Предмет и задачи педагогической этики
Профессиональная этика
Этика – наука о морали и нравственности («эфос» -нрав или характер – Аристотель «Большая этика» (Сократ, Платон))
Этика (по Аристотелю) – группа добродетелей, относящихся к характеру человека, подчеркивающие мужество, умеренность, щедрость.
Этика отделилась в самостоятельную науку в конце 18 века (этика=христианские догматы). Моралью были пронизаны все сферы жизни человека. В России этика широко распространялась в конце 19 –начало 20 века (славянофилы, западники). Изучали этику Лев Толстой, Бердяев, Соловьёв, Достоевский.
2 позиции понятия «Этика»
· учение о нравственности (морали), еепроисхождении и развитии, о правилах и нормах поведения людей, об их обязанностях по отношению друг к другу, к обществу, к родине, к государству
· это нормы поведения, мораль человека какого-либо класса, общественной или профессиональной группы
Мораль – система этических ценностей, которые признаются человеком. Регулирует все сферы деятельности человека, предполагает наличие нравственного идеала.
Специфика Нравственного идеала:
1. все предписания носят универсальный и обще-человеческий характер
2. моральные нормы и идеалы опираются на нравственные убеждения человека
Нравственность – освоенная, внутренне принятая общественнаямораль, регулирующая его индивидуальное поведение, опирающаяся на мировоззренческое убеждение и чувство совести.
Профессиональная нравственность – конкретизация общечеловеческих принципов морали применительно к условиям деятельности данной профессии 3 кодекса: врача, юриста, учителя.
В основе Профессиональной этики лежит ЭТИКЕТ – установленный порядок поведения: речевой, имидж, одежда, манеры, поведение в обществе
В России 18 век Петр I - «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов»
Правила Этикета – единство 2х сторон: морально-этической (нравственная норма) и эстетической.
Речевая этика - это правила должного речевого поведения, основанные на нормах морали, национально-культурных традициях, умение владеть эмоциями, чувствами и управлять своей волей.
Педагогическая этика – часть этики, которая отражает специфику морали в условиях целостного педагогического процесса.
УЧИТЕЛЬ: тактичность, деликатность, ответственность
Изучает:
Ø нравственное воспитание
Ø характер нравственных отношений учитель – ученик
Ø требования к нравственному облику учителя
Ø проблемы педагогической этики
Историческое развитие:
1. Демокрит : « воспитание ведёт к обладанию трёмя дарами: «хорошо мыслить, хорошо говорить, хорошо делать». Метод воспитания –наказание и принуждение
2. Сократ – требования к воспитателю и ученику –едины
3. Квинтилиан – чтобы побуждать положительные чувства нужно хвалить
4. Ян Амос Коменский – «Человечество развивает и улучшает себя через воспитание детей», Образование должно быть истинным, полным, ясным и прочным. Под именем нравственности мы разумеем не только внешние приличия, но и всю внутреннюю основу побуждении.
5. Ж.Ж Руссо книга «Эмиль или о Воспитании»
6. Иоганн Генрих Песталоцци - педагогика, по мнению Песталоцци, призвана дать детям возможность перехода от беспорядочного нагромождения впечатлений, получаемых ребёнком чувственным образом, к умению воспринимать и далее к образованию ясных воззрений и чётких понятий. Книги: Лингард и Гертруда» (1781-87), «Как Гертруда учит своих детей» (1801),«Лебединая песня»(1826).
7. Януш Корчак: Принцип любви к ребёнку, Принцип реальной выполнимости требований, предъявляемых ребёнку, Учёт прав и возможностей родителя и воспитателя, Признание того, что дети — разные, Общаться с ребёнком имеет смысл на уровне возможностей его понимания (в соответствии с возрастом), Нужно готовить ребёнка к реальной жизни (а не идеальной, воображаемой), Право ребёнка на уважение, Важность размышлений матери.
8. В.А Сухомлинский - создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, на признании личности ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования, творческая деятельность сплоченного коллектива педагогов-единомышленников и учащихся.
Основные категории педагогической этики:
o Справедливость: равные человеческие возможности, взаимосвязь прав и обязанностей учителя и ученика, руководствоваться не эмоциями спонтанными выводами, не нанести вреда другому человеку
o Профессиональный долг: ответственность, самосознания, совесть, мотив. В основе долга лежит уважение личности ребенка, требовательность, гуманность, соблюдения правовых норм, которые регулируют процесс воспитания и обучения
o Профессиональная честь– это понятие, выражающее не только осознание учителем своей значимости, но и общественное признание, общественное уважение его моральных заслуг и качеств. Связанная с достоинством, предписывает требование к поведению и предполагает в отношении него, отношение со стороны учителя, учащихся и родителя.
o Совесть – самооценка личности своих чувств и поступков, моральная ответственность личности перед самим собой
o Авторитет – принцип единства требования и доверия к личности ребенка. Доброжелательность и искренность.
Ложные авторитеты:
1. Авторитет-подавления – демонстрирование превосходства, общение формально
2. Авторитет-педантизма - предъявление претензий к ребенку
3. Авторитет-резонерства - это наседание на ребенка, которое строится на саморассуждении.
Гуманизация процесса воспитания –ученик есть личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей, открыт для восприятия нового опыта, способен на разнообразный ответственный выбор в разных жизненных ситуациях
99% школ имеют авторитарный стиль управления (администрация –учитель –ученик)
o Физическое оскорбление (22% начальная школа, 5% 5-6 кл)
o Словестное оскорбление (42% начальная школа, 56% - 5-6 классы, 7-8 класс -30%) Учитель специально вводит учеников в психический дискомфорт
o Публичное унижение (70% младшие классы, 15% -5-6 классы, почти нет в старших классах)
o Коллективное осуждение (60% нач школа, 40% -5-7 кл)
o Шантаж (нач шк –почти нет, 70% -5-7кл, 30% старшая школа)
o Наказание трудом
Ученик на учителя
1. 46% ученики не скрывают вражду
2. 26% ученики кричат на учителей
3. 30% учитель – человек 2го сорта
Нормативно правовые документы:
v Женевская декларация прав ребенка 1921г
v Всеобщая декларация прав человека 1948г
v Декларация прав ребенка 1969г (Китай, СССР, США не приняли этот текст)
v Принимают в 1989г –Конвенция по правам ребенка «Великая хартия вольностей детей»
Дети становились в приоритет в вопросах воспитания, развития
Статьи:
· Статья 8 – Гос-во обязуется уважать права ребенка на сохранение индивидуальности, гражданства, имя, семейные связи
· Статья 12 – Права ребенка свободно выражать свои мысли по всем вопросам
· Статья 16 – Ни один ребенок не может быть объектом посягательств на репутацию
· Статья 18 – родители несут ответственность за своих детей
· Статья 20 – право ребенка на образование на основе равных возможностей
· Статья 29 – Образование ребенка должно быть направленно на развитие личности, талантов, умственных и физических возможностей
1991г – Закон об образовании Статьи 5,6,15,32,50,51
Недопущение физического насилия над детьми. Свобода(ученики считают что учитель постоянно ущемляет их свободу), равенства(неравенство из-за различных социальных условий, талантов, интеллектуальных способностей), неприкасаемость
Нравственное содержание учителя – это совокупность этических знаний, нравственных чувств, убеждений, воли, идеалов, определяющих его нравственные отношение, поступки и профессиональные действия
Компоненты:
1. Культура этического мышления (умение сформировывать моральные суждения, понять что такое добро и зло и использовать на практике)
2. Обладать культурой чувств, уметь сопереживать
3. Область культурой поведения
4. Знать и уметь использовать этикет
1.Нравственный взгляд – комплекс этических знаний, требований, норм и правил, взаимодействия педагога с учащимся в воспитательно-образовательном процессе школы
Знание категорий: детства, отрочества, юности, принципы взаимодействия между учителями и учащимися, профессиональный долг, честь, достоинство, совесть учителя
2.Убеждение:познавательный компонент (знание предмета) и эмоц-мотивационный компонент (отношение к предмету), волевой компонент (готовность действовать в соответствии со знаниями и желаниями)
3.Нравственные чувства: симпатия-антипатия, любовь к детям, профессиональная ответственность за жизнь здоровье и развитие ребенка, толерантность, доброжелательность, доверие и уважение к учащимся
Любовь к ребенку – это значит уметь вникать в тревоги каждого воспитанника, уметь прийти вовремя на помощь, уметь вслушиваться в настроение, уметь входить в пласты детского сообщества.
1.Дошкольный и младший школьный возраста
Воспитание нравственных, эстетических чувств, сохранение и обеспечение здоровья, овладение первоначального опыта общения с людьми, природой, искусством
2.Подростковый возраст
Формирование культурной самоиндефикации интенсивное физическое и социальное созревание личности
3.Старший школьный возраст
Процессы физического и нравственного самосовершенствования, вхождение в общество и жизненное самоопределение.
Ученик не может определить собственное Я, не может выбрать профессию, первые признаки влюбленности, что приводит к психическим потрясениям.
Что делать учителю:
o Нужно создать такого учителя, обладать высоким уровнем нравственного и интеллектуального качества
o Разработать технологии обучения, учитывающие индивидуальные особенности детей
o Нужно стимулировать ребенка на саморазвитие, самовоспитании и самообучении
o Ответственность за жизнь и здоровье детей
-не предъявляйте чрезмерные требования к ребенку
-не впадайте в гнев, осмыслите ситуацию
-не оскорбляйте, не кричите на ученика, это разрушает его психику
-доброжелательная требовательность
Нравственное сознание современного учителя
Способы выражения любви к ребенку: визуальный, психологический, педагогический, кинестетический
Ласковый взгляд – укрепляет. Учитель должен быть строг, требователен, но не должен ругать за незнание
Кинестетический (физический) – выражение люблю к человеку через контакт
Психологический – проявляется в пристальном внимании к воспитаннику, просьбы
Педагогический – умение по достоинству оценить ученика, порадоваться и огорчится вместе с ним
Этические основы профессионального общения
Общение – много плановый процесс установление и развития контактов между людьми, порождающие потребности совместной деятельности (психологический словарь)
- сложный многогранный процесс взаимодействия индивидов, информированный процесс, отношение людей друг к другу
Вступая в общения, человек несет в себе:
Стиль поведения
Социально-нравственную позицию
Ролевые притязания
Воздействие на партнера
Способы воздействия: внушение, подражание, сопереживание, заражение
Педагогическое общение – многоплановый процесс, установление и развитие коммуникации, взаимодействие педагога с учащимися порождающее цели и содержания и их совместную деятельность.
Функции педагогического общения:
1. Информационная, обмен информацией познавательного или оценочного характера между учителем и учеником
2. Социально-перцептивная (умение воспринимать)
3. Эмпатия, сочувствие или чувства в общении
4. Самопрезентативная
5. Интерактивная функции (обмен образов, идеями, действиями)
6. Аффективная – стимуляция обмена
Открытие ребенка на общении, соучастие ребенка в общении, стремление во взаимодействии показать высокий уровень ребенка
Моральные принципы в процессе общения:
v Ненасилие
v Уважение труда познания ученика
v Уважение неудачи ребенка
v Паритетность взаимоотношений
v Уважение тяжелой работы роста ученика
v Уважение самобытности ученика
v «любовь воспитателя к воспитаннику»
v Сочетание уважения с требованиями
v Упор на положительное в ребенке
v Компромиссность спорных решений
Эмпатия (понимание другого человека через ощущение, чувства, эмоции) и симпатия в общении (возникает из-за уважения)
Сочувствие (побуждает к альтруизму, развивается у подростков) и переживание (характерно для учащегося)
Эмпатийное общение:
a) Умение слышать ученика
b) Положительная установка у воспитанника
c) Способность прогнозировать увиденное и последствия событий в общении
Симпатия и антипатия: одинаковое увлечение, живут в одном подъезде, определение родственные души ,определенные моральные качества
На этику общения влияет стиль общения
Стиль общения:
üЦенностные ориентации, уровень общения, общей культуры, социального окружения, авторитетных людей, псих склад
Стиль общения:
· Авторитарный – когда учитель общается с учеником как объект педагогического воздействия, а не как на равноправного участника общения, отсутствие гибкости в общении
Основные методы воздействия: приказ, инструкция, выговор, угроза
Последствия: барьеры, эмоциональный дискомфорт, отсутствие доверия, отсутствие мнения
· Демократический – характерен для высокого уровня педагогического общения, ученик ответственен, честен, доброжелателен, умение понимать проблему, настроение, стремление
Основные методы: поощрения, убеждение, уместные замечания, авансирование личности
· Либеральный – не организован и не уверен в принятии решений, отсутствует требовательность (в классе растет конфликтность)
Гончарова (частные стили)
1. Совместное творчество – субъект – субъективные отношения, увлечение совместной деятельности
2. Дружеское расположение – интерес к личности ребенка, уважение к нему, но не должно перетекать в панибратство
3. Заигрывание – стремление завоевать ложный авторитет учеников
4. Общение – дистанция
Защита в педагогическом общении – действия личности производятся в целях защиты посягательства на его достоинства
Функции:
Ø Сохранение педагогом собственного достоинства и общении
Ø Сохранение достоинства ученика
Ø Корректирование поведения воспитанника
Способы скрытой педагогической защиты:
1) Вопрос на воспроизведение
2) Вопрос об адресате
3) Окультуренное воспроизведение
4) Ссылка на личностные особенности
5) Оправдание поведения
6) Проявление доброжелательности «если бы не вы я бы забыла»
7) Великодушное поощрение «если только так вы и умеете пусть будет так»
8) Сопоставление достоинств партнера с его поведением
9) Оставить наедине с собой
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|