Сделай Сам Свою Работу на 5

Морфологические особенности научного стиля.





Для научных текстов характерно предпочти­тельное употребление некоторых классов слов, например, существительных, так называемый именной характер научного стиля.

Широко используется глагол в форме настоящего вневременного (с качественными значениями), что вызвано необходимостью характеризовать свойства и признаки исследуемых предметов и явлений: Углерод составляет ... самую важную часть растения (К.А.Тимирязев). Прошедшее и будущее время глаголов приобретает в контексте научной речи вневременное значение. Широко употребительны формы несовершенного вида глагола: они составляют в научной речи около 80%.

Практически не используются формы 2-го лица и местоимения ты, вы, как наиболее конкретные; ничтожен процент форм 1-го лица единственного числа. В подавляющем большинстве случаев используются наиболее отвлеченные по значению формы 3-го лица и местоимения он, она, оно.

Единственное число существительных служит в научной речи для выражения неделимой совокупности и целостности: чаще лось встречается на лесосеках; далее преобладают дуб и осина. Названия растений, животных и т.д. используются в текстах естественных наук почти исключительно в форме единственного числа. Зато научной речи присущи — форма множественного числа абстрактных и вещественных существительных: теплоты, длины, деятельности, стоимости, климаты, фауны, флоры, табаки, полыни и т.д.



Употребление кратких прилагательных в научной речи связано с выражением постоянных свойств предмета: клетки бедны протоплазмой ..., третичные алкоголи.., изомерны... .

Научная речь должна быть в меру экспрессивно-эмоциональной, образной, а не безликой. Иначе она не достигнет своей цели.

Наиболее часто привлекаются в качестве средств усиления экспрессивности высказывания:

1) усилительные, ограничительные частицы, местоимения, количественные наречия: лишь отвлеченные теоретики..., не было абсолютно нескольких оснований..., с синильной кислотой нужно быть чрезвычайно осторожным...; 2) эмоционально-экспрессивные прилагательные: дети делают нещадное количество ошибок; удручающее впечатление; колоссальное количество; превосходная степень: труднейшая задача; простейшее решение; 3) средства словесной образности: двери (в глубь атома) открыты…; растительная клеточка – это западня; 4) «вопросы»: «Почему же объект так сложен? Какая же этому причина?»



План как форма записи научного стиля. Виды плнаов.

План – самый короткий вид записи. План отражает порядок, последовательность в изложении научного текста, статьи, речи. Форма записи в виде плана чрезвычайно важна для восстановления в памяти содержания прочитанного текста, для развития навыков четкого формулирования мыслей.

Работа над планом предполагает следующие этапы: осмысление темы, определение микротем и их следования.

Планы бывают простые и сложные. Простой план состоит из перечня основных пунктов в виде заглавий. Такой план может быть тематическим, где все пункты представлены назывными предложениями и фиксируют информативные центры текста. Вопросный план позволяет акцентировать свое внимание читателю на информативных центрах текста. При составлении вопросного плана используются вопросительные слова, а не словосочетания с частицей ли (Есть ли). План может быть тезисным, то есть каждый пункт плана представлен двусоставным предложением и передает основную мысль части текста. Тезис обычно совпадает с информативным центром абзаца.

Выделяя подтемы, раскрывающие и детализирующие основную тему, вы получите сложный план текста.

Тезисы. Определение, виды.

Тезированиетекста предполагает деление его на смысловые части, нахождение в самом тексте тезисной формы изложения, выявление основной информации и обобщение каждой части текста в виде тезисов. Тезис, по определению - это положение, истинность которого должна быть доказана.



Тезисы– один из наиболее сложных видов сокращения, это кратко сформулированные основные положения абзаца, текста лекции, доклада. Количество тезисов совпадает с количеством информативных центров текста.

Тезисы бывают вторичными и оригинальными.

Вторичные тезисы пишутся с целью выделения главной информации какого-либо источника, например, научной статьи, учебника или монографии. Такие тезисы необходимы для научной работы студентам и аспирантам.

Оригинальные тезисы пишутся как первичный текст к предстоящему выступлению на семинаре, конференции или конгрессе. Такие тезисы публикуются в специальных сборниках.

 

Конспект. Виды конспектов и особенности их составления.

Конспект – это сокращенная запись информации. В конспекте должны быть отражены основные положения текста, которые при необходимости дополняются, аргументируются, иллюстрируются кратко самыми яркими примерами.

Конспект легче и быстрее усваивается, если другим цветом выделяются заголовки, примеры, термины, наиболее важная информация. Рекомендуется использовать различные способы подчеркивания, выделения рамкой и т. п. Существуют различные виды конспекта:

1.плановый конспект или план-конспект; 2.текстуальный конспект; 3.тематический конспект; 4.свободный конспект.

При создании планового конспекта вначале пишется план. Далее, при необходимости, на отдельные пункты плана «наращивается» текст. Это могут быть цитаты или свободно изложенный текст. Такой конспект, как правило, используется при подготовке к какому-либо устному сообщению. Он помогает понять изученный текст и лучше его запомнить.

Текстуальный конспект представляет собой монтаж цитат.

Тематический конспект составляется по нескольким источникам и может стать рефератом, если в нем обеспечивается единство содержания, логическая и грамматическая связь всех частей и выражается ваше собственное мнение по затрагиваемым вопросам..

Свободный конспектвключает в себя и собственные формулировки и цитаты. В нем могут быть связаны переходы от одной части к другой, и эти переходы могут отсутствовать. Такой конспект более полезен, так как необходимость что-либо сформулировать самому всегда требует более глубокого проникновении в читаемый текст и способствует его запоминанию.

Аннотация как жанр научного стиля. Структура аннотации.

Аннотация лишь перечисляет вопросы, которые освещены в первоисточнике, не раскрывая самого содержания этих вопросов. Аннотация отвечает на вопрос: «О чем говорится в первичном тексте?» Виды аннотации;

По содержанию и целевому назначению аннотации подразделяются на справочные и рекомендательные. Справочные аннотации, их также называют описательными или информационными, характеризуют тематику текста, сообщают какие-либо сведения о нем, но не дают его критической оценки. Рекомендательные аннотации характеризуют первоисточник и дают оценку его пригодности для определенной категории потребителей, с учетом уровня подготовки, возраста и других особенностей потребителей.

По полноте охвата содержания аннотируемого макротекста и читательскому назначению аннотации подразделяются на общие и специализированные. Общие аннотации характеризуют макротекст документа в целом и рассчитаны на широкий круг пользователей. Специализированные аннотации, характеризуя документ лишь в определенных аспектах, рассчитаны на узкий круг специалистов, и носят в основном справочный характер.

Разновидностью специализированной аннотации является аналитическая аннотация, характеризующая определенную часть или аспект содержания документа, которые посвящены определенной теме.

Аннотации могут быть и обзорными, то есть содержать обобщенную характеристику двух и более макротекстов, близких по тематике.

Для справочной обзорной аннотации характерно объединение сведений о том, что является общим для нескольких книг на одну и ту же тему, с уточнением трактовки темы в каждом из аннотируемых произведений.

Структура аннотации.

1. Автор, название, библиографическое описание.

2. Тема статьи (книги).

Указывается общая тема источника. При этом используются след. Выражения:

Статья ( книга и т.п.) посвящена….(теме, проблеме..).

3. Проблематика.

Перечисляется круг вопросов или проблем, которые затрагиваются в тексте.

Используются следующие выражения:

В статье ( книге) анализируются ( описываются, разбираются, освещаются..) следующие проблемы:

------ дается анализ (характеристика, описание )

-------- приводятся результаты;

------- излагается теория ( история, методика..)

------ исследуется вопрос о ( проблема, процесс..) и т.д.

4. Адресат

Отмечается, для кого предназначается текст. Исп.след.выраж.:

Статья предназначена для специалистов в области …;

---- представляет интерес для … ( широкого круга читателей) и т.п.

11. Отзыв и рецензия как жанры научного стиля. Структура рецензии и отзыва, их отличительные особенности.

1.Рецензия – это один из видов компрессии текста. Этот вторичный научный жанр представляет собой жесткий способ построения текста, имеющий свои структурные особенности и языковые стандарты-клише.

Приведенные ниже дефиниции рецензии дают возможность определить, в чем рецензия как вид компрессии текста отличается от реферата, аннотации, тезисов.

Рецензия (осмотр, обследование): 1. Статья, целью которой является критический разбор какого-либо научного или художественного произведения, спектакля, кинофильма; 2. Отзыв о научной работе или какое-либо произведение перед их публикацией, защитой.

Рецензия (рассмотрение). Официальный письменный отзыв. Рецензия – это не только сжатый вариант текста-источника с изложением позиции автора, в ней содержится анализ и оценка какого-либо научного сочинения, аргументированная оценка авторских выводов, достоинств языка и стиля, выявленные недостатки.

Рецензия осуществляется через рассуждение-доказательство и рассуждение-размышление.

Рецензии публикуются в научных журналах в специальных рубриках. Они знакомят читателя с новыми публикациями, помогают быть в «курсе» современных научных направлений и проблем.

Структура рецензии. 1.Предмет анализа; 2. Актуальность темы; 3. Краткое содержание; 4. Оценочная часть; 5. Выводы.

В первой части указывается, что представляет собой рецензируемая работа: дипломный проект, диссертация …

Во второй части отмечается важность затрагиваемых в работе вопросов, их значение и т.п.

В третьей части рецензент осмысливает содержание прочитанного и связывает его с имеющимися знаниями…

В оценочной части обычно в начале дается общая оценка. Затем отмечаются достоинства работы: новизна, глубина раскрытия темы, аргументированность выводов. При выявлении и констатации недостатков предполагается доброжелательное отношение к работе и ее автору, поэтому все замечания делаются в корректной форме.

2.Отзыв – это критическое описание какой-нибудь научной работы, мнение, оценка о работе. Основное назначение отзыва – представить работу к защите или к изданию

Отзыв, в отличие от рецензии реализуется через рассуждение-объяснение. В вопросах: с какой целью, для чего и зачем пишется отзыв, этот жанр приближается к рецензии.

Структура отзыва:1. Вводная часть (оценочная). 2. Описательно-оценочная часть; 3. Вывод-оценка – резюмирующая часть.

Отзыв – вторичный текст, передающий мнение пишущего о монографии, научной статье (спектакле, фильме и др.). Обычный объем машинописные страницы.

Типовой план отзыва:

1. Предмет анализа.

Автор анализирует, характеризует, отмечает, доказывает, сравнивает, сопоставляет, противопоставляет, называет, описывает …

2. Актуальность темы

- работа посвящена актуальной теме …, актуальность темы следует из …

3. Краткое содержание

- в статье представлена точка зрения на …, содержатся дискуссионные положения, противоречивые утверждения, общеизвестные истины, ценные сведения, экспериментальные положения, попытки доказать (что); ясно сформулировано (что), доказано (что) …

4. Общая оценка

- таким образом, рассматриваемая работа …; очевидно, что …; важно отметить, что …; необходимо подчеркнуть, что …; нет сомнений в том, что …; в этой связи ясно, что …; работа заслуживает (чего) …; соглашаемся (в чем), признаем достоинства …

5. Недостатки, недочеты

- к недочетам работы следует отнести (что) …; существенным недостатком работы является (что) …; автор не раскрывает содержания, противоречит, упускает из виду, необоснованно утверждает, критически относится, не подтверждает вывода фактами; дискуссионно, что …

6. Выводы

12. Реферат. Виды рефератов. Языковые средства оформляющие реферат.

Реферат- это композиционно организованное обобщенное изложение содержания источника информации (статьи, ряда статей, монографий и др.). Реферат состоит из трех частей: общая характеристика текста (выходные данные, формулировка темы); описание основного содержания; выводы референта.

Реферат - это особый жанр научной литературы. Он представляет собой текст, построенный на основе смыслового сжатия, сокращения текста-первоисточника. Важнейшая задача реферата - в сжатом виде передать содержание, основные идеи, проблемы, положения, выводы первоисточника. Назначение реферата - по возможности заменить текст источника. Поэтому в реферате тема и проблемы не просто называются, перечисляются как в аннотации, а излагаются развернуто, детально приводится аргументация автора, ход его рассуждений.

Для уяснения сути реферата целесообразно сравнить его с пересказом. Реферат, как и пересказ, содержит изложение /с разной степенью сокращения/ основного содержания или основных положений текста источника авторской аргументации. Реферат отличается от пересказа тем, что обычно включает и описание текста «извне», «со стороны», «от третьего лица»: в нем формируется тема и проблема реферируемой работы /в самой работе они могут быть явно не сформированы/, отмечается ее структура, передается ход рассуждений автора реферируемой работы.

Объем реферата зависит от объема реферируемой работы, цели и назначения реферата и составляет до 30% объема реферируемой работы.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.