Сделай Сам Свою Работу на 5

Личность, общество, гос-во и право





ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Литература: учебник Корельского, Перевалова.

Регулирование в обществе:
1. Индивидуальные нормы (отношение).
2. Нормативные нормы (правило) – природные – технические – социальные – процессуальные нормы – правила, определяющие порядок рассмотрения споров.

Техника – совокупность трёх вещей: средства (в праве – текст), способ, правило.

За основу у всех народов заложены природные нормы.

Календарь славян = систематизирование видов деятельности: 21/22 марта (масленица) – 21/22 июня (купала) – 21/22 сентября (осенины) – 21/22 декабря (коляда).

Социальные нормы:
1. Ритуал – правило поведения знаково-жестового характера (невербальный метод общения).
2. Обряд – соц. норма, словесно знаково-жестового характера (состоит из нескольких ритуалов, всегда есть организатор).
3. Мифы – соц. норма образного характера (одухотворение природных явлений).
4. Обычай – соц. норма (правило поведения), возникшая в результате многократного повторения и вошедшая в привычку (многократность исчисляется поколениями).
5. Мораль – правило, связанное с представлением людей о добре и зле.
6. Религия – правила, основанные на вере в Бога.
7. Этика (возникла с появлением торговли).
8. Обычное право = обычай (обычай обязателен).
9. Позитивное (государственное) право.
4 способа доказывания вины:
а) показания свидетелей;
б) испытание (ордалия) огнём;
в) поединок (словесный, в беге, борцовский и т.д.);
г) клятва.



Право возникло раньше гос-ва, только оно было в форме примитивного обычного права.

Способ регулирования.
Способ регулирования:
1. Запрет – воздержание от неразрешённых действий.
2. Обязывание – совершение должных действий.
3. Дозволение – действия по своему усмотрению.

Первобытное общество. Понятие, признаки, развитие

Первобытное общество – система отношений, объединений людей, возникающих в процессе человеческой деятельности со следующими характерными признаками:
1. Общественная власть (Народное собрание).
2. Общественная собственность (всё принадлежит обществу).
3. Подчинение индивида коллективу (отсутствие свободы у первобытного человека, он был связан определёнными правилами).
4. Половозрастное разделение труда (трудятся все).
5. Равенство.



Предпосылки (условия) возникновения гос-ва и позитивного права

Сферы Раннее первобытное общество Зрелое первобытное общество Позднее первобытное общество Причины
Экономическая сфера (производство, потребление и распределение благ): а) хозяйство; б) занятие; в) орудие труда. а)присваивающее (человек берёт у природы); б) собирательство и охота; в) примитивные (камень или дерево). а) производящее (человек сам начинает создавать); б) общественное разделение труда (земледелие, скотоводство, собирательство, охота); в) усовершенствованные (каменнодеревянные и + костяные). а) производящее; б) земледелие, скотоводство, собирательство, охота + ремесло + торговля; в) металлические. Прибавочный продукт налоги   Возникновение частной собственности
Социальная сфера (структура общества): а) объединение; б) расслоение. а) праобщина (или человеческое стадо); б) биологическое (по возрасту и по полу). а) родовая община; б) биологическое + появление лидера (вождя или жреца). а) семья + частная семейная собственность, появление неравенства. народность   неравенство
Культурно-духовная сфера (поведение): а) мышление; б) миропредставление; в) самосознание (кто я?). а) образное (что видит, то и есть); б) природный коллективизм; в) полная зависимость от природы. а) образное + логическое (человек пытается объяснить); б) язычество – обожествление сил природы (многобожие); в) зависимость от рода. а) логическое + образное; б) монорелигия (бог един); в) появление личности. Обычное право.     Возникновение свободной личности    
Властеотношения – общественные отношения, основанные на воле властвующего и подчинении подвластвующего: а) властвующий. а) воля вожака. а) 1. высшая власть (Народное собрание). 2. вождь. 3. старейшины. 4. жрецы. а) либо Народное собрание (в исключительных случаях), либо вождь (вождество – сосредоточение власти у вождя); военная демократия (решения принимаются сообща).   МОНАРХИЯ Власть вождя и собрание воинов
Регулятивная сфера: а) социальные нормы; б) способы регулирования. а) ритуал обряд мифы; б) запрет. а) ритуал обряд мифы +ОБЫЧАЙ (регулирует отношения, когда люди равны); б) запрет + обязывание. а) мораль религия этика обычное право; б) запрет + обязывание + дозволение. ПОЗИТИВНОЕ (ГОСУДАРСТВЕННОЕ) ПРАВО

 



Обычное право было неписанное, в сознании, передавалось из поколения в поколение.

 

Основные теории происхождения гос-ва и права.
Теория происхождения гос-ва:

Теологическая теория: творцом гос-ва является Бог, который людей вразумил, что для улучшения жизни нужно создать гос-во (мусульманская – основоположник Муххамед; христианская – основоположники Фома Аквинский и Августин Блаженный).
Суть теории в том, что гос-во является творением рук Бога через людей, который объяснил, как это сделать.
Оценка:
а) положительное: гос-во появилось на основе религиозно-правовых норм;
б) отрицательное: невозможность познать Бога, всё основано на вере.

Патриархальная теория: гос-во есть большая семья, оно появилось из семей и увеличилось. В семье есть патриарх (монарх), которому принадлежит власть.
«Платон мне друг, но истина дороже» (Аристотель).
Оценка:
а) положительное: всегда известны, кто отвечает;
б) отрицательное: теория культа личности.

Договорная теория (теория общественного договора): Когда в первобытном обществе начались беспорядки, то люди собрались и решили собрать организацию, которой они будут подчиняться (гос-во возникло на основе соглашения людей).
Основоположники: Гоббс, Локк, Руссо.
Оценка:
а) положительное: договор всегда можно расторгнуть;
б) отрицательное: в истории такого не было.

Теория насилия: гос-во возникло в результате подчинения одних племён другим, более сильным. Гос-во возникает насильственным путём.
Основоположники: Каутский, Гумплович.
Оценка:
а) положительное:
б) отрицательное: на всех эта теория распространиться не может.

Ирригационная теория: западные и восточные гос-ва возникли по-разному, принципиальным вопросом является собственность на землю (на западе – почти вся земля принадлежала частным собственникам, на востоке этого было сделать нельзя). Гос-во возникло в результате необходимости полива земли.
Шумерское царство, Вавилонское царство.
Оценка:
а)
б) отрицательное: поливать нужно было только на Востоке.

Марксистская теория: гос-во возникло в результате классовой борьбы.
Оценка:
а) положительное: общество разделилось на классы, у которых есть средства производства и у которых их нет или мало;
б) отрицательное: «гос-во есть машина подавления одного класса другим» (Маркс), а должно оно быть надклассовым, чтобы подавлять противоречия.

Теория происхождения права.
Теологическая теория: право является творением божественных рук (Августин Блаженный и Фома Аквинский).
«Теория двух мечей»: меч один светский (для физ. казни), другой духовный (для отлучения от бога). Власть церкви выше, чем власть монарха.
Оценка:
а) положительное: регулирование происходит правовыми и религиозными нормами;
б) отрицательное: познать нельзя.

Естественно-правовая теория: у человека есть 4 права (на жизнь, свободу, собственность и достойную жизнь). Эта теория взята за основу современными гос-вами.
Основоположники: Гоббс, Локк, Руссо.
Оценка: раскол на тех, кто признаёт, и кто не признаёт.

Психологическая теория: регулировать можно тогда, когда человек пропустил это право через своё сознание.
Основоположники: Петрожицский.
Используется в современной юриспруденции.

Социологическая теория: право – это то, что применяется. Закон можно издать, но он не будет правом, если он не работает.
Основоположники: Эрлих.

Марксистская теория: вола господствующего класса, возведённая в закон.
Ошибка в том, что как гос-во, так и право, должно делиться на классы. Право должно защищать слабых.

 

Личность, общество, гос-во и право

1. Правовой статус личности
2. Гражданское общество
3. Гос-во, право и экономика
4. Гос-во и право в политической системе

1. Правовой статус личности.
Правовой статус личности – правовое положение личности (индивидуальный субъект правоотношений, наделённый правами и обязанностями), его права, свободы и обязанности, гражданство, правосубъектность и юр. ответственность.

Права (субъективное право – мера возможного поведения, предоставленная гос-вом).
Свобода – мера возможного поведения, полученная человеком по его природе.
Обязанность – мера должного поведения.
Гражданство – принадлежность к какому-то гос-ву.
Правосубъектность – способность иметь и осуществлять права, свободы и обязанности.
Юр. ответственность – последствия неблагоприятного характера.

Виды правового статуса личности:
1. Международный статус: права человека.
2. Конституционный статус: права гражданина.
3. Отраслевой статус: права субъекта какой-то сферы правоотношений (например, если преступление, то регулируется уголовным правом).
4. Специальный статус: доп. объём прав, свобод и обязанностей.
5. Индивидуальный статус: права отдельно взятого субъекта (биографические анкетные данные).

Система прав и свобод личности:
1. По сферам:
а) Личные: право на жизнь, право на неприкосновенность жилища, право на личную и семейную тайну и т.д.;
б) Политические: презумпция невиновности, свобода слова, право на занимание гос. должности;
в) Соц. – экономические: право собственности, право на свободный труд, пенсионные права, льготы и т.д.;
г) Культурно-духовные: свобода совести и вероисповедания, право выбора языка и т.д.
2. По поколениям:
а) Личные и политические (17 век);
б) Соц. – экономические и культурно-духовные (19 век);
в) Права народов (50 – е г.г.);
г) Мир и безопасность (конец 19 века).

Система гарантий прав и свобод личности:
1. Международные (приняты нормами международного права):
а) где прописаны: Всеобщая декларация прав и свобод человека и гражданина, Акты о личных правах и свободах, Акты о политических правах и свободах, Акты о соц. – экономических правах и свободах и т.д.;
б) какими организациями обеспечиваются: Совет безопасности ООН, международный суд по правам человека, омбудсмен (уполномоченный по правам человека).
2. Общие (по сферам): экономические (у граждан должна быть работа и достойный уровень жизни), политические (многообразие партий, зависимость СМИ, выборность органов власти), социальные (поддержка малоимущих и т.д.), культурно – духовные (свобода совести и вероисповедания, право на образование, равноправие национальностей).
3. Специальные (юридические): совершенствование действующего законодательства, деятельность контрольно-надзорных органов и т.д.

Гражданское общество – система отношений, объединений свободных индивидов, возникающих в процессе человеческой деятельности на основе права с помощью гос-ва для удовлетворения их потребностей.
Принципы гражданского общества (Гегель, Кант):
1. Свобода
2. Формальное (юридическое ) равенство.
Гумбольдт: гражданское общество = гос-во. Цель гражданского общества – свобода, гос-во ставит цель обеспечить в обществе порядок. Нужно различать, кто диктует волю – гос-во обществу или общество гос-ву.

Этапы развития гражданского общества:
1. Предпосылки (16 – 17 век):
а) соц. – экономические: возникновение буржуазии и рабочего класса;
б) политические;
в) научные.
2. Либеральный: буржуазия провозгласила свободу.
3. Демократический индустриальный.
4. Демократический постиндустриальный.

Понятие экономики и структура экономических систем.
Экономика – общественные отношения, связанные с производством, потреблением, обменом и распределением материальных благ.
Экономические системы:
1. Традиционная с натуральным хозяйством.
2. Стихийно – рыночная (нерегулируемая экономика).
3. Регулируемая рыночная экономика.
5. Переходный.

Гос-во в политической системе (вопрос 18 гос. экзамена).
Политическая система – комплекс элементов, связанных с управлением обществом:
1. Институциональный элемент (институт = объединение):
а) объединения, связанные с властью (гос-во, политические партии, политические движения);
б) объединения по сферам (экономическая сфера - профсоюзы, культурная сфера – церковь, социальная сфера – общество по защите прав потребителей);
в) объединения по интересам (общество рыбаков и охотников, союз художников).
2. Коммуникативный элемент (коммуникация = отношения):
а) отношения между объединениями (отношения между гос-вом и партиями и т.д.);
б) отношения внутри объединений (отношения внутри партии и т.д.).
3. Нормативный элемент:
а) политические нормы;
б) корпоративные нормы (устав партии и т.д.);
в) политические обычаи, традиции.
4. Культурно-идеологический элемент: гарантия прав и свобод (идеология); культура – достижения, представляющие ценность.
5. Информационный элемент: независимость и свобода СМИ.

Политические системы: демократическая (гарантированные права и свободы, выборы органов власти, инакомыслие, законность) и недемократическая.

Политическая система РФ: само гос-во, политические партии (Единая Россия, Единая Россия, КПРФ, ЛДПР).
В России есть примеры, когда демократия представлена была с нарушениями, поэтому политическая система РФ является либерально-демократической (например, за инакомыслие есть скрытое преследование).

Роль гос-ва в политической системе. Гос-во – основное звено в политической системе:
1. Гос-во определяет направление политики.
2. Гос-во оформляет право.
3. Гос-во финансирует.
4. Гос-во осуществляет контроль.

 

Проблемы типологии гос-в

Вопрос 28. Тип и типология гос-в: понятие, необходимость и разнообразие классификаций.
У явления всегда есть содержание.
Содержание – всегда сущность через назначение (тип).
Форма – внешнее выражение.

Тип гос-ва – это его содержание, сущность и назначение.
Типология гос-ва – классификация, объединение гос-в в отдельные типы.

Три подхода:
1. Формационный (критерий – формация): экономика:
а) восточное гос-во;
б) рабовладельческое гос-во;
в) феодальное гос-во;
г) капиталистическое гос-во;
д) социалистическое гос-во.
2. Цивилизационный (критерий – цивилизация): культура:
а) концепция стадиального развития (цивилизация одна (земная)): доиндустриальное гос-во, индустриальное гос-во, постиндустриальное гос-во (информационное);
б) концепция локальных (развитие в определённом месте) цивилизаций (цивилизаций много): западная, конфуцианская, японская, славяно-православная, исламская (мусульманская), индуистская, африканская, латиноамериканская.
В основу взяты религия и география.
3. Личностный (критерий – личность): права и свободы:
а) не правовое;
б) правовое социальное.

Вывод: если хочешь изучить тип гос-ва с точки зрения экономики, можно использовать формационный подход, с точки зрения юриспруденции – личностный подход.

Вопрос 29. Типология гос-в в формационном подходе.
В настоящее время формационный подход представлен тремя вариантами. Действующим на данный момент является 3-ий.

1. Первый подход. Автор К. Маркс, XIX в.
Общество развивается поступательно. В основе формация (взаимодействие экономического базиса с политической надстройкой).
Смотреть стр. 30 лекций!

Вопрос 30. Особенности цивилизационного подхода к типологии гос-в.
Смотреть стр. 31 лекций!
Локальное развитие цивилизации.
Автор Тойнби.
Природа – география.
Религия

 

Форма гос-ва

Вопрос 32. Понятие формы гос-ва и её системный характер.
Форма гос-ва – внешнее выражение гос-ва.
Внешнее выражение оформляется 3-мя формами:
1. Форма правления – способ создания/организации власти:
а) монархия (по наследству);
б) республика (путём выборов).
2. Форма гос. устройства – территориальная организация власти:
а) унитарное гос-во (сосредоточение в центре и распространение на всю территорию);
б) федерация (есть самостоятельность);
в) конфедерация (временное объединение независимых гос-в).
3. Гос. режим – методы и способы осуществления власти:
а) демократия;
б) не демократия.

Форма правления.
Форма правления – способ организации власти.
Власть создаётся либо путём перехода по наследству (монархия), либо путём выборных органов власти (республика).
Монархия:
1. Абсолютная монархия: власть монарха, ничем не ограниченная (монарх ни перед кем не отчитывается): монархия Петра I.
2. Ограниченная монархия: власть монарха кем-то или чем-то ограничена (конституционная, парламентская, дуалистическая (власть в 2-х руках).
3. Не типичная монархия: например, ОАЭ (7 монархов).
Республика – выборная форма власти:
1. Президентская республика: Президент является главой гос-ва, более того, он в полном объёме формирует правительство, которое отчитывается перед ним (например, США).
2. Парламентская республика: Правительство формируется парламентом и отчитывается перед ним (президента может и не быть; президент на правительство влиять не может). Например, Чехия (представительская роль президента).
3. Смешанная республика: участие президента и парламента в формировании правительства, и подотчётность правительства как президенту, так и парламенту:
а) президентско-парламентская смешанная республика (например, Россия);
б) парламентско-президентская смешанная республика.
4. Не типичная республика: например, Афганистан. Президент Афганистана – высшее религиозное официальное лицо (теократическая республика).

Форма гос. устройства.
Территориальная организация власти.
На какие части делится гос-во и какая у этих частей самостоятельность (либо унитарное, либо федеративное, либо конфедеративное).
Унитарное гос-во: все части подчиняются центру (самостоятельности, практически, нет).
Федеративное гос-во: разделено на части (на субъекты федерации). Критерием федерации является очень большая территория, а также национальность.
У субъектов может быть разное правовое положение (например, РФ).
Федерации могут быть симметричные (у всех субъектов статус одинаковый, например, Швейцария, США) и асимметричные (разные субъекты); договорная (например, СССР).
Конфедеративное гос-во – временный союз независимых гос-в.
Общее правительство. Цель – временная (например, военная, политическая, экономическая). Это, ни что иное, как переходный момент.
Объединение южных штатов против северных, Северо - германский союз.
Политический режим – способы установления порядка в данном гос-ве.
Критерии:
1. Права и свободы.
2. Выборы (реальные или фикция).
3. Инакомыслие (допускается или за него преследуют).
4. Законность.
Демократический политический режим:
1. Либерально-демократический: провозглашено, но не всё обеспечено.
2. Демократический: провозглашено и всё обеспечено.
Недемократический политический режим:
1. Фашистский: порабощение или истребление других народов.
2. Тоталитарный.
3. Авторитарный: ориентация на авторитетного лидера.
4. Военный (диктаторство).

Форма современного российского гос-ва.
Форма правления – смешанная президентско-парламентская республика; асимметричная федерация.
Политический режим – либерально-демократическая система.

 

Проблемы права

Правообразование

1. Формы (источники) права.
2. Правотворчество.
3. Нормы права.
4. Система права и система законодательства.

1. Формы (источники) права (вопрос 42, 43, 44).
Источник – категория, связанная с образованием явления.
Источник права:
1. общество - система общественных отношений, которые нужно регулировать (материалистическая точка зрения).
2. Сознание: общество без сознания быть не может (идеалистическая точка зрения).
3. Форма: как право выражено, где прописано:
а) правовой (санкционированный) обычай – правило поведения, вошедшее в привычку в результате многократного повторения с историко-культурными особенностями, признанный гос-вом. Гос-во на такой обычай ссылается, и если в законе если ссылка на такой обычай, то это уже право (например, обычай делового оборота, связанный с предпринимательской деятельностью). Носит вспомогательный или дополнительный характер;
б) судебный прецедент – решение суда высшей инстанции, обязательное для применения судом этой же инстанции и нижестоящих инстанций при рассмотрении аналогичного (схожего) дела. Основной источник права в англосаксонской правовой семье (Англия, Новая Зеландия, Австралия и т.д.). Судебный прецедент в РФ имеет место быть (решения Конституционного суда);
в) судебная практика – накопление опыта судами и сведение к единообразию (регистрируется в судебном департаменте, например, определение размеров морального ущерба);
г) нормативный договор – соглашение для значительного круга лиц (межгосударственный, между субъектами РФ, коллективный договор – углубляет специфику данного предприятия). В России применяется;
д) юридическая доктрина –взгляд, комментарий, высказывание юриста:
Prudents – слово юриста является правом, возможность ссылки на высказывания, цитаты, учебники римских юристов.
В нашей правовой системе данного источника нет.
Мусульманское право: Коран (сны и проповеди Муххамеда) – Сунна (поведение самого Муххамеда) – Иджма (общее правило, соглашение всех мусульманских правоведов) - Кийяс (решение суда по аналогии) – фетвы (юридическая доктрина – высказывание официального религиозного лица – Муфтий) – адаты (обычай);
е) религиозный источник – ссылка на священное писание (только в тех гос-вах, где церковь от гос-ва не отделена);
ж) общеправовой принцип: пользуются в том случае, если есть проблемы в праве и аналогии закона не существует или она невозможна (например, в уголовном праве);
з) НПА (вопрос 43).

Вопрос 43. Понятие, признаки и виды НПА.
НПА – документ, содержащий нормы права, имеющий юридическую силу, принятый компетентным органом в установленном порядке и обеспеченный гос. принуждением.
Структура НПА:
1. Реквизит (название, отражающее регулируемые отношения (например, ФЗ), наименование органа, который его принял, дата принятия).
2. Факультативный характер (преамбула).
3. Нормативное содержание.

ВИДЫ НПА

Уровень Закон Подзаконный акт
Федеральный 1. Конституция РФ 2. ФКЗ 3. ФЗ 4. Указы Президента РФ 5. Постановления Правительства 6. Решения, письма и постановления Министерств РФ 7. Постановления, решения, распоряжения служб 8. Постановления, распоряжения агентств
Субъекта 9. Конституция (республика)/Устав 10. Закон субъекта 11. Распоряжения главы субъекта 12. Постановления Правительства Арх. обл. 13. Постановления Министерств или Департамента Арх. обл.
Местного самоуправления 14. Устав (района, города, посёлка городского типа, сельского поселения) 15. Распоряжения главы администрации
Локальный 16. Устав 17. Правила внутреннего трудового распорядка


Вопрос 44. Действие НПА во времени, в пространстве и по кругу лиц.
Пространство – территория и приравненное к территории пространство:
1. Территория: суша, недра, воздушное пространство, территориальные воды, континентальный шельф).
2. Приравненное к территории пространство: всё, что находится под официальным флагом (посольства, консульства, суда и др.).

Время действия НПА – время вступление в силу НПА и время утраты.
Способы вступления в юр. силу НПА:
1. Указание даты в тексте документа.
2. Указание в тексте на обстоятельства (например, подписание, опубликование).
3. Общее правило (отсутствие оперативной нормы в зависимости от юр. силы).
Утрата юр. силы НПА:
1. Официальная отмена.
2. Конец срока (изначально установлен на определённое время).
3. Принятие нового НПА, регулирующего те же правоотношения (например, вместо КЗОТа Трудовой Кодекс РФ).

Круг лиц.
Субъекты правоотношений:
1. Коллективные: юр. лица, гос-во, субъекты РФ и органы местного самоуправления.
2. Индивидуальные: физ. лицо, ИП.
Физ. лица:
1. Гражданин.
2. Иностранные граждане.
3. Апатриды.
4. Бипатриды.

2. Правотворчество (вопрос 45, 46, 47, 48).
Правотворчество: понятие, принципы, виды, способы.
Правотворчество – процесс по принятию и изменению норм права уполномоченными органами.
Принципы правотворчества:
1. Гласность: доступность информации для населения о готовящемся правовом источнике.
2. Демократизм: обсуждение через заинтересованных лиц, т.е. объединения (СМИ, Интернет); должно быть выявлено мнение населения.
3. Научность: применение методов логики, т.е. анализ, синтез, сравнение, обобщение; прогнозы последствий.
4. Законность: соблюдение процедуры принятия закона (сроки, кворум голосования и т.д.).
5. Профессионализм: формулировка (текст) должна быть профессиональной; соответствие правилам юр. техники.
6. Оперативность: своевременное издание НПА.
Способы правотворчества зависят от источника (по их названию) права:
1. Закон.
2. Подзаконный НПА.
3. Судебный прецедент и т.д.
Виды правотворчества:
1. Правотворчество народа (например, референдум).
2. Правотворчество гос. органов (Федеральное собрание, областное собрание).
3. Правотворчество должностного лица (например, Президента).
4. Правотворчество органов местного самоуправления (например, глава района).
5. Локальное правотворчество (например, правило внутреннего трудового распорядка).

Законотворчество в РФ: этапы и стадии.
Закон – НПА высшей юр. силы, принятый законодательной властью.
Законотворчество – процесс по созданию/изменению закона.
Этапы законотворчества:
1. Предпроектный: сбор информации о необходимости принятия/изменения закона (поступление информации о необходимости принятия закона, создание рабочей группы, системный анализ действующих законов, сравнительный анализ иностранных законов, независимая экспертиза специалистов).
2. Проектный:
а) законодательная инициатива (ст. 104 Конституции РФ – компетентные органы (см. стр. 11 лекций);
б) обсуждение (чтения): 3 чтения (за исключением бюджета – 4 чтения) – наименование (название) закона – структура закона (главы и разделы) – нормативное содержание (самое долгое чтение);
в) принятие (голосование);
Голосование бывает простым (50 % + 1) и квалифицированным (2/3 или ¾).
г) опубликование.

Вопрос 47. Понятие, цели и виды систематизации НПА.
Систематизация НПА – сведение НПА к единству (сборник).
Цель систематизации: удобство поиска.
Задачи систематизации:
1. Выявление пробелов и коллизий.
2. Сведение к единству.
3. Удобство поиска.

Виды систематизации Сведение к единству Внешняя обработка Внутренняя обработка Самостоятельность как НПА (можно ли ссылаться)
Инкорпорация (официальная): собрание законодательства РФ Да Другая форма (да) Нет Нет
Кодификация (любой кодекс) Да Да Дублирование изъято (да) Да
Консолидация: природоохранное законодательство Да Да Нет Да

 

Вопрос 48. Юридическая техника: понятие, средства, приёмы, правила.
Техника – совокупность средств (орудие), способов (способ), правил.

Средство юр. техники: текст.
Способы (приёмы) юр. техники: термины, реквизиты (данные о субъекте), конструкции (например, решение суда всегда состоит из 4-х частей; исковое заявление; ОМП).
Структура закона – это не что иное, как юр. конструкция (название, реквизит, структура – разделы, главы, нормативное содержание – статьи, оперативная норма – норма вступления закона в юр. силу, но её может и не быть, подписание).
Правила юр. техники: точность (полный объём регулируемых отношений), доступность (использование обычной, понимаемой терминологии без научных положений), полнота (отсутствие нерегулируемого), лаконичность (ничего лишнего, дублирование запрещено), последовательность (либо от общего к частному, либо от частного к общему).

Юр. техника делится:
1. Законодательная техника.
2. Правоприменительные акты.

Нормы права (вопрос 49, 50, 51).
Вопрос 49. Понятие, признаки и виды норм права.
Норма права – правило поведения со следующими признаками:
1. Общеобязательность: распространяется на всех и каждого без исключений.
2. Формальная определённость: форма – на что ссылаться, где-то закреплена.
3. Форма определения и закрепления прав и обязанностей: субъективное право (мера возможного поведения) и субъективная юридическая обязанность (мера должного поведения).
4. Гарантированность гос-вом: гос. принуждение в случае неисполнения.
5. Системность: нормы права представлены в виде системы по отраслям, по институтам.

Классификация норм права:
1. По предмету правового регулирования (предмет – отрасль отношений: уголовная, семейная и др.).
2. По методу правового регулирования:
а) императивный (властные нормы: УК РФ);
б) диспозитивный (наличие вариантов: ГК РФ, СК РФ и др.).
3. По соц. назначению. СМОТРЕТЬ СТ. 13 – 14 ЛЕКЦИЙ ПО ТЕОРИИ ПРАВА!!!

Вопрос 50. Структура нормы права и разновидности её элементов.
Логическая структура нормы права:
1. Гипотеза – условие/обстоятельство, наличие которого может привести норму в действие (если).
2. Диспозиция – само правило поведения, состоящее из субъективного юр. права и субъективной юр. обязанности (правило, то).
3. Санкция – последствия поощрительного (предоставление каких-либо доп. прав) или карательного характера (иначе).
Ст. 65 СК РФ: Родители, осуществляющие родительские права в ущерб интересам ребёнка, привлекаются к юридической ответственности в установленном законом порядке.

Гипотезы, диспозиции и санкции:
1. Норма абсолютно определена: запреты (в уголовном и административном праве) – заседания Гос. Думы и Совета Федерации проходят раздельно (только так и никак иначе).
2. Норма определена относительно: существуют договоры, требуется толкование понимание, свобода действия субъекта права – ст. 65 СК РФ (не указаны права родителей, нанесённый ущерб и ответственность).

Простая гипотеза: одно условие.
Простая диспозиция: одно право – одна обязанность.
Простая санкция: одно последствие.
Сложная гипотеза: несколько условий и т.д.
СМОТРЕТЬ СТР. 14 – 15 ЛЕКЦИЙ ПО ТЕОРИИ ПРАВА!!!

Внешнее выражение нормы права:
1. Источник:
а) санкционированный обычай;
б) судебный прецедент;
в) судебная практика;
г) нормативный договор (ссылка на соглашение);
д) НПА: первичный элемент – статья; норма права в этой статье может быть прописана в 3-х видах (СМОТРЕТЬ СТР. 15 ЛЕКЦИЙ!!!).

4. Система права и система законодательства (вопрос 52, 53).
Система права – совокупность взаимосвязанных правовых элементов (комплекс правовых элементов):
1. Публичное право: регулирует защиту общества.
Частное право: регулирует защиту лица.
2. Материальное право: регулирует конкретные правоотношения (уголовные, гражданские, семейные и т.д.)
Процессуальное право: порядок рассмотрения противоречий в этих отношениях (уголовно-процессуальное и т.д.).
3. Объективное право: распространяется на всех и каждого.
Субъективное право: право каждого конкретного лица.
4. Отрасли права
Институты основные элементы
Нормы
5. Подотрасли
Субинституты (субсидиарный институт) дополнительные элементы

Отрасль права – сфера правоотношений.
Подотрасли могут возникнуть только в той отрасли, которая очень большая по объёму, и внутри неё могут возникнуть спец. отношения, которые объединяют несколько институтов (например, подотрасль избирательного права, миграционного права).
Институт права – совокупность норм, регулирующих отношения одного рода (например, институт алиментных отношений, институт уголовного наказания, институт гос. прощения):
1. Отраслевые: для отдельно взятой отрасли (например, институт договорной инициативы в гражданском праве).
2. Межотраслевой: например, институт права собственности.
Простой институт состоит только из норм одного рода.

Вопрос 53. Соотношение, взаимосвязь и отличия системы права и системы законодательства в РФ и тенденции их развития.
Система права = система законодательства.
Система права:
1. Это содержание права, которое прописывается в нормах.
2. Нормы права (первичный элемент).
Система законодательства:
1. Это форма.
2. А форма – это источник.
3. Источник законодательства всегда НПА, прошедший регистрацию Минюста.
4. Первичный элемент – статья (или пункт).

Кроме НПА также есть судебный прецедент, санкционированный обычай, нормативный договор и др.

Система права по своему объёму гораздо больше.

Система права и система законодательства соотносятся как содержание и форма, и имеют между собой принципиальное отличие (первичный элемент не совпадает и т.д.).

Тенденции развития:
1. Общая: обеспечение (гарантия) прав и свобод.
2. Специальные:
а) система законодательства развивается в количественном и качественном направлении таким способом, что появляются новые НПА или изменяются старые НПА;
б) в системе права появляются или изменяются нормы, сложные институты делят на субинституты, внутри отраслей появляются новые направления под названием подотрасли.

 

Правореализация

1. Правоотношения.
2. Реализация права.
3. Толкование права.

1. Правоотношения (вопрос 54, 55, 56).
Правоотношение – общественное отношение, урегулированное правом.
Признаки правоотношений:
1. Регулируемость нормами права.
2. Гарантированность гос-вом: обеспечение силой, возможность гос. принуждения в случае нарушения норм права.
3. Индивидуальная конкретная связь: в правоотношения вступают конкретные субъекты и сами отношения всегда конкретные.
4. Интеллектуально-волевой характер: участник правоотношений должен быть дееспособным лицом.
5. Субъективное юр. право (мера возможного поведения) и субъективная юр. обязанность (мера должного поведения).

Виды правоотношений:
1. По отраслям: уголовное право – уголовные отношения и т.д.
2. По характеру:
а) регулятивные: варианты поведения, предоставленные человеку;
б) охранительные: защита прав в случае их нарушения.
3. По распределению прав и обязанностей. СМОТРЕТЬ СТР. 19 ЛЕКЦИЙ!!!

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.