Сделай Сам Свою Работу на 5

Купол собора Санта Мария дель Фьоре





Сады классицизма

Регулярный парк Версальского дворца — один из самых крупных и значимых в Европе. Он состоит из множества террас, которые понижаются по мере удаления от дворца. Клумбы, газоны, оранжерея, бассейны, фонтаны, а также многочисленные скульптуры представляют собой продолжение дворцовой архитектуры. В версальском парке также расположены несколько небольших дворцеобразных сооружений, например, Малый Трианон, Большой Трианон и т.д.

 

4Билет

Купол собора Санта Мария дель Фьоре

Вскоре после приезда во Флоренцию, Брунеллески увлекся сложной инженерной задачей — возведением купола над кафедральным собором города (1420—1436 гг.), его сооружение началось почти одновременно с постройкой Сан Лоренцо. Идея купола — восьмигранного стрельчатого свода — готическая, и была уже намечена строителем собора Арнольфо ди Камбио, кампанилу собора строил, как обычно считается, великий Джотто. Сложность самой постройки заключалась не только в возведении купола, но и в сооружении специальных приспособлений, которые позволили бы работать на большой высоте, что казалось тогда невозможным. Совету города Брунеллески предложил сделать легкий 8-гранный купол из камня и кирпича, который собирался бы из граней-«долей» и скреплялся вверху архитектурным фонарем, кроме того, он вызвался создать целый ряд машин для подъема наверх и работы на высоте. В конце 1418 г. четыре каменщика изготовили модель в масштабе 1:12, которая демонстрировала проект купола и инновационный способ его возведения без сплошной опалубки. Восьмигранный купол диаметром 42 м был построен без опирающихся на землю лесов; он состоит из двух оболочек, связанных 24 ребрами и 6 горизонтальными кольцами. Возвышаясь над городом, купол, с его устремленностью ввысь и гибким упругим контуром, определил характерный силуэт Флоренции, и самими современниками он мыслился символом новой эпохи — Возрождения. Славе архитектора и города способствовало и то, что купол освятил сам папа Евгений IV.



Восточный фасад Лувра (иначе называемый Колоннадой) являет собой яркий образец французского классицизма. Его строительству придавалось столь важное значение, что проект выбирали по конкурсу. Среди участников были знаменитые мастера, но победу одержал никому не известный архитектор Клод Перро (1613—88), так как именно его работа воплощала самые близкие французам идеи и настроения: строгость и торжественность, масштабность и предельную простоту. Протяженный фасад (173 м) имеет три выступа-ризалита — центральный и два боковых, — между которыми размещены сдвоенные коринфские колонны, образующие затененные лоджии. Мощные колонны, объединяющие два этажа, покоятся на массивном цокольном этаже. Центральный ризалит с трехпролетным портиком увенчан треугольным фронтоном, богато украшенным рельефами.



 

5Билет

1 Альберти Леон Баттиста (1404—1472)Альберти (Alberti) Леон Баттиста (18.2.1404, Генуя, - 25.4.1472, Рим), итальянский учёный, архитектор, писатель, музыкант. Получил гуманистическое образование в Падуе, изучал право в Болонье. В дальнейшем жил во Флоренции и Риме. Крупный деятель культуры Возрождения. Выступил в защиту литературных прав "народного" (итальянского) языка. В ряде теоретических трактатов ("О статуе", 1435, и "О живописи", 1435-36, - на итальянском языке; "О зодчестве", опубликовал в 1485, на латинском языке) Альберти обобщил опыт искусства своего времени, обогащенный достижениями науки. На латинском языке написал комедию "Любитель славы" (1426), сатиру на князей и придворных в мифологически-аллегорической форме "Мом" (между 1443 и 1450). В сочинении на итальянском языке "О семье" (кн. 1-4, 1437-41) рисует образцовую семью и выдвигает идеал гармоничного человека.



В архитектурной деятельности Альберти тяготел к смелым экспериментальным решениям. Во дворце Ручеллаи во Флоренции (1446-1451, построен Б. Росселлино по планам Альберти) фасад впервые расчленён тремя ярусами пилястр разных ордеров и пилястры вместе с обработанной рустом стеной воспринимаются как конструктивная основа здания. Перестраивая фасад церкви Санта-Мария Новелла (1456-70), Альберти использовал в облицовке традиции инкрустационного стиля и впервые применил волюты для соединения средней части фасада с более низкими боковыми. Работы Альберти, и особенно построенные по его проектам церковь Сан-Франческо в Римини (1447-68, переделана из готического храма), церкви Сан-Себастьяно (1460) и Сант-Андреа (1472-94) в Мантуе, явились важным шагом в освоении античного наследия архитектурой Раннего Возрождения.

2 Классициизм(фр. classicisme, от лат. classicus — образцовый) — художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве конца XVII — начала XIX вв.

КЛАССИЦИЗМ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIIIвека во многом развивал принципы архитектуры предыдущего столетия. Однако новые буржуазно-рационалистические идеалы - простота и классическая ясность форм - понимаются теперь как символ известной демократизации искусства, пропагандируемого в рамках буржуазного просветительства. Меняется взаимоотношение архитектуры с природой. Симметрия и ось, остающиеся основополагающими принципами композиции, уже не имеют прежнего значения в организации природного ландшафта. Все чаще французский регулярный парк уступает место так называемому английскому парку с живописной, подражающей естественному пейзажу ландшафтной композицией.

Архитектура зданий становится несколько более человечной и рациональной, хотя огромные градостроительные масштабы по-прежнему определяют широкий ансамблевый подход к архитектурным задачам. Город со всей его средневековой застройкой рассматривается как объект архитектурного воздействия в целом. Выдвигаются идеи архитектурного плана для всего города; значительное место при этом начинают занимать интересы транспорта, вопросы санитарного благоустройства, размещения объектов торговой и производственной деятельности и другие хозяйственные вопросы. В работе над новыми типами городских зданий большое внимание уделяется многоэтажному жилому дому. Несмотря на то, что практическое претворение этих градостроительных идей было весьма ограниченное, повышенный интерес к проблемам города повлиял на формирование ансамблей. В условиях крупного города новые ансамбли пытаются включить в «сферу своего влияния» большие пространства, часто приобретают раскрытый характер.

Наиболее крупный и характерный архитектурный ансамбль французского классицизма XVIII века - площадь Согласия в Париже (Place de la Concorde), созданная по проекту Анж-Жака Габриэля (Ange-Jacque Gabriel (1698 - 1782) в 50-60-х годах XVIII века, и получившая свое окончательное завершение в течение второй половины XVIII - первой половины XIX века. Огромная площадь служит как бы распределительным пространством на берегу Сены между примыкающим к Лувру садом Тюильри и широкими бульварами Елисейских полей. Ранее существовавшие сухие рвы служили границей прямоугольной площади (размеры 245 х 140 м). «Графическая» разбивка площади при помощи сухих рвов, балюстрад, скульптурных групп несет на себе печать плоскостной разбивки Версальского парка. В противоположность замкнутым площадям Парижа XVII в. (Вандомская площадь и др.), площадь Согласия - образец открытой площади, ограниченной лишь с одной стороны двумя построенными Габриэлем симметричными корпусами, образовавшими поперечную ось, проходящую через площадь, и образованную ими улицу Ройяль. Ось закреплена на площади двумя фонтанами, а на пересечении основных осей был поставлен памятник королю Людовику XV, а позднее высокий обелиск). Елисейские поля, сад Тюильри, пространство Сены и ее набережные являются как бы продолжением этого огромного по своему охвату архитектурного ансамбля в перпендикулярном к поперечной оси направлении.

Частичная реконструкция центров с устройством регулярных «королевских площадей» охватывает и другие города Франции (Ренн, Реймс, Руан и др.). Особенно выделяется Королевская площадь в Нанси (Place Royalle de Nancy,1722- 1755 гг.). Развивается градостроительная теория. В частности, следует отметить теоретический труд о городских площадях архитектора Патта, обработавшего и издавшего результаты конкурса на площадь Людовика XV в Париже, проведенного в середине XVIII века.

Объемно-планировочная разработка зданий французского классицизма XVIII века не мыслится в отрыве от городского ансамбля. Ведущим мотивом остается крупный ордер, хорошо соотносящийся с прилегающими городскими пространствами. Ордеру возвращается конструктивная функция; он чаще используется в виде портиков и галерей, масштаб его укрупняется, охватывая высоту всего основного объема здания. Теоретик французского классицизма М. А. Ложье (Laugier М.А ) принципиально отвергает классическую колонну там, где она реально не несет нагрузки, и критикует постановку одного ордера на другой, если реально можно обойтись одной опорой. Практический рационализм получает широкое теоретическое обоснование.

6Билет

1БРАМАНТЕ, ДОНАТО(Bramante, Donato) (1444–1514), выдающийся итальянский архитектор эпохи Возрождения (настоящее имя Паскуччо д'Антонио, Pascuccio d'Antonio). Родился в Монте-Аздруальдо (ныне Ферминьяно) в герцогстве Урбино в Центральной Италии. Сначала учился живописи, по-видимому, у Пьеро делла Франческа и Андреа Мантеньи, работал художником-декоратором, а затем посвятил себя архитектуре, став одним из величайших зодчих Высокого Возрождения. Архитектурная деятельность Браманте началась в Милане, где он перестраивал церкви Санта Мария прессо Сан Сатиро (1479–1483) и Санта Мария делле Грацие (1492–1497). С 1499 он поселился в Риме, где изучал античные памятники; под влиянием этих занятий и сформировался его стиль. Браманте принимал участие в реализации большинства архитектурных проектов, осуществленных в Риме при папах Александре VI (1489–1503) и Юлии II (1503–1513), которые стали его покровителями. Он был первым главным архитектором нового собора св. Петра (1506–1514), но не завершил эту постройку; в процессе строительства план собора неоднократно менялся, однако в основе окончательного варианта, принадлежащего Микеланджело, лежал проект центрического здания, предложенный Браманте. В комплексе Ватиканского дворца находятся две постройки Браманте – дворы Бельведера (1503–1545) и Сан Дамазо (ок. 1510). Другие выдающиеся работы Браманте – круглый храм Темпьетто во дворе монастыря Сан Пьетро ин Монторио (1502), внутренний дворик церкви Санта Мария делла Паче и фасад палаццо Канчеллерия (1499–1511), одного из наиболее изысканных ренессансных дворцов в Риме. Умер Браманте в Риме 11 марта 1514.

2 Архитектурный (точнее — декоративный) стиль рококо появился во Франции во времена регентства (1715—1723) и достиг апогея при Людовике XV, перешёл в другие страны Европы и господствовал в ней до 1780-х годов.

Отбросив холодную парадность, тяжёлую и скучную напыщенность искусства времён Людовика XIV иитальянского барокко, архитектура рококо стремится быть лёгкой, приветливой, игривой во что бы то ни стало; она не заботится ни об органичном сочетании и распределении частей сооружения, ни о целесообразности их форм, а распоряжается ими с полным произволом, доходящим до каприза, избегает строгой симметричности, без конца варьирует расчленения и орнаментальные детали и не скупится расточать последние. В созданиях этой архитектуры прямые линии и плоские поверхности почти исчезают или, по крайней мере, замаскировываются фигурной отделкой; не проводится в чистом виде ни один из установленных ордеров; колонны то удлиняются, то укорачиваются и скручиваются винтообразно; их капители искажаются кокетливыми изменениями и прибавками, карнизы помещаются над карнизами; высокие пилястры и огромные кариатиды подпирают ничтожные выступы с сильно выдающимся вперёд карнизом; крыши опоясываются по краю балюстрадами с флаконовидными балясинами и с помещёнными на некотором расстоянии друг от друга постаментами, на которых расставлены вазы или статуи; фронтоны, представляя ломающиеся выпуклые и впалые линии, увенчиваются также вазами, пирамидами, скульптурными фигурами, трофеями и другими подобными предметами.

Отель Суби́з (фр. Hôtel de Soubise) — небольшой дворец в 3-м округе Парижа по адресу Rue des Archives 60, однако знаменитый вход расположен на улице Rue des Francs Bourgeois. Использование слова отель в названии указывает на вид здания. Парижский отель представляет собой особый тип городского особняка с собственным садом. Двухэтажное здание в стиле классицизма славится роскошными внутренними помещениями, в отделке которых принимало участие несколько художников под руководством Жермена Боффрана. Овальный зал с куполообразным потолком является прекрасным образцом архитектурного стиля рокайль, который отличает безыскусственное соединение необработанных поверхностей с раковинами и дикими растениями. Балконы украшены ажурной решеткой, в центре которой помещен двойной ромб – эмблема семьи де Роган.

В 19 веке Наполеон I от имени государства купил особняк и разместил в нем Национальный архив, созданный в 1790 году. Сейчас к особняку примыкает современное здание, в котором расположены читальные залы и архивохранилище.

Королевская площадьплощадь во французском городе Нанси, бывшей столице герцогства Лотарингия, созданная в 1752-55 гг. по инициативе последнего лотарингского герцога, Станислава Лещинского, в честь его зятя, Людовика XV. Это один из самых крупных в Европе градостроительных проектов эпохи позднего барокко.

«Королевская площадь» с бронзовым памятником Людовику XV в центре была разбита по проекту Эммануэля Эре де Корни (1705—1763) между зданиями городского совета (ратуши) и лотарингского правительства и замощена светло-серыми булыжниками, сгруппированными в диагональные узоры. Её стороны образовали здания, выдержанные в стиле раннего французского классицизма, — такие как епископский дворец (нынеоперный театр) и школа лекарей (ныне музей изящных искусств).

Площадь Станислава образует единый градостроительный ансамбль с Плас-де-ла-Карьер и Плас-д’Альянс, с которыми её соединяют полукруглые колоннады и триумфальная арка, воспроизводящая формы древней арки Септимия Севера. Площадь украшают изящно-лёгкие золочёные решетки, фонтаны и фонари — выдающиеся памятники художественного литья мастерской Жана Ламура (1698—1771).

7Билет

2. Строительство Пантеона началось в середине XVIII века по приказу короля Людовика XV, который таким образом хотел отблагодарить святую Женевьеву, покровительницу Парижа, за его исцеление. . закончены только в 1789 году при содействии Ж.Ронделе.Архитектор Жак-Жермен Суффло разработал новую, великолепную церковь в 110 метров длиной и шириной 85 метров. Большой купол достигает высоты 83 метра.

Лестница перед входом в храм ведет в портик с 22 колоннами, которые поддерживают фронтон. Интерьер храма - в форме греческого креста с куполом, который поднимается до перекрестья трансепта, поддерживаемого четырьмя пилонами.

Здание было закончено во времена Революции. В момент смерти Мирабо Национальное собрание решило отвести этот храм для его могилы и впредь хоронить здесь всех великих люд

8Билет

9Билет

2ЛЕДУ, КЛОД НИКОЛА(Ledoux, Claude Nicolas) (1736–1806), французский архитектор и теоретик искусства, один из основоположников стиля ампир.

Родился в Дорман-сюр-Марн (Шампань, северо-восточная Франция) 21 марта 1736. Приехав в Париж (1750-е годы), сперва изучал искусство гравюры, затем занимался в архитектурной школе Ж.-Ф.Блонделя (испытав особое влияние последнего) и работал в бюро зодчего Л.-Ф.Труара. Став модным архитектором парижской знати, в 1771 получил звания «королевского комиссара» и «инспектора соляных приисков Франш-Конте» (на востоке Франции, в бассейне Соны), а в 1773 – звание «королевского архитектора».

Работы Леду, из которых сохранились лишь немногие (парижский отель – т.е. особняк – Ольвиль, перестройка 1764–1766; замок Бенювиль в Нормандии, 1768–1777; постройки для мадам дю Барри – павильон в Лувесьенне, 1770–1772, и Пти-Шато в Обонне, 1772–1773), способствовали утверждению неоклассицизма или «стиля Людовика XVI». Исторически значителен театр в Безансоне (1771–1773); заменив здесь традиционные ярусы и ложи более «демократическим» внутренним амфитеатром, Леду дополнительно зафиксировал эту идею в сюрреальной гравюре с театральным залом, вписанным в человеческий глаз. Однако главным руслом его стилистического новаторства явились работы, развернувшиеся с 1774 при соляных приисках Шо (Франш-Конте), и в еще большей степени – связанные с ними проекты.

Леду задумал выстроить в Шо идеальный город, различные функции которого выражались бы не только в полукруглой структуре плана (сосредоточенного вокруг завода и в то же время рассчитанного на оптимальное удовлетворение всех внеиндустриальных потребностей рабочих), но и в самой форме главных зданий, поражающих своим стереометрическим лаконизмом. Так, «Дом садовника» принял форму шара, поставленного прямо на землю, а «Дом смотрителя источников» – полого цилиндра, сквозь который протекал бы горный поток. Наряду с домами «братства», «добродетели» и «воспитания» был предусмотрен и «общественный лупанарий», дом терпимости (в виде фаллоса по своему плану). Замысел Леду предвосхитил как градостроительные начинания Р.Оуэна и других утопистов, так и позднейшее авангардно-функционалистское зодчество с его геометризованными формами, поэтому Леду часто называют «первым мастером современной архитектуры». Строительство в Шо (1774–1779) прервалось в связи с финансовыми трудностями, затем Французская революция сделала его и вовсе невозможным; наиболее же экстравагантные здания остались лишь на бумаге.

Примером более практичной реализации принципов ампира – в значительной мере упрощающих формы прежнего классицизма, но с другой стороны максимально усиливающих их градостроительную, социально-организующую роль – стали «парижские ворота» Леду, таможенные заставы, которые призваны были опоясать всю столицу. Их было выстроено пятьдесят (1785–1789), но сохранились лишь четыре; остальные были разрушены в числе прочих «символов тирании» (наиболее известна застава Вийет с ее монументальной ротондой). Подобно осуществленным постройкам Шо, они впечатляют своей суровой мощью.

В 1793–1794 Леду был заключен в тюрьму вместе с жирондистами, но освобожден при Термидоре. Поздние годы посвятил теоретическим комментариям к своим утопическим проектам, издав первый их том под заглавием Архитектура с позиций искусства, нравов и законодательства (1804; второй том вышел посмертно, в 1847). Здесь пропагандировал принципы красноречивого по формам, «говорящего» зодчества, активно способствующего совершенствованию общества.

Умер Леду в Париже 19 ноября 1806.

 

 

10Билет

1РЕН, КРИСТОФЕР(Wren, Christopher) (1632–1723), крупнейший английский архитектор и математик, автор проекта нового собора св. Павла в Лондоне и многих других церквей. Родился 20 октября 1632 в городке Ист-Нойл, в Уилтшире, в семье священника. учился в школе св. Павла в Лондоне, а затем в Уодем-колледже в Оксфорде. В 1657 Рен стал профессором астрономии в лондонском Грешэм-колледже, а четырьмя годами позже – в Оксфорде. С 1660 – член, а в 1680–1682 – президент Лондонского королевского общества.

В 1665, желая пополнить знания, Рен совершил путешествие во Францию и познакомился в Париже с итальянским архитектором Дж.Бернини. Впечатления от этой поездки стали одним из важнейших источников его творчества. Он также многое почерпнул из рисунков, гравюр и архитектурных трактатов Иниго Джонса. Некоторые принципы, которыми Рен руководствовался при создании своих проектов, были описаны им и могут быть восстановлены по сохранившимся записям.

Первые заказы Рен получил благодаря своим связям в университетских и церковных кругах; это были театр Шелдона в Оксфорде, капелла Пемброк-колледжа в Кембридже (1663–1665) и несколько построек для Эмманюэл-колледжа. Затем его пригласили в Лондон в качестве консультанта в связи с перестройкой собора св. Павла. Огромный простор для строительной деятельности открылся после лондонского пожара 1666. Архитектор представил свой план реконструкции города и получил заказ на восстановление 52 приходских церквей. Рен предложил различные пространственные решения; некоторые здания построены поистине с барочной пышностью (например, церковь Сент-Стефан в Уолбруке). Их шпили вместе с башнями собора св. Павла образуют эффектную панораму города. Среди них следует упомянуть церкви Христа на Ньюгейт-стрит, Сент-Брайд на Флит-стрит, Сент-Джеймс на Гарлик-Хилл и Сент-Ведаст на Фостер-лейн. Если того требовали особые обстоятельства, как при строительстве церкви Сент-Мэри Олдермэри или Крайст-Черч-колледжа в Оксфорде (Башня Тома), Рен мог воспользоваться позднеготическми элементами, хотя, по его собственным словам, совсем не любил «отклоняться от лучшего стиля».

Для перестройки собора св. Павла, продолжавшейся с 1675 по 1711, Рен сделал несколько проектов; один из них лег в основу большого деревянного макета. Окончательный план очень напоминает структуру стоявшего прежде на этом месте средневекового собора, однако в решении интерьера архитектору удалось достичь пространственного единства главного нефа с обширным средокрестьем. Вознесенный на высоту 111 м купол остроумной конструкции, состоящий из трех оболочек, имеет ясную, гармоничную форму и превосходно согласуется в пропорциях с остальными частями здания.

Помимо сооружения церквей Рен выполнял частные заказы, одним из которых стало создание новой библиотеки Тринити-колледжа (1676–1684) в Кембридже. В 1669 он был назначен главным смотрителем королевских зданий. В этой должности он получил ряд важных государственных заказов, таких, как строительство госпиталей в районах Челси и Гринвич и нескольких зданий, вошедших в комплексы Кенсингтонского дворца и дворца Хэмптон-Корт.

За свою долгую жизнь Рен находился на службе у пяти сменивших друг друга на английском престоле королей и оставил свою должность лишь в 1718. Рен умер в Хэмптон-Корте 26 февраля 1723 и был похоронен в соборе св. Павла. Его идеи были подхвачены и развиты архитекторами следующего поколения, в частности Н.Хоксмором и Дж.Гиббсом. Он оказал заметное влияние на развитие церковной архитектуры в странах Европы и в США.

 

11Билет

2 ДЖОНС, ИНИГО(Jones, Inigo) (1573–1652), английский архитектор, первый и крупнейший представитель палладианства в Англии. Родился в семье ткача, был крещен 19 июля 1573. В 1608 по заказу графа Солсбери он создал проект Новой биржи на Стрэнде (снесена в 1737). К тому же времени относится выполненный им рисунок шпиля старого собора св. Павла.

В 1611–1612 Джонс возглавлял архитектурные работы на службе у наследника престола, принца Генри. В 1613–1614 он посетил Венецию, Виченцу, Болонью, Флоренцию, Сиену, Рим и Геную. Во время этого путешествия на него произвели сильнейшее впечатление постройки Андреа Палладио. В Венеции Джонс познакомился с последователем Палладио архитектором В.Скамоцци. В 1615 Джонс был назначен главным смотрителем королевских зданий.

Первым важным заказом, полученным им в этой должности, было строительство дворца Куинс-хаус в Гринвиче. Оно началось в 1617, но в 1619 со смертью королевы было надолго прервано и завершено лишь в 1635. После того как в 1619 сгорел старый Банкетный зал дворца Уайтхолл, Джонс взялся за его восстановление (зал сохранился до наших дней). Строительные работы закончились в 1622, а в 1635 свод зала был расписан Рубенсом. В 1620 по просьбе короля Якова Джонс предпринял исследование Стонхенджа и пришел к ошибочному заключению, что это остатки римского храма. В 1623 он построил капеллу рядом с дворцом Якова I по случаю приезда невесты принца Карла, исповедовавшей католичество (ныне – капелла Малборо-хаус). После вступления на престол Карла I в 1625 был сделан ряд пристроек к зданию Сомерсет-хауса – будущей резиденции новой королевы Генриетты-Марии. Другой крупной работой этого периода стал проект реставрации старого собора св. Павла, реализация которого началась в 1631. Джонс предпринял попытку придать готической церкви более классический облик, пристроив с западной стороны величественный коринфский портик. Перед началом революции работы были приостановлены, а после Лондонского пожара 1666 собор был снесен.

Джонс создал тип лондонского городского жилого дома и предпринял несколько градостроительных мероприятий. В 1630 он создал первую лондонскую площадь в Ковент-Гардене, которая позднее была перестроена.

В 1643, здания, принадлежавшие королю, были конфискованы парламентом, а должность Джонса ликвидирована. Умер Джонс 21 июня 1652.

В своем творчестве Джонс отказался от английской архитектурной традиции, основанной на принципах поздней готики, и стремился утвердить классический стиль в духе Серлио, Палладио и Скамоцци. Английское палладианство 18 в. стало в значительной мере продолжением переворота, осуществленного Джонсом. Самые значительные из сохранившихся построек Джонса – Банкетный зал в Уайтхолле и Куинс-хаус в Гринвиче. В них он демонстрирует прекрасное владение классическими принципами архитектурного проектирования. Самые большие собрания рисунков и чертежей Джонса находятся в Чатсуорте (проекты костюмов и декораций для маскарадов) и в Вустер-колледже Оксфордского университета (включая полный комплект чертежей, выполненных ок. 1638, с проектом перестройки дворца в Уайтхолле).

 

12Билет

13Билет

14Билет

1ПАЛЛАДИО, АНДРЕА(Palladio, Andrea) (1508–1580), выдающийся итальянский архитектор позднего Возрождения. На примере своих простых и изящных построек он продемонстрировал, как достижения античности и Высокого Возрождения (преимущественно в римском варианте) могут быть творчески переработаны и использованы, т.е. сделал классический язык архитектуры общедоступным и универсальным. Его опыт оказался особенно ценным для зодчих 17–18 вв. Последователи мастера образовали целое направление в европейской архитектуре, получившее название палладианства.

Палладио родился 30 ноября 1508 в Падуе; вскоре семья переехала в Виченцу, где в основном и протекала его творческая деятельность. Гуманист Джанджорджо Триссино (1478–1550) стал его покровителем и убедил сменить имя архитектора Андреа ди Пьетро (Andrea di Pietro) на псевдоним Палладио (от греч. Палладион: так называлась статуя богини Афины Паллады, которая, согласно верованиям афинян, защищала город от врагов). Именно по совету Триссино будущий архитектор отправился учиться в Рим, а по возвращении знаменитый гуманист стал его первым заказчиком. В 1545 Палладио выиграл конкурс на право перестройки Базилики в Виченце. Двумя важнейшими сферами его деятельности было строительство городских домов (т.н. палаццо, или дворцов) и загородных резиденций (вилл).

К раннему периоду творчества Палладио относятся проекты вилл Годи в Лонедо (1540) и Пизани в Баньоло (1544). В обоих случаях он создал прекрасные образцы сочетания архитектуры и природного ландшафта. Умение подчеркнуть гармоничность постройки, искусно разместив ее на фоне живописных венецианских пейзажей, пригодилось ему и в дальнейшем при сооружении вилл Мальконтента (1558), Барбаро-Вольпи в Мазере (1560–1570), Корнаро (1566) и, наконец, виллы «Ротонда» (или Капра) в Виченце (1551–1567). Последняя по праву считается самой совершенной постройкой архитектора. Это квадратное в плане здание с ионическими шестиколонными портиками на каждом фасаде. Все четыре портика ведут к круглому центральному залу, перекрытому невысоким куполом под черепичной кровлей.

В оформлении фасадов вилл и городских домов Палладио обычно применял большой ордер, как это можно видеть на примере палаццо Кьерикати в Виченце (1550). Огромные колонны возвышаются на стилобатах (каменных плитах под колоннами) – обычных, как в палаццо Вальмарана (начато в 1566) и в незаконченной Лоджии дель Капитанио (1571), или очень высоких, целиком поглощающих первый этаж, как в палаццо Тьене (1556).

В конце своего творческого пути Палладио обратился к церковной архитектуре. Ему принадлежат церковь Сан Пьетро в Кастелло (1558), а также Сан Джорджо Маджоре (1565–1580) и Иль Реденторе (1577–1592) в Венеции. Незадолго до смерти архитектор создал проект театра Олимпико, который был впоследствии построен Виченцо Скамоцци. Умер Палладио в Виченце 19 августа 1580.

Палладио завоевал огромную известность не только как архитектор, но и как автор трактата Четыре книги об архитектуре (1570), который был переведен на многие языки. В этом сочинении, представляющем собой ренессансную интерпретацию трактата Витрувия Десять книг об архитектуре, наряду с обмерами античных памятников Италии и Франции он поместил рисунки и схемы, иллюстрирующие разработанные им самим принципы архитектурной композиции. Его творчество оказало влияние на развитие классицистического направления в европейском зодчестве 17–18 вв. В Англии последователями Палладио стали И.Джонс и К.Рен, во Франции – архитекторы, работавшие по заказам французских королей Людовика XIV и Людовика XV, в Италии – В.Скамоцци.

 

15Билет

16Билет

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.