Сделай Сам Свою Работу на 5

Характеристика рынка соков РФ





САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ВЫСШАЯ ШКОЛА МЕНЕДЖМЕНТА

 

 

Эссе по курсу Микроэкономика по теме

«Анализ рынка соков и нектаров»

 

Итоговая работа студентки 1 курса

бакалаврской программы направления «Менеджмент»

 

Адамчук Русланы Руслановны

Подпись

студента 1 курса

бакалаврской программы направления «Менеджмент»

 

Елизарова Никиты Николаевича

Подпись

студента 1 курса

бакалаврской программы направления «Менеджмент»

 

Зинченко Андрея Алексеевича

Подпись

 

Научный руководитель:

Иванов Андрей Евгеньевич

к.ф.-м.н., доцент

 

Санкт-Петербург

 

Заявление о самостоятельном характере эссе

Мы, Адамчук Руслана Руслановна, студентка 1 курса Высшей школы менеджмента СПБГУ (бакалаврской программы направления «Менеджмент»), Елизаров Никита Николаевич, студент 1 курса Высшей школы менеджмента СПБГУ (бакалаврской программы направления «Менеджмент») и Зинченко Андрей Алексеевич, студент 1 курса Высшей школы менеджмента СПБГУ (бакалаврской программы направления «Менеджмент») подтверждаем, что в нашем совместном эссе на тему «Анализ рынка нектаров», представленном для публичной защиты в мае 2012 года, не содержится элементов плагиата.



Все прямые заимствования из печатных и электронных источников, а также из защищенных ранее курсовых и выпускных квалификационных работ, кандидатских и докторских диссертаций имеют соответствующие ссылки.

 

______________________________ (Подпись студента с расшифровкой)

______________________________ (Дата)

 

______________________________ (Подпись студента с расшифровкой)

______________________________ (Дата)

 

______________________________ (Подпись студента с расшифровкой)

______________________________ (Дата)


Оглавление

Введение. 4

1. Общие сведения о рынке соков и нектаров РФ.. 5

2. Основные игроки рынка. 5

3. Характеристика рынка соков РФ.. 8

4. Государственное регулирование. 12

Заключение. 15

 


Введение

Целью данной работы является исследование рынка безалкогольных напитков, а именно рынка нектаров. Работа состоит из нескольких пунктов:

· Общие сведения о рынке нектаров, его динамика;

· Основные игроки и их доли на рынке (для вычисления концентрации компаний в отрасли мы использовали индекс Херфиндаля-Хиршмана);



· Основные характеристики рынка (экономия на масштабе, горизонтальная и вертикальная интеграции, дифференциация продукта, отраслевые барьеры на вход/выход);

· Каналы влияния государственного регулирования в отрасли.

 

Для определения вышеперечисленных данных, мы использовали различные ресурсы, на которых представлены особенности и статистические данные о рынке. Таким образом, с помощью всех вычислений, мы определили структуру рассматриваемого нами рынка.


Общие сведения о рынке соков и нектаров РФ

Согласно статистическим данным, рынок соков является наиболее динамичным рынком среди потребительских рынков России, но темпы его роста в последние годы сокращаются. По итогам 2011 года объем рынка снизился на 6,3% и составил 1 784 млн. усл. банок. Несмотря на снижающуюся динамику роста продаж, в последние годы в продажах всех категорий соковой продукции наблюдалась позитивная динамика. Несколько лет назад большую долю рынка соковой продукции занимали нектары, заметно опережая сегмент натуральных соков. Так, в 2005 году 54% общих продаж на рынке соков приходилось на сегмент нектаров. К концу 2007 года объемы потребления натуральных соков и нектаров практически сравнялись, - 1 и 1,18 млн. литров в год соответственно. Быстрые темпы роста продаж натуральных соков объясняются пропагандой здорового образа жизни и высокой полезностью натуральных соков, принимающихся модной современной тенденцией в крупных городах страны, где уровень доходов потребителей позволяет им приобретать дорогие соки. Объем экспорта соков с 2008 года сокращается на 19% в год. Импорт соков продемонстрировал отрицательную динамику в 2008 и 2009 гг. Тогда спад составил порядка 23% и 19% соответственно. В 2010 году объем импорта соков вырос на 21,2%. В структуре рынка соков наибольшую долю составляет отечественная продукция – 82%. На долю импортных соков приходится порядка 18%.



Основные игроки рынка

Рынок соков отличается высокой конкуренцией компаний, в последние годы основными игроками рынка являются отечественные производители, такие как ОАО ЭКЗ “Лебедянский”, ОАО “Вимм-Билль-Данн”, ЗАО “Мултон” и ОАО “Нидан Соки”.

 

  Процент от общего объема продаж
Производитель
ОАО Лебедянский 29,1 29,9 29,4 28,7 28,7
ОАО Вимм-Билль-Данн Продукты питания 12,1 14,2 19,2 20,8 20,9
ЗАО Мултон 19,7 20,7 18,7 18,1
ОАО Нидан соки 14,7 11,2 11,1 11,1
ОАО НПГ Сады Придонья 0,9 3,5 4,1 4,8 4,9
ООО Санфрут-Трейд - 1,1 1,9 2,1 2,5
ООО Пармалат МК 1,1 1,2 0,7 0,4 0,3
ООО PepsiCo Holdings - - 0,1 0,1
ООО Экес-Гранини 1,3 1,4 - - -
ЗАО Бородино 0,1 0,1 - - -
Пармалат SpA - - - - -
ОАО Останкинский - - - - -
ЗАО Coca-Cola Refreshments - - - - -
ООО Троя-Ультра - - - - -
ООО Марли - - - - -
Другие 12,5 13,3 13,6
Всего 100 100 100 100 100

 


На основе данных из таблицы рассчитаем коэффициент концентрации для четырех крупнейших фирм рынка по формуле CRn = Σ Si, i =1, 2...n, где Si –доля фирмы на рынке; n – число компаний, чьи индексы рассчитываются. Из этого следует:

ü В 2007 году CR2 =0,412, CR3 = 0,609, CR4 = 0,756

ü В 2008 году CR2 = 0,441, CR3 = 0,648, CR4 = 0,788

ü В 2009 году CR2 = 0,486, CR3 = 0,696, CR4 = 0,808

ü В 2010 году CR2 = 0,495, CR3 = 0,682, CR4 = 0,793

ü В 2011 году CR2 = 0,496, CR3 = 0,677, CR4 = 0,788

Следовательно, рынок нектаров является высококонцентрированным рынком, и, не смотря на относительно небольшие колебания показателя CR4 в течение последних 5 лет, основная часть рынка находится под контролем четырех лидирующих компаний.

Индекс Херфиндаля-Хиршманапомогает найти показатель – число, свидетельствующее об уровне концентрации производителей в отрасли. Находится путем сложения квадратов долей компаний, работающих в данной отрасли.

  S^2
Производитель
ОАО Лебедянский 846,81 894,01 864,36 823,69 823,69
ОАО Вимм-Билль-Данн Продукты питания 146,41 201,64 368,64 432,64 436,81
ЗАО Мултон 388,09 428,49 349,69 327,61
ОАО Нидан соки 216,09 125,44 123,21 123,21
ОАО НПГ Сады Придонья 0,81 12,25 16,81 23,04 24,01
ООО Санфрут-Трейд - 1,21 3,61 4,41 6,25
ООО Пармалат МК 1,21 1,44 0,49 0,16 0,09
ООО PepsiCo Holdings - - 0,01 0,01
ООО Экес-Гранини 1,69 1,96 - - -
ЗАО Бородино 0,01 0,01 - - -
Пармалат SpA - - - - -
ОАО Останкинский - - - - -
ЗАО Coca-Cola Refreshments - - - - -
ООО Троя-Ультра - - - - -
ООО Марли - - - - -
Другие 156,25 176,89 184,96
HHI 2042 1933 1977 1934 1927

 

Проанализировав индекс, мы сделали вывод о том, что отрасль производства нектаров является отраслью с низкой остротой конкуренции, а также с высокой концентрацией производства, т.к. HHI>1800. Можно сказать, что такой высокий индекс свидетельствует о наличии своеобразного дополнительного входного барьера, заключающегося в невозможности захвата относительно значительных долей рынка.

Характеристика рынка соков РФ

Ключевым фактором, определяющим размер компаний, существующих в данной отрасли, является рыночный объем реализации продукции, помимо этого, также немаловажную роль играют численность занятых в производстве и стоимость активов фирмы относительно ее конкурентов. Исходя из этого, в предыдущем пункте мы вычислили лидирующие фирмы на рынке.

Стоит отметить, что экономия на масштабе является одним из важнейших организационных факторов роста фирмы в связи с необходимостью обеспечения такого большого рынка большим количеством продукции.

В данном сегменте отрасли наиболее широкое развитие получила горизонтальная интеграция, что объясняется частотой слияний и поглощений на рынке. Очень крупные и значительные слияния произошли в последнюю пару лет: Вимм-Билль-Данн стал дочерним предприятием холдинга PepsiCo, а компания Нидан теперь принадлежит корпорации Coca-Cola.

Рассматривая ведущие компании рынка соков, такие как ЗАО «Мултон» и ОАО «Лебедянский», можно сделать вывод о том, что эти компании, производя всевозможные виды безалкогольных напитков, осуществляют масштабную горизонтальную интеграцию на рынке. Такая политика имеет свои преимущества:

· Экономия на масштабе;

· Снижение конкуренции;

· Появляется больше рычагов давления на влиятельных поставщиков и клиентов;

· Защита от товаров-заменителей.

В то же время вертикальная интеграция в данной отрасли не является выгодной стратегией, поскольку возникает сложность балансирования между старыми и новыми операциями, снижение производственной гибкости компании и увеличение рисков, а также необходимость ориентации только на собственные силы.

Что касается дифференциации,продукт различается по следующим категориям:

· Стоимость продукта:

По стоимости продукта отечественный соковый рынок делится на пять сегментов: «премиум» — более 45 рублей за литр, высокоценовой — 38—44 рублей, среднеценовой — 30—37 рубля, низкоценовой —21—29 рубля, и дешевый — менее 20 рублей за 1 литр.

· Предпочтения вкусов потребителей:[1]

Рис.3 Предпочтения потребителей по вкусам сосков и нектаров

· Вид напитка: морсы, нектары, сокосодержащие напитки и т.д.

 

· Марки соков

Рис.4 Предпочтения потребителей по маркам соков и нектаров[2]

Барьеры входа на рынок и выхода с рынка являются важнейшими характеристиками структуры рынка. Именно наличие барьеров входа в сочетании с высоким уровнем концентрации производителей на рынке дает возможность фирмам поднимать цены таким образом, чтобы на графике «цена»-«предложение» цены были бы выше предельных издержек и получать положительную экономическую прибыль не только в краткосрочном, но и в долгосрочном периодах, что и обусловливает рыночную власть этих фирм. Там же, где барьеры для входа не существуют или слабы, фирмы даже при высокой рыночной концентрации вынуждены учитывать конкуренцию со стороны фактических или потенциальных соперников.

К стратегическим барьерам на рынке соков можно отнести появление время от времени новинок, привлекающих покупателей. Однако обладателями данных услуг чаще всего становятся компании – лидеры, которые способны понести крупные затраты по внедрению новых идей и введение их в производство. Компании периодически выпускают новинки в различных категориях, чтобы постоянно доминировать на рынке, привлекать покупателей чем-то новым и уделяют много внимания и вкладывают большие средства в технологические разработки, чего бы не позволили себе «новички».

К группе структурно-технологических барьеров относится продуктовая дифференциация, так как уровень продуктовой дифференциации задается не только особенностями предпочтений потребителей, но и возможностями производственной технологии разнообразить выпускаемые блага. Нужно отметить, что на рынке соков продуктовая дифференциация зачастую используется компаниями как стратегический инструмент межфирменной конкуренции на рынке и потому рассматривается как стратегический барьер входа и выступает в качестве структурно-технологический и стратегический барьера.

В качестве стратегического барьера можно отметить укоренившиеся, наиболее популярные торговые марки, например такие как «Добрый», «J7», «Фруктовый сад», «Тонус», «Любимый сад», «Я», «Rich». Существующая дифференциация продукта создает притягательность конкретной марки продукта для отдельной категории потребителей (так называемая «приверженность марке» - brand loyalty). Поэтому «новичкам» очень сложно будет обеспечить свою продукцию большим спросом долгий период и завоевать интерес у потребителей.

Хочется отметить интересную особенность, что с момента появления крупных торговых сетей (Лента, Окей, Ашан и др.) производители нектаров и соков помимо производства конечных продуктов потребления выступили в качестве поставщиков для этих магазинов. На сегодняшний день, крупнейшие компании производят соки и нектары под марками сетевых магазинов, например, «Фруктовый парад» для магазинов «Дикси», «Наш» для «Седьмого континента» и другие.

Немаловажным пунктом также являетсядиверсификация производства:производители соков переориентировали производственные мощности с натуральных соков на выпуск сокосодержащих и безалкогольных напитков. В натуральном объеме продаж продукции отрасли, ведущие позиции начали занимать фруктово-ягодные нектары. Другим направлением, привлекающим внимание производителей соков, является производство минеральной и питьевой воды. Лидеры сокового рынка интересуются минеральной водой не только как товаром-конкурентом, но также рассматривают возможность закрепиться в этой растущей категории. Поскольку у воды и соков различные фазы сезонных колебаний спроса, выход соковой компании на рынок воды позволяет несколько выровнять продажи, более эффективно используя систему сбыта летом.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.