Мораль и право: общее и различия
Нормы морали
| Нормы права
| Общее
1.Являются в системе социальных норм самыми универсальными, распространяющимися на все общество
2. Имеют один объект регулирования — общественные отношения
3. Выступают мерой свободы в обществе
4. Связаны с категорией «социальная справедливость»
5. Имеют сходную структуру
Различия
| 1.
| Формируются в процессе
утверждения, развития моральных взглядов и идеалов, содержатся в сознании людей и выражаются в общественном мнении
| 1. Установлены или санкционированы государством, официально зафиксированы в юридических актах
|
|
|
|
| 2. Исполняются в силу привычки, внутренних побуждений
| 2. Обязательны для исполнения с момента вступления в силу юридического акта, в котором они содержатся
| 3. Их реализация не нуждается в организованной принудительной силе. Гарант: совесть индивида, общественное мнение, общественная оценка поведения людей
| 3. Их реализация поддерживается в необходимых случаях специальным аппаратом, силой государственного принуждения
| 4. Дают больший простор для их толкования, чем правовые нормы
| 4. Для них характерна большая, чем для норм морали, конкретность содержания, определенность формулировок
| 5. Регулируют отношения, подконтрольные и неподконтрольные государству (отношения дружбы, любви и т. д.)
| 5. Регулируют отношения, подконтрольные государству
| 6. Регулируют общественные отношения с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого
| 6. Регулируют общественные отношения с позиций законного и незаконного, правомерного и неправомерного
| Важнейшие функции морали в обществе
— Регулятивная — регулирование поведения человека во всех сферах общественной жизни.
— Ценностно-ориентационная — утверждение человеческого в человеке, поскольку мораль является жизненным ориентиром, в котором выражается стремление человека к самосовершенствованию.
— Мотивационная — моральные принципы мотивируют человеческое поведение, т. е. выступают как причины и побуждения, вызывающие у личности желание что-то сделать (или, наоборот, не сделать). Формирование нравственного облика личности.
— Конститутивная (от лат. constitus — утвердившийся, установленный) — принципы нравственности — высшие, главенствующие над всеми другими формами регуляции поведения людей. Безнравственность недопустима нигде.
— Координационная — обеспечение единства и согласованности взаимодействия людей в самых разнообразных обстоятельствах. Соблюдение людьми единых и всеобщих нравственных принципов делает их поведение предсказуемым, что имеет огромное значение в организации коллективной жизни людей.
В моральной регуляции особую роль играет способность человека самостоятельно определять линию поведения в обществе без повседневного внешнего контроля, сообразуясь только с совестью, честью, чувством собственного достоинства. В способности и умении человека адекватно следовать принципам морали в изменяющихся обстоятельствах заключается нравственная культура.
Нравственная культура личности — степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества. Нравственная культура личности является показателем того, насколько глубоко и органично требования нравственности воплотились в поступках человека благодаря влиянию общества.
Под воздействием разнообразных факторов: жизненного опыта, воспитания, этического просвещения и искусства — личность с той или иной степенью полноты аккумулирует в своем сознании и поведении достижения нравственной культуры общества.
Задача формирования нравственной культуры личности заключается в том, чтобы достигнуть оптимального сочетания традиционного и творческого элементов, соединить конкретный опыт личности с богатством общественной морали.
"Формирование нравственной культуры личности проходит следующие этапы:
Этап
| Формируемая нравственность
| На чем основана
| Главный мотив нравственного поведения
| Для кого характерна
| I
| Элементарная нравственность
| Послушание и подражание
| Страх,боязнь наказания («Что со мной сделают?»)
| Дети; некоторые инфантильные люди взрослого возраста
| II
| Конвенциональная нравственность
| Общественное мнение окружающих
| Стыд, честь («Что обо мне подумают?»)
| Взрослые люди
| III
| Автономная нравственность
| Саморегуляция
| Совесть («Что я сам о себе подумаю?»)
|
Нравственная культура личности представляет собой целостную систему элементов.
Структура нравственной культуры личности: культура этического мышления (умение человека различать добро и зло, применять нравственные нормы jec особенностям сложившейся ситуации и т. д.); культура чувств (степень развитости, «очеловеченности» чувств, эмоциональной одухотворенности человека, способность к сочувствию, сопереживанию); культура поведения (совокупность форм повседневного поведения человека, в которых находят внешнее выражение моральные и эстетические нормы этого поведения); этикет (уровень приверженности человека к правилам, регламентирующим форму, манеры поведение в обществе)..
Можно выделить несколько этических принципов, которые постепенно все больше утверждаются в сознании людей и играют основополагающую роль в современной нравственной культуре.
Важнейшие принципы современной нравственной культуры личности'
Наименование принципа
| Его сущность
| «Золотое правило» нравственности
| В религиозно-философских изысканиях у разных народов (в Китае, Индии, Греции) с середины I тыс. до н. э. на смену принципу «Жизнь за жизнь, око за око, зуб за зуб» стало выдвигаться «золотое правило» нравственности: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Это правило требует, чтобы никто не ставил себя в исключительное положение по сравнению с другими, и тем самым устанавливает равенство между людьми
| Моральная автономия личности
| Этот принцип — завоевание Нового времени. Он означает, что личность самостоятельно осуществляет выбор нравственных принципов и способов своих действий, а потому несет ответственность за свой выбор перед самой собой и перед человечеством. Автономия личности предполагает, что о человеке следует судить по его личным качествам и поступкам, а не по происхождению, цвету кожи, религиозным убеждениям, принадлежности к социальной группе и т. д.
|
Окончание табл.
Наименование принципа
| Его сущность
|
| Этот принцип предполагает не только уважение к человеку, но и наличие у него самоуважения, чувства собственного достоинства
| Гуманизм
| Человеколюбие, признание единства, забота о благополучии и счастье каждого человека. Этот принцип требует отказа от всех форм насилия над личностью. Он утверждает социальное равенство людей, а также «естественные права» каждого человека на жизнь, свободу, охрану здоровья, духовное развитие и др.
| Таким образом, нравственная культура личности — это знание общих моральных принципов, способность «переплавить» их в глубокие прочувственные убеждения, умение применять нормы поведения, находить адекватную им форму поступка.
Образец задания
I C6. Проиллюстрируйте тремя примерами единство морали и права.
Ответ: В качестве примеров, иллюстрирующих единство морали и права, могут быть приведены: В системе социальных норм мораль и право выступают самыми универсальными, распространяющимися на все общество. У норм морали и права единый объект регулирования — общественные отношения. Как нормы морали, таки нормы права исходят от общества. Нормы морали и права выделились из мононорм первобытного общества. Нормы морали и права имеют сходную структуру и др.
Тема 9. Тенденции духовной жизни современной России
В дискуссиях по вопросу перспектив духовной жизни России в начале XXI в. можно выделить две основные идеи: 1) необходимо пойти по линии культурного сближения с западными странами и, осваивая их опыт и достижения, как и они, двигаться к будущей постиндустриальной цивилизации; 2) необходимо противостоять экспансивным тенденциям За-
пада и искать свой особый, принципиально отличный от всех других, путь в будущее, соответствующий культурно-исторической специфике России и исключительности ее положения и роли в мире.
Основные проблемы и тенденции современной культурной ситуации в России
1. Снижение нормативности культуры, что характерно .для переломных эпох. Расшатываются моральные устои, подвергаются пересмотру нравственные идеалы, распространение получили различные формы девиантного и асоциального поведения.
2. Бедность значительной части населения ведет к отстранению ее от активного участия в культурной жизни. У людей, озабоченных материальными проблемами, не остается ни сил, ни времени, ни средств для наслаждения достижениями духовной культуры. Шедевры высокого искусства — лучшие спектакли, концерты, книги, выставки — становятся доступными лишь людям с достатком, а малооплачиваемому большинству приходится ограничивать свои культурные запросы дешевой продукцией массовой культуры. Возможности приобщения народа к достижениям отечественной и мировой культуры сужаются, народ становится духовно беднее.
3. Требует внимания проблема культурного единства многонациональной Российской Федерации. В ней есть русская культура — культура русского народа — и национальные культуры других народов России. Можно ли отождествлять и рассматривать культуры народов нашей страны как субкультуры в составе русской культуры или же необходимо считать, что российская культура есть сочетание русской культуры с сосуществующими рядом с ней многими нерусскими национальными культурами? Решение данного вопроса очень значимо для понимания перспектив развития духовной жизни нашей страны.
4. Социокультурный организм реагирует на вторжение чуждых культурных элементов одинаково: начинается реакция культурного отторжения. Заполнение российского рынка массовой культурой Запада послужило мощным толчком для развития новых потенциалов в сфере российской культуры.
5. Как это ни парадоксально, но современная культура России соединяет несоединимое: коллективизм и индивидуализм, антизападнические настроения и стремление воссоединиться с мировой цивилизацией. Российская культура синтезирует в своем организме элементы различных культур.
6. Несоответствие уровня развития политической и правовой культуры общества требованиям жизни в демократическом правовом государстве. Это ведет к тому, что население недостаточно использует возможности демократии, не проявляет политической активности и т. д.
7. Осуществляется ломка культурных стереотипов, сформировавшихся еще в условиях доиндустриального общества. По-видимому нет оснований полагать, что эта ломка затронет коренные ценности и идеалы, составляющие специфическое ядро культуры. Однако далеко не все традиционные нормы, ценности и идеалы прошлого могут быть вписаны в контекст современности. Расшатываются вековые традиции, и трудно сейчас сказать, что из них устоит, а что падет жертвой на алтарь нового расцвета русской культуры.
Образец задания
| С7. | Бытует мнение, что массовая культура стала исключительно полезным для правящих элит инструментом регулирования социального поведения. Только ли этим ограничивается роль массовой культуры в современном обществе? Свою позицию аргументируйте.
Ответ: Массовая культура — это канал манипулирования массами и стабилизатор, тормоз, придающий современному обществу необходимую устойчивость на крутых исторических поворотах. Именно в рамках массовой культуры передаются нравственные ценности, национальные традиции, происходит знакомство с подлинными вершинами культуры, пусть в адаптированном виде.
Раздел 3. Человек
Тема 1. Человек как результат биологической и социальной эволюции
Проблема человека — одна из основных в философии. Большое значение для понимания сущности человека, путей его развития имеет выяснение вопроса о его происхождении.
Теория происхождения человека, суть которой заключи ется в изучении процесса его возникновения и развития, получила название антропогенез (от гр. anthropos — человек и genesis — происхождение).
Существует несколько подходов к решению вопроса о происхождении человека.
|
| Естественно-научные
|
|
| (материалистические) теории
|
|
| Ч. Дарвин
| Ф. Энгельс
| Религиоз-
| Теория
| (1809—1882) —
| (1820—1895) —
| ная теория
| палеовизита
| английский ес-
| социальный
|
|
| тествоиспытатель,
| мыслитель, поли-
|
|
| создатель эволю-
| тический деятель
|
|
| ционной теории
|
| Божествен-
| Человек —
| Человек как
| Главная причина
| ное проис-
| создание не-
| биологический
| появления чело-
| хождение
| земное, при-
| вид имеет
| века — труд. Под
| человека.
| шельцы из
| естественное,
| влиянием труда
| Душа —
| космоса, по-
| природное про-
| сформировались
| источник
| сетив Землю,
| исхождение и
| специфические
| человече-
| оставили на
| генетически свя-
| качества челове-
| ского в
| ней челове-
| зан с высшими
| ка: сознание,
| человеке
| ческие суще-
| млекопитаю-
| язык, творче-
|
| ства
| щими
| ские способности
| Таким образом, о причинах, определивших становление собственно человека, можно высказывать только предположения.
Влияние на его психофизическое состояние энергии космоса, электромагнитных волн, радиации и других воздействий огромно.
Человек — высшая ступень развития живых организ мое на Земле. Биологически человек принадлежит к млеко питающим гоминидам, человекоподобным существам, кото рые появились около 550 тысяч лет назад.
Человек по своей сути есть существо биосоциальное. Он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Биологическое и социальное в человеке слиты воедино, и только в таком единстве он существует.
Биологическая природа человека — это его естественная предпосылка, условие существования, а социальность — сущность человека.
Человек как биологическое существо принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens. Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии: он обладает кровеносной, мышечной, нервной и другими системами. Его биологические свойства жестко не запрограммированы, что дает возможность приспосабливаться к различным условиям существования. Человек как социальное существо неразрывно связан с обществом. Человек становится человеком, лишь вступив в общественные отношения, в общение с другими. Социальная сущность человека проявляется через такие свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и др.
Абсолютизация одной из сторон сущности человека приводит к биологизаторству или социологизаторству.
Биологизаторский подход
Социологизаторский подход
Акцентирует лишь эволюци-онно-биологические предпосылки человеческой природы
Объясняет природу человека, исходя из социально значимых факторов. Человек — «чистая доска», на которой общество пишет нужные слова
Основные отличия человека от животного
I * Человек обладает мышлением и членораздельной ре->ыо. Только человек может размышлять о своем прошлом, фитически оценивая его, и думать о будущем, мечтая и строя вой планы.
Коммуникативными возможностями обладают и некото->ые виды обезьян, но только человек может передать другим гюдям объективную информацию об окружающем мире. Лю-ш имеют способность выделять в своей речи главное. К тому •ке человек умеет отражать действительность не только с помощью речи, но и с помощью музыки, живописи и других образных форм.
2. Человек способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности:
— моделирует свое поведение и может выбирать различ ные социальные роли;
— обладает способностью предвидеть отдаленные последствия своих действий, характер и направленность развития природных процессов;
— выражает ценностное отношение к действительности. Животное в своем поведении подчинено инстинкту, его
действия изначально запрограммированы. Оно не отделяет себя от природы.
3. Человек в процессе своей деятельности преобразует ок ружающую действительность, создает необходимые ему материальные и духовные блага и ценности. Осуществляя практически преобразующую деятельность, человек творит «вторую природу» — культуру.
Животные приспосабливаются к окружающей среде, которая и определяет их образ жизни. Они не могут производить коренных изменений в условиях своего существования.
4. Человек способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ.
Высокоорганизованные животные могут использовать естественные орудия (палки, камни) для определенных целей. Но ни один вид животных не способен изготавливать орудия с помощью раннее сделанных средств труда.
5. Человек воспроизводит не только свою биологическую, но и социальную сущность и поэтому должен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные потребности. Удовлетворение духовных потребностей связано с формированием духовного (внутреннего) мира человека.
Человек — существо уникальное (открытое миру, неповто римое, духовно незавершенное); существо универсальное (способное к любому виду деятельности); существо целостное (интегрирует в себе физическое, психическое и духовное начала)
Образец задания
I А1.1 Выберите правильный ответ. Человек, согласно совре менным представлениям, есть существо 1)духовное 2)социальное
3) биологическое
4) биосоциальное Ответ: 4.
Тема 2. Бытие человека
Бытие — философская категория, обозначающая существование, реальность. Соответственно, бытием обладают не только явления природы, но и человек, сферы его деятельности. Мир мыслящих существ и всего сотворенного ими входит в сферу бытия.
Формы бытия
Бытие процессов природы у а также вещей, произведенных челове-кому т. е. естественная и «вторая природа» — очеловеченная
Бытие человека
Бытие духовное: внутренний (духовный) мир самого человека, его сознание, плоды его духовной деятельности
Социальное бытие: бытие человека в природе, истории, обществе
_Г
Индивидуальный аспект бытия человека
Жизнь человека от рождения до смерти
Личностный аспект бытия человека
Включенность человека в культуру
В качестве первичной предпосылки бытия человека выступает жизнь его тела. В природном мире человек, существуя как тело, находится в зависимости от законов развития и гибели организмов, циклов природы. Чтобы дать жизнь духу, необходимо обеспечить жизнь телу. Поэтому во всех цивилизованных странах фундаментальные права человека на удовлетворение его первичных потребностей, прав, связанных с сохранением жизни, закреплены юридически.
Индивид становится личностью, осваивая достижения человеческой культуры (личностный. аспект человеческого бытия). Поэтому человек не слепо подчиняется требованиям телесных законов, а в состоянии контролировать и регулировать свои потребности, удовлетворяя их не просто в соответствии с естеством, но руководствуясь исторически возникшими нормами и идеалами. Тем не менее считается, что индивидуальное бытие — основание для бытия личности.
Социальное бытие может быть выражено в более широком смысле как бытие общественное. Общественное бытие (отношения людей к природе и друг другу) возникает вместе со становлением человеческого общества и является первичным по отношению к сознанию отдельного индивида и поколения.
Образец задания
I А1. I Выберите правильный ответ. Верны ли следующие суждения о бытии человека?
А. Индивидуальное бытие человека не зависит от его природных данных.
Б. Индивидуальное бытие человека не зависит от общественно-исторических условий существования.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны Ответ: 4.
Тема 3. Потребности и интересы человека
В целях своего развития человек вынужден удовлетворять различные нужды, которые называются потребностями.
Потребность — это нужда человека в том, что составляет необходимое условие его существования. В мотивах (от лат. movere — приводить в движение, толкать) деятельности проявляются потребности человека.
Виды потребностей человека
— Биологические (органические, материальные) — потребности в пище, одежде, жилище и др.
— Социальные — потребности в общении с другими людьми, в общественной деятельности, в общественном признании и др.
— Духовные (идеальные, познавательные) —потребности в знаниях, творческой деятельности, создании прекрасного и др.
Биологические, социальные и духовные потребности взаимосвязаны. Биологические в своей основе потребности у человека в отличие от животных становятся социальными. У большинства людей социальные потребности господствуют над идеальными: потребность в знаниях выступает нередко как средство обрести профессию, занять достойное положение в обществе.
Существуют и другие классификации потребностей, например, следующая1.
Базовые потребности
| Первичные (врожденные)
| Вторичные (приобретенные)
| • Физиологические: в воспроизводстве рода, пище, дыхании, одежде, жилище, отдыхе и т. д.
| • Социальные: в социальных связях, общении, привязанности, заботе о другом человеке и внимании к себе, участии в совместной деятельности
| 1 Классификация разработана американским психологом А. Маслоу.
Окончание табл.
Базовые потребности
| Первичные (врожденные)
| Вторичные (приобретенные)
| • Экзистенциальные (лат. exsistentia — существование): в безопасности своего существования, комфорте, гарантии занятости, страховании от несчастных случаев, уверенности в завтрашнем дне и т. д.
| • Престижные: в самоуважении, уважении со стороны других, признании, достижении успеха и высокой оценки, служебном росте • Духовные: в самоактуализации, самовыражении, самореализации
| Потребности каждого следующего уровня становятся насущными, когда удовлетворены предыдущие.
Следует помнить о разумном ограничении потребностей, поскольку, во-первых, не все потребности человека могут быть удовлетворены в полной мере, во-вторых, потребности не должны противоречить нравственным нормам общества.
Разумные потребности — это потребности, которые помогают развитию в человеке его подлинно человеческих качеств: стремление к истине, красоте, знаниям, желание приносить добро людям и др.
Потребности лежат в основе возникновения интересов и склонностей.
Интерес (лат. interest — иметь значение) — целенаправленное отношение человека к какому-либо объекту его потребности.
Интересы людей направлены не столько на предметы потребностей, сколько на те общественные условия, которые делают более или менее доступными эти предметы, дрежде всего, материальные и духовные блага, обеспечивающие удовлетворение потребностей.
Интересы определяются положением различных социальных групп и индивидов в обществе. Они в большей или меньшей степени осознаются людьми и являются важнейшими побудительными стимулами к различным видам деятельности.
Существует несколько классификаций интересов:
— по их носителю: индивидуальные; групповые; всего общества.
— по направленности: экономические; социальные; политические; духовные.
От интереса следует отличать склонность. Понятие «интерес» выражает направленность на определенный предмет. Понятие «склонность» выражает направленность на определенную деятельность.
Не всегда интерес сочетается со склонностью (многое зависит от степени доступности той или иной деятельности).
Интересы человека выражают направленность его личности, которая во многом определяет его жизненный путь, характер деятельности и т. д.
Образец задания
| В1. I Занишите слово, пропущенное в схеме.
——-—
|
| L
| |
| ■—._
| --^
|
---*
|
|
|
Биологические
|
| Престижные
|
| Экзистенциальные
|
| Духовные
|
| Социальные
| | | | | | | | | | Ответ: Потребности.
Тема 4. Деятельность человека, ее основные формы
Деятельность — способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека.
Деятельность человека имеет определенное сходство с активностью животного, но отличается творческо-преобразую-щим отношением к окружающему миру.
Деятельность человека
| Активность животного
| Приспособление к природной среде путем ее масштабного преобразования, ведущего к созданию искусственной среды существования человека. Человек сохраняет свою природную организацию неизменной, поменяв в то же время свой образ жизни.
| Приспособление к условиям среды прежде всего путем перестройки собственного организма, механизмом которой являются мутационные изменения, закрепляемые средой
| Целеполагание в деятельности
| Целесообразность в поведении
| Сознательная постановка целей, связанных со способностью анализировать ситуацию (раскрывать причинно-следственные зависимости, предвидеть результаты, продумывать наиболее целесообразные способы их достижения)
| Подчинение инстинкту, действия изначально запрограммированы
|
Окончание mat) i
Деятельность человека
| Активность животного
| Воздействие на среду специально изготовленными средствами труда, создание искусственных объектов, которые усиливают физические возможности человека
| Воздействие на среду осуществ ляется, как правило, органами тела, данными природой. От сутствие способности изготавливать орудия труда с помощью раннее созданных средств
| Продуктивный, творческий, созидательный характер
| Потребительский характер: не создает ничего нового по сравнению с тем, что дано природой
| Основные компоненты деятельности
Субъект деятельности — это тот, кто осуществляет деятельность (человек, коллектив, общество)
Объект деятельности — это то, на что направлена деятельность (предмет, процесс, явление, внутреннее состояние человека)
Мотив
Цель
Методы и средства
Процесс
J_
Результат (продукт)
Мотив — совокупность внешних и внутренних условии вызывающих активность субъекта и определяющих на правленность деятельности. В качестве мотивов могут вы ступать: потребности; социальные установки; убеждения; ин тересы; влечения и эмоции; идеалы.
Цель деятельности — это осознанный образ того резуль тата, на достижение которого направлено действие челове ка. Деятельность состоит из цепи действий. Действие — это процесс, направленный на реализацию поставленной цели.
Виды действий1
Вид
| Его сущность
| Целенаправленное действие
| Характеризуется рационально поставленной и продуманной целью. Целенаправленно действует тот индивид, чье поведение ориентировано на цель, средства и побочные результаты его действий
| 1 Классификация немецкого социолога, философа, историка М. Ве-бера (1864—1920) в зависимости от мотивов действий.
Окончание табл.
Вид
| Его сущность
| Ценностно-рациональное действие
| Характеризуется осознанным определением своей направленности и последовательно планируемой ориентацией на него. Но смысл его состоит не в достижении какой-либо цели, а в том, что индивид следует своим убеждениям о долге, достоинстве, красоте, благочестии и т. д.
| Аффективное (лат. af f ectus — душевное волнение) действие
| Обусловлено эмоциональным состоянием индивида. Он действует под влиянием аффекта, если стремится немедленно удовлетворить свою потребность в мести, наслаждении, преданности и т. д.
| Традиционное действие
| Основано на длительной привычке. Часто это автоматическая реакция на привычное раздражение в направлении некогда усвоенной установки
| Деятельность людей развертывается в различных сферах жизни общества, ее направленность, содержание, средства бесконечно разнообразны.
Виды деятельности, в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального развития: игра, общение, учение, труд.
Игра — это особый вид деятельности» целью которого не является производство какого-нибудь материального продукта, а сам процесс — развлечение, отдых.
Характерные черты игры: происходит в условной ситуации, которая, как правило, быстро меняется; в ее процессе используются так называемые замещающие предметы; нацелена на удовлетворение интереса ее участников; способствует развитию личности, обогащает ее, вооружает необходимыми навыками.
Общение — это вид деятельности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями. Часто его расширяют, включая обмен и материальными предметами. Этот более широкий обмен представляет собой коммуникацию [материальную или духовную (информационную)].
S2
Линии сравнения
| Общение
| Информационная коммуникация
| | 1. Общее
| Обмен информацией
| | 2. Различия
| Получатель информации — человек
| Получатель информации — человек, животное, машина
| |
Взаимный обмен при активном участии каждого субъекта
| Однонаправленный поток информации при отсутствии или при формальном характере обратной связи
| |
Усиление общности участников
| Участники остаются обособленными
| |
|
|
| Субъект — тот, кто является инициатором общения (отдельные люди, группы, сообщества, человечество в целом)
|
|
|
|
|
| Цель — это то, ради чего у человека возникает необходимость в общении
|
|
*
| Структура общения
|
| Содержание — это та информация, которая передается в межличностных контактах от одного к другому
|
|
|
|
|
|
Средства — это способы передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения (с помощью органов чувств, текстов, рисунков, схем, радио-видеотехники, Интернета и др.)
|
|
| *
|
|
| Получатель информации
| | | | | | | | Существует несколько классификаций общения.
Общение
По используемым сред-ствам общения
Непосредственное — с помощью естественных органов — рук, головы, голосовых связок и т. д.
Опосредованное — с помощью специально приспособленных или изобретенных средств — газета, компакт-диск, след на земле и т. д.
Прямое — личные контакты и непосредственное восприятие друг друга
Косвенное — через посредников, которыми могут выступать другие люди
| По субъектам общения
Между реальными субъектами
Между реальным субъектом и иллюзорным партнером у которому приписываются несвойственные ему качества субъекта общения (это могут быть домашние животные, игрушки и т. д.)
Между реальным субъектом и воображаемым партнером проявляется во внутреннем диалоге («внутренний голос»), в диалоге с образом другого человека
Между воображаемыми партнерами — художественными образами произведений
Функции общения
Наименование функции
| Ее содержание
| Социализации
| Формирование и развитие межличностных отношений в качестве условия становления человека как личности
| Познавательная
| Познание людьми друг друга
| Психологическая
| Осуществление определенного воздействия на психическое состояние человека
| Отождествления (противопоставления)
| Выражение причастности человека к группе: «Я — свой» или «Я — чужой»
| Организационная
| Организация совместной деятельности людей
|
В современной науке существует несколько подходов п« вопросу связи между деятельностью и общением.
— общение — это элемент любой деятельности, а деятель ность — необходимое условие общения, между ними можн< поставить знак равенства;
— общение — один из видов деятельности человека наря ду с игрой, трудом и т. д.;
— общение и деятельность — это разные категории, две стороны социального бытия человека: трудовая деятельность может протекать и без общения, а общение может существо вать без деятельности.
Учение — это вид деятельности, целью которого явля ется приобретение человеком знаний, умений и навыков.
Учение может быть организованным (осуществляется в образовательных учреждениях) и неорганизованным (осу ществляется в других видах деятельности как их побочный дополнительный результат).
Учение может приобрести характер самообразования
По вопросу, что такое труд, существует несколько гочеь зрения:
— труд — это любая сознательная деятельность человека Там, где есть взаимодействие человека с окружающим миром можно говорить о труде;
— труд — один из видов деятельности, но далеко н^ ^дин ственный.
Труд — это вид деятельности, которая направлена ни достижение практически полезного результата.
Характерные черты труда: целесообразность; нацелен ность на достижение запрограммированных* ожидаемых ре зультатов; наличие мастерства, умений, знаний; практи ческая полезность; получение результата; развитие личности преобразование внешней среды обитания человека
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|