|
III. Подведение итогов урока.
--Кто из героев вам больше понравился? Почему? --Чему учат нас книги? --Чему научили рассказы о Незнайке? --На кого вы хотели бы быть похожими?
Самым активным детям – оценки.
IV. Домашнее задание.
Мамочка (С.Погореловский)
Кто пришел ко мне с утра? Мамочка. Кто сказал: «Вставать пора»? Мамочка. Кашу кто успел сварить? Мамочка. Чаю – в пиалу налить? Мамочка. Кто косички мне заплел? Мамочка. Целый дом один подмел? Мамочка. Кто цветов в саду нарвал? Мамочка.
- Вы догадались, о ком будете готовить стихи?
Стихи о маме – наизусть. Рисунок мамы (по желанию).
Урок литературного чтения в 3-м классе. В. Ю. Драгунский. "Тайное всегда становится явным"
Попова Наталья Николаевна, учитель начальных классов
Статья отнесена к разделу: Преподавание литературы, Преподавание в начальной школе
Тема урока:Виктор Юзефович Драгунский "Тайное всегда становится явным".
Цели урока:
- раскрыть нравственный смысл произведения;
- совершенствовать навык выразительного чтения, чтения по ролям, пересказа текста, выборочного чтения;
- учить сравнивать, сопоставлять, выражать свои мысли, чувства, настроение;
- учить четко отвечать на поставленные вопросы;
- совершенствовать библиографические навыки;
- закреплять умение самостоятельно работать с книгой;
- развивать читательский интерес.
Оборудование: доска с записью темы урока, выставка книг с произведениями В.Драгунского и его портрет, карточки с отрывками из "Денискиных рассказов", проектор, экран, компьютер, презентация.
ХОД УРОКА
I. Проверка домашнего задания
Дети пересказывают сказки и рассказы о "щедрых" и "жадных", сравнивают их между собой.
II. Основная часть урока
– Мы с вами на внеклассном чтении познакомились с рассказами В.Ю. Драгунского. Они вам нравятся?
– Я думаю, что вы с удовольствием вспомните некоторые интересные рассказы!
(Дети читают отрывки на карточках, угадывают из каких они рассказов)
– Чем вам понравились эти рассказы?
– Что у них общего? Какие они?
– Автором этих замечательных рассказов является Виктор Юзефович Драгунский (Презентация, слайд 1) – прекрасный русский писатель, который родился 30 ноября 1913 году в (Презентация, слайд 2) Нью-Йорке, где поселились его родители, эмигрировавшие из России в поисках лучшей жизни. Однако уже в 1914, незадолго до начала Первой мировой войны, семья вернулась обратно и осела в (Презентация, слайд 3) Гомеле, где и прошло детство Драгунского. На становление его личности повлиял не столько рано умерший от сыпного тифа отец, сколько два отчима – И. Войцехович, погибший в 1920 красный комиссар, и актер еврейского театра М.Рубин, с которым семья Драгунского ездила по юго-западу России. В (Презентация, слайд 4) Москву они перебрались в 1925, но и этот брак окончился для матери драматически: Рубин уехал на гастроли и не вернулся. Драгунскому надо было зарабатывать на жизнь самостоятельно. Он начал работать с 16 лет. Для него (Презентация, слайд 5) все работы были хороши. Виктор работал «бакенщиком (Презентация, слайд 6), шорником (Презентация, слайд 7), лодочником (Презентация, слайд 8), токарем(Презентация, слайд 9). Позднее он был цирковым клоуном (Презентация, слайд 10), актёром театра и кино (Презентация, слайд 11),руководителем замечательного маленького сатирического театра “Синяя птичка”…» С сороковых годов он писал для сцены и арены скетчи, фельетоны, миниатюры. Прославился Драгунский и как автор слов песни на музыку А.Цфасмана «Три вальса», известной в исполнении Клавдии Шульженко. Этот весёлый заводной человек жил в чудесном мире. Мире, где разъезжают прозрачные троллейбусы, где собак и вожатых зовут Люсями, где водятся зелёнчатые леопарды, где лучшее приветствие — «здоро’во!», а высшая похвала — «здо’рово!». Вдова писателя Алла Васильевна вспоминала: он «всегда был заводилой во всех играх. По вечерам друзья пробирались в парк князя Паскевича (конечно, без билетов). Там шли представления: артисты пели куплеты, танцевали модный тогда танец степ, а попросту — чечётку. Виктор выучивал куплеты, научился танцевать чечётку и устраивал свои представления, на которые собиралась вся улица…» С 1959 года Драгунский пишет весёлые рассказы о Денисе Кораблёве под общим названием «Денискины рассказы».
– И сегодня мы познакомимся с новым его рассказом, который стал названием и нового раздела (смотрим на доску) "Тайное всегда становится явным!"
– Как вы это понимаете?
(Учитель читает рассказ вслух до слов: "А я остался с кашей наедине")
– Как вы думаете, что было дальше?
(Продолжение чтения рассказа, в процессе чтения выясняются значения непонятных детям слов, фраз)
– Понравился ли вам этот рассказ?
– Чему он учит? Найдите в тексте главную мысль.
– Какой приём нашла мама, чтобы её ребёнок съел полезную кашу? Найдите это в тексте.
– Как себя чувствовал Денис, когда вошла мама и похвалила его за то, что тарелка пуста?
– Как вы считаете, если бы каша не попала прохожему на шляпу, Денис пошёл бы в Кремль? И как он себя чувствовал бы?
– Прочитаем конец рассказа ещё раз. Как повела себя мама? А как Денис?
– Были ли у вас в жизни такие ситуации, когда вам приходилось обманывать?
– Что легче скрыть горькую правду или нет? А что лучше?
– Если всё откроется, могут наказать ещё больше, а если сразу сказать правду, то, наверное, взрослые не будут так ругать? Как вы думаете?
– Рос у Виктора Юзефовича младший сын (Презентация, слайд 12). И было у этого под стол ходящего мальчика своё credo — «Что я люблю.… И чего не люблю», под которым, не раздумывая, подпишется всякий, кто хоть раз в жизни «…висел на папином колене, как бельё на заборе, …слушал, как копается жук в коробочке, …гримасничал перед зеркалом, как будто Петрушка из кукольного театра и… любил лошадей за такие их красивые добрые лица». Ну как не написать о таком ребёнке! И в тысяча девятьсот пятьдесят девятом году, как я уже говорила, выходит сборник «Он живой и светится…». Писателю и выдумывать ничего не приходилось. Отец в этих рассказах — это сам Виктор Юзефович, а Дениска — это… Дениска, который, повзрослев, стал (Презентация, слайд 13) преуспевающим литератором, в котором трудно найти черты прежнего мальчишки, способного самозабвенно полюбить«девочку на шаре» и врать про «пожар во флигеле». Драгунский записывал весёлые («Заколдованная буква», «Расскажите мне про Сингапур»), иногда — не очень («Старый мореход»), а порой и вовсе грустные монологи-размышления Дениски («Человек с голубым лицом»). Конечно, в рассказах хватало вымысла, но случаи с «куриным бульоном» или«рыцарями» вполне могли произойти.
– Давайте подумаем, какой же Дениска в рассказах Драгунского и назовём качества, которые могут быть у человека!
(Работа со слайдом 14. Презентация)
– А теперь разберём, какие из них есть у Дениски! (По одному)
– Давайте вернёмся к рассказу и найдём самый интересный для вас отрывок. Найдите и прочитайте. Почему вы выбрали именно его?
– Найдите то место, где в комнату вошёл милиционер. Давайте подготовимся и прочитаем по ролям этот отрывок (роли: автор "Денис", милиционер, мама, прохожий).
– Посмотрите, сколько книг (Презентация, слайд 15) выпущено с "Денискиными" рассказами!
– Я думаю, что Виктор Юзефович Драгунский останется в сердцах детей навсегда! (Презентация, слайд 16)
III. Подведение итогов
– Чем занимались на уроке?
– Вспомним название темы, почему так назвали? Сделаем вывод!
IV. Домашнее задание
– Работа в тетрадях на печатной основе, чтение по ролям.
Литературное чтение в 3-м классе. В.Драгунский "Кот в сапогах"
Денисенко Галина Александровна, учитель
Статья отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе
Цель:
- Познакомить с рассказом В. Драгунского “Кот в сапогах”.
- Развивать навык осознанного чтения, умение анализировать, делать выводы, доказывать свою точку зрения.
- Воспитывать интерес к предмету, коммуникативные навыки в процессе работы в группах, в парах.
Ход урока
- Организация класса.
Презентация
- Закройте глаза и настройтесь на хорошую плодотворную работу. Девиз нашего урока:
“Учись, смекай, активным будь! И к знаниям откроешь путь!”
- Проверка домашнего задания.
(На доске картинка ёлки без украшений)
- Почему здесь появилась ёлка, ведь Новый год уже давно прошел? (На прошлом уроке изучали произведение А.Барто “В защиту Деда Мороза”)
- Какие стихи или стихотворные строчки про Деда Мороза у вас получились?
- Какие новогодние пожелания вы приготовили?
(Дети их выполняли в виде ёлочных украшений и после зачитывания украшают ими нарисованную ёлку)
- Сообщение темы урока.
- Как вы думаете, будет ли уместна ёлка при знакомстве со следующим произведением?
- Прочитайте заглавие, имя и фамилию автора.
- Читали ли вы произведение с таким названием?
- Кто автор?
- К какому жанру относится произведение Ш.Перро “Кот в сапогах”?
- Может быть, В.Драгунский пересказал сказку Ш.Перро?
- Работа над произведением.
- Подготовка к восприятию текста.
- Рассмотрите иллюстрацию в учебнике, помещенную перед рассказом.
- Можно по ней сказать, когда происходит событие?
- А кто его участники?
- А вот художники, которые иллюстрировали другие книги с этим произведением, выполнили такую иллюстрацию.
- Можно по ней определить, когда происходит событие?
- Прочитайте ключевые слова:
закончили четверть карнавал в костюме
- Как вы думаете, о чем говорится в произведении?
- Кто его герои?
- Работа над текстом.
а) Чтение 1-й части учителем.
- Подтвердились ли ваши предположения?
- Какое это произведение грустное или веселое?
б) Чтение учащимися 1-й части вслух. Словарная работа:
карнавал – народное празднество в костюмах бахилы – высокие резиновые сапоги
- Какие слова доказывают, что Дениска очень скучал по маме?
- Почему он забыл про утренник?
- Почему уже в одних бахилах Дениска был смешон?
- Что дополнило его костюм?
- Представьте Дениску в сапогах и шляпе, какое название костюма предложили бы вы?
- Какие были предложения у Мишки и Дениски?
- Почему они же сами их отвергли?
- Как они нашли название Денискиному костюму?
- Чего не хватало коту?
- Какой хвост и как появился он у кота?
- Рассмотрите иллюстрацию к этой части текста.
- Такими ли вы себе представляете героев рассказа на карнавале?
- А вот художники других книг с этим произведением так видят костюмы мальчиков.
- Что смешного в костюме Дениски?
в) Физминутка.
Наклон назад – потянулись, наклон вперед – легли на парту. Закройте глаза. Учимся бережно относиться к своему телу, любить себя. Положите руки на грудь, делаем легкий массаж в области груди.
г) Работа в парах.
- Рассмотрите иллюстрации учебника с героями в костюмах.
- В чем художник следует тексту, а в чем отходит от него, о каких предметах костюма рассказывается в произведении?
д) Работа в группах.
(У каждой группы набор рисунков, из которых надо выбрать части, относящиеся к костюму, описанному в произведении
Составление костюма из деталей костюма. Дети выбирают подходящие детали, соответствующие описанию в тексте из разнообразных деталей. Каждая группа выставляет свою работу на доску. Работы сравниваются, и определяется их соответствие с описанием в тексте.
е) Чтение 2-й части учащимися про себя с последующим разделением ее на 3 смысловых отрывка и озаглавливанием их.
- Веселый карнавал.
- Автор смог веселье на карнавале передать словами. Как ему это удалось? Дети зачитывают отрывки про костюм снежинки, про танец кота в сапогах.
- Первая премия.
- Кто получил 1-е место за костюм? Почему?
- Почему все смеялись, когда Дениска спотыкался?
- После праздника.
- Вопрос № 1 после текста в учебнике.
- Прочитайте, как об этом говорит автор, кого не хватало Дениске все эти дни?
- Какой фрагмент рассказа, по-вашему, самый яркий?
- Как бы вы определили тему этого произведения?
ж) Чтение по ролям диалогов.
з) Беседа о жанре произведения.
- Что вы читали – рассказ, сказку или стихотворение?
- Какое чувство осталось после чтения?
- Вопрос № 2 после текста.
- Рефлексия.
- Как вы обозначите свою успешность на уроке?
(У каждого ребёнка три картинки: солнышко, тучка, вопросик. Дети оценивают свою успешность, показывая одну из картинок.)
- Если вы довольны собой, выберите
- Если вам нужно что-нибудь выяснить
- Домашнее задание.
- Подготовить выразительное чтение рассказа.
- Нарисовать себя в костюме на празднике Нового года.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|