Сделай Сам Свою Работу на 5

Разорение Новгорода – бессмысленное преступление





Суд над Иваном Грозным


Настя: Встать! Суд идет!
Сегодня слушается дело по обвинению Ивана Грозного. Слово предоставляется прокурору.
Гуля: Иван 4 Васильевич обвиняется в организации и осуществлении террора против русского народа – опричнины. Опричнина длилась всего 8 лет из 51 года царствования Ивана 4, но ее последствия оказались губительными.
Опричнина наряду с Ливонской войной вызвала экономический кризис в стране. Села Центра и Северо-Запада, где побывали «опричные экспедиции», обезлюдели. Многие крестьяне либо были убиты, либо бежали в Литву, Большинство владельцев вотчин и поместий было разорено.

Следствием сокращения посевных площадей стал голод. Опричнина, разорив крестьян и стимулировав бегство, послужила одной из причин принятия первых закрепостительных актов. В 1581г. был издан указ о «заповедных летах», в которых запрещались переходы крестьян. Это должно было предотвратить окончательное запустение имений и полное разорение служилых людей; из-за бегства крестьян они не могли выходить на воинскую службу «конно, людно и оружно». Возможно Иван 4 не думал о введении надолго крепостного права, однако эта «временная» мера утвердилась в России на несколько веков. Без устрашающего террора едва ли удалось бы загнать крестьян под крепостное ярмо.
Террор был направлен не против лиц, а против порядков. Гибель князя Владимира Старицкого означала ликвидацию одного из последних уделов на Руси. Варварский погром Новгорода уничтожил последние остатки вольности. Со смертью митрополита Филиппа Русская церковь становится служанкой государства. Относительная самостоятельность церкви, позволявшая ей давать моральные оценки государственной власти, раздражала Ивана Грозного. Церковь же, обескровленная террором, не могла сопротивляться.
(Опричнина – это централизация, форсированная, без достаточных экономических и социальных предпосылок. Свою реальную слабость власть пыталась компенсировать за счет террора. В итоге утвердился режим личной диктатуры Ивана Грозного – власть, не ограниченная ни феодальной законностью, ни обычаем, всех гнетущая «жестоким рабством». Эта власть уже не заботилась о благосостоянии страны, в итоге – разорение России самими русскими.)
Оля: Так же Царь Иван Грозный обвиняется в убийстве собственного сына Ивана, который мог бы продолжить династию Рюриковичей, смерть которого привела в итоге к династическому кризису и событиям Смутного времени. Старший сын Грозного был хорошо образован. Сохранилась его рукопись «О житии святого Антония», в которой он продемонстрировал свои способности. В ноябре 1581 г. В порыве гнева Иван 4 ударил железным посохом своего сына. Царевич упал без чувств и на 5-й день умер. Он был погребен в Архангельском соборе.





Существует несколько версий, объясняющих это событие. Русские летописцы говорят, что царевич, видя успехи Батория, упрекал отца в малодушии и хотел сам возглавить армию. Это раздражало отца и могло стать причиной его гнева.

Из всех событий царствования Грозного смерть его сына наиболее поразила народное воображение. Смерть царевича явилась как бы народным бедствием, что было вполне естественно, так как будущее московского престола представлялось весьма печальным. Федор был полуидиотом. Дмитрий – еще дитя.


Настя: Слово для дачи показаний предоставляется монахине Горицкого монастыря на Белоозере Марии Савельевне Александровой.


Куница: В нашем монастыре вместе с нами жила старица Евдокия – в миру княгиня Ефросинья Старицкая, мать удельного князя Владимира Андреевича Старицкого. В начале октября 1569г. старице Евдокии принесли весть о гибели ее сына.

В 1553 г. царь Иван 4 тяжело заболел. Некоторые бояре присягнули его малолетнему сыну Дмитрию, некоторые – двоюродному брату царя удельному князю Ивану Андреевичу. Но царь выздоровел, и ждал случая мести. Когда начались погромы опричников, старица Евдокия тревожилась за жизнь своего сына. И не зря: ей сообщили, что царь Иван Васильевич вызвал Владимира Андреевича к себе. Тот приехал с женой и дочерью. Царский повар донес, что старицкий князь якобы пытался подкупить его для того, чтобы отравить государя. Иван 4 приказал Владимиру Андреевичу, его жене и дочери выпить заранее приготовленный яд. Представить себе не можете, как горевала старица Евдокия. Не ведала она, что и ее ждет погибель.



Через несколько дней войско опричников ворвалось в монастырь. К седлам лошадей были привязаны собачьи головы, в руках бояр - метла. Одеты в монашеские одежды. Под одеждой – ножи. Схватили они старицу Евдокию и монахинь 12 человек. Я в это время подняла кушанье звонарю на колокольню и видела, как повели наших людей в сторону реки Шексны. Потом нам рассказали, что все они были потоплены в реке. Очень мне жалко невинных. Нельзя такое творить.


Саша: Слово предоставляется свидетелю обвинения Макарию Фролову, слуге боярина Ивана Петровича Федорова.


Соня: Мой хозяин Иван Петрович , богатейший человек, видный боярин, как все приказные люди, взяток не брал. Как утверждала народная молва, судил «праведно», слыл как человек честный, умный, независимый, пользовался популярностью в народе. Таких всегда не могут терпеть, опасаются властные люди.

Заподозрив Федорова в измене, царь отнял у него все богатства: золото, серебро, жемчуга, платье, даже посуду – и, чтобы унизить еще больше, отправил опального на войну против татар. С трудом И. П. Федоров достал коня и исполнил царский приказ. По возвращении же из похода в 1568г. он был вызван к царю. Грозный, говорят, редко удовлетворялся «простой» казнью: ему почти всегда хотелось поиздеваться над жертвой. Заставив боярина облачиться в царскую одежду и дав ему скипетр, царь усадил его на трон и театрально воздал ему «почести»: обнажил голову и преклонил колена. Затем со словами: «Как в моей власти поместить тебя на этом троне, так в той же самой власти лежит и снять тебя» - схватил нож и всадил его в грудь боярину. Довершили дело опричники. Растерзанное тело И. П. Федорова протащили за ноги по всему Кремлю и бросили на площади. Убиты были и все его слуги. Я, можно сказать, «воскрес из мертвых». Сильно раненного, меня выходили, спасли женщины , омыли раны. После этого я бежал на юг к казакам.

 

Саша: Слово предоставляется свидетелю сестре митрополита Филиппа Колычева, Анне Степановне Урусовой.

Диана: Я хочу рассказать о жизни и смерти своего брата. Федор Степанович родился 11 февраля 1507г. Наша знатная боярская семья дала ему хорошее образование. Около 1538-1539гг. он постригся в монахи в Соловецком монастыре под именем Филиппа, а через 10 лет прославился кипучей деятельностью по строительству церквей, хозяйственных построек, внедрением всевозможных технических новшеств. Соловецкая обитель при нем достигла расцвета, значительно укрепила свой авторитет среди русских монастырей.

В 1566г. с царского ведома Филипп был избран на митрополию. Еще будучи игуменом, он просил, чтобы «царь и великий князь отставил опришнину; а не отставит – ему в митрополитах бытии невозможно». Иван Грозный решительно потребовал, чтобы Филипп «в опришнину .. не вступался, а на митрополию бы ставился». Но все же Грозный пошел на уступку, разрешив новому митрополиту ходатайствовать за опальных. Весной 1568г. на богослужении в Успенском соборе митрополит публично отказал царю в благословении, осудил опричнину и казни. Тогда он заявил Ивану Грозному: «До каких пор ты будешь без вины проливать кровь верных людей и христиан …У всех народов есть законы и право, только в России их нет…»

Столкновения царя и митрополита продолжались. Наконец Иван 4 решил убрать Филиппа с митрополичьего престола и создал специальную комиссию, чтобы обвинить его в «порочном поведении». Послушные иерархи Русской церкви осудили и низложили Филиппа, а светские власти арестовали его и сослали в Тверской Отрочь монастырь. 23 декабря 1569г. бывший митрополит Филипп был задушен знаменитым опричником Малютой Скуратовым за отказ благословить царя на разгром «новгородских изменников». Впоследствии церковь причислила митрополита Филиппа к лику святых.

Разорение Новгорода – бессмысленное преступление

Настя: Слово предоставляется свидетелю жителю Новгорода Антону Вишняку.
Гаджи: 8 января 1570г. Иван Грозный торжественно въехал в наш город, чтобы чинить расправы над нами –изменниками. Ему донесли, что якобы мы хотели посадить на престол Владимира Старицкого, и одновременно отдать Новгород и Псков «литовскому королю». Въезжая в город, он отказался поцеловать крест, с которым встретил его архиепископ Пимен. Вместо этого Иван обвинил новгородского пастыря в измене, после чего направился в новгородский Софийский собор на молебен. Гневная речь против владыки не помешала царю отобедать в архиепископском дворце. Но худо закончилась эта трапеза. Когда опричники наелись и напились, царь крикнул: «Гойда!», и начался страшный, длившийся несколько недель новгородский погром. Людей убивали без всякой причины, только за то, что они – новгородцы. Убивали стариков и детей, поджигали, облив горючей смесью, сбрасывали с моста в Волхов и добивали в воде камнями и топорами. По некоторым расчетам, число жертв достигало 10-15 тысяч. А в Новгороде тогда проживало 30 тысяч человек. Город так опустел, что стали сочинять песни, навроде такой: «Коею улицею ехал Иван Грозный царь Васильевич, тут кура не поет».
13 февраля Иван Грозный покинул наш многострадальный город. За ним потянулись бесконечные возы с награбленным. Я слышал как один из опричников хвастался: «Когда я выехал с великим князем, у меня была одна лошадь, а возвращаюсь с 49», из них 22 были запряжены в сани, полные всякого добра.
Настя: Слово для защиты предоставляется адвокату.
Лена: Великий князь Иван 4 Васильевич за время своего правления полностью преобразовал всю жизнь Московской Руси. Он провел важные реформы в 1547 -1560 гг., обеспечившие централизацию государства, присоединил к Руси новые земли: в 1552г. – Казанское ханство, в 1556 г. – Астраханское ханство, в 1581-1585 гг. – Западную Сибирь. Уничтожение десятков тысяч людей в годы опричнины прошу оправдать, учитывая склонность к психопатии, к параное, мании преследования; сиротское детство, боярское воспитание, поощрявшее жестокость, убийства, пытки и т. д.
Настя: Слово для дачи показаний предоставляется свидетелю защиты придворному священнику Сильвестру.
Ксюша Сидоренко: После московского бунта 1547г., вызванного пожаром, погубившим большую часть столицы и множество людей, я говорил Ивану 4 о нерадении к государственным делам, перепорученным недостойным вельможам, о том, что восстание москвичей и пожар – это расплата за грехи царя, и предвещал еще большие бедствия, если царь не возьмет бразды правления в свои руки.

После этого Иван 4 перестал вести разгульную жизнь. Вокруг себя собрал дальновидных и разумно честолюбивых людей: Алексия Адашева, его братьев Федора и Данило, Андрея Курбского, меня, Ивана Висковатого и т. д. Этот круг вельмож по предложению Андрея Курбского получил название Избранной Рады. Мы предлагали провести некоторые реформы, которые бы укрепили государственный порядок, войско, законы. Результатами нашего сотрудничества с Иваном 4 было проведение следующих реформ

(Реформы можно пократче сказать)

- создание профессионального аппарата управления – специализированных по отраслям органов центрального управления – приказов: Челобитной избы, принимавшей челобитные на имя царя; Посольского приказа, ведавшего внешней политикой - его возглавлял Иван Висковатый; Поместного приказа, Разрядного, Земского и т. д.

- отмена кормлений в 1556г.; замена наместников и волостелей, контролировать которых было невозможно, выборными лицами – губными и земскими старостами

- проведение военной реформы, суть которой в создании постоянного стрелецкого войска, которое формировалось из пеших воинов, вооруженных тяжелыми ружьями – пищалями; и в принятии «Уложения о службе», установившего единый порядок службы для владельцев вотчин и поместий (каждый феодал выставлял определенное количество вооруженных всадников, кто больше – получал денежную «помогу», кто меньше – штраф.

- созыв Земского собора – сословно – представительного органа, в работе которого принимали участие представители различных сословий.

- принятие Судебника 1550 г., закрепившего изменения в государственном устройстве, увеличившего размер «пожилого» для крестьян, покидавших феодала в Юрьев День.

 


Период реформ был недолгим: с1549 по 1560гг. У России был шанс пойти по пути представительной монархии, к сожалению, не получилось из-за особенностей личности Ивана 4.

Саша: Слово для дачи показаний предоставляется свидетелю князю, воеводе Андрею Михайловичу Курбскому.
Свидетель(Кто то еще из нас): Я хочу рассказать о детстве Ивана 4, на мой взгляд, именно здесь таятся истоки деспотизма царя Ивана Грозного.

Иван 4 родился в ночь с 24 на 25 августа 1530 года. Когда отец великий князь Василий 3 умер, его наследнику было чуть более 3-х лет. Детство мальчика нельзя назвать счастливым. Через 5 лет после смерти отца он потерял и мать, великую княгиню Елену Глинскую, и в ее лице – единственного родного человека, который мог заботиться и любить его. От природы Иван 4 был восприимчивым ребенком, не лишенным силы воли и таланта. Однако с раннего детства он видел казни и опалы. Люди, к которым он был искренне привязан, - Иван Овчина – Оболенский, Иван Бельский – были убиты. Иван привык к кровавым расправам как к чему – то само собой разумеющемуся и думал, что по- другому нельзя вершить государственные дела. В 13 лет, во время очередного переворота, подученный противниками Шуйских, Иван велел затравить собаками Андрея Шуйского.

Бояре всячески ублажали малолетнего князя, потворствуя его прихотям и порокам. Они тешили его шумными играми, бесконечными охотами, пирами и с умилением смеялись, когда Иван забирался на крышу терема и бросал на землю «с стремнин высоких» кошек и собак. Доблестью называли скачки 14-летнего Ивана с друзьями на конях по городу, когда «удальцы» давили женщин и стариков.

Оторванный от близких людей, Иван поначалу тяжело переносил это, но потом привык. Ему стало свойственно быстро привязываться к людям и также быстро их забывать. Например, он некогда любил братьев Воронцовых – Федора и Василия, сосланных Шуйскими, но в 1546г. легко казнил обоих, поверив доносу дьяка Василия Захарова, будто Воронцовы подбивали к мятежу новгородских пищальников.

Несчастливое сиротское детство, боярское «воспитание» сформировали деспотизм, злобную тиранию, крайнюю жестокость Ивана Грозного.
Настя: Слово для вынесения вердикта предоставляется председателю коллегии присяжных заседателей.
Оля: Иван Грозный признается виновным.
Настя: Встать! Суд идет! Суд, признавая заслуги Ивана Грозного в проведении реформ, выносит обвинительный приговор за совершение массовых насилий, убийств, приведших к разорению и опустошению России в конце 16 века.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.