Стилистический анализ морфологических категорий
Трудные случаи в системе морфологических норм
Цель:научиться употреблять грамматические формы слов в соответствии с литературной нормой.
Студент должен знать основные морфологические нормы современного русского литературного языка.
Студент должен уметь на практике применять морфологические нормы.
Задание № 1
Поставьте в форме И.п. мн. ч. приведенные ниже существительные. Подчеркните существительные, которые употребляются только в единственном числе, определите, к какому лексико-грамматическому разряду они относятся (вещественные, собирательные, абстрактные).
Баран _________________________ баранина –________________________________;
беготня -______________________ беднота -__________________________________;
бедняк -________________________ белизна -__________________________________;
белье -_________________________; быстрота -_________________________________;
ягода -_________________________ брусника -_________________________________;
дитя -__________________________ детвора -__________________________________;
дичь -_________________________ добро -___________________________________;
еж -___________________________ ежевика -__________________________________;
Задание № 2
Подчеркните существительные, которые не имеют формы единственного числа.
Макароны, будни, горы, щипцы, перила, ворота, карандаши, плоскогубцы, пассатижи, враги, крестьяне, уши, деньги, сутки, двери, колени, чулки, сучья.
Задание № 3
Распределите по группам — существительные, которые имеют форму только множественного числа, и существительные, которые имеют форму только единственного числа.
Качели, ворота,, кулуары, шоколад, тиранство, брюки, детство, бигуди, молодежь, белила, выборы, терроризм, супружество, содружество, чернила, гусли.
Задание № 4
Определите род имен существительных.
Старшина, городишко, подмастерье, галерея, дитя, смельчак, домишко.
Задание № 5
Составьте словосочетания с существительными общего рода.
Зазнайка, капризуля, транжира, молодчина, умница, тезка, лакомка, левша, кроха.
Задание № 6
Определите род приведенных ниже несклоняемых заимствованных слов. Подберите определения, правильно согласуйте их с данными словами.
Буржуа -______________________________; домино -______________________________;
кенгуру -_____________________________; фламинго -____________________________;
кашне -______________________________; боа -__________________________________;
миледи -_____________________________; купе -_________________________________;
сопрано -_____________________________; банджо -_______________________________;
арго -________________________________; бюро -________________________________;
гетто -_______________________________; боржоми -_____________________________;
бренди -_____________________________; антраша -______________________________;
импресарио -________________________; кабальеро -_____________________________;
пончо-______________________________; салями -_______________________________;
кольраби -___________________________; мадам -________________________________;
протеже -____________________________; крупье -_______________________________;
кули -_______________________________; мадемуазель -___________________________;
янки -_______________________________; конферансье -___________________________;
шимпанзе -_______________________; интервью -______________________________;
интермеццо -_________________________; жалюзи -_______________________________;
жюри -_______________________________; рефери -_______________________________;
драже -_______________________________; алоэ -_________________________________;
досье -_______________________________; денди -________________________________;
пани -________________________________; кимоно -_______________________________;
киви -________________________________ какао -_________________________________;
клише -______________________________ кюре -__________________________________;
миссис -____________________________ пенальти -_______________________________;
пупурри -___________________________ рагу -___________________________________;
ралли -_____________________________; рантье -_________________________________;
резюме -_____________________________; реноме -________________________________;
травести -____________________________; эмбарго -__________________
Задание № 7
Определите род приведенных ниже сложносоставных существительных. Поставьте существительные в Р. п., ед. ч., определив возможность их склонения.
Образец выполнения: фабрика-кухня, ж.р., р. п. - фабрики-кухни.
Диван-кровать -____________________тонна-километр -___________________________,
герой-девица -_____________________журавль-монах -____________________________,
член-корреспондент -______________премьер-министр -__________________________, вакуум-аппарат -__________________кафе-закусочная -__________________________, ракета-носитель -___________________плащ-палатка -____________________________,
луна-парк -______________________, бал-маскарад -_____________________________, булочная-кондитерская -____________, яхт-клуб -________________________________,
завод-лаборатория иван-чай -________________________________,
кают-компания _________________,рахат-лукум -______________________________, рентген-пленка экспресс-информация -_____________________.
Задание № 8
Определите род имен существительных - аббревиатур, составьте с ними словосочетания.
НАТО, СНГ, ООН, ЮНЕСКО, ФСБ, МИД, МВД.
Задание № 9
Поставьте приведенные ниже существительные мужского рода в Р. п. ед. ч. Приведите вариантные формы Р. п. ед. ч. с окончаниями -У и -А. Объясните употребление той или иной формы.
Образец: чай - выпить чаю {существительное в количественно-выделительном значении имеет окончание -У. обязательно в глагольно-именных словосочетаниях). Но: сорт чая (в прочих случаях при именном управлении существительное имеет окончание -А). Чаек - хлебнуть чайку (-У обязательно в род. падеже уменьшительных существительных).
Бархат -______________________________; атлас -______________________________;
бензин -______________________________; сахар-____________________________;
виноград -___________________________; горох -______________________________;
квасок -______________________________; корм -______________________________;
мед -_______________________________; шелк -______________________________;
яд -________________________________; аппетит -____________________________;
Задание № 10
Приведите примеры употребления перечисленных ниже абстрактных существительных с окончанием –У в Р. п. ед. ч. в устойчивых словосочетаниях.
Образец: Мир - с миру по нитке - голому рубаха.
Брод -____________________________; глаз -_____________________________________;
год -____________________________; пыл -_____________________________________;
жар -____________________________; мах -____________________________________;
толк -____________________________; род -____________________________________;
ход -____________________________; вид -_____________________________________;
лад -___________________________; слух -____________________________________;
дух -___________________________; отказ -___________________________________;
час -____________________________; прок -
Задание № 11
Приведенные ниже существительные мужского рода поставьте в И. п. мн. ч., выбирая между окончанием -Ы или окончанием -А.
адрес -___________________________; берег -____________________________________;
вексель -_________________________; бункер -___________________________________;
бульдозер -_____________________; бухгалтер -_________________________________;
веер -_____________________; вероучитель -______________________________;
брелок -______________________; жернов -___________________________________; век -___________________________; вензель -___________________________________; пекарь -__________________________; ветер -_____________________________________; возраст -_______________________; город -_____________________________________; кивер -__________________________; герб -______________________________________;
выхлоп -_______________________; выбор -_____________________________________;
жемчуг -________________________; купол -____________________________________;
кучер -_________________________; инженер -__________________________________;
джемпер -_______________________; договор -___________________________________;
приговор -_______________________; квартал -__________________________________;
инспектор -_______________________; ордер -____________________________________;
мастер -_________________________; консул -___________________________________;
округ -__________________________; парус -____________________________________;
инструктор -_____________________; клапан -___________________________________;
маклер -_________________________; месяц -____________________________________;
отпуск -_________________________; диспетчер -_________________________________;
пудель -__________________________; слесарь -__________________________________;
повар -___________________________; ректор -___________________________________;
склад -___________________________; снайпер -__________________________________;
шофер -__________________________; фельдшер -________________________________;
сорт -_____________________________; сектор -___________________________________
офицер -__________________________; свитер-____________________________________;
токарь -__________________________; терем -____________________________________;
прожектор -______________________; промысел -_________________________________;
слог -____________________________; стог-______________________________________;
табель -_________________________; торт -______________________________________;
трактор -_______________________; флагман -___________________________________;
фронт -_________________________; штемпель -_________________________________;
шторм -_________________________; ястреб -_____________________________________.
Задание № 12
Поставьте приведенные ниже существительные мужского рода в Р. п. мн. ч, делая выбор между нулевым окончанием и окончанием -0В.
Ананасы -________________________; апельсины -______________________________;
буряты -_________________________; баклажаны -______________________________;
боты -____________________________; валенки -_________________________________;
башкиры -________________________; мандарины -______________________________;
потемки -________________________; манжеты -________________________________;
граммы -_________________________; гусары-__________________________________;
киловатты -_______________________; гектары -_________________________________;
патиссоны -_______________________; крестины -________________________________;
шахматы -________________________; лимоны -_________________________________;
лезгины -________________________; комментарий -_____________________________;
бронхи -__________________________; коррективы -_______________________________;
коррективы -______________________; цыгане -___________________________________;
монголы -________________________; курды -____________________________________;
децибелы -________________________; гольфы-___________________________________;
осетины -_________________________; погоны -__________________________________;
помидоры -_______________________; соты -____________________________________;
сандалеты -_______________________; эполеты -_________________________________;
кастаньеты -_______________________; катакомбы -________________________________;
якуты -___________________________; кадеты -__________________________________;
координаты -______________________; тюрки -__________________________________;
эллины -__________________________; ярды -___________________________________.
Задание № 13
Образуйте сравнительную степень имен прилагательных.
Богатый - богаче: вязкий — ..., горький — ..., мягкий -… .
Буйный — буйнее: вкусный…— ..., влажный — ..., грубый — ....
Гладкий - глаже: глубокий… . густой…, твердый-… .
Высокий — выше: большой— … . глухой- … .
Сладкий — слаще: простой — ....
Плохой — хуже: хороший — ....
Задание № 14
Образуйте варианты краткой формы прилагательных на -енный.
Безнравственный, дружественный, воинственный, безответственный, мужественный, чувственный, торжественный, невежественный, естественный, действенный, таинственный, царственный, существенный, гражданственный, ответственный.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 15
Выберите из скобок правильный вариант.
Предложенный вариант окажется более (естествен, естественен); его костюм (безукоризнен, безукоризненен); конфликт (бессмыслен, бессмысленен); момент (торжествен, торжественен); жребий (благословен, благословенен); успех (несомнен, не-сомненен); ответ (откровен, откровенен); шаг (неуверен, неуверенен); цветок (изыскан, изысканен).
Задание № 16
Найдите и объясните ошибки. Исправьте предложения.
1.Он был горяч, полный жизни.____________________________________________________
2.Не стремлюсь быть лучше, оригинальной, хочу оставаться сама собой._________________
3.Самый крупнейший город в мире – Мехико. _______________________________________
4.Разработка новой темы становиться все более интенсивнее. __________________________
5.Более быстрее развивается машиностроение. _______________________________________
6.Один брат – шумный, другой – тих. _______________________________________________
7.Эта книга плохее, чем та. ________________________________________________________
Задание № 17
Запишите числительные в форме творительного падежа.
Восемьдесят, сто, триста, двадцать три, двести тысяч, одна целая две десятых, четыреста шестьдесят восемь.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 18
Составьте, если это возможно, словосочетания собирательного числительного пятерос существительными умница, герой, вишня, горошина, щенок.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 19
Выбирите из скобок нужное числительное.
(Четыре, четверо) медвежат; (две, обе) студентки; (пять, пятеро) суток; (три, трое) ворот; (двоими, двумя) ножницами; (шесть, шестеро) юношей; (семь, семеро) апельсинов.
Задание № 20
Найдите ошибки в употреблении имен числительных. Исправьте предложения.
ездите, ездят. Плескать, нагибать, убедить, брызгать, звонить, пылесосить, мучить, лечь, дерзить.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 22
Образуйте повелительное наклонение от данных глаголов (запишите возможные варианты).
Закончить, морщить, полакомиться1. Из школы вышли семеро девочек и пятеро мальчиков.____________________________
2. По обоим сторонам улицы росли деревья._______________________________________
3. Четверо аспиранток закончили работу над диссертацией.__________________________
4. Обоим ученицам дали дополнительное задание.__________________________________
Задание № 21
Образуйте, если это возможно, спрягаемые формы глаголов (1,2,3 лица единственного и множественного числа).
Образец: ездить — езжу, ездишь, ездит, ездим,, оформить, таращить, очистить, встопорщить, шагнуть, заехать, выбросить, наморщить, напортить.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 23
Составьте предложения, в которых приведенные ниже географические названия употреблялись бы в косвенных падежах.
Имение Ясная Поляна -___________________________________________________________
Осака -_________________________________________________________________________
Афганистан -___________________________________________________________________
Ильмень-озеро -_________________________________________________________________
Село Красные горки -_____________________________________________________________
Михайловское -_________________________________________________________________
Барселона -_____________________________________________________________________
Переяславль-Залесский -__________________________________________________________
станция Репино
город Пушкин
усадьба Кусково
город Владимир-Волынский
Орехово-Зуево -
Домашнее задание
Задание № 1
Определите значение приведенных ниже глаголов, употребите их в предложениях в форме настоящего времени.
Опостылеть -_________________________ заржаветь -_______________________________
старить -____________________________ ржавить -_________________________________
опротиветь -_________________________ обезволеть -_______________________________
заиндеветь -________________________ обезлесеть - _______________________________
Задание № 2
Раскрывая скобки, употребите вместо инфинитива подходящую глагольную форму.
Лодки не стоят неподвижно, они (колыхаться)_______________ на воде. Дует ветер, дождь (брызгать)_________________ в лицо. Мы уже сейчас (хотеть)________________________ понять закономерности действия рынка. Собрание выбирает комиссию и (уполномочить)____________________ее составить проект резолюции. Провожающие стоят на перроне и (махать)_________________ вслед уходящему поезду. (Лечь)_______________ скорей в постель, замерзнешь. Пока я не (убедиться)___________________ в бесполезности этого занятия, я его не оставлю. Скоро я (учредить)____________________ свою собственную партию. Наступила весна, текут ручьи, солнце (печь), с крыш (капать)____________________. Несколько дней волк (рыскать)___________________________ по лесу, ищет добычу. Виктор, (вылезать)____________________ из машины, приехали. Если я съезжу на дачу, то к вечеру совершенно (обессилеть)________________________. Сейчас мы не (мочь)_______________ поступиться нашими принципами. Маша, (бежать)____________________ в магазин, творог привезли. Вчера неприятельский отряд (вторгнуться)__________________________ в район расположения наших войск. Женщины стоят у самого берега и (полоскать)_______________ белье. Мы были довольны тем, что (избегнуть)_____________________________ неприятной встречи. Врач сказал, что я скоро (выздороветь)____________________________.
Задание № 3
Составьте и запишите словосочетания, согласуя с именами существительными прилагательные в нужном роде, числе и падеже.
Авеню, туфля, шампунь, жюри, моль, кенгуру, фасоль, бандероль, какаду, староста, бра, пюре, вуаль, толь, тюль, резюме, лосось, имбирь, камикадзе, каратэ, кашне, кашпо, кепи, кладезь, кутюрье, абрикос, лассо, манжета, щебень, штемпель, боржоми, бутыль.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практическая работа
Стилистический анализ морфологических категорий
Цель: научиться употреблять грамматические формы слов в соответствии с литературной нормой.
Задание № 1
Ответьте на вопросы
1. Что изучает морфология как раздел языкознания?
2. Какие части речи называются самостоятельными и служебными?
3. Какие варианты форм категории рода имен существительных вы знаете? Охарактеризуйте их.
4. Назовите варианты окончаний имен существительных мужского рода в И.п. мн.ч.
5. Назовите варианты окончаний имен существительных мужского рода в Р.п. мн.ч.
6. Назовите варианты окончаний имен существительных женского рода в Р.п. мн.ч.
Задание № 2
Существительными м.р. являются слова
Куль, шампунь,тюль,путь,медаль
Существительными ср.р. являются слова
Какао, кафе,кольраби,авеню,6pa
Существительными ж.р. являются слова
Салями, иваси, мозоль, рефери
Правильной является форма существительного Р.п. м. р.
Валенок,чулков,носков,ботинок,погонов,эполет,яблоков,апельсинов,помидор,мандарин,томатов,дел.
Правильно образована форма Р.п. мн.ч.
Оладьев, носок, полотенец, туфель, помидоров, блюдцев, туфлей, чулок, платий, апельсинов.
Задание № 3
Составьте словосочетания числительных двое, десять, полтора с любыми существительными.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 4
Определите род имен существительных-аббревиатур ТАСС, ГРЭС, ЖЭК.
__________________________________________________________________________________
Задание № 5
Просклоняйте (проспрягайте) следующие слова, соблюдая акцентологические и морфологические нормы. Если возможны варианты, назовите их. Составьте с ними словосочетания.
Шампунь, бюллетень, пуловер, тюль, дитя.
Дожидаться, сыпать, выздороветь.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 6
Поставьте местоимения он, она в нужном падеже.
Прочитать вместе с (кем?), отпустить (кого?), танцевать без (кого?)
Задание № 7
Запишите в форме Р.п. мн.ч. слова.
Простыня, дупло, дно, брелок, кочерга, черешня, будни, шило.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Самостоятельная работа
Задание № 1
В каком ряду все существительные в форме И. п. мн. ч. имеют окончание – ы(-и)?.
1. доктор, фронт;
2. консул, торт;
3. юнкер, приговор;
4. шофер, корпус (здание).
Задание № 2
В каких рядах есть ненормативная (нелитературная) форма Р. п. мн. ч. существительного?
1. трое гусаров, пригоршней, оглобель, грузин;
2. саженей, рентген, сплетней, плеч;
3. носков, коленей, помидоров, басен;
4. кеглей, свечей, румын, (эскадрон) гусар.
Задание № 3
В каком ряду все существительные общего рода?
1. брюзга, плакса, судья, недотрога;
2. агроном, ровня, космонавт, задира;
3. тихоня, непоседа, скряга, запевала;
4. недоучка, невежа, разиня, кассир.
Задание № 4
В каких рядах все существительные относятся к среднему роду?
1. коммюнике, какао, бра, авеню, депо;
2. зебу, кашне, рантье, меню, салями;
3. метро, пианино, кольраби, вуаль, кофе;
4. пари, такси, кашпо, бюро, жюри.
Задание № 5
В каком предложении допущена грамматическая ошибка?
1. Платье – халат постиран и убран в шкаф.
2. Письмо – открытка уведомило покупателя о выходе новой книги.
3. Театр – студия открыл новый сезон.
4. Урок – лекция впервые проведен в нашем классе.
Задание № 6
В каком ряду есть ошибка в употреблении падежной формы существительного?
1. нужда в доверии, рассказать вопреки желанию, типичен для студенческой среды;
2. гордиться школой, осуждать малодушие в приятеле, оплатить проезд в метро;
3. уверенность в победе, удивиться чудом природы, уплатить долги;
4. уплатить за покупки, укорять в неискренности, прибыть согласно расписанию.
Задание № 7
В каком предложении допущена ошибка в употреблении формы прилагательного?
1. Более удобная обувь была моей мечтой.
2. Голоса сегодня звучали звонче, слова произносились четче.
3. Наиболее громоздкий шкаф пришлось поднимать на ремнях.
4. Друг мой был головастее своего брата.
Задание № 8
Заполните таблицу. Озаглавьте её.
Колебания в роде существительных
| Выбор окончания И.п. мн. ч. существительных
| Выбор окончания Р.п. мн.ч. существительных
| Правильное использова-
ние глаголов
| Выбор краткой формы прилагательных
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Мой шампунь, этот диван – кровать, инженеры, директора, апельсинов, баклажанов, более плавкий, двусмыслен, диспетчеры, приурочивать, манят, тюль, полотенец, донья, смогу убедить, мурлычет, много башкир, нет чулок, много грузин, кочерег, блюдец, договоры, красивее, свойствен, блюдец, искусствен, эта плащ – палатка, вкусный кофе, много дупел, много армян, гризли, двадцать простынь, машет, бухгалтеры, смогу победить, джемперы, брелоков, торжествен, выборы, полощет.
Задание № 9
Подберите определения, правильно согласуйте их с приведенными ниже словами.
Рояль_______________, бра_____________, кофе______________, рельс_________________, тюль_______________, кафе____________, туфля______________, какаду________________, шимпанзе___________, пальто__________, мозоль_____________, купе__________________, жюри______________, кенгуру_________, рефери_____________, конферансье____________, пари_______________, крупье__________, пони____________.
Задание № 10
От данных существительных образуйте форму И. п. мн.ч.
Доктор -____________,выбор -_________________, контейнер -_______________________, орден -_____________,герб -___________________, шофер -__________________________, торт -_____________лектор -_________________, токарь -___________________________, договор -___________якорь -__________________,прожектор -
Задание № 11
Вставьте пропущенные окончания прилагательных.
1. Солнечн… Сочи. 2. Широк… Миссисипи. 3. Полноводн… Эри.
4. Живописн… Капри. 5. Знаменит… Лимпопо. 6. Древн… Баку.
7. Далек… Килиманджаро. 8. Загазованн… Мехико.
Задание № 12
Допишите окончания глаголов, согласуя подлежащее со сказуемым.
МГУ праздновал… юбилей. ООН принял… к рассмотрению документ.
РИА сообщил… об этом на прошлой неделе. ТАСС уполномочен… заявить.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|