Сделай Сам Свою Работу на 5

Доклад на тему: «ЗАНЯТОСТЬ: ГАРАНТИИ ПРАВ ГРАЖДАН»





В сообщение мне хотелось бы осветить актуальные вопросы гарантий трудовых прав граждан.

В статье 1 Европейской социальной хартии (пересмотренная) записано, что для обеспечения эффективной реализации права на труд необходимо:

- принять как одну из главных целей достижение и поддержание по возможности высокого и стабильного уровня занятости, имея в виду достижения полной занятости;

- эффективно защищать право работника зарабатывать себе на жизнь, свободно избирая вид занятия;

- организовать бесплатные службы занятости для всех работников и обеспечивать функционирование таких служб;

- установить и поддерживать системы профессиональной ориентации, профессионального обучения и профессиональной реабилитации.

В соответствии со статьей 9 Хартии для обеспечения эффективной реализации права на профессиональную ориентацию следует создать или поддерживать по мере необходимости службу, которая поможет всем лицам, включая инвалидов, решить проблемы профессионального выбора и профессиональной карьеры с должным учетом личных качеств работника и его профессиональных возможностей. Эта помощь должна оказываться бесплатно как молодежи, включая школьников, так и взрослым.



В статье 10 Хартии предусмотрено обеспечить, в частности:

- специальные средства в целях профессиональной переподготовки взрослых работников, вызванными потребностями технического прогресса и новыми тенденциями в области занятости;

- принимать специальные меры или способствовать принятию таких мер в целях переподготовки и включения в производственный процесс длительно безработных.

Гарантиям в области занятости посвящена глава III Закона РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации". Согласно статье 12 Закона гражданам гарантируются:

- свобода выбора рода деятельности, профессии (специальности), вида и характера труда;

- защита от безработицы;

- бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости;

- информирование о положении на рынке труда (п. 1).

Безработным гражданам гарантируются:

- социальная поддержка;



- осуществление мер активной политики занятости населения, включая бесплатное получение услуг по профессиональной ориентации и психологической поддержке, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации по направлению органов службы занятости;

- бесплатное медицинское освидетельствование при направлении органов службы занятости на профессиональное обучение;

- финансирование в порядке, определяемом Правительством РФ, материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов государственной службы занятости населения (п. 2).

В рассматриваемом контексте представляет теоретический и практический интерес судебное дело по жалобе Н.И. Гущина.

Заявитель Н.И. Гущин оспаривает конституционность абзаца 10 ст. 2 Закона о занятости, согласно которому занятыми признаются граждане, являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), не имеющих имущественных прав в отношении этих организаций.

Н.И. Гущин 26 января 2009 г. был уволен из ООО "ВладКранПрибор" по основанию, предусмотренному пунктом 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ (в связи с сокращением штата работников организации), и приказом государственного учреждения "Центр занятости населения г. Владимира" от 3 февраля 2009 г. признан безработным с назначением пособия по безработице. Однако после того как было установлено, что Н.И. Гущин с 28 января 2003 г. является участником ООО "Конструкторское бюро "Микрон", ГУ "Центр занятости населения г. Владимира", ссылаясь на абзац 10 ст. 2 Закона о занятости 27 мая 2009 г. снял его с учета в качестве безработного и отменил решение о назначении, размере и сроках выплаты ему пособия по безработице.



Октябрьский районный суд г. Владимира оставил без удовлетворения требования Н.И. Гущина об отмене данных приказов, выплате пособия по безработице и взыскании процентов за незаконное удержание денежных средств, признав не имеющим юридического значения факт, что максимальный размер дивидендов, начислявшихся Н.И. Гущину как участнику ООО "Конструкторское бюро "Микрон" в 2004, 2005 и 2007 гг., составил 3170 руб., а по итогам работы в 2006 г. дивиденды ему вообще не начислялись.

По мнению заявителя, абзац 10 ст. 2 Закона о занятости в той мере, в какой он позволяет органам службы занятости не учитывать при принятии решения о признании безработным гражданина, являющегося участником организации - общества с ограниченной ответственностью, реальный уровень получаемого им дохода, нарушает его конституционные права на защиту от безработицы и на социальное обеспечение и потому противоречит статьям 7, 37 (ч. 3) и 39 (ч. 1) Конституции РФ. (Этот пример зачитать!!!)

Конституция РФ, провозглашая целью политики Российской Федерации как правового демократического государства с социально ориентированной рыночной экономикой создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 7), предоставляет гражданам право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч. 1 ст. 37), а также право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34). Реализуя эти конституционные права, каждый может распорядиться своими способностями и имуществом разными способами, к числу которых, в частности, относятся наемный труд, осуществляемый по свободно избранному роду деятельности и профессии на основании трудового договора, заключаемого с работодателем, а также самостоятельная экономическая деятельность, осуществляемая индивидуально или совместно с другими лицами на основе свободного выбора ее сферы, например путем создания коммерческой организации как формы коллективного предпринимательства (Постановление Конституционного Суда РФ от 24 февраля 2004 г. N 3-П).

Реализация гражданином своих способностей и имущества каждым из перечисленных способов влечет для него определенные юридические последствия, обусловленные правовым статусом, характерным для субъекта того или иного вида общественно полезной деятельности. Такой статус формируется федеральным законодателем посредством включения в него специальных прав, обязанностей, государственных гарантий их реализации и мер ответственности, исходя из существа данной деятельности, ее целевой направленности и фактического положения лица в порождаемых этой деятельностью отношениях. Формируя правовой статус лица, работающего по трудовому договору, федеральный законодатель основывается на признании того, что труд такого лица организуется, применяется и управляется в интересах работодателя, который обязан обеспечить право работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы не ниже установленного федеральным законом минимума оплаты труда (абз. 7 ст. 2 ТК РФ). В силу данных обстоятельств работник представляет в трудовом правоотношении экономически более слабую сторону, что предопределяет обязанность Российской Федерации как социального государства обеспечивать надлежащую защиту его прав и законных интересов (Постановление Конституционного Суда РФ от 15 марта 2005 г. N 3-П).

В условиях рыночной экономики, предполагающей возможность возникновения в конкретные периоды такого социально-экономического явления, как безработица, указанная обязанность включает в себя и установление гарантий социальной защиты и поддержки работников, в том числе при наступлении безработицы (ст. 7 Конституции РФ, ст. 28 Закона о занятости). Тем самым федеральный законодатель обязан дополнять правовой статус работника (лица, работающего по трудовому договору) гарантиями его социальной защиты, в том числе на случай безработицы.

В соответствии с конституционным принципом свободы экономической деятельности (ч. 1 ст. 8) граждане, реализуя право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34), могут самостоятельно определять сферу этой деятельности и осуществлять ее как непосредственно, так и путем создания организации, в том числе коммерческой, либо участия в ней единолично или совместно с другими гражданами и юридическими лицами. Одной из разновидностей коммерческих организаций являются хозяйственные общества, которые могут создаваться, в частности, в форме общества с ограниченной ответственностью (п. 3 ст. 66 Гражданского кодекса РФ) в целях ведения предпринимательской деятельности. Участники общества с ограниченной ответственностью, приобретая доли в его уставном капитале и используя свое имущество с целью получения дохода в виде части прибыли от деятельности общества, наделяются определенными правами, позволяющими им участвовать в управлении делами общества, получать информацию о его деятельности, принимать участие в распределении прибыли, получать в случае ликвидации общества часть имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, или его стоимость и реализовать другие права, предусмотренные законодательством и учредительными документами общества (п. 1 ст. 67 ГК РФ).

Формируя правовой статус участников хозяйственных обществ, законодатель вправе учитывать эти обстоятельства и исходить из следующего: избранная ими и самостоятельно осуществляемая экономическая деятельность, направленная на получение прибыли от использования своих способностей и имущества в процессе организации и управления производством, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, предпринимается на собственный риск, что в системе действующего правового регулирования не предполагает дополнение их правового статуса гарантиями социальной защиты на случай отсутствия у общества дохода. Вместе с тем это и не означает, что государство вообще освобождается от обязанности предоставлять государственную социальную помощь лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, в том числе в результате неэффективного ведения собственной экономической деятельности. В частности, для участников общества с ограниченной ответственностью, не имеющих дохода в виде части прибыли от деятельности общества либо получающих указанный доход в размере ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Федерации, федеральный законодатель вправе предусмотреть иные гарантии предоставления источника средств к существованию (минимального материального обеспечения), например в рамках системы социального обеспечения.

Полномочия по разработке и введению в действие гарантий социальной защиты от безработицы относятся к компетенции федерального законодателя, который при их реализации располагает достаточно широкой дискрецией в выборе моделей, механизмов, условий предоставления этих гарантий и критериев определения круга обеспечиваемых ими лиц. Реализация данных полномочий осуществляется посредством специального правового регулирования, в качестве такового выступает Закон о занятости, устанавливающий в преамбуле правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения и предусматривающий конкретные гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.

Предусмотрев в Законе, что государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость (п. 1 ст. 5), федеральный законодатель гарантировал всем гражданам России бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости (абз. 4 п. 1 ст. 12) и предоставил каждому трудоспособному независимо от его признания в установленном порядке безработным право на предоставление органами службы занятости бесплатной консультации, бесплатной информации и услуг, связанных с профессиональной ориентацией, в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, возможности профессионального обучения (п. 1 ст. 9).

Однако право на социальную поддержку, включающую выплату пособия по безработице, предоставлено названным законом только гражданам, признанным безработными и не относящимися к категории занятых (ст. 2, п. 1 ст. 3, абз. 2 п. 2 ст. 12). Тем самым предоставление государством такой гарантии социальной защиты, как выплата пособия по безработице, связано с приобретением гражданином, не относящимся к категории занятых, статуса безработного.

Поскольку Конституция РФ непосредственно не предусматривает конкретные гарантии социальной защиты лиц, утративших работу и заработок (трудовой доход), условия и порядок их предоставления, федеральный законодатель, действуя в рамках своих дискреционных полномочий, определил: граждане, относящиеся к категории занятых, не имеют права на получение указанных гарантий. При этом федеральный законодатель включил в число занятых граждан как лиц, работающих по трудовому договору, так и лиц, ведущих самостоятельную экономическую деятельность в качестве участников хозяйственного общества (абз. 2 и 10 ст. 2 Закона о занятости).

Федеральный законодатель не вышел за пределы своих дискреционных полномочий и не вступил в противоречие с предписаниями Конституции РФ. Федеральный законодатель вправе при регулировании отношений в сфере занятости населения руководствоваться для отнесения граждан к категории занятых таким критерием, как наличие у них статуса участника хозяйственного общества, и не учитывать факт получения ими дохода в виде части прибыли от деятельности этой организации, а также размер их фактического дохода при решении вопроса о возможности признания безработными и выплаты пособия по безработице. Иное правовое регулирование, допускающее признание участников общества с ограниченной ответственностью безработными и, как следствие, наделение их правом получения пособия по безработице, приводило бы к предоставлению таким гражданам неоправданных материальных преимуществ по сравнению с участниками других хозяйственных обществ, имеющими достаточный для их достойного существования доход, а также с лицами, потерявшими оплачиваемую работу и не имеющими дополнительного источника средств к существованию.

С учетом изложенного оспариваемое Н.И. Гущиным законоположение не может быть признано противоречащим Конституции РФ. Вместе с тем это не препятствует федеральному законодателю в порядке реализации своих дискреционных полномочий внести с учетом вытекающих из статьи 19 Конституции РФ принципов справедливости и равенства необходимые с его точки зрения изменения в критерии отнесения граждан к категории занятых или установить в отношении учредителей (участников) коммерческих организаций, не имеющих дохода в виде части прибыли от их деятельности либо получающих указанный доход в размере ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Федерации, иное правовое регулирование, предусматривающее предоставление представителям этой категории населения в случае утраты ими работы гарантий социальной защиты, предусмотренных Законом о занятости для безработных граждан <1>.

--------------------------------

<1> См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 25 мая 2010 г. N 11-П "По делу о проверке конституционности абзаца десятого статьи 2 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина Н.И. Гущина" // Вестник Конституционного Суда РФ. 2010. N 5. С. 3 - 8.

 

Более удачная трактовка решения схожей проблемы отмечается в следующем деле.

Е.Н. Эрлих, работавшая в период с 3 ноября 2009 г. по 31 мая 2010 г. в должности бухгалтера товарищества собственников жилья "Согласие", 28 июня 2010 г. приказом краевого государственного учреждения "Центр занятости населения г. Бийска" была признана безработной и ей было назначено пособие по безработице, которое выплачивалось с 21 июня 2010 г. по 4 апреля 2011 г.

19 апреля 2011 г. указанным государственным учреждением на основании предоставленной межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 1 по Алтайскому краю информации о том, что с 23 сентября 2009 г. Е.Н. Эрлих является учредителем ТСЖ "Согласие", был составлен акт об установлении факта незаконного получения ею пособия по безработице, а также стипендии и услуг по обучению и издан приказ о прекращении выплаты пособия и снятии с учета в качестве безработного.

Восточный районный суд г. Бийска Алтайского края решением от 6 июня 2011 г., оставленным без изменения Определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 5 октября 2011 г., в удовлетворении заявленных требований отказал со ссылкой на то, что товарищества собственников жилья не относятся к числу организаций, перечисленных в качестве исключений в абзаце 10 ст. 2 Закона о занятости, а потому для целей данного Закона учредители (участники) товариществ собственников жилья считаются занятыми.

Нарушение абзацем 10 ст. 2 Закона о занятости конституционных прав Е.Н. Эрлих усматривает в том, что он позволяет органам службы занятости не учитывать при принятии решения о признании гражданина безработным отсутствие имущественных прав у учредителей (участников) товарищества собственников жилья в отношении данной организации и, соответственно, относить учредителей (участников) такой организации к категории занятых, что, по ее мнению, противоречит статьям 7, 37 (ч. 3) и 39 (ч. 1) Конституции РФ, гарантирующим каждому право на защиту от безработицы и на социальное обеспечение.

Конституция РФ в соответствии с целями социального государства, закрепленными в части 1 ст. 7, гарантирует каждому как свободу труда и право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, так и право на защиту от безработицы (ч. ч. 1 и 3 ст. 37), а также провозглашает право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34).

К числу способов, которыми граждане могут реализовать эти конституционные права, относятся наемный труд, осуществляемый по свободно избранному роду деятельности и профессии на основании трудового договора, заключаемого с работодателем, а также самостоятельная экономическая деятельность, осуществляемая в свободно избранной сфере индивидуально или совместно с другими лицами путем создания коммерческой организации как формы коллективного предпринимательства. В частности, лица, работающие по трудовому договору, в силу своего положения экономически более слабой стороны в трудовом правоотношении подлежат социальной защите при наступлении безработицы. Напротив, учредители (участники) хозяйственных обществ, самостоятельно осуществляя экономическую деятельность, направленную на получение прибыли от использования своих способностей и имущества в процессе организации и управления производством, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, не приобретают гарантии социальной защиты от безработицы на случай отсутствия у общества дохода.

Как следует из приведенной правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлениях от 24 февраля 2004 г. N 3-П, от 25 мая 2010 г. N 11-П и от 9 февраля 2012 г. N 2-П, возможность признания гражданина занятым и, следовательно, не нуждающимся в социальной защите от безработицы связана с самостоятельным осуществлением им экономической деятельности, целью которой является получение дохода.

В соответствии с частью 2 ст. 35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, в том числе путем создания некоммерческой организации. Создавая некоммерческую организацию как юридическое лицо, не имеющее целью извлечение прибыли и не распределяющее полученную прибыль между участниками (п. п. 1 и 3 ст. 50 ГК РФ), граждане, как правило, не ставят своей задачей ни реализацию конституционного права на свободное распоряжение своими способностями к труду, ни получение доходов от деятельности этой некоммерческой организации.

Разновидностью некоммерческих организаций являются товарищества собственников жилья. Статья 152 Жилищного кодекса РФ предоставляет ТСЖ право заниматься некоторыми видами хозяйственной деятельности, а именно обслуживанием, эксплуатацией и ремонтом недвижимого имущества в многоквартирном доме, строительством дополнительных помещений и объектов общего имущества в многоквартирном доме, сдачей в аренду, внаем части этого общего имущества (ч. ч. 1 и 2). Однако доход от такой деятельности используется исключительно для оплаты общих расходов или направляется в специальные фонды, расходуемые на цели, предусмотренные уставом товарищества, а дополнительный доход может быть направлен на иные цели деятельности товарищества собственников жилья, предусмотренные Кодексом и уставом товарищества (ч. 3).

Возможность распределения между членами ТСЖ доходов от использования имущества товарищества, равно как и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме либо имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, ЖК РФ не предусмотрена как не соответствующая целям создания данного объединения граждан, закрепленным в части 1 ст. 135 ЖК РФ.

Члены (учредители, участники) ТСЖ не обладают имущественными правами в отношении данной некоммерческой организации и не осуществляют экономическую деятельность посредством участия в юридическом лице, целью которой является получение регулярного дохода.

По смыслу пункта 1 ст. 1 Закона о занятости, определяющего занятость как деятельность граждан, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащую законодательству Российской Федерации и приносящую, как правило, им заработок, трудовой доход, учредители (участники) ТСЖ не могут рассматриваться как лица, имеющие работу и заработок (трудовой доход).

Абзац 10 ст. 2 Закона о занятости, как следует из его содержания, устанавливает закрытый перечень некоммерческих организаций, учредители (участники) которых не считаются занятыми: общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы). Соответственно, по буквальному смыслу данного законоположения учредители (участники) любых других некоммерческих организаций относятся к лицам, составляющим категорию "занятые граждане". Такое регулирование не учитывает специфику правового статуса не указанных в этом перечне учредителей (участников) некоммерческих организаций, таких как товарищества собственников жилья, которые не осуществляют экономическую деятельность посредством участия в юридическом лице с целью получения регулярного дохода.

Формально ограничив абзацем 10 ст. 2 Закона о занятости круг учредителей (участников) некоммерческих организаций, не считающихся занятыми гражданами, федеральный законодатель создал препятствия для признания в установленном порядке безработными утративших работу и заработок членов ТСЖ и, соответственно, для предоставления им гарантий социальной поддержки, включая пособие по безработице, что ведет к нарушению права указанных лиц на защиту от безработицы. Кроме того, допустив возможность признания безработными лишь учредителей (участников) некоммерческих организаций, поименованных в данном законоположении, к которым учредители (участники) ТСЖ не отнесены, федеральный законодатель нарушил запрет различного отношения к лицам, указанным в одной категории, - утратившим работу и заработок учредителям (участникам) некоммерческих организаций, чья организационно-правовая форма не предполагает возможность осуществления указанными лицами посредством участия в экономической деятельности, целью которой является регулярное получение дохода.

Таким образом, абзац 10 ст. 2 Закона о занятости в той мере, в какой содержащееся в нем положение препятствует признанию безработными учредителей (участников) некоммерческой организации - товарищества собственников жилья, не соответствует Конституции РФ, ее статьям 19 (ч. ч. 1 и 2) и 37 (ч. 3) <2>.

--------------------------------

<2> Постановление Конституционного Суда РФ от 23 апреля 2012 г. N 10-П "По делу о проверке конституционности абзаца десятого статьи 2 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" в связи с жалобой гражданки Е.Н. Эрлих" // Вестник Конституционного Суда РФ. 2012. N 4. С. 4 - 8.

 

В статье 13 Закона о занятости предусмотрены дополнительные гарантии занятости для отдельных категорий населения:

- государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая рабочие места и организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, а также путем организации обучения по специальным программам;

- квота для приема на работу инвалидов устанавливается в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";

- гражданам, увольняемым из организаций, от индивидуального предпринимателя в связи с сокращением численности или штата работников, в соответствии с заключенными коллективными договорами (соглашениями) гарантируются после увольнения сохранение очереди на получение жилья (улучшение жилищных условий) по прежнему месту работы, а также возможность пользоваться лечебными учреждениями, а их детям - детскими дошкольными учреждениями на равных условиях с гражданами, работающими в данной организации;

- жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, при прочих равных условиях имеют преимущественное право поступления на работу в государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Тем не менее остается нерешенной проблема трудоустройства студентов старших курсов и выпускников образовательных учреждений высшего профессионального образования. Государство может решить эту проблему с помощью установления квоты рабочих мест в организациях <3>.

--------------------------------

<3> Гусов К.Н., Саломатин И.Н. Направления совершенствования трудового законодательства в части реализации трудовых прав работников, совмещающих работу с обучением: Материалы IV международной научно-практической конференции "Кутафинские чтения". М., 2012. С. 38.

 

Глава VI Закона о занятости устанавливает гарантии социальной поддержки безработных и компенсации. В соответствии со статьей 28 Закона государство гарантирует безработным:

- выплату пособия по безработице, в том числе в период его временной нетрудоспособности;

- выплату стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности;

- возможность участия в оплачиваемых общественных работах (п. 1).

Время, в течение которого гражданин в установленном законом порядке получает пособие по безработице, стипендию, принимает участие в оплачиваемых общественных работах, время, необходимое для переезда по направлению органов службы занятости в другую местность для трудоустройства, а также период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, призыва на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением государственных обязанностей, не прерывает трудовой стаж.

Представляется, что название главы VI "Социальные гарантии и компенсации" и статьи 28 "Гарантии социальной поддержки безработных" несколько не соответствуют друг другу. Было бы правильнее назвать указанную статью Закона "Социальные гарантии безработных".

Но есть и другой, более актуальный вопрос: почему в содержании главы VI нет ни одной статьи, предусматривающей компенсации?

В соответствии со статьей 36 Закона о занятости безработным гражданам, утратившим право на пособие по безработице в связи с истечением установленного периода его выплаты, а также гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости органами службы занятости может оказываться материальная помощь, т.е. можно некорректно предположить, что это компенсация. Кроме того, неуместно закрепление в главе VI Закона статьи 37 "Добровольное страхование на случай потери работы": в основе возникновения такого правоотношения лежит гражданско-правовой договор со страховой организацией, т.е. данная статья относится не к трудовому праву и праву социального обеспечения, а к гражданскому праву.

Представляется в большей мере искусственным то, что закон предусматривает две главы, посвященные гарантиям: главы III "Гарантии государства в области занятости" и VI "Социальные гарантии и компенсации". При этом нельзя не учитывать, что глава III содержит всего две статьи: "Гарантии государства в реализации права граждан на труд" (ст. 12) и "Дополнительные гарантии занятости для отдельных категорий населения" (ст. 13). Статья 12 Закона закрепляет в том числе социальные гарантии.

В науке трудового права справедливо отмечается: нет ясности в основании деления гарантий на гарантии государства и социальные гарантии. Анализ содержания законов о занятости в странах СНГ дает основание утверждать, что названные в них гарантии безработным - это гарантии государства, которые необходимы для реализации социальных прав граждан. В связи с этим разве нельзя признать социальными не только гарантии материальной поддержки безработных, но и гарантии, направленные на свободу выбора рода деятельности, охрану труда, защиту от необоснованного отказа в приеме на работу, содействие в трудоустройстве и другие?

В то же время не ставится знак равенства между социальными и государственными гарантиями, ибо первое понятие шире второго. Синонимом слова "социальный" является слово "общественный", но не "государственный". Социальные гарантии, выходящие за пределы государственных, могут быть закреплены в актах общественных организаций, базироваться на нормах морали, нравах и обычаях, существующих в обществе.

Государственные гарантии всегда имеют правовой характер, поскольку государство через свои законодательные органы закрепляет их в правовых нормах и устанавливает механизм реализации с помощью соответствующих государственных органов.

Словосочетание "гарантии социальной поддержки" в законодательстве о занятости стран СНГ часто используется в одном ряду с терминами "гарантии социальной защиты", "гарантии, связанные с социальной помощью".

Социальная поддержка как общее понятие представлена как система мер, обеспечивающая социальные гарантии определенным категориям граждан. Социальная поддержка безработных - это комплекс правовых, экономических, организационных и иных мер, осуществляемых органами службы занятости населения в целях обеспечения реализации государственных гарантий гражданам в период, когда они заняты поиском работы.

О социальной помощи безработному следует говорить только в случаях, когда возможности материальной поддержки исчерпаны. В связи с этим гарантии социальной поддержки, гарантии социальной защиты, гарантии, связанные с социальной помощью, соотносятся как целое и частное и, по сути, являются социальными <4>.

--------------------------------

<4> Орлова Е.Е. Правовое регулирование занятости населения в странах СНГ. Тамбов, 2009. С. 37, 38.

 

Для лиц, имеющих статус безработного, правовые гарантии можно подразделить на:

- гарантии реализации права на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены;

- гарантии материальной поддержки в период безработицы (выплата среднего заработка в течение третьего месяца лицам, уволенным в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата, пособия по безработице, стипендии в период профессионального обучения и переобучения, повышения квалификации по направлению органов службы занятости населения, оказание материальной помощи);

- гарантии обеспечения занятости безработных (бесплатное содействие в поиске подходящей работы при посредничестве службы занятости, бесплатное предоставление услуг по профессиональной ориентации и психологической поддержке, профессиональному обучению и переобучению, повышению квалификации по направлению службы занятости, оказание посреднических услуг для трудоустройства с помощью других организаций, участие в оплачиваемых общественных работах, меры по предотвращению массовой безработицы, поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан и др.);

- гарантии реализации и охраны прав (организационно-правовые средства по предупреждению нарушения обязанными лицами прав безработных, установление правомерных действий обязанных должностных лиц и органов, обеспечение возможности обжалования их неправомерных действий, восстановление нарушенных прав).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.