Сделай Сам Свою Работу на 5

СУЩНОСТЬ И ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТОВАРНОГО ПРОИЗВОДСТВА





ТОВАРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО, ТОВАР И ДЕНЬГИ

Товарное производство – это форма общественного производства, при которой продукты изготавливаются для обмена. Простое товарное производство, возникает с появлением общественного труда. Цель товарного производства – получение прибыли. При товарном производстве действуют товарно-денежные отношения, это отношения между людьми в процессе производства и обмена товаров.

Товар – это конечный продукт деятельности предприятия, который подлежит продаже с целью получения прибыли. Деньги – это мера стоимости определенного товара или услуги.

Необходимость денег вызвана товарным производством. Товарное производство предполагает рассмотрение общих причин, объясняющих необходимость денег во всех экономических формациях.

Общая причина возникновения денег – общественное разделение труда. Товарное производство возможно без денег, но деньги не могут существовать без товарного производства.

Частные причины объясняют необходимость денег в конкретной общественно-экономической формации.

Частные причины:

1) непосредственный труд каждого производителя является частным трудом. Общественное признание труда возможно только через обмен, таким образом: общественный характер труда скрыт, т.е. деньги необходимы для соизмерения затрат на создание продукта;



2) неоднородностьтруда,обусловливающая распределение материальных благ в зависимости от затрат человека;

3) уровень развития производительных сил предопределяет распределение материальных благ по затратам энергии;

4) наличие разных форм собственности на средства производства и продукты труда;

5) стремление людей потреблять максимальное количество благ;

6) наличие международного разделения труда, международных экономических связей, требующих эквивалентного обмена продуктами труда между странами. Сущность денег раскрывается через формы ее проявления:

1) деньги как всеобщий эквивалент товаров.

Деньги – товар особого рода, который имеет внутреннюю стоимость, и через этот товар измеряется стоимость;

2) потребительная стоимость – форма проявления стоимости, заключенной в товаре, находящемся в относительной форме стоимости;



3) деньги как форма всеобщей обмениваемости.

Одной из черт, характеризующих сущность денег, является их всеобщая непосредственная обменивае-мость на все другие товары. (Товар – это продукт на продажу, имеет потребительную стоимость, проявляющуюся в денежной форме – стоимости). Это свойство проявляется во всех формациях, но характеризуется в зависимости от сфер применения денег. В условиях рыночного хозяйства данная черта достигает своего апогея. Рабочая сила превращается в товар. Предметом купли-продажи становятся на только продукты труда, но и природные богатства, моральные качества человека. В социалистическом обществе сфера применения денег сужается;

4) кредитный характер денег. В современных условиях деньги имеют кредитный характер, что проявляется в том, что деньги выпускаются, во-первых, в процессе кредитных операций, во-вторых, представляют собой кредитные операции государства. Деньги выпускают в оборот на нужды кредитования народного хозяйства, а не на цели покрытия бюджетного дефицита.

СУЩНОСТЬ И ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТОВАРНОГО ПРОИЗВОДСТВА

Сущность товарного производства. Товарное производство – это форма общественного производства, при которой продукты изготавливаются для обмена. Цель товарного производства – получение денежной прибыли. При товарном производстве возникают товарно-денежные отношения. Это отношения между людьми в процессе производства и обмена товаров.

Одни вещи и блага люди и предприятия производят для собственных нужд, другие предназначаются для обмена, продажи. Такое различие имеет важное значение. Те блага, которые производятся для того, чтобы их продать (обменять), можно назвать товаром. Деньги же – это какие-то ценности, которые признаются в обществе и на которые можно приобрести любой товар



Причины возникновения товарного производства. В эпоху первобытности товар обменивался на товар. Иногда так поступают и сегодня. Это называется бартер. Но такой обмен удобен только в отдельных случаях. Ведь часто нужная тебе вещь есть у того, кому твоя ни к чему. Иногда продавцу вообще не требуется никакой товар, так как он просто хочет сберечь деньги. И уже с древности стали выделяться наиболее ходовые блага, которые играли бы роль стоимости, позволяя измерять ценность остальных. В такой роли выступали шкуры, зерно, куски металла, скот. Так, деньгами стали драгоценные металлы и медь, из которых позже начали чеканить монеты. По мере того как росли объемы торговли и дальность расстояний, возникло немало сложностей с перевозкой и охраной денег. Так постепенно родились банки, бравшие на сохранение деньги, и кредит, когда владелец давал их взаймы за определенное вознаграждение. Но требовалась мера в их производстве, чтобы они не обесценились и не привели к росту цен. Денежное обращение все усложнялось: вместо наличных денег часто выписывают чеки, которые можно предъявить в банк.

Итак, товарное хозяйство немыслимо без денег в самом разном виде, возможности взять в кредит, чтобы получить от этого выгоду, и т.п. Что же оно представляет собой? Коротко говоря,товарное производство предполагает, что большинство различных благ производится для продажи (обмена, на заказ). А все недостающее такой производитель приобретает сам на рынке, в магазине и т.п. Такая экономика существенно отличается от натурального хозяйства, при котором большинство необходимого производится внутри какой-то хозяйственной единицы.

Почему товарное хозяйство вытеснило натуральное? Во-первых, число товаров так возросло, что никому не под силу их создавать самому. Во-вторых, стало ясно, что тот, кто специализируется на производстве небольшого числа вещей, делает их быстрее, качественнее, дешевле. В-третьих, люди поняли, что и внутри предприятия следует разделить труд, а затем стали появляться и машины, предназначенные для отдельных операций. В-четвертых, выгоднее отделить производство от продажи, перевозки, рекламы. Поэтому в обществе постоянно растут потребности и происходит разделение труда.

Конечно, и товарное производство имеет свои недостатки. Многие нужные вещи обществу не находят покупателя. Приходится бороться с торговлей запрещенными товарами и услугами, например наркотиками, и т.д.3. СТОИМОСТЬ, ПОТРЕБИТЕЛЬНАЯ СТОИМОСТЬ, ЗАКОН СТОИМОСТИ

Товар – это продукт труда, предназначенный для обмена. Но, для того чтобы стать товаром, продукт должен обладать двумя свойствами: стоимостью и потребительной стоимостью. Способность удовлетворять общественную потребность, быть полезной людям – это потребительная стоимость. Человек трудится ради удовлетворения потребностей, поэтому потребительная стоимость – вечная категория, но она тоже развивается и изменяется. Как потребительные стоимости все товары различны, и, чтобы обменять одну вещь на другую, нужно, чтобы они обладали общей чертой – имели стоимость.

Каждый товар носит двойственный характер. С одной стороны, он выступает как потребительная стоимость, с другой – он есть результат человеческого труда,т.е. обладает стоимостью.Единство потребительной стоимости и стоимости противоречиво – это внутреннее противоречие товара, заключающееся в том, что как потребительные стоимости все товары разнородны и несоизмеримы, как стоимости они однородны и соизмеримы. Один и тот же товар не может использоваться одним человеком как стоимость и потребительная стоимость. Для производителя товар, т.е. вещь, которую он произвел для продажи, прежде всего стоимость – средство обмена на другой товар, на другую потребительную стоимость. Покупатель же приобретает вещь не потому, что она имеет стоимость, а потому, что она обладает потребительной стоимостью,способна удовлетворять его потребности. Следовательно, хотя в товаре стоимость не может существовать без потребительной стоимости и наоборот, но, находясь у конкретного человека,товар как бы теряет одно из этих свойств, оно отрицается.

В этом заключается внутреннее противоречие товара как единство противоположностей.

Закон стоимости

Сущность закона стоимости заключается в том, что все товары производятся и обмениваются на основе общественного необходимого труда. Закон стоимости выполняет следующие функции.

1. Регулятор пропорций производства. Цены на рынке зависят от спроса и предложения. Если предложение не удовлетворяет спрос, а цены на данный товар растут, это означает, что его производители, продавая товар по повышенным ценам, получают большие доходы. В погоне за этими доходами другие производители направляют свои капиталы в данное производство, что ведет к изменению пропорций между отдельными отраслями и производствами. Когда рынок будет насыщен товарами и цены начнут падать, произойдет отток капиталов в другую отрасль, более доходную в данный период. Такой процесс идет постоянно.

2. Дифференциатор товаропроизводителей. Так как товары продаются по стоимости,то те производители, у кого индивидуальная стоимость выше общественной, не выдерживают конкуренции и разоряются. Те, кто производит товары с затратами ниже общественных, обогащаются.

3. Стимулятор развития производительных сил. Производитель, внедривший новшество, позволяющее повысить производительность труда, производит товары с индивидуальной стоимостью меньшей, чем общественная. А продает их по общественной стоимости. Следовательно, он получает дополнительную прибыль. Это происходит до тех пор, пока новшество не получит общественного распространения и не приведет к снижению общественно необходимых затрат труда.4. ДЕНЬГИ КАК РАЗВИТАЯ ФОРМА ТОВАРНО-ДЕНЕЖНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Обмен возник еще в первобытном обществе, но носил он тогда случайный характер, обменивались возникавшие иногда излишки продуктов. Поэтому тогда возникла первая – простая, или случайная, форма стоимости, когда Xа = Yb, т.е. X товара а равно Y товара в .

Товар а выражает свою стоимость в товаре в . Товар в служит материалом для выражения стоимости товара а . Товар а находится в относительной форме стоимости. Товар в, через который выражается стоимость товара а, – в эквивалентной. Относительная форма стоимости имеет качественную и количественную определенность. Приравнивание товаров а и в друг к другу говорит о том, что у них есть нечто общее и равное. Качественно общее в них то, что они являются результатами труда и обладают стоимостью. Но они равны и количественно, так как на их производство затрачено равновеликое количество труда.

Определенные особенности заложены в товаре эквиваленте:

1) потребительная стоимость товара эквивалента служит формой проявления стоимости товара в относительной форме;

2 ) конкретный труд в товареэквиваленте становится формой проявления абстрактного труда;

3 ) частный труд в товареэквиваленте становится воплощением общественного труда.

Уже в простой форме стоимости проявляется внутреннее противоречие товара. Товар а выступает как потребительная стоимость, товар в – как стоимость.

С развитием разделения труда развивается и обмен, а также увеличивается предложение товаров на рынках.

Дальнейшее развитие связей между отдельными регионами приводит к выделению единого эквивалента и всеобщая форма стоимости превращается в денежную. Последняя отличается от всеобщей не по вещественным свойствам товараэквивалента, а по его общественной роли. Всеобщим эквивалентом (деньгами) становится золото в силу своих естественных свойств: делимости, однородности частей, сохраняемости, портативности. Таким образом, деньги возникли стихийно, в результате развития товарного производства и форм стоимости. Они произошли из товара и сами являются товаром, но товаром особого рода, который противостоит всем другим в качестве всеобщего эквивалента.

Являясь товаром, деньги сохраняют все его свойства: имеют стоимость и потребительную стоимость. Стоимость товара определяется количеством общественного труда, необходимого для добычи одной денежной единицы. Потребительная стоимость денег заключается в способности выполнять функции всеобщего эквивалента.

С развитием кредитных отношений связано появление кредитных денег.

Вексель – письменное долговое обязательство, дающее его владельцу право (по истечении срока) требовать с должника определенную сумму денег.

Вексель участвует в товарообороте и выполняет функцию платежа.

Чек – документ, содержащий распоряжение владельца счета в банке о выплате указанной в чеке сумме определенному лицу.

Банкнота – это вексель, выданный на банкира.

Бумажные деньги, которые находятся в обращении, могут подвергаться инфляции.

Инфляция – это обесценивание бумажных денег и сокращение их покупательской способности. Она возникает, если количество денег в обращении превышает сумму цен на производимые товары.

 

СПРОС. ЗАКОН СПРОСА

Спрос – это форма выражения потребности. Это платежеспособная потребность, т.е. сумма денег, которую покупатели могут и намерены заплатить за нужный товар.

Различают индивидуальный и совокупный спрос.

Индивидуальный спрос представляет потребности покупателя, выраженные в денежной форме. Совокупный спрос – это платежеспособная потребность общества в целом, т.е. государства, предприятий и населения.

Рыночный спрос определяется путем суммирования величин спроса, предъявляемого каждым потребителем при разных ценах. Он обозначается буквой D.

Таким образом, спрос – это желание и способность покупателей приобретать товары и услуги по определенным ценам, что можно записать в виде формулы:

D = P ? Q,

где Р – цена;

Q – количество товаров и услуг.

На графике размещено семь вариантов спроса на товар в зависимости от его цены. В результате получим семь точек, каждая из которых выражает количество товара, которое потребитель решает купить по соответствующей цене. Соединив эти точки, мы получаем график спроса или кривую спроса (DD). Кривая имеет отрицательный наклон вниз вправо, что говорят об обратно пропорциональной связи между двумя переменными – ценой и величиной спроса. Таким образом, кривая спроса показывает, что при прочих равных условиях, т.е. при неизменности других факторов, снижение цены ведет к возрастанию величины спроса, и наоборот. Повышение цены влечет уменьшение спроса. Эту связь называют законом спроса, который гласит, что при прочих равных условиях величина спроса находится в обратной зависимости от изменений цены единицы товара.

Обратная зависимость динамики спроса от уровня цен определяется тремя причинами:

1) снижение цен увеличивает число покупателей;

2) снижение цен расширяет покупательную способность потребителей;

3) насыщение рынка приводит к снижению полезности дополнительной единицы продукта (закон убывающей предельной полезности), поэтому покупатели готовы приобретать дополнительную единицу товара только по более низкой цене.

Итак, кривая спроса идет вниз, поскольку потребитель обычно предпочитает покупать больше, если ниже цена. Более низкая цена позволяет покупателям приобретать еще большее количество товара и дает возможность тем, кто раньше не мог себе позволить приобрести товар. Выяснив характер закономерности, необходимо понять факторы, влияющие на спрос.

Их условно принято делить на ценовые и неценовые.

Это цена на данный товар, которая, как было сказано, влияет на спрос обратно пропорционально. Таким образом, действие ценового фактора приводит к изменению величины спроса, что видно на кривой спроса.

Действие неценовых факторов приводит к изменению в спросе, но выражается смещением кривой спроса вправо (если растет спрос) и влево (если спрос падает).

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.