Сделай Сам Свою Работу на 5

Уровень СЛОВОСОЧЕТАНИЯ И ФРАЗЫ





Блок 4 (ОБ-4)

Правописание приставок, заканчивающихся на буквы 3 и С, и приставок ПРЕ-, ПРИ-

Орфограмма Правило Примеры
Буквы 3 и С на конце приставок На конце приставки, заканчиваю­щейся на буквы 3 и С, пишется тот же согласный, что и слышится, а приставки 3 не бывает. Приставка С- пишется как перед глухими, так и пе­ред звонкими согласными. В словах здесь, здоровье, здание, ни зги (не видно) 3 является частью корня. Не следует путать их с такими словами, как сбруя, сдоба. В приставках РАЗ-, РАС-, РОЗ-, РОС- пишутся так же, как слышатся, не только согласные (3 или С), но и гласные (О или А) Беспощадный, расщепить, исследователь, сделать, исчез, изделие, разжечь, низложить, ниспадать. Исключение: безвкусный. Развязка, расписание, розвальни, россыпь, раздразнить, роздых, роспись
Примечание. Перед корнем - ЧЁТ- пишется одно С перед корнем - ЧИТ- — два С. Примеры: расчёт — рассчитать, рассчитывать. Исключение: бессчётный.
Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ- Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ- ­пишутся в зависимости от значения слова. ПРЕ- В значении высшей степени качест­ва или действия (можно заменить при­ставку словами «очень» или «весьма»). В значении «через», «по-иному» (близко по значению к приставке ПЕРЕ-). В некоторых словах, в том числе иноязычных, где приставка не выделя­ется. ПРИ- В значении пространственной близости, смежности. В значении прибавления, прибли­жения, присоединения. В значении неполноты действия (совершения действия в неполном объёме). В значении доведения действия до конца. В значении совершения действия в чьих-либо интересах Прелестный, прекрасен, преуспел, престарелый, во много раз преувеличу. Преграда, превращение, преступил, превратно. Презирать, прельщать, пренебрегать, прелюдия. Пристанционный, привок­зальный, пригородный. Прикрепить, приехать, приделать, примыкать. Присесть, приоткрыть, слегка приуменьшить. Придумать, пристукнуть. Приберечь, припрятать
Примечание. Необходимо различать написание омонимичных слов: пребы­вать (находиться) в городе — прибывать (приезжать) в город; предать (отдать в чьи-либо руки, совершить предательство) — придать (дать что-либо дополнительно); предел (граница чего-либо) — придел (пристройка) храма; презирать (относиться презрительно) — призреть (дать кому-нибудь приют и пропитание); преклонить (склонить, опустить вниз) — приклонить (нагнув, согнув, прибли­зиться к чему-либо); преступить (отступить от чего-либо, что-либо нарушить) — приступить (приняться за что-либо); претворить (осуществить) — притворить (прикрыть)\ преуменьшить (во много раз) — приуменьшить (слегка); преходящий (временный, недолговечный) — приходящий (пришедший куда-либо); приёмник (ра­дио) — преемник (наследник) — восприемник (крёстный отец). -

 





 

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ТРЕНИНГИ

Тренинг 41. Обратите внимание на то, как произносятся различные при­ставки перед глухими и звонкими согласными. В чём «уникальность» приставок, заканчивающихся на буквы 3 и С, а также приставок ПРИ-, ПРЕ-?

Отпилить, отдёрнуть, подстреленный, подбросить, надкусить, надрезать, предположить, предбанник, предубеждение, испол­нить, изделие, распахать, развернуть, беспомощный, бездельник, воспитание, возрастать, ниспадать, низложенный, чрезмерный, чересчур, слегка приуменьшить, во много раз преуменьшить, прибыть в город ночью, пребывать в городе в течение месяца, приступить к работе, преступить закон, претворить своё решение в жизнь, притвориться спящим, превратно поняли, привратник.

Тренинг 42. От существительных с предлогами образуйте прилагательные. Образец: при дороге - придорожный, без корысти - бескорыстный.

При станции, при вокзале, при вратах, при береге, при дворе, при дороге, при городе, без покоя, без радости, без предела, без дома, без защиты, без сознания, без характера, без рассудка, без лошади, без леса, без нравственности, без почвы, без формы, без жалости.



Тренинг 43. Из приведённого ниже списка сначала выпишите слова, в ко­торых ПРЕ- и ПРИ- являются приставками, затем — слова, в которых ПРЕ и ПРИ — часть корня. Разберите по пять слов из каждой группы по составу, объясните их лексическое значение.

Приумолкнуть, приоритет, прекрасный, преграждать, пренебре­жительно, президиум, призыв, приключение, привилегия, преступ­ник, преамбула, приостановить, привокзальный, приглашение, претендент, приглушить, примитивный, привстать, прибавить, преувеличить.

Тренинг 44. Какое слово из приведённых ниже — «лишнее» в строке?

Превосходить, преданный, предгрозовой, превышение, пре­старелый.

Предосторожность, предолимпийский, предотъездный, пре­дохранитель, предатель.

Низвергнуть, низложенный, низкосортный, низводить, низвести. Примиренческий, примоститься, приоритет, примешанный, приморский.

Ниспровергать, ниспосланный, ниспущенный, нисколько, ни­спадать.

Низринуть, низвергнуть, снизойти, низложить, низменный, низводить, низвержение.

Сделать, сдобренный, сдёргивать, сдобный, сдержанность. Звонарь, здравствовать, здешний, здание, здороваться. Расписание, расположенный, расовый, распакованный, распутье.

Тренинг 45. Понаблюдайте за тем, как произносятся в разных словах приставки РАЗ-, РАС-, РОЗ-, РОС-. Разберите слова по составу. Составьте с ними словосочетания.

Разбросать, расписание, розвальни, роспись, разволноваться, распространяться, розданный, россыпи, россказни, розыск, роз­лив, разбазаривать, раскаяться, раззадориться.

 

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Тренинг 46. Вставьте пропущенные в приставках буквы, в зависимости от значения поместите приведённые ниже слова с пропусками в один из разделов таблицы. Какие слова нельзя поместить ни в один из раз­делов, какие — в несколько разделов?

Пр_умолкнуть, пр_обрести, пр_лестный, пр_бить, пр_бывать (в городе), пр_восходный, пр_сесть, пр_быть (в город в семь часов), пр_везти (вещи на машине), пр_крутить, пр_градить, пропус­тить (гардины), пр_готовить (обед), во много раз пр_уменыпить, пр_открыть (окно), пр_старелый (отец), пр_бавить (к четырём два), пр_вокзальный, пр_скакать, пр_непр_ятный, пр_вести (пример), пр_одолевать, пр_пятствие, пр_уморительный, пр_станционный, пр_забавный, пр_лететь, пр_кре-пить, пр_терпевать, намного пр_увеличить, пр_думать, пр_кончить, пр_дорожный, пр_паять, пр_мчаться, пр_грешения, пр_красный, пр_школьный, пр_вет, пр_зыв.

 

1. Приближение, присоединение
2. Близость к чему-либо
3. Неполнота действия
4. Законченное действие
5. Значение слов «очень», «весьма»
6. Значение приставки ПЕРЕ-

Тренинг 47. Объясните значение каждого из слов, которые составляют омонимичную пару, составьте с каждым из них словосочетание, ко­торое позволило бы прояснить его значение.

1) Пребывать — прибывать; 2) предавать — придавать; 3) пре­дел — придел; 4) преемник — приёмник; 5) презирать — призреть; 6) прекрасный — приукрасить; 7) преуменьшить — приумень­шить; 8) преклонить — приклонить; 9) претворить — притворить; 10) претерпеть — притерпеться; 11) преходящий — приходящий; 12) превратный — привратник; 13) преступить — приступить.

Уровень СЛОВА, СЛОВОСОЧЕТАНИЯ И ФРАЗЫ

Общее задание. Вставьте пропущенные буквы (3 или С).

Тренинг 48

Бе_брежный, бе_сонный, бе_заботный, и_делие, бе_счётный, _бросить, бе_культурье, ра_топтать, и_царапать, чрезвычайный, _дание, и_гнанный, и_виниться, ро_пись, бе_ветренный, и_кусство, во_двигнутый, ни_вергнуться, бе_перспективный, _бить, _доровый, бе_тактность, чре_мерный, чере_чур, и_тратить, раве­лина, и_вержение, и_балованный, бе_человечный, и_чезнуть, бе_шумный, ра_сортировать.

Тренинг 49

Во_двигнутый, во_будитель, ра_долье, _битый, во_хождение, в_винтить, в_ращивать, чере_полосица, ни_падающий, ра_гра- фить, миро_дание, бе_предельный, и_данный, бе_вкусный, ра_- жечь, во_со_данный, ро_сыпь, и_копаемое, _борка, и_жаренный, во_звание, _двинуться, _грузить, _бруя, во_требованный, в_нуздать, в_морье, ни_ходящий, _доба, во_полненный, _жиженный, во_стание, ра_венчать, ро_вальни, ра_порядок, ни _ги не видно, не_доровится, ра_крыть, не_добровать.

 

Тренинг 50

И_ра_ходовать, _доров, под_читать, со_дание, и_чезнуть, во_хищаться, бе_брежный, сни_ходи-тельно, ра_чувствовался, во_хище- ние, _бавил, ра_бавить, ни_послал, и_бранник, ра_судительный, ра_щепить, ра_считал, подобру-по_дорову, бе_вкусица, бе_зубый, ро_пуск, ра_считывать, и_коверкать, прои_растать, со_данный, в_бодриться, сни_ходить, бе_хитростный, и_подтишка, переда­вать, предра_судок, мирово_зрение, мирово_приятие, чере_чур, и_чезнувший, ра_чёт.

Тренинг 51. Вставьте пропущенные буквы в приставках ПРЕ- и ПРИ-.

Пр_усадебный, пр_одолевать, пр_влечь, пр_ставить, пр_подняться, пр_непр_ятный, непр_ми-римый, пр_удивительный, пр_- рвать, пр_ветствовать, пр_дираться, пр_обретать, пр_кратить, пр_ставиться (умереть), пр_дорожный, пр_глашение, беспр_стан- но, пр_небречь, пр_беречь, пр_чуда, пр_отстать, пр_красный, не- пр_ступный, пр_близиться, пр_восходный, пр_небрежительно, пр_старелый, пр_обретатель, пр_учаться, пр_клонный возраст, пр_бавлять, пр_нуждать.

 

Тренинг 52. Вставьте пропущенные буквы, обращая внимание на то, что в ряде слов ПРЕ или ПРИ являются частью корня, а в других ПРЕД-, ПРЕ- и ПРИ приставки. Первые десять слов разберите по составу.

Перера_пр_деление, пр_сыщение, пр_дположение, пр_оритет, пр_подавать, прекращать, пр_дна-значить, пр_мьер-министр, пр_забавный, пр_глушить (звук), пр_небрежительно, пр_драссветный, пр_ветствовать, пр_исполненный, пр_подняться, пр_вилегия, невоспр_имчивый, непр_способлен-ный, непр_одолимый, пр_зентация, пр_ручённый, пр_вет, пр_образиться, пр_драссудок, прочув­ствовать, пр_дзнаменование, бе_пр_страстный.

 

Тренинг 53. В данных словосочетаниях и фразах вставьте пропущенные буквы.

Пр_дать пр_ятеля, пр_клоняться перед пр_мадонной оперы, бе_пр_станно искать пр_станище, пр_зирать пр_ступника, пр_ступить к началу презентации, пр_пирать дверь в пр_хожей, пр_творить в жизнь пр_оритетные планы, пр_старелый пр_врагаик, бе_пр_дельная пр_вязанность, непр_ложный закон пр_дпр_нимательства, пр_ткнулся у пр_дела храма, на свете пр_ходяще даже пр_клонение перед пр_мудрыми, пр_ключилась пр_непр_ятная история, пр_хворнуть и пр_лечь, пр_небрёг пр_достережением, пр_вратился в бе_пр_страстного наблюдателя, бе_пр_станные пр_дирки, пр_кратил бе_пр_рывное хождение по пр_ёмному по­кою, пр_сутствовал на пр_ёме у пр_зидента, пр_горела пр_права.

 

Тренинг 54. В данных словосочетаниях и фразах вставьте пропущенные буквы.

Бе_результатная _делка, бе_ра_судная _сора, бе_пощадная ра_права, бе_пр_чинное ра_дражение, ра_считал ра_стояние до пр_брежной пристани, бе_страшие во_ставших, _борные _дания школ, не _беречь _доровье пр_ятеля, во_будить пр_следование и н_чать ра_следование в связи с пр_ступлением, неи_гладимое впеч_тление от пр_ключения, бе_следное и_чезновение_пр_дано- го, ра_спросы бе_полезны и непр_ятны, вода в и_следованном и_точнике имеет пр_ятный вкус, бе_смысленно ра_траченное время придётся к_мпенсировать, перера_пр_деление полномо­чий, бе_пр_станно и бе_пр_чинно ра_суждал, пр_и_полненный чу_ства своего в_личия, пр_во_мочь и_тому, бе_пр_страс_но разобрат_ся.

 

Уровень ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Тренинг 55. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

1) Я р_шился пр_доставить все выгоды Грушницкому. 2) На­конец мы ра_стались; я долго сл_дил, пока её шляпка (н_) скры­лась за кустарн_ками и скалами. Сер_це моё болезне_но _жалось, как после первого ра_ставания. 3) Зала р_сторации пр_вратилась в залу Благородного с_брания. 4) Ра_говор наш начался зл_словием: я стал переб_рать пр_су_ствующих и отсу_ствующих наших зн_комых, сначал_ выказ_вал смешные, а после дурные их стороны. Желч_ моя в_волн_валась. 5) Впрочем, я (н_) прошу вас ра_делять моё мнение: если моя выхо_ка вам кажет_ся смешна — пожалу_ста, смейт_сь: пр_дупр_ждаю вас, что это меня не ог_рчит (н_) мало. 6) ...Все почти страсти нач_наются так, и мы часто себя очень обман_ваем, думая, что нас женщ_на любит за наши физич_ские или нра_ствен_ые д_стоинства; коне(ш, ч)но, они пр_готовляют, ра_пол_гают её сер_це к пр_нятию св_щен_ого огня, а всё (таки) первое пр_к_сновение р_шает дело. 7) «(Не) правда (ли), я была очень любезна се(в, г)одня?» — сказала мне кн_жна с пр_нуждён_ой улыбкой, когда мы во_вратиись с гулянья. Мы ра_сстались. 8) Я иногда себя пр_зираю... не (от) того ли я пр_зираю и других? 9) Когда н_чная р_са и горный вет_р осв_жили мою г_рящую гол_ву и мысли пр_шли в обычный п_рядок, то я пон_л, что гнат_ся за погибш_м счастием бе_п_лезно и бе_ра_судно. 10) Прои_шествие этого вечера произвело на меня д_вольно глубокое впечатление и ра_др_жило мои нервы; не знаю навер­ное, верю ли я т_перь пр_допр_делению или нет, но в этот вечер я ему твёрдо верил: доказательство было р_зительно... (М.Ю. Лермонтов. Герой нашего времени)

 

Уровень ТЕКСТА

Тренинг 56. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, рас­кройте скобки. Выделенные полужирным курсивом слова разберите по составу, сделайте полный синтаксический разбор выделенного курсивом предложения.

Пр_знаюсь сколько я (н_) ст_рался ра_личить (в) дал_ке что (н_будь) нап_добие лодки но безуспешно. Так прошло минут де­сять; и вот пок_залась между г_рами волн ч_рная точка она то ув_лич_валась то умен_шалась. Медлен_о подымаясь на хре_ты волн быстро спускаясь с них пр_бл_жаласъ к берегу лодка. Отваж_н был пл_вец р_шивш_йся в такую ноч_ пустит_ся через пролив на ра_стояние двадцати вёрст и важная должна быть пр_чина его к тому побудившая. Думая так я с (не) вольным биением сер_ца гл_дел на бедную лодку; но она как утка ныряла и потом быстро вмахнув вёслами будто крыльями выскак_вала из проп_сти среди брызгов пены; и вот я думал она ударится с ра_маха об берег и ра_летится вдребезги; но она ловко повернулась боком и в_к(а, о)чила в мал_нькую бухту (не) вр_дима. Из неё вышел ч_ловек среднего роста, в татарской б_раньей шапке; он м_хнул рукою, и все трое пр_нялись вытаск_вать что (то) из лодки; груз был так в_лик что я (до) сих пор (н_) пон_маю как она (н_) пот_нула. (154 слова) (М.Ю. Лермонтов. Герой нашего времени)

ИТОГОВЫЕ ТРЕНИНГИ

Уровень СЛОВОСОЧЕТАНИЯ И ФРАЗЫ

Тренинг 57. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

Нево_пр_имчивый пр_подаватель, пр_амбула дог_вора о ра_згран_чении полн_мочий, пр_во_носить и_делия мес_ного завода, пр_вычка к бе_покойной жизни, пр_ходилось ра_стра-иват_ся по пуст_кам, бе_пр_рывно острить, бе_сонная ночь непр_ятна, бе_конечно пр_увеличил опас_ность пр_дстоящего и_пытания, непр_косн_венный запас ра_дали нуждающ_мся, пр_зирать пр_дра_судки, бе_пр_страс_ный арбитр, бе__пр_дельно ра_росшееся сам_мнение, бе_пр_станно пр_слуш_вался к чему (то), непр_клонный характер пр_дпр_нимателя, пр_красно знал о своих пр_гр_шениях, ра_ступились при виде пр_ближающегося пр_зидента, не ра_считывал на пр_виле-гии, пр_открыл дверь на ра_свете.

Уровень ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Тренинг 58. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

1) Прошло (не) сколько н_дель, и жизнь моя в (Б, б)ел_горской креп_сти _делалась для меня не только сносною, но даже и пр_ятною. 2) (Не) смотря на пр_дсказания, башкирцы не во_мущались. 3) Вдруг закричали в т_лпе, что г_сударь на лош_ди ож_дает плен_ых и пр_нимает пр_сягу. 4) Палашка пр_несла нам шпаги. Мы вышли от к_менданта, (по) вид_мому, пр_мирён_ые. 5) Мы пошли на вал, во_вышение, обр_зован_ое пр_родой и укр_плённое ч_стоколом. 6) Жит_ли нач_ли пр_сягать. Они подх_дили один за другим, целуя ра_пятие и потом кланяясь сам_званцу. 7) Жи­тели пр_выкли к ядрам, зал_тавшим на их дворы; даже приступы Пугач_ва уж_ (н_) пр_влекали общего люб_пы_ства. 8) Он [Зурин] мне обрад_вался и стал ра_спраш_вать об ужас_ных прои_шествиях, коим я был св_детель. 9) На другой день утром пр_шёл я к Марье Ивановне. Я с_общил ей свои пр_дп_л_жения. Она пр_знала их благ_разумие и (тот) час (со) мною согл_силась. 10) Вскоре весть о взяти_ Казан_ и о походе сам_званца на Москву в_тр_вожила начальников войск, бе_печно др_мавших в надежде на бе_силие пр_зрен_ого бунтовщика. (А. С. Пушкин. Капитанская дочка)

Уровень ТЕКСТА

Тренинг 59. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, рас­кройте скобки. Сделайте фонетический и морфологический разбор слов, выделенных светлым курсивом. К словам, выделенным полу­жирным курсивом, подберите синонимы.

С люб_пы_ством стал я ра_сматр_вагь _борище. Пугач_в на пер­вом месте с_дел обл_котясь на стол и подп_рая ч_рную бороду своим широким кулаком. Черты лица его прав_льные и д_вольно пр_ятные не из_являли (н_) чего св_репого. Он часто обр_щался к человеку лет пятид_сяти называя его то графом то (Т, Тимо­феичем а иногда в_личая его дядюшкою. Все обх_дились между собою как т_варищи и не оказ_вали (н_) какого особен_ого пр_дп_чтения своему пр_дводителю. Ра_говор ш_л об утрен_ем пр_ступе об успехе во_мущения и о буду_щих действиях. Каждый хвастал пр_дл_гал свои мнения и свободно оспор_вал Пугач_ва. <…> Пугач_в см_трел на меня пристально изредк_ пр_щуривая левый глаз с уд_вительным выр_жением плут_вства и насмешл вости. Наконец он засм_ялся и с такою (не) пр_творною в_сёлостию что и я глядя на него стал смеят_ся сам (н_) зная чему.

Что ваше бл_г_родие? — сказал он мне. — Струсил ты, пр_знайся, когда молодц_ мои накинули тебе в_рёвку на шею? Я чаю, небо с овчинку показалось... (144 слова) (А. С. Пушкин. Капитанская дочка)

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.