Сделай Сам Свою Работу на 5

Классификация политических режимов





Подходы к определению содержания категории политического режи­ма можно использовать в качестве оснований для их классификации. Совокупность средств и методов, используемых государством при отправле­нии власти, отражает степень политической свободы в обществе и правовое положение личности. В зависимости от сте­пени социальной свободы индивида и характера взаимоотно­шений государства и гражданского общества различают три типа режимов: тоталитарный, авторитарный и демократиче­ский. Между демократией и тоталитаризмом, как крайними полюсами данной классификации, располагается множество промежуточных форм власти. Например, полудемократические режимы характеризуются тем, что фактическая власть лиц, занимающих лидирующие позиции, заметно ограничена, а свобода и демократичность выборов настолько сомнительны, что их результаты заметно расходятся с волей большинства. Кроме того, гражданские и политические свободы урезаны настолько, что организованное выражение политических це­лей и интересов просто невозможно.

Различают следующие основания для классификации политических режимов: наличие политических партий, их внутреннее устройство и принцип взаимоотношений в партийной системе; соотношение управления и самоуправления, роль местных органов власти в политическом процессе; место и роль армии, полиции, спецслужб в политической жизни общества; степень разделения законодательной, исполнительной и судебной власти; степень и характер вовлеченности граждан в политику и управление общественными процессами; уровень гласности в работе органов власти, их открытости для контроля и воздействия со стороны общественного мнения; наличие возможностей выражения и реализации различных интересов, контроля гражданского общества за деятельностью государства; способ формирования государственных органов, процедуры отбора правящих групп и политических лидеров.



В более частном смысле различаются режимы государственного правления – либеральный, диктаторский, жесткий, жестокий и другие. С точки зрения форм правления различаются режимы парламентского типа, президентского правления, монархические, республиканские, режим чрезвычайного правления и т. п. Оценки политического режима могут носить символический смысл и поэтому позволяют создавать образ страны, государства, тип правления без их конкретного анализа (абсолютистский, царский и т. п.), нередко просто в персонифицированной форме, по имени главы государства – сталинский режим, гитлеровский режим, режим Хусейна и т. д. Поэтому политический режим – типологическая, стилистическая и образная характеристика государства и общества.



Роберт Даль (род. 1915) с помощью двух критериев — конкурентности в борьбе за власть и степени вовлеченности граждан в управление — выделяет четыре идеаль­ных типа политических режимов: закрытую гегемонию, открытую гегемо­нию, соревновательную олигархию и полиархию. Гегемонии отличаются наи­более жесткими ограничениями, запретом оппозиции любого рода независи­мо от преданности (лояльности) подвластных. Соревновательные олигархии разрешают конкуренцию, но только в рамках элиты. Полиархии ближе всех к демократическому идеалу. Существует и большое количество смешанных режимов, приближающихся к одному из данных идеальных типов.

Некоторые авторы относят к отдельным группам военные, однопар­тийные, либерализирующиеся, квазидемократические, переходные режи­мы. Сэмюэл Хантингтон (род. 1927) обозначил четыре типа недемокра­тических режимов: однопартийный, военный, личная диктатура и расовая олигархия. Таким образом, в зависимости от задач политологического ана­лиза можно выбрать одну из многих классификаций. Но все-таки наиболь­шее распространение получила типология политических режимов, предло­женная американским ученым Хуаном Линцем (род. 1926), который выде­лил пять основных типов режимов — демократический, авторитарный, тоталитарный, посттоталитарный и султанистский. Данные режимы представляют собой идеальные типы и отличаются друг от друга по четы­рем главным характеристикам: по степени политической мобилизации* граждан, уровню плюрализма, степеням идеологи­зации и конституционности власти лидера либо пра­вящей группы.



Как видно, на рисунке Линца начертаны четыре оси: 1) мобилизация; 2) плюрализм; 3) идеологиза­ция; 4) конституционность власти.

С одной стороны оси 1 располагаются режимы, которым жизненно необходима мобилизация масс в свою поддержку (тоталитарные), с другой — режимы, которые не стремятся вовлечь граждан в политику.

Ось 2 демонстрирует зависимость типа режима от развития политического плюрализма, начиная с монизма (гр. monos — один), т.е. концентрации власти и управления мнениями у единственного ак­тора, через ограниченный плюрализм.

Ось 3 показывает тип политического режима в соответствии с возрас­танием роли идеологии.

Конституционность власти лидера/правящей группы или партии/ элиты означает наличие определенных ограничений на применение власт­ных полномочий независимо от того, закреплены ли они формально-пра­вовым способом или нет. Принципы ограничения политической власти могут быть отражены в конституции, уставе, идеологии, традициях, обы­чаях, религии и т.д.

С одной стороны оси 4 конституционности будут располагаться, ра­зумеется, конституционные

Режимы, лимитирующие применение власти, - это демократии (хотя они сами отличаются друг

от друга в силу того, к примеру, каким образом и насколько судебная власть защищает права граж­дан и пр.), с другой — неконституционные режимы, власть которых ничем не ограничена.

Сравнительная таблица общих характеристик основных политических режимов

Характеристика Демократический Авторитарный Тоталитарный Посттоталитарный Султанистский
Политический плюрализм Ответственный плюра­лизм Ограниченный, безответ­ственный плюрализм; может быть слабая оппозиция Нет (официальная партия обладает полной монополией на власть) Нет (партия все еще формально монополизи­рует власть) Нет (ни одна группа не свободна от власти деспота); нет правового порядка
Социальный и экономический плюрализм Да Может быть Нет возможности для параллельного общества или теневой экономики Ограниченный, но ответственный (в зрелых режимах оппозиция часто создает «вторую культу­ру», «параллельное общество» или теневую экономику) Существует, но могут быть непредсказуемые деспотические вмеша­тельства
Идеология Приверженность гражданским принципам и правилам конкуренции; уважение прав меньшин­ства, законности и ценности личности Нет четко разработанной руководящей идеологии Наличие руководящей и направляющей идеоло­гии, описывающей достижимую в будущем утопию Руководящая идеология официально существует, но уменьшаются привер­женность и вера граждан; смещение акцента с идеологии на прагмати­ческий консенсус Манипуляция символами; прославление правителя; отсутствие руководящей идеологии
Мобилизация Низкая мобилизация, при понимании ценности высокого уровня участия; терпимость к мирной, соблюдающей правила оппозиции Нет политической мобилизации, кроме исключительных случаев Экстенсивная мобилиза­ция в большое число созданных режимом организаций; мобилиза­ция основана на энтузиазме Постепенная потеря интереса к мобилизации; рутинная мобилизация в госорганизации поддер­живает необходимые конформизм и покорность Низкий уровень; периодически бывают мобилизации для насилия над группами, указанны­ми султаном
Лидерство Лидеры меняются периодически по итогам свободных выборов; власть их ограничена конституционно Власть лидера (малой группы правителей) огра­ничена вполне предсказу­емыми, но плохо определенными нормами Неопределенные границы, большая непредсказуемость лидерства, часто харизма­тического; рекрутирова­ние на высшие посты зависит от приверженно­сти и успешной карьеры в парторганизации Высшие лидеры практи­чески не бывают харизматиками; их рекрутируют из офици­альной партии, а деятельность в основном ограничивается парт-структурами, процедура­ми и механизмами «внутренней демократии» Лидерство сильно персонифицировано; отсутствуют рациональ­но-легальные ограничи­тели; покорность лидеру базируется на страхе или ожидании награды; его окружение рекрутируется из членов семьи, друзей либо людей, обеспечива­ющих насилие со стороны режима; мощная династическая тенденция

ЛинцХ., Степан А., «Проблемы демократического транзита и консолидации»

Литература

Власть и оппозиция. Российский политический процесс XX сто­летия. - М., 1995.

Гаджиев К.С. Политическая наука: Учебное пособие. – М., 1995.

Конституция Российской Федерации. - М., 1993.

Конституция Российской Федерации. Комментарий. / Под общ. ред. Б.Н.Топорнина, Ю.М.Батурина, Р.Г.Орехова. – М., 1994.

Курс политологии: Учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2002.

Мухаев Р.Т. Политология: учебник для студентов юридических и гуманитарных факультетов. – М., 2000.

Основы политической науки. Учебное пособие для высших учебных заведений. Ч.2. – М., 1995.

Политология. Под ред. А.Ю.Мельвиля. М., 2004.

Политология в вопросах и ответах: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. Ю.Г.Волкова. – М., 1999.

Политология. Учебник для вузов / Под ред М.А.Василика. – М., 1999.

Политология. Энциклопедический словарь. - М., 1993.

Российская историческая политология. Курс лекций: Учебное пособие / Отв. ред. С.А.Кислицын. – Ростов/Д, 1998.

Селезнев Л.И. Политические системы современности: сравнительный анализ. – СПб, 1995.

Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. – М., 2001.

Сумбатян Ю. Г. Политические режимы в современном мире: срав­нительный анализ. Учебно-методическое пособие. - М., 1999.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.