Сделай Сам Свою Работу на 5

Мораль и право: общее и различия





Нормы морали Нормы права
Общее 1.Являются в системе социальных норм самыми универсальными, распространяющимися на все общество 2. Имеют один объект регулирования — общественные отношения 3. Выступают мерой свободы в обществе 4. Связаны с категорией «социальная справедливость» 5. Имеют сходную структуру Различия
1. Формируются в процессе утверждения, развития моральных взглядов и идеалов, содержатся в сознании людей и выражаются в общественном мнении 1. Установлены или санкционированы государством, официально зафиксированы в юридических актах
 
 
 
 
2. Исполняются в силу при­вычки, внутренних побуж­дений 2. Обязательны для исполне­ния с момента вступления в силу юридического акта, в котором они содержатся
3. Их реализация не нуждается в организованной принуди­тельной силе. Гарант: со­весть индивида, обществен­ное мнение, общественная оценка поведения людей 3. Их реализация поддержи­вается в необходимых слу­чаях специальным аппара­том, силой государственно­го принуждения
4. Дают больший простор для их толкования, чем право­вые нормы 4. Для них характерна боль­шая, чем для норм мора­ли, конкретность содер­жания, определенность формулировок
5. Регулируют отношения, под­контрольные и неподконт­рольные государству (отно­шения дружбы, любви и т. д.) 5. Регулируют отношения, подконтрольные государ­ству
6. Регулируют общественные отношения с позиций добра и зла, справедливого и не­справедливого 6. Регулируют общественные отношения с позиций за­конного и незаконного, правомерного и неправо­мерного

Важнейшие функции морали в обществе



— Регулятивная — регулирование поведения человека во всех сферах общественной жизни.

— Ценностно-ориентационная — утверждение человече­ского в человеке, поскольку мораль является жизненным ори­ентиром, в котором выражается стремление человека к самосо­вершенствованию.

— Мотивационная — моральные принципы мотивируют человеческое поведение, т. е. выступают как причины и по­буждения, вызывающие у личности желание что-то сделать (или, наоборот, не сделать). Формирование нравственного об­лика личности.



— Конститутивная (от лат. constitus — утвердившийся, установленный) — принципы нравственности — высшие, гла­венствующие над всеми другими формами регуляции поведе­ния людей. Безнравственность недопустима нигде.

— Координационная — обеспечение единства и согласован­ности взаимодействия людей в самых разнообразных обстоя­тельствах. Соблюдение людьми единых и всеобщих нравствен­ных принципов делает их поведение предсказуемым, что имеет огромное значение в организации коллективной жизни людей.

В моральной регуляции особую роль играет способность человека самостоятельно определять линию поведения в об­ществе без повседневного внешнего контроля, сообразуясь только с совестью, честью, чувством собственного достоинст­ва. В способности и умении человека адекватно следовать принципам морали в изменяющихся обстоятельствах заклю­чается нравственная культура.

Нравственная культура личности — степень восприя­тия индивидом нравственного сознания и культуры обще­ства. Нравственная культура личности является показате­лем того, насколько глубоко и органично требования нравст­венности воплотились в поступках человека благодаря влиянию общества.

Под воздействием разнообразных факторов: жизненного опыта, воспитания, этического просвещения и искусства — личность с той или иной степенью полноты аккумулирует в своем сознании и поведении достижения нравственной куль­туры общества.

Задача формирования нравственной культуры личности заключается в том, чтобы достигнуть оптимального сочета­ния традиционного и творческого элементов, соединить конк­ретный опыт личности с богатством общественной морали.



"Формирование нравственной культуры личности прохо­дит следующие этапы:

 

Этап Формируемая нравствен­ность На чем основана Главный мотив нравственного поведения Для кого характерна
I Элементар­ная нравст­венность Послуша­ние и под­ражание Страх,боязнь наказания («Что со мной сделают?») Дети; неко­торые ин­фантильные люди взрос­лого возраста
II Конвенцио­нальная нравствен­ность Обществен­ное мне­ние окру­жающих Стыд, честь («Что обо мне подумают?») Взрослые люди
III Автоном­ная нравст­венность Саморегу­ляция Совесть («Что я сам о себе подумаю?»)

Нравственная культура личности представляет собой це­лостную систему элементов.

Структура нравственной культуры личности: куль­тура этического мышления (умение человека различать доб­ро и зло, применять нравственные нормы jec особенностям сложившейся ситуации и т. д.); культура чувств (степень развитости, «очеловеченности» чувств, эмоциональной оду­хотворенности человека, способность к сочувствию, сопережи­ванию); культура поведения (совокупность форм повседнев­ного поведения человека, в которых находят внешнее выра­жение моральные и эстетические нормы этого поведения); этикет (уровень приверженности человека к правилам, рег­ламентирующим форму, манеры поведение в обществе)..

Можно выделить несколько этических принципов, кото­рые постепенно все больше утверждаются в сознании людей и играют основополагающую роль в современной нравственной культуре.

Важнейшие принципы современной нравственной культуры личности'

Наименова­ние принципа Его сущность
«Золотое пра­вило» нравст­венности В религиозно-философских изысканиях у раз­ных народов (в Китае, Индии, Греции) с сере­дины I тыс. до н. э. на смену принципу «Жизнь за жизнь, око за око, зуб за зуб» стало выдви­гаться «золотое правило» нравственности: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Это правило требует, чтобы никто не ставил себя в исключительное положение по сравнению с другими, и тем самым устанавли­вает равенство между людьми
Моральная автономия личности Этот принцип — завоевание Нового времени. Он означает, что личность самостоятельно осу­ществляет выбор нравственных принципов и способов своих действий, а потому несет ответ­ственность за свой выбор перед самой собой и перед человечеством. Автономия личности предполагает, что о чело­веке следует судить по его личным качествам и поступкам, а не по происхождению, цвету ко­жи, религиозным убеждениям, принадлежнос­ти к социальной группе и т. д.

Окончание табл.

Наименова­ние принципа Его сущность
  Этот принцип предполагает не только уваже­ние к человеку, но и наличие у него самоува­жения, чувства собственного достоинства
Гуманизм Человеколюбие, признание единства, забота о благополучии и счастье каждого человека. Этот принцип требует отказа от всех форм на­силия над личностью. Он утверждает социаль­ное равенство людей, а также «естественные права» каждого человека на жизнь, свободу, охрану здоровья, духовное развитие и др.

Таким образом, нравственная культура личности — это знание общих моральных принципов, способность «перепла­вить» их в глубокие прочувственные убеждения, умение при­менять нормы поведения, находить адекватную им форму по­ступка.

Образец задания

I C6. Проиллюстрируйте тремя примерами единство мо­рали и права.

Ответ: В качестве примеров, иллюстрирующих единство мо­рали и права, могут быть приведены: В системе социальных норм мораль и право выступают самыми универсальными, распространяющимися на все общество. У норм морали и пра­ва единый объект регулирования — общественные отноше­ния. Как нормы морали, таки нормы права исходят от обще­ства. Нормы морали и права выделились из мононорм перво­бытного общества. Нормы морали и права имеют сходную структуру и др.

Тема 9. Тенденции духовной жизни современной России

В дискуссиях по вопросу перспектив духовной жизни Рос­сии в начале XXI в. можно выделить две основные идеи: 1) не­обходимо пойти по линии культурного сближения с за­падными странами и, осваивая их опыт и достижения, как и они, двигаться к будущей постиндустриальной цивилизации; 2) необходимо противостоять экспансивным тенденциям За-

пада и искать свой особый, принципиально отличный от всех других, путь в будущее, соответствующий культурно-исто­рической специфике России и исключительности ее положе­ния и роли в мире.

Основные проблемы и тенденции современной культурной ситуации в России

1. Снижение нормативности культуры, что характерно .для переломных эпох. Расшатываются моральные устои, под­вергаются пересмотру нравственные идеалы, распростране­ние получили различные формы девиантного и асоциального поведения.

2. Бедность значительной части населения ведет к от­странению ее от активного участия в культурной жизни. У людей, озабоченных материальными проблемами, не оста­ется ни сил, ни времени, ни средств для наслаждения дости­жениями духовной культуры. Шедевры высокого искусства — лучшие спектакли, концерты, книги, выставки — становятся доступными лишь людям с достатком, а малооплачиваемому большинству приходится ограничивать свои культурные за­просы дешевой продукцией массовой культуры. Возможности приобщения народа к достижениям отечественной и мировой культуры сужаются, народ становится духовно беднее.

3. Требует внимания проблема культурного единства многонациональной Российской Федерации. В ней есть рус­ская культура — культура русского народа — и националь­ные культуры других народов России. Можно ли отождеств­лять и рассматривать культуры народов нашей страны как субкультуры в составе русской культуры или же необходимо считать, что российская культура есть сочетание русской культуры с сосуществующими рядом с ней многими нерус­скими национальными культурами? Решение данного вопро­са очень значимо для понимания перспектив развития духов­ной жизни нашей страны.

4. Социокультурный организм реагирует на вторжение чуждых культурных элементов одинаково: начинается реак­ция культурного отторжения. Заполнение российского рын­ка массовой культурой Запада послужило мощным толчком для развития новых потенциалов в сфере российской куль­туры.

5. Как это ни парадоксально, но современная культура России соединяет несоединимое: коллективизм и индивиду­ализм, антизападнические настроения и стремление воссо­единиться с мировой цивилизацией. Российская культура синтезирует в своем организме элементы различных культур.

6. Несоответствие уровня развития политической и правовой культуры общества требованиям жизни в демо­кратическом правовом государстве. Это ведет к тому, что на­селение недостаточно использует возможности демократии, не проявляет политической активности и т. д.

7. Осуществляется ломка культурных стереотипов, сформировавшихся еще в условиях доиндустриального обще­ства. По-видимому нет оснований полагать, что эта ломка за­тронет коренные ценности и идеалы, составляющие специ­фическое ядро культуры. Однако далеко не все традиционные нормы, ценности и идеалы прошлого могут быть вписаны в контекст современности. Расшатываются вековые традиции, и трудно сейчас сказать, что из них устоит, а что падет жерт­вой на алтарь нового расцвета русской культуры.

Образец задания

| С7. | Бытует мнение, что массовая культура стала исключи­тельно полезным для правящих элит инструментом регулиро­вания социального поведения. Только ли этим ограничивает­ся роль массовой культуры в современном обществе? Свою по­зицию аргументируйте.

Ответ: Массовая культура — это канал манипулирования массами и стабилизатор, тормоз, придающий современному обществу необходимую устойчивость на крутых историче­ских поворотах. Именно в рамках массовой культуры переда­ются нравственные ценности, национальные традиции, про­исходит знакомство с подлинными вершинами культуры, пусть в адаптированном виде.

Раздел 3. Человек

Тема 1. Человек как результат биологической и социальной эволюции

Проблема человека — одна из основных в философии. Большое значение для понимания сущности человека, путей его развития имеет выяснение вопроса о его происхождении.

Теория происхождения человека, суть которой заключи ется в изучении процесса его возникновения и развития, по­лучила название антропогенез (от гр. anthropos — человек и genesis — происхождение).

Существует несколько подходов к решению вопроса о про­исхождении человека.

    Естественно-научные
    (материалистические) теории
    Ч. Дарвин Ф. Энгельс
Религиоз- Теория (1809—1882) — (1820—1895) —
ная теория палеовизита английский ес- социальный
    тествоиспытатель, мыслитель, поли-
    создатель эволю- тический деятель
    ционной теории  
Божествен- Человек — Человек как Главная причина
ное проис- создание не- биологический появления чело-
хождение земное, при- вид имеет века — труд. Под
человека. шельцы из естественное, влиянием труда
Душа — космоса, по- природное про- сформировались
источник сетив Землю, исхождение и специфические
человече- оставили на генетически свя- качества челове-
ского в ней челове- зан с высшими ка: сознание,
человеке ческие суще- млекопитаю- язык, творче-
  ства щими ские способности

Таким образом, о причинах, определивших становление собственно человека, можно высказывать только предполо­жения.

Влияние на его психофизическое состояние энергии кос­моса, электромагнитных волн, радиации и других воздейст­вий огромно.

Человек — высшая ступень развития живых организ мое на Земле. Биологически человек принадлежит к млеко питающим гоминидам, человекоподобным существам, кото рые появились около 550 тысяч лет назад.

Человек по своей сути есть существо биосоциальное. Он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Биологическое и социальное в человеке слиты во­едино, и только в таком единстве он существует.

Биологическая природа человека — это его естественная предпосылка, условие существования, а социальность — сущ­ность человека.

Человек как биологическое существо принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens. Биологическая природа человека проявляется в его анато­мии, физиологии: он обладает кровеносной, мышечной, нерв­ной и другими системами. Его биологические свойства жест­ко не запрограммированы, что дает возможность приспосаб­ливаться к различным условиям существования. Человек как социальное существо неразрывно связан с обществом. Чело­век становится человеком, лишь вступив в общественные от­ношения, в общение с другими. Социальная сущность челове­ка проявляется через такие свойства, как способность и го­товность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и др.

Абсолютизация одной из сторон сущности человека при­водит к биологизаторству или социологизаторству.

Биологизаторский подход

Социологизаторский подход

Акцентирует лишь эволюци-онно-биологические предпо­сылки человеческой природы

Объясняет природу человека, исходя из социально значимых факторов. Человек — «чистая доска», на которой общество пи­шет нужные слова

Основные отличия человека от животного

I * Человек обладает мышлением и членораздельной ре->ыо. Только человек может размышлять о своем прошлом, фитически оценивая его, и думать о будущем, мечтая и строя вой планы.

Коммуникативными возможностями обладают и некото->ые виды обезьян, но только человек может передать другим гюдям объективную информацию об окружающем мире. Лю-ш имеют способность выделять в своей речи главное. К тому •ке человек умеет отражать действительность не только с по­мощью речи, но и с помощью музыки, живописи и других об­разных форм.

2. Человек способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности:

— моделирует свое поведение и может выбирать различ ные социальные роли;

— обладает способностью предвидеть отдаленные послед­ствия своих действий, характер и направленность развития природных процессов;

— выражает ценностное отношение к действительности. Животное в своем поведении подчинено инстинкту, его

действия изначально запрограммированы. Оно не отделяет се­бя от природы.

3. Человек в процессе своей деятельности преобразует ок ружающую действительность, создает необходимые ему материальные и духовные блага и ценности. Осуществляя практически преобразующую деятельность, человек творит «вторую природу» — культуру.

Животные приспосабливаются к окружающей среде, ко­торая и определяет их образ жизни. Они не могут производить коренных изменений в условиях своего существования.

4. Человек способен изготавливать орудия труда и ис­пользовать их как средство производства материальных благ.

Высокоорганизованные животные могут использовать ес­тественные орудия (палки, камни) для определенных целей. Но ни один вид животных не способен изготавливать орудия с помощью раннее сделанных средств труда.

5. Человек воспроизводит не только свою биологическую, но и социальную сущность и поэтому должен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные потребности. Удовлетворение духовных потребностей связано с формирова­нием духовного (внутреннего) мира человека.

Человек — существо уникальное (открытое миру, неповто римое, духовно незавершенное); существо универсальное (спо­собное к любому виду деятельности); существо целостное (ин­тегрирует в себе физическое, психическое и духовное начала)

Образец задания

I А1.1 Выберите правильный ответ. Человек, согласно совре менным представлениям, есть существо 1)духовное 2)социальное

3) биологическое

4) биосоциальное Ответ: 4.

Тема 2. Бытие человека

Бытие — философская категория, обозначающая су­ществование, реальность. Соответственно, бытием обладают не только явления природы, но и человек, сферы его деятель­ности. Мир мыслящих существ и всего сотворенного ими вхо­дит в сферу бытия.

Формы бытия

Бытие процессов природы у а также вещей, произве­денных челове-кому т. е. есте­ственная и «вторая приро­да» — очелове­ченная

Бытие человека

Бытие духов­ное: внутрен­ний (духов­ный) мир само­го человека, его сознание, плоды его ду­ховной де­ятельности

Социаль­ное бы­тие: бы­тие чело­века в природе, истории, обществе

Индивидуальный аспект бытия человека

Жизнь человека от рожде­ния до смерти

Личностный аспект бы­тия человека

Включенность человека в культуру

В качестве первичной предпосылки бытия человека вы­ступает жизнь его тела. В природном мире человек, сущест­вуя как тело, находится в зависимости от законов развития и гибели организмов, циклов природы. Чтобы дать жизнь духу, необходимо обеспечить жизнь телу. Поэтому во всех цивили­зованных странах фундаментальные права человека на удов­летворение его первичных потребностей, прав, связанных с сохранением жизни, закреплены юридически.

Индивид становится личностью, осваивая достижения человеческой культуры (личностный. аспект человеческого бытия). Поэтому человек не слепо подчиняется требованиям телесных законов, а в состоянии контролировать и регули­ровать свои потребности, удовлетворяя их не просто в соответ­ствии с естеством, но руководствуясь исторически возникши­ми нормами и идеалами. Тем не менее считается, что индиви­дуальное бытие — основание для бытия личности.

Социальное бытие может быть выражено в более широком смысле как бытие общественное. Общественное бытие (отно­шения людей к природе и друг другу) возникает вместе со ста­новлением человеческого общества и является первичным по отношению к сознанию отдельного индивида и поколения.

Образец задания

I А1. I Выберите правильный ответ. Верны ли следующие суждения о бытии человека?

А. Индивидуальное бытие человека не зависит от его природ­ных данных.

Б. Индивидуальное бытие человека не зависит от обществен­но-исторических условий существования.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны Ответ: 4.

Тема 3. Потребности и интересы человека

В целях своего развития человек вынужден удовлетворять различные нужды, которые называются потребностями.

Потребность — это нужда человека в том, что состав­ляет необходимое условие его существования. В мотивах (от лат. movere — приводить в движение, толкать) деятельности проявляются потребности человека.

Виды потребностей человека

— Биологические (органические, материальные) — по­требности в пище, одежде, жилище и др.

— Социальные — потребности в общении с другими людьми, в общественной деятельности, в общественном признании и др.

— Духовные (идеальные, познавательные) —потребности в знаниях, творческой деятельности, создании прекрасного и др.

Биологические, социальные и духовные потребности взаи­мосвязаны. Биологические в своей основе потребности у челове­ка в отличие от животных становятся социальными. У большин­ства людей социальные потребности господствуют над идеаль­ными: потребность в знаниях выступает нередко как средство обрести профессию, занять достойное положение в обществе.

Существуют и другие классификации потребностей, на­пример, следующая1.

Базовые потребности
Первичные (врожденные) Вторичные (приобретенные)
• Физиологические: в вос­производстве рода, пище, дыхании, одежде, жили­ще, отдыхе и т. д. • Социальные: в социальных свя­зях, общении, привязанности, заботе о другом человеке и вни­мании к себе, участии в сов­местной деятельности

1 Классификация разработана американским психологом А. Маслоу.

Окончание табл.

Базовые потребности
Первичные (врожденные) Вторичные (приобретенные)
• Экзистенциальные (лат. exsistentia — существова­ние): в безопасности своего существования, комфорте, гарантии занятости, стра­ховании от несчастных случаев, уверенности в завтрашнем дне и т. д. • Престижные: в самоуважении, уважении со стороны других, признании, достижении успеха и высокой оценки, служебном росте • Духовные: в самоактуализа­ции, самовыражении, саморе­ализации

Потребности каждого следующего уровня становятся на­сущными, когда удовлетворены предыдущие.

Следует помнить о разумном ограничении потребностей, поскольку, во-первых, не все потребности человека могут быть удовлетворены в полной мере, во-вторых, потребности не должны противоречить нравственным нормам общества.

Разумные потребности — это потребности, которые помогают развитию в человеке его подлинно человеческих качеств: стремление к истине, красоте, знаниям, желание приносить добро людям и др.

Потребности лежат в основе возникновения интересов и склонностей.

Интерес (лат. interest — иметь значение) — целенаправ­ленное отношение человека к какому-либо объекту его по­требности.

Интересы людей направлены не столько на предметы по­требностей, сколько на те общественные условия, которые де­лают более или менее доступными эти предметы, дрежде все­го, материальные и духовные блага, обеспечивающие удов­летворение потребностей.

Интересы определяются положением различных социаль­ных групп и индивидов в обществе. Они в большей или мень­шей степени осознаются людьми и являются важнейшими по­будительными стимулами к различным видам деятельности.

Существует несколько классификаций интересов:

— по их носителю: индивидуальные; групповые; всего об­щества.

— по направленности: экономические; социальные; поли­тические; духовные.

От интереса следует отличать склонность. Понятие «ин­терес» выражает направленность на определенный предмет. Понятие «склонность» выражает направленность на опреде­ленную деятельность.

Не всегда интерес сочетается со склонностью (многое зави­сит от степени доступности той или иной деятельности).

Интересы человека выражают направленность его личнос­ти, которая во многом определяет его жизненный путь, харак­тер деятельности и т. д.

Образец задания

| В1. I Занишите слово, пропущенное в схеме.

 

 

 

——-—   L | ■—._ --^
---*    
Биологи­ческие   Прес­тижные   Экзистен­циальные   Духов­ные   Соци­альные
                 

Ответ: Потребности.

Тема 4. Деятельность человека, ее основные формы

Деятельность — способ отношения человека к внешне­му миру, состоящий в преобразовании и подчинении его це­лям человека.

Деятельность человека имеет определенное сходство с ак­тивностью животного, но отличается творческо-преобразую-щим отношением к окружающему миру.

Деятельность человека Активность животного
Приспособление к природной среде путем ее масштабного преобразования, ведущего к созданию искусственной среды существования человека. Че­ловек сохраняет свою природ­ную организацию неизменной, поменяв в то же время свой об­раз жизни. Приспособление к условиям среды прежде всего путем пере­стройки собственного организ­ма, механизмом которой явля­ются мутационные изменения, закрепляемые средой
Целеполагание в деятельности Целесообразность в поведении
Сознательная постановка це­лей, связанных со способно­стью анализировать ситуацию (раскрывать причинно-следст­венные зависимости, предви­деть результаты, продумывать наиболее целесообразные спо­собы их достижения) Подчинение инстинкту, дейст­вия изначально запрограмми­рованы

Окончание mat) i

Деятельность человека Активность животного
Воздействие на среду специ­ально изготовленными средст­вами труда, создание искусст­венных объектов, которые усиливают физические воз­можности человека Воздействие на среду осуществ ляется, как правило, органами тела, данными природой. От сутствие способности изготав­ливать орудия труда с помо­щью раннее созданных средств
Продуктивный, творческий, созидательный характер Потребительский характер: не создает ничего нового по срав­нению с тем, что дано природой

Основные компоненты деятельности

Субъект деятельно­сти — это тот, кто осуществляет дея­тельность (человек, коллектив, общество)

Объект деятельности — это то, на что направлена де­ятельность (предмет, процесс, явление, внутреннее состоя­ние человека)

Мотив

Цель

Методы и средства

Про­цесс

J_

Результат (продукт)

Мотив — совокупность внешних и внутренних условии вызывающих активность субъекта и определяющих на правленность деятельности. В качестве мотивов могут вы ступать: потребности; социальные установки; убеждения; ин тересы; влечения и эмоции; идеалы.

Цель деятельности — это осознанный образ того резуль тата, на достижение которого направлено действие челове ка. Деятельность состоит из цепи действий. Действие — это процесс, направленный на реализацию поставленной цели.

Виды действий1

Вид Его сущность
Целенаправленное действие Характеризуется рационально поставлен­ной и продуманной целью. Целенаправлен­но действует тот индивид, чье поведение ориентировано на цель, средства и побоч­ные результаты его действий

1 Классификация немецкого социолога, философа, историка М. Ве-бера (1864—1920) в зависимости от мотивов действий.

Окончание табл.

Вид Его сущность
Ценностно-рациональное действие Характеризуется осознанным определени­ем своей направленности и последователь­но планируемой ориентацией на него. Но смысл его состоит не в достижении какой-либо цели, а в том, что индивид следует своим убеждениям о долге, достоинстве, красоте, благочестии и т. д.
Аффективное (лат. af f ectus — душев­ное волнение) действие Обусловлено эмоциональным состоянием индивида. Он действует под влиянием аф­фекта, если стремится немедленно удов­летворить свою потребность в мести, на­слаждении, преданности и т. д.
Традиционное действие Основано на длительной привычке. Часто это автоматическая реакция на привычное раздражение в направлении некогда ус­военной установки

Деятельность людей развертывается в различных сферах жизни общества, ее направленность, содержание, средства бесконечно разнообразны.

Виды деятельности, в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального разви­тия: игра, общение, учение, труд.

Игра — это особый вид деятельности» целью которого не является производство какого-нибудь материального продукта, а сам процесс — развлечение, отдых.

Характерные черты игры: происходит в условной ситу­ации, которая, как правило, быстро меняется; в ее процессе используются так называемые замещающие предметы; наце­лена на удовлетворение интереса ее участников; способствует развитию личности, обогащает ее, вооружает необходимыми навыками.

Общение — это вид деятельности, при котором проис­ходит обмен идеями и эмоциями. Часто его расширяют, включая обмен и материальными предметами. Этот более широкий обмен представляет собой коммуникацию [матери­альную или духовную (информационную)].

S2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Линии сравнения Общение Информационная коммуникация
1. Общее Обмен информацией
2. Различия Получатель инфор­мации — человек Получатель информации — человек, животное, машина
Взаимный обмен при активном участии каждого субъекта Однонаправленный поток информации при отсутст­вии или при формальном характере обратной связи
Усиление общности участников Участники остаются обо­собленными
      Субъект — тот, кто является инициатором общения (отдельные люди, группы, сообщества, человечество в целом)
     
    Цель — это то, ради чего у человека возникает необходимость в общении
  *
Структура общения   Содержание — это та информация, которая передается в межличностных контактах от одного к другому
       
  Средства — это способы передачи, перера­ботки и расшифровки информации, переда­ваемой в процессе общения (с помощью органов чувств, текстов, рисунков, схем, радио-видеотехники, Интернета и др.)
    *
    Получатель информации
             

Существует несколько классификаций общения.

Общение

По используемым сред-ствам общения

Непосредственное — с помощью естественных органов — рук, головы, голосовых связок и т. д.

Опосредованное — с по­мощью специально при­способленных или изо­бретенных средств — га­зета, компакт-диск, след на земле и т. д.

Прямое — личные кон­такты и непосредствен­ное восприятие друг друга

Косвенное — через по­средников, которыми могут выступать другие люди

| По субъектам общения

Между реальными субъек­тами

Между реальным субъектом и иллюзорным партнером у которому приписываются не­свойственные ему качества субъекта общения (это могут быть домашние животные, игрушки и т. д.)

Между реальным субъектом и воображаемым партнером проявляется во внутреннем диалоге («внутренний го­лос»), в диалоге с образом другого человека

Между воображаемыми парт­нерами — художественны­ми образами произведений

Функции общения

Наименование функции Ее содержание
Социализации Формирование и развитие межличност­ных отношений в качестве условия ста­новления человека как личности
Познавательная Познание людьми друг друга
Психологическая Осуществление определенного воздейст­вия на психическое состояние человека
Отождествления (противопоставления) Выражение причастности человека к группе: «Я — свой» или «Я — чужой»
Организационная Организация совместной деятельности людей

В современной науке существует несколько подходов п« вопросу связи между деятельностью и общением.

— общение — это элемент любой деятельности, а деятель ность — необходимое условие общения, между ними можн< поставить знак равенства;

— общение — один из видов деятельности человека наря ду с игрой, трудом и т. д.;

— общение и деятельность — это разные категории, две стороны социального бытия человека: трудовая деятельность может протекать и без общения, а общение может существо вать без деятельности.

Учение — это вид деятельности, целью которого явля ется приобретение человеком знаний, умений и навыков.

Учение может быть организованным (осуществляется в образовательных учреждениях) и неорганизованным (осу ществляется в других видах деятельности как их побочный дополнительный результат).

Учение может приобрести характер самообразования

По вопросу, что такое труд, существует несколько гочеь зрения:

— труд — это любая сознательная деятельность человека Там, где есть взаимодействие человека с окружающим миром можно говорить о труде;

— труд — один из видов деятельности, но далеко н^ ^дин ственный.

Труд — это вид деятельности, которая направлена ни достижение практически полезного результата.

Характерные черты труда: целесообразность; нацелен ность на достижение запрограммированных* ожидаемых ре зультатов; наличие мастерства, умений, знаний; практи ческая полезность; получение результата; развитие личности преобразование внешней среды обитания человека

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.