Работоспособность детей и подростков. Утомление и переутомление.
Онтогенез. Периоды онтогенеза. Возрастная периодизация.
Онтогенез – период индивидуального развития организма с момента зачатия и до смерти.
Пренатальный (эмбриональный 8 недель, плодный от 2 до 9 месяцев) и постнатальный (ранний 20 лет, зрелый 55-60, заключительный от рождения до момента смерти).
Возрастной период – это отрезок времени который характеризуется специфическими особенностями организма: морфологические, функциональные и психологические.
Возрастная периодизация:
1. Новорожденность - 10 дней
2. Грудной - от 11 до 1 года
3. Раннее детство - до 3 лет
4. первое детство – от 4 до 7 лет
5. второе детство: девочки 8-11 лет, мальчики 8-12
6. подростковый: девочки 12-15 лет, мальчики 13-16
7. юношеский: девушки 16-20, юноши 17-21
8. зрелый: 1: м-22-35, д-21-35.
9. Зрелый: 2: м-36-60, д-36-55.
10. Пожилой-м-61-74, д-56-74.
11. Старческий -75-90.
12. Долгожители старше 90.
Понятие о росте и развитии организма. Закономерности роста и развития. Акселерация и Ретардация.
Рост – количественный процесс т.е. увеличение длины, объема и массы тела детей связанное с увеличением числа клеток.
Ребенок растет непрерывно, но неравномерно. У женщин рост заканчивается в 20-22 года у мужчин 23-25.
Развитие – это качественные изменения, которые заключаются в усложнении строения и функции всех тканей и органов, усложнения взаимоотношений между органами и системами органов.
В основе роста и развития лежит обмен веществ и энергии.
Чем младше ребенок, тем более интенсивнее протекают рост и развитие.
Процессы роста и развития протекают на основе некоторых закономерностей.
1. неравномерность и непрерывность роста и развития:
Периоды ускорения роста – периоды вытягивания:
- до года 20-25 см
- с 5 до 7 на 10-12 см/год
- с 11 до 15 на 7-8 см/год
Периоды некоторого замедления роста называют периодами округления:
- с 1 до 3 лет
- с 7 до 10 лет
2. неодновременность роста и развития отдельных органов и систем.
3. обусловленность процессов роста и развития пола. Влияние гормонов на обмен веществ, на мышечную ткань, на мышление, на психофизиологические особенности, на тип дыхания.
4.обусловленность процесса роста и развития факторами наследственности и среды.
Акселерация-ускорение процессов роста и развития при благоприятной среде.
Причины: Гемогенная: чем больше на солнце, тем больше рост и развитие.
Алиментарная: чем больше питаться животной пищей, тем больше рост и развитие.
Ретардация-задержка, замедление роста и развития.
Причина: наследственность, факторы социального характера.
Физическое развитие. Методы оценки физического развития.
Физическое развитие-совокупность морфологических и функциональных признаков организма: рост, вес, окружность грудной клетки, емкость легких, мышечная сила рук и т. д.
Физическое развитие непосредственно связано с состоянием сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, опорно-двигательной и других систем.
В свою очередь от уровня физического развития зависит устойчивость организма к неблагоприятным воздействиям среды, сопротивляемость болезням
Физическое развитие и здоровье ребенка взаимосвязаны и влияют друг на друга.
Методы оценки физического развития.
- Измерение длины тела (роста);
- Массу тела;
- емкость легких, мышечная сила рук
- Окружность головы.
- Окружность грудной клетки.
Для детей первого года жизни – каждый 1 месяц.
Для детей от 1 до 3 лет – каждые 3 месяца.
Для детей от 3 до 7 лет – каждые 6 месяцев.
Для детей старше 7 лет – каждый год.
Режим дня дошкольников и школьников.
Режим дня предусматривает определённую продолжительно продолжительность различных занятий, сна, отдыха, регулярное питание, правила личной гигиены.
-1.5-2 года – одноразовый дневной сон.
- 3-4 часа прогулки.
- через 1-1.5 часа после завтрака заниматься физическим развитием.
Организм человека обладает трудоспособностью в утренние часы. (лепка, рисование)
Во второй половине дня-меньше занятий, больше отдыха.
Пребывание на воздухе 4 часа.
В режим дня входит: -утренняя зарядка, -подвижные игры, -физические упражнения (ходьба, бег).
Питание: не раньше, чем через 30 минут после игры или прогулки, а ужинать за 1-1.5ч до сна.
Приучать чистить зубы.
После поступления в школу: делать перерыв в 10-15 минут. Прогулки не менее 3 часов.
Сон: 7-10л – 10-10,5ч, подростки-8-9ч.
Питание: 4-5 приемов пищи.
Делать зарядку, воздух, музеи, театры. В воскресение дать выспаться.
Режим питания детей и подростков.
Детский организм отличается от взрослого бурным развитием, ростом, высокими энерготратами.
Для обеспечения таких функций организму необходимо постоянно получать пищевые вещества. Невыполнение этих условий ведет к отставанию роста и развития детей, к возникновению различных заболеваний.
Белки-психическое и физическое развитие.
Жиры-иммунная система.
Углеводы-энергетическая функция.
В(А)-рост
В(D)-кальций.
В(С)-развитие соединительных и костных тканей.
В(В)-нервная система и энергия.
1-3г - 5-6 раз в день.
От 3 до 17л – не менее 4 раз.
Работоспособность детей и подростков. Утомление и переутомление.
Под работоспособностью понимается способность человека развить максимум энергии и, экономно расходуя ее, достичь поставленной цели при качественном выполнении умственной или физической работы.
После длительной, чрезмерной, а также во время монотонной или напряженной работы наступает утомление. Утомляемостью называется особое состояние организма, вызванное слишком сильным напряжением ума или мускулов и выражающееся в уменьшении работоспособности на некоторое время. Дети утомляются при длительной неподвижности и при ограничении двигательной активности. В случае недостаточного отдыха утомление, постепенно накапливаясь, приводит к переутомлению организма. Переутомление-состояние, возникающее вследствие долгого отсутствия отдыха организма человека
Переутомление организма проявляется в расстройстве сна, потере аппетита, головных болях, безразличии к происходящим событиям, снижении памяти и внимания. Резко сниженная при этом умственная работоспособность организма отражается на успеваемости детей. Длительное переутомление ослабляет сопротивляемость организма к различным неблагоприятным влияниям, в том числе и к заболеваниям.
Переутомление у детей и подростков может возникнуть как следствие чрезмерной или неправильно организованной учебной и внеклассной работы, трудовой деятельности, сокращения продолжительности сна, отдыха на открытом воздухе, нерационального питания.
7.Гигиенические требования к режиму в ДОУ.
1. Максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 3 - 7 лет составляет 5,5 - 6 часов.
2. Рекомендуемая продолжительность ежедневных прогулок составляет 3 - 4 часа. (климат)
3. Рекомендуется организовывать прогулки 2 раза в день: в первую половину дня и во вторую половину дня - после дневного сна или перед уходом детей домой.
4. Более 5 часов в ДОУ - прием пищи с интервалом 3 - 4 часа. До 5 часов - организуется однократный прием пищи.
5. Общая продолжительность суточного сна для детей дошкольного возраста 12 - 12,5 часа, из которых 2 - 2,5 часа отводится на дневной сон.
6. На самостоятельную деятельность детей 3 - 7 лет должно отводиться не менее 3 - 4 часов.
7. Для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет длительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности не должна превышать 10 мин. Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей от 3 до 4-х лет - не более 15 минут, для детей от 4-х до 5-ти лет - не более 20 минут, для детей от 5 до 6-ти лет - не более 25 минут, а для детей от 6-ти до 7-ми лет - не более 30 минут.
8. Образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, следует организовывать в первую половину дня. Для профилактики утомления детей рекомендуется проводить физкультурные, музыкальные занятия, ритмику и т.п.
8. Гигиенические требования к школьному режиму.
Продолжительность учебного года определяется в зависимости от возраста детей. Работоспособность школьников в течение учебного года неодинакова. Во всякую работу организм включается постепенно и только спустя некоторое время достигает максимальной работоспособности. Сохранению работоспособности на высоком уровне способствуют каникулы. Чередование учебных занятий с каникулами дает возможность правильно распределять в течение учебного года программный материал, предупреждать чрезмерное утомление, сохранять здоровье детей и подростков, восстанавливать силы после нескольких месяцев учёбы. Но, несмотря на каникулы, работоспособность школьников к концу учебного года снижается, нередко происходит даже накопление утомления, т. е. возникает переутомление. Вот почему к концу учебного года школьники нуждаются в более длительном отдыхе.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|