|
Классификация политических режимов
Подходы к определению содержания категории политического режима можно использовать в качестве оснований для их классификации. Совокупность средств и методов, используемых государством при отправлении власти, отражает степень политической свободы в обществе и правовое положение личности. В зависимости от степени социальной свободы индивида и характера взаимоотношений государства и гражданского общества различают три типа режимов: тоталитарный, авторитарный и демократический. Между демократией и тоталитаризмом, как крайними полюсами данной классификации, располагается множество промежуточных форм власти. Например, полудемократические режимы характеризуются тем, что фактическая власть лиц, занимающих лидирующие позиции, заметно ограничена, а свобода и демократичность выборов настолько сомнительны, что их результаты заметно расходятся с волей большинства. Кроме того, гражданские и политические свободы урезаны настолько, что организованное выражение политических целей и интересов просто невозможно.
Различают следующие основания для классификации политических режимов: наличие политических партий, их внутреннее устройство и принцип взаимоотношений в партийной системе; соотношение управления и самоуправления, роль местных органов власти в политическом процессе; место и роль армии, полиции, спецслужб в политической жизни общества; степень разделения законодательной, исполнительной и судебной власти; степень и характер вовлеченности граждан в политику и управление общественными процессами; уровень гласности в работе органов власти, их открытости для контроля и воздействия со стороны общественного мнения; наличие возможностей выражения и реализации различных интересов, контроля гражданского общества за деятельностью государства; способ формирования государственных органов, процедуры отбора правящих групп и политических лидеров.
В более частном смысле различаются режимы государственного правления – либеральный, диктаторский, жесткий, жестокий и другие. С точки зрения форм правления различаются режимы парламентского типа, президентского правления, монархические, республиканские, режим чрезвычайного правления и т. п. Оценки политического режима могут носить символический смысл и поэтому позволяют создавать образ страны, государства, тип правления без их конкретного анализа (абсолютистский, царский и т. п.), нередко просто в персонифицированной форме, по имени главы государства – сталинский режим, гитлеровский режим, режим Хусейна и т. д. Поэтому политический режим – типологическая, стилистическая и образная характеристика государства и общества.
Роберт Даль (род. 1915) с помощью двух критериев — конкурентности в борьбе за власть и степени вовлеченности граждан в управление — выделяет четыре идеальных типа политических режимов: закрытую гегемонию, открытую гегемонию, соревновательную олигархию и полиархию. Гегемонии отличаются наиболее жесткими ограничениями, запретом оппозиции любого рода независимо от преданности (лояльности) подвластных. Соревновательные олигархии разрешают конкуренцию, но только в рамках элиты. Полиархии ближе всех к демократическому идеалу. Существует и большое количество смешанных режимов, приближающихся к одному из данных идеальных типов.
Некоторые авторы относят к отдельным группам военные, однопартийные, либерализирующиеся, квазидемократические, переходные режимы. Сэмюэл Хантингтон (род. 1927) обозначил четыре типа недемократических режимов: однопартийный, военный, личная диктатура и расовая олигархия. Таким образом, в зависимости от задач политологического анализа можно выбрать одну из многих классификаций. Но все-таки наибольшее распространение получила типология политических режимов, предложенная американским ученым Хуаном Линцем (род. 1926), который выделил пять основных типов режимов — демократический, авторитарный, тоталитарный, посттоталитарный и султанистский. Данные режимы представляют собой идеальные типы и отличаются друг от друга по четырем главным характеристикам: по степени политической мобилизации* граждан, уровню плюрализма, степеням идеологизации и конституционности власти лидера либо правящей группы.
Как видно, на рисунке Линца начертаны четыре оси: 1) мобилизация; 2) плюрализм; 3) идеологизация; 4) конституционность власти.
С одной стороны оси 1 располагаются режимы, которым жизненно необходима мобилизация масс в свою поддержку (тоталитарные), с другой — режимы, которые не стремятся вовлечь граждан в политику.
Ось 2 демонстрирует зависимость типа режима от развития политического плюрализма, начиная с монизма (гр. monos — один), т.е. концентрации власти и управления мнениями у единственного актора, через ограниченный плюрализм.
Ось 3 показывает тип политического режима в соответствии с возрастанием роли идеологии.
Конституционность власти лидера/правящей группы или партии/ элиты означает наличие определенных ограничений на применение властных полномочий независимо от того, закреплены ли они формально-правовым способом или нет. Принципы ограничения политической власти могут быть отражены в конституции, уставе, идеологии, традициях, обычаях, религии и т.д.
С одной стороны оси 4 конституционности будут располагаться, разумеется, конституционные
Режимы, лимитирующие применение власти, - это демократии (хотя они сами отличаются друг
от друга в силу того, к примеру, каким образом и насколько судебная власть защищает права граждан и пр.), с другой — неконституционные режимы, власть которых ничем не ограничена.
Сравнительная таблица общих характеристик основных политических режимов
Характеристика
| Демократический
| Авторитарный
| Тоталитарный
| Посттоталитарный
| Султанистский
| Политический плюрализм
| Ответственный плюрализм
| Ограниченный, безответственный плюрализм; может быть слабая оппозиция
| Нет (официальная партия обладает полной монополией на власть)
| Нет (партия все еще формально монополизирует власть)
| Нет (ни одна группа не свободна от власти деспота); нет правового порядка
| Социальный и экономический плюрализм
| Да
| Может быть
| Нет возможности для параллельного общества или теневой экономики
| Ограниченный, но ответственный (в зрелых режимах оппозиция часто создает «вторую культуру», «параллельное общество» или теневую экономику)
| Существует, но могут быть непредсказуемые деспотические вмешательства
| Идеология
| Приверженность гражданским принципам и правилам конкуренции; уважение прав меньшинства, законности и ценности личности
| Нет четко разработанной руководящей идеологии
| Наличие руководящей и направляющей идеологии, описывающей достижимую в будущем утопию
| Руководящая идеология официально существует, но уменьшаются приверженность и вера граждан; смещение акцента с идеологии на прагматический консенсус
| Манипуляция символами; прославление правителя; отсутствие руководящей идеологии
| Мобилизация
| Низкая мобилизация, при понимании ценности высокого уровня участия; терпимость к мирной, соблюдающей правила оппозиции
| Нет политической мобилизации, кроме исключительных случаев
| Экстенсивная мобилизация в большое число созданных режимом организаций; мобилизация основана на энтузиазме
| Постепенная потеря интереса к мобилизации; рутинная мобилизация в госорганизации поддерживает необходимые конформизм и покорность
| Низкий уровень; периодически бывают мобилизации для насилия над группами, указанными султаном
| Лидерство
| Лидеры меняются периодически по итогам свободных выборов; власть их ограничена конституционно
| Власть лидера (малой группы правителей) ограничена вполне предсказуемыми, но плохо определенными нормами
| Неопределенные границы, большая непредсказуемость лидерства, часто харизматического; рекрутирование на высшие посты зависит от приверженности и успешной карьеры в парторганизации
| Высшие лидеры практически не бывают харизматиками; их рекрутируют из официальной партии, а деятельность в основном ограничивается парт-структурами, процедурами и механизмами «внутренней демократии»
| Лидерство сильно персонифицировано; отсутствуют рационально-легальные ограничители; покорность лидеру базируется на страхе или ожидании награды; его окружение рекрутируется из членов семьи, друзей либо людей, обеспечивающих насилие со стороны режима; мощная династическая тенденция
| ЛинцХ., Степан А., «Проблемы демократического транзита и консолидации»
Литература
Власть и оппозиция. Российский политический процесс XX столетия. - М., 1995.
Гаджиев К.С. Политическая наука: Учебное пособие. – М., 1995.
Конституция Российской Федерации. - М., 1993.
Конституция Российской Федерации. Комментарий. / Под общ. ред. Б.Н.Топорнина, Ю.М.Батурина, Р.Г.Орехова. – М., 1994.
Курс политологии: Учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2002.
Мухаев Р.Т. Политология: учебник для студентов юридических и гуманитарных факультетов. – М., 2000.
Основы политической науки. Учебное пособие для высших учебных заведений. Ч.2. – М., 1995.
Политология. Под ред. А.Ю.Мельвиля. М., 2004.
Политология в вопросах и ответах: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. Ю.Г.Волкова. – М., 1999.
Политология. Учебник для вузов / Под ред М.А.Василика. – М., 1999.
Политология. Энциклопедический словарь. - М., 1993.
Российская историческая политология. Курс лекций: Учебное пособие / Отв. ред. С.А.Кислицын. – Ростов/Д, 1998.
Селезнев Л.И. Политические системы современности: сравнительный анализ. – СПб, 1995.
Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. – М., 2001.
Сумбатян Ю. Г. Политические режимы в современном мире: сравнительный анализ. Учебно-методическое пособие. - М., 1999.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|