Сделай Сам Свою Работу на 5

Откуда берется страх насекомых?





Прежде всего, давайте определимся, что для вас значит «преодолеть страх насекомых»? Как вы узнаете, что нужный эффект достигнут? Для кого-то «не бояться насекомых» означает более или менее спокойно выносить соприсутствие с ними, не впадая в состояние паники и истерики, хотя и не испытывая в их адрес особо нежных чувств. Для других это значит смело брать в руки пауков и тараканов, играть с червяками и разводить жуков в трехлитровой банке. Что выражение «не бояться насекомых» значит для вас?

Ответить для себя на этот вопрос очень важно для того, чтобы понять собственные границы в помощи и поддержке, оказываемых ребенку. Например, задумайтесь: хочется ли вам, чтобы ваше чадо, избавившись от всех своих тревог, с радостными криками сажало вам на ладошку здоровенного паука или раскладывало на обеденном столе зеленых мохнатых гусениц, как это делали в детстве вы сами? Или вполне достаточно того, чтобы ребенок, так же как и вы, просто мог не реагировать слишком уже эмоционально на появление того или иного насекомого? Определившись с ответами на эти вопросы, можно смело приступать к активным действиям.



В работе со страхом насекомых есть несколько крайне нежелательных приемов. Первый из них связан с попыткой силового преодоления страха. В этом случае родители из самых добрых побуждений пытаются посадить на стол перед ребенком (а иногда и просто на руку) паука или муравья, с тем чтобы показать, что они совсем не страшные. К сожалению, в большинстве случаев эффект бывает обратным, и, вместо того чтобы исчезнуть, страх перед насекомыми только усиливается.

Иногда взрослые показывают ребенку, как легко раздавить пугающее его насекомое, и предлагают ему попробовать это сделать самому: раздавить ногой таракана или прихлопнуть газетой муху. Но проявление агрессии в адрес того, кто вызывает страх, еще не означает избавление от страха. Если вдуматься, таким образом родители предлагают ребенку совершить пусть маленькое, но убийство. Вряд ли это будет для ребенка позитивным воспитательным уроком! Ведь недаром еще в пятом веке до нашей эры древнегреческий мудрец Пифагор говорил: «Строго накажи свое дитя, виновное в убийстве насекомого: с этого начинается человекоубийство».



Так же как и при работе со страхом воды, работа со страхом насекомых строится «от простого к сложному». Приемы, которые помогут вашему ребенку избавиться от своих опасений, весьма разнообразны и допускают всевозможные модификации в соответствии с интересами и склонностями вашего малыша.

Самым распространенным в психологии методом борьбы со страхами является рисование. Нарисуйте вместе с ребенком огромного паука, бабочку или комара — того, кого он боится. Затем возьмите другой лист бумаги и нарисуйте то же самое насекомое поменьше. Затем рисуйте его еще несколько раз, пока оно не превратится в точку. После этого все рисунки можно разорвать в клочки или даже сжечь. Таким способом, рисуя, ребенок влияет на собственное подсознание и помогает ему уничтожить страх.

Возможно, уже после двух-трех подобных сеансов рисования опасения вашего ребенка отступят. Если же этого не произошло, запасемся терпением и будем справляться со страхом перед насекомыми поэтапно.

Для начала создадим благоприятный эмоциональный фон разговоров о насекомых. Близким ребенку людям необходимо всем своим видом демонстрировать ему, что они не испытывают тревог и страхов по поводу насекомых, даже если для этого придется собрать в кулак всю свою волю. Вполне возможно, что перед тем, как помочь ребенку, вам придется помочь себе, выбрав те или иные способы из описанных ниже. Иначе очень трудно будет сохранить благожелательность высказываний в адрес насекомых и удержаться от попыток предостеречь ребенка от контактов с ними.



Нужно в корне пересмотреть список примет, которые мы знаем в связи с насекомыми. Вот несколько примеров «позитивных» примет, которые вполне могут составить конкуренцию перечисленным выше приметам-страшилкам:

· Муха попала в еду или питье — к подарку.

· Если на твое лицо с потолка упадет паук — это добрая примета.

· Найти паука на платье — к прибыли.

· Муравьи в доме — к счастью.

· Тараканы в доме — к богатству.

· Когда нет комаров — не будет и урожая.

· Бабочка, севшая на голову, — к интересной поездке.

· Большая красивая бабочка, кружащаяся над головой, — к деньгам.

В ситуациях столкновения с насекомыми рассказывайте ребенку об этих приметах, сочиняйте истории, обыгрывающие их. Пусть они будут не совсем правдивыми, главное — помочь малышу понять отвлеченный смысл приметы на конкретных жизненных примерах.
Подберите мультики, в которых пугающие ребенка насекомые выглядят добрыми, смешными или трогательными. Это могут быть известные «Муха-Цокотуха», «Стрекоза и Муравей», «Бабочка и тигр», «Паучок Ананси», «Муравьишка-хвастунишка», «Путешествие муравья» и т. д. Очень важно просмотреть эти мультики самим, перед тем как показывать их ребенку. Этим вы убьете сразу двух зайцев: и убедитесь в том, что в графике мультика нет ничего такого, что может усугубить страх, и продумаете, каким образом можно комментировать их, чтобы добиться максимально позитивного впечатления у ребенка.

Если ваш ребенок увлекается раскрасками или пазлами, можно распечатать картинку с кадром из уже примелькавшегося ребенку мультика с пугающим его насекомым и использовать ее как контур для будущего рисунка или, разрезав на фрагменты, как мозаику. Таким способом ребенок получит опыт прикосновения к пугающему его насекомому.

Когда ребенок освоится с разговорами о насекомых, можно перейти к следующему, довольно трудному на первых порах этапу. Заведите игрушечного паучка, тараканчика или бабочку (в зависимости от того, кого боится ваш ребенок). Важно уделить выбору этой игрушки большое внимание, чтобы она была симпатичная и совсем не страшная. Если такую игрушку будет трудно найти в продаже, то, вполне возможно, вам по силам будет сшить ее самостоятельно. Кстати, давно замечено, что игрушки, сделанные руками родителей, в которые вложена частичка их души, вызывают у детей гораздо большую симпатию, чем покупные.

Вместе с малышом придумайте забавную историю о том, как это существо оказалось в вашем доме, таким образом, чтобы ребенку стало очевидно: оно нуждается в уходе и внимании. Теперь вы можете вместе с ребенком проявлять всевозможную заботу об этой игрушке — кормить, укладывать спать, лечить.

Подберите сказки, стихотворения и потешки, посвященные пугающему ребенка насекомому, рассказывайте и обсуждайте их. Организовывайте контакт ребенка с нестрашными для него насекомыми. Ваш идеальный союзник — это божья коровка: ее практически никто не боится, ведь всем известно, что она приносит счастье. Возьмите ее в руки, посадите на ладошку ребенку (если он, конечно, не против). Вместе внимательно рассмотрите ее, подчеркивая ее сходства с другими насекомыми. И наконец, отпустите ее вместе с присказкой:

Божья коровка,
Полети на небо,
Принеси нам хлеба!
Чёрного и белого,
Только не горелого!

Или:

Божья коровка,
Полети на небо,
Там твои детки
Кушают конфетки,
Всем ребятам раздают,
А Ванюшке не дают

Рассматривайте иллюстрации в «Энциклопедии насекомых», читайте разные интересные факты из их жизни, акцентируя внимание ребенка на том, какую пользу они могут приносить.

Когда ребенок будет согласен, покажите ему объект его страха «вживую», посадив паука или бабочку в стеклянный стакан и плотно закрыв его крышкой. Перед тем как приниматься за такое рискованное мероприятие, позвольте малышу убедиться в том, что стакан закрывается очень плотно и насекомое не имеет никакой возможности выбраться оттуда. Поначалу, может быть, ребенку будет комфортно только в том случае, когда он находится на большом расстоянии от стакана. Но через какое-то время, услышав ваши удивленные восклицания типа «Смотри, он чешет лапкой себе голову» или «По-моему, он улыбается», ребенок, движимый любопытством, обязательно подойдет поближе. Некоторые дети даже согласятся «потрогать» паучка или жучка через стекло.

По тому, как ребенок относится к насекомому в стакане, будет понятно, насколько сильным остается его страх. Если он готов рассматривать его вблизи или тем более прикасаться к стакану — значит, вы достигли своей цели
и страх отступил. Нет никаких сомнений в том, что через
некоторое время у вас обязательно получится помочь малышу справиться с подобными опасениями!

Итак, желая избавить ребенка от страха перед насекомыми, не стоит:

· насильно заставлять ребенка брать насекомое в руки, сажать его на малыша;

· предлагать малышу убить насекомое или делать это самостоятельно на его глазах.

Помочь ребенку справиться со страхом перед насекомыми можно следующими способами:

· рисованием пугающего насекомого с постоянным уменьшением его в размерах;

· организацией «нестрашных» контактов с этим насекомым (в мультиках, книжках, картинках для раскрашивания, игрушках);

· изучением особенностей и образа жизни насекомых с помощью книг или документальных видеофрагментов;

· общением с нестрашными для малыша насекомыми (например, божьими коровками) и со «страшными» насекомыми в безопасной ситуации (когда насекомое надежно закрыто в прозрачной емкости).

 

 

Ф.И.О., должность педагога: Суслова Н.А., воспитатель 2 категории.

Направление развития: социально-личностное.

Доминирующая образовательная область: социализация.

Тема непосредственно образовательной деятельности: "Муха Цокотуха и Паук "Компьютер"."

Возрастная группа: старшая.

Методы и приёмы:

Методы формирования сознания (фронтальная беседа);

методы организации деятельности и формирования опыта поведения (игра, речевые ситуации, упражнения на развитие эмоциональной сферы);

методы стимулирования поведения (поощрение);

методы контроля, самоконтроля и самооценки (опрос, умения и навыки игровой деятельности);

методы организации и осуществления познавательной деятельности (обыгрывание моральной пьесы, беседа).

Интеграция образовательных областей: "социализация", "познание", "коммуникация", "здоровье".

Цель: развивать у детей старшего дошкольного возраста игровые умения и навыки.

Задачи воспитания: воспитывать доброжелательность и эмоциональную отзывчивость.

Задачи развития: развивать речевые умения и навыки, мышление, развивать эмоциональную сферу, развивать познавательный интерес.

Планируемые результаты:

Личностные: любознательный, активный, эмоционально отзывчивый, коммуникативный.

Физические: двигательная активность.

Подготовка к непосредственно образовательной деятельности в режимные моменты: изготовление масок насекомых и атрибутов к сказке, беседы об игрушках, заучивание слов для инсценировки сказки-ситуации.

Время проведения: 30 минут.

Конспект содержания непосредственно образовательной деятельности.

Вводная часть

организационный момент. Мотивация.

(Дети встают в круг).

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький цветок!

Здравствуй, утро

Здравствуй, день

Нам здороваться не лень!

Здравствуйте, гости дорогие!

В: - Ребята, вы играть любите?

Д: - Да.

В: - А в какие игры вы любите играть?

Д: - Настольные- в них можно много интересного узнать.

- Подвижные- в них можно побегать, пошалить.

- В театральные- в них можно показывать сказки и стать артистом.

- В строительные- в них можно научиться строить.

В: - Ребята у Вас есть любимые игрушки?

Д: - Да.

В: - Когда я была маленькой, у меня тоже была любимая игрушка и сегодня я Вас с ней хочу познакомить. Это кукла. Когда я была маленькой как вы, я очень любила играть с ней, рассказывала ей свои секреты. Кукла для меня была как подружка. Я выросла, но кукла для меня остаётся другом. Ребята, а какие игрушки любимые у вас?

Д: ответы- кукла, собака, машина и т.д., компьютер.

В: - компьютерные игры очень интересные, в них мы можем попасть и на морское дно и в сказку, там мы можем узнать много интересного и познавательного.

Целеполагание:

В: Ребята, а Вы сегодня хотели бы узнать что-то интересное про компьютер?

Основная часть:

В:Но для начала нам надо отправиться в сказку "Муха-Цокотуха". Однажды с Мухой-Цокотухой произошла удивительная история. А кто главные герои сказки?

Д:(комар, муха, паук).

В:А как можно их назвать одним словом?

Д:Насекомые.

В:А давайте мы с вами тоже превратимся в насекомых. У меня есть волшебная палочка и с помощью её произойдёт превращение. "Раз, два, три детей в насекомых преврати."

Звучит сказочная музыка, дети одевают коронки-маски.

В:Вот как всё прекрасно получилось. Пора в путь .

Д:чистоговорка.

А мы шли, шли и к горе пришли.

( воспитатель выставляет планшет и изображением горы).

Д:Ра-ра-ра- впереди у нас гора

Ре-ре-ре- мы стоим на горе

Ры-ры-ры- мы сбежали с горы.

В:Какая была Муха

Д: весёлая, красивая, жизнерадостная.

Вед: Жила была Муха позолоченное брюхо, она была весёлая, жизнерадостная. Поэтому у неё было много друзей с которыми она проводила время. И время бежало очень быстро.

проводится игра "Чёрная стрелка".

по окончании игры.

Муха: Дорогие гости, приходите ко мне на день рождения.

В: И букашки-таракашки побежали готовиться к дню рождения.

- букашки, чтобы пойти на день рождения, что нам надо с собой взять?

Бук:Подарки.

В:так пойдёмте на базар за подарками для М.Ц.

Базар.

Продавец: Покупайте, налетайте, сладкий товар раскупайте, вот шоколад на вкус приятный и очень ароматный. А вот и торт именинный, очень красивый и аппетитный.

Вед: Букашки подарки купили и домой поспешили. В это время на базар пришла Муха-Цокотуха. Она выбирает товар, вдруг видит компьютер. Всё бросает и летит к продавцу компьютера.

Муха: Ооо, какой красивый компьютер! А сколько стоит?

Продавец: Покупайте компьютер, он стоит копейку.

Муха: Ой у меня и есть только копейка. Я хотела своим друзьям угощения купить. Ведь у меня скоро день рождение!

Продавец: Не надо им ничего покупать! Ведь это ваш день рождения. Вот и купите себе подарок!

Муха: Хорошо. Покупаю.

( Муха приносит компьютер домой, включает и садится. Приходят гости).

Гости: Здравствуй Муха, мы пришли тебя поздравить с днём рождения! Мы принесли тебе торт в подарок Ты же его очень любишь! Пойдём с нами чай пить!

Муха: Отстаньте от меня! Ничего я не хочу! А-А-А

(гости удивлены и отходят на шаг назад).

Муха: Уйдите все! Вы мне мешаете! А-А-А!

Вед: Испугались гости. По домам, по углам разбежалися. Спрятались козявочки под лавочки. (дети выполняют действие).

- А кузнечики, а кузнечики, ну совсем как человечики, прыг-скок под мосток и молчок.

В: Ой букашки, смотрите, паучок!

Какой он?

Д: Злой, страшный, коварный.

Паук: ХА-ХА-ХА! Здорово! Так вам всем и надо!

(окутывает муху своей паутиной)

Сиди здесь! Сиди, сиди, пока не задеревенеешь.

( муха плачет, и зовёт на помощь, но вырваться не может. Паук смеётся.)

Вед: Но тут появляется маленький комарик, он опоздал на день рождение! Смотрит комар и диву даётся.

Комар: ОЙ! что с тобой случилось?

(муха в ответ качает головой, говорить не может, паук ей рот ладошкой закрывает. Муха падает в обморок).

Комар: Надо муху спасать!

(комар подбегает к пауку и саблю вынимает. Все сети перерубает. Спасает муху).

Муха: Ой, что со мной было? Не помню даже!

Комар: Это подруга, тебя в свои сети поймал, Паук-компьютер. Вот так негодяй! (показывает на паука).

Муха: И что мне теперь делать? Он же снова на меня нападёт. А вдруг никого рядом не будет?! И мне так захочется поиграть в компьютерную игру, что я не смогу остановиться- включу его и снова забуду про всё.

Комар: А давай его выключим?

Д: ВЫКЛЮЧИ!!!

(муха и комар выключают компьютер)

Муха: Спасибо тебе, смелый комар! Ты спас меня.

(смотрит на пустую комнату и разбросанные подарки).

- А ведь у меня сегодня день рождения! Где же мои гости?

(вместе зовут гостей)

- Где вы гости дорогие? Приходите скорей к нам!

Выходят насекомые.

Д: Молодец комар! Спаситель! Слава комару!

Больше паук-компьютер никого не будет обижать и вред не принесёт.

В: Букашки, таракашки, давайте поиграем с паучком и попробуем его сделать добрым. Ведь добро всегда побеждает зло.

проводится игра "Муха и паук".

( на паркете восемь пар мухи танцевали,

но увидев паука в обморок упали,

раз, два, три - Беги.

В: букашки, таракашки " Делу время, а потехе час"

Пора нам в детей превращаться.

Раз, Два, Три палочка всех в детей преврати.

Рефлексия

Дети сидят.

В: 1. Почему у Мухи-Цокотухи было много друзей?

2. Что М.Ц. купила на базаре себе в день рождения?

3. Почему был испорчен День рождение?

4. Какой стала М.Ц. после появления паука-компьютера?

5. Кто спас М.Ц. и порвал сети паука?

6. Что сделали с компьютером Муха и комар?

А что необходимо делать, что бы ваше общение с компьютером тоже закончилось хорошо?

Д: Нельзя долго за ним играть.

Надо менять позы во время игры.(постоять, посидеть).

В: А я вам открою секрет, что за компьютером можно играть только 20 минут в день (показывает на часах), а после игры делать зарядку для глаз и мышц лица.

- Молодцы! Если вы всё это будете выполнять, компьютер никогда вас не поймает в свои сети.

- Расскажите об этом дома своим близким.

Вручение детям свидетельств об окончании курса по теме " Общение с компьютером".

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.