Сделай Сам Свою Работу на 5

Стилистический анализ морфологических категорий





Трудные случаи в системе морфологических норм

Цель:научиться употреблять грамматические формы слов в соответствии с литературной нормой.

Студент должен знать основные морфологические нормы современного русского литературного языка.

Студент должен уметь на практике применять морфологические нормы.

Задание № 1

Поставьте в форме И.п. мн. ч. приведенные ниже существительные. Подчеркните существительные, ко­торые употребляются только в единственном числе, определите, к ка­кому лексико-грамматическому разряду они относятся (вещественные, собирательные, абстрактные).

Баран _________________________ баранина –________________________________;

беготня -______________________ беднота -__________________________________;

бедняк -________________________ белизна -__________________________________;

белье -_________________________; быстро­та -_________________________________;

ягода -_________________________ брусника -_________________________________;

дитя -__________________________ детвора -__________________________________;

дичь -_________________________ добро -___________________________________;

еж -___________________________ ежевика -__________________________________;

Задание № 2

Подчеркните существительные, которые не имеют формы единствен­ного числа.

Макароны, будни, горы, щипцы, перила, ворота, карандаши, плоскогубцы, пассатижи, враги, крестьяне, уши, деньги, сутки, двери, колени, чулки, сучья.



Задание № 3

Распределите по группам — существительные, которые имеют фор­му только множественного числа, и существительные, которые име­ют форму только единственного числа.

Качели, ворота,, кулуары, шоколад, тиранство, брюки, детство, бигуди, молодежь, белила, выборы, терроризм, супружество, со­дружество, чернила, гусли.

Задание № 4

Определите род имен существительных.

Старшина, городишко, подмастерье, галерея, дитя, смельчак, домишко.

Задание № 5

Составьте словосочетания с существительными общего рода.

Зазнайка, капризуля, транжира, молодчина, умница, тезка, лакомка, левша, кроха.

Задание № 6

Определите род приведенных ниже не­склоняемых заимствованных слов. Подберите определения, правильно согласуйте их с данными словами.

Буржуа -______________________________; домино -______________________________;

кенгуру -_____________________________; фламинго -____________________________;

кашне -______________________________; боа -__________________________________;



миледи -_____________________________; купе -_________________________________;

сопрано -_____________________________; банджо -_______________________________;

арго -________________________________; бюро -________________________________;

гетто -_______________________________; боржоми -_____________________________;

бренди -_____________________________; антраша -______________________________;

им­пресарио -________________________; кабальеро -_____________________________;

пончо-______________________________; салями -_______________________________;

кольраби -___________________________; мадам -________________________________;

протеже -____________________________; крупье -_______________________________;

кули -_______________________________; мадемуазель -___________________________;

янки -_______________________________; конферансье -___________________________;

шимпанзе -_______________________; интервью -______________________________;

интермеццо -_________________________; жалюзи -_______________________________;

жюри -_______________________________; рефери -_______________________________;

драже -_______________________________; алоэ -_________________________________;

досье -_______________________________; денди -________________________________;

пани -________________________________; кимоно -_______________________________;

киви -________________________________ какао -_________________________________;

клише -______________________________ кюре -__________________________________;

миссис -____________________________ пенальти -_______________________________;

пупурри -___________________________ рагу -___________________________________;

ралли -_____________________________; рантье -_________________________________;

резю­ме -_____________________________; реноме -________________________________;

травести -____________________________; эмбарго -__________________

Задание № 7

Определите род при­веденных ниже сложносоставных существительных. Поставьте сущест­вительные в Р. п., ед. ч., определив возможность их скло­нения.

Образец выполнения: фабрика-кухня, ж.р., р. п. - фабрики-кухни.

Диван-кровать -____________________тонна-километр -___________________________,



герой-девица -_____________________жу­равль-монах -____________________________,

член-корреспондент -______________премьер-министр -__________________________, вакуум-аппарат -__________________кафе-закусочная -__________________________, ракета-носитель -___________________плащ-палатка -____________________________,

луна-парк -______________________, бал-маскарад -_____________________________, булочная-кондитерская -____________, яхт-клуб -________________________________,

завод-лаборатория иван-чай -________________________________,

кают-компания _________________,рахат-лукум -______________________________, рентген-пленка экспресс-информация -_____________________.

Задание № 8

Определите род имен существительных - аббревиатур, составьте с ними словосочетания.

НАТО, СНГ, ООН, ЮНЕСКО, ФСБ, МИД, МВД.

Задание № 9

Поставьте приведенные ниже существительные мужского рода в Р. п. ед. ч. Приведите вариантные формы Р. п. ед. ч. с окончаниями -У и -А. Объясните употребление той или иной формы.

 

Образец: чай - выпить чаю {существительное в количественно-выдели­тельном значении имеет окончание -У. обязательно в глагольно-именных словосочетаниях). Но: сорт чая (в прочих случаях при имен­ном управлении существительное имеет окончание -А). Чаек - хлеб­нуть чайку (-У обязательно в род. падеже уменьшительных существи­тельных).

Бархат -______________________________; атлас -______________________________;

бензин -______________________________; сахар-____________________________;

виноград -___________________________; горох -______________________________;

квасок -______________________________; корм -______________________________;

мед -_______________________________; шелк -______________________________;

яд -________________________________; аппетит -____________________________;

Задание № 10

Приведите примеры употребления перечисленных ниже абстрактных существительных с окончанием –У в Р. п. ед. ч. в устойчи­вых словосочетаниях.

Образец: Мир - с миру по нитке - голому рубаха.

Брод -____________________________; глаз -_____________________________________;

год -____________________________; пыл -_____________________________________;

жар -____________________________; мах -____________________________________;

толк -____________________________; род -____________________________________;

ход -____________________________; вид -_____________________________________;

лад -___________________________; слух -____________________________________;

дух -___________________________; отказ -___________________________________;

час -____________________________; прок -

Задание № 11

Приведенные ниже существительные муж­ского рода поставьте в И. п. мн. ч., выбирая между окончанием -Ы или окончанием -А.

адрес -___________________________; берег -____________________________________;

вексель -_________________________; бункер -___________________________________;

бульдозер -_____________________; бухгал­тер -_________________________________;

веер -_____________________; вероучитель -______________________________;

брелок -______________________; жернов -___________________________________; век -___________________________; вензель -___________________________________; пе­карь -__________________________; ветер -_____________________________________; возраст -_______________________; город -_____________________________________; кивер -__________________________; герб -______________________________________;

выхлоп -_______________________; выбор -_____________________________________;

жемчуг -________________________; купол -____________________________________;

кучер -_________________________; инженер -__________________________________;

джемпер -_______________________; договор -___________________________________;

приговор -_______________________; квартал -__________________________________;

инспектор -_______________________; ордер -____________________________________;

мастер -_________________________; консул -___________________________________;

ок­руг -__________________________; парус -____________________________________;

инструктор -_____________________; клапан -___________________________________;

маклер -_________________________; месяц -____________________________________;

отпуск -_________________________; диспетчер -_________________________________;

пудель -__________________________; слесарь -__________________________________;

повар -___________________________; ректор -___________________________________;

склад -___________________________; снайпер -__________________________________;

шофер -__________________________; фельдшер -________________________________;

сорт -_____________________________; сектор -___________________________________

офицер -__________________________; свитер-____________________________________;

токарь -__________________________; терем -____________________________________;

прожектор -______________________; промы­сел -_________________________________;

слог -____________________________; стог-______________________________________;

табель -_________________________; торт -______________________________________;

трактор -_______________________; флагман -___________________________________;

фронт -_________________________; штем­пель -_________________________________;

шторм -_________________________; ястреб -_____________________________________.

Задание № 12

Поставьте приведенные ниже существи­тельные мужского рода в Р. п. мн. ч, делая выбор между нулевым окончанием и окончанием -0В.

Ананасы -________________________; апельсины -______________________________;

буряты -_________________________; баклажаны -______________________________;

боты -____________________________; валенки -_________________________________;

башкиры -________________________; мандарины -______________________________;

потемки -________________________; манжеты -________________________________;

граммы -_________________________; гусары-__________________________________;

киловатты -_______________________; гектары -_________________________________;

патиссоны -_______________________; крестины -________________________________;

шахматы -________________________; лимоны -_________________________________;

лезгины -________________________; комментарий -_____________________________;

бронхи -__________________________; коррективы -_______________________________;

коррективы -______________________; цыгане -___________________________________;

монголы -________________________; курды -____________________________________;

децибелы -________________________; гольфы-___________________________________;

осетины -_________________________; погоны -__________________________________;

помидоры -_______________________; соты -____________________________________;

сандалеты -_______________________; эполеты -_________________________________;

кастаньеты -_______________________; катакомбы -________________________________;

якуты -___________________________; кадеты -__________________________________;

координаты -______________________; тюрки -__________________________________;

эллины -__________________________; ярды -___________________________________.

Задание № 13

Образуйте сравнительную степень имен прилагательных.

Богатый - богаче: вязкий — ..., горький — ..., мягкий -… .

Буйный — буйнее: вкусный…— ..., влажный — ..., грубый — ....

Гладкий - глаже: глубокий… . густой…, твердый-… .

Высокий — выше: большой— … . глухой- … .

Сладкий — слаще: простой — ....

Плохой — хуже: хороший — ....

Задание № 14

Образуйте варианты краткой формы прилагательных на -енный.

Безнравственный, дружественный, воинственный, безответст­венный, мужественный, чувственный, торжественный, невежест­венный, естественный, действенный, таинственный, царственный, существенный, гражданственный, ответственный.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 15

Выберите из скобок правильный вариант.

Предложенный вариант окажется более (естествен, естестве­нен); его костюм (безукоризнен, безукоризненен); конфликт (бессмыслен, бессмысленен); момент (торжествен, торжестве­нен); жребий (благословен, благословенен); успех (несомнен, не-сомненен); ответ (откровен, откровенен); шаг (неуверен, неуверенен); цветок (изыскан, изысканен).

Задание № 16

Найдите и объясните ошибки. Исправьте предложения.

1.Он был горяч, полный жизни.____________________________________________________

2.Не стремлюсь быть лучше, оригинальной, хочу оставаться сама собой._________________

3.Самый крупнейший город в мире – Мехико. _______________________________________

4.Разработка новой темы становиться все более интенсивнее. __________________________

5.Более быстрее развивается машиностроение. _______________________________________

6.Один брат – шумный, другой – тих. _______________________________________________

7.Эта книга плохее, чем та. ________________________________________________________

Задание № 17

Запишите числительные в форме творительного падежа.

Восемьдесят, сто, триста, двадцать три, двести тысяч, одна це­лая две десятых, четыреста шестьдесят восемь.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 18

Составьте, если это возможно, словосочетания собирательного чис­лительного пятерос существительными умница, герой, вишня, го­рошина, щенок.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 19

Выбирите из скобок нужное числительное.

(Четыре, четверо) медвежат; (две, обе) студентки; (пять, пяте­ро) суток; (три, трое) ворот; (двоими, двумя) ножницами; (шесть, шестеро) юношей; (семь, семеро) апельсинов.

Задание № 20

Найдите ошибки в употреблении имен числительных. Исправьте предложения.

ездите, ездят. Плескать, нагибать, убедить, брызгать, звонить, пылесосить, мучить, лечь, дерзить.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 22

Образуйте повелительное наклонение от данных глаголов (запишите возможные варианты).

Закончить, морщить, полакомиться1. Из школы вышли семеро девочек и пятеро мальчиков.____________________________

2. По обоим сторонам улицы росли деревья._______________________________________

3. Четверо аспиранток закончили работу над диссертацией.__________________________

4. Обоим ученицам дали дополнительное задание.__________________________________

Задание № 21

Образуйте, если это возможно, спрягаемые формы глаголов (1,2,3 ли­ца единственного и множественного числа).

Образец: ездить — езжу, ездишь, ездит, ездим,, оформить, таращить, очи­стить, встопорщить, шагнуть, заехать, выбросить, наморщить, на­портить.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 23

Составьте предложения, в которых приведенные ниже географи­ческие названия употреблялись бы в косвенных падежах.

Имение Ясная Поляна -___________________________________________________________

Осака -_________________________________________________________________________

Афганистан -___________________________________________________________________

Ильмень-озеро -_________________________________________________________________

Село Крас­ные горки -_____________________________________________________________

Михайловское -_________________________________________________________________

Барселона -_____________________________________________________________________

Переяславль-Залесский -__________________________________________________________

станция Репино

город Пушкин

усадьба Кус­ково

город Владимир-Волынский

Орехово-Зуево -

Домашнее задание

Задание № 1

Определите значение приведенных ниже глаголов, употребите их в предложениях в форме настоящего времени.

Опостылеть -_________________________ заржаветь -_______________________________

старить -____________________________ ржавить -_________________________________

опротиветь -_________________________ обезволеть -_______________________________

заиндеветь -________________________ обезлесеть - _______________________________

 

Задание № 2

Раскрывая скобки, употребите вместо инфинитива подходящую глагольную форму.

Лодки не стоят неподвижно, они (колыхаться)_______________ на воде. Дует ветер, дождь (брызгать)_________________ в лицо. Мы уже сейчас (хотеть)________________________ понять закономер­ности действия рынка. Собрание выбирает комиссию и (уполномочить)____________________ее составить проект резолюции. Провожающие стоят на перроне и (ма­хать)_________________ вслед уходящему поезду. (Лечь)_______________ скорей в постель, замерзнешь. Пока я не (убедиться)___________________ в бесполезности этого занятия, я его не ос­тавлю. Скоро я (учредить)____________________ свою собственную партию. Наступила весна, текут ручьи, солнце (печь), с крыш (капать)____________________. Несколько дней волк (рыскать)___________________________ по лесу, ищет добычу. Виктор, (вылезать)____________________ из машины, при­ехали. Если я съезжу на дачу, то к вечеру совершенно (обессилеть)________________________. Сейчас мы не (мочь)_______________ поступиться нашими принципами. Маша, (бежать)____________________ в магазин, творог привезли. Вчера неприятельский отряд (вторгнуть­ся)__________________________ в район расположения наших войск. Женщины стоят у самого бере­га и (полоскать)_______________ белье. Мы были довольны тем, что (избегнуть)_____________________________ не­приятной встречи. Врач сказал, что я скоро (выздороветь)____________________________.

Задание № 3

Составьте и запишите словосочетания, согласуя с именами сущест­вительными прилагательные в нужном роде, числе и падеже.

Авеню, туфля, шампунь, жюри, моль, кенгуру, фасоль, бандероль, кака­ду, староста, бра, пюре, вуаль, толь, тюль, резюме, лосось, имбирь, камикадзе, каратэ, кашне, кашпо, кепи, кладезь, кутюрье, абрикос, лассо, манжета, щебень, штемпель, боржоми, бутыль.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Практическая работа

Стилистический анализ морфологических категорий

Цель: научиться употреблять грамматические формы слов в соответствии с литературной нормой.

Задание № 1

Ответьте на вопросы

1. Что изучает морфология как раздел языкознания?

2. Какие части речи называются самостоятельными и служебными?

3. Какие варианты форм категории рода имен существительных вы знаете? Охарактеризуйте их.

4. Назовите варианты окончаний имен существительных мужского рода в И.п. мн.ч.

5. Назовите варианты окончаний имен существительных мужского рода в Р.п. мн.ч.

6. Назовите варианты окончаний имен существительных женского рода в Р.п. мн.ч.

Задание № 2

Существительными м.р. являются слова

Куль, шампунь,тюль,путь,медаль

Существительными ср.р. являются слова

Какао, кафе,кольраби,авеню,6pa

Существительными ж.р. являются слова

Салями, иваси, мозоль, рефери

Правильной является форма существительного Р.п. м. р.

Валенок,чулков,носков,ботинок,погонов,эполет,яблоков,апельсинов,помидор,мандарин,томатов,дел.

Правильно образована форма Р.п. мн.ч.

Оладьев, носок, полотенец, туфель, помидоров, блюдцев, туфлей, чулок, платий, апельсинов.

Задание № 3

Составьте словосочетания числительных двое, десять, полтора с любыми существительными.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 4

Определите род имен существительных-аббревиатур ТАСС, ГРЭС, ЖЭК.

__________________________________________________________________________________

Задание № 5

Просклоняйте (проспрягайте) следующие слова, соблюдая акценто­логические и морфологические нормы. Если возможны варианты, назо­вите их. Составьте с ними словосочетания.

Шампунь, бюллетень, пуловер, тюль, дитя.

Дожидаться, сыпать, выздороветь.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 6

Поставьте местоимения он, она в нужном падеже.

Прочитать вместе с (кем?), отпустить (кого?), танцевать без (кого?)

Задание № 7

Запишите в форме Р.п. мн.ч. слова.

Простыня, дупло, дно, брелок, кочерга, черешня, будни, шило.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Самостоятельная работа

Задание № 1

В каком ряду все существительные в форме И. п. мн. ч. имеют окончание – ы(-и)?.

1. доктор, фронт;

2. консул, торт;

3. юнкер, приговор;

4. шофер, корпус (здание).

Задание № 2

В каких рядах есть ненормативная (нелитературная) форма Р. п. мн. ч. существительного?

1. трое гусаров, пригоршней, оглобель, грузин;

2. саженей, рентген, сплетней, плеч;

3. носков, коленей, помидоров, басен;

4. кеглей, свечей, румын, (эскадрон) гусар.

Задание № 3

В каком ряду все существительные общего рода?

1. брюзга, плакса, судья, недотрога;

2. агроном, ровня, космонавт, задира;

3. тихоня, непоседа, скряга, запевала;

4. недоучка, невежа, разиня, кассир.

Задание № 4

В каких рядах все существительные относятся к среднему роду?

1. коммюнике, какао, бра, авеню, депо;

2. зебу, кашне, рантье, меню, салями;

3. метро, пианино, кольраби, вуаль, кофе;

4. пари, такси, кашпо, бюро, жюри.

Задание № 5

В каком предложении допущена грамматическая ошибка?

1. Платье – халат постиран и убран в шкаф.

2. Письмо – открытка уведомило покупателя о выходе новой книги.

3. Театр – студия открыл новый сезон.

4. Урок – лекция впервые проведен в нашем классе.

Задание № 6

В каком ряду есть ошибка в употреблении падежной формы существительного?

1. нужда в доверии, рассказать вопреки желанию, типичен для студенческой среды;

2. гордиться школой, осуждать малодушие в приятеле, оплатить проезд в метро;

3. уверенность в победе, удивиться чудом природы, уплатить долги;

4. уплатить за покупки, укорять в неискренности, прибыть согласно расписанию.

Задание № 7

В каком предложении допущена ошибка в употреблении формы прилагательного?

1. Более удобная обувь была моей мечтой.

2. Голоса сегодня звучали звонче, слова произносились четче.

3. Наиболее громоздкий шкаф пришлось поднимать на ремнях.

4. Друг мой был головастее своего брата.

Задание № 8

Заполните таблицу. Озаглавьте её.

Колебания в роде существительных Выбор окончания И.п. мн. ч. существительных Выбор окончания Р.п. мн.ч. существительных Правильное использова- ние глаголов Выбор краткой формы прилагательных
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         

 

Мой шампунь, этот диван – кровать, инженеры, директора, апельсинов, баклажанов, более плавкий, двусмыслен, диспетчеры, приурочивать, манят, тюль, полотенец, донья, смогу убедить, мурлычет, много башкир, нет чулок, много грузин, кочерег, блюдец, договоры, красивее, свойствен, блюдец, искусствен, эта плащ – палатка, вкусный кофе, много дупел, много армян, гризли, двадцать простынь, машет, бухгалтеры, смогу победить, джемперы, брелоков, торжествен, выборы, полощет.

Задание № 9

Подберите определения, правильно согласуйте их с приведенными ниже словами.

Рояль_______________, бра_____________, кофе______________, рельс_________________, тюль_______________, кафе____________, туфля______________, какаду________________, шимпанзе___________, пальто__________, мозоль_____________, купе__________________, жюри______________, кенгуру_________, рефери_____________, конферансье____________, пари_______________, крупье__________, пони____________.

Задание № 10

От данных существительных образуйте форму И. п. мн.ч.

Доктор -____________,выбор -_________________, контейнер -_______________________, орден -_____________,герб -___________________, шофер -__________________________, торт -_____________лектор -_________________, токарь -___________________________, договор -___________якорь -__________________,прожектор -

Задание № 11

Вставьте пропущенные окончания прилагательных.

1. Солнечн… Сочи. 2. Широк… Миссисипи. 3. Полноводн… Эри.

4. Живописн… Капри. 5. Знаменит… Лимпопо. 6. Древн… Баку.

7. Далек… Килиманджаро. 8. Загазованн… Мехико.

Задание № 12

Допишите окончания глаголов, согласуя подлежащее со сказуемым.

МГУ праздновал… юбилей. ООН принял… к рассмотрению документ.

РИА сообщил… об этом на прошлой неделе. ТАСС уполномочен… заявить.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.