Сделай Сам Свою Работу на 5

Проблема бытия в истории философии. Основные формы бытия, их характеристики.





Проблема Бытия обсуждается философами всегда. Многие мыслители считали ее исходной для систематического освоения действительности. Бытие – это существование во всех его многообразных формах. Учение о Бытии называется онтологией. Философская категория бытия предполагает не просто описание всего того, что есть в наличии во Вселенной, но выяснение природы истинно сущего бытия.

Категория Бытия объединяет основные идеи, выделенные в ходе последовательного осмысления вопроса о существовании мира:

1) мир есть, существует как беспредельная и непреходящая целостность;

2) природное и духовное, индивиды и общество равно существуют, хотя и в разных формах;

3) их различное по форме существование – предпосылка единства мира;

4) мир развивается по своей объективной логике, он создает реальность, которая существует прежде сознания, его людей.

Категория бытия в истории философии.

Проблема бытия была сформулирована в античной философии на самом первом этапе ее существования. Греческие натурфилософы стремились выявить предельные основы, первоначала мира. Они носили умопостигаемый характер, обладали натуральностью и безличностью. Из мира исключалась божественная воля. Космос возникал не по воле богов, а в силу естественных законов взаимодействия безличных стихий. Превращая бытие в единое и умопостигаемое, греки приручали его. И действительно, космос в представлении античных философов гармоничен и соразмерен человеку, мир логичен, необходим, разумен и постигаем.



Элеаты продолжили поиск такого бытия, которое в своей неизменности и вечности было бы дано уму, а не чувствам. Парменид сформулировал свой основной тезис: бытие есть, а небытия нет. Для доказательства этого положения он поставил знак равенства между бытием и мыслью об этом бытии, то есть сформулировал принцип тождества бытия и мышления. «Одно и то же есть мысль и то, о чем эта мысль существует». Бытие элеатов едино и неизменно, абсолютно и самотождественно, не возникает и не уничтожается, оно – вся возможная полнота совершенств. Бытие – это умопостигаемая сущность, и если чувства говорят не то, что утверждает ум, то надо отдать предпочтение утверждениям ума. Бытие – это объект мысли.



В противоположность Пармениду Гераклит основное внимание уделяет движению. Мир для него – это космос, не созданный никем из богов и никем из людей, но был, есть и будет вечно живым огнем, мерами разгорающимся и мерами погасающим. Мир, по Гераклиту, находится в вечном движении. Само движение он рассматривает как результат взаимоперехода противоположностей. Бытие и небытие неразрывны. Одно порождает другое, одно переходит в другое.

Левкипп и его ученик Демокрит постарались преодолеть противоречия в учении о бытии и разработали концепцию атомизма. Атомы – это неделимые частицы вещества. Все видимые тела складываются из атомов. А то, что разделяет сами атомы и тела – это пустота.

Опираясь на идеи Гераклида об изменчивости бытия и Парменида о неизменности бытия Платон создает свою онтологическую систему. Истинно сущим бытием являются идеи, им противостоит мир небытия – материя. Бытие чувственных вещей – это бытие по мнению, а не по истине. Идею упорядочены в строгую иерархию, на вершине которой располагается идея Блага, которая объемлет истину, добро и красоту. Платон не исключает становления, однако связывает его только с миром чувственных вещей, бытие которых неподлинно, ибо истинное бытие неподвижно.

Средневековые философы адаптировали идеи Античности к решению волновавших их теологических проблем. Для религиозной философии принципиально важным является выделение двух форм бытия: бытия Бога, вневременное и внепространственное, абсолютное, надприродное бытие, с одной стороны, и сотворенной им природы – с другой. Творящее и сотворенное – вот главные виды бытия.



В философии Возрождения бытие соотносится прежде всего с бытием материальной природы. В это время появляются пантеистические интерпретации бытия как тождественного природе и Богу.

В философии Нового времени бытие отождествляется с субстанцией. Б.Спиноза в своей онтологии, имеющей пантеистический характер, отождествил Бога, природу и субстанцию. Наиболее характерной для Нового времени является онтология Р.Декарта. Декарт утверждал существование двух субстанций: протяженной и мыслящей. Обе равноправны и независимы друг от друга. Но, не смотря на это равноправие, критерием бытия Декарт называет именно мышление. «Мыслю, следовательно, существую». – Декарт превращает бытие в субъектную форму, так как мыслит и существует субъект, человек, личность. Мысль – единственный гарант бытия, а бытие – точка зрения человека.

В философии Просвещения бытие отождествляется с материей, которая, в свою очередь принимает форму вещества. В это время сохраняется также представление о бытии как субстанции, но все свойства субстанции приписываются вещественной материи. Вещество существует в трехмерном пустом пространстве и линейном однородном времени, подчинено законам механики, такое телесное бытие встает в оппозицию человеку. Разрыв человеческой и природной сторон бытия является характерным признаком философии 17-18 вв.

Реабилитация понятия человеческого бытия начинается в рамках классической немецкой философии. Кант, поднял вопрос о природе человека до уровня достойного внимания философии. Он же сформулировал проблему границ человеческого разума, который не может разрешить всех гносеологических и онтологических проблем. И.Кант ставит бытие в зависимость от познавательных способностей человека: субъект устанавливает законы мира, с помощью своих способностей упорядочивая хаос реальности. Бытие есть результат оформления чувственного материала, предоставляемого опытом, благодаря априорным формам чувственности, рассудка и разума. По мнению Канта, вопросы о бытии самом по себе не имеют смысла, бытие следует рассматривать только по отношению к субъекту.

Гегель считал бытие необходимым этапом развития мышления, субстанцией и первоосновой мира он называет абсолютную идею. Бытие – исходная точка движения духа.

Марксистская философия отождествила бытие с материей, понимаемой как объективная реальность, существующая вне и независимо от сознания. Сознание, с одной стороны, является атрибутом материи, а с другой – противопоставляется ей как субъективная реальность. Бытие в марксистской философии – это то, что видимо, воспринимаемо, если не в данный момент, то в принципе. В философию было введено новое понятие: «общественное бытие». Общественное бытие – это собственная, внутренняя основа существования и развития общества, нетождественная с его природной основой. Возникнув из природы, на основе природы и в неразрывной связи с ней, общество как особое образование начинает жить своей, в определенном смысле надприродной жизнью.

В к.ХIХ – нач. ХХвв. происходит реальная трансформация классического представления о бытии. Бытие отождествляется с бесконечно изменчивой иррациональной жизнью. Такую трактовку предложили представители философии жизни Ницше, Бергсон, Дильтей, Шпенглер. Постичь жизнь можно с помощью интуиции или инстинкта.

В ХХв. всплеск интереса к онтологической проблематики наблюдается в феноменологии Гуссерля. По его мнению, философия должна заниматься прояснением структур интенциональных актов сознания и выявлять объективные связи между идеальными смыслами. Подлинное бытие – по Гуссерлю – это бытие объективно-идеальных смыслов, очищенных от всякого эмпирического или психического содержания.

Продолжением философии жизни стал в ХХв. экзистенциализм. Вопрос о бытии в трактовке экзистенциалистов – это вопрос о смысле, которым задается человек, сталкиваясь с абсурдностью и неразумностью жизни. Подлинностью, по их мнению, обладает не любое, а только осознанное бытие.

Наиболее развернутая экзистенциальная концепция бытия предложена Хайдеггером. Он считал, что европейская философия затемнила смысл категории бытия, ассоциировав его с понятием сущее. Сущее – это бытие, понятое человеком, опредмеченное и познанное бытие. Однако бытие не нуждается в познании и отличается от того, то человек знает под видом сущего. Основа бытия должна быть найдена в языке, который и есть «дом бытия».

Философия постмодернизма отрицает идею единого бытия Согласно постмодернистской парадигме, в той мере, в какой идея абсолютного бытия была внедрена в сознание человека, у реального мира и жизни были отняты смысл и ценность, а у самого человека – свобода. В философии постмодернизма реальность выглядит как вселенная умножающихся смыслов, каждый из которых ценен сам по себе без дополнительных обоснований и не имеет никаких преимуществ перед другими. Человек становится интерпретатором и множителем смыслов, одним из которых является его собственная жизнь.

В целом современная философия отказывается от проблематики бытия без человека, вне человека, что не является отказом от онтологической проблематики, а объединяет в единое целое онтологию и антропологию.

Основные формы бытия.

Категория бытия допускает любую форму существования мира. Мир существует в бесконечном многообразии проявлений и форм, включает в себя бесчисленное множество конкретных вещей, процессов, явлений, которые объединяются в определенные группы, различающиеся спецификой своего бытия. Каждая наука исследует закономерности развития конкретной специфической разновидности бытия, которая определяется предметом данной науки. В философском анализе целесообразно выделить следующие основные специфические формы бытия:

Формы бытия различны:

1. Бытие вещей (тел), процессов, которое в свою очередь делится на Бытие вещей, процессов, состояние природы, Бытие природы как целого и Бытие вещей и процессов, сотворенных человеком;

2. Бытие человека (Бытие человека в мире вещей и собственно специфическое Бытие);

3.Бытие духовного (идеального), которое делится на индивидуализированное духовное и объективированное (внеиндивидуальное) духовное;

4. Бытие социального, которое делится на индивидуальное Бытие (Бытие отдельного человека в обществе и в процессе истории) и Бытие общества.

Бытие вещей, явлений и состояний природы, или бытие первой природы, существует до, вне и независимо от сознания человека. Бытие каждого конкретного явления природы ограничено во времени и пространстве, а природа в целом бесконечна. «Вторая природа» - бытие вещей и процессов, произведенных человеком, - зависит от первой, но, будучи произведенной людьми, она воплощает в себе единство природного материала, определенного духовного (идеального) знания, деятельность конкретных индивидов и социальных функций, предназначения данных предметов. Бытие вещей «второй природы» есть социально-историческое бытие, комплексная природно-духовно-социальная реальность, она может вступать в конфликт с бытием первой природы, находясь в рамках единого бытия вещей и процессов. «Вторая природа» каждому конкретному человеку и поколениям людей дана объективно, но она не может считаться совершенно независимой от сознания человека и человечества. Вещи «второй природы» являются связующим звеном между бытием вещей и бытием человека.

Бытие отдельного человека представляет собой диалектическое единство тела и духа. взаимодействие, во-первых, мыслящей и чувствующей «вещи» как единства природного и духовного бытия, во-вторых, индивидуальной особи, взятой на данном этапе эволюции мира вместе с миром, и, в-третьих, как социально-исторического существа. Его специфика проявляется, например, в том, что:

без нормального функционирования в человеке его духовно-психической структуры человек как целостность не полноценен;

здоровое, нормально функционирующее тело является необходимой предпосылкой духовной, умственной деятельности. Однако общеизвестно, что дух может оказать как позитивное, так и негативное влияние на жизнедеятельность человеческого тела;

человеческая деятельность, телесные действия человека зависят от социальной мотивации. Целесообразная человеческая деятельность зачастую регулируется не биологическими инстинктами, а духовно-нравственными и социальными потребностями, мотивами.

Бытие каждого конкретного индивида ограничено во времени и пространстве. Но оно включено в безграничную цепь человеческого бытия и бытия природы и является одним из звеньев социально-исторического бытия. Человеческое бытие в целом - реальность, объективная по отношению к сознанию отдельных людей и поколений. Но, будучи единством объективного и субъективного, человек не просто существует в структуре бытия. Обладая способностью познавать бытие, он может и влиять на него, к сожалению, далеко не всегда позитивно.

В теологических философских отмечается субстанциональное бытие Бога. Отметим, что для большинства нерелигиозных систем бытие Бога сводится либо к индивидуализированному, либо к объективированному духовному, но на современном уровне человеческого знания (на наш взгляд, и в очень отдаленной перспективе) научно ни доказать, ни опровергнуть бытие Бога невозможно.

Кроме того, выделяют реальное и кажущееся бытие. Реальное бытие, т.е. само по себе, независимо от субъективного отражения, обозначается еще как ноуменальное бытие (ноумен – умопостигаемая сущность), вещь сама по себе, «действительное».

Кажущееся Бытие, т.е. такое Бытие, каким оно нам представляется в плане существования, выражается термином Феноменальное бытие (феномен – явление, данное нам в опыте), «иллюзорное», или просто «явление». Восприятие мира таким, каков он есть в ощущениях человека.

 

Для конкретизации абстрактного понятия «бытие» было введено понятие субстанция. Философы переходят от констатации наличия бытия к вопросу о том, что конкретно существует? Под субстанцией в философии понимают некую сущность, нечто неизменное, существующее благодаря самому себе и в самом себе, а не по причине другого и в другом. Субстанция обладает атрибутами, которые понимаются как ее неотъемлемые свойства, и существует через множество модусов – своих конкретных воплощений. Модус не может вести независимого от субстанции существования. Понятие субстанция не надо путать с Субстратом (основа, подкладка) - материал, вещество, из которого строится все существующее.

Учения, объясняющие возникновение и развитие различных явлений из одной основы, одной субстанции, получили название монистических. История философии различает монизм материалистический (Фалес, Гераклит) и идеалистический (Платон, Гегель, Беркли) в зависимости от того, какое начало (материальное или духовное), по мнению ученого, дает импульс к образованию всех явлений действительного мира. В процессе исторического развития философии материалистический и идеалистический монизм противостояли друг другу, но их взаимодействие включало и попытки найти «точки соприкосновения», что проявилось в философии дуализма (Декарт) и плюрализма (Лейбниц).

Материализм признает первичным материальное начало, это означает, что материя никем не сотворена, сознание выступает ее атрибутом, а пространство, время и движение – ее формами существования. Сущность материалистического субстанциализма впервые в истории философской науки развил Б. Спиноза (XVIII век). Под субстанцией Б. Спиноза понимал то, что можно представить, не привлекая к представлению нечто другое, из которого могла бы возникнуть субстанция. В пантеизме Б. Спинозы субстанция отождествляется с природой, с одной стороны, и Богом – с другой, существуя через многочисленные атрибуты и модусы. В таком понимании субстанция не является чем-то сверхъестественным, она и есть само естество – природа.

Идеализм первичным началом признает идею, мысль, сознание, а реконструкцию действительности осуществляет исходя из «человека». Традиционно выделяют объективный и субъективный. Объективный идеализм признает исходным началом абсолютный дух или идею, которая существует вне и независимо от человека и определяет его индивидуальное сознание (Гегель). Субъективный идеализм признает единственной реальностью сознание или волю индивидуального субъекта, а мир выводит из содержания этого сознания. (Беркли, Юм). Дж.Беркли категорически отрицает возможность существования материальной субстанции и настаивает на ее духовной природе. Он утверждал, что материя не может быть субстанцией, так как нигде в опыте мы с ней не сталкиваемся, а имеем дело только с нашими ощущениями. Лишь дух, непрерывность и наличность которого мы непосредственно переживаем, является субстанцией.

Однако все многообразие форм идеализма невозможно свести к двум названиям. Так, например объективный идеализм может существовать в форме панлогизма, когда исходным началом выступает разум (Гегель), или в форме волюнтаризма, где исходным началом выступает воля. (Шопенгауэр).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.