Сделай Сам Свою Работу на 5

Бунину приятна прогулка по зимнему лесу. Среди вечного сна природы поэт любуется гордым лесным зверем.





Зима

Цель:Пробудить в ребенке умение высказать свое видение художественного текста. Обосновать свое мнение. Научить ребят работать с планом Сипиневых для анализа художественного текста.

Задачи: Сформировать в каждом ученике внимание к авторскому слову. Помочь детям увидеть в тексте эстетически неповторимые речевые обороты. Все это поможет обогатить речь ребят.

Начало урока (текст М.Гая)

Какой бывает снег?

Заспорили пуночки, не могут решить, какой бывает снег.

«Золотой» – сказало утро и осветило морозную тундру.

«Голубой» – проговорило дневное чистое небо.

«Синий-синий» – прошептали тени старых лиственниц.

«Холодный» – крикнула утка, пряча клюв под крыло и поджимая лапку.

«Теплый» – пробормотала белая куропатка и зарылась в сугроб подремать...

«Серебряный, конечно» – уверенно произнесла луна, поднимаясь из-за сопок к звездам.

Тайгу и тундру пролетели пуночки и так и не узнали, какой же бывает снег.

Зима. Каждый воспринимает и чувствует ее по-своему, но выбросить ее из своей жизни, забыть, пройти мимо мы не можем. Это не в наших силах. Каждый год вслед за осенью неизбежно наступает зима.



Зиму, наверное, как и любое время года можно приравнять только к состоянию человеческой души.

А все мы такие разные: веселые и грустные, злые и добрые, открытые и загадочные...

Давайте же сегодня попытаемся хотя бы чуть-чуть приоткрыть завесу этой вечной тайны, которая приходит каждый год и уводит нас в чудесную зимнюю сказку.

Сегодня на уроке прозвучат стихи и проза, мы увидим картины, послушаем музыку П.И.Чайковского о зиме из его великолепного произведения «Времена года».

При подготовке к уроку я просила Вас выбрать из стихов и прозы о зиме «маленькие жемчужинки»: то, что привлекло Ваше внимание особой красотой, неповторимостью, «принадлежностью» именно зиме.

Я попрошу Вас в ходе урока фиксировать в своих тетрадях названия произведений, с которыми мы сегодня познакомимся, а для этого каждой жемчужинке сделайте обрамление.

А в конце урока у нас получится жемчужное ожерелье для зимы.

Я вместе с Вами буду собирать его на доске. Посмотрим, у кого получится лучше. Начинаем...



Я, как и Вы, тоже подобрала красивое стихотворение о зиме. Послушайте.

П.Вяземский

Царскосельский сад зимой


С улыбкою оледенелой
Сошла с небес суровых дочь,
И над землей сребристо-белой
Белеет северная ночь.

Давно ль здесь пестротою чудной
Сапфир, рубин и бирюза
Сливались с тенью изумрудной,
Чаруя жадные глаза?

Зимы покров однообразный
Везде сменил наряд цветной,
Окован сад броней алмазной
Рукой волшебницы седой.

В дому семьи осиротелой,
Куда внезапно смерть вошла,
Задернуты завесой белой
С златою рамой зеркала.

Так снежной скатертью печальной
Покрыты и объяты сном
И озеро с волной зерцальной
И луг с цветным свои ковром.

Природа в узах власти гневной,
С смертельной белизной в лице
Спит заколдованной царевной
В своем серебряном дворце.

(простое предложение)


Эпиграфом нашего урока я предлагаю Вам выбрать последнюю строфу из этого стихотворения.

Посмотрите, зима – заколдованная царевна, которая спит в своем серебряном дворце. Она и небес суровых дочь, и седая волшебница.

Сколько же лиц и названий имеет зима?

Приоткроем следующую страничку...

В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе,
Зимы ждала, ждала природа.
Снег выпал только в январе.
На третье в ночь.
Проснувшись рано,
В окно увидела Татьяна
Поутру побелевший двор,
Куртины, кровли и забор,

На стеклах легкие узоры,
Деревья в зимнем серебре,

Сорок веселых на заборе
И мягко устланные горы
Зимы блистательным ковром.
Все ярко, все бело кругом.

Незабвенный Пушкин (отрывок из «Евгения Онегина»)

Вступление зимы в свои права. Мы видим глазами героини обновленную первым снегом землю.



А вот уже зима становится полноправной хозяйкой.

А.С.Пушкин

Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница-зима.

Пришла, рассыпалась клоками,
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов.

Брега с недвижною рекой
Сравняла с пухлой пеленою.
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки-зимы.

Зима – волшебница, взмах палочки – и все преобразилось.

Вся картина пронизана радостью.

А вот в стихотворении А.Фета возникает другой образ. Человеческой душе приятна картина зимней ночи.

Чудная картина, как ты мне родна:
Белаяравнина, полнаялуна,
Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далеких
Одинокий бег.

И.Бунин

Пустой зеленый ельник у дороги,
Глубокие пушистые снега,
В них шел олень, могучий, тонконогий,
К спине откинув тяжкие рога.

Вот след его. Здесь натоптал тропинок.
Здесь елку гнул и белым зубом скреб –
И много хвойных крестиков, остинок
Осыпалось с макушки на сугроб. (сугробы)

Вот снова след размеренный и редкий,
И вдруг – прыжок! И далеко в лугу
Теряется собачий гон – и ветки,
Обитые рогами на бегу.

Бунину приятна прогулка по зимнему лесу. Среди вечного сна природы поэт любуется гордым лесным зверем.

И вновь А.С.Пушкин зовет нас в зимнее поле.

В полечистомсеребрится
Снегволнистый и рябой,

Светит месяц, тройка мчится
По дороге столбовой.

Пой в часы дорожной скуки:
На дороге, в тьме ночной
Сладки мне родные звуки,
Звуки песни удалой.

Пой, ямщик! Я молча, жадно
Буду слушать голос твой
Месяц ясный светит хладно,
Грустен ветра дальний вой!

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.