Сделай Сам Свою Работу на 5

Рождение французского классицизма





Никола Пуссен

 

Француз - римлянин

Пуссен родился во Франции, но признание пришло к нему, когда он переехал в Рим. "Вечный город" подарил художнику неповторимую манеру письма и богатейший творческий материал.

Никола Пуссен родился на севере Франции в маленьком нормандском городке Андели. С достаточной уверенностью можно утверждать, что случилось это в начале июня 1594 года.

Талант к рисованию проявился у Пуссена очень рано. А в 1612 году произошло событие, окончательно убедившее юношу встать на тернистый путь живописца. В это время Андели посетил художник Кантен Варен (ок. 1570-1634). Три алтарных образа, которые он создал для местной церкви, показывают, что Варен обладал очень скромными способностями. Однако даже этого оказалось довольно, чтобы воспламенить восемнадцатилетнего Пуссена. Вскоре он бежал из родного дома и отправился пешком в Париж. Ему предстояло проделать путь длиною в пятьдесят миль.

О следующих двенадцати годах жизни Пуссена историкам искусства известно мало. Полагают, что большую часть времени он проводил в Париже. Мы знаем также, что молодой художник побывал в Лионе и, может быть, в других уголках Франции.



В 1622 году Пуссен получил первый в своей жизни заказ - написать серию картин из жизни только что канонизированных святых Игнатия Лойолы и Франциска Ксаверия. Картины были заказаны парижской общиной иезуитов. Рассказывают, что шесть больших полотен, вошедших в серию, Пуссен создал за шесть дней. К сожалению, ни одно из них не дошло до нас.

Среди тех, кто обратил внимание на эти работы Пуссена, был Джованни Баттиста Марино, итальянский поэт, с 1615 года живший в Париже. Картины молодого художника понравились ему настолько, что он заказал Пуссену серию рисунков на мифологические сюжеты. Одиннадцать из этих рисунков уцелело, они хранятся сейчас в Королевской библиотеке.

К тому времени, когда Марино заказал Пуссену эти рисунки, за плечами художника уже были две неудачные попытки попасть в Рим - город, который притягивал к себе всех молодых художников и скульпторов того времени. Первая из этих попыток была предпринята Пуссеном в 1616-17 годах. Живописец уже доехал почти до самой Флоренции, но неожиданно и спешно возвратился домой (биографы, говоря об этом случае, туманно и вскользь упоминают о каком-то несчастье). В другой раз Никола Пуссен попытался добраться до Рима в 1619-20 годах, но на этот раз ему не удалось даже выехать из Франции. В Лионе его нагнал кредитор и отобрал у него все одолженные на поездку деньги. Оставшись без единого су, Пуссен вернулся в Париж. Только в марте 1624 года - во многом благодаря материальной поддержке Марино - Пуссен, наконец, оказался в Риме. Знал ли он тогда, что связан теперь с Италией навечно? Во Франции художник побывал с тех пор лишь единожды - в 1640-42 годах.



Сам Марино переехал в Рим годом раньше и, проведя "подготовительную работу", сразу же по приезде Пуссена познакомил его с кардиналом Франческо Барберини, племянником папы Урбана VIII и одним из самых известных римских меценатов. Казалось бы, фортуна начинала взирать на живописца благосклонно. Но Марино скоропостижно умер в 1625 году, а Барберини покинул Рим, посланный с миссией во Флоренцию. Пуссен очутился один в чужом городе. Впрочем, уже в декабре 1626 года кардинал возвратился и заказал художнику полотно "Смерть Германика", которое стало первым его признанным шедевром.

Деньги за картину Пуссену заплатили в январе 1628 года, а спустя месяц он получил еще более престижный заказ на большой алтарный образ "Мученичество святого Эразма" для собора святого Петра. Осенью 1629 года художник представил это полотно на суд папской комиссии. Она, увы, приняла его очень холодно. Та же участь постигла и фреску для французской церкви в Риме, созданную Пуссеном в следующем году. Эти неудачи убедили художника в том, что монументальные полотна - не его стезя, и он стал писать картины небольшого формата для частных заказчиков.



Известно, что в 1629 году Пуссен был серьезно болен. Один из биографов говорит об "объятиях Венеры", в которых оказался художник. Так ли, нет ли, но поправлялся от болезни он в доме Жака Дюже, француза-кондитера, осевшего в Риме. И, поправившись окончательно, женился на его дочери, Анне-Марии. Их свадьба состоялась 1 сентября 1630 года. Анна-Мария была на семнадцать лет моложе Пуссена, но это, пожалуй, и все, что мы можем сказать о ней. Некоторые сведения, правда, имеются о ее брате, Гаспаре Дюже. Он стал учеником Пуссена и впоследствии сделал себе имя как пейзажист.

1630-е годы принесли мастеру все, на что он только мог надеяться. Благодаря небольшому приданому жены, он обрел долгожданную свободу творчества. Художник познакомился со многими состоятельными коллекционерами, обладавшими не только деньгами, но и тонким вкусом. Круг клиентов Пуссена постоянно ширился.

Вскоре его слава докатилась до родной Франции. В 1635 году у художника появился еще один почитатель - им стал сам кардинал Ришелье. Для него он написал шесть картин, объединенных темой вакханалии (несколько странный выбор для духовного лица, не правда ли?).

К концу 1630-х годов известность Пуссена была уже такова, что Ришелье посчитал неприличной его жизнь вне Франции. Он задался целью воротить "эмигранта" в родные пределы. Никола Пуссен довольно долго отклонял предложения кардинала - даже самые заманчивые из них. Но вскоре в посланиях Ришелье среди радушных и льстивых рулад зазвучали угрожающие нотки. Окончательно решило дело письмо, написанное мастеру самим Людовиком XIII. Пуссену напомнили, что он, как-никак, является французским подданным, и ему не следует огорчать своими отказами возлюбленного короля. Пришлось покориться. В декабре 1640 года художник прибыл в Париж.

Два года, проведенные в Париже, были тяжелейшими в его жизни. Он сразу же был назначен управляющим работами по декорированию Длинной галереи в Лувре, что не могло не вызвать зависти со стороны придворных художников, катавшихся, как сыр в масле, до появления "этого выскочки". Сплетни, косые взгляды, грязные доносы и интриги - вот что окружило Пуссена во французской столице. Он чувствовал, что на его шее затягивается петля, и мечтал оказаться в тиши своей мастерской, подальше от придворной жизни.

В сентябре 1642 года Пуссен покинул Париж под предлогом болезни жены, оставшейся в Риме. Он бежал без оглядки, не думая о последствиях своего поступка. На его счастье, оба его "высоких друга" - кардинал Ришелье и Людовик XIII - один за другим покинули наш грешный мир. Художник вновь был свободен.

Впрочем, Париж доставил мастеру не только горести. Там он познакомился с некоторыми богатыми ценителями искусства и продолжал писать по их заказам уже после "бегства" в Рим.

Пуссен вел жизнь спокойную и размеренную. Современники сообщают нам, что он много работал и читал, любил прогулки с друзьями и хорошую беседу за стаканом красного вина. Время брало свое. Страстный юноша, пешком отправившийся в Париж, превратился, говоря словами биографа, в "мудрого старца с величественной осанкой и взором".

Конец жизни мастера был печален. К середине 1650-х годов у него развилась болезнь, сопровождавшаяся сильной дрожью в руках (теперь это заболевание называют болезнью Паркинсона). Нужно ли говорить, как тяжел подобный недуг для художника? В октябре 1664 года умерла жена Пуссена, Анна-Мария. От этого удара он так и не смог оправиться. Проведя целый год "в печали и тоске, потеряв почву под ногами", он сошел вслед за женой в могилу 19 ноября 1665 года.

Рождение французского классицизма

Пуссен остался в истории французской живописи как основатель классицизма. Его работы - ясные, "поверенные алгеброй", - надолго стали образцом для подражания. Никола Пуссен - пожалуй, самая знаменитая фигура во всей истории французской культуры, хотя большую часть своей жизни он провел вдали от родины - в Италии. Именно в Риме происходило становление его манеры, именно здесь он обрел свою путеводную звезду - античное и ренессансное искусство. Сэр Джошуа Рейнолдс сказал о Пуссене: "Всеми своими мыслями он находился за две тысячи лет отсюда, целиком растворившись в античности".

Сам мастер объяснял свое пристрастие к античности так: "Моя натура заставляет меня искать и во всем любить упорядоченность. Беспорядок враждебен мне, я избегаю его так же, как свет избегает тени". Такими воззрениями, без всякого сомнения, наделила его античная культура. Ведь до погружения в нее художник обнаруживал совсем иной - взрывной и импульсивный - характер.

Правда, говорить о раннем периоде творчества Пуссена нам сложно. Ведь, по большому счету, мы имеем от него лишь одно "визуальное свидетельство" - рисунки, сделанные по заказу Джованни Баттисты Марино. Но и эти рисунки могут поведать о многом. Они выполнены в характерной для того времени стилистике маньеризма, свидетельствуя об увлечении автора итальянским искусством XVI века.

В первые годы своего пребывания в Риме Пуссен очаровался эстетикой барокко. Композицию алтарного образа "Мученичество святого Эразма" (1628-29) он заимствовал с наброска, сделанного одним из родоначальников итальянского барокко, Пьетро да Кортона. Что касается колорита, то в это время Пуссен находился под влиянием венецианской школы. Особенно ценил он Тициана, с творчеством которого познакомился, посетив Венецию по дороге в Рим.

Теплый колорит и изящество исполнения отличают работы Пуссена начала 1630-х годов. В эту пору его заинтересовали "романтические" сюжеты, почерпнутые из поэм Овидия и Торквато Тассо. Приблизительно тогда же мастер написал несколько картин, объединенных "вакхической темой".

Уже с середины 1630-х годов композиции Пуссена становятся строже, свет - резче, колорит - холоднее, а мазок - острее и жестче. Так в творчестве художника претворилось изучение античного барельефа и скульптуры, а также работ Рафаэля, который стал любимым мастером Пуссена, потеснив в его сердце Тициана.

В это время Пуссен увлекся философией стоицизма. Однако воспринимал он это философское учение весьма своеобразно, считая его краеугольным камнем христианства. Нельзя не согласиться с тем, что спокойствие и мужество перед лицом житейских бурь (а именно это исповедовали стоики) должно быть присуще христианину. Но самое это спокойствие покоится в христианстве совсем на других началах, нежели в философии стоицизма. Сблизить христианство и стоицизм можно, лишь предельно огрубив первое. Впрочем, такие сближения были характерны для современников Пуссена, а посему не будем удивляться той легкости, с которой художник переплетал и смешивал христианство и язычество.

Любовь Пуссена к упорядоченности и величественности сказалась во многих его работах позднего периода. Среди них особенно выделяются две картины, созданные им в 1648 году на сюжет гибели афинского военачальника Фокиона. Этот видный политик нашел в себе мужество не пойти на поводу у общественного мнения, что и привело его к трагической смерти. Особую роль в этих картинах играет пейзаж - в этот период Пуссен, не обнаруживший гармонии и порядка в человеческой жизни, стал искать их в природе. Но природа "как она есть" не удовлетворяла мастера. Поэтому свои пейзажи он писал не с натуры, но тщательно выстраивал и организовывал, доводя их почти до геометрического совершенства.

Работу над каждой новой картиной художник начинал с детальных этюдов, дополняемых затем многочисленными рисунками. В построении композиции Пуссену помогало специальное приспособление (в виде ящика), напоминавшее игрушечную сцену. На ней живописец расставлял маленькие восковые фигурки персонажей своей будущей картины. Передвигая эти фигурки, можно было менять композицию и изучать ее при различных углах освещения (для этого в стенках ящика существовали специальные прорези, прикрытые планками). "Задником" в этом настольном театре служил приблизительный набросок пейзажа, на фоне которого художник предполагал писать свою сцену. Из писем Пуссена мы знаем, как серьезно он занимался поисками будущей композиции, многократно проверяя и перепроверяя ее, добиваясь гармоничного соотношения всех ее частей. Никогда не имея и не желая иметь помощников, Пуссен всю работу над картиной - от первых набросков до заключительных штрихов - проделывал сам. "Для меня не существует мелочей, которыми можно пренебречь", - говорил он. Вероятно, мастер мог бы сказать и так: "Для меня не существует мелочей, которые я могу доверить другому".

В последние годы жизни манера Пуссена заметно изменилась. Его пейзажи освободились от излишней выверенности, "разумности", стали более естественными. Зато еще более величественными выглядят на этом естественном фоне человеческие фигуры. В поздних работах Пуссена они напоминают мраморные статуи. Изменился и колорит художника. Еще недавно холодный и сдержанный, он приобрел серебристый, "потусторонний" оттенок.

Замкнутый, почти отшельнический образ жизни, который вел Пуссен на склоне лет, не мешал его славе греметь по всем уголкам Европы. Уже тогда он стал живой легендой, кумиром начинающих живописцев. Его называли "самым искусным и опытным из современных мастеров кисти".

После смерти Никола Пуссена объявили "светочем французской живописи". Идеальным, непревзойденным мастером величала его Королевская Академия живописи и скульптуры, основанная в 1648 году в Париже. Впоследствии классицисты как к последнему и главному козырю прибегали к имени Пуссена в своих спорах с представителями новых, более "вольных" художественных стилей. А в конце XIX века, когда романтизм, яростно отрицавший и отвергавший классицизм, сошел со сцены, творчество Пуссена стало вдохновляющим источником для целого поколения молодых живописцев - в частности, для таких титанов современного искусства, как Сезанн и Пикассо.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.