ячейку если разность самооценки и оценки взрослого равна 0.

=если(Nяч=0;«совпадение»;«»)

Nяч – это номер ячейки, в которой записана разность самооценки ребенка и взрослого, (например, для первого ребенка разность его самооценки и оценки его мамы записана в ячейке I3, формула будет иметь вид =если(I3=0;«совпадение»;«»))

3) Можно воспользоваться мастером функций,

Откройте окно Мастер функций

Категория } Логические

Выберите функцию } Если

4) В графе Логическое выражение наберите условие для проверки (разность равна 0)I3=0,

В графе Значение_если_истина наберите«совпадение»

В графе Значение_если_ложь наберите«».(Если это условие пропустить, то в клетке в случае несовпадения будет написано «ЛОЖЬ»)

5) Скопируйте формулы в два соседних столбца и вниз до конца таблицы.

ЗаданиеII. По результатам таблицы показать, у кого из учеников самооценка отличается от оценки взрослого более чем на 3 балла

2.01Озаглавьте 3 столбца «Расхождение», «ученик-мама», «ученик-папа», «ученик-учитель»

2.02Введите формулу, которая вписывает слово «расхождение» в ячейку, если разность самооценки и оценки взрослого больше по модулю больше 3 (см. задание I, и приложение 1 п.3)

Указание: Логическое выражение abs(Nяч)>3

ЗаданиеIII. Посчитайте коэффициент правдивости для каждого ученика.

3.01Откройте файл «Правдивость».

1) Скопируйте все данные на новый лист.

2) Назовите этот лист «коэффициент»

3.02Замените все буквенные значения на числовые: «а – правдивый ответ» на 2, «б – неопределенный ответ» - на 1, «в – лживый ответ» - на 0.

3.03Справа от таблицы скопируйте столбцы с номерами и фамилиями учеников, озаглавьте столбцы по номерам ситуаций.

3.04Заполните полученную таблицу формулами

1) =если(Nяч=«а»;2;(если(Nяч=«б»;1;0))).

(Nяч– это номер ячейки, в которой записан ответ данного ученика в данной ситуации, для первого ученика в ситуции1 В4).

2) Можно воспользоваться мастером функций,

3) Выбрать функцию «ЕСЛИ».

В графе Логическое выражение наберите первое условие для проверки (если ответ «а»)В4=«а»,

В графе Значение_если_истина наберите2

В графе Значение_если_ложь наберитевторое условие (если ответ «б», то 1, в другом случае 0) если(В4=«б»;1;0)

4) Протяните формулу по всей таблице

3.05Вычислить коэффициент правдивости для каждого ученика по формуле

Х1 2 + Х3 + …+ Х9

 

 

2*n

n– количество ситуаций

1) Озаглавьте новый столбец;

Введите формулу;

2) Уменьшите количество цифр после запятой

Формат } Формат ячейки }Число

Числовые форматы } Числовой

Число десятичных знаков } 2

3) Скопируйте формулу на всех учеников.

3.06Вычислить коэффициент правдивости по каждой ситуации для мальчиков и для девочек по формуле.

Х1 2 + Х3 + …+ Хn

 

 

2*n

n – количество девочек (мальчиков)

ЗаданиеIV. Посчитайте средний коэффициент правдивости для мальчиков и девочек.

Сохраните файл

Лабораторная работа №2.4

Цель: освоение специальной вставки и работа с макрокомандами.

ЗаданиеI. Сравнить «коэффициент правдивости» учеников с показателем «лживость», полученным по другой методике.

1.01Откройте файл «Правдивость»

1.02На новый лист наберите данные из таблиц Приложения 4, объедините их в одну таблицу. Назовите лист «другие показатели»

1.03Откройте лист «коэффициент». В ней данные тех же учеников.

· Для того, чтобы сопоставить результаты обеих таблиц нужно, чтобы данные были одинаково расположены. Обычно список располагают вертикально.

1) Выделите таблицу, которую нужно повернуть («транспонировать»).

2) Скопируйте ее. Откройте новый лист, поставьте курсор в клетку А1

3) На панели инструментов найдите значок вставки и нажмите на стрелку 6 .Найдите надпись транспонировать. Щелкните мышкой

4) Измените формат ячеек в первой строке и первом столбце для более удобной работы.

1.04Перенесите в получившуюся таблицу коэффициент правдивости каждого ученика.

1) Для этого откройте лист «Коэффициент»

2) Рядом с колонкой коэффициента правдивости добавьте колонку со списком, чтобы при переносе можно было сверить порядок в обеих таблицах

3) Скопируйте колонки с коэффициентом правдивости и и списком и добавьте их в новую таблицу. Все результаты изменились, т.к. Вы скопировали формулы. Чтобы этого не произошло, нужно вставить не формулы, а значения коэффициента. На панели инструментов найдите значок вставки и нажмите на стрелку 6 .Найдите надписьЗначения. Щелкнитемышкой.

4) Чтобы сопоставить результаты разных измерений ученики в обеих таблицах должны быть записаны в одном и том же порядке. Отсортируйте данные, так чтобы списки совпадали по всем строчкам.

5) полученную таблицу отсортируйте по лживости по убыванию

6) Сравните показатели лживости и коэффициент правдивости

ЗаданиеII. Запишите макрокоманду.

2.01При работе с Excel часто приходится выполнять одну и ту же последовательность команд несколько раз. Чтобы сократить такую работу можно воспользоваться макрокомандами (Макросами).

1) Откройте лист «другие показатели». Скопируйте половину таблицы (с 1 по 23 столбец) на новый лист.

2) Откройте в меню

Сервис } Макросы } Начать запись

3) Сочетание клавиш Ctrl +поставьте d(лат шрифт).

4) Выполните такие команды:

· выделите таблицу,

· транспонируйте ее в клетку А10,

· удалите строки с 1 по 13,

· выделите первую строку, измените формат

выравнивание } ориентация } 900 (вертикальная)

· выделите первый столбец, измените формат

выравнивание } ориентация } 00 (горизонтальная)

· выделите весь лист. Отсортируйте данные

Данные } Сортировка } по имени } лживость } по убыванию

5) закончите запись макрокоманды

Сервис } Макросы } Остановить запись

2.02Выполните записанную макрокоманду.

1) Скопируйте другую половину таблицы на новый лист.

2) Добавьте колонку с названиями психологических характеристик.

3) Нажмите сочетание клавишCtrl + d .

Лабораторная работа №2.5

Цель: научиться сравнению выборок, используя возможности среды табличного процессора Excel97

 

ЗаданиеI. Проверка нормальности распределения показателей

1.01Откройте файл под именем D:\...\«Адаптация», сохраните его в своем каталоге

1.02Подключите пакет анализа. Откройте диалоговое окно сервис } надстройки. Выберите пакет анализа и поставьте против него R.

1.03Откройте диалоговое окно сервис } анализ данных.

1) Выберите раздел Описательная статистика.

2) Выделите входной интервал (числовые данные и одну строку с заголовком, т.е с ячейки В2 по ячейку О158), поставьте Rпротив надписей «метки впервой строке», «Итоговая статистика», «Уровень надежности». Нажмите «ОК»

3) На новом листе получили первичную статистику:

ПР
       
Среднее 22,0897 Мх Среднее арифметическое
Стандартная ошибка 1,25981    
Медиана Мd  
Мода Мо  
Стандартное отклонение 15,7351 Sx  
Дисперсия выборки 247,592 Dx  
Эксцесс 0,07858 Ex Коэффициент эксцесса
Асимметричность 0,95259 Ax Коэффициент асимметрии
Интервал   Размах
Минимум   Наименьшее значение
Максимум   Наибольшее значение
Сумма    
Счет nx Объем выборки

4) Для удобства пользования желательно вставить в А1 ячейку со сдвигом вправо, в свободной ячейке написать название выборки. После этого удалить столбцы с названиями показателей, т.е. через 1, начиная с С.

5) Для проверки по Плохинскому в ячейку А19 напишите название «Проверка по Плохинскому». В ячейки В19иВ20 вставьте формулы проверки при этом вместо значений нужно вставлять номера ячеек, в которых расположены значения соответствующих величин. Формулы будут выглядеть

=В10/КОРЕНЬ(6/В15)
=В9/(2*КОРЕНЬ(6/В15))

6) Для проверки по Пустыльнику в ячейку А22 напишите название «Проверка по Пустыльнику». В ячейки В22иВ23 вставьте формулы проверки. Формулы будут выглядеть

=3*КОРЕНЬ(6*(B15-1)/((B15+1)*(B15+3)))

7) Протянуть формулы на все столбцы.

8) Выделить показатели, которые не являются нормальными.

ЗаданиеII. Сравнение выборок (1 способ)

2.01Отсортируйте исходные данные по успешности профессиональной деятельности.

2.02Скопируйте строку 2 и добавьте скопированные ячейки между «успешными» и «неуспешными».

2.03Получите описательную статистику для «успешных» и «неуспешных».

2.04Вычислите t-критерий Стьюдента

1) Перенесите обе таблицы на 1 лист. Оставьте между ними 3 строки.

2) В ячейку А18 вставить название «t-критерий Стьюдента»,

3) В ячейку В18вставить формулу t-критерия. Вместо Мх, Му, Dx, Dу, nx, nу вставить номера ячеек, в которых они расположены . Формула будет иметь вид

=(B3-B22)/КОРЕНЬ(B8/B15+B27/B34)

4) Протяните формулу на все столбцы.

5) Полученные значения коэффициента сравните с табличными. Выделите жирным шрифтом показатели, по которым есть существенные различия.

ЗаданиеIII. Сравнение выборок (2 способ)

3.01Откройте лист с исходными данными.

3.02Откройте диалоговое окно анализа данных. Выберите раздел

сервис } анализ данных} Двухвыборчный t-тест с различными дисперсиями.

1) Выделите интервал переменной 1 (один показатель для «успешных» с заголовком),

2) выделите интервал переменной 2 (один показатель для «неуспешных» с заголовком),

3) поставьте Rпротив надписи «метки»,

4) «Гипотетическая разность» поставьте 0,

5) щелкните мышкой в окошко «Выходной интервал», убедитесь, что в нем появился курсор, затем щелкните в любую свободную ячейку на листе.

6) Нажмите «ОК». Получите таблицу.

Двухвыборочный t-тест с различными дисперсиями
ПР ПР
Среднее 33,84 11,209  
Дисперсия 210,7849 35,442  
Наблюдения  
Гипотетическая разность    
Df    
t-статистика 12,55674 t-Эмпирическое знач.
P(T<=t) одностороннее 2,38E-22    
t критическое одностор 1,660715    
P(T<=t) двухстороннее 4,76E-22    
t критическое двухстор 1,984722   t-Табличное значение

7) Сравните еще 2 показателя.

Лабораторная работа №2.6

Цель: научиться сравнению зависимых выборок и получению корреляционной матрицы, используя возможности среды табличного процессора Excel97

ЗаданиеI. Определение существенного «сдвига» в показателях.

1.01Откройте файл под именем D:\...\«Реабилитация», сохраните его в своем каталоге

1.02Откройте Лист1.На нем введены показатели настроения, тревожности и депрессии инвалидов до и после реабилитации.

1.03Определите по каким из показателей произошли существенные сдвиги в процессе реабилитации.

1) Откройте диалоговое окно Анализ данных.

2) Выберите раздел Парный двухвыборчный t-тест для средних.

3) Выделите интервал переменной 1 (показатель «настроение до реабилитации» с заголовком),

4) Выделите интервал переменной 2 (показатель «настроение после реабилитации» с заголовком), поставьте Rпротив надписи «метки»,

5) «Гипотетическая разность» поставьте 0,

6) щелкните мышкой в окошко «Выходной интервал», затем щелкните в любую свободную ячейку на листе.

7) Нажмите «ОК». Получите таблицу, аналогичную таблице для

Двухвыборочного t-теста с различными дисперсиями

1.04Сравните еще остальные 2 показателя.

1.05Запишите, по каким показателям произошли существенные изменения, а по каким нет.

ЗаданиеII. Получение корреляционной матрицы.

2.01Откройте D:\...\«Подростки». На нем введены результаты исследования потребности в общении, эмоциональности, активности,…, лживости подростков.

2.02Откройте диалоговое окно Анализ данных.

2.03Выберите раздел Корреляция.

1) Выделите входной интервал (все числовые данные с заголовками),

2) Поставьте Rпротив надписи «Метки».

3) Нажмите «ОК». Получите таблицу,

4) Измените формат ячеек, так чтобы можно было прочесть названия строк и столбцов.

5) Уменьшите количество цифр после запятой

2.04Такую таблицу, называют корреляционной матрицей. В этой таблице коэффициенты корреляции всех пар показателей.

1) Например, 0,33 стоит на пере сечении строки эмоциональность истолбца Потребность в общении. Это коэффициент корреляции между эмоциональностью и потребностью в общении подростков.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.