Сделай Сам Свою Работу на 5

Перечень практических занятий.





ОПД.Р.01

«Социальная демография»

для специальности 350500

«Социальная работа»

ДЛЯ ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

 

 

Курс – 4

Лекций – 8

Семинары – 8

Лабораторные работы – нет

Курсовая работа - нет

Курсовое проектирование - нет

Самостоятельная работа всего – 94 ч.

Всего часов – 110 ч.

Отчетность - экзамен - 8 семестр

 

 

Программу составила доцент каф. САР

Суркова И.Ю.

Программа обсуждена

на заседании каф. САР

_____________________2011 г.

Зав. каф. САР Ловцова Н.И.

 

 

Программа утверждена

на заседании УМКС/УМКН

_____________________ 2011 г.

Пред. УМКС Ловцова Н.И.

 

 

Саратов 2011

 


Дидактические единицы

Дисциплина по учебному плану Перечень дидактических единиц дисциплины (знания, которыми должен обладать студент по окончании изучения дисциплины) Перечень вопросов (дидактических единиц) знания по которым необходимы для изучения дисциплины Дисциплины в рамках которой изучается
Шифр дисциплины Наименование дисциплины Трудоемкость Шифр дисциплины Наименование дисциплины
ОПД. Ф. 08 Социальная демография.   110 ч. Предмет и метод измерения в демографии; демографическое прогнозирование; демографическая политика и ее взаимосвязь с социально-экономическим положением; социальные, экономические, правовые и др. Мероприятия по реализации демографической политики; проблемы рождаемости, смертности, брачности, здоровья и миграции населения и их учета в социальной политике государства. 1.   1. ЕН.В.07 1. Медицинская антропология
2. Расовое, этническое и социальное неравенство; национальный вопрос и национальная политика; этничность как политический феномен   2. СД.Ф.06 2. Этнополитология
3. География расселения народов планеты; ландшафтные, природно-климатические условия и особенности проживания народов; адаптивные функции культуры к географической и природной среде   3. СД.Ф.05 3. Антропогеография
4. Этнические аспекты миграционных процессов; этносоциология семейно-брачных отношений   4.ОПД.Ф.12 4. Этносоциология
5. Методы измерения и система показателей; статистика численности, состава и движения населения; статистика производительных сил, уровня и качества жизни, социальных условий, характера труда и доходов населения; статистика потребления материальных благ и услуг, национального дохода, социального обеспечения, природоохранной деятельности 5.ОПД.Ф.07 5.Социальная статистика

1. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе





Курс демографии для специалистов по социальной работе является обязательным и необходимым условием их профессиональным подготовки. Его назначение - дать базовые представления о наиболее общих понятиях и категориях демографии как науки тесно связанной с социологией, политологией, теорией и практикой социальной работы, историей, социальной антропологии, статистикой.

В качестве предмета демографии могут рассматриваться социально-биологические закономерности воспроизводства и развития населения, динамика качественных и количественных его изменений во времени и пространстве.

К целям проведения занятий можно отнести следующее:

1.Творческое усвоение и развитие материала лекций, обязательной и дополнительной литературы, рекомендуемой преподавателем;

2.Выявление и понимание социальных аспектов и закономерностей демографических процессов в современной России;

3.Акцентирование внимания студентов на особую роль, а также последствия миграционных процессов и политики на демографическую структуру населения современной России.

Тематика семинарских занятий соответствует главным разделам программы, а также основным темам лекционного курса. При этом в качестве вопросов рассматриваемых на практических-семинарских занятиях могут быть выбраны из программы такие проблемы, которые не получили детального освещения в лекционном курсе. В этом случае студентам необходимо обратить самое серьезное внимание на самостоятельную проработку той литературы, которая приведена к каждому тематическому разделу программы курса демографии. Поэтому к целям семинарских занятий могут быть отнесены: поиск и самостоятельное, творческое усвоение необходимого учебного материала, имеющегося в обязательной и дополнительной литературе курса “Демография”.



В процессе проведения семинарских занятий студенты могут также выступить с рефератами, перечень тем которых имеется в настоящем методическом комплексе.

 

2. Требования к знаниям и умениям студентов по дисциплине

В процессе изучения курса студенты должны получить достаточные представления об основных понятиях и закономерностях развития демографических процессов, а также должны уметь использовать полученные знания для более глубокого понимания и изучения специфики жизнедеятельности тех или иных социальных групп в современной России.

По изучению курса студент должен: ЗНАТЬ:

· Историю становления социальной демографии как науки

· Предмет и методы исследования, применяемы в социальной демографии

· Специфику демографической политики в России на региональном и федеральном уровне, а также взаимосвязь с социально-экономическим положением в обществе

 

Студент должен ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

· О мероприятиях по реализации демографической политики в России и за рубежом

· О закономерностях воспроизводства населения, проблемах рождаемости, смертности, брачности, здоровья и миграции населения и их учете в политике государства

· О механизмах переписи населения в Российской Федерации

 

3. Распределение трудоемкости (час.) дисциплины по темам и видам занятий.

 

№ темы Наименование тем Часы
Всего Лекции Практ.работы Семинары СРС
История становления и развития демографии    
Предмет и задачи демографии      
Источники информации о населении и демографических процессах;    
Методы изучения демографических процессов; переписи населения      
Рождаемость и репродуктивное поведение, смертность    
Особенности структуры населения      
Демографическое прогнозирование и демографическая политика    
Перспективы использования знаний социальной демографии в профессии социального работника      
итого  

Содержание лекционного курса

 

№ темы Всего часов № лекции Тема лекции. Вопросы, обрабатываемые на лекции.
1. История становления и развития демографии Зарождение демографии, книга Дж. Граунта. Попытки выделения специфики демографической науки – А. Гийяр, Ж. Бертийон. Право демографии на самостоятельное (отдельное от статистики) существование, ее взаимосвязь с другими науками. Актуальность демографической проблематики. Теоретическая и практическая значимость исследования населения, его изменений, взаимосвязей с другими явлениями и процессами. Тесная взаимосвязь биологических и социальных факторов в демографических процессах. Демографические явления и процессы: рождаемость, смертность, брачность, разводимость, изменение проловозрастной структуры населения. Виды движения населения – естественное и механическое. Естественное движение населения как непрерывное изменение численности и структуры населения в результате рождений, смертей, браков и разводов. Специфика демографического подхода к населению, акцентирование внимания на процессах самосохранения и воспроизводства. Население как объект изучения многих наук, в том числе демографии. Предмет демографии – законы естественного воспроизводства населения. Воспроизводство населения как непрерывная смена поколений. Задачи демографии: изучение тенденций и факторов демографических процессов, разработка демографических прогнозов, разработка демографической политики. Основные понятия: демография, народонаселение, демографические процессы, виды движения населения воспроизводство населения, предмет демографии, демографическая политика, методы демографии, продольный анализ, поперечный анализ населения  
Источники информации о населении и демографических процессах Демографическая информация, виды источников информации: переписи, текущий статистический учет демографических событий, текущие регистры населения, выборочные и специальные обследования. Цели и основные принципы проведения переписей. Категории населения, учитываемые при переписях (наличное, постоянное, юридическое), критерии их выделения. Критический момент переписи. Использование методов социологии для проведения переписей. Программа переписи. Организация текущего статистического учета естественного движения населения. Использование текущих регистров в демографической практике. Особенности проведения выборочных и специальных демографических обследований. Численность населения как самый грубый показатель в демографии, пассивный итог демографических событий. Влияние момента времени, административно-территориальных границ и категории населения на численность населения. Относительность численности населения. Структура населения по полу и возрасту, половозрастные пирамиды. Связь возрастной структуры с режимом воспроизводства населения. Демографическое старение населения. Распределение населения по брачному состоянию. Брачно-возрастная структура населения. Брак и его формы. Демографическое понятие брачности. Связь брачности и рождаемости. Социологические аспекты брачности. Демографическое понятие семьи и семейной структуры. Факторы изменения среднего размера и структуры семьи. Домохозяйство. Развод. Демографическое понятие разводимости. Тенденции разводимости в России. Сравнительная характеристика метода реального и условного поколений. Понятие «когорта». Основные понятия: перепись, статистический учет населения, выборочное обследование, регистры населения, наличное, постоянное, юридическое население, критический момент переписи, программа переписи, численность населения, относительная численность населения, структура населения, старение населения, брачность, домохозяйство, семья, разводимость, реальное поколение, условное поколение
Рождаемость и репродуктивное поведение, смертность Абсолютные и относительные показатели: целесообразность и границы применения. Абсолютная численность населения, методика ее определения. Моментная численность населения и численность населения за период. Основные принципы формирования общих коэффициентов. Общие и частные коэффициенты: достоинства и недостатки. Демографическое понятие рождаемости. Плодовитость как фактор рождаемости. Общие, частные, возрастные коэффициенты рождаемости. Показатели рождаемости по очередности рождения. Суммарный коэффициент рождаемости. Брачная и внебрачная рождаемость. Календарь рождений. Проблема учета в демографическом анализе рождаемости вклада ее поведенческих и структурных компонентов. Основные подходы к его измерению. Понятие естественной рождаемости. Индекс ГМЕР (гипотетического минимума естественной рождаемости). Понятие репродуктивного поведения. Потребность в детях. Репродуктивные нормы, ценности, установки и мотивы. Планирование семьи и внутрисемейное регулирование числа рождений. Тенденции изменения уровней рождаемости в мире, России. Демографическое понятие смертности. Показатели смертности. Общий коэффициент смертности, возрастные коэффициенты, коэффициенты смертности по причинам смерти. Особенности расчета младенческой смертности. Методы расчета коэффициентов младенческой смертности: точный метод, метод Ратса и грубый метод. Демографическая сетка как графическое представление. Таблицы смертности (дожития), их основные функции. Средняя продолжительность предстоящей жизни. Тенденции и факторы уровня смертности и средней продолжительности жизни. Основные понятия: рождаемость, коэффициенты рождаемости, естественная рождаемость, индекс ГМЕР, репродуктивное поведение, планирование семьи, смертность, коэффициенты смертности, средняя продолжительность жизни
Демографическое прогнозирование и демографическая политика Демографическая политика в эпоху депопуляции. Экономические и социальные последствия депопуляции. Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года. Пессимистические и оптимистические демографические прогнозы. Принципы демографической политики. Самосохранительное поведение: понятие и структура. Значение изучения самосохранительного поведения в анализе факторов продолжительности жизни. Исследования самосохранительного поведения в нашей стране и за рубежом. Программа демографического развития населения. Основные понятия: демографическая политика, демографический взрыв, депопуляция, уровень жизни, эффективность здравоохранения, санитарная культура, самосохранительное поведение

Перечень практических занятий.

 

№ темы Всего часов № занятия Тема практического занятия. Вопросы, обрабатываемые на практическом занятии.
Предмет и задачи демографии 1. Особенности исследований Дж. Граунта, Ал. Гийяра, Т. Мальтуса и их влияние на науку о народоописании. 2. Естественное и механическое движение населения. 3. Отраслевые направления демографии 4. Естественное воспроизводство населения 5.Изучение тенденций и факторов демографических процессов;  
Методы изучения демографических процессов; переписи населения 1. История переписей 2. Принципы переписи населения 3. Сравнительный анализ результатов переписи населения 1989 и 2002 гг. 4. Текущий статистический учет демографических событий 5. Текущие регистры населения
Особенности структуры населения Работа в парах по вариантам. По заданной половозрастной структуре численности населения определить: 1. Типы возрастного состава населения 2. Уровень старения населения 3. Вычислить демографическую нагрузку 4. Построить половозрастную пирамиду населения с учетом среднего возраста дожития до 100 лет  
Перспективы использования знаний социальной демографии в профессии социального работника 1. Студенты делятся на две группы и обсуждают Концепцию демографического развития Российской Федерации и Саратовской области до 2015 гг. (общее и особенное) 2. Круглый стол

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.