Бунину приятна прогулка по зимнему лесу. Среди вечного сна природы поэт любуется гордым лесным зверем.
Зима
Цель:Пробудить в ребенке умение высказать свое видение художественного текста. Обосновать свое мнение. Научить ребят работать с планом Сипиневых для анализа художественного текста.
Задачи: Сформировать в каждом ученике внимание к авторскому слову. Помочь детям увидеть в тексте эстетически неповторимые речевые обороты. Все это поможет обогатить речь ребят.
Начало урока (текст М.Гая)
Какой бывает снег?
Заспорили пуночки, не могут решить, какой бывает снег.
«Золотой» – сказало утро и осветило морозную тундру.
«Голубой» – проговорило дневное чистое небо.
«Синий-синий» – прошептали тени старых лиственниц.
«Холодный» – крикнула утка, пряча клюв под крыло и поджимая лапку.
«Теплый» – пробормотала белая куропатка и зарылась в сугроб подремать...
«Серебряный, конечно» – уверенно произнесла луна, поднимаясь из-за сопок к звездам.
Тайгу и тундру пролетели пуночки и так и не узнали, какой же бывает снег.
Зима. Каждый воспринимает и чувствует ее по-своему, но выбросить ее из своей жизни, забыть, пройти мимо мы не можем. Это не в наших силах. Каждый год вслед за осенью неизбежно наступает зима.
Зиму, наверное, как и любое время года можно приравнять только к состоянию человеческой души.
А все мы такие разные: веселые и грустные, злые и добрые, открытые и загадочные...
Давайте же сегодня попытаемся хотя бы чуть-чуть приоткрыть завесу этой вечной тайны, которая приходит каждый год и уводит нас в чудесную зимнюю сказку.
Сегодня на уроке прозвучат стихи и проза, мы увидим картины, послушаем музыку П.И.Чайковского о зиме из его великолепного произведения «Времена года».
При подготовке к уроку я просила Вас выбрать из стихов и прозы о зиме «маленькие жемчужинки»: то, что привлекло Ваше внимание особой красотой, неповторимостью, «принадлежностью» именно зиме.
Я попрошу Вас в ходе урока фиксировать в своих тетрадях названия произведений, с которыми мы сегодня познакомимся, а для этого каждой жемчужинке сделайте обрамление.
А в конце урока у нас получится жемчужное ожерелье для зимы.
Я вместе с Вами буду собирать его на доске. Посмотрим, у кого получится лучше. Начинаем...
Я, как и Вы, тоже подобрала красивое стихотворение о зиме. Послушайте.
П.Вяземский
Царскосельский сад зимой
С улыбкою оледенелой Сошла с небес суровых дочь, И над землей сребристо-белой Белеет северная ночь.
Давно ль здесь пестротою чудной Сапфир, рубин и бирюза Сливались с тенью изумрудной, Чаруя жадные глаза?
Зимы покров однообразный Везде сменил наряд цветной, Окован сад броней алмазной Рукой волшебницы седой.
В дому семьи осиротелой, Куда внезапно смерть вошла, Задернуты завесой белой С златою рамой зеркала.
Так снежной скатертью печальной Покрыты и объяты сном И озеро с волной зерцальной И луг с цветным свои ковром.
Природа в узах власти гневной, С смертельной белизной в лице Спит заколдованной царевной В своем серебряном дворце.
(простое предложение)
Эпиграфом нашего урока я предлагаю Вам выбрать последнюю строфу из этого стихотворения.
Посмотрите, зима – заколдованная царевна, которая спит в своем серебряном дворце. Она и небес суровых дочь, и седая волшебница.
Сколько же лиц и названий имеет зима?
Приоткроем следующую страничку...
В тот год осенняя погода Стояла долго на дворе, Зимы ждала, ждала природа. Снег выпал только в январе. На третье в ночь. Проснувшись рано, В окно увидела Татьяна Поутру побелевший двор, Куртины, кровли и забор,
На стеклах легкие узоры, Деревья в зимнем серебре,
Сорок веселых на заборе И мягко устланные горы Зимы блистательным ковром. Все ярко, все бело кругом.
Незабвенный Пушкин (отрывок из «Евгения Онегина»)
Вступление зимы в свои права. Мы видим глазами героини обновленную первым снегом землю.
А вот уже зима становится полноправной хозяйкой.
А.С.Пушкин
Вот север, тучи нагоняя, Дохнул, завыл – и вот сама Идет волшебница-зима.
Пришла, рассыпалась клоками, Повисла на суках дубов, Легла волнистыми коврами Среди полей, вокруг холмов.
Брега с недвижною рекой Сравняла с пухлой пеленою. Блеснул мороз. И рады мы Проказам матушки-зимы.
Зима – волшебница, взмах палочки – и все преобразилось.
Вся картина пронизана радостью.
А вот в стихотворении А.Фета возникает другой образ. Человеческой душе приятна картина зимней ночи.
Чудная картина, как ты мне родна: Белаяравнина, полнаялуна, Свет небес высоких, И блестящий снег, И саней далеких Одинокий бег.
И.Бунин
Пустой зеленый ельник у дороги, Глубокие пушистые снега, В них шел олень, могучий, тонконогий, К спине откинув тяжкие рога.
Вот след его. Здесь натоптал тропинок. Здесь елку гнул и белым зубом скреб – И много хвойных крестиков, остинок Осыпалось с макушки на сугроб. (сугробы)
Вот снова след размеренный и редкий, И вдруг – прыжок! И далеко в лугу Теряется собачий гон – и ветки, Обитые рогами на бегу.
Бунину приятна прогулка по зимнему лесу. Среди вечного сна природы поэт любуется гордым лесным зверем.
И вновь А.С.Пушкин зовет нас в зимнее поле.
В полечистомсеребрится Снегволнистый и рябой, Светит месяц, тройка мчится По дороге столбовой.
Пой в часы дорожной скуки: На дороге, в тьме ночной Сладки мне родные звуки, Звуки песни удалой.
Пой, ямщик! Я молча, жадно Буду слушать голос твой Месяц ясный светит хладно, Грустен ветра дальний вой!
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|