Сделай Сам Свою Работу на 5

Второй стадией жизненного цикла средства массовой информации выступает его регистрация.





ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ

В СФЕРЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВ

МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

 

СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Понятие средств массовой информации и требования, предъявляемые к их использованию.Подход к средствам массовой информации как своеобразным выразителям мнений и инструментам получения и распространения общественно значимых сведений нашел свое отражение в Законе РФ «О средствах массовой информации», который развивает и конкретизирует принцип свободы массовой информации, закрепленный в части пятой ст. 29 Конституции РФ. Названный Закон является базовым в сфере правового регулирования отношений, возникающих по поводу организации деятельности средств массовой информации, их отношений с гражданами и организациями, порядка распространения массовой информации.

Согласно ст. 2 указанного Закона под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле- или видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации.



Законодатель выделяет группу специализированных средств массовой информации, понимая под ними ту часть средств массовой информации, в отношении которой законом установлены специальные правила их регистрации или распространения продукции этих средств.

Специальные правила регистрации определены для:

— средств массовой информации, учреждаемых органами законодательной, исполнительной и судебной власти исключительно для издания их официальных сообщений и материалов, нормативных и иных актов;

— периодических печатных изданий тиражом менее одной тысячи экземпляров;

— радио- и телепрограмм, распространяемых по кабельным сетям, ограниченным помещением и территорией одного государственного учреждения, учебного заведения или промышленного предприятия либо имеющим не более десяти абонентов;

— аудио- и видеопрограмм, распространяемых в записи тиражом не более десяти экземпляров.

Названные средства освобождены от регистрации.

К специализированным средствам массовой информации, по основанию особенностей распространения их продукции, причислены эротические издания, представляющие собой периодические издания или программы, которые в целом и систематически эксплуатируют интерес к сексу.



В основу использования средств массовой информации положен принцип свободы массовой информации, который получил правовое закрепление и развитие в ст. 1 Закона РФ «О средствах массовой информации». Согласно названной статье в Российской Федерации не подлежат ограничениям, за исключениями случаев, установленных законодательством о средствах массовой информации:

— поиск, получение, производство и распространение массовой информации;

— учреждение средств массовой информации, владение, пользование и распоряжение ими;

— изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции средств массовой информации.

Презюмируя свободу массовой информации, законодатель счел необходимым провозгласить тезис о недопустимости злоупотребления свободой массовой информации. Этот тезис получил развернутое выражение в ст. 4 Закона РФ «О средствах массовой информации» в виде нормы, запрещающей использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для осуществления экстремистской деятельности, а также для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости. Запрещено, кроме того, использование в телевидеокинопрограммах, документальных и художественных фильмах, а также в информационных компьютерных файлах и программах обработки информационных текстов, относящихся к специальным средствам массовой информации, скрытых вставок, воздействующих на подсознание людей и (или) оказывающих вредное влияние на их здоровье.



Важнейшей гарантией свободы массовой информации выступает законодательно установленное правило о недопустимости цензуры массовой информации. Согласно ст. 3 Закона РФ «О средствах массовой информации» цензура массовой информации понимается как требование от редакции средства массовой информации, выдвигаемое со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей. Не допускается и создание, а равно финансирование организаций, органов или должностей, в задачи либо функции которых входит осуществление цезуры массовой информации

Организация деятельности средств массовой информации.Деятельность средств массовой информации осуществляется после приобретения ими соответствующего правового статуса, обладание которым выступает необходимым условием их функционирования. Прежде чем начать деятельность по распространению своей продукции, средство массовой информации по смыслу Закона должно пройти стадии учреждения и регистрации, а в необходимых случаях и процедуру лицензирования.

Учреждениесредства массовой информации является первой стадией его формирования и легитимации. Правом на учреждение средств массовой информации, согласно ст. 7 Закона РФ «О средствах массовой информации», обладают граждане, объединения граждан, организации и государственные органы. Нет препятствий выступать в качестве учредителя и органам местного самоуправления. Из этого правила законодателем сделаны изъятия, которые касаются граждан, не достигших восемнадцатилетнего возраста, отбывающих наказание в местах лишения свободы по приговору суда, душевнобольных, признанных судом недееспособными, а также объединений граждан и организаций, деятельность которых запрещена по закону. Не могут быть учредителями средств массовой информации граждане другого государства или лица без гражданства, не проживающие постоянно на территории Российской Федерации.

Второй стадией жизненного цикла средства массовой информации выступает его регистрация.

Как следует из содержания гл. II Закона РФ «О средствах массовой информации», процедура регистрации того либо иного средства массовой информации начинается с подачи заявления о регистрации. Указанное заявление подлежит подаче в один из регистрирующих органов в зависимости от территории распространения продукции регистрируемого средства.

Если продукция предназначена для распространения преимущественно на всей территории РФ, за ее пределами, на территории нескольких республик в составе РФ, нескольких краев и областей, заявление подается учредителем в Федеральную службу по надзору за соблюдением законодательства в средствах массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Если продукция предназначена для распространения преимущественно на территории субъекта РФ или территории муниципального образования, заявление подается учредителем в территориальные органы Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Требования к содержанию и форме заявления о регистрации определены в ст. 10 Закона РФ «О средствах массовой информации». В заявлении, в частности, должны быть указаны:

— сведения об учредителе;

— название средства массовой информации;

— адрес редакции;

— форма периодического распространения массовой информации;

— предполагаемая территория распространения продукции;

— примерная тематика и (или) специализация;

— источники финансирования.

К заявлению прилагается документ, удостоверяющий уплату государственной пошлины. Заявление о регистрации подлежит рассмотрению в месячный срок с даты его поступления в регистрирующий орган.

Отказ в регистрации средства массовой информации возможен только по исчерпывающему перечню оснований, содержащемуся в ст. 13 Закона РФ «О средствах массовой информации».

К числу таких оснований, в частности, отнесены:

— заявление подано от имени гражданина, объединения граждан, организации, не обладающих правом на учреждение средства массовой информации;

— указанные в заявлении сведения не соответствуют действительности;

— название, примерная тематика и (или) специализация средства массовой информации представляют злоупотребление свободой массовой информации;

— регистрирующим органом ранее зарегистрировано средство массовой информации с тем же названием и формой распространения.

Извещение об отказе в регистрации направляется заявителю в письменной форме с указанием оснований отказа.

Средство массовой информации считается зарегистрированным со дня выдачи регистрирующим органом свидетельства о регистрации.

Деятельность средства массовой информации может быть прекращена или приостановлена только по решению учредителя либо судом по иску регистрирующего органа.

Учредитель имеет право принять решение о прекращении или приостановлении деятельности средства массовой информации исключительно по основаниям и в порядке, предусмотренных уставом редакции или договором, заключенным между учредителем и редакцией (главным редактором).

Основанием для прекращения деятельности средства массовой информации судом является неоднократное в течение двенадцати месяцев нарушение редакцией требований о недопустимости злоупотребления свободой массовой информации, по поводу которых регистрирующим органом делались письменные предупреждения учредителю и (или) редакции (главному редактору), а равно неисполнение постановления суда о приостановлении деятельности средства массовой информации.

Суд может приостановить деятельность средства массовой информации только в целях обеспечения иска регистрирующего органа.

Кроме того, деятельность средства массовой информации может быть прекращена в порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности».

Приостановление выпуска средства массовой информации может иметь место в случае нарушения законодательства РФ о выборах и референдумах. Основания указанного приостановления установлены в ст.16 Закона РФ «О средствах массовой информации».

Прекращение деятельности средства массовой информации влечет недействительность свидетельства о его регистрации и устава редакции.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.