Сделай Сам Свою Работу на 5

Налаживание межличностных отношений





Другим фокусом работы было развитие межличностных (парных) отношений с каждым из родителей, а также с как можно большим количеством членов расширенной семьи. С этой целью писалось много писем. Боуэн пишет: « В такого рода усилиях человек встречается со всеми отвержениями, альянсами и сопротивлениями, которые имеются в системе. Дисциплинируя себя, несмотря ни на что, в продолжая эту работу, мы развиваем в себе гибкость и эмоциональное мужество, больше узнаем о людях. Семье это также идет на пользу». (Bowen, M., «Family Therapy in Clinical Practice». New York: Jason Aronson, 1978)

Детриангуляция из родительского треугольника.

Чтобы выбраться из эмоциональных пут треугольника необходимо развитие индивидуальных отношений с каждым из родителей. Это помогает сделать отношения более живыми, осознать старые паттерны, которые могли изгладиться из памяти и, главное, он способствует более активному реагированию семьи на попытки детриангуляции, то есть изменения привычных паттернов. Если отношения с родительской семьей дистантны, она может проигнорировать детриангулирующие шаги. Первые усилия заключались в том, что Боуэн начал писать родителям индивидуальные письма. Кроме этого, он пытался вести по телефону беседы отдельно с каждым из них. Этот метод не изменил базисного паттерна. Мать по-прежнему отвечала на письма за двоих, хотя ее письма стали немного более личными. По телефону отец тоже не склонен был вести длинные беседы. Как правило, за них двоих говорила мать. Для установления индивидуальных отношений существенно время, проведенное с каждым родителем наедине, но одни приватные разговоры с родителем мало что дают. Оптимальная ситуация для отношений – когда имеется нечто интересное обоим, притом не включающее остальных членов семьи. Беседы с матерью давались Боуэну легко, а для разговоров с отцом он заранее подготавливал длинные списки тем. Случались эпизоды, когда Мюррэй продвигался в межличностных отношениях больше, чем на протяжении всех остальных попыток, вместе взятых. Первая такая ситуация произошла, когда отец был в больнице после сердечного приступа средней тяжести. Этот случай дал возможность поговорить с ним об его страхе смерти, о жизненной философии, о жизненных целях и притязаниях, - о том, что бы иначе он, возможно, обсуждать не стал. Другой случай был связан с серьезной хирургической операцией матери. Тогда он обнаружил ценность прошлого как темы для персональной коммуникации. Люди в большинстве с удовольствием готовы обсуждать свой ранний жизненный опыт с заинтересованными слушателями. Вплоть до этого момента в работе с собственной семьей Боуэн полагал, что можно дифференцироваться из родительской семьи, дифференцировавшись только по отношению к родителям. Идея состояла в том, что при детриангуляции из родительского треугольника, все остальные треугольники, в которые включён как сам человек, так и его родители автоматически распадаются. Однако, в процессе работы ствло ясно, что требуются усилия другого рода.





Работа с расширенной семьёй.

Итак, вернёмся к ситуации реорганизации семейного бизнеса Боуэнов. В первичном треугольнике, состоящем теперь из отца, матери и второго брата, не было явных дисгармоний. Однако, мы помним, что это затишье было вызвано удалением из системы элемента, служившего фокусом симптома. Стоит тревоге возрасти, и новый симптом не замедлит появиться. Хотя в каждой ядерной семье имелись небольшие тревоги и озабоченности, в расширенной семье Боуэнов доминирующий стресс был связан с бизнесом. Прошло некоторое время, у второго брата на короткое время возник симптом, вызывающий слабые подозрения на злокачественную опухоль. Поскольку именно он воплощал «движущую силу» семьи, последовала неделя очень сильной тревоги, пока злокачественная опухоль не была исключена. Позже стресс в основном был связан со здоровьем родителей и распределением бизнеса в случае их смерти. Родители старели, так что любая серьезная по видимости болезнь каждого из них являлась сигналом тревоги, инициируя некоторую семейную реакцию. Основной семейный треугольник того времени: отец в одной вершине, мать, младшую сестру и ее мужа в другой, второго брата и его ядерную семью в третьей.



Далее происходит охлаждение между Мюррэем и его моим вторым братом. На тот период он был единственным значимым членом семьи, с которым Боуэну не удалось установить отношения. Всякий раз, когда он предполагал увидеться с ним наедине, встреча превращалась в социальное событие. Когда летом Мюррэй приезжал домой, он с женой уезжали в отпуск на все время моего визита. Складывалось так, что два чрезвычайно важных члена семейной системы никак не могли встретиться. При этом один из них был важной фигурой в силу своего положения в семье, а второй – как «старший брат».

 

 


Рис. 12

Таким образом, работа над треугольником, состоящим из Мюррея, его отца и матери, ни коим образом не продвигала решение проблемы в важном действующем треугольнике мать, второй брат и Мюррэй (Рис.12). Новая версия проблемы нашла выражение в новом треугольнике. Когда в бизнесе возникал конфликт между матерью и братом, мать так или иначе, не обязательно прямо, давала понять брату, что Мюррэй на ее стороне, а брат реагировал на это так, словно это была реальность.

Когда слова не помогают детриангулироваться из эмоциональной системы, нужны действия.

В это время умирает от сердечного приступа старший брат жены второго брата. Подобно второму брату Мюррэя, он был энергичным бизнесменом и «главой клана» своей семьи, проживавшей в другом штате. Смерть такого значимого члена семьи может «трясти» семейную систему в течение месяцев. Это феномен «шоковой волны», когда за смертью может следовать ряд проблем в семейной системе, напрямую никак не связанных с этой смертью и между собой.* Так и случилось: старшая из сестёр Боуэна отреагировала на это тревожной депрессией.** Затем возник конфликт на почве семейного бизнеса***, в результате которого второй брат настаивал на том, чтобы родители передали ему маленький пакет акций, который дал ему контроль над семейным бизнесом. Отец, объединившись с братом, был согласен, но мать была против. Примерно через три недели после возникновения конфликтной темы второй брат был обездвижен на несколько дней грыжей позвоночного диска.

Бывают ситуации, автоматически нарушающие равновесие в семье, однако, вывести семью из равновесия намеренно не так просто. Ситуация, сложившаяся на тот период времени в семье Боуэнов была из разряда именно таких. Зная особенность своей семьи – старательно избегать конфликтов, Мюррэй не мог не воспользоваться этой ситуацией. И он воспользовался. Он пишет ряд писем, задачей которых является активизация семейной эмоциональности. Создать «бурю в стакане воды» с помощью проблем прошлого - бурю, которая высветила бы паттерны взаимодействия членов семьи..

Первое письмо – своему второму брату, который в течение нескольких лет избегал контакта с Мюррэем, отказываясь обсуждать с ним что-либо. При этом он делал это весьма дипломатичными способами, заведомо исключающими явный конфликт. Непосредственной задачей было вывести брата из равновесия и создать ситуацию, в которой брат искал бы контакта. Письмо было подписано: «Твой назойливый брат.»

Второе письмо – адресовано первому брату заключало в себе просьбу приехать, чтобы прояснить «ужасную» ситуацию, сложившуюся в семье.

Третье письмо – он написал старшей из своих сестер, где обсуждал её «расстроенное состояние» и подписался «Твой обеспокоенный брат».

Затем было написано ещё несколько писем: младшей сестре по поводу своих беспокойств о семейной ситуации, подписанное «Твой встревоженный брат»; матери, в котором «якобы» раскрывается часть плана заставить Младшего Брата по-настоящему разозлиться на него, что отведет огонь от домашней семейной ситуации. Подписано было это письмо: «Твой сын-стратег».

Такие противоречивые послания имели целью предотвратить создание коалиций, и переход на его сторону кого-либо из семьи в сложном семейном противоборстве. «Буря с стакане воды» удалась на славу. В такой семейной системе послания перемещаются во всех направлениях словно телепатически. В «подготовительный этап» единственное письмо, которое не было показано другим, это письмо матери от «сына-стратега». Все члены семьи ожидали с нетерпением «интересного» визита.

Через две недели Мюррей с женой прилетели в Веверли. Уже в аэропорту младшая сестра начала обсуждать аспекты семейных событий, второй брат был «в бешенстве». Теперь уже не Мюррэй преследовал брата, а тот искал его. Задача, стоящая перед Боуэном, разбудившем эту «бурю» была - участвовать в этой эмоционально нагруженной ситуации, эмоционально не вовлекаясь, оставаясь детриангулированным, и избегать защит или нападений.

Дальше состоялись чрезвычайно эмоционально насыщенные семейные разговоры, позволившие, по выражению Боуэна, «больше говорить друг с другом и меньше – друг о друге» (Bowen, M., «Family Therapy in Clinical Practice». New York: Jason Aronson, 1978). Он пишет: «Этот воскресный полдень был одним из самых удовлетворяющих моментов моей жизни. Я был активным участником максимально интенсивного возможного выражения семейной эмоции и полностью остался вне «эго-массы» своей собственной семьи! В течение всего визита я не был «триангулирован» и не сливался с семейной эмоциональной системой. Что было удивительным, воодушевляющим и одновременно изнурительным, так это полный успех операции. Я провел дюжину лет, обдумывая структуру и функцию этой «недифференцированной семейной эго-массы», и я так привык за это время к тому, что каждое новое предприятие имело лишь частичный успех, что к полному успеху я был плохо подготовлен.Это было все равно что наконец-то овладеть секретом системы и с одной попытки достигнуть финиша. Поскольку я верю, что наша жизненная адаптация зависит от проработки нашего Я по отношению к родительской семье, для меня это было подобно достижению вершины после сотни неудачных попыток. Доказательство того, что эмоциональная система имеет познаваемые структуру и функцию и что возможно чисто теоретически «предсказать» действенные решения ее проблем, явилось для меня самым значимым долгосрочным достижением.» (Bowen, M., «Family Therapy in Clinical Practice». New York: Jason Aronson, 1978)

 

 

Мать Боуэна отозвалась об этом приезде, как о «самом лучшим из всех», сестра заявила, что способна полностью позаботиться о себе сама, что последние сорок лет она не знала, на каком она свете, но теперь у нее новый взгляд и новые жизненные силы. После того уикэнда «семейных переживаний» проблема между родителями и братом по поводу акций и контроля семейного бизнеса целиком рассосалась.

В течение трех лет с тех дней семья имела лучший уровень общей адаптации, чем когда-либо в течение многих лет. Были тревоги и малые кризисы, но все это имело меньшую интенсивность, чем прежде. У Мюррэя появилась новая роль в семье, которую можно назвать ролью «дифференцирующегося». Например, когда в семье случались периоды легкой эмоциональной напряженности, когда кто-нибудь приглашал Мюррэя приехать и добавлял при этом строгое предостережение: «Но позаботься о том, чтобы не сказать и не сделать ничего, что может расстроить семью.» Это послание является скрытым требованием еще одного чуда, но дифференциация может произойти лишь путём внутренних усилий а, не в результате внешнего стимула.

Два года спустя после того уикэнда произошло ещё одно интересное событие. В процессе моей работы над мультипоколенной семейной историей Боуэн обнаружил, что в соседнем графстве жила целая ветвь семьи отца, о которой он никогда не знал. Пригласив отца в поездку по землям своих дальних родственников, Мюррэй не раскаялся. Впоследствии он напишет про эту поездку: «Время, которое мы провели вместе в этих долгих путешествиях, было так восхитительно, что мы просто не успевали обсудить все темы, которые возникали автоматически. Теперь мы могли не избегая и не защищаясь обсуждать весь спектр важных вопросов, и у нас установились лучшие отношения, чем когда-либо. В результате этого опыта я понял, что просто понятия не имел раньше, что такое по-настоящему прочные индивидуальные отношения. На другой день после этих поездок мой второй брат спросил меня, не найдется ли у нас время выпить перед обедом. Мы с ним смогли вновь провести время за обсуждением важных для нас обоих вопросов. В процессе разговора он поблагодарил меня за то, что я сделал для нашего отца, и за все те усилия, которые понадобились для нахождения ветви его семьи. Он сказал: «Папа помолодел на десять лет с тех пор, как ты это начал».» (Bowen, M., «Family Therapy in Clinical Practice». New York: Jason Aronson, 1978)

В конце концов, у семьи есть свое восприятие «дифференцирующего шага», который был здесь описан. Вначале реакция семьи негативна, - изумление, гнев, позиция «ты сошел с ума»… Вскоре после решающего прорыва некоторые члены семьи испытывают благодарность к дифференцирующемуся.

Ещё несколько заключительных замечаний:

- Для того, чтобы усилие по дифференциации было успешным, оно должно совершаться только для себя самого.

- Если оно делается для собственного Я, то оно автоматически идет на пользу системе.

- Если же оно совершается для того, чтобы помочь другим или тогда, автоматически оно служит совместности, а вовсе не дифференциации.

- По отношению к родительской семье занять дифференцирующуюся позицию легче, чем по отношению к ядерной семье.

- Всякий успех, достигнутый в родительской семье, автоматически переносится в ядерную семью.

- Член семьи, достигнувший некоторого успеха в дифференциации, обладает некой притягательной силой для всей семьи. Остальные члены семьи как бы тянутся за ним

 


ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ И ОБСУЖДЕНИЯ

 

1. Может ли психология считаться естественной наукой?

2. Какие эксперименты подготовили почву для создания теории семейных систем М.Боуэна.

3. Какие концепции входят в теорию семейных систем М.Боуэна?

4. Какие существуют различия между теорией семейных систем М.Боуэна и Общей Теорией Систем Людвига фон Берталанффи?

5. Как М.Боуэн объясняет эмоциональные расстройства?

6. Опишите концепцию о дифференциации Я.

7. Опишитеконцепцию о триангуляции.

8. Опишите концепцию об эмоциональных процессах ядерной семьи. Какие бывают прцессы? И механизмы работы. Их функции

9. Опишитеконцепцию о проективных процессах в семье. В чём состоит механизм проекции и как он работает?

10. В чём состоит концепция о многопоколенной передаче?

11. В чём состоит концепция об эмоциональном разрыве Как влияет эмоциональный разрыв на жизнь последующих поколений?

12. В чём состоит концепция о позиции сиблингов?

13. В чём состоит концепция о социальной регрессии?

14. Перечислите осповные принципы работы предложенные М.Боуэном.

15. Какие существуют техники работы по дифференциации Я?

16. Какие существуют этапы работы по дифференциации Я?

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

 

1. Постройте генограмму, прослеживающую не менее трех поколений в вашей семье.

· Проследите повторяющиеся свойства, характеристики у членов вашей семьи (имена, физические особенности, заболевания, профессии, функциональный статус);

· Какие особенности семьи кажутся Вам наиболее характерными, наиболее выраженными;

· Как прошлое Вашей семьи присутствует в настоящем.

2. Определите, нарисуйте и опишите хотя бы три важных треугольника в Вашей семье. Выявите каждую позицию в Вашем первичном треугольнике.

· Как включенность в один из таких треугольников обусловила характеристики другого треугольника, который образовал этот человек уже в своей собственной семье;

· Опишите позиции в Вашем рабочем треугольнике;

· Сравните позиции в Вашем рабочем и первичном треугольнике;

· Что общего в Вашем собственном функционировании в этих двух системах треугольников.

3. Опишите, определите и нарисуйте повторяющиеся паттерны в Вашей собственной и родительской семьях. Что общего в этих семьях?

· Эмоциональное дистанцирование;

· Супружеский конфликт;

· Проекция на ребёнка;

· Дисфункция у одного из супругов.

4. Опишите, как в Вашей семье работает паттерн эмоционального разрыва.

5. Постарайтесь охарактеризовать свою семью с точки зрения: закрытости-открытости, уровня социального функционирования уровня дифференциации.

6. Что полученная Вами информация дает вам нового в понимании себя своей семьи и проблемами, с которыми пришлось столкнуться?

 

ТЕМЫ ДЛЯ РЕФЕРАТОВ

1. Исторические и научные предпосылки возникновения теории систем М.Боуэна.

2. Концепция о дифференциации Я

3. Концепция о триангуляции.

4. Концепция об эмоциональных процессах ядерной семьи.

5. Концепция о проективных процессах в семье.

6. Концепция о многопоколенной передаче.

7. Концепция об эмоциональном разрыве.

8. Концепция о позиции сиблингов.

9. Концепция о социальной регрессии.

10. Принципы, техники и этапы работы по дифференциации Я.

 

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Ackerman, N.W. (1982) The Strength Of Family Therapy: Selected Papers of Nathan W. Ackerman. New York: Brunner/Mazel.
  2. Anderson, C.M., Reiss, D.J., and Hogarty, G.E. (1986). Schizophrenia and the Family. New York: Guilford Press.
  3. Bateson. G., Jackson, D.D., Haley, J., and Weakland, J. (1956) Toward a theory of schizophrenia. Behavioral Science, 1, 251-264.
  4. Beck, A.T., Rush, A.J., Shaw, B.F., and Emery, G. (1979) Cognitive Therapy of Depression. New York: Guilford Press.
  5. Billings, A.G. and Moos, R. (1986). Psychosocial theory and research on depression: An integrative framework and review. In J.C. Coyne (Ed.), Essential Papers on Depression. New York: New York University Press, pp. 331-365.
  6. Birchler, G.R. (1986). Alleviating depression with «marital» intervention. Journal of Psychotherapy and the Family, 3, 101-116.
  7. Bowen, M. . «A Family Concept of schizophrenia», 1957
  8. Bowen, M. (1974). "Bowen on Triangles." Edited and transcribed by K. Terkel-sen. The Family, 2 (2): 45-48.
  9. Bowen, M. (1978). Family Therapy in Clinical Practice. New York: Jason Aronson.
  10. Bowen, M., Dysinger, R.H., Brodey, W.M., and Basmania, B. (1978). In M. Bowen, Family Therapy in Clinical Practice. New York: Jason Aronson, pp. 3-15
  11. Bowen, M. (1979). "Anxiety and Emotional Reactivity in Therapy." Videotape produced by the Georgetown Family Center, Washington, DC.
  12. Bowen, M. (I980a). "Defining a Self in One's Family of Origin—Part 1." Video­tape produced by the Georgetown Family Center, Washington, DC.
  13. Bowen, M. (1980b). "Defining a Self in One's Family of Origin—Part 2." Video­tape produced by the Georgetown Family Center, Washington, DC.
  14. Bowen, M. (1981). "A Day with Murray Bowen, MD." Lecture. Sponsored by the Family Living Consultants of the Pioneer Valley, Northampton, Massachu­setts, November 4,1981.
  15. Bowen, M. (1983). "Violence as a Human Problem." Videotape from conference titled "Violence as a Family and Societal Problem," Cosponsored by Fort Sam Houston and Brooke Army Medical Center, Houston, Texas.
  16. Bowen, M. (1984). "Two Days with Murray Bowen, MD." Workshop. Sponsored by The Western Psychiatric Institute and Clinic, University of Pittsburgh, Pittsburgh, PA.
  17. Bowen, M. (I987a). "Bowen Clinical Conference." Transcribed by L. S. Keeton. From videotape produced by the Georgetown University Family Center, Wash­ington, DC, November 16, 1984.
  18. Bowen, M. (1987b) "Triangles and Differentiation." Videotape produced by the Western Pennsylvania Family Center, Pittsburgh, PA.
  19. Bowen, M. (1988). "A Day with Murray Bowen, MD." Workshop. Sponsored by the Center for Family Consultation, Chicago, Illinois, May 7, 1988.
  20. Bowen, M. (1995). "A Psychological Formulation of Schizophrenia." Family Systems: A Journal of Natural Systems Thinking in Psychiatry and the Sciences, 2 (I): 17-47.
  21. Brown, G.W. (1986). A three-factor causal model of depression. In J.C. Coyne (Ed.) Essential Papers on Depression. New York: New York University Press, pp.390-402.
  22. Coyne, J.C. (1976). Toward an interactional description of depression. Psychiatry, 39, 28-40.
  23. Coyne, J.C., Kessler, R,C., Mal, M., Turnbull, J., Wortman, C.B., and Greden, J.F. (1987). Living with a depressed person. Journal of Consulting and Clinical Psychology, 55, 347-352.
  24. Cusack, B., Nelson, A., and Richelson, E. (1994). Binding of antidepressants to human brain receptors: Focus on newer generation compounds. Psychopharmacology, 114, 599-565.
  25. Faloon, I.R.J., Boyd, J.L., and McGill, C.W. (1984). Family Care of Schizophrenia. New York: Guilford Press.
  26. Framo, J.L. (1982). Explorations in Marital and Family Therapy. New York: Springer.
  27. Freud, S. (1986) Mourning and melancholia. In J.C. Coyne (Ed.) Essential Papers on Depression. New York: New York University Press, pp. 48-63.
  28. Haas, G.L., Clarkin, J.F., and Glick, I.D. (1985). Marital and family Treatment of depression. In E.E. Beckham and W.R. Leber (eds.) Handbook of Depresion. Homewood, IL: The Dorsey Press, pp.151-183.
  29. Jesse, E.H. and L’Abate (1985). Paradoxical treatment of depression in married couples. In L’Abate (Ed.), The Handbook of Family Psychology and Therapy, Volume II. Homewood, IL: The Dorsey Press.
  30. Kerr, M.E. and Bowen, M. (1988) Family Evaluation. New York: W.W. Norton.
  31. Minuchin, S. (1974). Families and Family Therapy. Cambridge, MA: Harvard University Press.
  32. Noll, K.M., Davis, J.M., and DeLeon-Jones, F. (1985). Medication and somatic therapies in the treatment of depression. In E.E. Beckham and W.R. Leber (Eds.), Handbook of Depression. Homewood, IL: The Dorsey Press.
  33. D.V.Papero, 1990 “The Family as a Unit” in Bowen Family Systems Theory, ch. 2 pp.21-36, Boston, Allyn and Bacon
  34. Paul, N.L. and Paul, B.B. (1975). A Marital Puzzle. New York: W.W. Norton.
  35. Peterson, C. and Seligman, M.E.P. (1985). The learned helplessness model of depression: Current status of theory and research. In E.E. Beckham and W.R. Leber (Eds.), Handbook of Depression. Homewood, IL: The Dorsey Press, pp.914-939/
  36. Preskorn, S.H., Janicak, P.G., Davis, J.M., and Ayd, F.J., Jr. (1995). Advances in the pharmacotherapy of depressive disorders. Principles and Practice of Pharmacotherapy, 1, 1-24.
  37. Prusoff, B.A. Weissman, M.M., Klerman, G.L., and Rounsaville, B.J. (1980). Research diagnostic criteria subtypes of depression. Archives of General Psychiatry, 37, 796-801.
  38. Richelson, E. (1988). Synaptic pharmacology of antidepressants: An update. McLean Hospital Journal, 13, 67-88.
  39. Steer, R.A., Beck, A.T., Brown, G., and Berchick, R.J. (1987). Self-reported depressive symptoms that differentiate recurrent-episode major depression from dysthymic disorders. Journal of Clinical Psychology, 43, 246-250.
  40. Strack, S. and Coyne, J.C. (1983). Social confirmation of dysphoria: Shared and private reactions to depression. Journal of Personality and Social Psychology, 44, 798-806.
  41. Titelman, P. (Ed.) (1987). The Therapist's Own Family: Toward the Differenti­ation Self. Northvale, NJ: Jason Aronson.

* Это еще одна предсказуемая характеристика эмоциональных систем: когда элемент системы, служивший фокусом симптома, удаляется из системы, система действует так, как если бы проблема была решена.

** Подобные заблуждения очень характерны для момента, когда человек впервые начинает развивать в себе способности наблюдать за своей эмоциональностью и становится менее реактивен по отношению к своей семье

* В работе сих семьями, ,Боуэн поощрял их совершать визиты в то время, когда система эмоционально подвижна или в периоды дестабилизирующих событий, таких, как смерть, серьезное заболевание, воссоединение, бракосочетание, а также иные стрессовые или значимые семейные события.

* В такой период тревожной волны у человека с наиболее чувствительным сердцем может случиться сердечный приступ, у кого-то – обостриться хроническая болезнь, подросток может разбить машину или сломать себе что-нибудь, и у любого из членов семьи могут развиться какие-либо симптомы.

** Мы помним, что она – наименее дифференцированный член системы, не случайно, при повышении тревоги, симптом возникает у неё первой

*** С явным конфликтом дело иметь легче, чем со скрытыми симптомами.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.