Сделай Сам Свою Работу на 5

ТВОРЧЕСТВО ХУДОЖНИКА А.М.МУХИ





Отчет по учебной практике

«Изучение памятников изобразительного искусства и архитектуры в других городах»

на тему

«Специфика стиля модерн в экспозиции Государственного Эрмитажа в г.Санкт-Петербург в творчестве А.Мухи»

 

 

Место проведения: г. Москва, г. Санкт-Петербург;

период проведения: с 07.01.2015 г. по 24.01.2015 г.

 

Исполнитель

Боз-Али Оглы Эльвина Дмитриевна,

группа 3 ДС

 

Руководитель практики:

Н.А. Бахова ______________________

 

г. Красноярск, 2015

Содержание

 

I. Введение. 3

 

II. Основная часть. 4

2.1. Особенности стиля модерн; творчество А.Мухи................................. 4

2.2. Стиль А.Мухи 5

 

III. Заключение. 8

 

IV. Список литературы.. 9

Приложение. Репродукции произведений. 10

 

 

I. ВВЕДЕНИЕ

Эта тема актуальна, поскольку сам стиль модерн популярен в наши дни (особенно в дизайне интерьера, рекламы, художественно-прикладого искусстве и т.д.).

В начале XXI века вновь ярко проявляется конфликт пользы и красоты, массового и элитарного, естественного и искусственного, природы и цивилизации, особенно остро встает вопрос о выявлении универсальности в стилеобразовании как об одном из факторов развития современной художественной культуры. В искусстве современных художников возникает множество стилизаций в духе модерна.



Поскольку в творчестве А.Мухи наиболее ярко и неповторимо выразился этот стиль, то многие современные дизайнеры часто вдохновляются работами этого замечательного художника, творя на его основе свои шедевры.

Открытки его до сих пор тиражируются, а плакаты и афиши расходятся арт-постерами.

 

 

II.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

2.1.

ОСОБЕННОСТИ СТИЛЯ МОДЕРН

Модерн (от фр. moderne – современный) – художественное направление в искусстве. Его отличительными особенностями является отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, природных линий, стремление к целостности, пластичности внешних и внутренних, декоративных и конструктивных элементов композиции, динамика и текучесть форм.

В период модерна происходило стремительное переосмысление старых художественных форм и приемов, сближение и слияние различных видов и жанров искусства. Художники модерна дерзко ломали привычные нормы и границы. Главным содержанием периода модерна стало стремление к открытию новых методов, стилей, форм, синтезу различных источников.



Значительное распространение модерн получил в Бельгии, Германии, Австрии, Швейцарии, Франции, Англии, скандинавских странах.

В России модерн культивировался главным образом в 1-м десятилетии XX в верхами буржуазии, подражавшей западной моде и строившей особняки, виллы, доходные дома, в которых приемы западноевропейского модерна сочетались нередко со стилизованными формами русского зодчества.

Многие искусствоведы называют изобразительное искусство модерна последней эпохой романтизма в европейской живописи. Женственность и эстетический эротизм были главным отличительным признаком всей исторической эпохи, а не только творчества Альфонса Мухи. Это был последний период благополучия и спокойствия Европы, насыщенной всеми достижениями культуры предшествовавших столетий. Модерн был всплеском любви к жизни и наслаждения культурой перед наступлением времён мировых войн и социальных катастроф, оборвавшими эту эпоху навсегда. В этом его неповторимость.

ТВОРЧЕСТВО ХУДОЖНИКА А.М.МУХИ

Альфонс Мария Муха (1860-1939) чешский живописец, декоратор, график, основатель и мастер театральной и рекламной афиши в стиле модерн, в частности стиля Арт Нуво.

Родился Альфонс Мария Муха в городке Иванчице 24 июля 1860 года. Художественное образование получил в Брно. В 1880 работал в Вене театральным художником-декоратором. Продолжил обучение в Академии художеств в Мюнхене (1885–1887) и академии Р.Жюльена в Париже. В 1887–1922 годах Альфонс Муха жил в основном в Париже. Несколько раз (начиная с 1903) посетил США, где работал как живописец и педагог.



В 1885 г. Альфонс Муха поступил в Мюнхенскую Академию Художеств сразу на третий курс и после двух лет занятий отправился завершать свое образование в Париж, в Художественное Училище Жюльена. Во французской столице он вынужден был ради заработка иллюстрировать модные журналы и другие периодические издания. Но он не прекращал обучение и совершенствование своего таланта.

В 1887–1922 жил в основном в Париже, в центре мировой художественной жизни. Там Альфонс Муха впервые занялся оформительством, установил связи с издательствами, начал создавать обложки и иллюстрации. Писал он маслом, а его живопись переводили на язык ксилографии.

Будучи членом богемного кружка, Муха познакомился с замечательными личностями, которые оставили большой след в истории современной культуры: Полем Гогеном и Августом Стриндбергом. Знакомство с ними сильно повлияло на художественное восприятие молодого художника из Центральной Европы. От них Муха узнал о символизме и синтетическом искусстве.

За эти годы художник успел сформировать свое представление об искусстве и был готов представить парижанам свой новый, неповторимый стиль.

Грандиозный поворот в жизни Мухи произошел в момент, когда художник делал первую афишу для всеми боготворимой звезды парижского театра Сары Бернар.

Жисмонда - афиша, сделанная Мухой, произвела революцию в дизайне плаката. Вытянутая вверх, в нежных, пастельных тонах, размером почти в натуральный рост актрисы, афиша являла достоинство и благородство, что было своего рода новшеством. Она произвела на парижан такой эффект, что коллекционеры стремились скупить все экземпляры, а некоторые, не мудрствуя лукаво, по ночам срезали ее со стены бритвой или ножом. Актриса осталась очень довольна, и предложила Мухе пятилетний контракт на изготовление дизайнов афиш, костюмов и оформление сцены. В то же время художник подписал эксклюзивный контракт с издателем Шампенуа на производство коммерческих и декоративных плакатов.

В годы их сотрудничества Муха создал для нее еще несколько афиш(«Дама с камелиями», «Медея», «Самаритянка», «Тоска» и «Гамлет»), все на основе той же концепции: узкое, удлиненное изображение. Все афиши выполнены с обрамлением и в нежных тонах, не свойственных тогдашним плакатам. Наличие серебряной и золотой красок также противоречило традиции. Черты лица на афишах всегда упрощены и одухотворены, руки выразительны, костюм, как правило, соответствует роли; нижняя часть афиши в основном наиболее динамична. Участие Мухи в театральных антрепризах Сары заключалось в том, что он рисовал костюмы и делал сценографию, слушал актеров, обсуждал с Сарой все ее будущие роли, то есть все визуальные и психологические аспекты пьесы, что способствовало лучшему пониманию театрального костюма, оформлению сцены и афиши.

В эти же годы Муха становится одним из ведущих художников французской рекламы, его композиции печатались в журналах в виде плакатов – с неизменной фигурой или головой томной дамы, погруженной в пестрый мир роскоши и неги. В том же стиле Арт Нуво художником создавались и красочные графические серии («Времена года», 1896; «Цветы», 1897; «Месяцы», 1899; «Звезды», 1900;), которые и до нашего времени широко тиражируются в виде арт-постеров. Именно плакаты, созданием которых Альфонс Муха занимался в 1895-1905 годах, выдвинули чешского художника в число лидеров мирового модерна - стиля, возникшего под влиянием индустриального прогресса и эстетики символизма. Альфонс Муха стал очень знаменит еще при жизни, в конце 19 века работы Муха экспонировались во всех основных столицах Европы и в США. После окончания первой мировой войны Муха вернулся на родину. После провозглашения в 1918 году республики, Альфонсу Муха было поручено изготовление первых чехословацких почтовых

марок, денежных знаков и государственного герба. С середины 1920-х годов Муха резко меняет направление своего творчества. Художник создает большой цикл картин «Славянская Эпопея», посвященный истории славянства (чехов, поляков, болгар, русских и других славянских народов), и, в частности, языческой, дохристианской истории, что вызвало недовольство католической церкви. Славянская Эпопея стала поэтизацией истории, свершившейся, по мнению чешских искусствоведов, с некоторым опозданием, — зато выполненной художником Муха с поразительным профессионализмом.

СТИЛЬ А.МУХИ

Лучшие декоративные работы Мухи отличаются изящной композицией, в центре которой, как правило, молодая женщина, окружённая цветочным или иным ботаническим орнаментом, который изобилует сложными, повторяющимися, гипнотизирующими структурами с эзотерическими и символическими элементами. Для этого Муха использовал византийские, кельтские, японские мотивы, элементы рококо и готики; узоры, свойственные еврейскому и чешскому народному творчеству; мозаичные фоны, экстравагантное платье и ювелирные изделия, арабески; художник украшал работы природными мотивами и стилизованными фигурами. Его произведения приковывали внимание, удивляли, иногда вызывали некоторую растерянность и всегда ошеломляли.

Художник работал в разных техниках (темпера, акварель, литография). Но излюбленной все же была литография (многокрасочная). Практически все живописные работы выполнены в декоративном стиле, с четкой прорисовкой контура.

Рисунок у художника плоский, без выявляющей объем штриховки, но очень декоративный. Исполнен он преимущественно в золотых тонах.

Муха любил византийские золотые и серебряные цвета, слегка как бы поблекшие от времени. Именно этим объясняется "недостаточная" яркость многих его работ, сразу же заметная зрителям на выставках. Но чтобы золото и серебро выразить, художнику потребовалось изобрести свой личный способ литографии, потому что византийские цвета до Мухи употреблялись очень редко, и технология литографии к ним не была приспособлена. Ещё одни новшеством в области литографии был вертикальный, продолговатый формат работ Мухи, усиливающий впечатление. Конечно, этот формат не был изобретён Мухой, но он первый широко ввёл его в обиход и превратил в один из своих фирменных знаков.

Важно отметить, что декоративное искусство создавалось для масс, служило украшением товаров широкого потребления. Муха выполнил серию декоративных панно для массового производства, которые могли приобретаться обыкновенными людьми, а в своей книге Documents decoratifs он показал, как декоративное искусство помогает сделать эстетичными повседневные предметы. Действительно, его дизайны широко использовались в производстве и продолжают быть актуальными в наши дни.

Под влиянием той духовной среды, в которой Муха вращался, он верил, что человек, чтобы поднять себя из мрака к божественному свету и дойти до его высот, обречен на долгую и мучительную борьбу. Он считал также, что путь к небесному идеалу озарен божественным присутствием «великой души мира», которая воздействует на мысли, соединяя небо с землей, видимое с невидимым, вечное со смертным. Ее посредничество озаряет человека и ведет к

искусству. Для художника, принявшего эту веру, цель искусства состоит не в том, чтобы просто изобразить лицо или милую сценку, а в том, чтобы внушать моральный императив, ясно запечатлевая в нашем мозгу точные и высокие символы. За последние годы некоторые исследователи, тщательно изучив окружение Мухи и его работы, пришли к заключению, что именно таковой была цель самого художника. С этой точки зрения женщина Мухи в антропоморфной форме воплощает великую душу мира и ведет к скрытому и неосознанному пониманию, что жизнь прекрасна и что счастье доступно, если знать, как удержать его. Творчество Мухи служит духовным идеалам. Его цель - распространение сублимированного послания человечеству.

Взгляд Мухи на искусство уникален для своего времени. Символизм, имевший в конце 19-го века большое влияние, в частности, на декоративное искусство, включал элементы декаданса, пессимизма и отчаяния. Символизм приспособил новые веяния в науке и технике для собственных выразительных средств. Стиль был неудобоварим для всех, кроме сильно расплодившихся математиков и технократов, даже когда украшал и рекламировал потребительские товары. Символисты активно пропагандировали пуританство, что, без сомнения, связано с вдруг изменившейся ролью женщины в обществе; враждебно относясь к сексуально притягательной женщине, они выставляли ее самым женоненавистническим образом как femme fatal. Женщины на их портретах были нервозны и неприятны, чаще всего истеричны, иногда просто безобразны и отвратительны. Совершенно иным предстает Муха с его неисправимым оптимизмом и энергией, а женщина Мухи, вопреки принятой тогда моде, вовсе не демон и не распутница. В ней есть тяга к счастью, намек на тайную весть, интуитивное ощущение радости, она находится в состоянии между этим миром и миром грезы, воплощает в себе Мадонну или Венеру. Эти качества в лучшем и чистом виде выражены в скульптуре La Mature (1899). Внутренний мир Мухи, отраженный в творчестве, говорит о его народности, что более притягательно, чем поверхностная гармоничность и теплота образов. Мы знаем об увлечении Мухи оккультизмом и гипнозом. Есть плакаты, где фигуры словно находятся в состоянии гипноза, например 6-й фестиваль «Сокол» (1912), или в мечтательном состоянии, как на плакате Салон ста: 20-я выставка (1896). Работы Мухи, как правило, изобретательны, экзотичны и замысловаты, в них присутствует повторяющийся узор и обрамление, что, безусловно, обладает привлекательностью: Принцесса Гиацинт (1911), Зодиак (1896), плакат Выставка Славянской эпопеи (1928). Возможно, по причине полного и интенсивного погружения в искусство - известно, что он иногда писал в состоянии транса, - Муха был способен вставлять в работу архетипы, которые выражают свое послание нам.

В контексте этого стремление Мухи к эстетике в разных областях: изобразительном искусстве, театральных афишах, мебели, промышленном дизайне и рекламе, ювелирных изделиях - полностью отражало господствующий дух времени, предшествовавшего катастрофе Первой Мировой войны, и справедливо называемого Прекрасной эпохой.

 

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Интересно, что сам Альфонс Муха всячески отрицал свою принадлежность к модерну. Он считал, что принадлежать к какому-либо стилю в искусстве означает нивелировать свою индивидуальность. Свои личные взгляды на искусство Муха считал гораздо более важным явлением, чем общие принципы стиля модерн. Он не хотел, чтобы его запомнили только мастером "красивых вещей". И тем не менее в истории искусства Муха остался именно, как художник эпохи модерна, вопреки его собственным пожеланиям.

Муха был очень талантливым мастером "искусства для всех" и изобразительные элементы его творчества легко можно найти в работах современных дизайнеров и мастеров рекламы. Муха преклонялся перед идеалом художественной многогранности. Он был не только живописцем и графиком. Муха умел делать то, что мало кому удавалось: он вносил в повседневную, бытовую жизнь красоту, заставлял по-новому посмотреть на «второстепенное» искусство афиши и оформление разнообразных товаров. Альфонс Муха создавал не только настоящие картины и красивые образы, но и делал произведениями искусства простые вещи, окружающие нас. Будучи типичным воплощением художественных поисков рубежа XIX - XX столетий, "стиль Мухи" стал образцом для целого поколения художников-графиков и дизайнеров. И сегодня модерн мы представляем сквозь произведения Альфонса Мухи, не зная подчас при этом имени художника. Мы помним не столько его имя, сколько его произведения, продолжающие оставаться популярными и у посетителей музеев, и у дизайнеров. Муха выразил стиль модерна в ясных, отчётливых и выразительных формах, легко запоминающихся даже неискушённым зрителем. Чистота выражения стиля делает творчество Мухи уникальным явлением в истории живописи модерна.

Афиши и рекламные плакаты по эскизам Мухи можно встретить в любом крупном городе мира. К сожалению, при этом не всегда указывается источник дизайнерских и живописных решений. Другое дело - подлинники. Сегодня все оригиналы плакатов Мухи — предмет вожделения богатых коллекционеров.

 

 

IV. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1)Альфонс Муха. Под редакцией Сары Муха. ООО «Магма», Москва, 2006г.

2)http://smallbay.ru/mucha.html

3) http://www.designonstop.com/webdesign/trends/modern-stil-v-zhivopisi-i-arxitekture-i-ego-otlichitelnye-cherty.htm

 

 

Жисмонда 6-й фестиваль «Сокол»

Зодиак

плакат Выставка Славянской эпопеи

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.