Сделай Сам Свою Работу на 5

Зарисовки фигуры человека в одежде





МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра Проектирование зданий и градостроительство

 

 

А. П. Рац

АРХИТЕКТУРНЫЙ РИСУНОК И ГРАФИКА

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

Г.

 

Рецензент: кандидат архитектуры И. Б. Мельникова, доцент кафедры ПЗиГ ФГБОУ ВПО «МГСУ»

В пособии кратко излагается содержание и формулируются общие цели и задачи разделов дисциплины «Архитектурный рисунок и графика» учебной программы направления подготовки «Архитектура» для квалификации выпускника «бакалавр». Рабочая программа дисциплины составлена из трех разделов: рисование архитектурных объектов и декоративных архитектурных деталей; композиция интерьера; изучение пропорций и характерных движений фигуры человека. Целью освоения дисциплины является обучение технике архитектурного рисунка, формирование навыков создания графической композиции, развитие пространственного мышления и воображения, необходимых в профессиональной проектной деятельности. Основное содержание пособия - методические указания по выполнению аудиторных практических заданий и практических заданий для самостоятельной работы. Выполнение заданий поможет учащимся усвоить общие законы построения композиции на изобразительной плоскости и законы линейной и световоздушной перспективы, развить практические навыки работы по выполнению длительных рисунков, зарисовок и набросков с натуры, по памяти и по представлению с использованием различных изобразительных средств и различных графических материалов. В указаниях к каждому заданию формулируются его цели и задачи, предлагаются наиболее целесообразные последовательность и порядок его выполнения, даются необходимые теоретические сведения и практические советы. Пособие проиллюстрировано работами студентов МГСУ, которые могут служить примерами удачного выполнения каждого из зданий, в общей сложности представлено 47 иллюстраций.



Пособие предназначено для студентов, обучающихся архитектурному проектированию, и преподавателей соответствующих дисциплин, но будет также полезно для студентов и специалистов других направлений, профессиональная деятельность которых требует владения основами академического рисунка и графики.



 

оглавление

Введение____________________________________________________________________4

Часть 1. Аудиторные занятия_________________________________________________ 5

Цели и задачи разделов дисциплины___________________________________________5

Методические указания по выполнению аудиторных практических заданий____ 6 1. Рисунок дорической капители_________________________________________________6

2. Зарисовка макета архитектурного сооружения с использованием высокой точки

зрения______________________________________________________________________­_8 3. Рисунок интерьера с натуры_________________________________________________10

4. Зарисовки и наброски фигуры человека в одежде_______________________________17

5. Построение перспективы архитектурного объекта по ортогональным проекциям (курсовая работа)__________________________________________________________________19

6. Композиция архитектурного пейзажа. Пленер__________________________________21

Часть 2. Самостоятельная работа_____________________________________________27

Цели и задачи самостоятельной работы по дисциплине «Архитектурный рисунок и графика»___________________________________________________________________27

Вопросы для самоподготовки__________________________________________________27

Практические задания для самостоятельной работы_____________________ 29

Копия рисунка архитектурного пейзажа, выполненного профессиональным худож-ником_____________________________________________________________________29 Эскиз орнамента для кованой решетки________________________________________30 Рисунки интерьера с натуры и по воображению_______________________________34



4.Зарисовки и наброски фигуры человека в одежде_______________________________ 40

 

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины______________ 45

Введение

Дисциплина «Архитектурный рисунок и графика» в ряду других дисциплин учебной программы направления «Архитектура» является одной из базовых, необходимых для развития профессиональных навыков проектной реализации архитектурно-конструктивных замыслов. Выполняя задания по архитектурному рисунку и графике, студенты учатся более точно видеть и изображать, рисуя с натуры или по представлению, архитектурную форму, решая задачу соединения конструктивной точности с художественной выразительностью изображения. Такой подход позволит специалисту в дальнейшей работе, выражая свои конструктивные идеи в виде графического эскиза, сочетать точность пространственного мышления с требованиями развитого художественного вкуса.

Последовательное выполнение заданий учебной программы с использованием различных графических средств и графических материалов поможет студенту не только овладеть общей изобразительной школой, но и выработать индивидуальную манеру графического выражения своих конструктивных идей, что очень важно для создания информативно и эстетически полноценной графики архитектурного проекта. При этом нужно отметить, что не только на этапе подготовительной работы над проектом, где владение живым рисунком для квалифицированного архитектора и дизайнера просто необходимо, но и в работе над окончательным вариантом, создаваемым с помощью компьютерных технологий, владение искусством рисования, основанного на живом человеческом восприятии, живом переживании впечатлений от наблюдения натуры, поможет достичь более высокого результата.

Все учебные работы, которые даны в пособии как примеры выполнения заданий, выполнены студентами ИСА МГСУ, обучающимися по направлению подготовки «Проектирование зданий» и «Архитектура».

 

 

Часть 1. Аудиторные занятия

Цели и задачи разделов дисциплины

Предлагаемый курс дисциплины состоит из трех разделов:

1) Рисование архитектурных объектов и декоративных архитектурных деталей;

2) Композиция интерьера;

Изучение пропорций и характерных движений фигуры человека.

1. Рисование архитектурных объектов и декоративных деталей с освоением приемов и правил практической перспективы

Задания этого раздела дисциплины являются наиболее важными для практической работы архитектора. На аудиторных занятиях студенты выполняют с натуры длительные рисунки дорической капители и архитектурного макета в перспективе. По представлению выполняется рисунок перспективы архитектурного объекта на основе ортогональных проекций (по плану и фасаду). Это задание преследует цель развить навыки построения перспективного рисунка по представлению, а затем и по воображению. Выполнение таких заданий помогает понять логику конструктивно-художественной сущности форм и совершенствовать изобразительные навыки. Для успешного выполнения заданий требуется грамотное владение предыдущим учебным материалом по перспективному построению.

Выполняя композицию архитектурного пейзажа на пленере, студенты, опираясь на знание законов композиции, правил компоновки на изобразительной плоскости, принципов объемно-конструктивного рисунка и законов линейной и световоздушной перспективы, учатся создавать не только реалистически убедительные, но и содержащие художественную образность, эмоционально окрашенные изображения архитектурной среды. Такой подход не только помогает овладеть техникой и изобразительными средствами рисунка, но и расширяет кругозор, развивает профессиональные навыки будущего специалиста: понимание приемов создания гармоничной и целесообразной архитектурной формы, знание законов архитектурной объемно-пространственной композиции, умение гармонично вписать проектируемое сооружение в окружающее пространство с учетом конкретных условий.

Композиция интерьера

Рисование интерьера с натуры поможет студентам приобрести опыт непосредственного визуального восприятия и перспективного построения внутреннего архитектурного пространства, необходимый для профессионального проектирования. Так же обязательно для архитектора умение изобразить проектируемый интерьер по представлению и воображению. Длительный рисунок интерьера в аудитории выполняется с натуры. Во время самостоятельной работы должны быть выполнены зарисовки интерьеров различного функционального назначения с натуры и по представлению.

Зарисовки фигуры человека в одежде

Для выполнения заданий с изображением человека – самой сложной и совершенной формы предметного мира – от студента требуется высокий уровень владения изобразительными средствами рисунка. Главное правило, установившееся в архитектуре, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве с древнейших времен – «человек есть мера всех вещей» - остается неизменным и сегодня, так как именно фигура человека является модулем и эргономическим стержнем в деятельности архитектора и дизайнера. Рисование с натуры, по памяти и представлению фигуры и головы человека поможет студенту глубже узнать и понять функциональную целесообразность их частей, пластические, конструктивные и пропорциональные закономерности, почувствовать красоту и гармоничную взаимосвязанность всех форм, ощутить «человеческий» масштаб. Этот опыт необходим при проектировании архитектурного сооружения. Знание пластики и пропорций фигуры человека студенты углубляют, изучая самостоятельно соответствующие учебные пособия, выполняя зарисовки и копируя анатомические рисунки отдельных частей и общей формы фигуры человека. В аудитории проводятся занятия, во время которых студенты делают быстрые зарисовки фигуры, осваивая приемы и средства изображения пластики и пропорции человека в движении и приемы изображения одежды с характерными складками ткани. В задания для самостоятельной работы так же включаются наброски и зарисовки головы и фигуры человека с натуры.

 

Аудиторные практические задания

Рисунок дорической капители

Цель задания – развитие навыков линейного построения архитектурной формы, умение использовать светотеневую моделировку формы; знакомство с пропорциями античной и классицистической архитектуры.

Задачи и последовательность выполнения. Требуется выбрать точку зрения, с которой верхняя плита – абака разворачивается под углом к картинной плоскости, избегая положения, при котором левая и правая грани разворачиваются одинаково (под углом 450), и скомпоновать изображение, легкими линиями наметив общий силуэт капители. Изображение должно быть вписано в горизонтальный формат. Прежде чем приступать к построению, необходимо проанализировать форму и пропорции капители. Построение удобнее начинать с самой широкой верхней части капители. Это квадратная плита -абака, украшенная сверху полочкой и каблучком и валик – эхин, который представляет собой четверть вала.. Соединяя два элемента – квадратную абаку и круглый эхин, необходимо построить их так, чтобы при любом развороте абаки, эллипс эхина разворачивался по большой оси, имеющей строго горизонтальное положение, при этом середина каждой из сторон квадрата абаки должна совпадать с положением точки, в которой данная сторона касается окружности – верхней границы эхина. Для решения этой задачи удобнее начинать построение с эллипса. Через точно найденный общий центр нижнего квадрата абаки и верхнего круга эхина проводится общая вертикальная ось. Затем нужно с правильной передачей пропорций и перспективных сокращений построить форму нижней цилиндрической части капители, состоящей из трех поясков, шейки и астрагала с выкружкой – переходом от капители к обрубку верхней части колонны. Ствол колонны имеет сложную форму, которая называется энтазис, имеющую утонение кверху. Это плавное сужение можно заметить и в верхней части, примыкающей к капители. Для правильного перспективного построения необходимо точно найти степень раскрытия окружностей горизонтальных сечений на каждом уровне. При этом нужно помнить, что раскрытие горизонтальных плоскостей, расположенных выше плоскости горизонта, увеличивается по мере повышения уровня расположения. Ствол колонны декорирован двадцатью длинными полукруглыми в плане бороздками – каннелюрами, имеющими полукруглые же завершения – арочки. Правильно изобразить их может помочь план ствола колонны. Однако положение точек, перенесенных с плана на перспективное изображение горизонтального сечения ствола, требует некоторой коррекции с учетом перспективных сокращений. При построении деталей важно прорисовывать линейно не только видимые, но и невидимые границы всех элементов прозрачно «насквозь». Это способствует правильному изображению объемной конструкции капители (см. рис. 1.1). На последнем этапе линейного построения прорисовываются мелкие детали и намечаются линии светоразделов собственных и падающих теней. Затем с помощью светотеневой моделировки с использованием заштрихованного фона требуется полностью выявить характер формы с учетом пространственного расположения всех деталей, добиваясь цельности изображения в законченной работе. Примеры выполнения задания показаны на рис. 1.2 и 1.3.

Материал - ватман формата А-3 графитные карандаши 2H-2В.

Время на выполнение задания – 12 ч

А. Б.

В. Г.

Рис.1.1 А - пропорции дорической капители; Б, В, Г – последовательность и приемы построения дорической капители.

Рис. 1.2. Пример выполнения задания 1. Автор Вера Алексеева

Рис. 1.3 Пример выполнения задания 1. Автор Е .Рогожина

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.