Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 3. ВЫСШИЕ НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ.





22.09.2012

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ЮРИСТА

Коновкин Евгений Сергеевич

Самостоятельная работа в виде реферата (внеаудиторная к/р). УМК (на сайте) на стр.16 темы рефератов. Реферат 15 (больше 15, меньше 15 страниц – реферат возвращается) страниц – введение, основная часть - 2 главы, заключение, список литературы (все требования в УМК). ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ В ГРУППЕ НЕ ДОЛЖНЫ ПОВТОРЯТЬСЯ (в комментарии пишите номер темы по УМК, кто какую тему занимает). Реферат будет оцениваться по пятибалльной шкале. Срок сдачи реферата - к 5 ноября. Сдача реферата после 5 ноября не будет превышать 3 баллов. Зачет в устной форме. Зачет – 95% вопросов будут совпадать с вопросами лекций. Ах, да ещё лектор проверяет посещаемость на лекциях.

Прочитать самостоятельно:

1. статью известного юриста А.Ф. Кони «Нравственные начала в уголовном процессе» - Общие черты судебной этики (в пособии «профессиональная этика юриста»);

2. кодекс судебной этики – прочитать и ознакомиться.

3. кодекс этики прокурорского работника РФ – прочитать и ознакомиться. Кодекс профессиональной этики адвоката (только первый раздел).

Тема 1. ПРЕДМЕТ ЭТИКИ.



Вопрос 1. Соотношение понятий этика, мораль, нравственность.

Этика – с греч. «этос» - проживание, дом, привычное место. Этика (понятие 4 века). Под словом «этика» – часто подразумевают науку. Этика – наука о морали и нравственности. Моралис аналог греческого слова «этос». Мораль – есть форма сознания, а нравственность – область практических поступков. Нрав – совокупность человеческих качеств. Нравственность (в официальный словарь входит в 18 веке).

Вопрос 2. Предмет и специфика этики.

Предмет – мораль и нравственность; нравственная жизнь общества. Этика имеет специфику по сравнению с другими дисциплинами. Этика носит философский характер, философская дисциплина.

Этические учения постепенно отделилась от философии в самостоятельную отрасль, но можно говорить что этика – наука философская.

Этика изучает человека, следовательно, она является гуманитарной наукой. Изучается поведение человека, но этика не является поведенческой наукой. Правильное поведение – это правовое поведение, а в этике нравственное – безнравственное, критерием нравственности представление о добре и зле. Добро и зло является основными категориями этической науки. Основная проблема этической науки – проблема добра и зла.



Что такое добро? А что такое зло? Добро – это то, что соответствует нравственности. Зло – это то, что не соответствует нравственности. Спекуляция, что это? Предательство это добро или зло? Добро это особый вид блага в сфере человеческих отношений, добро способствует совершенствованию, развитию человечества. Зло – то, что препятствует совершенству, развитию и т.д.

Этика оперирует такими понятиями, которые носят оценочный характер, такие как добро, зло, справедливость, совесть и т.д.

Ценность – это свойство предмета, значимое, важное для человека или общества.

29.09.2012

Вопрос 3. Структура этической науки.

Реальные нравы отстают от нравственных требований. И этот промежуток является резервом для развития человека.

1. По степени охвата сфер общественной жизни:

· Общая (универсальная) этика.

· Институциональная этика (рассматривает специфику проявления нравственной жизни в конкретных сферах жизни).

Вопрос 4. Отражение современных проблем российского общества в предмете этики.

1. Проблема нравственного воспитания. «Нравственное начало в человеке более значимо, чем интеллектуальное» Эйнштейн. Центральная часть этой проблемы - стратегия воспитания. Какую личность общество желает воспитать? Коллективисткую или индивидуалисткую? Каков способ воспитания? – 2 метода: авторитарный и либеральный. Авторитарный метод абсолютизирует принуждение.



2. Проблема гуманизма (сострадание). Гуманизм руководителей – забота о подчиненных. В организации нашей жизни больше учитываются экономические последствия наших действий. В литературе говорится о ложном гуманизме (когда снижаются санкции). Либерализация уголовного кодекса – убираются нижние пределы наказания.

3. Проблема снижения нравственной культуры (потенциала) общества.

Прямые показатели:

1. Динамика преступности (90-е гг. – 2008 г.).

Общество потребления – индивиды озабочены потребительскими благами.

Внедряются аморальные ценности – ведется разрушение нравственного ядра – попытка отвергать ядра.

 

Тема 2. МОРАЛЬ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА.

Вопрос 1. Основные характеристики морали, как общественного явления.

Мораль является сложным социальным явлением.

Мораль – одна из форм общественного сознания (филоф.)

Мораль отражает общественно – необходимый тип поведения людей и служит обще - социальной основой его регулирования.

Мораль – ценностно – нормативная система общества (социол.). Ценностная система – система норм и ценностей. Нормативная система – это регулятивная система. Элементы регуляции – предписания, требования, которые рекомендуется выполнять.

Вопрос 2. Нравственные качества личности.

Нравственные качества личности - это выражение типа ментальности.

2 типа ментальности:

· Торгашеская.

· Героическая.

Торгашескому типу соответствует – лояльность, терпение, смиренность. Героический тип ментальности – верность, честность, смелость, уважение, доброта и др.

Вопрос 3. Нравственные предписания общества.

Нравственные нормы, принципы, ценности, идеалы.

Нормы – требование к личности в конкретной ситуации;

Нормы, выраженные в различных формах: наставления, запреты, пожелания и т.д.

Норма:

1. часть – поучение.

2. часть – обоснование.

Обоснование:

· Рациональное.

· Авторитарное.

Золотое правило нравственности – поступай по отношению к другим так, как ты хотел, чтобы поступали по отношению к тебе. Оно ориентирует человека на выработку такого чувства, как ставить себя на место других людей (мысленно) и переживать их состояние.

Нормы формируются поколениями. Нормы являются общественно значимым знаменателем многообразия индивидуальных действий.

Наиболее общее требование морали, которое выражает стратегию поведения.

Ценности - свойство предмета значимое для человека и общества.

Ценности - это то, содержание которое утверждается в нормах и принципах.

Идеалы – это высшие ценности, которые выступают как высшая цель личности.

Функции:

· Оценочная.

· Ориентирующая.

 

Вопрос 4. Моральное сознание.

Структура сознания:

· Эмоциональный компонент (чувство, гордости, благодарности и т.д.). Можно выделить 2 группы чувств. Чувства морального комфорта и чувства морального дискомфорта.

· Рациональный компонент - знание норм, принципов и др.

· Волевой компонент - подключается воля человека.

Вопрос 5. Нравственные отношения.

- это особый вид социальных отношений, это совокупность зависимости и связей, которые возникают в процессе их нравственной деятельности.

Виды по масштабу:

· Межличностные

· Отношения на уровне групп и общества

Эти отношения могут отличаться характеров в зависимости от того как воспринимается другой человек, либо в качестве цели, либо в качестве средства.

К другому человеку необходимо относиться, как к цели и никогда не относиться к нему только, как к средству. (И. Кант)

Вопрос 6. Нравственная деятельность.

Это практическое следование моральным нормам, это моральные поступки.

Поступки:

· Мотив (побуждение).

· Действие (затрата усилий).

· Результат.

Существуют биологические, утилитарные мотивы, гедонистические, статусные, моральные мотивы.

Вопрос 7. Функции морали.

Основная миссия морали – регулирование отношений.

· Регулятивная функция – мораль призвана регулировать отношения между людьми.

· Воспитательная функция – принимает участие в воспитании. Центральное место занимает нравственное воспитание.

· Идеологическая функция.

Вопрос 8. Мораль и право.

Право и есть законодательство.

А что общего между моралью и законодательством (правом)?

Есть исследователи, которые считают, что мораль появилась раньше, чем право.

Различия:

· Правовое регулирование обеспечивается внешним контролем, а моральное регулирование, прежде всего внутренним контролем.

· Юридическая ответственность конкретно определена, а моральные санкции менее определенные.

· Право регулирует лишь часть социальных отношений, мораль регулирует все социальные отношения, без исключения.

· Право инертно, а мораль более гибка.

Соотношение морали и права:

· Гармония

 

Тема 3. ВЫСШИЕ НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ.

Вопрос 1. Справедливость

это понятие морального сознания, в котором отражается представление о должном соотношении прав и обязанностей, деяний и воздаяний за них, достоинств и вознаграждений. Речь идет о должном соотношении.

Несправедливое воздаяние – например, 2 месяца отбывания за убийство человека.

Правило Ориона!

Справедливость есть мера равенства и неравенства между людьми. (Ролз)

Несправедливость – формы протеста, борьба за справедливость – борьба за всеобщее благо.

Г.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.