Философская мысль Древнего Китая.
Понятие и исторические типы мировоззрения
Мировоззрение – это система обобщённых взглядов на мир, на место в нем человека и его отношение к этому миру, а также основанные на них убеждения, чувства и идеалы, определяющие жизненную позицию человека, принципы его поведения и ценностные ориентации.
Исторические типы мировоззрения.
Мифологическое мировоззрениеесть совокупность представлений о мире, основанных на фантазии и вере в сверхъестественные силы, их сходстве с проявлениями человеческой активности и человеческими отношениями. Такое уподобление природного мира миру человеческому получило название «антропоморфизма».
Главные признаки религиозного мировоззрения – вера в сверхъестественные силы и существование двух миров (высшего - совершенного, горнего и низшего - несовершенного, земного).
Обыденное(житейское) мировоззрение-совокупность воззрений на природную и социальную реальность, нормы и эталоны поведения человека, основанные на здравом смысле и повседневном опыте многих поколений в различных сферах своей жизнедеятельности.
Научное мировоззрение -представляет собой систему представлений о мире, его структурной организации, месте и роли в нем человека; эта система строится на основе научных данных и развивается вместе с развитием науки.
Философское мировоззрение возникло из потребности рационального и иррационального объяснения мира. Для данного типа мировоззрения характерно стремление выработать универсальные теоретические понятия (категории) и принципы и на их основе дать сущностный анализ действительности, выявить предельные, всеобщие основания, закономерности существования и развития человеческой культуры.
Проблемное поле философии и структура философского знания.
1.Онтология – учение о бытии, о сущем, бытие или сущее. Основной вопрос философии – из чего всё произошло?
Философы:
- идеалисты (Платон, Гегель) Считали, что в основе мира находится некая идеальная сущность. Это близко к религии. У П в основе мира прекрасная идея блага, у Г – абсолютная идея.
*идеализм(+3 б)
- объективный (когда не зависит от человека), Гегель с его идеей, объективный – не зависящий от субъекта. Наука – сфера объективного.
- субъективный (связанный с субъектом) Искусство – сфера субъективного. Субъективность связана с творчеством. «Мир рождается и умирает вместе со мной».
- материалисты (Аристотель)
- стихийный материализм (вода, огонь…)
- вульгарный материализм (19в, мышление) Идеальные процессы не имеют идеальной специфики.
*материализм(+3 б)
- вульгарный (материя как род энергии. Материя – это прежде всего вещество)
- классический (марксизм) в основе мира – материя, материальное образование. Сознание – продукт развития материи на высшей стадии её существования. Сознание – вторично. Высшая стадия существования это мозг. Экономически всё объяснить нельзя.
2. Гносеология – теория познания. 1-я познавательная способность человека: ощущения, чувства. (в сенсуализме)
- сенсуализм, Англия (разум – инструмент, он обслуживает нравственные чувства. Ф. Бэкон)
- рационализм, Франция (Р.Декарт. Спиноза – крайний р. Всё с помощью разума и понятий. Априорные – доопытные данные. Апосториорные – данные, полученные в рез-те эксперимента, опыта. В эпохе Просвещения эта сторона усиливается. Всё с помощью разума.)
- логика (наука о правильном рассуждении)
Философия Канта снимает противоречия между рационализмом и сенсуализмом. Наука – чистому разуму. Трансцидентальная теория.
3. Антропология – теория познания человека, человеческого общества.
- социальная философия (как чел живёт в обществе)
- этика, связана с соц. философией (добро, зло, совесть, мораль…)
- эстетика (философия искусства. Наука о прекрасном и родственных ему явлениях в действительности. Взаимодействие искусства и религии)
Жёсткой границы между этикой и эстетикой нет.
- психология, связана с эстетикой и соц. философией.
Сейчас философия текстоцентрична. Всё рассматривается как знаковая система. Всё многомерно.
Древнеиндийская философия
Индийская философия берет свое начало в древних религиозных гимнах — Ведах. Под их воздействием возникли первые элементы философского сознания, началось оформление первых философских учений. Именно в ведийской мифологии зародилось представление о безличном законе — «рита». В гимне «Космический жар» о нем сказано:«Закон и истина родились из воспламеняющего жара. Отсюда родилась ночь. Отсюда —• волнующий океан. Из волнующего океана родился год, распределяющий дни и ночи, владыка всего, что моргает (т. е. живет)». Это положение доказывает, что внутри первобытной мировоззренческой стихии рождается представление об объективной необходимости, о естественном пути развития мира. В последней части Вед «Ригведе» имеется удивительный гимн о сотворении мира, в котором содержатся отвлеченные представления о сущем и несущем (сат и асат).
Для древнеиндийской философии характерно развитие в рамках определенных систем и школ. Но все эти школы делились на две большие группы: ортодоксальные, признающие авторитет Вед, и ортодоксальные, не признающие авторитет Вед. В ортодоксальных школах тексты Вед рассматривались как священные, не подвергающиеся критике. Другое направление критикует Веды. К последнему принадлежит учение локаята (или чарвака).
Философская мысль Древнего Китая.
Первый этап (XII – VIII вв. до н.э.) – зарождение философских воззрений (предфилософия), который характеризуется тесной связью с мифологией. В эту эпоху сложился знаменитый культ предков и поклонение Небу.
Литературно-историческими памятниками, в которых отразился этап древнекитайской предфилософии является «Пятикнижие».
К этим книгам относятся: «Ши цзин» (Книга песен), «Шу цзин» (Книга истории), «Ли цзи» (книга обрядов), «Чунь цю» (летопись), «И цзин» (книга перемен). Комментарии к Книге перемен «И цзин», положили начало философии в Древнем Китае.
Мифологическая модель мира базировалась на следующих двух идеях:
идея единства человека и мира – связь природных, социальных и нравственных явлений. Небо – судьба, первооснова, первопричина всего существующего. Возник и термин Поднебесная, ставший синонимом страны.
идея перемен, учение о действии противоположных сил – «ян» и «инь» (света и тьмы, напряжения и податливости, мужского и женского); Каждая вещь содержит в себе начала «инь» и «ян».
На VI – III вв. до н.э. приходится расцвет философской мысли. Этот период называют «золотым веком» китайской философии, этапом «соперничества ста школ». Выделяются шесть основных школ древнекитайской философии: конфуцианство (школа служилых людей), даосизм (школа сторонников учения о «Дао» и «дэ»), моизм, легизм (школа законников, фа-цзя), натурфилософская школа «инь-ян» и школа имен.
Конфуцианство (Кун Фу-цзы (Конфуций) жил в 551 – 479 гг. до н.э. Главное сочинение Конфуция «Лунь-юй» («Беседы и наставления).
В центре социальной утопии, созданной Конфуцием, стоит цзюнь-цзы — «благородный муж», идеализированный облик правителя.
1. Обязательное качество — жэнь — гуманность. Слово жэнь переводится еще и как «человечность», «милосердие», «доброта».
2. Обязательным качеством цзюнь-цзы является следование долгу. Долг — это нормы отношений между пятью парами социальных ролей: отца и сына, старшего и младшего братьев, мужа и жены, старшего и младшего, государя и подданного.
3. Сяо — «сыновняя почтительность, благочестие и почитание старшего брата».
4. Ли —«правила», «ритуал». Ли включали в себя в широком смысле правила поведения на все случаи жизни.
5. Чжи — «разумность».
«Благородному мужу» Конфуций противопоставляет «низкого человека».
Даосизм
Основатель этой школы — Лао-цзы. «Дао-дэ цзин» — «Книга о Пути и добродетели», ставшая главным каноном даосизма.
Дао — «Путь». В даосизме Дао — это всеобщий Закон Природы, Начало и Конец Творения. Дао — это все и ничто. Никто не создал Дао, но все возвращается к нему и все происходит от него.
К ведущей даосской концепции относится также и концепция У вэй — Недеяния. У вэй — это отсутствие произвольной целеполагающей деятельности, не согласной с естественным миропорядком, основанной на спонтанности, беспредпосылочности Дао. На принципе Недеяния в даосской философии основывается совершенное правление.
Легизм
Главным оппонентом конфуцианцев по вопросу о методах и формах государственного управления была школа фацзя, или легисты-законники.
Легисты высказались за приоритет закона.
Отправной точкой размышлений легистов было уверенность в изначально злой природе человека. Человек изначально стремится не к общему благу, а к личному. В человеке преобладает эгоизм, а так как общество состоит из многих людей, то, следовательно, неизбежны столкновения разных эгоистический интересов. В такой ситуации единственной гармонизирующей и регулирующей силой могут выступать законы (фа) и указы императора (мин).
Легизм - это философское обоснование сильной государственной власти, опирающейся, с одной стороны, на закон и насилие, с другой стороны, на армию, чиновничество и земельную аристократию.
Специфика философии Древнего Китая:
Философия в Китае играла исключительную роль, ибо именно она определяла специфику и систему ценностей китайской культуры и цивилизации, менталитет китайской нации.
Духовные устремления китайских мыслителей направлены к практической жизни, государству и семье, к социальным явлениям.
Философские знания в Древнем Китае неразрывно связаны с этикой и политикой.
К особенностям древнекитайской философии следует отнести специфику иероглифического письма. Иероглифическая письменность определила афористический стиль философских текстов, метафоричность языка.
Традиционализм, следование традициям – характерная черта китайской философии.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|