Сделай Сам Свою Работу на 5

В истории педагогической мысли





Планы семинарских занятий

 

Занятие 1. Зарождение и становление идеи всестороннего развития личности в истории образования и педагогической мысли за рубежом

 

1. Идея всестороннего развития личности в древневосточной и античной педагогике:

а) Воспитание и обучение в условиях цивилизаций Древнего Востока (государства Двуречья, Египет, Индия, Китай);

б) Нравственность как основа всестороннего развития личности в древневосточных педагогических учениях (буддизм; Конфуций и др.);

в) Идеалы и практика воспитания и образования в Спарте и Афинах. Их общие и отличительные черты;

г) Идеалы всесторонне развитого человека в педагогических воззрениях древнегреческих философов (Пифагор, Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель и др);

д) Педагогические идеалы древнеримских философов и педагогов (Цицерон, Сенека, Квинтилиан).

2. Формирование идеи гуманизма и педагогические идеалы в трудах мыслителей эпохи Возрождения (В.даФельтре, Т.Мор, Ф.Рабле, М. Монтень, Э. Роттердамский и др.).

3. Дж. Локк о всестороннем воспитании человека:

а) Социально-политическое и философское обоснование Дж. Локком цели воспитания джентльмена;



б) Единство физического, нравственного и умственного развития как основа процесса воспитания джентльмена;

в) Психолого-педагогическое обоснование Дж. Локком содержания, средств и методов гармонического воспитания и обучения джентльмена.

 

Дополнительные вопросы и задания

 

1. Каким образом школа выполняла роль стимулятора прогресса? Приведите примеры.

2. Можно ли предположить, что педагогические традиции народов мира в целом имели (имеют) сходные черты? Приведите примеры.

3. Представьте и опишите один день школьника древних государств Двуречья, Египта, Индии, Китая, Спарты, Афин, Рима (на выбор).

4. Заполните таблицу: Мыслители эпохи Античности о воспитании.

 

Имя Годы жизни Цель воспит. идеал или идеалы воспит. Суть или осн. идеи педаг. Воззрений Методы воспит. и Обучения Педагог. или философ. труды Педаг. афоризмы

 

 

Литература

 

1. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. М., 1971:

а) Демокрит. Фрагменты о воспитании. С.10-11.



б) Плутарх. Сравнительные жизневоспитания. Ликург. С. 12-18.

в) Платон. Протагор. Государство. С. 19-33.

г) Аристотель. Политика. С. 35-39.

д) Квинтилиан. О воспитании оратора. С. 40-46.

е) Т. Мор. Утопия. С. 59-64.

ж) Т. Кампанелла. Город солнца. С. 66-71.

з) Ф. Рабле. Гаргантюа и Пантагрюэль. С. 72-78.

и) М. Монтень. Опыты. С. 80-86.

к) Д. Локк. Мысли о воспитании. С. 182-212.

2. Д. Локк. Об управлении разумом. //Величие здравого смысла. Человек эпохи Просвещения. М., 1992. С. 105-128.

 

Занятие 2. Педагогическая система Яна Амоса Коменского.

 

1. Я.А. Коменский о всеобщем значении образования и воспитания в жизни общества и становлении личности.

2. Педагогическая система Я.А. Коменского:

а) Принцип природосообразности – как основа воспитательной системы;

б) Возрастная периодизация и система школ;

в) Цели и задачи воспитания;

г) Содержание образования и воспитания;

д) Классно-урочная система. Организация школьного обучения;

е) Дидактические принципы и методы воспитания;

ж) Роль и место воспитателя в воспитании.

3. Я.А. Коменский о нравственном воспитании как управлении собой.

 

Дополнительные вопросы и задания

 

1. Почему Я.А. Коменского называют основателем научной педагогики? Насколько его педагогическая система рассматривает и раскрывает все компоненты целостного педагогического процесса?

2. Насколько совпадают современная интерпретация дидактики с ее трактовой в работе Я.А. Коменского «Великая дидактика»?

3. Подготовьте мини-доклад о жизни и педагогической деятельности Я.А. Коменского.

 

Литератора

 

1. Коменский Я.А. Великая дидактика. /Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. М., 1971. С. 91-180.



2. Лоркипанидзе Д.О. Ян Амос Коменский. М., 1970.

3. Кратохвил М.В. Жизнь Яна Амоса Коменского. М., 1991.

 

Занятие 3. Становление и развитие теории свободного воспитания

 

1. Теория свободного и естественного воспитания Ж.-Ж. Руссо:

а) Социально-политическое и философское обоснование Ж.-Ж. Руссо теории свободного и естественного воспитания;

б) Возрастная периодизация, задачи, содержание и методы воспитания;

в) Роль и место воспитателя в формировании и воспитании свободного человека.

2. Развитие теории свободного воспитания в России:

а) Концепция свободного воспитания как один из компонентов педагогической теории и практики Л.Н. Толстого;

б) Влияние идей Л.Н. Толстого на развитие теории свободного воспитания в концепциях К.Н. Вентцеля, Е.Е. Горбунова-Посадова, С.Т. Шацкого и др.;

в) Возрождение отдельных идей свободного воспитания в опыте В.А. Сухомлинского и педагогике сотрудничества 80-х гг. ХХ в. (Ш.А.Амоношвили, И.П. Волков, И.П. Иванов, В.Ф. Шаталов и др.) .

3. Воплощение отдельных сторон теории свободного воспитания в зарубежных педагогических концепциях и практике (Д. Дьюи, М. Монтессори, Я. Корчак и др.)

 

Дополнительные вопросы и задания

 

1. Вольтер, читая книгу Руссо, на полях, напротив характеристики 15-летнего Эмиля, оставил пометку: «Увалень, ничего не ведающий о своем окружении». Можно ли согласиться с таким высказыванием? Как Вы оцениваете те качества, которые Эмиль приобретает в конце каждого возрастного периода?

2. Согласны ли Вы с утверждением немецкого педагога И.Ф. Гербарта, что воспитатель по Руссо – это сторож, прикованный раб, сопровождающий каждый шаг ребенка, лишающий свободы мальчика, который со своей стороны тоже отнимает у него свободу?

3. Как Вы думаете почему Н.П. Огарев считал, что «Философия, разбившая ложные кумиры посредством энциклопедистов, далеко не действовала через них на революцию так сильно, как действовала посредством Руссо»?

4. Какие изменения происходят во взглядах и педагогической практике Л.Н. Толстого, что в 90-е годы XIX в. он резко критикует свои прежние воззрения и называет свободное воспитание «прихотью и развратом детей»?

 

Литература

 

1. Антология педагогики свободного воспитания. М., 1995.

2. Ж.-Ж. Руссо. Эмиль, или О воспитании. //Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. М., 1971. С. 221-253.

3. Толстой Л.Н. О народном образовании. //Хрестоматия по истории школы и педагогики в России. М., 1986. С. 265-282.

4. Толстой Л.Н. Яснополянская школа за ноябрь и декабрь месяцы. //Там же. С. 282-299.

5. Вейкшан В.А. Л.Н. Толстой – народный учитель. М., 1959.

6. Свободное воспитание. //Российская педагогическая энциклопедия. В. 2-х т. Т. 2. М., 1999. С. 313-314.

7. Винокуров С.В., Пчельников Т.С. К.Н. Вентцель. //Видные русские педагоги в Воронежском крае. Воронеж, 1972.

8. Дьюи, Джон. //Российская педагогическая энциклопедия. Т.1. М., 1993. С. 300-301.

9. Монтессори М. //Российская педагогическая энциклопедия. Т.1. М, 1993. С. 591-592.

Занятие 4. Идея развивающего и воспитывающего обучения

в истории педагогической мысли

 

1. Теория элементного образования И.Г. Песталоцци как основа реализации идеи развивающего и воспитывающего обучения:

а) Обоснование И.Г. Песталоцци теории элементного образования. Сущность и цель воспитания. Принципы и методы воспитания.

б) Единство физического, трудового, нравственного и умственного воспитания – как воплощение идеи гармонического развития ребенка. Сущность и технология реализации всех названных направлений воспитания;

в) Теория элементного образования как одна из технологий начального обучения.

2. Теоретические (философские и психологические) основания воспитывающего обучения И.Ф. Гербарта:

а) Сущность, цели и задачи воспитывающего обучения;

б) Сущность трех разделов процесса воспитания: управления, обучения и нравственного воспитания.

3. Разработка А. Дистервегом идеи развивающего и воспитывающего обучения:

а) Сущность, цели и основные принципы воспитания;

б) Обучение как основа всестороннего развития и нравственного обучения;

в) Система дидактических правил развивающего и воспитывающего обучения.

4. Развитие и воплощение идеи развивающего обучения в истории отечественной педагогики:

а) Л.С. Выготский как основатель научной теории развивающего обучения. Обучение, способствующее созданию «зоны ближайшего развития» ребенка;

б) Целостные системы развивающего обучения в теории и практике отечественной педагогики (Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.).

 

 

Дополнительные вопросы и задания

 

1. Подготовьте мини-доклады (5-7 мин) о жизнедеятельности И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарта, А. Дистервега, Л.С. Выготского.

2. Почему идею И.Г. Песталоцци о развивающем обучении К.Д. Ушинский называет «великим открытием Песталоцци».?

3. Правильно поставленное воспитание И.Г. Песталоцци называл «помощью самопомощи». Как Вы думаете, что автор имел в виду?

4. Почему авторы Российской педагогической энциклопедии» (1999 г. т.2. С.242) называют Л.С. Выготского как ученого «заложившего» основы теории развивающего обучения?

 

Литература

 

1. Песталоцци И.Г. Лингард и Гертруда. //Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. М., 1971. С. 303-313.

2. Песталоцци И.Г. Памятная записка парижским друзьям о сущности и цели метода. //Там же. С. 313-336.

3. Песталоцци И.Г. Лебединая песня. //Там же С. 337-354.

4. Гербарт И.Ф. Общая педагогика, выведенная из цели воспитания. //Там же. С. 364-384.

5. Дистервег Ф.А. Руководство к образованию немецких учителей. //Там же. С. 385-444.

6. Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. М., 1935.

7. Развивающее обучение. //Российская педагогическая энциклопедия. В. 2-х т. Т.2. М., 1999. С. 242-243.

8. Барболин М.П. Методические основы развивающего обучения. М., 1991.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.