Сделай Сам Свою Работу на 5

Методические указания и рекомендации





Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательно учреждение высшего профессионального образования

"Пермский государственный национальный исследовательский университет"

Кафедра русской литературы

Авторы-составители:

Рабочая программа дисциплины

История русской литературы

Направление подготовки:050100.62«Педагогическое образование.

Профиль: Иностранные языки и литература»

 

Согласовано: Рекомендовано кафедрой

Учебно-методическое управление Протокол №

«__ »_____________ 20_ г

_______________________ _________________ Зав. кафедрой________

Авторы-составители:

Учебно-методический комплекс: Истории русской литературы составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Является основной образовательной программой по специальности 050100.62 – «Педагогическое образование. Иностранные языки и литература»

Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин.

Согласовано с деканом обучающего факультета:



 

Декан факультета современных

иностранных языков и литератур Б.М.Проскурнин

Зав. библиотекой___________________

(подпись) (ф. и. о.)


 

Аннотация

Дисциплина «История русской литературы» является частью профессионального цикла (базовая часть) подготовки студентов по направлению «Педагогическое образование. Иностранные языки и литература». Дисциплина нацелена на формирование следующих компетенций:

Общекультурные компетенции (ОК)

владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

способность анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);

способность понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности базовыми культурными ценностями, современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3);

способность логически верно выстраивать устную и письменную речь (ОК-6);

готовностью к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14);



Профессиональные компетенции (ПК):

владение основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);

способность к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОПК-5);

в области педагогической деятельности:

способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся (ПК-2);

в области культурно-просветительской деятельности:

способность разрабатывать и реализовывать, с учетом отечественного и зарубежного опыта, культурно-просветительские программы (ПК-9);

в области научно-исследовательской деятельности:

готовность использовать систематизированные теоретические и практические знания для определения и решения исследовательских задач в области образования (ПК-11);

способность разрабатывать современные педагогические технологии с учетом особенностей образовательного процесса, задач воспитания и развития личности (ПК-12);

Содержание дисциплины охватывает круг проблем, связанных с основными вехами истории отечественной литературы XIX-XX вв.

Дисциплина изучается в 11 и 12 триместрах. Программой дисциплины предусмотрены следующие виды контроля: входной контроль в форме устного опроса, рубежный контроль в форме устного опроса

2. Цели и задачи изучения дисциплины

Цель:

Курс «История русской литературы» объединяет наиболее значительные литературно-художественные и эстетические явления, нацелен на углубление литературоведческой подготовки студентов, на формирование представлений о закономерностях русского историко-культурного и историко-литературного процесса, овладение практическими навыками интерпретации художественных произведений, а также на расширение общего гуманитарного кругозора.



Задачи:

Задачи курса состоят в формировании у студентов знаний, умений и навыков, которые должен иметь выпускник направления подготовки «Педагогическое образование. Иностранные языки и литература» для успешной работы по специальности. После изучения курса студент должен обладать:

- представлениями об истории русской литературы и литературной жизни в контексте культуры;

- знаниями об истории осмысления русской литературы в литературоведении, критике и публицистике;

- умениями анализировать художественные произведения различных жанров;

- навыками сопоставительного подхода к явлениям национальных литератур;

- умением корректно использовать теоретико-литературные понятия;

-умением полемизировать, создавать и формулировать своё представление об изучаемых явлениях литературы и литературной жизни.

3. Формируемые дисциплиной компетенции ФГОС

050100.62 – «Педагогическое образование. Иностранные языки и литература»

Общекультурные компетенции (ОК)

владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

· способность к анализу информации о культуре славянских народов для понимания процессов, происходящих в русском языке и отечественной литературе;

способность анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);

способность понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности базовыми культурными ценностями, современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3);

способность логически верно выстраивать устную и письменную речь (ОК-6);

готовностью к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14);

Профессиональные компетенции (ПК):

владение основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);

способность к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОПК-5);

в области педагогической деятельности:

способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся (ПК-2);

в области культурно-просветительской деятельности:

способность разрабатывать и реализовывать, с учетом отечественного и зарубежного опыта, культурно-просветительские программы (ПК-9);

· способность демонстрировать знания основных проблем отечественной литературы, анализировать произведения русских писателей в контексте мировой культуры;

· способность демонстрировать знания основных положений и концепций в области истории славянской филологии для понимания закономерностей формирования славянских языков и русской литературы, а также филологического анализа и интерпретации текста;

в области научно-исследовательской деятельности:

готовность использовать систематизированные теоретические и практические знания для определения и решения исследовательских задач в области образования (ПК-11);

способность разрабатывать современные педагогические технологии с учетом особенностей образовательного процесса, задач воспитания и развития личности (ПК-12).

4. Требования к уровню освоения дисциплины

В результате изучения дисциплины студент должен приобрести следующие навыки:

- понимать закономерности историко-культурного и историко-литературного процесса;

- иметь представление о биографии и эволюции творчества ведущих представителей отечественной литературы;

- сформировать представление об основных этапах в становлении русской прозы, драматургии, поэзии;

- ориентироваться в русской литературно-художественной критике;

- устанавливать связи между русской и мировой литературами;

уметь: анализировать поэтику художественного произведения каждого из изучаемых периодов, включать отдельное произведение в контекст искусства, общественной жизни, философии, истории;

- владеть навыками анализа текста и знанием литературной ситуации, методическими приёмами преподавания литературы в школе;

- уметь определять место писателей и произведений в пространстве русской литературы.-

 

5. Объем дисциплины, формы текущего и промежуточного контроля, тематический план

Направление подготовки   050100.62«Педагогическое образование. Иностранные языки и литература»
Очная  
№№ триместров 11-12 11-12  
Аудиторные занятия:  
лекции
практические и семинарские занятия  
лабораторные работы (лабораторный практикум) -
Самостоятельная работа  
ВСЕГО ЧАСОВ НА ДИСЦИПЛИНУ
Текущий контроль      
Виды промежуточного контроля (экзамен, зачет) - №№ триместров Экзамен - 12
     

Тематический план

 

 

Названия разделов и тем Всего часов по учебному плану Виды учебных занятий
        Аудиторные занятия, в том числе Самостоя тельная работа    
        лекции Практ. занятия, семинары Лабор. работы
Раздел 1Древнерусская литература.
Тема 1. Древнерусская литература: периодизация, основные жанры, поэтика.            
Тема 2. Литература XVII века Барокко в русской культуре: теория и практика.            
Раздел 2. Русская литература XVIII века
Тема 3. Русская литература XVIII в. Классицизм. Реформа стихосложения, эволюция жанров и стилей.          
Тема 4. Сентиментализм в русской литературе.          
Раздел 3. Русская литература I половины XIX века
Тема 5. Своеобразие русского романтизма, его основные течения          
Тема 6. Творчество А.С. Пушкина:    
Тема 7.Творчество М.Ю. Лермонтова:    
Тема 8.Творчество Н.В.Гоголя  
Раздел 3. Русская литература II половины XIX века. Реализм. Классический русский роман.
Тема 9. Русская литература II половины XIX века. Идейные направления, критика, журналистика. Драматургия Н.А.Островского.    
Тема 10. Романное творчество И.С.Тургенева.    
Тема 11. Ф.М.Достоевский «Записки из подполья»    
Тема 12.Л.Н.Толстой «Крейцерова соната»  
Тема 13. Творчество А.П.Чехова  
Раздел 4. Русская литература I трети ХХ века
Тема 14. Литература 20-х годов: общая характеристика          
Тема 15. Тема революции и гражданской войны в творчестве писателей 20-х годов. писателей 20-х годов. Социалистический реализм          
Тема 16.Жанр антиутопии в литературе 1920-х годов. Сатира 1920-х-30-х годов.            
Тема 17.Поэзия первой трети ХХ века: жанры, темы, мотивы. Лирический герой          
Тема 18. Русская литература периода Великой Отечественной войны.          
Раздел 5. Русская литература 50-70 гг. ХХ века  
Тема 19. Послевоенное десятилетие – культурный контекст. Роман Б.Пастернака «Доктор Живаго»          
Тема 20. Лирическая тенденция в драматургии и прозе 1960-х гг.          
Тема 21. «За пределами соцреализма»: Творчество А.И.Солженицына и В.Шаламова..          
Раздел 6. Русская литература конца ХХ- начала XXI вв
Тема 22.Русская проза 1980-1990-х гг.: проблематика, поэтика, литературная борьба.          
Тема 23. Русская поэзия 1980-1990-х гг.: проблема лирического героя.          
Тема 24.Драматургия 1980-1990-х гг.: точки полемики.          
Тема 25. Русская проза 2000 гг. и проблемы постмодернизма.    
Тема 26. Поэзия 2000-х гг.: традиции и новатортсво.    
Тема 27. Обновление драматургии 2000-х гг. Современный литературный процесс.    
  ИТОГО:         _  

 

6. Аннотированное описание содержания разделов и тем дисциплины

 

Раздел 1. Древнерусская литература

 

Тема 1. Своеобразие древнерусской литературы как искусства слова. Периодизация. История изучения. Мировоззрение древнерусского книжника и системам жанров. Литература Киевской Руси. Ораторское искусство (сочинения Владимира Мономаха). «Слово о полку Игореве» как литературный памятник. Развитие жанра жития в древнерусской литературе. Жанр хождения.

Тема 2. Литература XVII века. Повести о смуте. Творчество Аввакума. Развитие жанра светской повести. Сатирические произведения. Барокко в русской культуре: теория и практика. Концепции Д.И.Чижевского и Д.С.Лихачева; возможные варианты решения проблемы. С.Полоцкий: жизни и творчество.

 

Раздел 2. Русская литература XVIII века

Тема 3. Особенности литературного процесса в XVIII веке. Литература петровского времени: лирика, драматургия (театр), Общественно-исторические условия возникновения и формирования русского классицизма. Фонвизин-драматург. Классицистические и реалистические традиции в его комедия. Поэзия и проза Фонвизина: оригинальные поиски и обновление традиционных жанров. Жанр оды в творчестве М.В.Ломоносова и Г.Державина.

Тема 4. Сентиментализм в русской литературе. Сентиментализм: идеология, этика и эстетика. Идейные течения в русском сентиментализме: Творческий путь Радищева. Жанр и композиция книги Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». Повесть Карамзина «Бедная Лиза». Образ автора. Формы авторского присутствия. Значение пейзажных картин.

Раздел 3. Русская литература XIX века

Тема 5. Своеобразие русского романтизма, его основные течения Периодизация литературного процесса первой половины XIX века. Романтизм: мировидение, эстетика, система жанров. Балладное творчество В. А. Жуковского и европейская традиция. Баллады Жуковского и формирование русской национальной баллады. Литературное творчество А. С.Грибоедова. История создания комедии: Грибоедов и декабристы. Система образов и проблема метода в комедии просветительская традиция: составные конфликта – «ум» Чацкого и «глупость» фамусовского общества. «романтическое» начало: характер конфликта – герой Чацкий и «толпа» фамусовского общества.

Тема 6. Предмет и характер лирики Пушкина. Пушкинская концепция искусства. Философская лирика. Этапы становления и законы пушкинской прозы.Принципы динамического изображения человека и мира в творчестве Пушкина. «Евгений Онегин»: История создания, проблематика, поэтика. система образов. Функции лирических отступлений. Образ автора.

Тема 7. Творчество М.Ю. Лермонтова: Развитие темы предназначения искусства и миссии поэта. Герой времени в лирике М.Ю. Лермонтова. Своеобразие патриотической лирики. Демонизм лермонтовского героя. Особенности жанра и композиции романа «Герой нашего времени». Рефлексия и самоанализ в поздней Философская тема романа. Проблема цели и смысла жизни. Роль образов рассказчиков в романе.

Тема 8. Н.В. Гоголь: Замысел «Мертвых душ» как «национальной» поэмы. Творческая история первого тома и полемика В.Г. Белинского с К.С.Аксаковым о сходстве Гоголя с Гомером. Приемы создания сатирических образов.Чичиков – герой своего времени. Приемы создания характера. Тематика и эстетическая функция «лирических отступлений» в поэме. Проблема выражения положительного начала в поэме. Творчество Гоголя в контексте европейской романтической традиции. Гоголь и Гофман.

Раздел 3. Русская литература II половины XIX века. Реализм. . Классический русский роман.

Тема 9.Русская литература II половины XIX века. Идейные направления, критика, журналистика. Драматургия Н.А.Островского. Русская литература 50-х-начала 60-х годов.Историческая и общественная ситуация в стране. Революционеры-демократы, либералы, почвенники и пр. в литературно-общественной борьбе. Материалистическая эстетика и эстетика «чистого искусства». Основные литературно-общественные журналы и их характеристика. Дифференциация литературного развития. Новая концепция личности и новый герой в литературе. Периодизация творчества. Н.А.Островского Создание национального театрального репертуара и роль Островского в развитии русского театра. Философская концепция русской жизни. Проблема жанрового выбора для драматурга и жанровые особенности его пьес. Пьесы о купеческой жизни и традиция европейской мещанской драмы.

Тема 10. Романное творчество И.С.Тургенева. Особенности четырех первых романов Тургенева: принципы построения романа и концепция «человек и мир» в них. Изменение сложившихся принципов в двух последующих романах. Проблема счастья и долга в романах И.Тургенева «Дворянское гнездо»и «Накануне». Поиск положительного героя и положительного идеала в литературе второй пол. XIX в.и романы Тургенева.

Тема 11. Ф.М.Достоевский «Записки из подполья «Подполье» человеческой психики в произведениях Достоевского. Особенности психологического анализа у Достоевского. Психология подпольного человека и приемы нее выявления в повести Повествователь и автор. Композиция повести. Жанровое своеобразие произведений Достоевского. М.Бахтин о Достоевском.

Тема 12. Л.Н.Толстой «Крейцерова соната». Периодизация творчества Человек и мир в концепции Толстого. Его нравственные, религиозные, философские поиски. Особенности его психологического анализа: диалектика души и диалектика характера. Особенности стиля, роль детали. Кризис мировоззрения Толстого и его отражение в религиозно философских и художественных произведениях. «Проблематика «Смерти Ивана Ильича», «Крейцеровой сонаты. «Крейцерова соната». Нравственные искания Толстого в период создания повести. Оценка повести современниками.. Организация повествования (повествователь и рассказчик). Проблема выявления авторской позиции.

Тема 13. Творчество А.П.Чехова. Итоги русской классической литературы в творчестве Чехова. Периодизация жизни и творчества. Переосмысление традиционных тем русской литературы. Роль пародии. Проблематика произведений конца 1880-90-х годов. Новый тип мироощущения его героя. Типы рассказов. Внутренняя свобода как этический идеал Чехова.

Раздел 4. Русская литература I трети ХХ века

Тема 14. Литература 20-х годов: общая характеристика Литературный процесс в России после Октябрьской социалистической революции. Государство и культура. Послеоктябрьское творчество М. Горького. Проблема национального характера в публицистическом сборнике «Несвоевременные мысли». Драматические взаимоотношения писателя с властью. Участие Горького в создании Союза Советских писателей и в разработке теории социалистического реализма.

Тема 15. Тема революции и гражданской войны в творчестве писателей 20-х годов.

Писатель и общество. Внутренняя периодизация литературного процесса в первой трети ХХ века.. Официальная и «потаенная» литература.

Тема 16.Жанр антиутопии в литературе 1920-х годов .Сатира 1920-х-30-х годов.

Прогностические жанры послеоктябрьской литературы. Утопия и антиутопия. Жанр антиутопии в литературе 20-х годов и развитие его традиций. Е. Замятин. «Мы». Проблематика и художественное разнообразие сатиры 20-х гг. (юмор, сатира, гротеск, трагифарс, сказ). Романы И. Ильфа и Е. Петрова («Двенадцать стульев» и «Золотой теленок») как сатирическая миниппея советской эпохи. Сказовая поэтика М.Зощенко. Художественный мир М.Булгакова. Проза. Драматургия. Основные мотивы творчества.

Тема 17.Поэзия первой трети ХХ века: жанры, темы, мотивы. Лирический герой. Послеоктябрьское творчество А.Блока, В. Маяковского. Эволюция проблематики; жанровые и стилевые искания. Судьба и творчества О. Мандельштама. Поэзия А.Ахматовой, М. Цветаевой. Основные темы, образы, мотивы

Тема 18. Русская литература периода Великой Отечественной войны.Русская литература периода Великой Отечественной войны: патриотический пафос Проблемы изучения. А. Твардовский «Василий Теркин».

Раздел 5. Русская литература 50-70 гг. ХХ века

Тема 19. Послевоенное десятилетие – культурный контекст. Роман Б.Пастернака «Доктор Живаго». Издательская и творческая судьба романа. Исторический образ России в романе. Соотношение «исторического» и «биографического» сюжетов. Темы и мотивы романа. Бибилейский подтекст. Философская проблематика. Поэтические образы и символы, их функции. «Мистика пейзажа» (Л.Ржевский).

Тема 20. Лирическая тенденция в драматургии и прозе 1960-х гг. Лиризм как повышенная субъективность художественного дискурса прозы и драматургии эпохи «оттепели».Актуализация драмы мелодрамы в драматургии (А.Арбузов, В.Розов, А.Володин и др.). герой, драматургия конфликта. Слагаемые лирического пафоса .Рождение новых жанровых форм в прозе «оттепели», Жанр лирического дневника (В.Солоухин «Владимирские просёлки», О.Бергггольц «Дневные звёзды» и др.).

Тема 21. «За пределами соцреализма»: Творчество А.И.Солженицына и В.Шаламова. Феномен лагерной литературы. Жанровая, проблемно-тематическая специфика. Полемика с соцреалистическим каноном. Герой и мир в лагерной литературе. Особенности художественной условности: гротеск. монструозность образов власти и т.д.)

Раздел 6. Русская литература конца ХХ- начала XXI вв

Тема 22.Русская проза 1980-1990-х гг.: проблематика, поэтика, литературная борьба. Русская литература рубежа ХХ-XXI вв.- качественно новый период литературного развития. Особенности социокультурно и литературной ситуации, эстетика. поэтика. Проблематика постмодернизма. Постмодернизм как обозначение современной эпохи. (в работах Тойнби, Х. Ортеги-и-Гассета), новой системы мировоззренческих ценностей. Постмодернизм на русской почве: дискуссии о постмодернизме в отечественной критике (М.Липовецкий, М.Эпштейн,В.Курицин и др.). Всплеск социально-критической проблематики в прозе середины 80-х («Пожар» В.Распутина, «Печальный детектив» В.Астафьева и др.). Активизация эстетических критериев в прозе «новой волны»: произведения Т.Толстой, В.Пьецуха, Вен Ерофеева, В.Маканина, С.Соколова и др.). Судьбы реализма в современной прозе. Взаимодействие реалистической, модернисткой и постмодернистской тенденций. Автобиографические и мемуарные тенденции в современной прозе (С.Довлатов, А.Сергеев С.Гандлевский, Н.Горланова и др.). Массовая литература как феномен 1990-х гг.

Тема 23. Русская поэзия 1980-1990-х гг.: проблема лирического героя. Споры о лирическом герое. Кризис поэтического языка. Обзор основных поэтических течений: метареализм (И.Жданов, О.Седакова, А.Парщиков, В.Кальпиди, Е.Шварц, В.Кривулин и др.), концептуализм (Д.Пригов, Т.Кибиров, Л.Рубинштейн и др.), петербургская школа (Е.рейн, Д.Бобышев, А.найман, А.Кушнер, Л.Лосев, С.Сратановский и др.), «Московское время» (С.Гандлевский, А.Цветков, Л.Арозон и др.). Традиции русской поэзии XVIII века, начала ХХ века, европейской и восточной поэзии в лирик 80-90-х гг.е

Тема 24.Драматургия 1980-1990-х гг.: точки полемики. «Новая волна» в драматургии 80-90-х гг. Проблематика пьес А.Галина, В.Славкина, В.Арро, Э.Радзинского и др. Традиции А.Вампилова и общие особенности драматургии «новой волны». особенности драматургии Л.Петрушевской. Драматургия 1990-х годов. Духовно-мистическая проблематика пьес Н.Садур. игра и миф в драматургии Н.Коляды.

Тема 25. Русская проза 2000 гг. и проблемы постмодернизма. Особенности литературной ситуации: падение тиражей «толстых» литературно-художественных журналов как свидетельство изменения общественной роли литературы. разделение элитарной и массовой культуры. Формирование «цеховой» литературной жизни и нового, элитарного круга читателей. активизация литературной и издательской жизни в регионах, учреждение региональных журналов и альманахов. Критика постмодернизма. Формирование новых литературных направлений. Проблема массового читателя и проблемы массовой литературы. Детективная проза А.Марининой, Б.Акунина и др. Проза 2000-х годов. Новые тенденции в прозе. Обновление реалистической традиции: З.Прилепин, Р.Сечин, Н.Ключарёва и др. Усиление функциональной прозы: развитие антиутопии (от Т.Толстой до О.Славниковой), Д.Быкова («ЖД»), В.Сорокина («День опричника», «Сахарный Кремль» и др.). Расцвет квазиисторического романа (В.Шаров, М.Шишкин, Ю.Буйда и др.). Развитие фантастики.

Тема 26. Поэзия 2000-х гг.: традиции и новатортсво. Возвращение лирического героя. Поэзия Д.Воденникова, В.павловой и др. Стиховые формы конца 1990-2000-х гг.

Тема 27. Обновление драматургии 2000-х гг. Современный литературный процесс Феномен театра вербатим. Театр Е.Гришковца: принципы новой театральной эстетики. Драматургия братьев Пресняковых. Российская кинодраматургия. Русская литература рубежа XX-XXI вв. в контексте отечественной и зарубежной современной культуры.

7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Рекомендуемая литература

Основная:

1. Кременцова Л.П. Русская литература в ХХ веке. Обретения и утраты: учебное пособие. М.: Флинта; Наука, 2011. 244 с.

2. Лебедев Ю.В. История русской литературы XIX века в 3-х частях. Ч.1. М.: Просвещение, 2007. 483 с.

Дополнительная:

Демин А. С. О художественности древнерусской литературы. М., 1998.

Истоки русской беллетристики. Л., 1970

История русской литературы Х—XVII вв. / Под ред. Д. С. Лихачева. М.,1980. . История русской литературы. Л., 1981. Т. 2.

История русской литературы XIX в. 1800–1830-е гг. М., 1989.

Кусков В. В. История древнерусской литературы. М., 1986.

Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. Л., 1971.

Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. М., 1988

Соколов А. Н. История русской литературы XIX века (I половина). М.

Сорочан А.Ю. Древнерусская литература: методические рекомендации по курсу. Тверь, 2005. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений: В 13 т. М., 1955. Т. VI. С.

Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. М., 1988.

Эпштейн М.Н. Постмодернизм в русской литературе: [учеб. пособие для вузов] . М.: Высшая школа, 2005. 482 с.

Методические указания и рекомендации

Студентам:

Полноценное усвоение курса возможно при добросовестном и грамотном прочтении художественных текстов рекомендуемых программой; регулярном посещении лекций, выполнении необходимых самостоятельных заданий. В процессе изучения дисциплины 14 практических занятий, во время которых студенты используют указанные выше учебно-методические материалы, а так же читательские дневники, конспекты лекций. Самостоятельная работа студентов, предусмотренная учебным планом в объеме не менее 50-70% общего количества часов, способствует глубокому усвоению изучаемого курса, формирует навыки исследовательской работы и ориентирует студентов применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа должна носить систематический характер, ее результаты контролируются преподавателем и учитываются при аттестации студента (экзамен). При этом проводятся: экспресс-опрос на семинарских и практических занятиях, заслушивание докладов, проверка письменных работ и т.д.

Преподавателю:

1. Содержание учебной дисциплины необходимо излагать в единстве историко-литературного, типологического подходов к темам, которые заявлены в учебном плане.

2. Необходимо предусмотреть развитие форм самостоятельной работы, выводя студентов к завершению изучения учебной дисциплины на её высший уровень.

3. Пакет заданий для самостоятельной работы следует выдавать в начале семестра, определив предельные сроки их выполнения и сдачи. Задания для самостоятельной работы желательно составлять из обязательной и факультативной частей.

4. Организуя самостоятельную работу, необходимо постоянно обучать студентов методам такой работы.

5. Вузовская лекция – главное звено дидактического цикла обучения. Её цель – формирование у студентов ориентировочной основы для последующего усвоения материала методом самостоятельной работы. Содержание лекции должно быть проблемным, дискуссионным, обладать теоретической и аналитической глубиной.

6. Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.

7. Проверка, контроль и оценка знаний студента, требуют учета его индивидуального стиля в осуществлении учебной деятельности. Знание критериев оценки обязательно для преподавателя и студента.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.