Сделай Сам Свою Работу на 5

Формула Ньютона, формула производной функции, координатная система Декарта с функцией.





Ход урока

I. Организационный момент. Настрой на урок.

«Кто же из нас прав?»

Но сна­чала на­до вы­яс­нить, сколь­ко фи­шек-слов бы­ло соб­ра­но в на­шей ко­роб­ке на уро­ке русского язы­ка. Ребенок не­сет ко­роб­ку.

Дети:

— Их очень мно­го! — го­ворит ...

— Боль­ше ста! — по­яс­ня­ет ...

Педагог: Ви­дите, сколь­ко мы се­год­ня соб­ра­ли слов! Зав­тра мы дол­жны соб­рать еще боль­ше! — го­ворю я, об­ра­ща­ясь к клас­су. — А вам боль­шое спа­сибо, что по­мог­ли сос­чи­тать фиш­ки-сло­ва!

— А за­чем Вам нуж­но так мно­го слов? — спра­шива­ет ... Мне нуж­но?!

Я объ­яс­ню это в сле­ду­ющий раз! — го­ворю я ребенку. — А те­перь прис­ту­пим к уро­ку ма­тема­тики.

— Де­ти, вы зна­ете, что та­кое на­ука ма­тема­тика?

Ответы детей.

(Подхожу к доске, открываю часть занавески. На ней цвет­ны­ми маркерами (мелками, карандашами) на­писа­ны: фор­му­ла Нь­юто­на, фор­му­ла про­из­водной фун­кции, на­рисо­вана ко­ор­ди­нат­ная сис­те­ма Де­кар­та с фун­кци­ей.

Формула Ньютона, формула производной функции, координатная система Декарта с функцией.

(У де­тей ши­роко рас­кры­ты гла­за)



— Это — нас­то­ящая ма­тема­тика, на­ука о ко­личес­твен­ных со­от­но­шени­ях и прос­транс­твен­ных фор­мах!

(— Как кра­сиво! — вос­кли­ца­ет один из детей, не от­ры­вая глаз от дос­ки.)

— По­тому что са­ма ма­тема­тика кра­сивая. Уче­ные го­ворят — она ца­рица на­ук.

(Не­дос­тупно бу­дет де­тям та­кое ис­толко­вание ма­тема­тики? Ра­зуме­ет­ся, мои де­ти не по­няли мно­го из то­го, что бы­ло ска­зано и по­каза­но мною. Но за­то как бы­ло вну­шитель­но!)

— Нра­вит­ся вам ма­тема­тика?

— Да! — раз­да­ет­ся вос­хи­щен­но и еди­ног­ласно.

— Я под­го­тов­лю вас к то­му, что­бы вы на­учи­лись по­нимать та­кие фор­му­лы. Хо­тите?

Опять вос­хи­щение и еди­ног­ласное: «Да!»

— Так зай­мем­ся этим де­лом!.. Са­дитесь пря­мо!.. Вот так!.. Пос­мотри­те на эти фи­гуры и за­пом­ни­те их пос­ле­дова­тель­ность.

Я кла­ду у дос­ки квад­ра­тики, на ко­торых на­рисо­ваны фи­гуры:

Квад­ра­тики с фи­гура­ми

— За­пом­ни­ли?.. Опус­ти­те го­ловы!.. Зак­рой­те гла­за… Под­ни­мите го­ловы… Ска­жите, что из­ме­нилось в пос­ле­дова­тель­нос­ти фи­гур?



А пос­ле­дова­тель­ность те­перь та­кая:

Квад­ра­тики с фи­гура­ми

 

Дети замечают перестановку.

— Вы там пе­рес­та­вили… вот это бы­ло здесь (по­казы­ва­ет на точ­ку), а бук­ва А бы­ла здесь! — и ребенок воз­вра­ща­ет их на преж­нее мес­то.

— За­пом­ни­те еще раз пос­ле­дова­тель­ность рас­по­ложе­ния фи­гур… Опус­ти­те го­ловы и зак­рой­те гла­за!.. Бу­дете шеп­тать мне на ухо, ка­кие фи­гуры я пе­рес­та­вил… Под­ни­мите го­ловы и пос­мотри­те!

(Пе­решеп­ты­ва­ясь с деть­ми, я об­хо­жу класс. Ни од­но­го пра­виль­но­го от­ве­та! Я ведь ни­чего не ме­няла в по­ряд­ке фи­гур! В чем же де­ло? Слож­ная за­дача? Не мо­жет быть. По всей ве­ро­ят­ности, мои до­вер­чи­вые де­ти по­ка не мо­гут пред­ста­вить, что я мо­гу так по­шутить с ни­ми. Они ищут пе­рес­та­нов­ки, ко­торых на са­мом де­ле нет, но о ко­торых я ска­зала.)

— Де­ти, не­уже­ли вы не за­мети­ли, что я не тро­гала здесь ни­чего, что все фи­гуры ос­та­лись на сво­их мес­тах?

(Дети думают, отвечают)

— В сле­ду­ющий раз будь­те бо­лее вни­матель­ны. А те­перь я дам вам дру­гое за­дание: вы дол­жны оп­ре­делить, че­го боль­ше!

(Пе­ред деть­ми два листка. Сле­ду­юще­го ро­да мно­жес­тва для за­даний: сколь­ко, че­го боль­ше, из че­го, где боль­ше (спра­ва, сле­ва, вни­зу, на­вер­ху). Все это — на пер­вом листе. На дру­гом же раз­бро­саны фи­гуры по всей пло­щади. Де­тям на­до бу­дет вы­яс­нить, «сколь­ко че­го». При­от­кры­ваю од­ну треть пер­вого листа.

 

 

 

На доске нарисован ряд множеств для задания



 

— 5! — от­ве­ча­ют они.

— Спа­сибо, …!

Вмес­то циф­ры 4 я кла­ду на дос­ку циф­ру 5. Те­перь все в по­ряд­ке.

— Сколь­ко здесь тре­уголь­ни­ков? — я об­во­жу указ­кой груп­пу тре­уголь­ни­ков.

— Че­тыре… Че­тыре! — от­ве­ча­ют они враз­но­бой.

— А ка­кая из этих цифр — 4? Эта? — по­казы­ваю им циф­ру 2.

— Нет… Это 2!

— Мо­жет быть, эта? — по­казы­ваю циф­ру 6.

— Нет… Это 6!

— Так зна­чит, вот эта?

— Нет… Это 7!

— Вот это — циф­ра 4!

— Спа­сибо, …, что по­мог­ла най­ти циф­ру 4. А сколь­ко здесь квад­ра­тиков?

— Шесть! — по­лучаю от­вет. Бе­ру из ко­лоды циф­ру 6 и став­лю в пе­ревер­ну­том ви­де ря­дом с пре­дыду­щими циф­ра­ми. Де­ти ве­село под­ска­зыва­ют:

— Так по­луча­ет­ся де­вять, на­до пе­ревер­нуть… тог­да и бу­дет шесть!

Я при­нимаю за­меча­ние.

Состчитайте, сколько прямых линий.

- Семь…

Педагог: а я насчитал восемь.

СПОР

— Сос­чи­та­ем, по­жалуй­ста, все вмес­те!

(Я указ­кой по­казы­ваю сна­чала на од­ну, за­тем на дру­гую пря­мую.)

— Од­на… Две… Три! — счи­та­ют де­ти хо­ром. По­доль­ше за­дер­жи­ваю указ­ку на чет­вертой пря­мой.

— Че­тыре… Пять! — про­дол­жа­ют они, не дож­давшись пе­реме­щения кон­чи­ка указ­ки.

Все пе­репу­талось и так счи­тать нель­зя. На­чина­ем сно­ва. Те­перь уже в быс­тром тем­пе дви­жет­ся моя указ­ка и, по­лучив хо­ровое «семь», на­чинаю сно­ва ка­сать­ся кон­чи­ком указ­ки тех же пря­мых.

— Во­семь… Де­вять… Де­сять… Один­надцать!..

Но го­лоса пос­те­пен­но сла­бе­ют, мно­гие вдруг по­нима­ют, что опять все за­пута­лось. Я вы­зываю к дос­ке одного из детей по­мочь нам сос­чи­тать пря­мые. Третье хо­ровое чте­ние — с по­мощью ребенка — про­ходит ус­пешно.

 

— Ну, ко­неч­но, семь, а не во­семь. … прав! — го­ворю я и став­лю циф­ру 7 на дос­ку ря­дом с дру­гими циф­ра­ми. Де­ти вни­матель­но сле­дят, не оши­бусь ли я. Кто-то все же вык­рикнул: «Это не семь!» Но дру­гие под­твер­ди­ли, что это имен­но семь, а не дру­гая циф­ра.

— А те­перь пос­мотри­те на груп­пу этих то­чек. Сос­чи­тай­те, по­жалуй­ста, сколь­ко их здесь, и шеп­ни­те мне на ухо!

Быс­тро под­хо­жу к каж­до­му, кто ме­ня при­зыва­ет. И на ме­ня сып­лются от­ве­ты, на­руша­ющие все ус­тои точ­ности ма­тема­тичес­кой на­уки: «Пять… Де­вять… Де­сять… Двад­цать… Сто… Ты­сяча… Мил­ли­он!». A кто-то шеп­чет мне, что там очень мно­го то­чек и их не­воз­можно сос­чи­тать. Я ос­та­нав­ли­ва­юсь у ее пар­ты.

— …, пов­то­ри, по­жалуй­ста, пог­ромче, что­бы слы­шали все: сколь­ко там то­чек?

— То­чек очень мно­го, их труд­но сос­чи­тать!

— Спа­сибо…!.. А вы как ду­ма­ете?..

На доске нарисован ряд множеств для заданий

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.