Сделай Сам Свою Работу на 5

М е х а н и ч е с к а я а н т и с е п т и к а.





МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Новгородский Государственный Университет им Ярослава Мудрого»

(НовГУ)

Великий Новгород

Институт медицинского образования

Кафедра общей и факультетской хирургии

«УТВЕРЖДАЮ»

заместитель директора института

медицинского образования

______________Сулиманов Р.А.

 

“______”_______________2011г.

 

Общая хирургия, анестезиологии

Дисциплина для специальности 060101

“Лечебное дело”

Методическая разработка практического занятия

Тема занятия: Антисептика.

 

 

СОГЛАСОВАНО: Начальник УМО ИМО НовГУ   ______________И.В.Богдашова     “___”_______________2011 г.       Разработал: Заведующий кафедрой общей и факультетской хирургии ______________проф. В.П.Байдо     “_26__”__08____________2011 г.

 

Великий Новгород – 2011


 

Тема занятия: Антисептика.

I. Введение.

В хирургии среди всех осложнений наиболее часто встречаются гнойно-воспалительные процессы.



В доантисептический период послеоперационная летальность достигала более 80%. Больные умирали от нагноений ран, рожи, гангрены, сепсиса.

Профессор Эрикоен, учитель Листера, в 1874г. заявлял, что брюшная и грудная полости и полость черепа навсегда останутся недоступными для хирургов.

Однако благодаря открытию антисептики хирурги получили возможность оперировать на всех органах и тканях. По образному выражению В.А.Оппеля “Листер своей антисептикой распахнул широко перед хирургами дверь человеческих страданий. Как ураган ворвалась в эти двери хирургия и натворила чудеса”.

В настоящее время в связи со снижениями эффективности антибиотикотерапии и ростом числа послеоперационных осложнений интерес к антисептике резко увеличился.

II. Цель практического занятия.

На основании знаний, приобретенных на начальных курсах по химии, микробиологии и в процессе практического занятия, УМЕТЬ:

1) определять виды антисептики;

2) определять показания и противопоказания для применения антисептических средств;



3) использовать дренажи;

4) определить показания и противопоказания для антибиотикотерапии;

5) правильно назначить антибиотики при гнойно-воспалительных осложнениях по антибиотикограмме.

III. Учебно-целевые задачи.

На основании приобретенных теоретических знаний задачей практического занятия является НАУЧИТЬСЯ:

1) правильно оценивать состояние операционных ран;

2) своевременно выявлять гнойно-воспалительные осложнения;

3) производить посев гноя для бактериологические исследования;

4) правильно выбрать антисептики для обработки ран;

5) правильно применять дренажи;

6) интерпретировать антибиотикограммы;

7) провести пробу на переносимость больным антибиотиков;

8) правильно произвести первичную хирургическую обработку (ПХО) раны;

9) правильно применять протеолитические ферменты, иммуностимулирующие препараты;

10) выполнить перевязки ран.

IV. Самоподготовка к занятию.

4.1. Цели самоподготовки.

В результате самостоятельного литературы изучения Вы должны ЗНАТЬ:

1) историю развития антисептики;

2) виды современной антисептики;

3) сущность физической антисептики;

4) сущность механической антисептики;

5) задачи химической антисептики;

6) задачи биологической антисептики;

7) характеристику основных химических антисептиков;

8) осложнения, возникающие при применении антибиотиков;

9) действие протеолитических, иммунных средств и других биологических антисептиков;

10) основные методы применения антисептиков.

4.2. Организация самоподготовки.

Самоподготовка является обязательным условием успешного достижения цели занятия и определяет его эффективность.



Чтобы подготовиться к занятию:

1) уясните цели самоподготовки к занятию;

2) вспомните, пользуясь своим конспектом, содержание лекции “Антисептика”, читаемой на кафедре общей хирургии;

3) изучите рекомендуемую литературу;

4) изучите блок информации в данной методической разработке;

5) выполните контрольные задания для проверки результатов самоподготовки по теме занятия и проверьте правильность своих решений по эталонам ответов (см. в рекомендуемой литературе источник № 5).

4.3. Рекомендуемая литература:.

Список рекомендуемой литературы.

Основная литература.

1. Гостищев В.К. Общая хирургия: учебник – 4 –е изд. – М., 2006.

2. Петров С.В. Общая хирургия: учебник – 3-е изд., перераб.и доп.- М., ГЭОТАР –МЕДИА,2009.

 

Дополнительная литература

1. Байдо В.П. «Пропедевтика хирургических болезней» (учебное пособие) – В.Новгород, 2006.

2. Байдо В.П. «Хирургия для семейного врача» (учебное пособие) – В.Новгород, 2006.

3. Общехирургические навыки. Уч. Пособие для студентов мед. ВУЗов Оскретков В.И., Ганков В.А., Прохоров В.И., Вильгельм Н.П., под ред. В.И. Оскреткова . – Ростов н/Д: Феникс – 2007г.

4. Асептика и антисептика: Уч. Пособие: для мед ВУЗов /Винник Ю.С., Кочетова Л.В., Карлова Е.А., Теплякова О.В. - . – Ростов н/Д: Феникс; Красноярск – 2007г.

5. Бельков А.В. Амбулаторная хирургия, тесты: Уч. Пособие: по специальности 040100 «Лечебное дело» . – Растов н/Д: Феникс – 2007г.

6. Пропедевтика хирургии. Учебное пособие для студентов мед.ВУЗов. /Баранов Г.А., Буромский И.В., Васильев С.А. и др.; под ред. В.К.Гостищева и А.И. Ковалева. 2-е издание исправленное и дополненное – М.: Медицинское информ. агентство, 2008г

7. Вебер В.Р., Швецова Т.П., Швецов Д.А. «Неотложные состояния в практике семейного врача» (учебное пособие) 3-е издание исправленное и дополненное - В.Новгород,. 2011.

8. Стручков В.И., Стручков Ю.В. Общая хирургия: Учебник для мед.ин-тов. - М.: Медицина, 1988. – 480с.

9. Красильников А.П. Справочник по антисептике. Мн.: Выш. шк., - 1995. – 367с.

10. Становенко В.В. Асептика и антисептика. - Витебск, 1996.

11. Рычагов Г.П., Кремень В.Е. Ситуационные задачи и тестовые вопросы по общей хирургии: Учеб. пособие. – Мн.: Выш. шк., 1998. 461с.

4.4. Блок информации.

Антисептика - это совокупность различных мероприятий, направленных на уничтожение микробов в ране, патологических образованиях или организме в целом при помощи различных активных химиеских и биологически обеззараживающих веществ, а также физических и механических факторов.

В и д ы а н т и с е п т и к и.

Различают 5 видов антисептики:

1) физическую;

2) механическую;

3) химическую;

4) биологическую;

5) смешанную.

Физическая антисептика.

Ее суть составляют физические методы, создающие в ране неблагоприятные условия для развития бактерий и уменьшающие всасывание токсинов и продуктов распада тканей. Основная задача физической антисептики состоит в том, чтобы обеспечить выход жидкостей из раны в повязку. Это достигается путем применения тампонов из марли и дренажей из резины, хлорвинила, силикона, стекла, пластмассы. Впервые для дренирования ран был применен Гиппократом металлический дренаж.

В настоящее время широко используется активная аспирация ран (вакуумное дренирование), метод проточного диализа, тампоны с гипертоническим раствором (10% раствор хлорида натрия).

К физической антисептике относится открытый метод (гнотобиологический) лечения ран без наложения повязки, что ведет к высушиванию раны воздухом и созданию неблагоприятных условий для развития микробов. Этот метод, создающий абактериальную среду, широко применяется в хирургии при лечении поверхностных ран (ссадин), обширных ожогов и т.п.

К физической антисептике также относится применение ультрафиолетовых лучей, ультразвука низкой частоты, лазерное излучение.

М е х а н и ч е с к а я а н т и с е п т и к а.

Для профилактики развития микробов в ранах большое значение имеет использование механических приемов, способствующих удалению из раны некротизированных и нежизнеспособных тканей, служащих основной питательной средой для микроорганизмов. Это осуществляется выполнением операции, получившей название первичной активной хирургической обработки ран.

Истоки механической антисептики относятся к далекой древности. Хирург Роджер из Салерно (1177г.) предложил после удаления инородных тел сближать края ран шелковыми швами.

В 1350г. Николай Флорентийский производил первичное иссечение краев раны с наложением швов.

А.Чаруковский (1836) писал, что “ушибленную рану надо превратить в порезанную и сию лечить скоросоединительно”, т.е. наложением швов.

Впервые первичную хирургическую обработку ран при огнестрельных переломах применил российский хирург К.К.Рейнер (1846-1890).

В 1898г. немецкий хирург П.Л.Фридрих в экспериментах на животных доказал, что в ранах, загрязненных землей, инфекция проникает вглубь тканей не сразу, а через 6-8 часов. Если в эти сроки иссечь края раны и дно ее в пределах здоровых тканей, то рана станет стерильной, подобной чистой операционной ране, и ее можно зашивать, получая заживление первичным натяжением.

Химическая антисептика.

Она включает в себя применение химических веществ с бакцерицидными и бактериостатическими свойствами.

Химические антисептики подразделяются на группы:

1. Группа галоидов:

а) хлорамин Б, содержит 29% активного хлора, белый кристаллический порошок, растворим в воде, спирте, оказывает бактерицидное и дезодорирующее действие. Применяется 0,5%, 1%, 2%, 3% раствор.

б) йодонат - выпускается 4,5% раствор. Накануне применения разводится дистиллированной водой до 1% раствора. Применяется для обработки операционного поля. Аналогично йодонату выпускается йодопирон.

в) настойка йода - применяется 2%-5% спиртовой раствор. Она обладает бактерицидным, прижигающим и дубящим свойствами.

2. Группа кислот:

а) 2%-3% водный раствор борной кислоты и в порошке.

б) 1%-2% спиртовой раствор салициловой кислоты и мазь.

3. Окислители:

а) 3%, 6% раствор пероксида водорода готовят из гидропирита.

б) перманганат калия - применяют 0,1%-0,05% для промывания ран, 0,01%-0,1% для полоскания полости рта и горла,. 2%-5% для обработки язвенных и ожоговых поверхностей.

4. Красители:

а) метиленовый синий (methylen blau) - применяют 1%-3% спиртовой раствор при пиодермии, ожогах, для обработки поверхностных ран и ссадин.

б) бриллиантовый зеленый (brilliant grun) - 1%-2% водный и спиртовой растворыы используют наружно как антисептическое средство.

в) риванол - применяют при лечении ран в растворах 1:500-2000.

5. Детергенты: хлоргексидина биглюконат представляет собой 20% водный раствор. Используется для промывания ран (готовят раствор 1:400), для промывания полостей (1:1000).

6. Производные хиноксалина:

а) хиноксидин по 0,25 3 раза в день внутрь.

б) диоксидин - 0,1%-1% водный раствор при лечении гнойных ран, для промывания мочевого пузыря, полостей, гнойных свищей. Выпускается в ампулах в виде 1% раствора по 10 мл. При тяжелой инфекции вводят внутривенно капельно 60-90 мл 2-3 раза в стуки, растворяя в 5% растворе глюкозы.

7. Препараты группы 5 - нитроимидазола:

а) метронидазол (трихопол, клион, флагил, метрогил, метроджил). Эффективен в отношении неклостридиальных анаэробов. Препарат обладает антибактериальным и антипаразитарным действием. В тяжелых случаях применяют внутривенно по 0,5 в 100 мл раствора. вливают медленно в течение 20-30 минут, используют также в таблетках и свечах по 0,5 2-3 раза в день.

б) тинидазол (фасижин) применяют внутрь по 0,5 в таблетках. Спектр действия такой же, как у метронидазола.

8. Сульфаниламидные препараты:

а) короткого действия - стрептоцид, сульфадимезин, этазол-натрий, уросульфан, сульфацил-натрий.

Б) длительного (пролонгированного) действия - сульфадиметоксин или мадрибон, сульфапиридазин, сульфален, бактрим (бисептол). Препараты назначают внутрь в виде таблеток.

9. Соли тяжелых металлов: серебра нитрат (ляпис) применяют 2%-5%-10% раствор для прижигания грануляций, 0,1%-0,2% раствор применяется для промывания гнойных ран и полостей. Используется как антисептическое и противовоспалительное средство.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.