Организация перевозок на Московском метрополитене
Введение
Метрополитен является внеуличным электрическим транспортом, отличающимся высокой провозной способностью и обеспечивающим быстрое, безопасное и комфортабельное сообщение. Провозная способность метрополитена может достигать 40—50 тыс. пас/ч в одном направлении. Метрополитены подразделяют на подземные, наземные и надземные. Подъемные метрополитены могут быть глубокого и мелкого заложения. Наземные метрополитены устраивают только на обособленном, изолированном полотне с пересечением других транспортных линий и улиц в разных уровнях. Трассы надземных метрополитенов проходят по эстакадам или по насыпи.
По капиталовложениям метрополитен является самым дорогостоящим видом транспорта, и поэтому его строят только в крупнейших городах с населением более 1 млн. жителей на направлениях с мощными и устойчивыми пассажиропотоками. В центральных районах городов, имеющих многоэтажную застройку и узкие улицы с густой сетью подземных коммуникаций, строят метрополитены глубокого заложения, в периферийных районах устраивают более дешевые линии мелкого заложения или наземные вылетные линии. Иногда вылетные линии метрополитена проходят в полосе отвода железной дороги с выделением самостоятельной пары путей. На линиях мелкого заложения предусматривают непосредственные тоннельные выходы от наземных вестибюлей метро к пассажирским платформам.
В настоящее время метрополитен имеется во многих крупнейших городах мира. Его продолжают проектировать и строить. Особенно большое внимание ему стали уделять в период энергетического кризиса. В настоящее время метрополитен функционирует более чем в 25 городах мира. Для большинства случаев в городах зарубежных стран с численностью населения до 2 млн. человек плотность поездок составляет менее 3 млн. пас/км в год. Доля перевозок, приходящихся в настоящее время на метрополитены в крупных городах, составляет 8—38%. Метрополитены в городах СССР (Москве, Ленинграде, Киеве, Тбилиси, Баку) по основным эксплуатационным показателям превосходят зарубежные. Так, по скорости сообщения Московский метрополитен занимает первое место среди всех метрополитенов мира.
Организация перевозок на Московском метрополитене
На Московском метрополитене накоплен значительный опыт по организации движения поездов, обслуживанию пассажиров на станциях и поездах, информации, обеспечению условий перевозок, автоматизации кассовых и пропускных операций. Этот опыт послужил основой для разработки системы организации движения поездов на других метрополитенах страны и на некоторых зарубежных метрополитенах.
По своим техническим и эксплуатационным характеристикам метрополитен — это железная дорога для городских перевозок. По своей комфортабельности, скорости сообщения он не имеет аналогов среди городских видов транспорта, поэтому пользуется большой популярностью.
Опыт работы Московского метрополитена по повышению провозной способности путем увеличения числа вагонов в подвижном составе нашел свое применение на Ленинградском, Бакинском и некоторых других метрополитенах.
Как известно, руководство движением поездов на участке осуществляет поездной диспетчер. В условиях повышенной интенсивности движения результаты его работы наиболее эффективны при условии применения аппаратуры автоматического ведения графика исполненного движения, выборочного дисплейного контроля над работой станций и пассажиропотоками.
Внедрение системы расчета необходимых размеров движения с помощью ЭВМ позволяет значительно улучшить обслуживание пассажиров. При этом непременным условием оптимального решения размеров движения является автоматический контроль за фактическим размером пассажиропотока и его прогнозирование. При опоздании поездов и сбоях в движении ЭВМ должна решать задачи по оптимальному восстановлению нормального движения.
Эти предложения широко изучаются на Московском метрополитене, многие из них нашли свое воплощение в практических делах.
Значительные трудности возникают в утренние часы пик по пропуску пассажиров через автоконтрольные пункты. Главная трудность состоит в том, что большое число пассажиров пользуется правом льготного или бесплатного проезда, а это осложняет условия пропуска через неавтоматический контрольный пункт. Специалистами Московского метрополитена разработан и утвержден магнитный билет единого образца. Его применение позволит облегчить работу неавтоматических контрольных пунктов.
Проведенная на метрополитенах по опыту Москвы система мер по увеличению размеров движения до 42—45 пар поездов в час смогла быть реализована только при условии четкого движения поездов по графику, сокращения времени стоянок на станциях (за счет лучшей организации посадки), применения системы ввода дополнительных резервных поездов при увеличении пассажиропотоков и принятия других мер, которые, безусловно, открыли новые страницы в эксплуатационной работе метрополитенов.
Отклонение от графика более чем на 15—20 с на метрополитене недопустимо. Но если такое случается, то принимаются все необходимые меры для ввода поездов в график.
Основными направлениями совершенствования перевозочного процесса, улучшения эксплуатационной работы являются:
-разработка вариантов оптимальных графиков движения поездов, скоординированных с работой других видов транспорта, и систематизация учета пассажиропотоков;
-планомерное осуществление оперативно-технических мер по повышению провозных и пропускных способностей участков;
-постоянное сокращение времени хода поезда между конечными станциями участка за счет повышения перегонных скоростей движения и сокращения времени нахождения поезда на станции;
-автоматический контроль за пассажиропотоками и периодическое определение оптимальных размеров движения по перевозке пассажиров с помощью ЭВМ.
Решение этих вопросов позволяет более четко координировать работу всех транспортных средств города и ликвидировать «узкие» места.
Перспективным для оптимизации размеров движения является внедрение в работу системы автоматического взвешивания составов с пассажирами, которое дает более полное представление о количестве пассажиров в поездах.
Широкое применение в контроле за эксплуатационной работой всех метрополитенов страны нашла диалого-информационная система контроля работы (ДИСКОР), введенная в эксплуатацию в 1981 г. Эксплуатация системы осуществляется Вычислительным центром Московского метрополитена на базе универсальной электронно-вычислительной машины ЕС-1033.
Технологический процесс функционирования ДИСКОР состоит из следующих этапов:
-ежесуточный прием на телетайпы Вычислительного центра основных показателей работы метрополитенов страны;
-ввод в ЭВМ информации о результатах эксплуатационной работы и формирование в памяти ЭВМ нужных справок;
-организация сеанса связи ЭВМ метрополитенов через видеотерминалы, установленные на рабочих местах пользователей системы. Расстояние между ЭВМ и пользователями системы не имеет существенного значения.
В период проведения сеанса связи на экране терминала набирается код справки и через 10—15 секунд, потребитель получает нужную для работы справку. При необходимости справки могут быть получены на твердом носителе.
В системе реализованы следующие виды справок: о перевозках пассажиров на метрополитенах (по каждой линии и в целом по метрополитену даются плановое и фактическое количество перевезенных пассажиров, процент выполнения плана за сутки и с начала месяца);
-о доходах от перевозок пассажиров (по каждой линии и в целом по метрополитену указываются плановый и фактический доход от перевозок пассажиров, процент выполнения плана за сутки и с начала месяца);
-о выполнении графика движения (по каждому метрополитену указываются плановое и фактическое количество пропущенных поездов, количество отмененных и опоздавших поездов с указанием причин отклонений, процент выполнения графика движения поездов за сутки и с начала месяца);
-о состоянии вагонного парка (по каждому депо указывается инвентарный парк вагонов, в том числе находящихся в движении, в резерве, в ремонте, в ожидании ремонта; указывается коэффициент использования вагонов);
-об использовании вагонного парка (по каждому депо указывается общий пробег вагонов, в том числе с пассажирами, даются нулевые пробеги и пробеги при обкатке; приводятся плановые и фактические показатели поездо-километров, поездо-часов, процент выполнения плана за сутки);
-о расходе электроэнергии (по каждому метрополитену указываются плановый и фактический общий расход электроэнергии на тягу, абсолютный расход и удельная норма расхода электроэнергии, процент выполнения плана за сутки).
Система выдает и некоторые другие сводные справки. Применение ДИСКОР позволило повысить эффективность принимаемых решений за счет оперативного получения справочной информации при сокращении трудозатрат на их получение.
Опыт эксплуатационной работы, ведения хозяйства, поддержания порядка успешно реализуется на других метрополитенах. В свою очередь москвичи внедряют в свою работу новые передовые приемы, рожденные на других метрополитенах.
Постоянный рост сети метрополитенов, увеличение числа станций, направлений и радиусов увеличивает трудности ориентирования пассажиров, выбора оптимального варианта следования до пересадочных узлов или конечных станций.
Для правильного выбора маршрута следования пассажиру служат системы информации, которые экономят время в пути, разгружают линии от нерациональных перевозок, увеличивая тем самым провозную способность. Такая комплексная система информации была опробована на Московском метрополитене и нашла широкое применение.
При этом широко применяются следующие виды информации: акустическая, визуальная, радиотелевизионная, справочная.
Наиболее доступной формой информации является визуальная, которая применяется по опыту Московского на всех метрополитенах и состоит из схематического изображения линий с указанием станций, направлений, правил пользования метро, коротких объявлений о начале и окончании работы, порядке пользования эскалаторами, указателей о расположении касс, станций, маршрутах следования городского транспорта и др. Для краткости информации применяются пиктограммы, символы, индексы, которые находят все более широкое распространение.
Очень важно соблюдать однотипность такой информации, не допускать на метрополитенах засорение посторонней информацией, в том числе и рекламной. Информация должна располагаться в удобных для пассажира местах, обладать броскостью, доходчивостью и наглядностью. Знаки должны быть достаточно освещены и удобны для чтения.
Для знаков визуальной информации на Московском метрополитене применяется однотипный фон белого или молочно-белого цвета при черном или темно-коричневом цвете знаков.
Акустическая информация, применяемая на Московском метрополитене, доступна для большинства пассажиров, так как может быть воспринята и в поезде и на станциях одновременно в течение короткого промежутка времени.
На Московском метрополитене использована система цветного обозначения линий с введением присвоенного линиям цвета во все основные указатели станций и схемы.
Схемы линий установлены при входе, в вагонах и в других местах станций. В вестибюлях некоторых крупных станций пассажир может высветить маршрут своей поездки на автоматической световой схеме.
Объявления и указатели, светящиеся наименования станций на стенах выполнены накладными буквами и дополнены схемой данной линии с указанием пересадочных станций и наименованием станций возможной пересадки на другую линию.
В торце станций, рядом с обычными часами, установлены интервальные часы, показывающие время в минутах и секундах, прошедшее после отправления предыдущего поезда. На центральных станциях установлены часы, показывающие месяц, число, день недели, часы, минуты и секунды в цифровом изображении. При входе в метро размещена светящаяся эмблема «М».
В последние годы на станциях высадки и пересадки можно получить визуальную информацию о движении других видов транспорта в близлежащих районах.
Подобная четкая информация нашла широкое распространение и на других метрополитенах, поскольку значительно облегчает ориентирование пассажира при поездке по нужному маршруту.
Служба движения
Служба движения является ведущей службой, реализующей усилия всех служб, направленные на осуществление конечной цели транспортного предприятия — обеспечение населения перевозками в городе. Основная задача службы движения состоит в том, чтобы наиболее экономично и правильно использовать все транспортные средства, которыми располагает транспортное предприятие: дороги, путевое хозяйство, контактную сеть, подвижной состав и соответствующие транспортные обустройства: станции, телефонную связь, сигнализацию, часовую сеть и наилучшим образом осуществлять перевозки пассажиров.
Служба движения Московского метрополитена выполняет задачи по организации перевозок пассажиров, работы станций и координации работы эксплуатационных служб метрополитена по поддержанию станционного хозяйства в надлежащем состоянии. Первостепенное внимание при этом уделяется повышению безопасности движения поездов, качества и культуры обслуживания пассажиров, санитарному содержанию станций. Являясь хозрасчетным линейным предприятием, находящимся на самостоятельном балансе, служба движения действует как социалистическое государственное производственное предприятие, выполняющее следующие основные задачи:
· обеспечение выполнения плана перевозок пассажиров, высокой культуры обслуживания, безопасного и беспрепятственного пропуска поездов;
· внедрение научно-технических новшеств, постоянный поиск в научной организации труда, совершенствовании технологических процессов, автоматизации перевозочных процессов, использовании передовых достижений предприятий и новаторов производства;
· планирование и организацию работы всех подразделений, постоянную разработку предложений по совершенствованию перевозок с учетом изменений в городском развитии;
· постоянное развитие и совершенствование различных видов информации, повышение культуры обслуживания пассажиров и обеспечение чистоты и порядка на станциях;
· совершенствование контроля за расходом материально-технических средств, снижение финансовых затрат, себестоимости перевозок и повышение уровня услуг;
· обеспечение правильных условий оплаты труда, стимулирующих инициативу рабочих, служащих и ИТР, направленную на улучшение работы.
Эксплуатационная работа станции организуется по технологическому процессу (ТПРС), который определяет систему организационно-технических мероприятий по обеспечению четкой работы станций по перевозкам пассажиров. При составлении технологического процесса предусматриваются:
· рациональная затрата времени на технологические операции, параллельность операций по обработке поездов;
· четкая регламентация работы обслуживающего персонала, взаимозаменяемость работников;
· высокая культура обслуживания пассажиров, максимальная механизация производственных процессов;
· рациональное размещение билетных касс, разменных автоматов, информационных щитов, с тем чтобы обеспечить проход пассажиров без встречных и пересекающихся потоков;
· организация работы средств информации и связи.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|