Информационное обеспечение управления учреждениями социальной защиты и социального обслуживания населения
Информационный менеджмент представляет собой совокупность всех задач управления на всех этапах жизненного цикла организации, включающая все действия и операции, связанные с информацией во всех ее формах и состояниях.
Функции информационного менеджмента:
Ø координация всех работ по информационному обслуживанию организации;
Ø управление процессами обработки информации (развитие, обслуживание и использование ресурсов информационной системы);
Ø определение потребности каждого менеджера и сотрудника организации в необходимой ему информации определенного характера, содержания и объема.
Информационное обеспечение организации включает две системы организации информационных технологий управления:
1. Внутренняя система – применение информационных технологий с целью автоматизации процессов управления, включая бухгалтерский учет («1С», «БЭСТ», «Алеф.Бухгалтерия»), планирование («БЭСТ-План», «Project Expert», «Прогноз», «SAS»), финансирование («Project Expert», «Audit Expert»), социальный маркетинг («БЭСТ-Маркетинг», «Marketing Expert»), сбыт некоммерческих продуктов («БЭСТ-Анализ», «Sales Expert»), нормативно-правовая база («Гарант», «Консультант+») и другие.
Проблема создания внутренней системы организации информационных технологий управления может быть решена тремя способами: разработка системы собственными силами, приобретение универсальной системы или пакета прикладных программ, делегирование функций и полномочий по внедрению информационных технологий внешним организациям (аутсорсинг).
2. Внешняя система – использование информационных технологий и коммуникаций с целью расширения сферы деятельности организации и интеграции в мировое информационное пространство. Данная система включает применение электронной почты, электронного представительства в сети Интернет (сайт), транснациональных коммуникаций (WAP, IP-телефония, IP-телевидение и др).
Особое значение в управлении информацией имеет ее защита. Систему управления можно считать защищенной, если все операции выполняются в соответствии со строго определенными правилами, которые обеспечивают непосредственную защиту объектов, ресурсов и операций.
Вероятными угрозами являются: несанкционированный доступ; перехват информации в каналах связи; кража документов; случайное или сознательное уничтожение информации (ошибки в работе, разрушение информации вирусами, ошибки в программах обработки, отключение электропитания); фальсификация сообщений; несанкционированная модификация информации.
В силу направленности своей деятельности организации системы социальной работы призваны решать социально-экономические проблемы общества, для чего им необходимо иметь представление о существующих механизмах их решения совместно с властными структурами, бизнесом и другими организациями социальной сферы, о реализуемых социальных программах. Для реализации этих задач необходима развернутая информация, важнейшую часть которой представляют данные социального мониторинга.
Социальный мониторинг – это научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа социальной информации для принятия стратегических и тактических решений на государственном, региональном и местном уровнях управления социальной сферой.
Социальный мониторинг решает задачи комплексного отображения всех аспектов деятельности людей. Посредством социального мониторинга реализуется функция конкретной информационной помощи органам управления при разработке обоснованной линии преобразований с учетом важнейших и актуальнейших социальных проблем.
Система статистических показателей социального мониторинга включает в себя следующие показатели: государственное управление, расходы на социальные нужды, политическая статистика, население и социальная стратификация, социальная инфраструктура, образ жизни.
VII. Прогнозирование, проектирование и моделирование
В социальной работе
Сущность прогностической деятельности в социальной работе
Прогнозирование в социальной работе означает разработку прогноза в виде формулирования вероятностного суждения о состоянии социального явления в будущем. В узком значении прогнозирование в социальной работе означает специальное научное исследование перспектив развития социального явления, преимущественно с количественными оценками и с указанием более или менее определенных сроков изменения этого
Прогностическая деятельность в социальной работе — вид познавательной деятельности по разработке социального прогноза, имеющей интеллектуальный, волевой и эмоциональный компоненты; специальное научное исследование перспектив развития какого-либо социального явления или процесса.
Прогнозирование в социальной работе как метод научного познания представляет собой обоснованные и нормированные способы получения и синтеза знаний о вероятностных будущих изменениях объектов, явлений или процессов в социальной работе, отвечающие критериям эмпирической проверяемости и опровержимости.
Субъектом прогнозирования в социальной работе являются организации, предприятия, учреждения или отдельные лица, осуществляющие разработку прогноза в социальной работе.
Объекты прогнозирования в социальной работе – это процессы, явления и события в социальной работе, на которые направлена познавательная и практическая деятельность субъекта прогнозирования.
Существуют несколько основных, дополняющих друг друга способа разработки прогнозов в социальной работе:
— анкетирование (интервьюирование, опрос) — опрос населения, экспертов с целью упорядочить, объективизировать субъективные оценки прогнозного характера. Особенно большое значение имеют экспертные оценки. Опросы населения в практике прогнозирования применяются пока что сравнительно редко;
— экстраполирование и интерполирование (выявление промежуточного значения между двумя известными моментами процесса) — построение динамических рядов развития показателей прогнозируемого явления на протяжении периодов основания прогноза в прошлом и упреждения прогноза в будущем (ретроспекции и проспекции социальных прогнозных разработок);
— моделирование — построение поисковых и нормативных моделей с учетом вероятного или желательного изменения прогнозируемого социального явления на период упреждения прогноза по имеющимся прямым или косвенным данным о масштабах и направлении изменений (сценарии, имитации, графы, матрицы, подборки показателей, графические изображения и т.д.).
Процесс прогнозирования в социальной работе предполагает проведение краткого ретроспективного анализа прогнозируемого социального объекта; описание его современного состояния (сравнительный анализ наблюдаемых тенденций в отечественном и зарубежном опыте); выявление проблем (уже решенных, но их внедрение и реализация только начинаются; тех проблем, которые решены, но не нашли практического использования; оценки экспертов по ведущим научным исследованиям в данной области).
Практическое назначение прогнозирования в социальной работе связано с подготовкой обоснованных социальных предложений, проектов, программ, рекомендаций и оценок о том, в каком направлении желательно развитие объектов в социальной сфере (социальная защита, здравоохранение, образование, молодежные проблемы и др.), как действительно может протекать развитие социальных объектов, процессов, явлений, каков механизм преодоления негативных тенденций в социальной сфере.
Сущность проектной деятельности в социальной работе
Проектирование в социальной работе — это процесс создания социальных объектов, качеств и отношений, конструирование индивидом, группой или организацией действия, направленного на достижение социально значимой цели и локализованного по месту, времени и ресурсам. С точки зрения результата, проектирование в социальной работе является процессом создания проекта.
Проектная деятельность в социальной работе относится к разряду инновационной, творческой деятельности, ибо она предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать.
Основными задачами проектной деятельности в социальной работе являются: анализ ситуации, т.е. всесторонняя социальная диагностика проблем и четкое определение их источника и характера; поиск и разработка вариантов решений рассматриваемой проблемы (на индивидуальном и социальном уровнях) с учетом имеющихся ресурсов и оценка возможных последствий реализации каждого из вариантов; выбор наиболее оптимального решения (т.е. социально приемлемых и культурно обоснованных рекомендаций, способных произвести желаемые изменения в объектной области проектирования) и его проектное оформление; разработка организационных форм внедрения проекта в практику социальной работы и условий, обеспечивающих реализацию проекта в материально-техническом, финансовом, правовом отношениях.
Основными элементами проектной деятельности в социальной работе, его важнейшими теоретическими категориями являются субъект и объект.
Субъектом проектирования в социальной работе являются различные носители управленческой деятельности: как отдельные личности, так и организации, трудовые коллективы, социальные институты, ставящие своей целью организовать целенаправленное преобразование социальной действительности. Необходимая атрибутивная сторона субъекта - его социальная активность, непосредственное участие в процессе проектирования. От знаний и умений, творчества и мастерства, культуры и уровня мышления субъекта проектной деятельности, от конкретных способностей людей анализировать и синтезировать информацию и выдавать оригинальные идеи во многом зависит качество разрабатываемых моделей и проектов в социальной работе.
Под объектами проектирования в социальной работе понимаются системы, проекты, организации социальных связей, взаимодействий, включенных в проектную деятельность, подвергающиеся воздействиям субъектов проектирования.
В поле проектирования в социальной работе попадают объекты самой различной природы: поддающиеся организованному воздействию элементы, подсистемы и системы материального и духовного производств (средства и предметы труда, социальная технология, техника - как совокупность орудий труда, духовная культура, социальная деятельность и тому подобное); человек - как общественный индивид и субъект исторического процесса и социальных отношений с его потребностями, интересами, ценностями, установками, социальным статусом, престижем, ролями в системе отношений; элементы и подсистемы социальной структуры общества (трудовые коллективы, регионы, социальные группы и тому подобное); различные общественные отношения (политические, идеологические, управленческие, эстетические, нравственные, семейно-бытовые, межличностные); элементы образа жизни (жизненные позиции, способы жизнедеятельности, качество и стиль жизни и тому подобное).
При осуществлении проектирования в социальной работе используются различные методики. Основными методиками являются: вживания в роль, матрицы идей, ассоциации, аналогии, синектики, мозгового штурма.
Проектирование в социальной работе применяется для разработки социальных программ, социальных предложений и проектов, отработки методики, техники и технологии конкретных форм социальной деятельности в социальной сфере
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|