Сделай Сам Свою Работу на 5

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СЧЁТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ





 

Курсовая работа

 

 

Руководитель:

Елисеева Т.Р.

 

 

Котлас, 2015

 


Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Понятие счета в теоретической и методической литературе………………..5

2. Особенности развития представлений о числе и счете у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………….……..12

3. Роль дидактической игры и упражнений в обучении детей дошкольного возраста счету………………………………………………………………...….20

4. Заключение …………..…………………………………………………….….28

5. Литература…………………………………………………………………….30

6. Приложение

 


Введение

Дошкольный возраст - важнейший этап в развитии и воспитании личности. Это период приобщения ребёнка к познанию окружающего мира.

Одной из задач воспитания всесторонне и гармонично развитой личности является задача умственного воспитания детей дошкольного возраста. Большое влияние на этот процесс оказывает развитие у детей элементарных математических представлений. Но знания, соответствующие предмету математики, характеризуются сложной структурой.



Программы в дошкольном учреждении предусматривают обучение детей математике, в основном, на занятиях. Однако не следует забывать, что ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра.

Большинство воспитательных и образовательных задач осуществляется через дидактические игры. В них ставятся задачи, способствующие развитию логического мышления, умения осмысливать правила, последовательность действий, развивающие внимание, способствующие усвоению знаний.

Системе дошкольной - дидактических игр в настоящее время уделено большое внимание. Дошкольная педагогика включает в себя дидактические игры с разными объектами, которые обеспечивают основу для формирования знаний и представлений, а также различные виды детской деятельности для практического применения. Такая форма помогает ребёнку приобрести прочные знания и оказывает положительное влияние на усвоение материала. Воспитатель в начале обучения всё чаще начинает использовать игры, в которых формируются новые знания, умения, навыки. Дошкольники совершают большое число действий, учатся реализовывать их в разных условиях, на различных объектах, тем самым повышая прочность и осознанность усвоения знаний.



В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума, поэтому при подготовке к школе важно познакомить ребенка с основами счета.

Счет – одно из ведущих понятий в математике. Люди научились считать в глубокой древности. Начало развития счета ученые находят уже у первобытных народов. С возникновением цивилизации потребность в счете и в умении производить арифметические действия резко увеличилась.

Дошкольная педагогика тоже не обошла своим вниманием обучение счету. Долгое время концепции первоначального обучения маленьких детей числу и счету строились либо на основе умозрительных теоретических построениях, либо путем эмпирического опыта.

Выдающиеся мыслители прошлого (Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский, Л.Н. Толстой), видные деятели в области дошкольного воспитания за рубежом (Ф. Фебель, М. Монтессори, В.А. Лай) и в России (Е.И. Тихеева, А.М Леушина, Л.С. Метлина, А. Белшистая, Т.И. Ерофеева и др.) успешно совмещали и совмещают непосредственную работу с детьми с ее теоретическим осмыслением.

В начале нашего столетия к введению элементов обучения в форме игры в дошкольном учреждении относились отрицательно. В последние годы произошли огромные сдвиги в разработке научных основ педагогического процесса в дошкольном учреждении. Над этой проблемой работали такие педагоги, как Д.В. Менджерицкая, Б.П. Никитин, Г.А. Тумакова, А.И. Максаков и другие. Игра в настоящий момент рассматривается как основная форма организации жизни детей, особенно – младшего дошкольного возраста.



Но на практике дидактическая игра используется недостаточно, хотя и является эффективным средством образовательной работы с детьми. Дидактическая игра содержит в себе большие возможности в воспитании и обучении дошкольников.

Формированию у ребенка математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр и игровых упражнений. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.

Следовательно, одной из наиболее важных задач воспитателя и родителей - развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной форме поможет ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу.

Объект - процесс развития счетной деятельности у детей дошкольного возраста.

Предмет – дидактическая игра как средство развития счетной деятельности у дошкольников.

Цель – раскрыть роль дидактической игры в развитии счетной деятельности дошкольников.

Задачи:

- проанализировать и раскрыть теоретические основы формирования

элементарных математических представлений;

- рассмотреть этапы в развитии счетной деятельности дошкольников;

- подобрать и систематизировать дидактические игры, направленные на развитие счетной деятельности дошкольников.

 

1. Понятие счета в теоретической и методической литературе.

 

Возникновение математических понятий произошло задолго до появления собственно математических текстов. Самой древней математической деятельностью был счет. Счет был необходим, чтобы следить за поголовьем скота и вести торговлю. Некоторые первобытные племена подсчитывали количество предметов, сопоставляя им различные части тела, главным образом, пальцы рук и ног. Наскальный рисунок, сохранившийся до наших времен от каменного века, изображает число 35 в виде серии выстроенных в ряд 35 палочек-пальцев. Первыми существенными успехами в арифметике стали концептуализация числа и изобретение четырех основных действий: сложения, вычитания, умножения и деления.

Как пишет Ф. Кликс: «Способность распознавать различные количества предметов одного и того же или разного вида встречается уже среди врожденных поведенческих программ. Пчелы дифференцируют различное число лепестков у цветов. Некоторые виды птиц, например, голуби, могут научиться различать количество точек и пятен, числом 7 или 9».

По мнению советских авторов «Истории математики» (1970) счёт прерогатива, сугубо, человеческая, первобытно-пещерным «людям», как и уже высшим животным доступен так называемый «чувственный счет»: «Когда первобытному охотнику нужно было узнать, все ли собаки в своре на месте, он не считал их, а просто, окинув взором свору, видел, какой собаки не хватает. Такой «чувственный счёт», доступный даже утке чувствующей, весь ли ее выводок следует за ней к водоёму, существовал задолго до возникновения счёта».

Действительно, существуют гипотезы, согласно которой счёт, способность к счёту - это то, «нечто», что принципиально отличают человека от животного.

Что появилось первым понятие числа или счёт? Очевидно, что понятие числа кристаллизовались на основе и в процессе развития счёта.

Можно выделить четыре этапа этой эволюции:

1. установление соответствий предметов;

2. выработка естественных эталонов счёта;

3. выработка эталона-множества символизирующего некое конкретно число (где, впервые возникает понятие числа);

4. выработка наиболее удобных счётных систем.

Первым шагом или этапом к возникновению счёта было установление «взаимно однозначного соответствия» между считаемыми предметами и некоторым другим множеством. Счёт строился на однозначных соответствиях; «у некоторых южноафриканских племен при счёте дотрагиваются до каждого предмета по очереди пальцами, начиная с мизинца левой руки».

Австралийцы и полинизийцы, пользовались своим телом как живой шкалой, каждая часть тела которого имела свое название и место в системе счисления. Таким телом «живой шкалой» пользовались, чтобы сообщить, например, дружественному племени о количестве воинов, собираемых племенами, или о числе дней, по прошествии которых следует выходить на охоту.

Самым трудным этапом, который прошло человечество при выработке понятия о числе, считается выделение им понятия единицы из понятия «много». Оно произошло, по всей вероятности, еще тогда, когда человечество находилось на низшей ступени развития. В.В. Бобынин объясняет такое выделение тем, что человек обычно захватывает рукой один предмет, а это, по его мнению, и выделило единицу из множества. Таким образом, начало счисления, по мнению Бобынина, это создание системы, состоящей из двух представлений: «единица» и «неопределенное множество».

У первобытного человека не было потребности в счёте больших количеств. Поэтому счет доходил до 2 или до 3 - всё превышающее этот рубеж, первобытному человеку представлялось как «много». Числительное «два» имело качественное происхождение - пара рук, ног, глаз и пр.

«Ручной счет сыграл в развитии счета столь же важную роль, как и открытие огня в общем развитии первобытного человека» - заключает Э. Кольман. По его мнению, счет пальцами рук и ног, сменился знаками «заместителями» отсчитываемых предметов. Такими «знаками заместителями» стали камешки, ракушки, которые в процессе счета откладывались в кучки, наносились зарубки, завязывались узелки и пр. Понятия 1, 2, 3 и т.д. появляются раньше самого понятия числа.

С развитием хозяйства возникла потребность в расширении пространства счета. При возникновении потребности в расширении числовой области низшие числительные, зачастую, просто повторялись.

Однако необходимость счета больших количеств выявил неспособность прежнего способа счета (когда низшие числительные повторяются) справится с этой задачей. «Высшим числам даются особые названия, возникают высшие числительные». Крайние числительные теперь простираются гораздо дальше 10 и даже 20. За крайним числом по-прежнему простирается неопределенное «много». (Интересно, что у русских названия «пыль», «звезды», «тьма» были равнозначны понятию «много»).

На первой ступени развития счета человек еще отнюдь не пользовался наименованием чисел, а выражал их соответствующими телодвижениями или жестами.

Дальнейшее развитие счета относится к эпохе, когда человечество ознакомилось с некоторыми формами производства - охотой и рыболовством. Человеку пришлось изготавливать простейшие орудия для овладения этими производствами. Кроме того, продвижение человека в холодные страны заставило его делать одежду и создавать орудия для обработки кожи.

Развитие счета пошло гораздо быстрее, когда человек догадался использовать самый естественный счетный аппарат – свои пальцы. Пальцевой счет постепенно приводил к упорядочению счета, и человек стихийно приходил к упрощению словесного выражения счета.

На современном этапе счет является ведущей ступенью в образовании человека. Еще с раннего детства человеку стремятся преподать навыки счета, которые используются и усовершенствуются всю жизнь. Началом формирования навыков счета является дошкольное обучение математике.

Основоположники системы математического образования дошкольников Я.А. Коменский и И.Г. Песталоцци считали, что основы арифметики можно заложить уже на третьем году жизни, когда дети начинают считать до пяти, а впоследствии до десяти или, по крайней мере, начинают ясно выговаривать эти числа. Если на четвертом, на пятом, на шестом году, они научатся считать по порядку до двадцати и быстро различая, что 7 больше 5, 15 меньше 30, то этого будет достаточно.

В педагогических сочинениях отца русской дидактики К. Д. Ушинского говорится, что, прежде всего, следует выучить детей считать до десяти на наглядных предметах: на пальцах, орехах, и т. д., которые не жалко было бы и разломать, если придется показать наглядно половину, треть, и т. д.

Считать следует учить назад и вперед так, чтобы дети с одинаковой легкостью считали от единицы до десяти и от десяти до единицы. Потом следует научить считать их парами, тройками, пятерками, чтобы дети поняли, что половина десяти равна пяти и т. д. Ушинский говорил, что надо просто «приучить дитя распоряжаться с десятком совершенно свободно - и делить, и умножать, и дробить...».

В истории педагогики достаточно широкое применение получила система математического развития детей М. Монтессори. Суть ее в том, что трехлетние дети умеют считать до двух или трех. Потом они легко учатся нумерации. Для обучения нумерации М. Монтессори использовала монеты. «...Размен денег представляет первую форму нумерации, довольно интересную для возбуждения живого внимания ребенка...».

Далее она обучала с помощью методических упражнений, применяя как дидактический материал одну из систем, уже использованную в воспитании чувств, то есть серию из десяти брусков различной длины. Когда дети разложат бруски один за другим по их длине, им предлагают сосчитать красные и синие отметки. Теперь к упражнениям чувств для распознавания более длинных и более коротких брусков присоединяются упражнения в счете. Так происходило обучение математическим представлениям в «Доме ребенка» М. Монтессори.

З.С. Пигулевская в пособии «Счет в детском саду» раскрыла опыт обучения детей счету на материале содержания занятий, приемов обучения, проведения игр и использования некоторых дидактических средств.

Содержание обучения заключалось в последовательном изучении каждого из чисел первого десятка в отдельности. Дети образовывали числа путем последовательного присоединения к одному предмету другого, затем - третьего и т.д. Одновременно с рассмотрением состава числа дети изучали счет.

Занимаясь по методике Н. Зайцева математикой, дети знакомятся сразу с первой сотней, находят любое число на числовой ленте, решают любые задачи и примеры на сложение и вычитание в пределах ста. Пяти-шести летние прекрасно считают в уме, подходят к умножению и делению, выходят за пределы первой сотни.

В 1968 году появилась и была апробирована на практике методика Б.П. Никитина, который впервые призвал «заниматься с ребенком как можно раньше», то есть, как выражался этот замечательный педагог — «Своевременно!» Игры должны быть организованы так, что бы развивать высочайший интеллект.

Из множества различных мнений о возникновении у детей понятия о числе можно обозначить три наиболее характерных.

Немецкий педагог В. А. Лай утверждает, что понятие числа возникает у детей путем непосредственного восприятия, т.е. если ребенку дать несколько предметов (от 10 до 12), расположенных правильными фигурами, то он может узнать число этих предметов сразу, не считая их. И сообразно с этим сторонники непосредственного восприятия чисел первоначальное обучение арифметике обосновывают на так называемых числовых фигурах, т. е. на группе одинаковых значков или тел, расположенных в определенном порядке.

Другая версия состоит в том, что числовое понятие возникает только посредством счета.

Третья версия заключается в том, что «понятие числа психологически получается, как результат измерений. И сообразно с этим в начале обучения на первое место выдвигается изучение количественной изменяемости величин и их функциональной зависимости» (Д. Л. Волковский).

Нам думается, что в каждом из этих мнений есть доля истины. Безусловно верно, что понятие о числе может возникнуть путем непосредственного восприятия. Точно так же справедливо, что представление числа может возникать путем счета.

Известный психолог Прейнер в одном из своих исследований говорит, что «имея перед глазами группу предметов в числе трех, мы можем непосредственно узнать это число, не производя счета, и называет такой процесс условным выражением «бессознательный счет». Если же число предметов, находящихся перед глазами, превосходит этот ограниченный предел и если предметы размещены в ряд, то такое узнавание-схватывание числа их становится затруднительным и даже невозможным, вследствие чего мы ощущаем непреоборимую потребность прибегнуть к счету».

Делая выводы, следует сказать, что счет необходим как один из процессов изучения чисел. Это видно из того, что его не отвергают и сто­ронники непосредственного восприятия чисел. Непосредственное восприятие числа опирается преимущественно на пространственные элементы, а счет — на временные элементы числа и действий над числами.

Что касается взгляда на число как результат измерения, то это тоже правильный взгляд, но он не исключает собою понятия о числе как результате счета, а лишь расширяет и углубляет понятие числа. Но как более трудный вид для понимания детей, чем предыдущий, он должен не предшествовать ему, а следовать за ним. Вопрос о числовых фигурах считается одним из опорных вопросов в методике арифметики.

2. Особенности развития представлений о числе и счете у детей дошкольного возраста

Исследования педагогов и психологов, наблюдения за детьми дома, в детском саду и школе показали, что формирование понятия натурального числа у детей дошкольного происходит на основе оперирования совокупностями предметов: набором палочек, геометрических фигур (кругов, квадратов, кубов), предметами быта (два стула), игры (три куклы), питания (две морковки). Еще до школы дети приобретают знания о количестве и количественных отношениях из разных источников, среди которых особое значение имеют слово и действия взрослых, которым малыши активно подражают.

Ребенка окружают предметы, различающиеся размерами, формой, цветом, количеством. С помощью взрослого малыш учится называть и различать их, пользоваться ими. По мере развития ребенка изменяются его взаимоотношения с окружающим миром, у него формируются новые понятия.

В раннем детстве происходит первое элементарное познание количества, являющееся необходимой ступенькой познания действительности. С первых дней жизни ребенок попадает в мир предметов, явлений, воспринимает разнообразные количества не только предметов, но и звуков, движений. У малыша формируются хаотические, неупорядоченные представления о количестве. Взрослые помогают систематизировать эти впечатления, учат детей различным действиям с отдельными предметами и с группами предметов, обогащают их речь специфическими словами, относящимися к нечисловой характеристике количеств и количественных отношений, учитывая особенности восприятия совокупностей.

Дети, манипулируя с предметами, сопровождая свои действия словами: «Вот ещё, на». Слово помогает выделить элемент из множества, отделить один элемент от другого.

Программный материал второй, младшей группы ограничен дочисловым периодом обучения. Дети этого возраста учатся составлять группы из отдельных предметов и выделять предметы по одному: различать понятия «много» и «один» при сравнении двух количественных групп с помощью приемов наложения и приложения определять их равенство и неравенство по числу входящих в них элементов.

Прием приложения более сложный, чем приём наложения, т. к. он требует более четкой дифференцировки элементов внутри множества. При обучении приемам наложения и приложения следует учить детей накладывать и прикладывать предметы: только правой рукой слева направо.

Педагог упражняет детей в воспроизведении хлопков, движений на слух (без счета). Не умея считать, малыши воспроизводят множество звуков на основе только чувственного восприятия: они хлопают в ладоши, поднимают руку или стучат молоточком столько, же раз, сколько постучал воспитатель. Слёдует приучать ребят к пониманию следующих выражений и активному использованию их в своей речи: «столько — сколько», «поровну», «больше – меньше», «по одному – по многу»; учить согласовывать слова «много», «один» в роде, числе и падеже с существительными, понимать значение вопроса сколько?

Программа средней группы направлена на дальнейшее формирование элементарных математических представлений у детей. Она включает Обучение счету до 5 основе сравнения двух множеств, выраженных смежными числами. Важной задачей остается умение устанавливать равенство и неравенство групп элементов, когда предметы находятся на различном расстоянии друг от друга, когда они различны по величине и т. д., Решение этой задачи подводит детей к пониманию абстрактности числа.

Ребята средней группы в процессе счета должны научиться приемам счета:

1. Называть числительные по порядку

2. Соотносить каждое числительноё только с одним предметом.

3. В конце счета подводить итог его круговым движением и именовать названием пересчитанных предметов (например: «Одна, две, три. Всего З куклы). При подведении итога счета всегда обращать внимание на то, чтобы дети первым называли число, а потом предмет.

4. Учить отличать процесс счета от итога счета. Приемы: круговое движение, вопрос сколько?

5. Считать правой рукой (слева направо).

6. В процессе счета называть только числительные:

7. Учить детей правильно согласовывать числительные с существительными в роде, числе, падеже, давать развернутый ответ.

Одновременно с обучением счету формируется и понятие о каждом новом числе (путем добавления единицы). Первое занятие следует начинать с числа 2, второе — счет в пределах 3, третье в пределах 4, четвертое в пределах 5. В течение всего учебного года повторяется количественный счет в пределах 5. При обучении счету, а в каждом занятии следует уделить особое внимание таким приемам, как сравнение двух чисел сопоставление, установление равенства и неравенство их, приемы наложения и приложения.

Одной из важных задач в этой группе является обучение детей умению отсчитывать предметы из большего количества. Для маленького ребенка считать и отсчитывать не одно и то же. Это разные счетные операции. Обучать отсчитыванию целесообразно в привычной обстановке, где меньше отвлекающих моментов. При это необходимо показать детям способ отсчета, указать, когда следует произносить числительное, отбирая предметы. Например, отобрав кубики и поставив его на другой край стола, ребенок говорит: «Один», убрав, молча другой и поставив его к первому, говорит: «Два» и т. д. Слово (числительное) произносить тогда, когда практическое действие отбора уже завершено. Этому способу важно обучить маленьких детей, т. к. Многие называют числительное, когда берут предмет, и называют следующее числительное, когда ставят предмет, т.е. считают не предметы, а свои движения. Следует учить отсчитывать, накладывать, приносить определенное число предметов по образцу или названному числу.

Дается так же счет по осязанию, счет на слух и счет различных движений в пределах 5.

Для формирования у детей представлений о натуральном ряде чисел (последовательности, месте числа) их знакомят с образованием числа (в пределах 5) в процессе сравнения двух множеств предметов и увеличения или уменьшения одного из них на единицу.

На протяжении всего этого периода обучения уделяется большое внимание сравнению множеств предметов по количеству составляющих их элементов (как без счета, так и в сочетании со счетом), уравниванию множеств, отличающихся одним элементом, установлению взаимосвязи отношений «больше — меньше» (если мишек меньше, то зайцев больше).

В процессе обучения у детей формируется умение воспроизводить множества, отсчитывать предметы по образцу, по заданному числу из их большого количества. Запоминать числа.

Одна из основных программных задач обучения детей пятого года жизни состоит в формировании у них умения считать, выработке соответствующих навыков и на этой основе развитии представления о счете.

В старшей группе начинают развивать память на числа. Для этого постепенно усложняют упражнения в отсчете предметов

Например, детям одновремённо называют 2 числа, сразу предлагают отсчитать 2 вида предметов либо предметы одного вида, но отличающиеся цветом ила размером. Названия предметов связывают с местом их расположения.

Дети учатся запоминать числа, брать предметы по одному, четко соотносить числительные с каждым взятым предметом.

Детям напоминают приемы счета звуков и предметов на ощупь Они воспроизводят определенноё количество движений по образцу и указанному числу.

Для получения чисел второго пятака и обучения счету до 10 используют приемы, аналогичные тем, которые применялись в средней группе для получения чисел первого пятака.

Образование чисел демонстрируется на основе сопоставления двух совокупностей предметов. Дети должны понять принцип получения каждого последующего числа из предыдущего и предыдущего из последующего (п+1). В связи с этим на одном занятии целесообразно последовательно получить 2 новых числа, например 6 и 7. Как и в средней группе, показу образования каждого следующею числа предшествует‚ повторение того, как было получено последующее число. Таким образом. Всегда сравнивается не менее чем 3 последовательных числа. Дети иногда путают числа 7 и 8. Поэтому целесообразно провести большее количество упражнений в сопоставлении множеств, состоящих из 7и 8 элементов.

Умение сопоставлять совокупности предметов разных размеров или занимающих разную площадь создает предпосылки для понимания знания счета и приемов поштучного соотнесения элементов двух сравниваемых множеств (один к одному) в выявлении отношений «равно», «больше», «меньше». Например, чтобы выяснить, каких яблок больше — маленьких или больших, каких цветков больше - ноготков или ромашек, если последние расположены с большими интервалами, чем первые необходимо либо сосчитать предметы и сравнить их число, либо сопоставить 2 групп (подгрупп) один к одному. Используются разные способы сопоставления наложение, приложение, применение эквивалентов. Дети видят в одной из групп оказался лишний предмет, значит, их больше, а в другой — одного предмета не хватило, значит, их меньше. Опираясь на наглядную основу, они сравнивают числа (значит, 8 >7, а 7< 8).

К шести годам дети начинают понимать: каждое последующее число больше предыдущего на единицу, каждое предыдущее меньше последующего на единицу. Дошкольники, усвоившие счет дискретных совокупностей, овладевают умением считать и группы предметов (1, 2, 3 пары).

Важно, чтобы в старшем дошкольном возрасте дети получили представления о числах до 10 на основе сравнения множеств путем попарного соотнесения элементов.

Например, сравниваются две группы предметов: пять ромашек и пять васильков. Сравнивая и пересчитывая ромашки и васильки, дети убеждаются, что цветков поровну, по пять. Затем добавляется одна ромашка. Сравнив, а затем, пересчитав ромашки и васильки, выясняется, что ромашек стало больше. Воспитатель обращает внимание на то, что образовалось новое число — шесть: оно больше пяти. Число шесть получилось, когда мы к числу пять добавили еще один.

Аналогично этому, показывается образование всех чисел в пределах 10, путем сравнения равных и неравных групп предметов, выраженных последовательными числами: шесть и шесть, шесть и семь; семь и семь, семь и восемь; восемь и восемь, восемь и девять; девять и девять, девять и десять; десять и десять, т. е. дается принцип образования каждого последующего числа, которое больше предыдущего на один. Параллельно с этим целесообразно проводить игры и упражнения, в которых используется счет в пределах изученного числа.

Одновременно с показом образования числа детей знакомят с цифрами от 0 до 9. Пересчитывая количество предметов, воспитатель называет число, а затем показывает, какой цифрой оно записывается. Рассматривает вместе с детьми изображение цифры, анализирует его, сопоставляет с уже знакомыми, делает образные сравнения (единица, как солдатик; цифра 8 похожа на снеговика, на матрешку-неваляшку; единица и семь похожи, но у цифры 7 как будто крыша над головой, а у цифры 1 как будто носик).

Сравнивая две группы предметов, необходимо большую по численности группу размещать то на верхней, то на нижней полоске счетной линейки или лестницы. Иначе у детей может возникнуть ошибочное представление, например: большее число всегда находится на верхней полоске, а меньшее всегда на нижней

На конкретном материале дети неравенство преобразуют в равенство и, наоборот, равенство — в неравенство. С подобного рода заданиями они встречались в предыдущем году. Дети шестого года жизни оперируют числами в пределах 10 и сопровождают словом свои действия. На верхней полоске — 6 грибов, на нижней — 5 ягод. Сравнивают грибы и ягоды, определяют, что ягод меньше грибов.

«Что нужно сделать, чтобы грибов и ягод стало поровну?» — спрашивает воспитатель. В качестве подсказки он может использовать такой прием, как попарное соотнесение элементов одной и другой групп (грибов и ягод). Тогда детям становится наглядно видно, что один гриб не имеет пары. Кто-то из детей предлагает убрать один гриб. Воспитатель показывает, что теперь ягод и грибов стало поровну, по пять. С помощью пересчета или попарного соотнесения элементов проверяют это утверждение. Затем воспитатель возвращает шестой гриб и обращается к детям с вопросом: «Как по-другому можно сделать, чтобы грибов и ягод стало поровну?» дети предлагают: «Добавить одну ягоду, тогда грибов и ягод будет поровну, по шесть».

Смысл подобных операций в том, чтобы дети на наглядном материале поняли отношения между последовательными числами: шесть больше пяти на один, а пять меньше шести на один. К этому выводу воспитатель должен их подвести. На основе понимания отношений между последовательными числами дошкольники познают закономерность построения числового ряда: число 5 должно стоять перед числом 6, потому что оно на единицу меньше, а число 6 должно стоять после 5, потому что оно на единицу больше.

Продолжая работу, начатую ранее, необходимо уточнить представление о том, что число не зависит от величины предметов, от расстояния между ними и пространственного расположения элементов в группе предметов. На наглядном примере детям нужно показать, что больших предметов может быть меньше, чем маленьких, а маленьких может быть больше, чем больших, а также больших и маленьких предметов может быть поровну.

Особого внимания заслуживает число 10, так как оно записывается двумя цифрами: О и 1. Поэтому прежде необходимо познакомить детей с нулем.

В подготовительном возрасте развивают умение формировать множества по заданным основаниям, видеть составные части множества, в которых предметы отличаются определенными признаками.

Упражняют в операциях объединения, дополнения множеств, удаления из множества одной части или нескольких его частей. Учат устанавливать отношения между отдельными частями множества, а также целым множеством и каждой его частью на основе счета, составления пар предметов, соединения предметов стрелками или замещения реальных предметов символами.

Совершенствуют навыки количественного и порядкового счета в пределах 10. В зависимости от особенностей усвоения детьми программного материала знакомят их со счетом в пределах 20; показывают, как образуются числа второго десятка.

Познакомить с цифрами от 0 до 9.

Закрепляют понимание отношений между числами натурального ряда (7 больше 6 на 1, а 6 меньше 7 на 1), умение увеличивать и уменьшать каждое число на 1 (в пределах 10).

Учат называть числа в прямом и обратном порядке (устный счет), последующее и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой, определять пропущенное число.

Познакомят с составом чисел второго пятака из единиц (на конкретном материале).

Учат раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее (в пределах 10, на наглядной основе).

Знакомят с монетами достоинством 1,5, 10 копеек, 1,2,5, 10 рублей (различение, набор и размен монет).

Учат на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение (к большему прибавляется меньшее) и на вычитание (вычитаемое меньше остатка); при решении задач пользоваться знаками действий: плюс (+), минус (—) и знаком отношения равно (=).

Таким образом, обучение счету в детском саду является необходимым компонентом подготовки детей. В то же время счет не может быть единственным содержанием обучения и полностью обеспечивать математическое развитие дошкольников.

 

3. Роль дидактической игры и упражнений в обучении детей дошкольного возраста счету

 

В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума, поэтому при подготовке к школе важно познакомить ребенка с основами счета.

При обучении детей основам математики и информатики важно, чтобы к началу обучения в школе они имели следующие знания:

- счет до десяти в возрастающем и убывающем порядке, умение узнавать цифры подряд и вразбивку, количественные (один, два, три...) и порядковые (первый, второй, третий...) числительные от одного до десяти;

- предыдущие и последующие числа в пределах одного десятка, умение составлять числа первого десятка;

- узнавать и изображать основные геометрические фигуры (треугольник, четырехугольник, круг);

- доли, умение разделить предмет на 2-4 равные части;

- основы измерения: ребенок должен уметь измерять длину, ширину, высоту при помощи веревочки или палочек;

- сравнивание предметов: больше - меньше, шире - уже, выше - ниже;

Основу из основ математики составляет понятие числа. Однако число, как, впрочем, практически любое математическое понятие, представляет собой абстрактную категорию. Поэтому зачастую возникают трудности с тем, чтобы объяснить ребенку, что такое число, цифра

Формированию у ребенка математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр. Такие игры учат ребенка понимать некоторые сложные математические понятия, формируют представление о соотношении цифры и числа, количества и цифры, развивают умения ориентироваться в направлениях пространства, делать выводы.

Самым эффективным приемом формирования у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений считается использование в процессе обучения в дошкольном учреждении различных дидактических игр.

При использовании дидактических игр широко применяются различные предметы и наглядный материал, который способствует тому, что занятия проходят в веселой, занимательной и доступной форме.

Дидактические игры по формированию элементарных математических представлений делятся на следующие группы:

1. Игры с цифрами и числами

2. Игры путешествие во времени

3. Игры на ориентирование в пространстве

4. Игры с геометрическими фигурами

5. Игры на логическое мышление

Дидактические игры помогают детям разобраться в некоторых сложных математических понятиях, в формировании представлений о соотношениях цифр и чисел, количества и цифр, в развитии умений ориентирования в пространственных направлениях, делать выводы. Дидактические игры интересуют детей намного больше, чем традиционные задания, игры привлекают детей и тем самым становятся толчком для развития внимания, памяти, мышления и т.д.

Игры, которые развивают восприятие, внимание, память, мышление, творческие способности, направлены на умственное развитие дошкольников в целом.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.