Сделай Сам Свою Работу на 5

Работоспособность детей и подростков. Утомление и переутомление.





Онтогенез. Периоды онтогенеза. Возрастная периодизация.

Онтогенез – период индивидуального развития организма с момента зачатия и до смерти.

Пренатальный (эмбриональный 8 недель, плодный от 2 до 9 месяцев) и постнатальный (ранний 20 лет, зрелый 55-60, заключительный от рождения до момента смерти).

Возрастной период – это отрезок времени который характеризуется специфическими особенностями организма: морфологические, функциональные и психологические.

Возрастная периодизация:

1. Новорожденность - 10 дней

2. Грудной - от 11 до 1 года

3. Раннее детство - до 3 лет

4. первое детство – от 4 до 7 лет

5. второе детство: девочки 8-11 лет, мальчики 8-12

6. подростковый: девочки 12-15 лет, мальчики 13-16

7. юношеский: девушки 16-20, юноши 17-21

8. зрелый: 1: м-22-35, д-21-35.

9. Зрелый: 2: м-36-60, д-36-55.

10. Пожилой-м-61-74, д-56-74.

11. Старческий -75-90.

12. Долгожители старше 90.

Понятие о росте и развитии организма. Закономерности роста и развития. Акселерация и Ретардация.

Рост – количественный процесс т.е. увеличение длины, объема и массы тела детей связанное с увеличением числа клеток.

Ребенок растет непрерывно, но неравномерно. У женщин рост заканчивается в 20-22 года у мужчин 23-25.



Развитие – это качественные изменения, которые заключаются в усложнении строения и функции всех тканей и органов, усложнения взаимоотношений между органами и системами органов.

В основе роста и развития лежит обмен веществ и энергии.

Чем младше ребенок, тем более интенсивнее протекают рост и развитие.

Процессы роста и развития протекают на основе некоторых закономерностей.

1. неравномерность и непрерывность роста и развития:

Периоды ускорения роста – периоды вытягивания:

- до года 20-25 см

- с 5 до 7 на 10-12 см/год

- с 11 до 15 на 7-8 см/год

Периоды некоторого замедления роста называют периодами округления:

- с 1 до 3 лет

- с 7 до 10 лет

2. неодновременность роста и развития отдельных органов и систем.

3. обусловленность процессов роста и развития пола. Влияние гормонов на обмен веществ, на мышечную ткань, на мышление, на психофизиологические особенности, на тип дыхания.

4.обусловленность процесса роста и развития факторами наследственности и среды.



Акселерация-ускорение процессов роста и развития при благоприятной среде.

Причины: Гемогенная: чем больше на солнце, тем больше рост и развитие.

Алиментарная: чем больше питаться животной пищей, тем больше рост и развитие.

Ретардация-задержка, замедление роста и развития.

Причина: наследственность, факторы социального характера.

Физическое развитие. Методы оценки физического развития.

Физическое развитие-совокупность морфологических и функциональных признаков организма: рост, вес, окружность грудной клетки, емкость легких, мышечная сила рук и т. д.

Физическое развитие непосредственно связано с состоянием сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, опорно-двигательной и других систем.

В свою очередь от уровня физического развития зависит устойчивость организма к неблагоприятным воздействиям среды, сопротивляемость болезням

Физическое развитие и здоровье ребенка взаимосвязаны и влияют друг на друга.

Методы оценки физического развития.

- Измерение длины тела (роста);

- Массу тела;

- емкость легких, мышечная сила рук

- Окружность головы.

- Окружность грудной клетки.

Для детей первого года жизни – каждый 1 месяц.

Для детей от 1 до 3 лет – каждые 3 месяца.

Для детей от 3 до 7 лет – каждые 6 месяцев.

Для детей старше 7 лет – каждый год.

Режим дня дошкольников и школьников.

Режим дня предусматривает определённую продолжительно продолжительность различных занятий, сна, отдыха, регулярное питание, правила личной гигиены.

-1.5-2 года – одноразовый дневной сон.

- 3-4 часа прогулки.

- через 1-1.5 часа после завтрака заниматься физическим развитием.



Организм человека обладает трудоспособностью в утренние часы. (лепка, рисование)

Во второй половине дня-меньше занятий, больше отдыха.

Пребывание на воздухе 4 часа.

В режим дня входит: -утренняя зарядка, -подвижные игры, -физические упражнения (ходьба, бег).

Питание: не раньше, чем через 30 минут после игры или прогулки, а ужинать за 1-1.5ч до сна.

Приучать чистить зубы.

После поступления в школу: делать перерыв в 10-15 минут. Прогулки не менее 3 часов.

Сон: 7-10л – 10-10,5ч, подростки-8-9ч.

Питание: 4-5 приемов пищи.

Делать зарядку, воздух, музеи, театры. В воскресение дать выспаться.

Режим питания детей и подростков.

Детский организм отличается от взрослого бурным развитием, ростом, высокими энерготратами.

Для обеспечения таких функций организму необходимо постоянно получать пищевые вещества. Невыполнение этих условий ведет к отставанию роста и развития детей, к возникновению различных заболеваний.

Белки-психическое и физическое развитие.

Жиры-иммунная система.

Углеводы-энергетическая функция.

В(А)-рост

В(D)-кальций.

В(С)-развитие соединительных и костных тканей.

В(В)-нервная система и энергия.

1-3г - 5-6 раз в день.

От 3 до 17л – не менее 4 раз.

 

Работоспособность детей и подростков. Утомление и переутомление.

Под работоспособностью понимается способность человека развить максимум энергии и, экономно расходуя ее, достичь поставленной цели при качественном выполнении умственной или физической работы.

После длительной, чрезмерной, а также во время монотонной или напряженной работы наступает утомление. Утомляемостью называется особое состояние организма, вызванное слишком сильным напряжением ума или мускулов и выражающееся в уменьшении работоспособности на некоторое время. Дети утомляются при длительной неподвижности и при ограничении двигательной активности. В случае недостаточного отдыха утомление, постепенно накапливаясь, приводит к переутомлению организма. Переутомление-состояние, возникающее вследствие долгого отсутствия отдыха организма человека

Переутомление организма проявляется в расстройстве сна, потере аппетита, головных болях, безразличии к происходящим событиям, снижении памяти и внимания. Резко сниженная при этом умственная работоспособность организма отражается на успеваемости детей. Длительное переутомление ослабляет сопротивляемость организма к различным неблагоприятным влияниям, в том числе и к заболеваниям.

Переутомление у детей и подростков может возникнуть как следствие чрезмерной или неправильно организованной учебной и внеклассной работы, трудовой деятельности, сокращения продолжительности сна, отдыха на открытом воздухе, нерационального питания.

7.Гигиенические требования к режиму в ДОУ.

1. Максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 3 - 7 лет составляет 5,5 - 6 часов.

2. Рекомендуемая продолжительность ежедневных прогулок составляет 3 - 4 часа. (климат)

3. Рекомендуется организовывать прогулки 2 раза в день: в первую половину дня и во вторую половину дня - после дневного сна или перед уходом детей домой.

4. Более 5 часов в ДОУ - прием пищи с интервалом 3 - 4 часа. До 5 часов - организуется однократный прием пищи.

5. Общая продолжительность суточного сна для детей дошкольного возраста 12 - 12,5 часа, из которых 2 - 2,5 часа отводится на дневной сон.

6. На самостоятельную деятельность детей 3 - 7 лет должно отводиться не менее 3 - 4 часов.

7. Для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет длительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности не должна превышать 10 мин. Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей от 3 до 4-х лет - не более 15 минут, для детей от 4-х до 5-ти лет - не более 20 минут, для детей от 5 до 6-ти лет - не более 25 минут, а для детей от 6-ти до 7-ми лет - не более 30 минут.

8. Образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, следует организовывать в первую половину дня. Для профилактики утомления детей рекомендуется проводить физкультурные, музыкальные занятия, ритмику и т.п.

8. Гигиенические требования к школьному режиму.

Продолжительность учебного года определяется в зависимости от возраста детей. Работоспособность школьников в течение учебного года неодинакова. Во всякую работу организм включается постепенно и только спустя некоторое время достигает максимальной работоспособности. Сохранению работоспособности на высоком уровне способствуют каникулы. Чередование учебных занятий с каникулами дает возможность правильно распределять в течение учебного года программный материал, предупреждать чрезмерное утомление, сохранять здоровье детей и подростков, восстанавливать силы после нескольких месяцев учёбы. Но, несмотря на каникулы, работоспособность школьников к концу учебного года снижается, нередко происходит даже накопление утомления, т. е. возникает переутомление. Вот почему к концу учебного года школьники нуждаются в более длительном отдыхе.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.