Сделай Сам Свою Работу на 5

Перечень дидактических единиц





РУССКАЯ ДИАЛЕКТОЛОГИЯ

 

для направления подготовки 050100.62 «Педагогическое образование». По двум профилям - русский язык и литература.

1 курс

Очной и заочной формы обучения

 

Составители: Каргина А.П., кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка, Григоренко Н.А., кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка

________________________________

 

Петропавловск-Камчатский

 

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА

  1. Выписка из ООП по направлению подготовки (специальности) с перечнем дидактических единиц (кратким содержанием дисциплины).
  2. Требования к знаниям, умениям и навыкам студентов по дисциплине и перечень формируемых дисциплиной компетенций (по ФГОС ВПО).
  3. Рабочая программа по дисциплине.
  4. Тематическое планирование по дисциплине (из ЕАВИС).
  5. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.
  6. Планы практических // семинарских занятий.
  7. Организация самостоятельной работы студентов по дисциплине.
  8. Примерные вопросы к зачету.

Выписка из ООП по направлению подготовки 050100.62 «педагогическое образование» по двум профилям «Русский язык и литература» с перечнем дидактических единиц (кратким содержанием дисциплины).



 

Цель освоения дисциплины – знакомство студентов с конкретным языковым материалом: современными русскими наречиями, диалектными зонами, группами говоров и системами отдельных говоров в общей системе русского диалектного языка.

Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата. Б.3. Профессиональный цикл (вариативная часть). Студенты на живом конкретном многообразном языковом материале углубляют знания, полученные при изучении курса «Введение в языкознание». Дисциплина подготавливает студента к усвоению курса «История русского языка». В процессе изучения диалектологии студенты должны усвоить, что диалектные различия отражают разные этапы развития русского языка, определяемые условиями его функционирования на огромной территории. Курс русской диалектологии связан также и с курсами современного русского литературного языка и истории русского литературного языка. Студенты должны уяснить, как менялось соотношение диалектов и литературного языка в различные эпохи, понимать отношения между ними в настоящее время. До изучения дисциплины студенты должны владеть основными теоретическими понятиями языкознания, фонетики, лексикологии. Изучение данной дисциплины предваряет прохождение учебной диалектологической практики.



Краткое содержание. Диалекты в системе общенародного языка. Диалектное членение русского языка. Взаимодействие диалектов и литературного языка. Методы изучения диалектов. Фонетические особенности народных говоров. Грамматические особенности народных говоров. Лексические особенности народных говоров.

 

Перечень дидактических единиц

Дидактическая единица № раздела
Диалекты в системе общенародного языка 1 (1.1)
Диалектное членение русского языка 1 (1.2)
Взаимодействие диалектов и литературного языка 1 (1.3)
Методы изучения диалектов 1 (1.4)
Фонетические особенности народных говоров
Грамматические особенности народных говоров 3 (3.1 – 3.2)
Лексические особенности народных говоров

 

Требования к знаниям, умениям и навыкам студентов по дисциплине и перечень формируемых дисциплиной компетенций (по ФГОС ВПО)

При завершении курса изучения студент должен

знать:

ü фонетическую, лексическую и грамматическую системы диалектного языка;

ü основные факты истории русской диалектологии;

уметь:

ü читать и переводить диалектные тексты;

ü объяснять факты фонетики, графики, морфологии диалектного языка с исторической точки зрения;

ü пользоваться диалектными словарями;



владеть навыками:

ü транскрибирования диалектных текстов;

ü комплексного анализа диалектного текста;

ü лексикографической обработки диалектного материала.

 

Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины:ОК-14, ПК-10, ПСК-5, ПСК-6, ПСК-7, ПСК-8, ПСК-10.

 

 

Рабочая программа по дисциплине

Курс русской диалектологии знакомит студентов с одной из разновидностей общенародного русского языка, которая, наряду с литературным языком, служит средством повседневного общения огромных масс населения. Этот курс даёт представление о богатстве русского языка, проявляющемся во множестве вариативных элементов фонетики и грамматики диалектного языка, разнообразии лексического запаса диалектов, многочисленности частных диалектных систем.

Курс русской диалектологии тесно связан с другими лингвистическими дисциплинами. На занятиях по диалектологии студенты на живом конкретном многообразном языковом материале углубляют знания, полученные при изучении курса «Введение в языкознание». Русская диалектология подготавливает студентов к усвоению курса «История русского языка». В процессе изучения диалектологии студенты должны усвоить, что диалектные различия отражают разные этапы развития русского языка, определяемые условиями его функционирования на огромной территории. Курс русской диалектологии связан также и с курсами современного русского литературного языка и истории русского литературного языка. Студенты должны уяснить, как менялось соотношение диалектов и литературного языка в различные эпохи, понимать отношения между ними в настоящее время.

Основной задачей курса русской диалектологии является знакомство студентов с конкретным языковым материалом: современными русскими наречиями, диалектными зонами, группами говоров и системами отдельных говоров в общей системе русского диалектного языка. Эти вопросы составляют основную часть программы.

Студенты должны получить также общие сведения о предмете диалектологии, её методах исследования, связи с другими науками, практическом её значении для школьного учителя.

В лекционном курсе при существующем небольшом количестве часов, отведенных на изучение материала, невозможно достаточно подробно осветить все вопросы программы, поэтому часть из них вынесена на самостоятельное изучение.

На практических занятиях студенты должны прежде всего усвоить основные диалектные особенности в области фонетики, грамматики, лексики, наиболее существенные различия между северным и южным наречиями, языковые черты диалектных зон и среднерусских говоров, научиться анализировать конкретный языковой материал. Студенты должны приобрести навыки комплексного анализа и звучащей диалектной речи, поэтому на практических занятиях и при подготовке к ним студенты должны прослушивать и транскрибировать магнитофонные записи, определять диалектные черты и их соотнесённость с определённым наречием и диалектной зоной.

Самостоятельная работа по русской диалектологии предполагает следующее:

ü конспектирование литературы по указанным темам для углубленной подготовки по предмету;

ü составление карты «Наречия русского языка»;

ü составление таблицы «Части речи в морфологической системе диалектного языка».

Все формы отчётности по самостоятельной работе сдаются до экзамена и строго по графику.

Раздел № 1. Предмет и основные понятия диалектологии

Диалекты в системе общенародного языка. Структура общенародного языка (литературный язык, его письменная и устная формы; просторечие; понятие полудиалекта; социальные диалекты; диалект). Русский язык в его наречиях и говорах (диалектный язык; структура междиалектного соответствия; противопоставленные и непротивопоставленные диалектные различия; сосуществование различных членов междиалектного соответствия в одном говоре; диалекты – богатство русского языка). Связь диалектологии с другими науками (диалектология и история языка; диалектология и этимология; диалектология и топонимика; диалектология и фольклористика; применение диалектологии в преподавании языка и в практической работе по культуре речи; диалектология и исторические науки).

Диалектное членение русского языка. Три типа лингво-территориальных единиц: наречия, диалектные зоны, группы говоров. Камчатское наречие (история формирования, основные этапы изучения, современное состояние; фонетические, грамматические, словообразовательные особенности; лексика; перспективы изучения).

Взаимодействие диалектов и литературного языка. Взаимоотношение между русским литературным языком и диалектами в различные эпохи. Влияние литературного языка на язык диалектный (заимствования из литературного языка как основной источник изменений лексического состава русских народных говоров).

Методы изучения диалектов. Основные методы изучения диалектного языка (психолингвистический метод; лексикографический метод; лингвогеографический метод; сравнительно-исторический метод; сравнительно-сопоставительный метод; описательно-аналитический метод; метод статистического анализа; метод комплексного анализа).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.