Сделай Сам Свою Работу на 5

Рассмотрение и разрешение дела об административном правонарушении

Дела об административных правонарушениях рассматриваются судьями (мировыми судьями), комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, федеральными органами исполнительной власти, их учреждениями, структурными подразделениями и территориальными органами, а также административными комиссиями, создаваемыми при администрациях субъектов РФ. Рассмотрение дела об административном правонарушении должно состояться не позднее 15 дней со дня получения уполномоченным лицом, органом или судом протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

Процедура слушания дела начинается с выяснения вопросов, имеющих важное юридическое значение, а именно: относится ли дело к компетенции данного органа (должностного лица); правильно ли составлены необходимые процессуальные документы; извещены ли лица, участвующие в рассмотрении дела, о месте и времени рассмотрения; имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу; рассматриваются представленные ходатайства и отводы.

Процедура начинается с объявления о том, кто рассматривает дело, какое именно дело подлежит рассмотрению, кто привлекается к административной ответственности. Затем устанавливается личность участников производства, им разъясняются их процессуальные права и обязанности. Далее оглашается протокол об административном правонарушении. Заслушиваются объяснения, показания, заключения участников производства, исследуются доказательства, заслушивается мнение присутствующего прокурора.

В процессе заседания выясняется следующее: наличие события административного правонарушения; определяется лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые законодательством предусмотрена административная ответственность; устанавливается виновность лица в совершении административного правонарушения; изучаются обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность; определяется характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением. Особое внимание уделяется наличию обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении. При обнаружении последних лицо, рассматривающее дело,



обязано его прекратить, о чем вынести соответствующее постановление, а суд – определение.

Рассмотрение дел об административных правонарушениях проходит, как правило, открыто, на основе состязательности сторон. Участники могут предоставлять доказательства, свидетельствующие об их правоте. Такими доказательствами могут быть любые фактические данные, на основании которых судья, орган или должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают виновность либо невиновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколами, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств и вещественными доказательствами. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Напротив, государственный орган, возбудивший дело об административном правонарушении, обязан документально доказать степень его вины.

В рассмотрении дела об административном правонарушении, помимо уже рассмотренных участников производства, могут участвовать: эксперт, специалист, переводчик и прокурор.

В качестве эксперта может быть привлечено любое, не заинтересованное в исходе дела, совершеннолетнее лицо, обладающее специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле. Эксперт привлекается к производству по делу об административном правонарушении в случае, когда возникает необходимость в его специальных познаниях. В своем определении судья, орган или должностное лицо формулируют вопросы для эксперта. На них эксперт обязан представить письменный ответ, который, впрочем, не является обязательным для органа, вынесшего определение, но свое несогласие последний должен мотивировать.

Задача специалиста в административном процессе сводится к оказанию содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также в применении технических средств (фото-, кино-, видеосъемки, использовании технических средств).

Переводчиком может быть любое, не заинтересованное в исходе дела, совершеннолетнее лицо, владеющее языками или навыками сурдоперевода (понимающее знаки немого или глухого), необходимыми для перевода или сурдоперевода при производстве по делу об административном правонарушении. Переводчик обязан явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, выполнить полно и точно порученный ему перевод и удостоверить верность перевода своей подписью. Переводчик не-

сет административную ответственность за выполнение заведомо неправильного перевода. Следует отметить, что услуги переводчика всегда оплачиваются за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта РФ, поскольку это право участников процесса предусматривается Конституцией РФ.

Прокурор в административном производстве следит за соблюдением законности, участвует в рассмотрении дела, заявляет ходатайства, дает заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела, при необходимости может приносить протест на постановление по делу.

При рассмотрении дела судьей или коллегиальным органом обязательно ведется протокол рассмотрения дела об административном правонарушении. Судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу. Доказательства, полученные с нарушением закона, не принимаются во внимание. На основании оценки представленных доказательств выносится решение по делу об административном правонарушении. Коллегиальное решение принимается простым большинством голосов участников заседания. Принятое решение оформляется постановлением или определением должностного лица, коллегиального органа или суда. В этих документах указывается один из нижеперечисленных вариантов разрешения дела: о назначении административного наказания; о прекращении производства по делу об административном правонарушении при обнаружении обстоятельств, исключающих производство по делу; о передаче материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или дознания в случае, если в действиях (бездействии) содержатся признаки преступления. В случае, если дело неподведомственно данному органу, выносится определение о его передаче на рассмотрение по подведомственности.

В постановлении по делу помимо определения меры административного взыскания должны быть решены вопросы о вещественных доказательствах, изъятых предметах, документах и ценностях. Предметы, явившиеся орудием совершения административного правонарушения или непосредственным его объектом, принадлежащие физическому или юридическому лицу, конфискуются либо передаются в соответствующие учреждения или уничтожаются. В остальных случаях они возвращаются по принадлежности. Наказание, применяемое к виновному лицу, определяется в соответствии с материальной нормой, предусматривающей административную ответственность. Судья, рассматривающий дело об административном правонарушении, при отсутствии спора вправе од-

новременно с наложением административного взыскания решить вопрос о возмещении имущественного ущерба. Возмещение имущественного ущерба по делам, рассматриваемым иными уполномоченными органами (должностными лицами), разрешается судом в исковом порядке. В соответствии со ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено, если прошло более 2 месяцев с момента его совершения, поскольку при этом не будет выполняться принцип своевременности ответственности.

Постановление по делу объявляется по окончании его рассмотрения. Его копия под расписку вручается физическому лицу или его законному представителю, или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.