Сделай Сам Свою Работу на 5

Уровень СЛОВОСОЧЕТАНИЯ И ФРАЗЫ





Блок 3 (ОБ-3) Правописание согласных в корне слова

Правило Примеры
1. Проверяемые (звонкие и глухие) неясно слышимые согласные в корне слова
Для проверки сомнительной согласной нужно изменить форму слова или подо­брать родственное слово, чтобы за про­веряемым согласным стоял гласный звук или один из сонорных согласных (р, л, м, н). Примечание. Подбирая проверочное слово, обращайте внимание на его значение Дорожка — дорожек, город — города, резкий — резок, резьба — резной, головка — головной. Вещи лежали на полу вперемешку — перемешивать. Дамы сидели за столом вперемежку с кавалерами — перемежаю. Везти вещи на машине — везу. Вести лошадь под уздцы — веду. На окне видна изморозь — морозить. С неба падает мелкая изморось — моросить
2. Непроизносимые проверяемые согласные в корне слова
Способ проверки тот же, что и с неясно слышимой (сомнительной) согласной в корне слова. Примечание. Подбирая проверочное слово, обращайте внимание на его значение Властный — власти, громоздкий — громоздить, солнце — солнышко, ин­тересный — интересы, лестный — без лести, лесной — леса. Шефствовать над стариками — шефы. Громко свист­нуть — свисток. Свиснуть с ветки — висеть
3. Непроверяемые согласные в корне слова
Написание слов с непроверяемыми согласными в корне определяется по орфографическому словарю Футбол, рюкзак, вокзал, диспетчер­ская, автограф, чувство, лестница, ягдташ, терапевт, фармацевт, мундштук, кобчик (птица), копчик (кость в оконечности позвоночника)
4. Удвоенные и одинарные согласные в корне слова
Написание слов с удвоенной (или одинарной) согласной проверяется по орфографическому словарю
Удвоенные согласные Касса, класс, режиссёр, масса, балл, пятибалльный, кристалл, иллюзия, иллюстрация, металл, тонна, колонна, ванна, программа, грамматика, грамм, сумма, дилемма, эпиграмма, территория, тещзаса, оппозиция, аппарат, труппа, вожжи, дрожжи, можжевельник, жжё­ный, аккорд, аккуратный, аккумулятор, эффект, диффузия, коэффициент, пицца, палаццо Одинарные согласные Актриса, алюминий, балюстрада, во­лейбол, вернисаж, галерея, гуманизм, дилетант, десант, дифирамб, драма, имитация, импресарио, кандидатура, комитет, коридор, лилипут, масон, нивелировать, привилегия, продюсер, расизм, ресурс, русизм, эмигрант, эмиграция, (но иммигрант, иммигра­ция)
Примечание.Следует запомнить написание таких слов, как сверстник ровесник, яства и явственно. Ровесник — «одинаковый по годам», проживший одинаковое с кем-то коли­чество лет, вёсен. Слово сверстник — того же корня, что и слово верста («при­мерно одинаковый по возрасту, не являющийся одногодкой»). Слово яства происходит от глагола ясти («есть, кушать»). Слово явственно — от слова явно («очевидно»). Слово свадьба следует проверять словом свадебный, а не сваты, свататься.  

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ТРЕНИНГИ





Тренинг 26. К приведённым ниже словам подберите проверочные.

Глаголы.

А) Образец: громоздкий — громоздиться.

Лестный, известный, вёрстка, запасной, очистка, вкусный, ок­рестный, поместный.

Б) Имена существительные.

Образец: шотландский — Шотландия.

Властный, тростниковый, грустный, голландский, крепостной, опасность, местность.

В) Имена прилагательные проверить существительными с предлогом.

Образец: безвкусный — без вкуса.

Безрадостный, бесчестный, безлесный, беспристрастный, бес­страстный, бесхитростный.

 

Тренинг 27. Разберите по составу следующие слова.

Искусный, кровеносный, чествовать, лестный, гигантский, солнцестояние, громоздкий, бестелесный, сочувствовать, ровес­ник, предшествующий, шефствовать, поверхностный, узкий, ред­костная.

 



Тренинг 28. С данными словами составьте словосочетания и запишите их.

Беллетристика, алюминий, галерея, интеллигенция, «Аппассио­ната», терраса, дилетант, драматический, можжевельник, эффект, привилегия, карикатура, ассистент, комментарий, коридор, пяти­балльный.

 

Неясно слышимые и непроизносимые проверяемые и непроверяемые согласные в корнях слов

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Уровень СЛОВА

Первая степень сложности

Тренинг 29. В сочетаниях согласных СН (СТН) вставьте Т в тех случаях, когда это необходимо.

Лес_ная (чаща), ус_ный (рассказ), пристрас_ный, сверс_ники, крепос_ной, целос_ный, окрес_ные (леса), блес_нул, грус_ный, двухос_ный (экипаж), прекрас_ный, глас_ный, словес_ный, ис­кусный, горес_ный, гнус_ный, ненас_ный, громко свис_нуть, навес_ная (полка), доблес_ный (воин), кос_ный (мозг), воскрес_ный, трос_ники, извес_ный, страс_ный, целос_ный, небес_ный, несчас_ный, капус_ный, гас_нуть, ненавис_ный, час_ный, чес_ный.

 

Вторая степень сложности

Тренинг 30. Вставьте, если это необходимо, пропущенную букву на стыке согласных.

Пос_лать (постель), двус_волка, громоз_кий, сер_цевина, со_нце, повес_ка (в суд), лес_ница, объез_чик, загвоз_ка, без_на, звёз_ный, перебе_чик, праз_ничный, разме_чик, имя и о_чество, нала_чик (оборудования), Иван Гроз_ный, поз_но, прекрас_ный, крупи_чатая (каша), небос_клон, учас_ливый, удо_летворительно, наез_ник, весну_чатый, пе_чаный, му_чина, сер_це.

 

Третья степень сложности

Тренинг 31. Вставьте, если это необходимо, пропущенную букву на стыке согласных.

Филосо_ствовать, бесчу_ственно, интриган_ский, безмол_с_вовать, шотлан_ский, гиган_ский, ше_ствовать (над стариками), новозелан_ский, здра_ствовать, сочу_ствовать, иммигран_ский, дилетан_ский, я_ственно (слышно), безнра_ственный, комендан_ский, феминис_ский, аген_ство, эмигран_ский, провиан_ский, предчу_ствовать, прису_ствие.

 

Удвоенные согласные в корне слова

Общее задание. Вставьте в случае необходимости недостающую согласную в корне, раскройте скобки.

Первая степень сложности

Тренинг 32

Тер_итория, гум_анизм, драм_атург, дис_идент, мус_он, акт­риса, бар_икады, идил_ия, рас_изм, бос_, ал_юминий, метал_, клас_, трёхграм_овый, рес_урсы, програм_а, кол_ичество, фин_ы, мас_он, ван_а, сум_а, мас_аж, им_итация, лил_ипут, труп_а, пиц_а, гам_а, де_серт, вож_и, бал_ада, прес_а, прогрес_, колос_альный, мож_евельник, гун_ы.

 

Вторая степень сложности

Тренинг 33

А(с, сс)_стент, к_(м, мм)ентарий, к_(л, лл)ектив, а(н, имита­ция, д_(л, лл)етант, в_(л, лл)ейбол, су(р, рр)_гат, м_(л, лл)ион, р_(с, сс)ора, тр_(л, лл)ейбус, р_жи(с, сс)ёр, к_нгре(с, сс), ш_(с, сс)е, х_(к, кк)ей, п_(с, сс)ивный, б_(с, сс)ейн, к_(р, рр)уп- ция, и(м, мм)_грация, э(м, мм)_грант, т_(р, рр)аса, д_(ф, фф)узия, а(п, пп)_тит, десятиба(л, лл)ьный, пр_пе(л, лл)_р, в_рн_(с, сс)аж, а(с, сс)_ц_ация, импр_(с, сс)ар_о, под_(л, лл)_тан_ски, инт_(л, лл)_гент, б_(л, лл)_тристика, поэте(с, сс)а, к_(р, рр)_катура, импр_(с, сс)_онизм, к_(л, лл)_ктив, д_(с, сс)_ртация, к_мпр_ми(с,сс).

 

Третья степень сложности

Тренинг 34

П(о, а)р(о, а)(л, лл)елогра(м, мм), (а, о)(к, кк)р(е, и)дитация, А(п, пп)(о, а)(с, сс)(е, и)оната, а(б, бб)р(е, и)в(е, и)(о, а)тура, ин- д(е, и)(ф, фф)(е, и)рентный, д(е, и)ст(е, и)(л, лл)(е, и)ро- ва(н, нн)ый, а(с, сс)(е, и)(м, мм)етричный, инт(е, и)(л, лл)(е, Ак­туальный.

 

Уровень СЛОВОСОЧЕТАНИЯ И ФРАЗЫ

Тренинг 35. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

К_в_леры сидели впереме_ку с дамами, изморо(з, с)ь помеша­ла увидеть и(л, лл)юм_нацию, а(п, пп)етитные коври(ж, ш)ки мес_ного произво_ства, либре(т, тт)о к опере извес_ного го(л, лл)ан_ского к_мпозитора, словес_ный п_ртрет р_ц_д_виста, ко(р, рр)есп_нденция о шотлан_ских ферм_рах, па(с, сс)ажир первого кла(с, сс)а, и(л, лл)юстрация в воскрес_ном номере г_зеты, без(и, ы)скус_ный к_(м, мм)_нтарий гра(м, мм)атического правила, причас_ный к высокому иску(с, сс)тву р_ж_(с, сс)ёр, в зах_лус_ный г_родишко приехал известный продю(с, сс)ер, дра(м, мм)атическое произв_дение безвес_ного писателя о су(д, т)ьбе крепос_ного мальчика, лес_ной объез_чик заметил опас_ный поворот дороги, лес_ный отзыв о пос_щении г_(л, лл)ереи, эту гнус_ную к_(р, рр)_катуру мог нарисовать только бесчес_ный человек, пр_в_(л, лл)е- гии подр_зумевают чу_ство отве_ственности, грус_ное чу_ство вызывает его п_(с, сс)ивность в вопросах гиган_ской важности, мета(л, лл) а(л, лл)юминий осл_пительно блестит на со_нце, гром­ко свис_нуть при виде ровес_ника, ре(з, с)кий запах, ни(с, з)шие бактерии, ни(с, з)падающие на плечи волосы, пианис_ка взяла сложный а(к, кк)орд.

Уровень ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Тренинг 36. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

1) Со_нце уже подн_лось и осв_щало р_систую зелень. 2) Мы сняли ш_нели и пошли по лес_нице в м_неж. 3) По нежной друж­бе, которую к_мандир оказ_вал своему оф_церу, Ростов чу_ство- вал, что несчас_ная любовь старого гусара к Наташе участвовала в этом ус_лении дружбы. 4) Денисов, вид_мо, ст_рался как можно реже подв_ргать Ростова опас_ностям, б_рёг его и после дела особе_но радос_но встр_чал его целым и невр_димым. 5) Звук р_вн_мерно усил_вался и, д_йдя до с_вер-шен_ой я_ствен_ости, так (же) р_вн_мерно стал осл_бевать. 6) Мальчик подош_л к отцу и подал ему записку о ба(л, лл)ах, получен_ых в школе. 7) Бабушка стала изредк_ пр_н_мать гостей, в особенности д_тей - наших сверс_ников и сверс_ниц. 8) Л_ства б_рёзовой а(л, лл)еи была вся пр(о, а)зрачна в зах_дящ_м со_нце. 9) Пол и стены задр_жали, как от земл_тр_сения, и окна зас_лало п_роховым дымом. 10) Калугина ещ_ возбуждали тщ_славие - ж_лание блес_нуть, надежда на награды, на р_путацию - и прелесть риска. (Л.Н. Толстой)

 

Уровень ТЕКСТА

Тренинг 37. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, рас­кройте скобки, разберите по составу слова, выделенные полужирным курсивом, сделайте полный синтаксический разбор выделенного курсивом предложения.

Прекрас_ное чудес_ное прелес_ное летнее утро. Со_нце (едва) едва подн_лось над г_р_зонтом и поэтому д_ревья и кустарники отбрасывают гиган ские тени. На моей дачной те(р, рр)асе бьётся в стекло бабочка. Лес влас_но зовёт к себе и зв_нит вселенским а(к,кк)ордом разн голосая песня птиц.

Я выхожу (из) дому. Прямо под ногами словно криста(л, лл) алмаза блес_нуло стекло. Обычное бутылочное стекло но и(л, лл)юзия того что передо мной др_г_ценный камень полная.

Здра_ствуй лес! Лес_ные запахи сразу обв_лакивают меня за­ставляют уч_щён_о биться сер_це. Громоз кой лес_ницей прямо (передо) мной поднимаются ели и сосны.

Я ственно слышно как под ногами хрус_нула ветка. Этот звук - звук опас_ности - спугнул с куста б_ярышника с_ничку. А вот и мес_ные красавцы - (грибы) под синов ки. Их много в окрес_ных лесах однако в нашем лесу они - ре_кость. Впрочем искус_ный грибник не в_рнётся с пустыми руками в самый ненас_ный день и в самое засушл_вое лето.

Неожиданно (не) (в) далеке громко свис_нула какая (то) п_чу(ж, ш)ка. Вид_мо пора возвр_щаться (во) свояси нести домой лес_ные я_ства. Придётся идти мимо пас_бища мимо небольшого б_лота с сухим трос_ником и р_гозом. И ещё долго одежда моя буд_т пахнуть вкус_ными лес_ными запахами брус_никой дубо­выми листьями и еловой хвоей. (173 слова)

 

ИТОГОВЫЕ ТРЕНИНГИ

Уровень СЛОВОСОЧЕТАНИЯ И ФРАЗЫ

Тренинг 38. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

Вкус_ная ве_чина, прекрас_но чу_ствует опас_ность, филосо_ский подход к диску(с, сс)ии, чес_вовать профе(с, сс)ора, чу_ствовать приязнь к сверс_никам и ровес_никам, извес_ный дра(м, мм)атург и б_(л, лл)етрист, а(с, сс)_стировал во время экз_менацио(н, нн)ой се(с, сс)ии, и(л, лл)юзия пр_гре(с, сс)а, с неба сыплется изморо(с, з)ь, яблоки на блюде лежали (в) переме(ж, ш)ку с гру­шами, ве(с, з)ти интерес_ную беседу, экз_тические я_ства, ве(с, з)ти под уз_цы лошадь, в пе(с, сс)_мизме нет ничего ужас_ного, по­слать по_дравление к_(л, лл)еге по работе, д_л_тан_ский взгляд на иску(с, сс)тво, инт_(л, лл)_гентно дать почу_ствовать своё пр_восхо_ство, криста(л, лл)ьно чистая совесть, програ(м, мм)ное пр_изведение уже изуче(н, нн)о в кла(с, сс)е, ше_ствовать над пр_старелыми, ра(с, сс)читаться с кредиторами, без_ску(с, сс)ный а(к, кк)омпан_мент, а(к, кк)уратно пос_лать постель.

Уровень ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Тренинг 39. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

1) Что (то) р_ковое было в этом медле(н, нн)ом дв_жени_ без­душных ма(с, сс). 2) Гаврила чу_ствовал, как в его тело всасыва­ется что (то) опь_няющее и тягос_ное, (от) чего у него кружилась г_лова и туманились глаза, любопытно и (со) страхом бегающие по тр_ктиру. 3) Когда гру_чики, бросив р_ботать, ра(с, сс)ыпа- лись по гав_ни шумными гру(п, пп)ами, покупая себе у т_рговок разную сне(т, д)ь и усаж_ваясь обедать тут (же), на м_стовой, в т_нистых уг_лках, по_вился Гришка Челкаш, старый травле(н, нн)ый волк, х_рошо зн_комый гаванскому люду, заядлый пьян_ца и ло_кий, смелый вор. 4) А ра(с, сс)ка_чица была де_ствительно ужас_на в своём вд_хн_вении. 5) Илья всегда пр_носил с собой чего (нибу_ь) вкус_ного: баранок, мятных пряников, медовые коври_ки. 6) Чуть бре жило; ф_нарь, п_ставлен_ый на землю, осв_щал тихо пад_вшие сн_жинки. 7) В обл_сти иску(с, сс)тва, в творч_стве сер_ца ру(с, сс)кий народ обн_ружил изумительную силу. 8) Его ра(с, сс)казы были инт_рес_ны, св_еобразно кр_сивы, нар_совали передо мной ра(с, сс)ка_чика крайне (не) лес_но для него. 9) Это в нём, вид_мо, нач_нал гов_рить инстинкт бр_дяги, чу_ство вечного стр_мления к св_боде, на которую было (с, з)дела(н, нн)о п_кушение. 10) Тих_ну Павловичу (под) конец его речи (с, з)делалось чуть (н_) до слё(з, с) грус_но. (М. Горький)

Уровень ТЕКСТА

Тренинг 40. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскрой­те скобки, сделайте морфологический и фонетический разбор слов, выделенных полужирным курсивом.

В облас_ном дра(м, мм)атическом театре Та(л, лл)и(н, нн)а чес_вовали извес_ного (писателя) б_(л, лл)_триста Ге(н, нн)адия Фили(п, пп)овича Кири (л, лл)ова. Как водится с приве_ствен_ой речью выступили мес_ные зн_менитости маститый р_жи(с, сс)ёр (не) без_звес_ная поэт_(с, сс)а популярный л_тературный критик и продю(с, сс)ер т_атральной тру(п, пп)ы. В адрес юбиляра было высказа(н, нн)о (н_) мало лес_ных слов. Интересно было послу­шать каждого.

По словам критика га(л, лл)ерея художестве(н, нн)ых обр_зов со(с, з)дан_ых Кири(л, лл)овым поражает своим разнообразием а ха(р, рр)актер каждого литературного г_роя является целос_ным и об_ёмным.

Актёры в свою очередь говорили о том что в лице Кири(л, лл)ова ру(с, сс)кая словес_ность пр_обрела пр_крас_ного прод_лжателя традиц_й кла(с, сс)ической литературы а имя его не смож_т выч_ркнуть из списка извес_ных писателей даже беспр_страс_ное время.

Словом всё шло как по маслу. Но без инци_дента не обошлось. Виновником его был один из завс_гдатаев театра. Он сказал что пов_сти ра(с, сс)казы и нове(л, лл)ы Кири(л, лл)ова написан_ы (по) д_л_тан_ски и что они не более чем искус_ная по(д, дд)елка под кла(с, сс)ику. В качестве и(л, лл)юстрации к сказа(н, нн)ому он привёл фрагмент последнего л_бре(т, тт)о написа(н, нн)ого для театра этим автором. Э(ф, фф)ект от сказа(н, нн)ого получился ош_ломляющ_м. Ко(л, лл)еги Кири(л, лл)ова вск_чили с мест пытались ур_зонить нарушителя спокойствия. Но п_сатель лиш_ фил_со_ски и бл_годушно произнёс На вкус на цвет товарища нет. (166 слов)

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.