Сделай Сам Свою Работу на 5

VII. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ





ГЕНДЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

для студентов специальности

Психология»

Очной, заочной форм обучения

Разработчик

Брандт Г.А. доктор философ.наук, доцент

 

Екатеринбург

 

 

  УТВЕРЖДАЮ: Проректор по учебной работе _________________ И. К. Кощеева (подпись) «______» __________ 20 ____ г. (дата)  

 

ПРИНЯТО: Ученым советом _ факультета социальной психологии (название факультета)  
РЕКОМЕНДОВАНО К ПЕЧАТИ: Решением кафедры социальной психологии Протокол заседания № 10 от 25.06.2010    

 

© НОУВПО Гуманитарный университет

© Г.А.Брандт., 2010

 

 

Программа дисциплины «Гендерная психология» составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к обязательному минимуму содержания по дисциплине и уровню подготовки специалиста по специальности 030301 «Психология».Дисциплина относится к циклу ОПД дисциплины по выборуучебного плана.

Форма обучения   очная
Семестр (семестры)   _____5_______ (учебные семестры)
Трудоемкость дисциплины   _____40____ (в часах), в том числе:
Аудиторная работа: _____17_____ (час.)
Лекций: _____8______ (час.)
Семинаров: ______9_____ (час.)
Самостоятельная работа     ______23______ (в часах), в том числе:  
Контрольные мероприятия реферат  
Отчетность  
Зачет: _____5_______ (отчетный семестр)
   
Форма обучения   заочная
Семестр (семестры)   6, 7 (учебные семестры)
Трудоемкость дисциплины   ______40______ (в часах), в том числе:
Аудиторная работа: 10 (час.)
Лекций: __10_____________ (час.)
Самостоятельная работа     _____30________ (в часах), в том числе:  
Контрольные мероприятия  
   
Контрольные работы (аудиторные и внеаудиторные):   ___1, 7__________ (количество, семестр)
Отчетность  
Зачет: ____7____________ (отчетный семестр)
   

I. ВВЕДЕНИЕ



Гендерная психология – одна из важных дисциплин общепрофессиональной подготовки психологов и современная отрасль психологии, изучающая закономерности формирования и развития характеристик личности как представителя определенного пола, обусловленные половой дифференциацией и стратификацией. Гендерная психология существенно дополняет научные представления о развитии и реализации человека и позволяет увидеть важнейшие тенденции и последствия социализации для мужчин и женщин. Гендерная психология дает представление о гендерных различиях, гендерных характеристиках личности, гендерных отношениях и прикладных аспектах гендерной психологии.



Курс базируется на знаниях и навыках, ранее приобретенных студентами в процессе изучения таких дисциплин, как «Общая психология», «Возрастная психология», «Социальная психология», «Дифференциальная психология», «Психология личности», «Социология», «Философия».

1. Цели изучения дисциплины

Цель изучения дисциплины:

· формирование у студентов базовых знаний по гендерной психологии

· Задачи дисциплины:

- познакомить студентов с этапами формирования и развития гендерного подхода в психологии;

- сформировать представление о предмете и понятийном аппарате гендерной психологии;

- охарактеризовать основные проблемы гендерной социализации и гендерных отношений в советской и современной России;

2. В результате изучения курса студенты должны

знать:

основные понятия гендерной психологии и концепции гендерной социализации личности;

уметь:

использовать основные методы исследования гендерных характеристик и факторов гендерной социализации личности;

демонстрировать:

профессиональное (толерантное и не стереотипное) отношение к многообразию гендерных характеристик личности, которые выступают условием адаптации и самореализации личности в быстро меняющемся современном мире.



Методическая новизна курса

В преподавании используются методы активного обучения: работа в малых группах

 

II. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ

Учебно-тематический план занятий студентов

Очной формы обучения

№ п/п Наименование разделов и тем курса ВСЕГО часов (трудоемкость дисциплины) Аудиторные занятия (в часах) Самостоятельная работа студентов (внеаудиторные занятия) (в часах)
в том числе
Лекции Семинары (практические, лабораторные) занятия
Тема 1. Социально-психологические предпосылки и этапы формирования гендерной психологии в Западной Европе  
Тема 2. Предмет и понятийный аппарат гендерной психологии
Тема 3. Гендерная социализация и гендерные отношения в советской и современной России  
  ВСЕГО:

Учебно-тематический план занятий студентов

Заочной формы обучения

№ п/п Наименование разделов и тем курса ВСЕГО часов (трудоемкость дисциплины) Аудиторные занятия (в часах) Самостоятельная работа студентов (внеаудиторные занятия) (в часах)
в том числе
Лекции Семинары (практические, лабораторные) занятия
Тема 1. Социально-психологические предпосылки и этапы формирования гендерной психологии в Западной Европе  
Тема 2. Предмет и понятийный аппарат гендерной психологии  
Тема 3. Гендерная социализация и гендерные отношения в советской и современной России  
  ВСЕГО:  

 

III. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

 

Тема 1. Социально-психологические предпосылки и этапы формирования гендерной психологии в Западной Европе

 

Женский вопрос и его эволюция. Проблемы женского движения в прошлом и настоящем: либеральное, социалистическое, радикальное и психоаналитическое направления феминизма. Институционализация «женских исследований» в вузовской науке.

Women’s studies и история развития гендерных исследований. История и теория «мужских исследований». Маскулинность/феминность и мужские/женские роли. От мужских/женских ролей к гендерным идентичностям. Принципы гендерного исследования.

 

Тема 2. Предмет и понятийный аппарат гендерной психологии

Предмет и основные разделы исследований в гендерной психологии: гендерные различия, гендерная социализация, гендерные характеристики, гендерные особенности лидерства, гендерные отношения. Проблема исследования гендерной идентичности личности.

Основные понятия гендерной психологии: пол, половой диморфизм, гендер, гендерология / гендерные исследования, гендерная роль, гендерные стереотипы, маскулинность, феминность, гендерная идентичность, гендерный подход, гендерная социализация, гендерные технологии.

 

Тема 3. Гендерная социализация и гендерные отношения в советской и современной России

Модель гендерной системы в России. Этапы становления советского гендерного порядка. Гендерные отношения в постсоветской России.

Гендерные отношения в профессиональной сфере. Женщина и карьера. Женщина и домашняя работа. Ролевой конфликт или феномен двойной идентичности. Психологическое обоснование явления гендерной асимметрии и гендерной дискриминации.

Гендерные проблемы семейных отношений: отцовство, материнство, воспитание, насилие и др. Материнство как социальный институт.

Гендерная идентичность и экзистенциальные смыслы личности. Личностный смысл как механизм формирования и реализации гендерного сценария личности. Нонконформистские типы гендерной идентичности личности.

Технологии конструирования пола в современной России.

 

IV. ПЛАНЫ

СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема 2. Предмет и понятийный аппарат гендерной психологии

Занятие 1. Гендерная психология: основные понятия

Вопросы для обсуждения

  1. В чем состоят проблемы использования понятий «пол» и «гендер»?
  2. Как идеи феминизма повлияли на развитие психологических концепций?
  3. Каковы основные идеи мужских движений?
  4. В чем состоит основное отличие женских и гендерных исследований?
  5. Что такое гендерная психология и каково ее место в системе наук?

 

Тема3. Гендерная социализация и гендерные отношения в советской и современной России

Занятие 2. Гендерная социализация личности

Вопросы для обсуждения

1. В чем состоят биологические и социокультурные различия между мужчиной и женщиной?

2. Что такое гендерная социализация и каковы этапы формирования гендерной идентичности?

3. Что такое гендерные технологии и как они реализуются в семье и школе?

4. В чем заключается формирующая роль СМИ?

5. Какие стратегии и механизмы может использовать личность для согласования семейной, профессиональной и гендерной ролей

V. УЧЕБНЫЙ СЛОВАРЬ ДИСЦИПЛИНЫ

1. Гендер (gender «род, вид») – социально-психологический пол личности, включающий в себя биологический пол, стереотипы, нормы и роли, предписываемые личности в соответствии с ее биологическим полом в конкретном обществе и осознание их самой личностью.

2. Пол / половой диморфизм (sex) – биологическая категория, определяющая принадлежность человеческого вида как самца или самки по морфофизиологическим признакам.

3. Гендерология– это научная дисциплина или область научного знания, с помощью которой изучается, как тот или иной социум определяет, формирует и закрепляет в общественном сознании и в сознании личности социальные роли женщины и мужчины, а также то, какие последствия это распределе­ние имеет для них.

4. Гендерные исследования – исследования, направленные на реконструкцию социально- психологической эволюции гендера, бытующего в практиках повседневности.

5. Феминизм (feminism)- социальное движение и теория, связанная с описанием и преодолением глобального угне­тения женщин и их подчинения мужчинам.

6. Гендерная дифференциация (gender differentiation) - процесс, в котором биологические различия между мужчинами и женщинами наделяются социальным значением и употребляются как средства социальной классификации.

7. Гендерная социализация – процессе воспитания и усвоения человеком гендерных стереотипов, гендерных ролей и норм маскулинности/феминности.

8. Социальные роли – набор норм, ценностей и правил поведения, принятых в определенном обществе.

9. Гендерная роль (gender role) - социальные ожидания, предписания, вытекающие из понятий, окружающих гендер, а также поведение в виде речи, манер, платья и жестов.

10. Гендерные стереотипы – стандартизованные представления о моделях поведения и чертах характера, соответствующих понятиям “мужское/маскулинное” и “женское/феминное”.

11. Маскулинность и феминность (от лат. masculinus – мужской и femininus – женский) – нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин.

12. Андрогиния – сочетание (или совмещение) феминных и маскулинных черт, способов поведения и ценностей.

13. Гермафродитизм - группа спорных половых состояний, при которых за основу выбора пола, принимается «пол воспитания» (психический пол), а не генетический, гонадальный или генитальный.

14. Транссексуализм - стойкое осознание своей принадлежности к противоположному полу, несмотря на правильное, соответствующее генетическому полу формирование гонад, урогенитального тракта, вторичных половых признаков; характеризуется стремлением изменить свой пол путем гормонального, хирургического лечения и легализовать в обществе желаемую половую роль.

15. Гендерная схема (own-sex schemas) – схема собственного пола, которая состоит из сценариев и планов действий, необходимых для реализации поведения, соответствующего гендеру.

16. Гендерная идентичность понимается как аспект самосознания, отражающий переживание человеком себя как представителя определенного пола

17. Гендерные технологии – способы, механизмы, каналы формирования института пола и закрепления соответствующих половых идентификаций, соотносимые со всем дискурсом социальных отношений: язык, реклама, власть, воспитание и т.д.

18. Фейсизмфотография, используемая в рекламе и прессе, подчеркивающая лицо мужчины (мужчины на них обычно изображены от шеи и выше) и тело у женщины.

 

VI. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

Примерные вопросы к зачету

1. Что такое гендерная психология и каково ее место в системе наук?

2. В чем состоят проблемы использования понятий «пол» и «гендер»?

3. Как идеи феминизма повлияли на развитие психологических концепций?

4. Каковы основные идеи мужских движений?

5. В чем состоит основное отличие женских и гендерных исследований?

6. Каково влияние гуманистической, трансперсональной, феноменологической и экзистенциональной теории на развитие гендерной теории в психологии?

7. Каковы основные направления исследований пола в отечественной психологии до середины 90-х годов 20 в.?

8. В чем заключаются основные положения теории гендерной идентичности личности?

9. В чем отличие биполярной, андрогинной и мультиполярной модели пола?

10. Что такое гендерная социализация и каковы этапы формирования гендерной идентичности?

11. Что такое гендерные технологии и как они реализуются в семье и школе?

12. Какие методы исследования используются в гендерной психологии?

13. Почему качественные методы являются наиболее предпочитаемыми в гендерной психологии?

14. Какие преимущества и недостатки имеют проективные методы исследования гендерных особенностей личности?

15. Что такое семейный и гендерный сценарий? Как они связаны с понятием жизненный сценарий личности?

16. В чем заключаются особенности ролевого конфликта для людей представителей различных гендеров?

Примерные темы рефератов

1. Взгляды античных и средневековых философов на роль женщины и мужчины.

Литература:

Брандт Г.А. Философская антропология фемнизма. Санкт_Петербург: Алетейя, 2006

Вардиман Е. Женщина в древнем мире. М., 1990.

Винничук Л. Люди, нравы и обычаи древней Греции и Рима. М., 1988.

Гиро П. Частная и общественная жизнь римлян. Пер. с фр. СПб., 1899.

Гуревич А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. М., 1989.

Лосев А.Ф. Эрос у Платона // Бытие-Имя-Космос. М., 1993.

Мир и Эрос. Антология философских текстов о любви. М., 1991.

О любви и красотах женщин: трактаты о любви эпохи Возрождения. М., 1992.

Степанянц М. Образ женщины в религиозном сознании // Общественные науки и современность. 1993. № 4.

 

2. Развитие либеральных идей равноправия полов в период Просвещения (Декарт Р., Ж-Ж Руссо).

Литература:

Брандт Г.А. Философская антропология фемнизма. Санкт_Петербург: Алетейя, 2006

Декарт Р. Избр. соч. М„ 1950.

Декарт Р. Рассуждения о методе. // Соч. в 2-х т.т.] М., 1989.

Руссо Ж -Ж. Эмиль, или О воспитании. // Руссо Ж. Педагогические сочинения Т. 1 М.. 1981.

Руссо Ж.- Ж. Исповедь. Избр. соч. Т.2. М.,1961.

Руссо Ж.-Ж. Юлия или Новая Элоиза. Избр. соч. Т.З.М ,1961

 

4. Классическая немецкая философия о мужчине и женщине (Ф. Ницше, И. Кант, Г. Гегель).

Литература:

Брандт Г.А. Философская антропология фемнизма. Санкт_Петербург: Алетейя, 2006

Гегель Г. Философия права. М., 1990. С. 209 - 213.

Кант И. О различии возвышенного и прекрасного у мужчин и женщин. Соч. Т. 2. М., 1964.

Кант И. Основы метафизики нравственности. Соч. т. 4. ч.. 1. М.,1965.

Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. Соч. в 2-х т. Т. 2. М., 1990. С. 358 - 365.

 

5. Психоанализ З.Фрейда и его влияние на развитие представлений о сексуальности мужчины и женщины.

Литература:

Тайсон Ф., Тайсон Р. Психоаналитические теории развития. Екатеринбург, 1998.

Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. М., 1989.

Фрейд З. Тотем и табу // Фрейд З. "Я" и "Оно". Труды разных лет. Тбилиси, 1991.

Фрейд З. Три статьи по психологии сексуальности // Фрейд З. Основной инстинкт. М., 1997. С. 15-127.

Холл К.С., Линдсей Г. Теории личности. М, 1997.

Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1997.

6. Русская философия о дифференциации маскулинного и феминного (В. С. Соловьев, Н. А. Бердяев, В. В.Розанов и т.д).

Литература:

Бердяев Н.А. Метафизика пола и любви // Русский эрос или философия любви в России. М., 1991.

Брандт Г.А. Философская антропология фемнизма. Санкт_Петербург: Алетейя, 2006

Лосев А. Русская философия. // Русская философия. Очерки истории. Екатеринбург.

Розанов В. Женщина перед великою задачею. \\ Розанов В. Соч т. 1 .

Розанов В. Люди лунного света М„ 1990.

Розанов В. Религия и культура. \\ Собр. Соч.М.,т.1. 1990.

Розанов В. Уединенное. // Русский эрос или философия любви в России. М, 1991.

Соловьев В. Об упадке средневекового миросозерцания. Соч. в 2 т. Т. 2. М., 1988.

Соловьев В. Смысл любви. \\ Русский эрос или философия любви в России М., 1991.

Соловьев Вл. Жизненная драма Платона. \\ Соловьев Вл. Соч. в 2 т. т.2. М.. 1998.

 

7. Социологические теории разделения половых ролей (Т. Парсонс, П. Бергер и Т. Лукман, И. Гоффман, Г. Гарфинкель).

Литература:

Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995.

Гарфинкель Г. Исследования по этнометодологии. Питер, 2006.

Гофман И. Формула внешнего выражения роли // http://www.nir.ru/sj/sj/sj3-01goff.html.

Зравомыслова. Е., Темкина А. Социальное конструирование гендера как феминистская теория // Женщина. Гендер. Культура. М., 1999. С. 51 - 61.

Парсонс Т. Система современных обществ. М., 1998.

Плахов В. Западная социология // http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/Plah/_09.php.

Теория и методология гендерных исследований. Курс лекций. / Под общ. Ред. О.А. Ворониной. М., 2001. С.44 – 49.

8. Основные идеи и направления феминизма: либеральный феминизм и его критика.

Литература:

Брайсон В. Политическая теория феминизма. Введение /Пер. с англ. О. Липовский и Т. Липовский. М., 2001.

Клименкова Т.А. Философские проблемы неофеминизма 70-х годов // Вопросы философии. 1988. № 5. С. 148 – 156.

Теория и методология гендерных исследований. Курс лекций. / Под общ. Ред. О.А. Ворониной. М., 2001.

Юлина Н.С. Проблемы женщин: философские аспекты (Феминистская мысль в США) // Вопросы философии. 1988. N 5. С. 138 - 145.

Феминизм: проза, мемуары, письма. М„ 1992.

9. Основные идеи и направления феминизма: социалистический феминизм и идеи марксизма

Литература:

Брайсон В. Политическая теория феминизма. Введение /Пер. с англ. О. Липовский и Т. Липовский. М., 2001.

Теория и методология гендерных исследований. Курс лекций. / Под общ. Ред. О.А. Ворониной. М., 2001.

Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства (любое издание)

Феминизм: проза, мемуары, письма. М„ 1992.

10. Основные идеи и направления феминизма: радикальный феминизм.

Литература:

Брайсон В. Политическая теория феминизма. Введение /Пер. с англ. О. Липовский и Т. Липовский. М., 2001.

Миллет К. Теория сексуальной политики // Вопросы философии. 1994. № 9. С. 147 - 172.

Теория и методология гендерных исследований. Курс лекций. / Под общ. Ред. О.А. Ворониной. М., 2001.

Юлина Н.С. Проблемы женщин: философские аспекты (Феминистская мысль в США) // Вопросы философии. 1988. N 5. С. 138 - 145.

Феминизм: проза, мемуары, письма. М„ 1992.

 

11. Основные положения и идеи постмодернизма. Постмодернистская феминистская эпистемология (Э. Сиксу, Л. Иригари, Ю. Кристнева).

Литература:

Брайсон В. Политическая теория феминизма. Введение /Пер. с англ. О. Липовский и Т. Липовский.М., 2001.

Гримшоу Д. Идея «женской этики» // Феминизм: Восток. Запад. Россия // Отв. ред. М.Т. Степанянц. М., 1993. С.8 – 29.

Теория и методология гендерных исследований. Курс лекций. / Под общ. Ред. О.А. Ворониной. М., 2001. С.74 – 82.

 

12. Переинтерпретация психоаналитических позиций (К. Хорни, Н. Чодороу, К.Гиллиган).

Литература:

Аристархова И. Существует ли женщина: Введение в теорию полового различия (Л. Иригари) // Женщина не существует: современные исследования полового различия: Сб. ст. /Под ред. И. Аристарховой. Сыктывкар, 1999.

Гиллиган К. Место женщины в жизненном цикле мужчины // Хрестоматия феминистских текстов. Переводы. Под ред. Е.Здравомысловой, А.Темкиной. СПб.: Издательство «Дмитрий Буланин», 2000. С.166-187

Хорни К. Уход от женственности. Комплекс маскулинности у женщин глазами мужчин и женщин // Психология женщины. Невротическая личность нашего времени. Т. 1. М.: И здательство «Смысл», 1997. С. 35 - 53.

Чодороу Н. Воспроизводство материнства: психоанализ и социология пола // Антология гендерной теории. Сб. пер. / сост. Е.И. Гапова, А.Р. Усманова. М., 2000. С. 29-77.

 

16. Философские взгляды К. Юнга на развитие личности (влияние восточной философии).

Литература:

Джонсон Р.А. Она. Глубинные аспекты женской психологии. Харьков., 1996.

Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1997.

Холл К.С., Линдсей Г. Теории личности. М, 1997..

Юнг К. Человек и его символы. М., 1997.

Юнг К.Г., фон Франц М.-Л., Хендерсон Дж.Л., Якоби И., Яффе А. Человек и его символы / Под общ. ред. С.Н. Сиренко. М., 1997.

 

17. Гуманистические теории личности (А. Маслоу, Э.Фромм). Самоактуализация мужчины и женщины.

Литература:

Леонтьев Д.А. Психология с человеческим лицом / Под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. М., 1997. С.157-176.

Маслоу А.Г., Рэнд Х., Ньюмен С. Некоторые аналогии между сексуально-доминантным поведением низших приматов и фантазиями пациентов при психотерапии // Дальние пределы человеческой психики. М., 1997. С.365-383.

Фромм Э. Мужчина и женщина. М.: АСТ, 1998. С. 114.

Холл К.С., Линдсей Г. Теории личности. М, 1997..

Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1997.

 

18. Женские теории: риторика насилии и перформативность гендера.

Литература:

Батлер Дж. Гендерное беспокойство. Рассмотрение репрезентации и гендера // Антология гендерной теории. Сб. пер. / сост. Е.И. Гапова, А.Р. Усманова. М., 2000. С.297 – 347.

Лауретис Т. Риторика насилия. Рассмотрение репрезентации и гендера // Антология гендерной теории. Сб. пер. / сост. Е.И. Гапова, А.Р. Усманова. М., 2000. С.347 -373.

Палуди М. Психология женщины. СПб., 2001.

Фрейджер р.. Фейдимен Д., Личность: теории, эксперименты, упражнения. – СПб.: прайм – ЕВРОЗНАК, 2002. с.294-309.

Эстес К.П. Бегущая с волками. Женский архетип в мифах и сказаниях. Пер.с англ. Киев; М., 2002.

 

VII. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.