Сделай Сам Свою Работу на 5

Уровень СЛОВОСОЧЕТАНИЯ И ФРАЗЫ





Блок 2 (ОБ-2)

Чередующиеся гласные в корне слова

Какие гласные чередуются Правило Примеры
1. Написание зависит от наличия суффикса -А- и (или) от согласной(ых) в корне
Е // И, О // А -бер- — -бир-, -дер- — -дир-, -мер- — -мир-, -тер- — -тир-, -пер- — -пир-, -чет- — -чит-, -жег- — -жиг-, -стел- — - стил-, -блест- — - блист-, -кос- — -кас- В корнях пишется И, если после корня стоит суффикс -А-. В корне - КАС- пишется А, если после корня стоит суф­фикс -А- Выберу — выбирать, удеру — удирать, умер — умирать, вытер — вытираю, запер — запирал, вычет — вычитать, выжег — зажигать, стелю — застилал, блестел — блистать, коснулся — касался. Исключения: сочетать, сочетание
Я // ИМ, А// ИН Сочетания ИМ, ИН пи­шутся, если после них идёт суффикс -А- Понять — понимать, поднять — поднимать, начать — начинать, занять — занимать, примять — приминать
О//А -лож- — -лаг- В корне -лаг- пишется А, -лож- (перед ж) — О Предлагать предложить, полагаю, положить, излагать — изложить, изложение, расположиться. Исключение: полог
О// А -рос- — -раст- — -ращ- В корнях пишется А перед сочетанием СТ и Щ, в ос­тальных случаях — О Рос — расти — наращение, переросла, выращенный, растительность. Исключения: росток, ростов­щик, Ростов, Ростислав, от­расль
О//А -скоч- — -скак- Перед Ч пишется О, перед К - А Вскочить — скакать, выскочить. Исключения: скачок, скачу, скачи. Примечание. Необходимо раз­личать в написании формы 1-го лица будущего времени и повелительного наклонения у глаголов заскакать (начать скакать) и заскочить (зайти ненадолго); соответственно: заскачу и заскачи — заскочу, заскочи; подскачу — подскочу
2. Написание зависит от ударения (безударного положения гласных О и А)
О//А –гор- — -гар-, В корне -гар гор- под ударением пишется А, без ударения — О Загорелый — загар, загорать, выгорел
О//А –зор- — -зар- Под ударением в корне пи­шется та же гласная, что слышится, а без ударения — А Зорька — озарять, зарница, озарение. Исключения: зоревать, зорянка
О//А -твор- — -твар-, -клон- — -клан- Под ударением пишется та же гласная, что слышится, а без ударения — О Творчество — тварь — творить. Исключение: утварь. Кланяться, наклон, накло­ниться, поклонился, скло­нить
3. Написание зависит от лексического значения слова
О//А –ровн - — - равн- Пишется -РОВН- в словах со значением «гладкий, ров­ный, прямой», -РАВН- в словах со значе­нием «равный, одинаковый» Заровнять (яму), выровнять (дорожку), уровень, сровнять (с землёй). Сравнить, уравнять (в пра­вах), поравняться (силой). Запомнить написание следую­щих слов: равняться, равнение, равнина, поравняться, а также команда «Равняйсь!»
О// А -мок- — -мак- Пишется -МОК- в словах со значением «пропускать жидкость». Пишется -МАК- в словах со значением «погружать в жидкость» Промокать, промочить (ноги), промокашка, вымокают (под дождём). Обмакнуть (перо в черниль­ницу), макать (хлеб в мёд)
4. Чередование гласных О/А/Ы в корнях –ПЛОВ- — - ПЛАВ- — -ПЛЫВ-
0 // А // Ы -плов- — -плав- — -плыв- Буква О пишется только в словах пловец, пловчиха, Ы — только в нескольких словах, в остальных пишет­ся А Пловец, пловчиха, поплавок, плавучий, плавники, сплав­лять лес по реке, жук-плаву­нец, плывуны, плывучий, плывущий, плывунный

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ТРЕНИНГИ





Тренинг 15. Разберите по составу следующие слова.

Избиратели, предполагать, зажигательный, выращенный, вы­читать, касательная, приминать, растительность, прилагательное, изложение, запирательство, блистательно, занимательный, уберу, расположиться.

Тренинг 16. Определите, какое значение имеют следующие слова.



Подровнять (волосы), промочить (ноги), сравнить (что-либо), выровнять (дорожку), макать (хлеб в постное масло), промока­тельная (бумага), уравнять (шансы соперников).

Тренинг 17. Определите, какое слово в каждой строке из выделенных курсивом — «лишнее»?

Умирающий (воин), продираться (через лес), примерять (костюм), зажигать (лампу).

Предлагать (помощь), (член) предложения, ложноножки (амёбы), прилагательное.

Вытирать (ноги), пировать, запирать (дверь), блистательные (перспективы).

Понимать (приятеля), принимать (экзамены), поднимать (груз), унижать (кого-либо).

Постелить, стилистическая (ошибка), устилать (дно корзины), расстелю (скатерть).

Почитать (родителей), вычет, прочитать (книгу), предпочитать (что-либо).

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Уровень СЛОВА

Тренинг 18. Вставьте пропущенные буквы (Е или И).

Рассылался, выт_ртый, отм_рающий, приподн_маться, зажи­галка, соб_рать, зам_р, подб_раться, отп_реть, словосоч_тание, пробл_ски, прин_мать, выч_тание, бл_стать, прот_рать, выж_гший, поч_тать (старших), выб_ру, преп_раться, бл_стящйй, на­чхать, прод_русь, пост_лю, соч_тать, зан_мательный, отб_ру, выт_ртый, зам_рать, заж_галка.

Тренинг 19. Вставьте пропущенные буквы (О или А).

Распол_жение, заг_реться, пл_вчиха, изл_жение, Р_стислав, соприк_саться, р_стки, подг_релый, скл_ниться, пром_чить (ноги), пл_вники, выр_сший, пол_г, оз_рить, з_ревать, ур_вень, к_сательная, р_стовщик, выг_реть, тв_рец, зар_внять (землю), Р_стов, ск_чок, ср_внить, ср_внять (с землёй), выск_чка, про- м_кашка, к_снулся, покл_нился, расск_каться, приг_реть, оз__рять, з_рница, пог_рельцы, ур_вень, попл_вок, укл_ниться, пл_вучесть, натв_рить, отр_сль, прекл_няться, непром_каемое, ср_внение, р_весники, ск_чу, пог_релец, г_релки, к_сательная, наг_реть, пл_вниковый, зар_сли, тв_рить, прир_щение.


Уровень СЛОВОСОЧЕТАНИЯ И ФРАЗЫ

Тренинг 20. Вставьте пропущенные буквы.

Бл_стательное предпол_жение, рассылается по р_внине, з_ря разг_рается, прекл_няться перед тв_рцом бл_стательной пьесы, подск_кать к зар_слям бл_стящих камышей, прин_лся предл_гать р_весникам отведать выр_щенные им овощи, зам_р на мгновение от оз_рившей меня бл_стящей мысли, зан_маться ср_внительным анализом, члены предл_жения, выч_тать предл_гаемую сумму, пр_нимаю ваше предл_жение, прин_мать участие в судьбе па­чкающего дра(м, мм)атурга, выр_внять дорожку, в зар_слях с_рени, разб_ру сложное предл_жение и выб_ру из него отн_сительные пр_л_гательные.

Уровень ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Тренинг 21. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

1) Г_рит восток з_рёю новой. Уж на р_внине по х_лмам гр_хочут пушки. 2) Сквозь волнистые туманы проб_рается луна. 3) Сердце её сильно билось и зам_рало. 4) Скажите, кто из вас согласен ск_кать за дочерью моей? 5) Прол_вной дождь вым_чил меня до последн_й нитки. 6) Погиб и кормщ_к, и пл_вец. 7) Заяц выск_чил из лесу и пбб_жал полем. 8) В его руках л_жит Людми­ла, свежа, как вешняя з_ря, и на пл_чо б_гатыря лицо сп_койное скл_нила. 9) Через две м_нуты мы пор_внялись с человеком. 10) Имел он счастл_вый т_лант без пр_нужденья в разг_воре ки­нуться до всего слегка. 11) Р_вняясь, стро_тся полки. 12) Сердце моё зам_рло, когда государь зап_рся с её отцом. 13) Вся комн_та янтарным блеском оз_рена. 14) Бл_стательна, (полу) воздушна, смычку в_лшебному п_слушна, т_лпою нимф окружена, ст_ит Истомина; она, одной ногой к_саясь пола, другою медлен_о кру­жит... 15) Но пов_литель г_рделивый махнул рукой (не) т_рп_ливой: и все, скл_нившись, едут вон. (А. С. Пушкин)

Уровень ТЕКСТА

Тренинг 22. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки, сделайте морфологический разбор выделенных полужирным курсивом слов.

Мы предп_л_гаем что соб_рёмся в дорогу до з_ри. Серёжу нам пр_дётся зап_реть одного дома: вчера вечером он выск_чил на улицу легко одетым и пр_студился пытаясь переплыть оз_ро. Но так как пл_вец он плохой то ему с большим трудом пр_шлось доб_раться до пл_вучего мостика где его ож_дали ум_рающие от страха р_вес_ники. Вместо Сергея с нами пойдёт Р_стислав при­ехавший недавно из Р_стова. Как только он узнал о том что мы соб_раемся поохотиться Р_стислав приск_кал к нам.

С зам_рающим сердцем мы проб_рались в своей непром_каемой одежде по зар_слям березн_ка. Настоящий охотник не лезет в ч_щ_бу а выб_рает или д_рожки или пр_галины и пр_сёлки. Когда же лес расп_л_гается по г_ристым склонам то за_чьи д_рожки как правило пр_ст_раются очень д_леко.

На востоке разг_ралась поздняя з_ря день был безветрен_ый ветви д_ревьев бл_стали ин_ем. Оз_рённый роз_выми лучами снег в соч_тании с акв_рельно (г_лубым) небом казался сказ_чным убором зимн_й пр_роды. Мы испыт_вали в_ликую радость пр_общения к этой неср_вненной кр_соте. (151 слово) (По Г.Г. Хаблак)

ИТОГОВЫЕ ТРЕНИНГИ

Уровень СЛОВОСОЧЕТАНИЯ И ФРАЗЫ

Тренинг 23. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

Предл_гать переписать изл_жение, прин_мать участие в изб_рательной к_мпании, прик_снове-ние к тв_рению мастера, за_ц выск_чил на р_внину, нач_наем пр_м_чать, на востоке г_рит з_ря, к_снулся темы пон_мания пр_изведений иску(с, сс)тва, пл_вучесть судна ср_внительно (не) плохая, выр_щенный ур_жай предл_гали зап_реть в амбар, ур_внять в правах р_весников, луна оз_ряла зар_сли кустарников, предл_гаю пост_лить вам в г_сти(н, нн)ой, ур_вень воды в реке нач_нает пон_жаться, зан_мательная история бл_стательного ра(с, сс)ка_чика, эти отр_сли промышлен_ости развиты в Р_стове.

Уровень ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Тренинг 24. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

1) 3_ря запылала п_жаром и охв_тила (пол) неба. 2) Первое время Муму была очень сл_ба, тщ_душна и собой (не) кр_сива, но (по) немногу справилась и выр_внялась. 3) Молодые д_ревья р_сли очень тесно, (н_) чей т_пор ещ_ не к_снулся до их стройных ств_лов. 4) Муму прин_лась есть с обычной своей вежл_востью, едва пр_к_саясь мордочкой до куш_нья. 5) Лет дес_ть тому назад несколько тысяч_ дес_тин выг_рело, и (П, п)олесье и (до) сих пор не зар_сло. 6) В сенях на полу л_жал коврик; все двери зап_ра- лись на замок. 7) Она накл_нилась, подн_ла цветок. 8) Закл_наю вас всем, что есть св_того на свете, — скажите правду! 9) Пол_гаю так (же) неумес_ным вн_кать в настоящие пр_чины нашего ст_лкновения. 10) Маша, не раскрывая пялец, слегка пр_л_жилась к ним грудью и подп_рла голову руками. (И. С. Тургенев)

Тренинг 25. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскрой­те скобки.

Творчество

Встреча с тв_рениями в_ликих мастеров всегда вызывает у меня волнение и расп_л_гает к размышлениям. Я (н_) могу (н_) пр_кл_няться перед ш_деврами Пушкина и Лермонтова Чехова и Толсто_о. Ур_вень их мастерства таков что соб_рательные образы их г_роев кажутся живыми сотв_рёнными из плоти и крови. Бл_стательное вл_дение словом пон_мание (иногда инту_тивное) с_кретов мастерства г_ниальных наших писателей пор_жает. Ви­димо то с_стояние творческого оз_рения которое испыт_вали они в момент создания своих ш_девров можно ср_внить со вспышкой молни_ оз_ряющ_й всё (во) круг. Вот в_личайший наш поэт обм_кнул гусиное перо в чернильницу и (из) под его пера пол_лись строки которые запом_наются сразу: «Г_рит вос­ток з_рёю новой».

Каждое слово мастера каждое написан_ое им предл_жение несомнен_о н_сёт отпечаток его т_ланта. Читаешь строки ст_хотворения и вид_шь как бл_стит на з_ре р_са на траве как со_нце за­жигает каждую кап_льку на листьях кустарн_ков и д_ревьев. И постепенно восх_щение тв_рением мастера перер_стает в лю­бовь. В любовь к нашей пр_красной единственной в своём роде ру(с, сс)кой л_тературе. (151 слово)

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.