Сделай Сам Свою Работу на 5

Социальное пространство личности - условия развития и бытия человека, которые психологически вводят его в сферу прав и обязанностей.





В качестве условий выступают: 1) место, где протекает жизнь человека; 2) стиль и содержание общения в контексте культуры, к которой принадлежит человек; 3) внутренняя позиция самого человека по отношению к истории своего этноса, к культуре как целостному, исторически обусловленному явлению.

 

Социальное пространствокак феномен культуры определяется значениями и смыслами прав и обязанностей, сформулированных в истории этноса. Каждая культура несет в себе исторически обусловленную систему символов: предметы, одежда, жесты, традиционные способы выражения эмоций по исторически обусловленному поводу, чувство собственного достоинства и ценностное отношение к чувству достоинства другого человека - все имеет значения и смыслы, понятные (естественные) для людей общей культуры.

В онтогенезе человека социальное пространство осваивается весьма постепенно, через стремление ребенка реализовать свои притязания на признание. Через посредство стремления получить социальное одобрение и быть оцененным как «хороший» ребенок усваивает ценностное отношение к долженствованию, к тому, что «надо», к нравственным нормам. Осваивая обязанности и права, накапливая определенные знания о них, ребенок долго не осознает их значения для себя как человека, принадлежащего к определенной культуре, к современной цивилизации. Практически права и обязанности для ребенка психологически отчуждены от его личности, существуют вне его, при этом обязанности выступают в его сознании как акт социального насилия, а права растворены где-то в социальном пространстве и существуют как некая абстракция.



Совсем другое дело современный подросток и тем более молодежь. Именно в отрочестве (в период с 13-16 лет) начинает проявляться тенденция к личностному развитию, когда сам подросток, рефлексируя на себя, прилагает усилия к становлению себя как личности. В этот период происходит явная интенсификация развития одновременно в двух направлениях: 1) стремление к освоению и овладению всем диапазоном социального пространства (от подростковых групп до политической жизни страны и международной политики); 2) стремление к рефлексии на свой внутренний интимный мир через самоуглубление и потребность осознать свое место в контексте культуры и истории своей страны и всего человечества.



Важно отметить, что в отрочестве намечается большой разрыв между путем, пройденным разными подростками от естественной инфантильности детства до углубленной рефлексии и выраженной индивидуальности личности. Этот разрыв может сохраняться и в юности, и во взрослые годы. Поэтому мы наблюдаем большой разброс в освоении людьми социального пространства, в мере идентификации и отчуждения сферы прав и обязанностей.

Множество людей не осознает основные принципы, определяющие место человека в социальном пространстве, основополагающие достижения человечества в сфере прав и обязанностей. [«Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения» (Конституция РФ. Статья 21, п.1); «.Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности» (Всеобщая декларация прав человека. Статья 29, п.1).]

Депривация человека со стороны ущемления его прав и обязанностей может зомбировать его сознание, повышать конформность, выражаемую в неадекватно лояльном или пассивном поведении. Однако ущемление прав и обязанностей человека может вызывать с его стороны интенсивное сопротивление и стремление противостоять тем, кто уповает на то, чтобы отнять у человека его право обладать всей совокупностью гражданских прав и тем самым лишить его гражданства.

 

+ 40. Личность в современном мире. Личность: и этносы в условиях глобальной аккультурации.



 

Человек в мире живет в многонациональном окружении. В современной культуре межнациональных отношений слито много традиционных, сложившихся в истории представлений народов друг о друге. Следует различать при этом культурное отношение к мифологии, традициям народов мира и отношения этносов, проживающих в одном геоисторическом пространстве.

В первом случае — в XX веке человечество проявляет глубокий интерес к культуре всех народов мира. Во втором — отношения этносов, проживающих рядом или вместе друг с другом, имеют свою специфику: наряду с культивацией доброго соседства эти народы имеют историю взаимной предвзятости. Восприятие и понимание людьми друг друга внутри одного этноса и межэтнические восприятия и понимание — основная проблема человечества, возникшая еще на заре его истории и являющаяся актуальной и в наши дни.

Со времен Л. Леви-Брюля научными изысканиями установлено, что человеческое сознание гетерогенно — оно происходит из различных по происхождению составляющих. Исследование разных культур дает науке о человеке знание о его сущности в зависимости от условий жизни и особенностей сложившихся форм реализации человеческого духовного потенциала.

Истина о человеке как социальной единице (родовом индивиде), о человеке как личности может быть раскрыта объективно лишь через исследование прошлого — истории человечества, его сегодняшнего дня и предвосхищение будущего развития человеческого рода. В то же время личность может быть понята через анализ индивидуальных, личностных смыслов, которые организуются в сознании человека в структурные звенья, общие для всех и каждого внутри одного этноса: по наименованию и культурному абрису.

Я не устаю повторять, что системообразующими факторами самосознания являются: 1 — имена собственные, типичные для данного этноса; телесные, физические и поведенческие особенности (этнический тип, мимика, позы и жесты); 2 — содержание притязаний на признание, характеризующих уровень социального развития; 3 — половая идентификация, типичная в своих нюансах для каждого конкретного этноса; 4 — прошлое, настоящее и будущее конкретного индивида и этноса; 5 — обязанности и права, которыми обладает каждый индивид в системе своего государства и национальных традиций.

Социально-нормативное пространство, безусловно, включает в себя этнические традиции, психологию этноса и стиль межэтнических отношений.

Общение представителей разных этнических общностей — весьма сложная психологическая проблема. В самосознании каждого человека особое место занимает его отношение к своей национальной принадлежности и отношение к представителям иной национальности (народности). Для человека в отдельные моменты его жизни может стать остро актуальным его взаимодействие на уровне межэтнических отношений. Здесь и стремление к взаимному постижению, к взаимной идентификации, но здесь же и взаимное отталкивание, отчуждение. Качание маятника эмоций зависит от простой любознательности к новому, иному, чем «Я» («Кто такой?»), и от настороженности к чужому и потому, возможно, опасному. Обе эти эмоции имеют истоки еще в животной природе предков человека, они естественны и изначально присущи человеку.

Здесь следует вспомнить принципиально важное для нашего анализа положение Б. Ф. Поршнева о том, что человек в своей истории открыл для себя сначала иноплеменника, а затем свое племя; сначала появилось обозначение «они», а затем «мы». Для того чтобы появилось субъективное «мы», требовалось повстречаться с какими-то «они» и обособиться от них. При этом, как показывает история развития межэтнических отношений, в первобытном обществе «мы» — это всегда «люди», «человеки», а «они» — не совсем люди, не люди. Поэтому отношение к «они» принципиально отличалось от отношений людей внутри «мы». Еще Ч. Дарвин писал о том, что примитивные люди были добродетельны по отношению к членам своего племени и вели себя противоположным образом по отношению к чужим. Здесь речь идет о первобытной родовой культуре. Но и современные межэтнические войны по конечному результату (взаимное уничтожение) и по психологической позиции (отчуждение, агрессия, «они», «другие» и т. д.) не уходят далеко от первобытно-общинных.

В стабильные периоды межэтнической консолидации в «чистом виде» феномен «они» и «мы» перестает выступать в своей амбивалентности. Как указывал Б. Ф. Поршнев, при всей мощи пружины взаимного отталкивания и отчуждения примитивных племен диалектика отношений «они» и «мы» приводит их к необходимости взаимопроникновения и взаимоуважения. С этого и начинаются межэтнические связи.

История человечества — это и история межэтнических связей: идентификации, обособления и отчуждения. Сегодня мы должны уметь ориентироваться в динамике межэтнического восприятия, понимания стереотипов, взаимодействия рядом живущих различных этнических общностей. Наибольшие проблемы возникают в отношениях соседствующих народностей и наций.

Особое влияние на самосознание соседствующих этносов оказывают различия в вероисповедании. Разные боги, требующие разных ритуалов и правил, создавали у людей установки только на своих кумиров как единственно истинных, принимаемых верой до конца, безоглядно. Правда, в XX веке появляются новые мифы, объединяющие все религии. Территория духовной идентификации на основе вероисповедания охранялась прежде и охраняется нынче так же безоглядно и агрессивно, как и территория, отмеченная границами земли. Кровавые расправы ради религии — это не только история человечества, но и ее сегодняшний день. Каждый отдельный человек как представитель своей нации включен в эти отношения. Проходят столетия, но народы не забывают о своих распрях. Религиозные потомки и сегодня продолжают националистические дискуссии. Однако и нерелигиозные люди с энтузиазмом встают на защиту «своих», ощущая эмоциональное единение с ними.

В бывшем СССР возникали межэтнические конфликты между народами Кавказа, межэтническая напряженность существует между палеазиатскими этносами и славянами, между русскими и прибалтийскими народами и т. д. В сегодняшней России те же межэтнические конфликты. До сего времени в истории всех народов возникает противоречие между «они» и «мы».

Еще в СССР было сформировано много архаичных понятий, затрудняющих межнациональные отношения, которые бытуют и поныне.

Мы уже говорили о том, что слово обладает поистине неоспоримой силой воздействия на каждого отдельного человека и на общественное мнение и умонастроение людей в целом.

В систему межнациональных отношений в СССР были включены такие понятия, как «старший брат — русский народ», «младшие братья», «малые народности» и др. Значения и смыслы слова образуют в нашем сознании сложную систему интегративных связей и запечатлеваются вместе с эмоциональными оттенками, которые несет в себе язык. В бессознательной сфере человека сохраняется генерализированное отношение к явлению, означенному посредством всего комплекса.

Для обсуждения означенного явления обратимся к некоторым результатам моих исследований, касающихся особенностей современного самосознания народностей Севера. Здесь как раз широко использовались понятия «младшие братья» и «малые народности».

В советском обществе в системе общественного воспитания была заложена идея формирования национального самосознания и одновременно сознания принадлежности к советской общности. Эта идея присутствовала в сознании советских граждан — у одних она являлась глубоким содержанием ценностных ориентаций, у других была представлена лишь в сфере формальных высказываний.

В контексте нашего анализа отметим позицию так называемых пришлых (русских, украинцев, евреев и др.), приехавших в северные регионы РСФСР. Особое влияние на самосознание народностей Севера оказывали (и продолжают оказывать) приехавшие в северные края партийные работники, журналисты, учителя, воспитатели и другие представители так называемых интеллигентных профессий. Обладая авторитетом своего социального статуса, они могли создать установку на несостоятельность «малых» народностей. Появились новые оценки: «Это же коренные, что вы хотите?» Широко была распространена учительская угроза слабоуспевающему чукче, эскимосу, коряку и другим детям коренных этносов: «Будешь плохо учиться — пойдешь в оленеводы!», что напрочь обесценивает значимую для Севера исконную профессию. Слова, слова... За ними могут стоять разрушающие значения и смыслы. У многих народностей Севера нами и нашими учениками был обнаружен комплекс этнической неполноценности...

В мире существуют средства многообразного воздействия на сознание людей через слово. Средства массовой информации посредством слова создают новые установки и расшатывают, трансформируют традиционные.

 

+ 41. Чувство личности и его значение для развития внутренней позиции.

Внутренняя позиция личности - см вопрос №37

 

Высокий уровень собственного достоинства (по существу, чувства личности. — В. М.) является фундаментальной характеристикой творческой личности. Чувство личности и чувство собственного достоинства являются необходимой предпосылкой формирования личной определенности — способности оставаться неизменным, свободным и независимым, воспринимать себя как отдельную и отличную от других единицу.

Ориентиры, определяющие внутреннюю позицию личности, опираются на два основных фактора: 1 — внешние посылы социального окружения и пространства культурных слоев знаний и чувств — фактор социально-исторических условий; 2 — внутренний мир самого человека и его чувство личности.

 

Внутренняя позиция определяется телесными самоощущениями, переживанием соединенности тела, психики и духа, а также присущим человеку чувством личности.

Самосознание человека и его чувство личности побуждают его к определению для себя принципиальных ориентиров и следованию этим ориентирам в самостоянии в обыденной повседневной жизни, в экстремальных ситуациях и в творчестве.

 

Если развитие и становление человека как личности определяют внешние условия, предпосылки (генотип и врожденные особенности) и внутренняя позиция самого человека, то именно внутренняя позиция может быть направлена на самосозидание.

Самое главное для человека — не плыть по течению, но определить для себя жизненнный путь и смысл жизни. Не умереть до того, как пробудится внутренняя духовность, доколе он не родится как существо духовное.

Мне жаль, что в словарях русского языка и в специальных психологических словарях нет таких простых и понятных для русского уха слов, как самосозидание и самостояние. Мне жаль, что человек подчас не стремится или ленится задаться вопросом: «Кто я?» Реально некоторые из нас, людей, целенаправленно созидают себя, обучаясь смирению и послушанию, внутренней дисциплине через понимание необходимости стремления к свободе и самостоянию. Именно благодаря этому пути человек не только обретает чувство личности, но и готов предстать пред самим собой, пред людьми и пред Богом как личность.

 

Создавая предметный мир, человек творил и продолжает творить в поле общественного сознания амбивалентное отношение к вещам. Вещь обеспечивает и определяет бытие и расширяет функциональные возможности человека. Тем самым вещь может обеспечить своим явлением в мире полетное чувство личности. Однако вещь может негативно влиять на человека и превратить его в быдло, покорное насилию предмета. Вещь может деформировать чувство личности.

Очевидно, что человек укрепляет в себе свободу и чувство личности в том случае, если, сохраняя культуру бережного и эстетического отношения к вещи, он способен к свободному решению проблемной ситуации, возникшей в связи с вещью. Зная и принимая культуру духовно-эстетического отношения к вещи, человек может быть свободным от ига вещи не только в условиях игры, но и в условиях обыденной жизни.

 

Депривация ценностного отношения человека к его прошлому, настоящему, будущему или отсутствие структурированного прошлого в истории развивающегося человека и неопределенность перспективы жизни разрушают внутренний статус личности, разрушают чувство личности.

Я уже писала об индивидуальном значении имени для каждого человека, о том, что ребенок слышит свое имя, видит себя отраженным в зеркале, запоминает телесные впечатления от соприкосновений своего тела, чувственно переживает первые и самые значимые слова о себе телесно представленном в мире. Ребенок соединяет в своем сознании свое имя, свои лицо и тело, а также так называемые темные мышечные чувства и внутренние самоощущения.

 

Имя и тело соединены в человеке эмоционально неразделимой связью. Однако тело обладает особой сущностью — оно входит составной своей частью во все структурные звенья самосознания. Тело соединено не только с именем, но и с притязаниями человека, с его половой идентификацией, его индивидуальным прошлым, настоящим и будущим, а также с особым местом в собственном внутреннем социальном пространстве.

Тело концентрирует в себе биологическое, социально-психологическое и индивидуальное начало человека.

Полагаю, что в контексте изучения структурных звеньев самосознания тело должно быть предметом специального психологического исследования.

Тело — организм человека и его внешних физических проявлений. Но не только это. Тело — индивидуальный образ; отражение культуры и духовности человека. Для человека его тело — источник счастья и тяжелых физических и психических состояний.

В человеке телесное и духовное неразрывно связаны. Тело является носителем физических, психических и духовных его свойств. Мы можем судить о душевных состояниях человека по

телесным состояниям и движениям. В то же время личность включает в себя не только духовное начало, но и телесные свои особенности.

 

Идея не должна подавлять чувство личности. И обратно: чувство личности не должно подавляться идеей.

 

Эмоции, чувство личности, воля и ориентация на определенные ценности — все эти свойства образуют в личности целостное индивидуальное воплощение качеств, определяющих позицию и успех человека в творчестве.

 

Хорошие родители дают пример своему ребенку, не давят на него, стараются воспитать у него чувство личности. Для этого надо уважать своего ребенка, любить его, давать ему возможность исполнять допустимые желания, воспитывать у него сознательное отношение к своим поступкам.

 

+ 42. Механизмы развития и бытия личности.

 

Механизмы псих.развития:

1. Идентификация

2. Обособление

Условия психического развития, 5 реалий развития и бытия человека:

1. Реальность предметного мира.

2. Реальность образно-знаковых систем

3. Реальность соц.-норм.пространства

4. Природная реальность

5. Реальность внутреннего простарнства личности

 

Предпосылки развития:

1. Индивидные св-ва (генотипические особенности, процессы созревания, физическая и психичекая активность)

2. Воздействие биологического и социального факторов

3. Социальное наследование

4. Совместная деятельность в конкретной социальной системе

5. Индивидуализация (выбор деятельности и образа жизни)

 

Характеристики развития:

1) Неравномерность (стадии подьема, стабилизации и спада, колебательный характер развития)

2) Неустойчивостью развития (развитие проходит через неустойчивые периоды. Наиболее ярко эта закономерность проявляется в кризисах развития)

3) Сензитивность развития (периоды повышенной восприимчивости псих функций к внешним воздействиям)

4) Кумулятивность псих развития (каждая последующая форма мышления возникает на базе предыдущей)

5) Дивергентность и конвергентность (две противоречивые и взаимно связанные тенденции. Дивергенция - повышенное разнообразие в процессе псих. развития, конвергенция - его свертывание, усиливание избирательности)

 

Закономерности развития:

1. Неравномерность (каждый новый возрастной период характеризуется сменой доминирующей функции. перестройка старой системы на новую является основным путем развития психических функций.развитие- не только количественные, но и качественные изменения,превращение одних форм в другие.)

2. Эволюции и инволюции

3. Цикличность (периоды подъема и интенсивного развития сменяются периодами замедления, затухания.возраст является стадией развития и представляет собой цикл с особым темпом и содержанием)

4. Метаморфозы (развитие, качественное изменение, превращение одних форм в другие. В детском развитии; сейчас считается, что распротраняется на все возраста)

 

Основные закономерности психразвития и развития личности:

1. Гетерохронность

2. Неравномерность

 

Факторы психологического развития:

1. Биологические предпосылки (генотип; морфология мозга=ВПФ)

2. Соц. условия

3. Внутренняя позиция личности

Психический механизм производства целостного человека имеет социальные детерминанты и представляет собой систему реакций и процессов, складывающих и преобразующих действий, состояний и структуры личности.

Механизмом присвоения отдельным индивидом всесторонней человеческой сущности является идентификация (от позднелат. identificftio -отождествление).

В психологии идентификация представлена как процесс эмоционального и иного самоотождествления человека с другим человеком, группой, образцом.

Мы будем различать интериоризационную идентификацию, которая обеспечивает само «присвоение» и «вчувствование» в другого, а также экстрариоризационную идентификацию, которая обеспечивает перенос своих чувств и мотивов на другого. Только во взаимодействии эти идентификационные механизмы дают возможность индивиду развиваться, рефлексировать и быть адекватным социальным ожиданиям.

Идея «присвоения» сама по себе была бы механической (здесь можно привести в качестве примера аналогичное социологизаторским положение о «научении»), если бы она не была представлена в диалектическом единстве с идеей о внутренней сущности человека, его активности и зависимости обстоятельств от «самоосуществления индивида». Кроме того, человек как общественное животное только в обществе и может обособляться.

Люди творят обстоятельства и друг друга. Марксистское положение о том, что индивиды как физически, так и духовно творят друг друга, представляет человека в двух его ипостасях: как объекта и субъекта деятельности. Даже по отношению к самому себе человек выступает с субъект-объективных позиций.

Механизмом отстаивания отдельным индивидом своей природной и человеческой сущности является обособление. Крайняя форма обособления - отчуждение.

Обособление - действие (внешнее и внутреннее) по значению глагола «обособиться». Обособиться - отделиться, выделиться из общего целого; занять особое положение.

Идентификация и обособление здесь рассматриваются как диалектически связанные механизмы, по своей глубинной сущности находящиеся в единстве и противоположности.

Мы рассматриваем идентификацию как механизм отождествления индивидом себя с другим человеком или любым объектом. Идентификация есть непосредственное переживание субъектом (той или иной степени) своей тождественности с объектом идентификации. В свою очередь, обособление мы будем рассматривать как отстранение, стремление индивида выделиться из числа других, закрыться от объекта общения. Обособление есть непосредственное переживание субъектом той или иной степени своей отстраненности от объекта обособления.

Объективно идентификация выступает как механизм «присвоения» индивидом своей человеческой сущности, как механизм социализации личности, а обособление - как механизм индивидуализации личности.

Межличностная идентификация (онтогенез и бытие).В онтогенезе личности овладение идентификацией как способностью приписывать свои особенности, склонности и чувства другим (экстрариоризационная идентификация), как способностью приписывать себе особенности, склонности и чувства других, а также переживать их как свои (интериоризационная идентификация), ведет к формированию механизмов социального поведения, к установлению отношений с другим человеком на положительных эмоциональных началах.

Развитие способности к идентификации определяет формирование социально значимых свойств личности, например, таких, как способность к сопереживанию (сочувствию и сорадости) и активному нравственному отношению к людям, к человечеству, к самому себе.

Идентификация в качестве техники общения ложится в основу демократического стиля воздействия взрослого (воспитателя, учителя) или группового лидера.

Установлено, что в условиях демонстрируемой идентификации повышаются настроение, самооценка и социальная активность ребенка: он общается с группой на уровне рефлексии и сопереживания. Идентификация как стиль общения обеспечивается формированием позитивных идентификационных личностных качеств. При этом общение со сверстниками выступает как школа социальных отношений - ребенок практикуется в действиях, присвоенных им от взрослого.

В отношениях со взрослыми и сверстниками ребенок не только принимает на себя роль другого, но и идентифицируется с ним, усваивая тип его поведения, его чувств и мотивов или приписывая другому собственные мотивы.

Перенос собственных чувств и мотивов на другого - типичная форма экстрариоризационной идентификации. Она становится свойственной ребенку на ранних этапах онтогенеза.

В детстве приписывание своих чувств и мотивов другому человеку или предмету проявляется очень ярко. Из непосредственных наблюдений детей в специально созданных ситуациях видно, сколь велика готовность ребенка переносить свой эмоциональный опыт на другого человека или неодушевленный предмет. Поэтому ребенок легко идентифицируется с куклой или с другой любимой игрушкой: кукле он приписывает то или иное состояние, которое известно самому малышу (экстрариоризационная идентификация), затем ребенок интериоризируется с этим состоянием куклы и действует в игре от имени куклы и от своего имени. Не только сюжет, но и переживания идентификационных состояний захватывают ребенка и придают игре особую| значимость.

Развитие способности к идентификации дает ребенку возможность различать и распознавать эмоции и чувства другого, а позднее соотносить их с эталонным нормативным поведением.

Идентификация как феномен социогенеза личности, как механизм, определяющий бытие личности, имеет двойное воздействие на развивающегося индивида. С одной стороны, идентификация обеспечивает присвоение многообразных психических действий, формирует способность к установлению положительных взаимоотношений с людьми, ведет к развитию социально значимых личностных качеств. С другой стороны, идентификация может привести к растворению индивида в другом человеке, выхолащиванию индивидуального.

В условиях разумного воспитания социальное развитие человека идет в направлении формирования личностных качеств, обеспечивающих успешное существование индивида в группе и группы в целом.

Идентификация обеспечивает усвоение конвенциональных ролей, норм, правил поведения в обществе.

Первое рождение личности обусловлено присвоением структуры самосознания, как уже об этом говорилось ранее, свойственной любому социализированному человеческому индивиду в любой человеческой культуре независимо от уровня развития производственных отношений (сказанное относится к самой структуре, но не к содержанию, ее наполняющему). Присвоение структуры самосознания осуществляется через механизм идентификации. В онтогенезе личности происходит идентификация с именем, со специальными образцами, развивающими притязания на признание, с полом, с образом «Я» в прошлом, настоящем и будущем, наконец, с теми общественными ценностями, которые обеспечивают бытие личности в социальном пространстве и дают ей возможность присвоить общественные нормативы прав и обязанностей.

Второе рождение личности связано с формированием мировоззрения, с построением связной системы личностных смыслов. Активная воля, организованная мировоззрением в социальном проявлении индивида, оценивается как самостоятельность. Здесь механизм идентификации действует на эмоциональном и когнитивном уровнях. Развитая личность ориентируется на идеологию, мировоззрение и прогнозирует себя в будущее, формируя идеальный образ своей жизненной позиции, эмоционально и рационально идентифицируется с ним и стремится соответствовать этому образу.

Обособлениекак механизм развития и бытия личности. В онтогенезе личности овладение обособлением как способностью выделиться из общего, осознать личностью свою собственную нерасторжимую целостность и индивидуальность ведет к формированию механизмов социального поведения, развития и бытия личности.

Обособление - прежде всего механизм установления с другим человеком отношений на социально приемлемых началах, дающих возможность общающимся сохранять свою индивидуальность, чувство собственного достоинства и тем самым реализовывать свои притязания на признание.

Обособление в качестве техники профессионального общения ложится в основу демократического стиля воздействия: взрослого - на детей; лидера - на членов группы и др. Крайняя степень обособления - отчуждение - может иметь место и в демократическом стиле как способ выражения негативного отношения к тому или иному происшествию (поступку) или асоциальному суждению. Отчуждение в авторитарном стиле хотя и организует дисциплину в группе, но оно непродуктивно в плане субъективного самочувствия членов группы, а также в плане развития каждой личности. Отчужденный стиль воспитателя рождает или аналогичный, идентифицирующийся с ним, агрессивный тип личности, или тревожную и робкую личность.

Обособление как феномен социогенеза личности, как механизм, определяющий бытие личности, имеет двойное воздействие на развивающегося индивида. С одной стороны, обособление возлагает на личность индивидуальную ответственность за себя. С другой стороны, обособление может привести к отчуждению как социальной холодности.

В условиях разумного воспитания социальное развитие человека идет в направлении личностных качеств, обеспечивающих успешное существование индивида в группе и группы в целом. Если идентификация обеспечивает усвоение конвенциональных ролей, норм, правил поведения в обществе, то обособление позволяет присваивать «внешнее через внутреннее». Именно обособление индивидуализирует присвоенное поведение, ценностные ориентации и мотивы человека.

И хотя каждый индивид присваивает структуру самосознания через идентификационные механизмы, обособление определяет индивидуальное развитие каждого звена этой структуры.

Уровень первого рождения личности - присвоение структуры самосознания - происходит не только через механизм идентификации. Присвоенные звенья структуры самосознания наполняются индивидуально окрашенным содержанием и закрепляются в личности благодаря ее способности к обособлению. Конечно, и сама идентификация избирательна: внешние воздействия всегда опосредуются внутренним содержанием, позицией личности. Но способность к обособлению - это прежде всего позитивная способность к удержанию, защите, сохранению индивидуального.

Уровень второго рождения личности связан с формированием мировоззрения. Активная воля, организованная мировоззрением в социальном проявлении индивида, есть самостоятельность. И хотя этой самостоятельности личность учится через примеры значимых лиц, с которыми она идентифицируется, самостоятельность непременно требует способности к обособлению.

На этом этапе развития личности механизм обособления действует на эмоциональном и когнитивном уровнях. При взаимодействии с другими личность с высокой культурой социального общения «сохраняет свое лицо» не только на эмоциональном, но и на рациональном уровне. В крайних случаях депривация личности (ее ценностной сферы, например), естественная форма обособленности, заменяется отчуждением. Если отчуждение возникает на бессознательном уровне и это влечет за собой агрессию, аффективность, то это вредит личности. Если на этом же эмоциональном фоне личность в состоянии управлять своими эмоциями и демонстрировать отчуждение на рациональном уровне, то мы говорим об эмоционально устойчивой личности.

 

+ 43. Реалии внутреннего мира человека.

 

Условием развития человека как личности, помимо данной реальности самой природы, является созданная и создаваемая человечеством культурная реальность.

Реальность — то, что существует в действительности. В философии термин «реальность» употребляется в значениях: объективная реальность — как материя в совокупности различных ее видов; субъективная реальность — как явление сознания.

В науке используют также термин «реалия».

Реалия — всякая вещь материального мира. Здесь следует пояснить, что значит всякая вещь. Реалия — предметы, явления, а также знаки (в том числе мифологические), принадлежащие истории, культуре, бытовому укладу того или иного народа, государства. В число реалий входят не только слова и словосочетания, обозначающие предметы, явления, но и понятия, а также пословицы, поговорки, присловия, слоганы, афоризмы. Реалии являются доказательством, приметами места и времени действия в обыденной жизни и в художественных произведениях (литературе, изобразительном искусстве, музыке).

Реальность определяет условия развития и бытия личности, прежде всего все, что становится пространством культуры. Для понимания закономерностей развития человека как личности

следует определить пространство человеческой культуры как условие развития и бытия личности.

 

Под культурой обычно понимают совокупность достижений общества в его материальном и духовном развитии, используемых обществом в качестве условия развития и бытия человека в конкретный исторический момент. Культура — явление коллективное, исторически обусловленное, сконцентрированное прежде всего в знаковосимволической форме. В знании предыдущего сосредоточен потенциал к развитию человеческой духовности.

Каждый отдельный человек входит в культуру, присваивая ее материальное и духовное воплощение в окружающем его историческом пространстве. Психология как наука, анализирующая условия развития и бытия человека, требует выявления связи культурных условий и индивидуальных достижений человека в развитии его как личности.

В то же время каждый исторический момент следует рассматривать в плане развития тех деятельностей, которые вводят человека в пространство современной ему культуры. Эти деятельности, с одной стороны, являются компонентами и достоянием культуры, с другой — выступают условием развития человека на разных этапах онтогенеза, условием его обыденной жизни. Вне деятельности человек теряет свою высшую феноменологическую сущность: безусловное достоинство, неограниченное стремление к большему и лучшему. Вне деятельности человек теряет свою личностную самостоятельность. Условия развития личности требуют своего раскрытия в контексте человеческой деятельности.

Помимо условий науки, заинтересованные в понимании развития и бытия личности установили значимость для судьбы человека, его развития и бытия предпосылок развития.

Предпосылки развития — природные свойства человека как представителя вида Homo sapiens и его врожденные генотипические свойства, которые в пределах нормы не всегда явственны, а в рамках врожденных дефектов вполне очевидно предопределяют жизненный путь. Как бы то ни было, генетики, психиатры и другие специалисты, заинтересованные в изучении влияния наследуемых дефектов психики, приводят достаточно убедительные доводы, указывающие на значение генотипа.

Я стою на том, что оба ф

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.