Сделай Сам Свою Работу на 5

Усадьба Расторгуева-Харитонова, самая первая усадебная постройка Екатеринбурга.





Аптека горного ведомства.

Каменный двухэтажный особняк с мезонином. Построен по проекту Михаила Малахова. Основная часть здания датируется 1820-1821 годами.Расположен в центре города рядом с плотиной городского пруда, главным южным фасадом обращен на проспект. Фасад строго симметричный, с четко выявленным ризалитом с мезонином на центральной оси. Композиция и убранство фасада выдержаны в формах классицизма с привлечением отделки под руст, деталей ордера, модульонов с лепниной. В облике здания немалую роль играют ограда и ворота (от восточных уцелел лишь фрагмент). Ограда глухая, на высоком цоколе, обработана арками, слегка заглубленными в рустованную стену. Поверху между тумбами поставлена решетка с популярным тогда на Урале мотивом «бегущего колеса». В конце XIX века к обеим сторонам здания добавлены пристрои, в результате чего боковые фасады получили искажение. Исчезли и ворота, сохранившие по одному устою, дающие лишь представление о первоначальной композиции.

«ЗОЛОТЫЕ» УСАДЬБЫ М.П.МАЛАХОВА. /КУПЕЧЕСКИЕ УСАДЬБЫ ЕКАТЕРИНБУРГА

ХIХ в. для Екатеринбурга называют «золотым веком» усадебного строительства. Богатыми купцами строились великолепные усадебные комплексы, состоящие из господского дома, флигелей, ограды с воротами, хозяйственных построек и прилегающего парка или сада. На классический стиль усадеб указывают масштабность здания, наличие колонн дорического, ионического и коринфского ордеров, широкого венчающего портика.



Наиболее красивые и знаменитые усадьбы принадлежат уральскому зодчему Михаилу Павловичу Малахову. Архитектор создавал целые усадебные комплексы с хозяйственными постройками и пейзажными садами в стиле классицизм. Многие из этих усадеб можно наблюдать и в наше время.

Дом Гла́вного нача́льника го́рных заво́дов

Постройка резиденции главного горного начальника (набережная Рабочей Молодежи, 3, рис.10) была для М.П.Малахова, наверное, самым «правительственным» и масштабным заказом.

Была создана целая усадьба, где помимо главного дома с мезонином, который занимал центральное место в ансамбле, располагались сад, двор и службы. Пространство сада просматривается за открытой красивой чугунной решеткой и раскрыто на набережную. Парадный дом начальника горного Управления оказался «прекрасным, украшенным по фасаду тремя этажами колонн. Даже подъезд к дому, обработка пандуса и ограда – все выдержано здесь в одном характере» (1). Из усадьбы открывается чудесный вид на берега Исети, на плотину пруда. Усадьба в целом является градостроительным пятном и хорошо просматриваемой доминантой ансамбля левобережья Исети.



 

 

Усадьба Расторгуева-Харитонова, самая первая усадебная постройка Екатеринбурга.

. Усадьба Расторгуева-Харитонова образовывала северную границу и северный склон пространства Вознесенской площади, на южной стороне располагалось меньшее по величине каменное строение усадьбы Григория Зотова. Эти две усадебные постройки и церковь образовали наиболее репрезентативную зону. Усадебный ансамбль строился несколько десятков лет – с 1794 по 1835 гг. Автор сооружения, талантливый зодчий до сих пор неизвестен. Возможно, это столичный архитектор, возможно – «узник тобольской тюрьмы, государственный преступник и даровитый зодчий». После 1816 года в дальнейшем строительстве усадьбы принимал участие известный уральский архитектор М.П.Малахов. На стилевые особенности комплекса усадьбы указывают классические элементы здания: портики, колоннады, фронтоны, ордерная система (коринфский ордер), ворота с арками, уральские ажурные чугунные решетки. Выразительный рельеф участка продиктовал ассиметричную композицию ансамбля: барский дом занял угловое положение, соответственно ему компоновались остальные сооружения и большой парк, который является неизменной частью усадьбы. Комплекс зданий усадьбы поражает своим великолепием и богатством форм.



Отдельно стоит рассказать о парке, расположенном за строениями усадьбы.

Сад был разбит позже самой усадьбы. Деревья для сада подбирали в окрестных лесах, выкапывали уже взрослыми и привозили в создающийся парк. Сейчас этим деревьям – липам и лиственницам – около двух веков. Это одни из самых старых деревьев Екатеринбурга.

В парке было вырыто искусственное озеро, в котором раньше плавали лебеди. Сейчас парковое озеро облюбовали сотни уток, совсем не боящихся многочисленных посетителей.

Сад был украшен тремя тенистыми аллеями, отходящими от озера и беседками.

Харитоновский сад всегда был открыт для посетителей, став первым общественным садом города. Среди екатеринбуржцев XIX – начала XX веков он был очень популярным. Здесь устраивались концерты, проводились праздники, гулянья.

Тема экскурсии «Путешествие по усадьбе Расторгуева-Харитонова».

Пешеходная экскурсия по усадьбе Расторгуева-Харитонова является тематической. Она рассчитана на широкий круг экскурсантов и будет интересна для горожан и гостей города. Для старших школьников и студентов разработанный экскурсионный маршрут будет полезен в качестве источника дополнительных знаний по курсам: «Мировая художественная культура», «Художественная культура Урала», «История Урала».

Экскурсию предлагается начать с площадки перед лестницей на Вознесенскую горку со стороны здания ТЮЗа. Здесь особенно отчетливо видно, что усадебный ансамбль находится на высоком месте и занимает значительную площадь Вознесенской горки.

Если подниматься вверх от ТЮЗа, то первое, что мы увидим, - это здание конюшни - длинное, приземистое строение, боковой фасад которого и образует первый ярус композиции. К нему примыкают ворота хозяйственного двора в виде арки, обрамленной спаренными колоннами тосканского ордера. Ось симметрии арки подчеркнута двумя полуциркулярными нишами в рустованной каменной ограде.

Следующий элемент композиции - высокая каменная ограда хозяйственного двора - величественная стройная аркада, заполненная ажурной кованой решеткой строгого рисунка, в центре которой находятся ворота. Большое внимание уделено фасаду, выходящему в хозяйственный двор. Вероятнее всего, зодчий руководствовался важной градостроительной ролью, которую играли постройки усадьбы, поставленные на высоком холме и далеко обозримые, в том числе и со стороны хозяйственного двора.

Утонченные формы ограды сменяются монументальным объемом флигеля, представляющего следующую ступень композиции. Боковой фасад флигеля, выходящий на улицу, акцентирован выступающим вперед портиком коринфского ордера со спаренными боковыми колоннами. Портик в сочетании с изящными очертаниями арок ограды образует мощный каскад архитектурных форм при подъеме к площади по взгорью улицы. Когда наследники стали сдавать помещения в аренду, в этом флигеле находилась типография и контора городской газеты «Урал».

Арочный мотив, многократно повторенный в панораме бокового фасада, достигает наибольшего звучания в композиции ворот, соединяющих флигель с главным домом. Парадные ворота и ограда хозяйственного двора смело могут быть отнесены к лучшим и замечательнейшим произведениям так называемой архитектуры малых форм. Если сравнить парадные ворота с воротами хозяйственного двора, мы увидим, что ворота хозяйственного двора более простые, выполненные в соответствии со своим назначением, в то время как парадные - нарядные и монументальные, так как непосредственно примыкают к главному дому и предназначались для приема гостей. Парадные ворота имеют вид триумфальной арки - символа победоносного торжества - мотива, весьма распространенного в архитектуре после Отечественной войны 1812 года. Очевидно, вдохновляясь патриотическими идеями, зодчий придал именно такой облик воротам, что как нельзя лучше соответствовало дворцовому размаху построек усадьбы.

Западный боковой фасад усадьбы, раскрытый на акваторию городского пруда, воспринимается из многих точек. Особенность рельефа - крутой спад местности в северную сторону, к руслу речки Мельковки, забранной ныне в бетонную трубу, - прекрасно использована создателями комплекса.

Нарастание объемов, составляющих композицию западного фасада усадьбы, достигает своей кульминации в основном корпусе главного здания, поставленного в самой высокой точке и доминирующего над всем ансамблем. Четырехколонный портик, высоко поднятый на рустованных столбах, подчеркивает крупномасштабность главного дома, зрительно увеличивая его высоту. Главный дом - самое значительное сооружение ансамбля. Фасады, оформленные близкими по высоте, но контрастно разработанными портиками коринфского ордера, составили единую композицию, рассчитанную, прежде всего на восприятие с угла и акцентирующую перекресток. Поставленный на высокую рустованную аркаду, шестиколонный портик южного фасада явился мощным градоформирующим акцентом не только главного дома, но и всего ансамбля. В главном угловом доме размещались самые представительные парадные помещения. Со стороны двора в дом вело широкое и высокое крыльцо, а на первом этаже находились большие комнаты и вестибюль с парадной лестницей, ведущей на второй этаж, где были самые большие, роскошно убранные гостиные и залы. Помимо парадных покоев в главном доме находились и жилые комнаты, расположенные в мезонине, а также различные вспомогательные помещения, занимавшие часть первого этажа, и высокий подвал с основательными кирпичными стенами и сводчатыми перекрытиями.

Усадьба стала самой большой в Екатеринбурге. В роскошном доме устраивались шумные балы и богатые обеды, в саду - гулянья екатеринбургской знати. Наряду с этой парадной внешней жизнью в усадьбе шла другая, тайная жизнь. В подвалах, в специальных застенках содержались мятежники с заводов. Положение рабочих на заводах, принадлежавших Зотову и Харитонову, было совершенно невыносимым. Злодеяния заводчиков были настолько велики, что в 1836г. оба они были сосланы в Финляндию, в город Кексгольм (вместо каторги и наказания шпицрутенами), по "Высочайшему Его Императорского величества повелению за покушение к лиходейству" и при этом лишены "доброго имени". С 1840-х годов дом долго пустовал, затем некоторые помещения наследники стали сдавать в аренду под квартиры и конторы. Здания усадьбы без ухода постепенно разрушались. В начале 70-х годов 19в. дворец представлял собой великолепную развалину: карнизы обвалились, крыша проржавела и отстала во многих местах от стропил целыми полосами; массивные колонны облупились; половина дома стояла незанятой и печально смотрела своими почерневшими окнами без рам и стекол; оранжереи и службы были превращены в склады водки и спирта.

Дома купцов Коробковых

Два особняка-близнеца выстроены в классическом стиле. Построены здания в первой половине XIX века, купцами Коробковыми на Кафедральной площади. Первый особняк был декорирован в псевдоготическом стиле в 1880-х годах.

Эти два старинных двухэ­тажных дома, до революции называвшиеся по имени первых своих хозяев «коробковскими», стоят слева от памятника В.И. Ленину. В правом из них находилась нотариальная контора Александра Ардашева, дво­юродного брата Ленина по материнской линии. Именно этот факт, а не архи­тектурные достоинства домов (предположительно проект М.П. Малахова, 20-е гг. XIX в.), спас их от сноса в 1980-х гг., при планируемой очередной реконст­рукции площади. Первоначально оба дома были «близнецами», но в результа­те реконструкции в 1880-х гг. левый приобрел ажурные украшения фасада и башенки по бокам

Усадьба Зотова-Тарасова

На набережной пруда располагается один из ценных образцов архитектуры классицизма – бывшая усадьба Зотова-Тарасова в Екатеринбурге. Известно, что дом этой усадьбы Зотова-Тарасова в Екатеринбурге уже стоял в 1804 году. По разным данным, здание было перестроено или куплено в 1819 - 1821 гг. Григорием Федотовичем Зотовым, бывшим крепостным, удачно сделавшим карьеру управляющего Кыштымских заводов в Екатеринбурге. Автором, по-видимому, был архитектор М.П. Малахов. Савва Лукич Тарасов - екатеринбургский 2 гильдии купец - стал новым владельцем здания в 1837 году. Он при перестройке придал зданию нарядный вид, поэтому дом стал называться ещё и Тарасовским. В Советские времена в Тарасовском особняке располагался Дом учителя. После сильного пожара долго пустовавший дом решено было восстановить. Усадьбу Зотова-Тарасова в Екатеринбурге превратили в резиденцию губернатора Свердловской области Э. Э. Росселя 1 октября 1997 года. В настоящее время проходят работы по обустройству и расширению примыкающей к губернаторской резиденции территории.

В ансамбль усадьбы Зотова-Тарасова в Екатеринбурге входят 3 здания: главный дом, два боковых флигеля и ограда. История одного из флигелей, построенный на параллельной с набережной улице Пушкина (с тыльной стороны усадьбы) был отдан под почтовую контору, которая служила недорогой гостиницей для проезжающих. Здесь останавливались писатель Решетников, декабристы, возвращавшиеся из ссылки.

Фасады каменного двухэтажного дома усадьбы и правого флигеля выполнены в стиле эклектики. Постройки же имеют характерный для архитектуры усадеб классический стиль.

Расположение усадьбы на берегу реки, фактически напротив дома главного горного начальника, а также пешеходная набережная - всё это подчеркивает хороший вкус и важный статус бывших хозяев этих уникальных памятников архитектуры.

УСАДЬБА МАЛАХОВА

Еще одна замечательная постройка «золотого века» периода классицизма в Екатеринбурге – усадьба самого архитектора М.П.Малахова на ул. Васенцовской (ул. Луначарского, 173-а, рис.9). Тогда это была окраина города с живописным сосновым бором. Именно здесь и решил поселиться екатеринбургский зодчий. Городской думой Малахову была выделена обширная территория. Строительство деревянного дома началось в 1816 году. Усадебный комплекс составляли главный двухэтажный деревянный дом, оштукатуренный под камень и увенчанный в центре круглым бельведером-ротондой, двор со службами, огород, парк с живописным прудом, который естественно образовался. В свое время вблизи усадьбы бил «Малаховский ключ». Ручей-речка текла к хозяину усадьбы в сад, образуя пруд, и далее, через улицу, в соседний квартал, заключенный между современными улицами Энгельса, Мамина - Сибиряка, Карла Маркса и Луначарского, где сейчас располагается территория зоопарка. Нынешний дом является каменной копией деревянной усадьбы, которая в 60-е годы ХХ столетия стала непригодна для эксплуатации из-за обветшавших деревянных конструкций. В 1970-е годы дом был перестроен и установлен в глубине квартала, поскольку портик подлинного дома выступал за красную линию застройки новой улицы.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.