|
Теория «атрибуции возбуждения» С. Шехтера и Дж. Сингера.
По мнению С. Шехтера, эмоции — это результат взаимодействия двух компонентов:
1) неспецифического — физиологического возбуждения (активация (arousal));
2) специфического — интерпретации человеком причин своего возбуждения в контексте целостной ситуации, в которой оно появилось (атрибуция).
С. Шехтером было выявлено, что висцеральные реакции, обусловливающие увеличение активации организма, хотя и являются необходимым условием для возникновения эмоционального состояния, но недостаточны, так как определяют лишь интенсивность эмоционального реагирования, а не его знак и модальность. В соответствии с его теорией какое-то событие или ситуация вызывает у человека физиологическое возбуждение, и у него возникает необходимость оценить причины этого возбуждения. Тип или качество эмоции, переживаемой человеком, зависит не от ощущения, возникающего при физиологическом возбуждении, а от того, как человек оценивает ситуацию. Поэтому одно и то же физиологическое возбуждение может переживаться и как радость, и как гнев в зависимости от трактовки ситуации (рис. 83).
Одна из первых попыток экспериментальной проверки теории С. Шехтера состояла в формировании эмоциональных реакций посредством воздействия на физиологическое возбуждение и интерпретацию ситуации. Одной группе испытуемых вводили адреналин, вызывающий возбуждение, другой — плацебо. Каждая из групп была разбита на три подгруппы:
• одним испытуемым давали истинную информацию о воздействии препарата;
• другим — ложную;
• третьим ничего не рассказывали о возможном влиянии препарата.
После введения препарата все ложно информированные испытуемые, часть испытуемых, располагавших точной информацией, и часть испытуемых, не располагавших никакой информацией, попадали в общество человека, демонстрировавшего эйфорическое поведение; остальные же испытуемые оказывались в обществе человека, который изображал ярость. Авторы предполагали, что лица, не получившие правильного объяснения своих физиологических симптомов, будут испытывать влияние ситуации в большей степени, чем те, кто знает истинную причину симптомов, ибо если под влиянием адреналина у них возникает состояние возбуждения и они оценят ситуацию как веселую (или, напротив, раздражающую), то симптомы возбуждения будут отнесены к ситуации и они в большей степени будут вовлечены в нее. Те же, кто будет отдавать себе отчет в том, что причиной симптомов является инъекция, будут менее чувствительны к влиянию ситуации. Они будут иначе истолковывать данную ситуацию, а поэтому испытывать другие эмоции. Ожидалось также, что менее чувствительными будут лица, которым вводили плацебо (вследствие более низкого уровня возбуждения). Результаты эксперимента в общем подтвердили исходные предположения: дезинформированные испытуемые и испытуемые, не получившие никакой информации, были склонны имитировать настроение и поведение актера, как эйфорическое, так и гневное. Испытуемые, которые располагали точной информацией о действии адреналина, были менее подвержены постороннему влиянию (С. Шехтер, Дж. Сингер).
Однако дальнейшая проверка теории во многих случаях не подтверждала ее. Например, приписывание причины эмоционального состояния нейтральному фактору не во всех случаях приводило к снижению интенсивности переживания. Отрицательные результаты были получены на лицах с высокой личностной тревожностью или находящихся в состоянии стресса. В другом исследовании было показано, что неразъясненное, гипнотически внушенное возбуждение вызывает у человека желание интерпретировать свое внутреннее состояние негативно (К. Маслач). X. Левенталь и А. Томаркен показали, что феномен приписывания возникает только в новых условиях и при среднем уровне негативных эффектов.
Одним из основных недостатков теории С. Шехтера, по мнению Я. Рейковского, является то, что она не объясняет, как возникает физиологическое возбуждение в естественных условиях. Кроме того, не совсем корректным является и использование просто общего понятия «физиологическое возбуждение», так как при разных эмоциях это возбуждение может приобретать различные формы.
Познавательная теория эмоций Арнольд—Лазаруса. У М. Арнольд в качестве детерминанты эмоций выступает интуитивная оценка объекта. Эмоция возникает как результат последовательности событий, описываемых при помощи понятий восприятия и оценки (рис. 84). До того как эмоция возникнет, объект должен быть воспринят и оценен. В ответ на оценку объекта, так или иначе влияющего на воспринимающего человека, возникает эмоция как нерациональное принятие или отвержение.
Таким образом, эмоция всегда следует за оценкой и, как отмечала М. Арнольд, «сначала я вижу нечто, потом я представляю, что это «нечто» опасно, — и как только я представляю это, я напугана и бегу». М. Арнольд считает, что как только человек непосредственным и интуитивным способом придет к выводу, что тем или иным предметом стоит овладеть, он сразу ощущает привлекательность этого предмета. Как только человек интуитивно заключает, что ему нечто угрожает, он сразу чувствует: оно приобрело отталкивающий характер и что его нужно избежать. Возникающая тенденция действовать, будучи выражена в различных телесных изменениях, и переживается как эмоция.
Интуитивная оценка объекта понимается автором как «чувственное суждение» (в отличие от абстрактного «рефлексивного суждения») и характеризуется мгновенностью, непосредственностью и непреднамеренностью. Кроме того, интуитивная оценка и эмоциональный отклик проявляют тенденцию к постоянству (объект или ситуация, определенным образом оцененные и эмоционально отреагированные, начинают каждый раз вызывать такие же оценки и эмоции) и генерализации (переносятся на весь класс объектов).
В своей концепции Р. Лазарус также придерживается идеи когнитивной детерминации эмоций. Однако он критикует М. Арнольд за то, что понятие «оценка» остается у нее субъективным и не связывается с фактами, поддающимися непосредственному наблюдению, что ведет к игнорированию вопроса о детерминирующих оценку условиях. Кроме того, Р. Лазарус не согласен с тем, что оценка признается М. Арнольд чувственной по характеру. мнению Р. Лазаруса, каждая эмоция является комплексным ответом, состоящим из трех различных компонентов:
1) первый компонент — сигнальные переменные или сти-мульные свойства;
2) второй компонент — оценочный, определяемый как функция мозговых процессов, с помощью которых человек оценивает стимульную ситуацию;
3) третий компонент — когнитивные, экспрессивные и инструментальные типы ответов (рис. 85).
Когнитивные реакции трактуются как психологическая защита. Экспрессивные реакции представляют собой мимические выражения, которые рассматриваются как поведение, не преследующее определенной цели. Инструментальные реакции могут быть трех категорий:
1) символы — сигнализируют о наличии некоторого аффекта или маскируют нежелательный аффект;
2) средства — сложные целенаправленные инструментальные действия, такие, как агрессия или бегство;
3) обычаи — культурно обусловленные средства, такие, как траур или способы ухаживания.
Таким образом, в концепции Р. Лазаруса два положения являются главными:
1) каждая эмоциональная реакция, независимо от ее содержания, есть функция особого рода познания или оценки;
2) эмоциональный ответ представляет собой некий синдром, включающий три основные группы симптомов:
• субъективные переживания;
• физиологические сдвиги;
• моторные реакции.
По мнению Р. Лазаруса, можно выделить два основных типа оценки ситуации:
1) угрожающая;
2) благоприятствующая.
Оценка ситуации вызывает тенденцию к выполнению соответствующих приспособительных действий (именно тенденцию, поскольку эти действия не всегда осуществляются). В принципе,приспособительные действия могут осуществляться на основе исключительно познавательных механизмов, без участия эмоциональных процессов. Эмоции возникают лишь при некоторых дополнительных обстоятельствах. Так, отрицательные эмоции появляются тогда, когда индивид оценивает ситуацию как опасную, но не располагает готовыми и достаточно надежными, на его взгляд, способами ее разрешения, т. е. когда эти способы еще только должны быть найдены и существует некоторая неуверенность в отношении такой возможности.
Центральным в концепции Р. Лазаруса является понятие «угроза», понимаемое как оценка ситуации на основе предвосхищения будущего столкновения (конфронтации) с вредом. Как только некоторый стимул оценивается как угрожающий, тут же приводятся в действие процессы, направленные на устранение или уменьшение вреда, т. е. процессы преодоления угрозы. Тенденции к действию в связи с наличием угрозы и ее устранением отражаются в различных симптомах эмоциональных реакций.
Кроме того, автор отмечает, что детерминантами оценки являются как ситуативные факторы, так и диспозиционные (свойства личности): одна и та же ситуация вызывает у различных людей разную оценку и как следствие — разную эмоциональную реакцию. Много внимания уделяется и приспособительным к угрозе реакциям.
Теория «когнитивного диссонанса» Л. Фестингера. Как уже отмечалось, предшественником этой теории был Дж. Дьюи, который полагал, что эмоция возникает лишь тогда, когда осуществляется инстинктивное действие или появляется препятствие на пути реализации произвольных форм поведения. В этой ситуации, стремясь адаптироваться к новым условиям жизни, человек и испытывает эмоцию. Иными словами, психологически эмоция — это адаптивная реакция, а органические изменения являются проявлением этой борьбы за адаптацию.
Позднее согласно разработанной Л. Фестингером теории когнитивного диссонанса, когда между ожидаемой и действительной информацией имеется расхождение {когнитивный диссонанс) возникают отрицательные эмоции, в то время как совпадение ожидания и результата {когнитивный консонанс) приводят к появлению положительных эмоций. Однако существуют данные, свидетельствующие о том, что в ряде случаев и диссонанс может вызывать положительные эмоции.
По мнению Дж. Ханта, для возникновения положительных эмоций необходим некоторый «оптимум расхождения» между установками и сигналами (новизна, необычность, несоответствие) (рис. 86). Если сигнал не отличается от предшествовавших, то он оценивается как неинтересный; если же он отличается слишком сильно, то кажется опасным, неприятным, раздражающим и т. п.
«Я-теория» эмоций К. Роджерса. Центральным понятием этой теории является понятие Я-концепции (обобщенное представление человека о самом себе). Чем глубже восприятие и познание человеком самого себя, чем больше они связаны с ядром его личности, с его самостью, тем в большей степени они включают в себя чувства, эмоции. Угроза Я-концепции вызывает у человека страх. Когда же Я-концепция подтверждается и одобряется, у него появляются положительные эмоции.
В целом основным недостатком когнитивных теорий является то, что они не учитывают наличие возникающих безусловно-рефлекторных эмоций. Как отмечает Е.П. Ильин, некоторые эмоциональные реакции не требуют участия коры головного мозга и процессов осознанной переработки информации. Так, все переживания, связанные с эмоциональным тоном ощущений, протекают без участия когнитивных процессов: мы сначала ощущаем, переживаем ощущение и только потом узнаем и понимаем то, что мы переживаем.
14.5. Мотивационные теории эмоций
Эта группа теорий либо указывает на тесную и непосредственную связь проблемы эмоций с потребностно-мотивацион-ной сферой человека, либо подчеркивает их побудительную, мотивирующую роль в его поведении и деятельности.
Психоаналитическая теория эмоций. Сформулировать точное определение эмоций (или аффектов) в рамках классической психоаналитической теории затруднительно. Сложность вызвана тем, что 3. Фрейд и его последователи крайне широко трактовали этот термин, нагружая его по мере развития теории все более и более разнообразными значениями. Так, в своих ранних работах 3. Фрейд пишет, что аффект — это единственная побудительная сила психической жизни, а в своих поздних трудах он уже говорит об аффектах как об интрапсихических факторах, пробуждающих фантазии и желания индивида. Следовательно, 3. Фрейд основывал свое понимание аффекта на теории влечений и, по сути, отождествлял аффект с влечением. Согласно его точке зрения аффект — это качественное выражение количества энергии влечения и ее разновидностей. Исходя из этого различают аффекты разрядки, которые сопровождают проявление влечения, и аффекты напряжения, которые сопровождают сдерживание влечения. При этом и 3. Фрейд, и его последователи рассматривали преимущественно негативные переживания, возникающие в результате сдерживания, конфликта влечений или основных подструктур личности: Оно, «Я» и сверх-Я).
Аффект, согласно психоаналитической теории, включает три аспекта:
1) энергетический компонент инстинктивного влечения («заряд» аффекта — количественная или интенсивностная мера аффекта);
2) процесс «разрядки»;
3) восприятие окончательной разрядки (ощущение или переживание эмоции — качественная мера аффекта).
3. Фрейд различал три способа видоизменения аффекта:
1) механизм обращения аффекта;
2) механизм смещения аффекта;
3) механизм преобразования аффекта.
Наиболее четкое и обобщенное представление психоаналитиков о механизмах возникновения эмоций было сформулировано Д. Рапапортом. Воспринятый извне перцептивный образ вызывает бессознательный процесс, в ходе которого происходит мобилизация инстинктивной энергии. Если эта энергия не может открыто и непосредственно реализоваться (в том случае, если инстинктивные требования конфликтны), она ищет другие каналы разрядки в виде непроизвольной активности, основными видами которой являются эмоциональная экспрессия и эмоциональное переживание. Они могут проявляться одновременно, поочередно или вообще независимо друг от друга. Открытое проявление инстинктивного влечения табуировано культурой, поэтому у человека и возникает необходимость постоянно эмоционально разряжаться.
Психоанализу, по мнению В.К. Вилюнаса, современная психология эмоций обязана возникновением того сомнения в открытости и доступности феноменологии эмоциональных переживаний, которое сегодня кажется само собой разумеющимся. Сознательное скрывание человеком своих эмоциональных переживаний является лишь самым простым случаем их искажения, гораздо чаще это происходит бессознательно и направлено на избегание, вытеснение их психотравмирующего воздействия. Заслугой психоанализа в развитии теории эмоций является и разработка феномена амбивалентности эмоциональных переживаний.
«Гормическая» теория эмоций У. Макдугалла.Этот автор в своих рассуждениях отталкивался от идеи целенаправленности поведения живых существ. Источником этой целенаправленности является особая нематериальная сила — горме (от греч. horme - стремление, побуждение, влечение, порыв), представляющая собой устремление к биологически значимой цели, обусловленное врожденными инстинктами либо приобретенными склонностями. По мнению У. Макдугалла, главным регулятором целенаправленного поведения животных и людей являются инстинкты.
Каждый инстинкт состоит из трех компонентов:
1) предрасположенность к восприятию некоторых раздражителей;
2) эмоция;
3) предрасположенность к выполнению определенных действий.
Побуждающая сила инстинкта заключена именно в среднем звене — в эмоции. Эмоция направляет индивида к опреде-
ленным целям, она свидетельствует о возбуждении (актуализации) инстинкта.
Отдельным инстинктам соответствуют специфические эмоции: инстинкту бегства — эмоция страха, инстинкту борьбы — эмоция гнева, родительскому инстинкту — эмоция нежности и т.д. Существуют также вторичные эмоции, возникающие вследствие одновременного проявления нескольких инстинктов (например, инстинктам любопытства и бегства соответствует эмоция, сочетающая черты удивления и страха). У. Макду-галл выделял также производные эмоции, не связанные с отдельными инстинктами и зависящие от специфических представлений и мыслей, которые могут возникнуть при актуализации любого инстинкта, такие, например, как надежда, беспокойство, радость и т. п.
Эмоция содержит в себе импульс к действию. Однако то, как человек будет вести себя в конкретной ситуации, зависит не только от эмоций, но и от других психических образований — сложных чувств (sentiments). Чувства — это приобретенные (а не врожденные) психические структуры, это некоторые волевые тенденции. Они представляют собой индивидуальные тенденции к переживанию определенных эмоций и желаний в связи с некоторым конкретным объектом, возникающие вследствие опыта, который индивид приобретает по отношению именно к этому объекту.
Хотя теория У. Макдугалла не получила большого распространения, ее идеи имели известный резонанс, оставив определенный след в ряде современных концепций (психоэволюционной теории Р. Птутчика, дифференциальной теории эмоций К. Изарда и др.).
Теория дифференциальных эмоций К. Изарда.Согласно К. Изарду эмоции являются детерминантами поведения в широчайшем диапазоне его проявлений. Эволюционное значение эмоций состоит в том, что они обеспечили новый тип мотивации, новые поведенческие тенденции, что необходимо для успешного взаимодействия индивида с окружающей средой. В основе теории лежат пять ключевых тезисов:
1) основную мотивационную систему человеческого существования образуют десять базовых эмоций: радость, печаль, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина, удивление, интерес;
2) каждая базовая эмоция обладает уникальными мотиваци-онными функциями и подразумевает специфическую форму переживания;
3) фундаментальные эмоции переживаются по-разному и по-разному влияют на когнитивную сферу и поведение человека;
4) эмоциональные процессы взаимодействуют с драйвами, гомеостатическими, перцептивными, когнитивными и моторными процессами и оказывают на них влияние;
5) в свою очередь, драйвы, гомеостатические, перцептивные, когнитивные и моторные процессы влияют на протекание эмоционального процесса.
В целом автор определяет эмоции как сложный феномен, включающий нейрофизиологический, двигателъно-экспрессивный и чувственно-переживательный компоненты. Источниками эмоций являются нейронные и нервно-мышечные (гормоны и др.), аффективные (боль, половое влечение, другая эмоция) и когнитивные (оценка, атрибуция, память, антиципация) активаторы.
Объектом детального изучения в этой теории являются частные (базовые, фундаментальные) эмоции, которые рассматриваются как различающиеся «переживательно-мотивационные» процессы, влияющие на когнитивную сферу и поведение человека. К. Изард называет следующие основные признаки базовых эмоций:
• они всегда имеют отчетливые и специфические нервные субстраты;
• проявляют себя при помощи выразительной и специфической конфигурации мышечных движений лица (мимики);
• сопровождаются отчетливым и специфическим переживанием, осознаваемым человеком;
• возникли в результате эволюционно-биологических процессов;
• оказывают организующее и мотивирующее влияние на человека, служат его адаптации.
Однако сам К. Изард признает, что некоторые эмоции, отнесенные к базовым, не обладают всеми этими признаками. Так, эмоция вины не имеет отчетливого мимического и пантомимического выражения. Наряду с фундаментальными эмоциями в данной теории изучаются и эмоциональные комплексы, такие, как тревога, депрессия, удовольствие и враждебность, представляющие собой комбинации базовых эмоций, которые появляются одновременно или в определенной последовательности (см. более подробную характеристику базовых эмоций по К. Изарду в гл. 14).
Потребностно-информационная теория эмоций П.В. Симонова. Данная теория является одной из наиболее известных и хорошо разработанных в современной психологии эмоций. П.В. Симонов считал, что эмоция является отражением мозгом человека и животных какой-либо актуальной потребности (ее качества и величины) и вероятности (возможности) ее удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретенного индивидуального опыта. Это представлено автором в виде специальной «формулы эмоций»:

где Э — эмоция, ее степень, качество и знак; П — сила и качество актуальной потребности; (Ин — Ис) — оценка вероятности (возможности) удовлетворения потребности на основе врожденного и онтогенетического опыта; Ин - информация о средствах, ресурсах и времени, прогностически необходимых для удовлетворения потребности; Ис — информация о средствах, ресурсах и времени, которой субъект располагает в данный момент. Кроме того, эмоция зависит и от других факторов:
• индивидуальных (типологических) особенностей субъекта (мотивационной сферы, эмоциональности, волевых качеств и т. п.);
• фактора времени, в зависимости от которого эмоциональная реакция приобретает характер аффекта или настроения;
• качественных особенностей потребности (чувства возникают на основе социальных и духовных потребностей, тревога — низкой вероятности избегания нежелательного воздействия, фрустрация — низкой вероятности достижения желаемой цели и т.п.).
Однако эти факторы обусловливают лишь вариации бесконечного многообразия эмоций, в то время как необходимыми и достаточными являются только два фактора: потребность и вероятность (возможность) ее удовлетворения.
Из формулы следует, что эмоция возникает только при наличии потребности: нет потребности, нет и эмоции. Не будет эмоции и в том случае, если потребность есть, а (Ин — Ис) = О, т. е. если человек полностью обладает необходимой для удовлетворения потребности информацией (Ин = Ис).
С позиции теории П.В. Симонова наиболее фундаментальной классификацией эмоций является деление их на положительные и отрицательные. Ситуация избытка прагматической информации по сравнению с прогнозируемой или возрастание вероятности удовлетворения актуальной потребности (Ин < Ис) порождает положительные эмоциональные состояния, дефицит информации или падение вероятности достижения цели (Ин > Ис) — отрицательные.
Также предлагается вариант классификации эмоций в зависимости от величины потребности, вероятности ее удовлетворения и характера взаимодействия с объектами (табл. 14).
Таблица 14 Классификация эмоций в зависимости от величины потребности, вероятности ее удовлетворения и характера действий (по П.В. Симонову)
Величина потребности
| Оценка веро-
| Контактное
| Дистанционные действия
|
удовлетворе-ния
| ствие с объектом
| овладение, обладание объекток(
| зашита, сохранение объекта
| преодоление, борьба за объект
| Нарастает
| Превышает
| Наслажде-
| Восторг,
| Бесстра-
| Торжество,
|
| имеющийся
| ние, удо-
| счастье.
| шие, сме-
| воодушев-
|
| прогноз
| вольствие
| радость
| лость, уверенность
| ление, бодрость
| Небольшая
| Высокая
| Безразли-
| Спокой-
| Расслабле-
| Невозмути-
|
|
| чие
| ствие
| ние
| мость
| Нарастает
| Падает
| Неудоволь-
| Беспокой-
| Насторо-
| Нетерпе-
|
|
| ствие, от-
| ство, пе-
| женность,
| ние, негодо-
|
|
| вращение,
| чаль, горе,
| тревога,
| вание, гнев,
|
|
| страдание
| отчаяние
| страх, ужас
| ярость, бешенство
| Как отмечает Е.П. Ильин, в классификации П.В. Симонова присутствуют не только эмоции, но и волевые качества (смелость, бесстрашие) и эмоционально-личностные особенности (невозмутимость, оптимизм).
С физиологической точки зрения, считает П.В. Симонов, эмоции — это активное состояние системы специализированных мозговых структур, побуждающее изменить поведение в направлении минимизации (ослабления, прерывания) или максимизации (усиления, продления, повторения) этого состояния. Кроме того, автором была выявлена ведущая роль в обеспечении эмоционального поведения единого интегративного комплекса из четырех мозговых структур: гипоталамуса — миндалины — гиппо-кампа — передних и височных отделов неокортекса.
Как отмечают Г.А. Вартанян и Е.С. Петров, некоторые эмоциональные реакции, связанные с биологическими потребностями, возникают вне зависимости от вероятности достижения цели и являются как бы безусловными или фатальными.
Несмотря на определенные различия и противоречия, обусловленные разными методологическими подходами, между рассмотренными выше теориями при более подробном анализе можно обнаружить и много схожих моментов. Кроме того, некоторые теории, отличающиеся упрощенным или односторонним пониманием проблемы эмоций, раскрывают вместе с тем важные их аспекты.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|