Сделай Сам Свою Работу на 5

Первая баллада, соль-минор ор.23 (1831–1835)





Ноктюрн - жанр романтической музыки, разновидность лирической миниатюры. Само слово ноктюрн – означает «ночной». (Латинское nocturnus – «ночной», итальянское notte – «ночь»)

В XVIII веке ноктюрнами называли музыкальные произведения, исполняемые на открытом воздухе в ночное время, подобно серенадам. Применялось такое обозначение и по отношению к оперным «ночным» сценам.

Мир ночных грез и мечтаний был созвучен романтической эстетике с ее интересом ко всему таинственному, и в XIX веке к жанру ноктюрна проявляется большой интерес.

Родоначальником этого жанра стал Джон Фильд (1782-1837). Этот англичанин с молодых лет обосновался в России, долго жил в Петербурге и Москве. Композитор, пианист, педагог, он создал целое направление в фортепианном исполнительстве. Джон Фильд утверждает жанр ноктюрна в качестве небольшой фортепианной пьесы лирического содержания (обычно в репризной 3х частной форме). Его ноктюрны имеют изящную форму, красивую фортепианную фактуру, элегичную, чувственную мелодию.

Большую и долгую жизнь этому жанру принёс гений Шопена. Он преобразил скромный по замыслу фильдовский ноктюрн. Шопен обогатил содержание ноктюрна наличием 2-х контрастных образов: медленные крайние части с кантиленной мелодикой противопоставляются подвижным и неспокойным средним частям 3-х частной формы.



В ноктюрнах Шопена - широкие кантиленные темы, яркие образцы инструментального bel canto. Нередко они близки мелодиям итальянских оперных арий (например, тема ноктюрна № 2). Во всех ноктюрнах – медленные темпы, подчеркивающие эту певучесть. В ноктюрнах Шопена самая изысканная, красиво мелодизированная фактура сопровождения. Она охватывает широкий диапазон и обогащает мелодию обертонами. В результате создаётся иллюзия долгого педального звучания, словно обволакивающего парящую мелодию.

 

Вальсы. (Всего у Шопена 17 вальсов).

Вальс возник как бытовой танец, и широкое распространение получил по всей Европе в начале 19 века. Это один из самых любимых танцев, он не имеет национальной принадлежности. Танцы сочиняли многие композиторы, жившие в начале 19 века.[8] В высоком художественном претворении вальс прозвучал уже в творчестве Шуберта, Вебера (Приглашение к танцу). Эволюция этого жанра двигалась от небольших пьес бытового, танцевального назначения в сторону концертного исполнительства, а также вальс проникает в симфоническую и оперную музыку. Например, в Фантастической симфонии Берлиоза, написанной в 1830 году, вальс занимает целую часть симфонии. Шопен, развил вальс до масштабов сольной концертной пьесы. Меняется содержание вальса: в творчестве Шопена вальс получает поэтическое, лирическое претворение.



Поэзия Шопеновских вальсов была развита последующими поколениями композиторов – Листом, Верди, Чайковким, Глазуновым, Скрябиным.

 

Вальс Es-dur op.18 (в полном собрании сочинений – № 1, 1831) стал «официальным» дебютом Шопена в данном жанре. В музыке этого вальса, отразившей роскошный блеск аристократического Парижа, царит приподнятое праздничное настроение. Оно передается с помощью стремительного движения, динамических контрастов. Эта эффектная пьеса, полная виртуозного блеска, предназначалась для концертной эстрады.

Вальс №7 cis-moll (op.64 №2) Это один из самых поздних вальсов композитора, ставший, пожалуй, наиболее известным. В нём поэтическое претворение получает самый ритм вальса, его кружащееся движение – то скользящее, воздушное, то вихревое, полётное. Певучая лирика средней, мажорной части вальса (Piú lento, Des-dur) близка по настроению к ноктюрну. Это один из самых поэтичных и лиричных вальсов Шопена.

Баллада в творчестве Шопена (4 баллады)

 

 

Название «баллада» пришло в музыку из народной поэзии и художественной литературы. В дословном переводе это «пляска». Как поэтический жанр баллада возникла еще в средние века и сначала была хороводной плясовой песней. Но со временем балладный жанр изменился, превратился в сюжетное произведение эпико-повествовательного склада, насыщенное драматическими эпизодами, с неожиданной роковой развязкой. Наиболее характерные образы баллад – сказочные и легендарные, таинственные и фантастические, переплетающиеся с реальностью (Гете «Лесной царь», баллады Жуковского).



В XIX веке балладная поэзия переживала бурное возрождение. Этот жанр был необычайно распространен в романтической поэзии. В обращении к балладе отразился интерес романтиков к историческому прошлому, к народному творчеству, фантастике.

В музыке баллада появилась сначала как жанр вокальный. Его основоположником по праву считается Шуберт. В польской литературе XIX века баллада была связана с патриотическими, революционными настроениями. Таковы баллады Немцевича, Мицкевича, они созвучны содержанию шопеновского творчества. Шопен стал создателем фортепианной баллады.

Обращение Шопена к жанру баллады открывало простор композиторской фантазии. Все баллады Шопена написаны в новаторских для своего времени формах, получивших название свободных. Это одночастные произведения, в которых свободно сочетаются признаки различных классических форм (сонатность, вариационность, рондообразность, трехчастность и т.д.). К сонатной форме ближе всего композиция 1-й баллады.

Основное содержание шопеновских баллад связано с главной темой всего его творчества – темой Родины. Первая баллада появилась в трагический для Польши 1831год – год неудавшегося польского восстания. Она написана под несомненным воздействием этого события, не случайно современники назвали балладу «польской».

Первая баллада, соль-минор ор.23 (1831–1835)

Баллада открывается небольшим вступлением – прологом повествовательного склада. Его неторопливая тема ассоциируется с образом сказителя. Широкая величавая эпичность первой фразы вступления сменяется ответной, вопросительной интонацией.

Два главных образа баллады – главная и побочная темы – в экспозиции не контрастны: главная (g-moll) отличается меланхолической задумчивостью, неторопливостью, речевой выразительностью интонаций и импровизационной манерой изложения. Многократные варьированные повторения как бы воссоздают процесс размышления вслух, который продолжается в лирически взволнованной связующей партии.

Побочная тема (Es-dur) одна из самых поэтичных тем Шопена, характеризуется лиризмом, мягкостью звучания (pp, sotto voce), прозрачной фактурой с певучим басом. Экспозиция завершается спокойно, умиротворённо.

В разработке происходят острые драматические коллизии. Образы экспозиции трансформируются из повествовательно-лирических в трагические и героические. Так побочная тема звучит в разработке в героическом обличье. Реприза начинается с побочной партии. Она закрепляет горделивый, эпико-героический характер этой темы. Но далее, разительным контрастом звучит сумрачное появление главной темы. Развитие и её драматическая кульминация закрепляет поворот к трагедийности. Кода – последний акт драмы. Её эмоциональное напряжение усиливает стремительное движение, резкие акценты. Завершающее построение коды – трагический эпилог. Главная тема перевоплощается из повествовательной, какой она была в экспозиции в трагедийную декламацию.
В таком развитии тем раскрывается основной замысел баллады: воспоминание о прекрасном прошлом и трагическая катастрофа в настоящем.

Жанр скерцо в творчестве Шопена

Жанр скерцо сформировался в эпоху классицизма – первоначально в квартетах Гайдна, затем в сонатно-симфонических циклах Бетховена. Уже у Бетховена отчетливо наметилась тенденция к драматизации жанра (очень ярко – в скерцо 9-й симфонии). Шопен развивает именно эту трактовку скерцозности. Не нарушая внешние контуры традиционной для скерцо сложной 3-хчастной формы, он радикально обновляет содержание жанра. Четыре скерцо Шопена (h-moll op.20, b-moll op.31, cis-moll op.29, E-dur op.54) – это предельно серьезная музыка, полная мятежного пафоса, напряженного драматизма. Подобно жанру прелюдии, скерцо в творчестве Шопена обрело самостоятельность – оно стало законченным произведением.

Скерцо № 2,b-moll (Ор. 31, 1837 г.)

В музыке этого скерцо господствует атмосфера беспокойного смятения, драматической конфликтности. Она устанавливается сразу, в первой же теме, сочетающей «балладную» фантастичность с полонезной энергией. На смену драматической конфликтности главной партии приходит поэтическая кантилена побочной (Des-dur), обрамленная блестящими, бравурными связующей и заключительной темами. Музыка среднего раздела строится на новом, резко контрастом материале. Характер этого контраста во многом напоминает классическое трио, что соответствует жанру скерцо: приглушенность, мягкость звучания, неторопливое движение, ровность ритма. Вместе с тем, в «хоральности» первой темы можно почувствовать романтическое отрешение от «прозы жизни». Репризаскерцо повторяет всю первую часть без изменений в тональном соотношении тем и заканчивается в параллельном мажоре. Кода также подтверждает эту тональность.

Соната № 2

 

В художественном наследии Шопена – 3 фортепианные сонаты, созданные им в разные периоды творчества. Во всех трех сонатах Шопен использует структуру 4х-частного классического цикла.

Соната №2 Ор. 35, b-moll. 1837–1839 по своему размаху может быть сравнима с симфонией. Тема Родины, сплетаясь с проблемой художника, оторванного от питающих его корней, составляет главную идею сонаты. По мнению Листа, «не смерть одного лишь героя оплакивается здесь; пало всё поколение». Трагедийный пафос сонаты явился отражением трагической судьбы польского народа.

4 части сонаты подобны психологической драме, заканчивающейся гибелью героя. Вот почему похоронный марш сочинённый раньше всех других частей составляет центр всего произведения. В 1 и 2 частях – борьба жизни и смерти, невозможность примирить мечту и действительность. Образы смерти и гибели господствуют в 3 и 4 частях.

1 часть открывается коротким вступлением, в котором мучительный гамлетовский вопрос «быть, или не быть». Нервно-взвинченная главная тема (Doppio movimento) пронизана беспокойным смятением, вся она – в непрерывных мелодических взлетах и падениях. Это цепь коротких, отрывистых, взволнованно вопрошающих интонаций на возбужденно пульсирующем фоне сопровождения. Многочисленные короткие паузы создают сходство с частым, прерывистым дыханием.

Быстрый переход к побочной партии (без связующей темы) подчеркивает остроту конфликта. В основе побочной темы – возвышенный хорал, жанр-символ, олицетворяющий отрешение от земных волнений. Тональность побочной – Des-dur

Экспозиция повторяется дважды. Разработка– построена на конфликтных столкновениях контрастных тем. Реприза - зеркальная, то есть начинается с П.П. Лирика этой темы ненадолго рассеивает конфликтную атмосферу разработки. Однако, короткий сокрушительный натиск Г.П. уничтожает светлый образ. В коде закрепляется победа разрушительных сил.

2 часть – скерцо. Скерцо создаёт образ злой и агрессивный. Исключением становится средняя часть скерцо – тихий меланхоличный вальс. Он выражает недостижимую далёкую мечту, которая разрушается репризой. (Повторением 1 –го раздела скерцо).

3 часть - траурный марш. По словам Стасова – это шествие целого народа, убитого горем, при звоне колоколов. Средняя часть - триос его светлой отрешённостью – только усиливает трагичность марша.

4 часть – финал – самый мрачный эпизод сонаты. А.Г. Рубинштейн находил в финале «изображение ветра, проносящегося одинаково над могилами героев, безвестно павших в бою».

 


[1] Эти танцы имеют 3-х дольный размер.

[2] Этот танец имеет 2-х дольный размер.

[3] Часто воспроизводится звучание деревенского оркестрика.

[4] Есть переложение для оркестра.

[5] Мария ВОДЗИНЬСКАЯ: возлюбленная Шопена, дочь одного из польских магнатов. Увлекалась музыкой и рисованием. Сохранилась большая серия ее карандашных работ и акварельный портрет Шопена. Хорошо знала литературу, владела несколькими языками, писала стихи. В 1835 г. ШОПЕН сделал ей предложение. Семья Марии благосклонно приняла его. Однако болезнь, перенесенная Шопеном, помешала свадьбе и помолвка была расторгнута.

[6] Прелюдия ля мажор занимает всего две строчки.

[7] Ещё с добаховских времён за секундой закрепилось значение интонации вздоха, скорби, страдания. Например, Лакримоза из реквиема Моцарта.

[8] Шуберт, Штраус.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.